Санатана дхарма что это
Санатана дхарма что это
Санатана Дхарму (так называют в Индии индуизм) по праву можно назвать древнейшей религией на земле. Ее нельзя привязать к какому-то определенному отрезку времени, у нее нет конкретного основателя. Взгляд самых древних религиозных книг в истории человечества – Вед (Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы) таков: Санатана Дхарма появилась одновременно с творением Вселенной.
На сегодняшний день в мире насчитывается более одного миллиарда последователей Санатана Дхармы.
В ведических текстах Санатана Дхарма не считается каким-то одним учением, но скорее определенным видением жизни и духовного пути. В этом контексте можно говорить о том, что все известные в настоящее время религии отражают ту или иную сторону Санатана Дхармы.
Юридическое определение Санатана Дхармы (индуизма) было дано Верховным Судом Индии в 1966 году, с уточнениями, внесенными 2 июля 1995 года оно включает семь основных признаков:
1. «Почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах».
2. Наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна.
3. Признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии.
4. Вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности).
5. Признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями.
6. Осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов».
7. Понимание того, что в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определённого набора философских постулатов.
Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев.
Основные принципы и постулаты Санатана Дхармы:
— Астейя – неприсвоение чужого.
— Брахмачарья – воздержание для монахов и умеренная сексуальная жизнь для мирян.
— Тапас – самодисциплина, способность к самоконтролю и усердной духовной практике.
— Сантоша – удовлетворенность тем, что есть, радостное отношение к жизни, благодарение.
— Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты, чистота тела и чистота помыслов.
— Свадхьяя – изучение священных текстов.
— Ишвара-пранидхана – принятие Бога как единственного идеала в жизни, посвящение своей жизни познанию Бога и духовному пути.
Вера в то, что любое совершенное действие приносит соответствующие результаты, отсюда стремление накапливать положительные результаты и избегать не гармоничных проявлений тела, речи и ума, чтобы не накапливать дурных причин. Вера в то, что за счет верного духовного руководства и усердной практики можно достичь Освобождения от связанности земной, смертной реальностью.
Вера в методы, полученные от учителей, и усердная практика их в течение жизни вплоть до достижения Освобождения. Приведение всей жизни в соответствие с практикой пути.
Принятие духовных авторитетов, прямого руководства.
Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской духовности.
1. Индуисты верят в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитают Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны – слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни конца.
2. Индуисты верят в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и Непроявленной Реальностью.
3. Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания, сохранения и растворения.
4. Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.
5. Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.
6. Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божественные существа и что храмовые богослужения, ритуалы, таинства, так же как и личное совершение обрядов, создают общение с этими девами и богами (махадевами).
7. Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, важен для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, и что так же важны личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к самопознанию и медитация.
8. Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и потому практикуют ахимсу, непричинение вреда.
9. Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и понимания.
Садгуру Шивайя Субрамунийя Свами «Танец с Шивой»
Сердцевиной Санатана Дхармы является учение о недвойственности мира (Адвайта-Веданта). Вот основные постулаты Адвайты:
• Весь мир есть проявление ума, творящее сознание и сотворенный мир неразделимы как сон и сновидец.
• Мысль «Я есть тело» – ложна, понимание «Я есть Абсолют» – истинно.
• Все неведение относительно природы Реальности устраняется через самоисследование и медитацию.
Санатана дхарма что это
13 Декабря
Понедельник
2021 год
Санатана Дхарма
Санатана Дхарму (так называют в Индии индуизм) по праву можно назвать древнейшей религией на земле. Ее нельзя привязать к какому-то определенному отрезку времени, у нее нет конкретного основателя. Взгляд самых древних религиозных книг в истории человечества – Вед (Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы) таков: Санатана Дхарма появилась одновременно с творением Вселенной.
На сегодняшний день в мире насчитывается более одного миллиарда последователей Санатана Дхармы.
В ведических текстах Санатана Дхарма не считается каким-то одним учением, но скорее определенным видением жизни и духовного пути. В этом контексте можно говорить о том, что все известные в настоящее время религии отражают ту или иную сторону Санатана Дхармы.
Юридическое определение Санатана Дхармы (индуизма) было дано Верховным Судом Индии в 1966 году, с уточнениями, внесенными 2 июля 1995 года оно включает семь основных признаков:
1. «Почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах».
2. Наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна.
3. Признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии.
4. Вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности).
5. Признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями.
6. Осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов».
7. Понимание того, что в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определённого набора философских постулатов.
Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев.
Основные принципы и постулаты Санатана Дхармы:
— Астейя – неприсвоение чужого.
— Брахмачарья – воздержание для монахов и умеренная сексуальная жизнь для мирян.
— Тапас – самодисциплина, способность к самоконтролю и усердной духовной практике.
— Сантоша – удовлетворенность тем, что есть, радостное отношение к жизни, благодарение.
— Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты, чистота тела и чистота помыслов.
— Свадхьяя – изучение священных текстов.
— Ишвара-пранидхана – принятие Бога как единственного идеала в жизни, посвящение своей жизни познанию Бога и духовному пути.
Вера в то, что любое совершенное действие приносит соответствующие результаты, отсюда стремление накапливать положительные результаты и избегать не гармоничных проявлений тела, речи и ума, чтобы не накапливать дурных причин. Вера в то, что за счет верного духовного руководства и усердной практики можно достичь Освобождения от связанности земной, смертной реальностью.
Вера в методы, полученные от учителей, и усердная практика их в течение жизни вплоть до достижения Освобождения. Приведение всей жизни в соответствие с практикой пути.
Принятие духовных авторитетов, прямого руководства.
Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской духовности.
1. Индуисты верят в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитают Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны – слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни конца.
2. Индуисты верят в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и Непроявленной Реальностью.
3. Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания, сохранения и растворения.
4. Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.
5. Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.
6. Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божественные существа и что храмовые богослужения, ритуалы, таинства, так же как и личное совершение обрядов, создают общение с этими девами и богами (махадевами).
7. Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, важен для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, и что так же важны личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к самопознанию и медитация.
8. Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и потому практикуют ахимсу, непричинение вреда.
9. Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и понимания.
Садгуру Шивайя Субрамунийя Свами «Танец с Шивой»
Сердцевиной Санатана Дхармы является учение о недвойственности мира (Адвайта-Веданта). Вот основные постулаты Адвайты:
• Весь мир есть проявление ума, творящее сознание и сотворенный мир неразделимы как сон и сновидец.
• Мысль «Я есть тело» – ложна, понимание «Я есть Абсолют» – истинно.
• Все неведение относительно природы Реальности устраняется через самоисследование и медитацию.
Санатана-дхарма – вечный путь души в духовный мир
Санатана-дхарма часто употребляемый термин в священных текстах, в контексте описания наилучшего образа деятельности для человека. Санатана-дхарма переводится как «вечная религия». Дхарма, в контексте этого обозначения, означает «религия», а санатана – «вечная». Вечная религия основывается на достижении высшей цели. Единственная высшая цель, которую признают Веды – Верховная Личность Бога. Таким образом, санатана-дхарма – это обозначение пути достижения Верховного Господа.
Однако, не каждый путь является санатана-дхармой. Так как этот термин обозначает именно «вечную религию» следует разобраться в том, что является не вечной религией, асат.
Санатана-дхарма и карма-канда. Материальная и вечная религия
Материальной стороной религии называют карма-канду, в которую входит достижение чатурартхи: камы, артхи, дхармы и мокши, соблюдения ритуалов, обрядов и жертвоприношений. Карма-канда необходима исключительно для приобретения материальных наслаждений, которыми человек может наслаждаться как в человеческой форме жизни, так и в форме жизни полубога на райских планетах. И хотя карма-канда, материальная сторона религии, признается лучшей деятельностью чем невежество и грехи, с абсолютной точки зрения она обуславливает живое существо в круговороте рождения и смерти также сильно, как и грехи.
Карма-канда занимает ум человека тяжелой деятельностью ради обретения бренных плодов материальных достижений. В священных текстах описывается, что путём невероятных усилий можно достигнуть райских планет, но это не избавит человека от круговорота рождения и смерти. После пребывания на райских планетах, джива, живое существо, попадает снова в материальный мир иногда в тело человека, иногда в тело животного, в зависимости от благочестия и пути попадания на райские планеты.
Для санатана-дхармы главной целью является достижение духовного мира – обители Верховного Господа. Ведические авторитетные писания утверждают, что метод достижения духовного мира всего один – это преданное служение Верховному Господу:
Религиозная деятельность, материальное процветание и удовлетворение чувств описаны в Ведах как три-варга, три пути к спасению. Они включают в себя образование и познание своего «Я», совершение ведических обрядов, искусство логики, знание законов и обязанностей, а также различные способы зарабатывать на жизнь. Все эти виды деятельности относятся к внешней стороне ведического знания, и потому я считаю их материальными. Духовно лишь преданное служение лотосным стопам Господа Вишну.
Верховную Личность Бога невозможно удовлетворить, став совершенным брахманом, полубогом или великим святым, развив безупречные манеры или обретя обширные познания. Ничто из этого не доставит Господу удовольствия. Вы не удовлетворите Его и раздачей милостыни, аскезой, жертвоприношениями, чистотой и исполнением обетов. Господь доволен лишь тогда, когда видит в нас чистую, непоколебимую преданность Ему. Если человек не занят искренним преданным служением Господу, все его достоинства — не более чем показное благочестие.
Верховная Личность Бога – это Господь Кришна.
Ученые мудрецы, постигшие суть Вед и святые, которым известна истина о духовной жизни, утверждают, что Господь Кришна – Верховная Личность Бога, которая вечно поддерживает все живые существа и мир в целом.
Махабхарата. Анушасана Парва.
Итак, санатана-дхарма – вечная деятельность, направленная на Верховную Личность Бога, Господа Кришну. Целью санатана-дхармы является избавление живого существа от материальной иллюзии и возвращению его домой, в духовный мир. Каждое живое существо по своей сути духовная частица Бога, постоянно находящееся во взаимоотношениях с Ним. В силу своей обусловленности, живое существо не способно воспринимать или взаимодействовать с Богом, но Господь Кришна всегда находится в сердце живого существа как Параматма – Сверхдуша.
Санатана-дхарма – это духовный путь, духовный метод, который направлен на Кришну. Но как правильно взаимодействовать с Кришной? Сарва дхарман паритьяджа мам экам шаранам враджа. Необходимо оставить все иные разновидности веры и предаться Верховной Личности Бога. Материальное общество построено на вере в материальные достижения: экономику, науку, политику, образование, но в конечном счете все это необходимо лишь для наслаждений. Как бы материальное общество не развивалось войны, болезни, эпидемии, стихийные бедствия и страдания не оставляют людей, а иногда кажется что и вовсе их становится только больше. Для следованию санатане-дхарме, человеку необходимо оставить свою веру в материальные достижения и предаться Кришне. Предаться Кришне означает занять позицию слуги и служить Ему так, как этого хочет сам Господь.
Религия – это выполнение воли Бога, а безбожие – это нарушение его воли.
Шрила Прабхупада. Ещё один шанс. 8 глава.
Как следовать санатана-дхарме?
Как Господь хочет, чтобы мы Ему служили? Многие люди служат Господу так, как они того хотят, действуя из собственных измышлений, ради удовлетворения собственных желаний. Но истинное положение слуги, заключается в том, чтобы черпать счастье в удовлетворении Господина. Высококлассный слуга живет заботами своего Господина, чистый преданный живет интересами Кришны. Как нам узнать, чего от нас хочет Бог?
Поэтому, следуя указаниям шастр, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства.
Священные писания являются указанием на то, что человеку следует делать и на то, что ему делать запрещено. Следуя наставлениям шастр, священных писаний, человек может следовать путём санатана-дхармы и достигнуть высшей цели. В ведической философии принято определять истину по трём источникам: гуру, саддху, шастры. Гуру – это Кришна в форме Параматмы, который указывает на то, что необходимо делать изнутри. Саддху – это духовный учитель, уполномоченный определять правильное направление деятельности для своих учеников. Шастры – это священные писания. Если все три эти источники согласуются с каким-либо знанием – это знание истинно. Шастры отвергают метод, при котором человек стремиться служить Богу исключительно из своих прихотей, поэтому такой метод служения не является действительным. Многие падшие люди придумывают свои методы поклонения Кришне, всё доходит вплоть до каннибализма, который оправдывается достижением чистого сознания, путем забвения ложных чувств. Материальный ум может быть крайне опасным врагом, если он не усмирен надлежащим методом.
Санатана-дхарма – это преданное служение.
Шримад Бхагаватам. 7.11.2. комм.
Старость надвигается, как преследующая тигрица; жизнь утекает, как вода из разбитого горшка; болезни атакуют, как враги. Вот почему необходимо стремиться к лучшему. Пока горе не пришло, пока не обрушились бедствия, пока чувства способны воспринимать — до тех пор следует стремиться к лучшему. Пока тело сохраняется, следует искать истину — только глупый человек начинает рыть колодец, когда его дом уже загорелся.
Гаруда Пурана. 16. 24-32.
Помимо этих страданий, существуют ещё и тройственные страдания, которые причиняют нашими собственными умом и телом, другими живыми существами и силами природы. Все окружающее нас приносит страдание – даже если мы ничего не будем делать, через крайне непродолжительное время мы начнем страдать: голод, жажды, желание поспать, желание заняться сексом, скука и прочие состояния будут постоянно вынуждать нас страдать. Это путь материализма. Но путь санатана-дхармы, заключается в том, чтобы избавиться от материалистичного образа жизни.
йунджанн эвам садатманам
йоги нийата-манасах
шантим Нирвана-парамам
мат-самстхам адхигаччхати
Практикуя таким образом постоянный контроль тела, ума и деятельности, трансценденталист-мистик, контролируя свой ум, достигает царства Господа (обители Кришны) путем прекращения материального существования.
Материальное существование заканчивается, а вместе с ним заканчивается и материальные страдания. Это и есть санатана-дхарма. Преданное служение избавляет живое существо от мук пребывания в материальном мире и даёт ему право вернуться домой к Богу. Преданное служение Кришне – это самый эффективный метод очищения от грехов: ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах – «Я освобожу тебя от всех твоих грехов. Не бойся ничего». Это слова Верховного Господа, которые Он объясняет Арджуне. Грехи являются причиной больших страданий для живого существа. Совершив грех его возможно искупить только воздаянием – другим страданием. Если человек совершил убийство – он должен умереть насильственной смертью, иногда несколько раз. Но преданное служение избавляет от грехов. Так говорит Кришна.
У того, кто отдает голос благоприятному имени Кришны — десятки миллионов великих грехов немедленно сжигаются в пепел.
Даже умирающий Аджамила достиг небес, произнеся имя Хари, которым он назвал сына. Во сколько же раз больше воздействие святого имени, если оно произносится с верой!
Хари уничтожает грехи, даже если на него медитирует человек со злыми умыслами; огонь обжигает, даже если его касаются случайно.
Грешный человек не способен совершать грехи, находясь под воздействием силы святого имени. Хари с корнем вырывает грехи, о дваждырожденный.
Гаруда Пурана. 8. 12-15
Существует девять методов преданного служения. Основными и самыми доступными являются три: шраванам, киртанам и смаранам. Слушание, воспевание и памятование. Слушание повествований о Господе, Его качествах, играх, деяниях привлекает живое существо к преданному служению, давая возможность идти по пути бхакти-йоги. Без слушания в сердце просто не возникает желания служить Бога, но внимательное слушание избавляет от сомнений, препятствий, лености и различных негативных качеств. Только из слушания возникает процесс киртанам – воспевания. Это непосредственное повествование об играх, деяниях и качествах Господа, воспевание Его Святых Имён. Практика повторения Святых Имен – основная практика бхакти-йоги, признанная как самая авторитетная и возвышенная практика всеми ведическими писаниями.
Голодный человек, принимая пищу, с каждым глотком одновременно испытывает три состояния: он обретает удовлетворение, наполняется силой и перестаёт чувствовать голод. Подобно этому, предавшиеся души, совершая бхаджану, одновременно достигают трёх результатов: в них пробуждается бхакти и превращается потом в прему, Господь открывает Себя им в наиболее дорогом их сердцу облике, и они теряют интерес ко всему материальному
Бхаджана – это синоним слова киртан, обозначающее воспевание.
Памятование о Господе, как об объекте своего любовного служения, гарантирует живому существу возвращение домой, в духовный мир. Памятование естественным образом возникает при правильном воспевании, а правильное воспевание возникает в результате правильного слушания. Это процессы взаимосвязаны и посвящая себя одному процессу мы совершенствуемся в другом. Кришна всеблаг и даже случайное размышление о Нём – великая удача.
Служение Господу – это источник вечного блаженства, так как именно этим методом живое существо занимает духовное положение, с которого никогда не падает. Кришна говорит: «Мой преданный никогда не умирает». Он не говорит «не покидает тела», Он говорит именно о положении преданного. Преданный никогда не перестает быть преданным и все плоды труда, совершенные во Имя Верховного Господа останутся с живым существом навсегда. Это труд, дающий вечные плоды, которые неподвластные времени или карме.
Верховное Существо, Личность Бога, — это суть ведического знания, корень всех заповедей религии и Тот, о ком всегда помнят великие учители. О царь Юдхиштхира, этот принцип религии должен считаться истиной. Любой, кто в своей жизни опирается на этот принцип, будет всегда удовлетворен, ибо это приносит удовлетворение душе, уму и даже телу.
Санатана-дхарма – духовная деятельность в материальном мире
Санатана-дхарма носит два характера – внешний и внутренний. Внутренний – это непосредственно преданное служение Кришне, Верховной Личности Бога. Внешний – это то, что способствует этому служению. Внутренний характер санатана-дхармы уже был в-кратце описан: шраванам, киртанам, смаранам.
Внешний характер санатана-дхармы – заключается в следовании варнашрама-дхарме, своду предписаний касающихся социальной жизни и деятельности. Человеку следует заниматься деятельностью, которая соответствует его природе. Трудиться при это человеку следует не ради удовлетворения своих эгоистических желаний, а ради Кришны, посвящая Ему плоды своего труда. Разделение на сословия заключается в делении на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. У каждой из этих групп есть свои обязанности и права.
Роль варнашрама-дхармы в следовании пути санатана-дхармы заключается в том, что соответствие природы деятельности и характера человека приводит к избавлению от беспокойств и необходимости в излишних наслаждениях. Когда личность занята трудом не по своей природе – это приносит беспокойства не только этой личности, но и всем окружающим, так как отказ от следования своей природе приводит к большим страданиям. Когда человек занят своим трудом – он естественным образом умиротворен и способен действовать без необходимости греховного «отдыха». Когда люди устают от своей работы, они устраняют стресс посредством алкоголя, наркотиков, секса и азартных игр. С точки зрения благочестивого образа жизни – это запрещено и следует принимать такой образ жизни, который естественным образом даёт возможность черпать в своей деятельности не излишний стресс и беспокойства, а энтузиазм, вдохновение и счастье.
Следование варнашрама-дхарме позволяет избавить общество от множества беспокойств, максимально эффективно вовлекая в трудовую деятельность каждого индивидуума с точки зрения морально-нравственных принципов и сохранения психологического здоровья общества. Варнашрама-дхарма также важна как условие для воспитания детей в духе добродетели. Изначальная возможность получить духовное воспитание – крайне удачный показатель. В Бхагавад-Гите говориться, что такую удачу обретают действительно редкие души.
Основа варнашрама-дхармы – это исполнения своего долга как на благо общества, так и ради Верховного Господа. Также это означает следование морально-нравственным принципам, которые естественным образом уберегают человека от грехопадения. Общество варнашрама-дхармы естественным образом следует санатана-дхарме. В действительности, в одиночку идти по пути преданного служения достаточно трудно, но тем, кто делает это в обществе преданных – это не составляет никакого труда.