Самовар что это такое
Самовар
Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.
Самовар является, в некотором роде, символом русского быта.
Содержание
Классификация самоваров
Современная классификация самоваров подразумевает деление их на следующие типы:
В конце XIX в начале XX века появились новые типы самоваров:
Керосиновые самовары выпускались только в Туле, фабрикой, основанной ещё в 1870 году.
История самовара
Устройства для подогревания напитков и еды Древнего Рима
Любопытны были различные устройства для подогревания напитков. одно из них, наиболее примечательное — аутепса — античный самовар. в высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака — крана у аутепса не было. в жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.
Существовал и более совершенный «самовар». в средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа.воздуха. между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости. через специальное уширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же выпускался пар.
Приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость. такое устройство соединено было с сосудами, установленными на дне.
В России
Первоначальной родиной русского самовара в России является Урал. До сих пор можно встретить в различных источниках повторение старой легенды, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.
Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход — до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики.
В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году — Ф. М. Попова, в 1796-м — Михаила Медведева.
В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году — Андрея Курашева, в 1815 году — Егора Черникова, в 1820 году — Степана Киселева.
Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000—1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд.
В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук.
В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения — буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.
Для изготовления предмета накладного серебра брались две небольшие пластины одинакового размера — медная, более толстая, и серебряная, значительно тоньше, которые пересыпались порошком буры, накладывались одна на другую и закреплялись неподвижно, после чего накаливались докрасна. При этом бура, плавясь, вызывала размягчение серебра, которое плотно приставало к меди. Полученную медную пластинку, покрытую серебром с одной или с двух сторон, не давая ей остыть, подвергали прокатке между двумя вальцами. Отдельно изготовленные части спаивались, а украшения напаивались из штампованных накладок.
К 1840-м годам в Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет двойной поднос, оформленный также очень нарядно.
Открытие Якоби принципа гальванопокрытия приводит в 80-90 гг. XIX века к широкому распространению никелировки, которая подражала более дорогим изделиям из серебра, а также удешевляла продукцию.
В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по семи тысяч штук каждая.
К концу XIX века формы самоваров становятся более массивными. тяжёлыми, зачастую грубоватыми.
Фабрика Капырзина
Тульский купец второй гильдии Иван Федорович Капырзин родился в 1849 году. Свою самоварную фабрику он открыл в 1885 году, на углу улиц Протопоповской и Логачевской (ныне Плеханова и Степанова).
Фабрика Капырзина была небольшой, в 1890 году здесь работали около 20 человек и выпускали около ста видов самоваров. Среди них — разнообразные вазы «рококо», «ренессанс», самовары варительные, разборные (дорожные), магазинные и других типов. Выпускали рукомойники, кофейники, резервуары для воды. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, белого металла, мельхиора, серебра, иногда золотили. Ручки и самоварные шишки (хватки) на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати, царских особ — из слоновой кости.
На фабрике были устроены токарный, чистильный цех, лудильное отделение, сарай с соломой, чтобы укладывать самовары в ящики для транспортировки и продажи.
В начале XX века почти на каждой фабрике происходили волнения рабочих. Из-за этого в 1903—1905 годах фабрика понесла большие убытки, но в 1907 году самоварному королю Капырзину удалось поднять оборот фабрики до 60 тысяч рублей в год. Вершиной карьеры Капырзина стало избрание его в 1909 году членом Городской думы. К 1912 году фабрика представляла собой хорошо оснащенное производство. На ней работало 98 человек и выпускалось 60 тысяч самоваров в год.
У Капырзина было 4 сына и 4 дочки. Сыновья Павел, Иван, Сергей и Николай очень рано стали помогать отцу. В 1913 году, после смерти Ивана Федоровича, фабрика перешла к ним. Наследники решили не дробить производство и заключили союз. Так появилось товарищество «Самоварная фабрика наследников И. Ф. Капырзина», во главе которой стояли старшие сыновья Павел Иванович и Иван Иванович. После смерти отца семейства на голову потомков посыпались несчастья. В Первой мировой войне в Восточной Пруссии был убит 28-летний Николай Капырзин. Тело его привезли в Тулу и захоронили на Дмитровском кладбище в Чулкове. Сохранилось надгробие с эпитафией: «Родился, учился, а жить не пришлось». А в 1917 году был арестован и расстрелян 34-летний Иван Капырзин.
В годы империалистической войны фабрика выпускала военное оборудование: проволоку, лопаты, противогазы и коробки к ним, другое снаряжение. А с 1917 года фабрика становится Торговым домом под названием «Товарищество фабрики наследников И. Ф. Капырзина и К0 в Туле». Еще через 4 года фабрику национализировали и по постановлению общего собрания рабочих дали ей название «Первая самоварная фабрика имени В. Ленина»,
13 января 1923 года газета «Коммунар» писала: «На днях самоварная фабрика им. Ленина, бывшая Капырзина, получила заказ от редакции московской газеты „Правда“ на изготовление самовара емкостью полтора ведра с портретом Ленина». По тем временам для фабрики это была огромная честь. Портрет Владимира Ильича изготовлял один из лучших тульских граверов. Тогда производством чудо-самовара заинтересовались за рубежом. Тулу посетил представитель германских торговых кругов, занявшийся вопросом экспорта самоваров в Германию.
Появление самоваров на жидком топливе
В конце XIX — начале XX века появляются новые типы самоваров — керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.
Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика русского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.
В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съёмным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрёл инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко» как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в музее, клеймо: «Самовар „Паричко“. Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°».
Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 г. производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино (ныне ЗАО ТД Кольчуг-Мицар).
Предвоенные годы
Послевоенные годы
В 1950 году Тульский патронный завод был переименован в «Штамп». После войны это был единственный завод в Туле, который выпускал самовары. С 1956 года завод «Штамп» начал выпускать электрические самовары, пришедшие на смену угольным.
Позднесоветская эпоха
В 1964 году на заводе «Штамп» начали выпускать самовары-сувениры «Ясная поляна». В настоящий момент в «Штампе» действует заводской музей самоваров, в котором более 400 экспонатов.
В связи с массовой газификацией жилых домов самовары стали постепенно выходить из употребления. В первую очередь популярность потеряли жаровые самовары, электрические же продолжали массово использоваться.
Современность
В 1990 году в Туле на улице Менделеевская у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары».
В парк-отеле «Грумант» Щекинского района Тульской области экспонируется частная коллекция самоваров (различных эпох, фабрик и географии) Михаила Борщева. В коллекции свыше 500 экспонатов. [4]
С середины 1990-х массово выходят из употребления электрические самовары, которые вытеснены дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды, в основном китайского производства.
Устройство самовара
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.
Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:
Итак, самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.
Самовар в литературе
На почтовых марках
Самовары в Иране
В самоварной культуре существуют аналоги в Иране, и эмигранты повсюду ее сохраняют. В Иране самовары используются, как минимум, уже два века, а электрические, газовые или на жидком топливе (нефтяное топливо) все еще повсеместно распространены. Самовар в персидском произносится как samāvar (سماور) Иранские мастера использовали элементы персидского искусства в производстве самоваров. Иранский город Боруджерд был основным центром производства, а несколько мастерских все еще выпускают самовары вручную. При производстве боруджерских самоваров используется немецкое серебро и элементы известного направления искусства Varsho-Sazi. Эти самовары являются типичными представителями иранского искусства, и часто экспозируются на выставках в иранских и зарубежных музеях.
Современное производство самоваров
Производство самоваров не остановилось полностью и продолжается во многих странах. Наиболее интересными образцами самоваров в данном плане являются зарубежные образцы, выпускаемые компанией Beem в Германии, производителя бытовой техники исключительно для внутреннего немецкого рынка (хотя и с возможностью доставки по всему миру, включая Россию), в самоварах которого учтены последние технологии бытовой нагревательной электротехники как: скрытый нагревательный элемент, защита от перегрева или сухого кипячения с автовыключением, термостат поддержания постоянной индивидуальной температуры, технология против конденсации пара на корпусе, фильтры от накипи и функция энергосбережения во время простоя. Производитель снабжает покупателей заварочным чайником к каждому самовару, включая сито для чая и в определенных моделях подложку для сбора капель выпускного крана.
300 лет русскому самовару: Как появилось в России это мудреное приспособление
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Античный самовар Древнего Рима
Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.
Китайский самовар «Хо-Го»
Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.
Когда появился первый самовар на Руси
По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.
Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.
Массовое производство в России чудо-приспособления
Формы самоваров также были очень различны, и в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. Популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. Пользовались спросом и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу.
Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. «Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры». Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.
Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.
Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.
Чаепитие и самовар на картинах русских мастеров и в литературных произведениях писателей
Этот добрый толстый «друг» был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под «пыхтение» самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.
«Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях.»
А еще вспомнились удивительные строки о самоваре, написанные русским поэтом Владимиром Степановым, в средине прошлого века.
Самовар раздула Тула-
Тула — Родина моя —
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит
И топчет тропку в небо белый дым.
Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно мудрое свеченье.
Глядя на полотна живописцев и читая произведения писателей, понимаем, что самовар истинно русское детище, занимающее особое место в истории культуры России. Однако глубоко почитаем самовар и в других странах, где в знак признания ему возведено множество памятников.
Но, к сожалению на сегодняшний день самоварное дело в России претерпело большие изменения. Производство самоваров сильно упростилось, да и производителей практически не осталось. А настоящие ценные экспонаты можно увидеть в частных коллекциях и в музеях страны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Медный самовар на дровах и другие виды самоваров
Самодур, самогрей, самограй, самокипец… Так ласково и с юморком называли в старину самовар. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» посвятил самовару отдельный параграф, превышающий по объему некоторые другие словарные статьи. А как можно было поступить иначе, если самовар к тому времени уже стал обязательной частью жизни. «Сосуды водогрейные для чаю, модные, с трубою и жаровнею внутри» кипели и пыхтели в трактирах, почтовых станциях, дворянских усадьбах, поповских дворах и на ярмарках.
Чай не пили, его непременно кушали. Ведь подготовка к чаепитию представляла собой настоящий ритуал. Нужно было вскипятить самовар, а для этого заранее приготовить щепу для растопки. Застелить скатертью стол. Поставить на него сахарницу с колотым сахаром для любителей пить внакладку или вприкуску. После на столе появлялись разнообразные чайные закуски – розетки с вареньем и медом, баранки и бублики, блины и пироги. К чаепитию подавались лучшие чашки и блюдца. И вот, наконец, на столе появлялся главный герой – кипящий самовар с заварочным чайником сверху.
Русская чайная церемония с самоваром стала одним из символов России, своеобразным национальным обычаем русских. Без самовара трудно представить русскую классическую литературу и живопись, песни, пословицы и поговорки.
А князь Вяземский посвятил самовару целое стихотворение:
«Чтоб, всех житейских дел конец или начало, | Кипучий самовар, домашний запевало, | Не подал голоса и не созвал семьи. ».
Несмотря на то, что чай в России появился еще в XVII веке общедоступным напитком он стал только после Октябрьской революции 1917 года. Это доказал выдающийся историк кулинарии Вильям Похлёбкин в своем классическом труде «Чай, его история, свойства и употребление». В 1638 году 4 пуда чая, «листьев то ли дерева, то ли травы», привез в Москву от монгольского Алтын-хана сын боярский Василий Старков. Чай в России тогда пили с осторожностью и исключительно как лекарство. Постепенно торговля «китайской травой» в России расширялась. Уже в 1674 году в Москве чай можно было купить по 30 копеек за фунт. Во времена Пушкина и Даля, да и в начале ХХ века основная масса населения России – крестьянство – чаем только «баловалась» на ярмарках и в городских трактирах. Самовары в деревне были лишь в помещичьих усадьбах, на кулацких и поповских дворах. В большей же степени чай был городским «удовольствием». Крестьяне же готовить чай не умели, да и купить его в деревне было негде.
В одной шуточной песенке середины XIX века высмеивается крестьянин, не знавший, как готовить чай: «Раз прислал мне барин чаю | И велел его сварить, | А я отроду не знаю, | Как проклятый чай варить». В итоге бедолага приготовил чай с лучком и морковкой.
Чай в нашей стране проделал практически тот же путь, что и в Китае, где первоначально он был лекарством, в VI веке стал напитком знати, а с IX века стал главным национальным напитком.
В первой половине XVIII века в России появляются первые самовары – приспособления для нагрева воды. У русского самовара были предшественники – римская аутепса и китайский хо-го. Связь русского самовара с античной аутепсой сомнительна, а вот с китайским хо-го весьма вероятна. Возможно, что с первой партией чая в 1638 году в Москву попало и китайское приспособление для кипячения воды. Также считается, что прообразом русского самовара могли быть чайники-сбитенники и чайники-кухни – сосуды для варки сбитня и приготовления горячей похлебки.
Постепенно переносные чайники стали приобретать вертикальную форму, и уже в середине-второй половине XVIII века появляется знакомый нам русский самовар. На Урале, в Туле и Москве появились самоварные мануфактуры, которые начали своеобразное соревнование по производству водонагревательных сосудов. Выделкой самоваров занимались и отдельные мастера – самоварники. В XIX веке можно было наблюдать удивительное разнообразие самоварных форм и дифференциацию самоваров по их назначению – самовары-кофейники, дорожные и походные самовары, самовары-бульотки.
Русский самовар стал непременным экспонатом всех промышленных выставок как в России, так и за рубежом, получая заслуженные медали, изображение которых часто выбивалось на самоварном тулове. После отмены крепостного права в 1861 году признанным центром самоварного дела стала Тульская губерния. А первая самоварная мануфактура в Туле была открыта еще в 1778 году.
Выражение «тульский самовар» стало нарицательным. Как в Англии говорят «не вези уголь в Ньюкасл», так у нас «ехать в Тулу со своим самоваром» означает нецелесообразный поступок, бессмысленное предприятие. Фразой про тульский самовар мы козыряем благодаря А.П. Чехову, заметившему когда-то, что «ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром», имея ввиду площадь Пигаль, парижский бульвар красных фонарей, где в изобилии встречались женщины нетяжелого поведения.
Русский самовар получил всемирную известность и славу благодаря труду рабочих самоварных фабрик Баташевых, Тейле, Лисицыных, Ваныкиных, Сомовых, Лялиных, Капырзиных, Шемариных. В советский период, когда вся самоварная промышленность была национализирована, славную историю русского самовара продолжили Государственный меднообрабатывающий завод (ГМЗ) в Кольчугине, завод «Штамп» в Туле и многие другие.
Какой бы формы ни был самовар, и как бы он ни отличался по размерам (на стакан или три ведра) – он всегда легко узнаваем.
Конструктивно самовар довольно сложен. Он состоит из нескольких десятков больших и малых деталей, которые делаются отдельно, а затем мастер, как Прометей, лепящий человека из глины, собирает детали воедино, создавая медное чудо. А другой человек, разжигая самовар углями или лучиной, вдыхает в него жизнь, как Афина когда-то наделила дыханием прометеева человека.
Даже названия конструктивных деталей самовара вызывают благоговейный трепет, уж очень некоторые из них напоминают части человеческого тела: тулово, шейка, ножки, ручки, жаровня, поддувало, кувшин, круг, шишки и подшишки, ветки, верток, репеёк, душничок и колпачок, паровички, малинки. Как соединить всё это воедино знает только мастер самоварного дела.
Самовары делали из меди, латуни, томпака, мельхиора. Медные и латунные самовары могли иметь никелевое или серебряное покрытие. Для зажиточных слоев населения изготавливались дорогие эксклюзивные самовары из серебра, с инкрустацией, с использованием ценных пород дерева и слоновой кости. Самый дешевый самовар в начале ХХ века стоил 6 рублей. Средняя цена самовара тогда же составляла 10-11 рублей. В зажиточных домах в то время могло быть два самовара: один – повседневный, другой – праздничный.
В XIX-начале ХХ века сложились основные формы самоваров. Их насчитывалось несколько десятков, но лишь некоторые формы получили массовое признание и стали самыми популярными в производстве. Выделяются несколько разновидностей самоваров по форме:
Современная классификация самоваров, кроме их дифференциации по форме, предполагает разделение по типу нагрева:
В музеях хранятся уникальные самовары, связанные с известными историческими личностями. Например, самовар из горного хрусталя, по легенде принадлежавший Петру Великому. Царь реформатор, любивший веселую шутку, угощал из него своих гостей водкой, подкрашенной чаем.
Жители Вены восхищались самоваром-«петухом», созданным по рисунку В.М. Васнецова и представленным на Всемирной выставке 1873 года. Этот замечательный самовар заслуженно получил тогда высшую награду – золотую медаль.
В 1909 году тульские фабриканты Баташевы преподнесли детям Николая II эксклюзивные самоварчики на один-два стакана воды. Такие модные в то время мини-самовары назывались «эгоистами». Царские самоварчики были индивидуальной формы: Ольга получила «вазу» (1), Татьяна – «рюмку» (2), Мария – «вазу» другой формы (3), Анастасия – «шар» (4), наследник Алексей – «коронованную амфору» (5), как бы намекавшую на его будущее царствование, которое так и не состоялось. Накипь внутри августейших самоварчиков свидетельствует о том, что дети Николая II ими регулярно пользовались.
К числу самых дорогих относится серебряный самовар «Леший», изготовленный на фабрике Карла Фаберже в начале ХХ века. Несколько лет назад на аукционе Sotheby’s за 274 000 фунтов стерлингов его приобрел некий коллекционер из России, пожелавший остаться неизвестным.