Самоотношение и самооценка в чем разница
Самоотношение и самооценка личности
Самооценка может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов.
Самооценка зависит от того, кем бы мы хотели стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов и неудач (У. Джемс). Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Еще К. Роджерс разделил общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самоприятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.
С. Р. Пантелеев, проанализировав категории «самооценка» и «самоотношение» в рамках концепции А. Н. Леонтьева и его ученика В. В. Столина, сделал следующие выводы:
1. Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л. С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.
Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяет его личностным смыслом.
2. Мотивы, побуждающие деятельность и вместе с тем придающие ей личностный смысл, называются смыслообразующими. Другие мотивы, сосуществующие с ними, которые играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных, порой остроэмоциональных, аффективных) и лишены смыслообразующей функции, условно называются мотивами-стимулами (А. Н. Леонтьев).
3. Самооценка в первую очередь связана с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами. Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам.
Самоотношение и самооценка личности
Для обозначения содержания самоотношения используются такие термины, как самоуважение, симпатия, самоприятие, любовь к себе, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение и множество других. По справедливому замечанию С.Р.Пантилеева, иногда за этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей, иногда – различные представления о феноменологическом содержании самоотношения, но чаще – просто различия в словоупотреблении, базирующееся на плохо отрефлексированных предпочтениях. В отличие от других авторов Н.И. Сарджвеладзе считает, что понятие самоотношения является родовым относительно понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности. Именно самоотношение в качестве отдельных сторон включает в себя самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль и саморегуляцию, а не наоборот.
1. Самоотношение – как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
2. Самоотношение – как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости.
3. Самоотношение – как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии.
4. Самоуважение – понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа [29]. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.
5. Самоотношение как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:
3 чувство компетенции.
В отечественной психологии наиболее разработанной является концепция самосознания, предложенная В.В.Столиным. В ней Столин указывает, что самоотношение не является прямым следствием знания о себе, хотя в принципе выводится из него. При этом самопознание и самоотношение связаны опосредованно – с помощью оценки места собственных черт в отношении к мотивам, «опредмечивающим» потребность в самореализации.
По мнению Д.А. Леонтьева, наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. «Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых, следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение.
По мнению С.Р. Пантилеева важнейшими структурными образующими самоотношения также являются: самоуважение (саморуководство, самоуверенность, социальная желательность Я); аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие); самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). В целом же самоотношение определяется им как эмоционально-оценочная система, как обобщенное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе. Но, в то же время, далеко не всегда можно говорить о глобальном самоотношении как о простой арифметической сумме аффективно заряженных более частных видов самоотношения.
Существует и такой взгляд А.В.Петровского на проблему самоотношения как построение по принципу динамической иерархии, который заключается в том, что та или иная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры, фактически определяя содержание и выдержанность обобщенного устойчивого самоотношения. Причем содержание ядерной структуры определяется социальной средой, социальной ситуацией развития, которая оказывает влияние на иерархию ведущих деятельностей и мотивов. Т.е. соотношение и степень значимости компонентов самоотношения зависят прежде всего от иерархии деятельностей, в которых человек усматривает преимущественную сферу самореализации.
Опираясь на изложенные взгляды, можно сделать вывод, что самоотношение не просто отражает обобщенные чувства положительности или отрицательности по отношению к себе, а само обладает сложным строением. Однако самоотношение не есть собственно психическое содержание человека. Строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. При этом выражение смысла «Я» осуществляется, в основном, двумя способами – самооценкой и эмоционально-ценностным отношением.
Самоотношение и самооценка личности
Постулат У. Джемса гласит о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
С.Р. Пантелеев пытается проанализировать категорию самоотношения, как она описывается отечественными и зарубежными психологами. Анализ литературы привел его к такому определению: «самоотношение может пониматься как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе».
Тем не менее, анализируемое понимание самоотношения как некоторого универсального и устойчивого чувства самоуважения, которое зафиксировано в определениях глобальной самооценки, оказывается далеко не однозначным.
Л. Уэлс и Дж. Марвел, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, пришли к выводу, что «грубое обозначение самооценки как ценностного аспекта представления о себе, не дает нам адекватного знания о том, что же это такое».
По литературным данным они выделяют три основные понимания терминов самоотношения (self regard) или самочувствия (self-feeling), каждое из которых имеет свое коннотативное значение:
1) любовь к себе (self-love),
2) самоприятие (self-acceptance),
3) чувство компетентности (sense of competence).
В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, то есть сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой. Основой такого оценивания является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах.
В подходах к самоотношению с точки зрения самоприятия последнее часто определяется как возникавшее чувство на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу.
К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самоприятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.
В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столин предложил оригинальную модель строения самоотношения. По его мнению «самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме». Согласно его модели макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компонентя или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки: самоуважение, аутосимпатия, близость к себе (самоинтерес)..
Наконец, наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммой позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям.
Пантелеев С.Р. анализирует далее категории самооценка и самоотношение в рамках концепции А.Н. Леонтьева и его ученика В.В. Столина. Его рассуждения строятся в следующей последовательности.
1) Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л.С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.
Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяют его личностным смыслом.
2) В этой связи воспользуемся различением мотивов, выведенных А.Н. Леонтьевым: мотивы, побуждающие деятельность, и вместе с тем придающие ей личностный смысл, будем называть смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, которые выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных, порой остро эмоциональных, аффективных) лишены смыслообразующей функции, мы будем их условно называть мотивами-стимулами.
3) Самооценки в первую очередь связаны с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами.
Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам.
Так, например, на основе такого подхода можно объяснить, почему человек, обладающий устойчивой низкой самооценке, может хорошо к себе относиться, вопреки этой самооценке, и наоборот.
Самоценность vs Самооценка
Сегодня понятие самооценка довольно известно для широких масс, в то время как о самоценности слышали немногие. Эта статья посвящена более глубокому анализу этих понятий.
Как поднять самооценку? Как достичь успеха в чем-то? Как получить признание окружающих?
Эти вопросы задают те, кто предполагают, что, повышение уровня самооценки позволит им почувствовать себя более счастливыми и реализовать свои желания.
А действительно ли уровень нашей реализации связан только с поднятием самооценки? Что еще влияет на ощущение полноценности жизненного опыта?
Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.
Самооценка это то, как оцениваю себя и результаты своих действий, это своего рода мнение о себе.
Самооценка строится на сравнение результатов своего поведения и опыта с другими людьми, а также на правилах и оценках общества. Это оценка своей успешности в разных ситуациях, которая конечно, связана с глубинным отношением к себе, но не является ее синонимом.
Многие из нас стремятся повысить самооценку, однако завышенный ее уровень не приносит желаемого результата так же, как и заниженный.
Развитие адекватной самооценки возможно только при наличии высокого уровня самоценности.
Человек с низкой самоценностью не в состоянии определить адекватный уровень оценки себя, так как у него нет ориентира в виде центра личности.
Почему иногда вредно поднимать самооценку?
Давай сначала рассмотрим подробнее, понятие самоценности.
Человек не рождается с “Я-концепцией”, он ее приобретает в результате взаимодействия с другими людьми. Ребёнок узнаёт о том, какую ценность представляет в этом мире через отношение родителей к нему и из того, что они ему рассказывают о нем самом. Психика ребенка представляет собой “чистый лист”, где самые первые и долго хранящиеся записи делают те, кто воспитывает его в первые годы жизни.
Если родители уважали чувства ребенка, выражали достаточное количество безусловной любви, принимали его в проявлениях слабости и поддерживали его развитие, то у человека формируется позитивная “Я-концепция”. Такой человек наполнен глубоким уважением к себе и окружающим людям, ощущает собственную ценность и важность своего существования, принимает себя таким, какой он есть, при этом обладает адекватной самооценкой и способен к развитию и изменениям. Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.
Если родители часто критиковали ребенка, сравнивали его с другими детьми, оценивали его, акцентируя внимание на том, что он недостаточно хороший, игнорировали его проявления, унижали, оскорбляли или применяли другие акты насилия, то у человека формируется негативная “Я-концепции”. Важно понимать, что не обязательно со стороны родителей или других близких взрослых присутствовала сильная жестокость.
Если родители были эмоционально холодны, или относились к ребенку слишком формально, то у него не формируется высокой самоценности. При этом они могли хорошо ухаживать и физически обеспечивать его всем необходимым, или даже проявлять излишнюю заботу и контроль, что не отменяет эмоциональной закрытости.
Такой человек ощущает свою неполноценность, критикует себя, относится к себе отрицательно. Он не верит в то, что заслуживает чего-то хорошего в жизни.
Часто результатом его отношения к себе становится низкая самооценка, либо завышенная самооценка, неспособность получать поддержку в сложных ситуациях, либо перекладывание ответственности на других и избегание проблем, невозможность находится в партнерской позиции в отношениях.
Человек с низкой самоценностью не обязательно пессимист. Это может быть и неадекватный оптимист, который вытесняет свое истинное отношение к себе глубоко в подсознание и заменяет его маской позитива, что не имеет никакого отношения к его истинной сути.
Человеку сложно жить в состоянии низкой самоценности, а поэтому формируются и другие виды “защиты” от признания негативного самоотношения либо в виде высокомерия, либо виде покорности или цинизма. Но именно эти “защиты” и выдают внутренние проблемы с отношением к самому себе.
В случае низкой самоценности человек часто видит ситуацию либо в более негативном аспекте либо, наоборот, в более позитивном, чем это есть в реальности, что мешает достижению целей и успешной реализации себя.
В случае высокой самоценности человек способен к адекватной оценке ситуации и поисков ресурсов для ее решения.
На основе глубинного отношения к себе, мы бессознательно строим свое дальнейшее поведение, а также интерпретируем свой опыт, даем ему оценку. При этом самоценность, является некоторым внутренним фильтром, который определяет характер восприятия человеком ситуации.
Так. Например, в случае высокой самоценности у человека проигравшего на соревнованиях самооценка временно снизится, и это адекватно ситуации. Однако хорошее глубинное отношение к себе становится ресурсом для переживания неприятных чувств, а также направление энергии на изменение ситуации и достижения цели. А то есть человек может оценить свои ошибки, признать их и в последующих тренировках учесть их для наработки необходимого навыка.
В случае низкой самоценности проигрыш на соревнованиях становится чуть ли не трагедией всей жизни, тут же всплывают в памяти еще какие-то неудачи, это все выстраивается в один ряд, и человек подсознательно, а иногда и сознательно делает вывод о своей “плохости”, что создает программу последующих неудач в будущем.
Человек становится заложником этих программ, и все его попытки достичь успеха и поднять самооценку часто приводят к разочарованиям.
В случае низкой самоценности, наша оценка себя сильно связана с мнением окружающих и чрезмерно зависит от нее.
Если меня хвалят, это значит я молодец, меня признают, как важного и уважаемого человека и моя самооценка поднимается. Если меня ругают и критикуют, то это означает, что я делаю что-то неверно, и моя самооценка снижается.
Таким образом, мы включаемся в погоню за достижениями и стараемся заслужить любовь к себе, в надежде за счет этого и полюбить себя.
Однако, если внутри личности зияет пустота низкой самоценности, то выстраивать адекватную самооценку не на чем.
В этом случае, стремясь поднять самооценку, мы пытаемся улучшить себя и свои качества характера, считая себя недостаточно хорошими для того, чтобы получать любовь просто так. Попытки улучшить и изменить себя, а не свое поведение и действия приводят к тому, что дыра становится еще больше и человек продолжает терять ресурс.
Он может достигать даже каких-то неплохих результатов в карьере или другой социальной деятельности и получать массу признания. Однако получить полное удовлетворение не удается, что стимулирует все к большим и большим достижениям. А счастливым человек себя все по-прежнему не чувствует. Ему все время что-то не нравится, все время будет что-то не устраивать в себе или окружающей обстановке.
У каждого человека существует потребность в получении любови от других в виде двух составляющих: принятия и признания.
Самоценность связана с принятием.
Самооценка с признанием и достижениями.
Замена принятия только признанием создает дисбаланс внутри личности, которые мешает человеку почувствовать себя полностью счастливым.
Начинать нужно с повышения самоценности!
Очень важно научится различать свою личность и свои действия. Наши действия зависят от выбора нашей личности, и они инициируются ею, и конечном итоге влияют на нее, но наша личность шире, чем просто наши действия.
Действия могут быть хорошими или плохими, удачными или неудачными, и от нашей личности зависит, как она организует себе свою жизнь. Личность с высокой самоценностью с большей вероятностью будет выбирать адекватные ситуации действия.
Самоценность связана, именно, с самой личностью, а не только ее действиями, как самооценка.
Уже только это осознание помогает выйти на путь повышения собственной ценности.
Улучшить отношение к себе и повысить самоценность можно только через духовное развитие личности.
Психотерапия это один из способов такого развития, в результате которого возможно изменение глубинного отношения к себе, которое определяет центр нашей личности.
Научится принятию себя невозможно. Его можно только получить от кого-то другого в моменте эмпатического сопереживания, и в результате оно становится частью нас самих.
Принятие себя происходит иногда через болезненные ощущения. Ведь, если долгие годы эта потребность была фрустрирована, то вначале, как зажатая мышца при расслаблении начинает болеть. Однако результатом такого развития становится чувство глубинного самоуважения и уверенности в себе.
Эмпатическое переживание также активно работает при творческом процессе восприятия произведений искусства.
Поэтому искусство является еще одним способом духовного развития, в процессе которого можно повысить самоценность?
Хочу поделиться своим личным опытом восприятия картины Винсента ван Гога “Едоки Картофеля”.
Ван Гог выступает, как некоторый революционер, начиная изображать крестьян и их простую неказистую жизнь. Казалось бы, людям из более высокого сословия вряд ли может быть интересна тема тяжелого труда.
Тем не менее, по словам художника «Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель» По мнению самого Ван Гога, это его произведение, утверждает те ценности, которые должно утверждать искусство.
Что же это за ценности, изображенные в тусклом свете керосиновой лампы?
Центром же картины являются простые крестьянские руки “цвета картофеля”, темные, узловатые, жилистые.
При рассматривании картины в живую этого просто не возможно не заметить!
Вот, что пишет автор своему брату в письме, рассказывая об этой картине:
“В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.”
Результатами труда этих рук пользуется много других людей. Это те руки, которые умеют отдавать. И отдают они, тот продукт, который произвели сами. Они не гордятся и не кичатся своими результатами, они просто принимают жизнь, такой, какая она есть. Они не заворачивают себя в красивые фантики дорогой одежды или искусственных косметических средств. Они благодарны за прожитый день и то, что они имеют на настоящий момент.
Каждый грубый жест наполнен любовью, согласием, честностью и открытостью, благодаря чему создается атмосфера спокойствия и принятия.
Это те руки, которые своим живым примером рассказывают об истинных ценностях.
Увидеть эту ценность мог только человек широкой души с живым сердцем. Картина наполнена чувством глубокого уважения к семье де Гроот и к тому труду, который они выполняют. А крестьяне отвечали автору картины тем же. В один из вечеров, видя, что художнику никак не удается работа, закончив ужин, не расходились, а продолжали позировать еще два часа, несмотря на усталость.
И это уважение, любовь и принятие в своем естественном и самом обычном виде невероятной волной передается тому, кто внимательно рассматривать картину, пытаясь понять ее смысл. Волна захватывает и попадает в самые дальние уголки души, давая истинное осознание собственной ценности.
Самое ценное в жизни находится, гораздо ближе, чем те цели, которые мы себе устанавливаем.
Это картина открывает глаза на правду в жизни!