Самба и румба в чем отличие
Танцы для взрослых
Латиноамериканские танцы – это очень большая группа танцев, которые зародились в колониальной Америке, в 19-ом веке, когда происходил синтез индийских, испанско-португальских и африканских танцев.
Какие же существуют виды латино-американских танцев?
Латиноамериканские танцы принято делить на две группы. К первой относятся классические или бальные латиноамериканские танцы, таких всего пять: самба, румба, ча-ча-ча, джайв и пасодобль.
Вторую группу латиноамериканских танцев составляют клубные танцы. Разновидностей их великое множество, но самые популярные, безусловно, сальса, меренге, мамбо и бачата. Знание этих танцев сделает вас звездой любой клубной латино-вечеринки.
Теперь – подробнее о каждом из танцев.
Самба – это название со временем стало прилагаться ко всем танцам бразильского происхождения. Например, на бразильском карнавале тоже танцуют самбу, но этот танец по технике и лексикону весьма далек от своего бального тезки. Яркая и ритмичная бальная самба родилась в результате слияния на бразильской земле африканских танцев с испанскими и португальскими.
Ча-ча-ча – танец яркий и кокетливый. Он зародился на Кубе в начале 19-го века и также как многие латиноамериканские танцы имеет африканские корни. У этого танца своеобразный ритм – медленно, медленно, быстро, быстро, медленно. И исполняется он с типично кубинским качем в бедрах.
Румба – знаменитый «танец любви». Происхождение румбы роднит ее с танго, так как истоки обоих в кубинском танце с испанскими корнями под названием хабанера. В начале 19-го века существовало три разновидности румбы, однако самой популярной из них стала румба гуагуанко. В этом танце партнер следует за своей партнершей, пытаясь соприкоснуться с ней бедрами, а дама пытается этого прикосновения избежать.
Джайв – самый энергичный, самый быстрый и зажигательный танец латиноамериканской программы. Он зародился в 19-ом веке на юго-востоке США, и по разным версиям его создателями считают то африканских эмигрантов, то индейцев. Основной фигурой современного джайва считается быстрое синкопированное шоссе. В свое время этот танец позаимствовал немало движений из рок-н-ролла, а иногда даже одалживает у своего «танцевального собрата» и музыку.
Пасодобль – испанский танец, сюжет которого имитирует традиционный бой с быком – корриду. Здесь партнер – отважный тореро, а партнерша как бы изображает его ярко красную накидку, предназначенную для раздразниванья быка. Важное отличие пасодобля от других латиноамериканских танцев – это положение корпуса, при котором грудь поднята, плечи опущены, а голова жестко фиксирована. Немало движений пасодобль позаимствовал у своего испанского собрата – стиля фламенко.
Латиноамериканская мозайка или как всё зарождалось: Мамбо, Сальса, Ча-ча-ча, Меренга, Румба и др.
И такое разнообразие представлений неслучайно, ведь латиноамериканская культура, с ее традициями, музыкой, латиноамериканскими танцами, национальной кухней вот уже более 100 лет покоряет весь мир, и каждое новое поколение открывает в ней что-то новое, необычное и привлекательное для себя. Давайте поподробнее рассмотрим, как по кусочкам складывалась мозаика латиноамериканских ритмов.
Самба.
Смешанный танцевальный стиль возник в тридцатых годах XIX века и включал в себя сложно-плетёные фигуры негритянских танцев и вращательно-колебательные движения корпуса, характерные для индийских. Позже, карнавальные шествия основанные на этом стиле, пополнились движениями капогабаны. Танец получил название Lundu. Аристократия Рио де Жанейро подвергла танец своеобразной цензуре и адаптировала к закрытой позиции, которая считалась в то время единственно верной для исполнения любых бальных танцев. Этот танец впоследствии был назван «Zemba Queca» и описывался в 1885 году как «грациозный бразильский танец».
Пик популярности Самбы в Европе пришелся на 1948-1949 годы. В 1956 году Пьер Лавель настолько удачно обработал Самбу, что танец получил мировую известность.
Ча-Ча-Ча.
Изучение афро-бразильской культуры на Кубе убедило известного английского педагога Пьера Лавеля в том, что Румбу можно танцевать в повышенном темпе и с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам музыки. В 1952 году, вернувшись в Англию, он преподнес увиденное как совершенно новый, независимый, сенсационный танец.
Наиболее вероятно, что название Ча-Ча-Ча произошло от кубинского танца «гуарача», ставшего популярным в Европе в начале века; возможно, также, что название является звукоподражанием маракасам (шумовой инструмент, используемый в аккомпанементе). В 1954 году этот танец был описан как » мамбо в ритме guiro». (Guiro музыкальный инструмент из высушенной тыквы и зазубренной палочки).
Румба.
Считают, что Румба появилась на Кубе вместе с африканскими рабами.
Название «Румба», возможно, появилось благодаря термину «rumboso orquestra», обозначившему в 1807 году музыкантов, исполняющих танцевальные мелодии. В Испании слово «rumbo» означает «пирушка», «раут», «rumba» можно перевести как «сваливать в кучу», есть и другие версии возникновения названия танца.
Некоторые утверждают, что первоначально Румба представляла собой сексуальную пантомиму; другие говорят, что кубинская Румба появилась как подражание повадкам животных; третьи замечают, что характерная для этого танца неподвижность плеч должна напоминать нам положение раба, переносящего тяжелый груз.
Пасодобль.
Название «Пасодобль» по-испански означает » двойной шаг» и, возможно, происходит от » Paso a Dos», что значит » танец для двоих».
В 30-х годах XX века Пасодобль становится крайне популярным в аристократических кругах Парижа и обзаводится французскими названиями для многих своих фигур.
В музыке Пасодобля присутствуют характерные акценты, которые необходимо «обыграть», а потому танцор должен обладать отличным чувством ритма и композиции. Поэтому этот танец исполняют только опытные танцоры.
Джайв.
Джайв пришел в Европу из США во время второй мировой войны и оказал большое влияние на то, как исполнялись танцы в Англии. В атмосфере живи сегодняшним днем и не заботься о том, что будет завтра, танцы стали исполняться в очень беззаботном стиле. Этому танцу свойственны атлетические линии, рискованные подъемы и прыжки. В таком виде он был непригодным и даже опасным для танцевальных залов и, как следствие, был запрещен. Долгое время его исполняли только на соревнованиях. Танец прошел несколько ступеней развития и стал известен под многими именами: Линди, Вест Коуст Свинг, Американский Свинг, Рок-н-ролл.
Учителя танцев долго трудились над джайвом, так что в конце концов он приобрел приличную форму, в которой его могли исполнять на различных танцевальных площадках. Рок-н-ролл имеет в своей основе те же основные фигуры, но этот танец менее энергичный и напряженный.
Меренга (меренге).
Меренга пришла к нам из Доминиканской Республики (Карибский бассейн), и ее настроение отражает веселую атмосферу вечного тропического праздника. Движения меренги просты, а музыка ритмична и приятна не только для тех, кто под нее танцует, но и для тех, кто ее просто слушает. Меренга не требует простора, танцевать ее можно на любом пятачке свободного пространства.
Сальса.
В 1928 году кубинец Игнасио Пинейро произнес слова «Эчале сальсита!» («Добавим огоньку!») и сделал их названием своей новой песни. Вскоре эта фраза трансформировалась просто в «сальсу», а одноименный танец стал безумно популярным.
До начала 1970-х словом «сальса» обозначали смесь самых различных латиноамериканских стилей и ритмов, включая гуарачу, ча-ча-ча, пачангу, румбу, мамбу и еще много другое. Простое запоминающееся слово стало товарным знаком латиноамериканской танцевальной музыки. Позже, вслед за музыкой появился и танец.
Сальса содержит в себе элементы различных танцев и стилей стран Карибского бассейна (Куба, Пуэрто-Рико, Гаити, Доминиканская Республика) и примыкающих к ним стран Центральной и Южной Америки (Мексика, Венесуэла, Колумбия). Некоторые движения сальсы взяты из традиционных танцев, другие являются специфическими.
Мамбо.
Мамбо появился в 1940-х на Кубе. Отцами этого танца стали Одилио Урфе и Арсенио Родригес. В отличие от сальсы, меренги и ламбады, мамбо не имеет четко выраженных фольклорных корней, так как создавался искусственно.
Интересно, что название «мамбо» приписывают знаменитым колдунам вуду, обладающим способностью погружать человека в гипнотический транс. Считалось, что они сумели вложить в мамбо часть своей магии. Танец был осужден католической церковью или запрещен властями в ряде латиноамериканских стран, что только добавило ему популярности.
К началу 1950-х слава мамбо докатилась до США. Танец был представлен голливудской публике знаменитым оркестром Переса Прадо и сразу стал необычайно популярен. Благодаря таким хитам, как «Mambo 5», «Mambo 8», «Mambo Jambo» и «Guaglione», мамбо и стал тем танцем, который так хорошо знают и любят во всем мире.
Самба и румба в чем отличие
Как исполняется кукарача вперед в румбе и ча-че?
Как правильно исполняется кукарача в Румбе?
Фигура скользящие дверцы
Как не сгибать колени в Ча-Ча-Ча
Когда, например, делается шаг назад (или в сторону) идет шаг сразу с выносом бедра или сначала растяжение с некоторым подъемом на верх, а потом опускание на бедро?
1. сначала идет вставание на ногу, а потом работа корпуса, никакое бедро никуда не выносится, работа идет от корпуса, линии обеих сторон должны быть одинаково вертикальными, безо всяких «левых» изгибов. И только после того, как ты встал на ногу, изгибайся, как тебе покажется красивым, в рамках техники.
2. Нет такого чтобы «садимся на бедро» ты делаешь шаг и твое бедро уже в самом нижнем положении дальше только работа наверх и никогда не пытаемся на него садится иначе ты ломаешь свое тело и линии.
Шассе
В басике после шассе на «1» мы уже вывели бедро или оно как в румбе уходит на «и», или это зависит от того что мы делаем дальше?
1. Точно не знаю, как правильно, но я вывожу сразу (если после основного нет задержки перед другим движением). Так более резко получается и красиво, особенно если бедрами все это «дело» обыграть.
2. Мне гораздо легче делать свивл бедром (если я правильно называю) перед нью-йорком или поворотом, если на счет раз я его (бедро) как-бы задержала в себе, я его держу максимально вверху, не сажусь в него. Тогда на счет «И», когда я делаю нью-йорк, я как бы отпускаю вес, за счет чего этот свивл легче делать.
3. Мне кажется, что если в нью-йорке или рука-к-руке мы вывели полностью на «раз» бедро, как в ча-ча-шассе, то у нас уже не будет достаточной динамики, чтобы на раз выполнить поворот на опорной ноге. Лично я не вывожу полностью бедро. Точнее не стремлюсь к этому.
Характерные отличия латиноамериканских танцев от европейских танцев.
Единство методики обучения европейским танцам. Характерные различия европейских танцев
В мирное время вернулись из армии мужчины, их свободное время нужно было занять, найти место для знакомства с противоположным полом. Вот тогда и стали появляться танцевальные залы при кафе, где играл джазовый оркестр, где танцевали и обучались танцам мужчины и женщины. Репертуар оркестра способствовал появлению танцев с придуманными учителями танцев фигурами. Отсюда появилось определение танцев, как стандартизированные танцы (европейский стандарт).
Европейски танцы
3.Быстрый фокстрот (квикстеп).
5.Значительно позже к ним присоединилось Танго.
Все они повторяются в различных по характеру музыки темпах и ритмах.
Медленный вальс и Венский вальс: 1. 2. 3; 1. 2. 3 (закрытая перемена вперед, закрытая перемена назад).
Квикстеп: МББ, МББ (шассе-квадрат вперед, шассе-квадрат назад).
Танго: ББМ. ББМ (левое кортэ вперед, правое кортэ назад).
Слоуфокс(фокстрот): МББ. МББ (проходящие шаги вперед, проходящие шаги назад).
Затем идет обучение самим поворотам, где используется противодвижение корпуса (при одиночном исполнении) и добавляется обучение руководству и подчинению партнеров (при парном исполнение танцорами поворотной фигуры).
Положение корпуса и рук во всех европейских танцах одинаково, кроме
танго.
Различия европейских танцев
Музыкальное сопровождение танцев:
Общие принципы в методике обучения латиноамериканских танцев. Румба, ча-ча-ча.
2.Техника исполнения танцев Румба и Ча-ча-ча (см. ответ на вопрос № 3).
3.Фигуры танцев Румба и Ча-ча-ча имеют одноименные названия.
Ча-ча-ча. Основной ритм движений: 6ыстро-быстро-быстро-«и»-быстро- вторая, третья четверти одинаковы по исполнению 2-ой, 3-й четверти румбы. Вместо медленного счета в румбе задействованы 4-я четверть, счет «и»» и « 1- ая четверть следующего такта»(2.3.4«и»1).
Схемы построения танцев, в основном, однотипны.
При исполнении основного движения использован легкий поворот влево. И румба и ча-ча-ча – танцы стационарные. В зависимости от характера музыки и танца у них меняется и характер основного движения.
Обучение этим танцам начинается с ча-ча-ча. Сначала проучивается ча-ча-ча-шассе. затем целиком основное движение и фигуры школы. Выучив танец ча-ча-ча, заменяем счет «4 «и»1 », на который мы делаем три шага в ритме ча-ча-ча, одним медленным шагом сначала на музыку ча-ча-ча. Далее
проучиваем все фигуры с соответствующими названиями в ритме румбы, придавая соответствующий этому танцу характер.
Характерные отличия латиноамериканских танцев от европейских танцев.
К латиноамериканским танцам относятся: румба, самба, ча-ча-ча, джайв, мамба, сальса, пасодобль (возник на Европейском континенте, Родина Испания и Франция).
К европейским танцам относятся: Медленный вальс, Венский вальс, Медленный фокстрот (слоуфокс), Быстрый фокстрот (квикстеп), Танго.
По своему исполнению Европейские и Латиноамериканские танцы очень отличаются.
Европейские танцы требуют для своего исполнения скользкого паркета, большого зала. Исполняется с продвижением по линии танца, все они строятся на поступательных (прямолинейных и поворотных) вращательных фигурах, построенных на близком контакте партнеров во время танца.
Основой этих танцев являются бытовые шаги вперед и назад, выполняемые в определенном ритме.
Продвижение требуют только пасодобль и самба.
Латиноамериканские танцы не требуют близкого контакта, хотя он возможен.
Ведение партнера в латиноамериканских танцах отличается от веления партнера в Европейских танцах: партнеры в основном танцуют на небольшом расстоянии, активное ведение происходит за счет рук партнера.
Дама и кавалер могут танцевать сольные партии. Направление танца не регламентируется.
Европейский танец требует статичной (прямой) осанки.
Почти все латиноамериканские ганцы имеют 4-х дольный или 2-х дольный музыкальный размер. В Европейские танцы включается и 3-х дольный размер.
Характер исполнения латиноамериканского танца требует зрительного контакта партнеров (глаза в глаза), а в Европейском танце требуется корпусной контакт.
Методика обучения латиноамериканским танцам отличается от методики обучения Европейским танцам.
Танцы самба и пасодобль исполняются по кругу, по линии танца и по своему характеру требуют большого продвижения, но исполнение в них позиций и поз отличается от позиций в Европейских танцах.
Позиция променад более открытая. Позиции рук бывают или завышенные, или заниженные, или совершенно открытые, что не позволительно в Европейских танцах.
В латиноамериканских танцах более живой характер музыки, движений и т.д.
Испанские и латиноамериканские танцы
Вся страсть испанского и латиноамериканского танца
Фламенко, канте фламенко, канте хондо
Фламенко, или канте (пение) фламенко – практически одно и то же. Этот песенно-танцевальный спектакль стал символом Испании и изучается во многих странах от США до Японии. В России интерес к фламенко существовал всегда, но особенно активно развитие центров и школ, где изучают фламенко приходится на последние 5 лет. Что же это такое – фламенко: музыка, танец, пение, стиль жизни?
«Зажигательная музыка и стук каблуков. Роза в зубах. Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка. Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести». Цитаты из путеводителей и яркие краски глянцевых страниц – только внешняя, поверхностная сторона невиданного в мире соединения ритма, голоса и движения.
Как удалось создать этот уникальный сплав музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле), точно не знает никто. Ясно лишь одно: готовила его душа испанца, домной был знойный юг страны – Андалусия, а материалом стало невероятное смешение европейских и восточных культур, оставивших свой след, боль и кровь на прекрасной земле Испании.
Корни канте фламенко уходят так глубоко, что при взгляде в эту пропасть кружится голова. Еще задолго до наступления нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое необычное государство с высокообразованным народом, собственной письменностью, самобытной музыкальной культурой. Античные авторы уже тогда с удивлением замечали, что даже законы свои тартессийцы писали в ритмизованной форме, изложив их в «Шести тысячах стихов».
Несомненное влияние на формирование канте фламенко оказало принятие во II – Х в. в. испанской католической церковью греко-византийского религиозного песнопения, с его звукорядом и мелодическими оборотами. С приходом в VIII веке на Пиренейский полуостров арабских племен берберов и последующего расцвета мавританского государства на полуострове формируется классическая «андалусская музыка». Словно губка, впитав некоторые формы и жанры испанской музыки, она создает свои, отдавая взамен ритмы, чарующие мелодии пустыни, темы зноя, любви и страсти.
В XV –XVI в. в. на древнюю землю Андалусии пришли цыгане. Выходцы из Индии, они неожиданно нашли в Испании родственную музыкальную культуру и легко, органично сжились с ней. И более того, видимо, соприкосновение «цыганского» и «андалусского» высекло ту искру, что привела к окончательному оформлению жанра фламенко. Кстати, единого мнения о самом термине «канте фламенко» нет. Одна из версий трактует его как «пение андалусских цыган», и сами они до сих пор остаются главными хранителями и лучшими исполнителями этого чуда. Но чтобы оно родилось, потребовалось триста лет отчаянной борьбы пришельцев с местными жителями, которые вели осёдлый образ жизни.
Гитара – неотъемлемая часть современного искусства фламенко еще больше обостряет его импровизационный характер. Даже в наши дни большинство музыкантов (токаоров) не имеют специального музыкального образования и не знают нот, однако, несомненно, обладают природной музыкальностью и великолепной памятью, позволяющими создавать удивительные импровизации.
Кстати, сам импровизационный характер, свободный метр или специфическая техника исполнения нередко вообще препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитариста (как, впрочем, и певца, и танцора) обычно передается только от мастера к его способному ученику.
И тогда рождается удивительная магия музыки фламенко. А когда появляется третий участник действа – байлаор (танцор), то рождается целый мир, завораживающий любого, кто соприкасается с ним. В Андалусии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко. Так оно и есть, особенно когда в неразрывное единство музыки и песни вплетено удивительное искусство байле – танца, берущего начало где-то в глубине многих столетий.
Руки, вскинутые над головой в характерном изгибе, подтянутая ввысь спина, особенно гордая, но слегка агрессивная постановка тела…Миг неподвижности.…И россыпь дроби – каблуки ног легко и ясно отбивают ритм, заставляя следовать за собой гитару. Вслед за грубоватым голосом кантора – резкий поворот корпуса, удивительно сильный всплеск рук, неожиданно сменившийся какой-то восточной, гибкой пластикой их движений. Вот оно начало магии танца фламенко, его душа, та таинственная сила, без наличия которой невозможно донести его мощь и полноту чувств. У байлаора гораздо большая свобода импровизации, чем у певца и гитариста. Отсюда и отсутствие нужды в широком сценическом пространстве, но зато требование пространства внутреннего – полноты души.
Пасодобль
Румба
Ча-ча-ча
Самба
Танец был позже объединен с Maxixe. Это бразильский круговой танец, описанный как Тустеп. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия.
Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905. Он танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры (Cuban Habanera). Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта (chasse and point).
Вариант самбы под названием Carioca (из Рио-де-Жанейро) стал известен в Великобритании в 1934. Он исполнялся Фредом Астером в фильме «Полет в Рио» («Flying Down to Rio»), его первом фильме с Джинджер Роджерс (Ginger Rogers). В США Carioca появилась в 1938, популярность ее достигла пика в 1941, после исполнения Кармен Мирандой (Maria do Carmo Miranda da Cunha) в художественных фильмах, особенно в фильме «Той ночью в Рио-де-Жанейро»(«That Night in Rio»).
Повышенное внимание к самбе в Европе появилось 1950-ых, когда ей заинтересовалась принцесса Маргарет, которая играла ведущую роль в Британском обществе. Самба была стандартизирована для международного исполнения Pierre Lavelle в 1956.
Аргентинское танго
Откуда пришло танго? О происхождении танца, музыки и слова «танго» строят самые фантастические теории, простирающиеся вплоть до страны Восходящего Солнца. Некоторые считают, что в основе слова «танго» – латинский глагол «tangere» – касаться, другие считают его произошедшим от испанского слова «tambor» – барабан. Более вероятной представляется теория, опубликованная Винсенте Росси в 1926 году в книге «Cosas de negros»(Дела Черных). Росси первым указал на то, что слово «танго» может происходить из одного из африканских диалектов.
Буэнос-Айрес и Монтевидео в течение многих лет являлись важными перевалочными пунктами работорговли. Есть несколько предположений, о том, что послужило основой этого слова: конголезский танец «ланго», бог нигерийского племени йоруба «шанго», слово народности банту «тамгу», означающее танец вообще или «танго», которое в Конго означает «закрытое место», «круг», слово, которым позже стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль. Cчитают, что не только слово, но и танец обязан своим происхождением афрокреолам, жившим в Буэнос-Айресе и Монтевидео, где он возник на танцевальных вечеринках черных – «sociedades de negros» предположительно из танца кандомбэ. Кандомбэ было ритуальным танцем, объединяющим в себе элементы религий банту и католицизма. Танцоры выстраивались в ряды и шли навстречу друг другу. Переход состоял из пяти хореографически определенных сцен, которые исполнялись не парами, а как групповой танец. Так как во время праздников черных дело часто доходило до кровавых драк, эти мероприятия были вскоре запрещены администрацией. Таким образом, танцевальные вечеринки черных стали проходить в закрытых помещениях. Пары танцевали без близких объятий, танцоры в такт расходились друг с другом, имитируя жесты первоначального кандомбэ. Этот новый танец переняли «компадриты», живущие в пригородах и принесли его в салуны, где до тех пор танцевали лишь традиционную милонгу.
С созданием первых «sociedades de negros» в начале 19 века в Буэнос-Айресе и Монтевидео словом «танго» стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. То, что играли на этих вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в эмигрантских кругах на Рио де ла Плата с середины 19 века. В портах Буэнос-Айреса и Монтевидео различнейшие культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы, появилось известное нам танго. При сравнении танго с кандомбэ, музыкой черного населения Буэнос-Айреса, уже по используемым инструментам видно, как мало общего у этих музыкальных стилей. Ни один из многочисленных ударных инструментов, составляющих основу кандомбэ, никогда не применялся в танго. Танго и кандомбэ объединяет ритмическая формула, которая в принципе лежит в основе всей латиноамериканской музыки, подвергшейся африканскому влиянию, от Уругвая до Кубы. Эта ритмическая формула оказала свое влияние и на три музыкальных стиля, считающиеся непосредственными предшественниками танго: афрокубинскую хабанеру, танго Андалуз и милонгу.
Хабанера, возникшая примерно в 1825 году в пригородах Гаваны, – это и парный танец, и форма песни. С музыкальной точки зрения она представляет собой смесь испанских песенных традиций с ритмическим наследием черных рабов. В результате постоянных контактов между колонией и метрополией хабанера проникла в Испанское королевство и примерно в 1850-х гг. стала популярна во всей стране в основном благодаря народным театрам. На Рио де ла Плата хабанера пришла из Парижа. После того, как она стала салонным танцем в Париже, ее с восторгом приняли аристократические круги Латинской Америки, культурного пространства Рио де ла Плата, повторявшие все, что было модно во Франции. В портовых тавернах Буэнос-Айреса и Монтевидео хабанеру распространяли кубинские матросы. Она моментально стала конкурировать с самыми модными танцами той эпохи – мазуркой, полькой, вальсом. Она также пользовалась большой популярностью в народном театре в форме песенных куплетов. Ритмическая базовая структура хабанеры состоит из двухчетвертного такта, который в свою очередь составлен из одной ударной восьмой, одной шестнадцатой и двух следующих восьмых (первые такты из всемирно известной оперы Бизе «Кармен»: «Любовь дитя, дитя свободы…»).
Этот ритм хабанера передала танго Андалуз и милонге. Так как эти три музыкальных стиля отличаются друг от друга только мелодически, публика и композиторы часто путали их еще в то время.
Танго Андалуз, возникшее примерно в 1850-х гг. в Кадисе, относится к классическим формам фламенко и исполняется в сопровождении гитары. Это как песенная форма, так и танец, который исполнялся сначала только женщиной, а затем одной или несколькими парами, причем партнеры не прикасались друг к другу. Однако в Аргентину танго Андалуз пришло не в качестве танца. Здесь оно использовалось только как песня или куплеты народного театра.
Милонга, креольская предшественница танго, является уже сама по себе частью культурной истории. У негритянского населения Бразилии сохранилось первоначальное значение слова «milonga» – «слова», «разговор», В Уругвае «милонга» означала «городское пение», в Буэнос-Айресе и его окрестностях – «праздник» или «танцы», а также место их проведения, и одновременно «беспорядочную смесь». В этом значении это слово употребляется в эпосе Мартина Фиерро. Вскоре это слово стали употреблять для обозначения особой танцевально-песенной формы, к которой добавились milonguera – танцовщица в увеселительных заведениях и milonguita – женщина, работающая в кабаре, со склонностью к алкоголю и наркотикам». Сельская милонга была очень медленной и служила музыкальным сопровождением песен. Городской вариант был намного быстрее, более подвижным, его играли и танцевали более ритмично. Очевидна ее родственная связь с музыкой народных певцов пампы. В то время как танго представляет собой более стилизованную городскую музыку, оставившую позади свое фольклорное наследие еще до 20-х гг. XIX в., милонга несет в себе многочисленные черты народной музыки Аргентины. Танцевали под милонгу, прежде всего, в пригородах на танцевальных балах «компадритов».
Милонга, хабанера и танго Андалуз занимали существенное место в репертуаре трио, гастролировавших в конце XIX в. в районе Буэнос-Айреса. Эти музыканты были почти сплошь самоучками, игравшими на флейтах, скрипках и арфе на танцах в рабочих кварталах, закусочных и борделях пригородов. Арфа часто заменялась мандолиной, аккордеоном или просто гребнем и впоследствии была полностью вытеснена гитарой, которая со времен конкисты играла важнейшую роль как национальный инструмент гаучо и паядоров. Вскоре гитарист стал определять гармоническую основу, на которой импровизировали скрипач и флейтист. Мало кто из тогдашних музыкантов мог читать ноты. Все играли на слух и изобретали каждый вечер новые мелодии. То, что нравилось, часто повторяли, пока не возникало своеобразное музыкальное произведение. Но так как эти мелодии не записывались, на сегодняшний день не известно, как они в точности звучали.
Репертуар таких групп был более чем пестрым. Они играли вальсы, мазурки, милонги, хабанеры, андалузское танго и в какой-то момент – первое аргентинское танго. Сегодня невозможно сказать, какое трио в какой забегаловке города сыграло первое наиболее чистое танго.
Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров, записывали исполняемую ими музыку. Это были, прежде всего, пианисты, играющие в элегантных салонах в одиночку. В отличии от своих анонимных коллег из пригородов, они имели музыкальное образование, обменивались нотами, создавали свой стиль и записывали композиции.
Самые ранние записанные танго пришли к нам от одного из известнейших композиторов того времени, Розендо Мендисабаля. Днем Розендо Мендисабаль обучал игре на фортепиано девушек из знатных семей, а вечером встречал их братьев в таких увеселительных заведениях как «Мария ла Васка» и «Лаура», и играл танго.
Танго, или то, что понималось под этим в то время, играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от танцевальных залов до борделей: «ромериях», «карпасах», «байлонгах», «трингетах», «академиях» и др. «Академией» называли обычное кафе, где посетителей обслуживали женщины, и где играла шарманка. Там можно было выпить и потанцевать с дамами.
Шарманка была в то время одним из важнейших инструментов распространения молодой музыки танго. Итальянцы проходили с ней по улицам центра города и дворам рабочих кварталов. Семьи переселенцев танцевали по воскресеньям на своих праздниках между вальсом и мазуркой раз-другой и танго. Итальянская шарманка упоминается в аргентинском национальном эпосе «Мартин Фиерро». Танго «El ultimo organito» и «Organito de la tarde» упоминаются там как «голос окраин». Во всех этих местах в то время можно было слышать танго. Классическим ранним танго было, например, «El entrerriano», написанное Розендо Мендисабалем в 1897 году. Опубликованные партитуры «Tangos para piano» дают представление о том, как радостно и энергично должна была звучать эта музыка. Сначала танго было веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время оно оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали.
В начале XX в. среди инструментов танго появился бандонеон, инструмент, напоминающий своим звучанием орган. Он добавил ноты драматизма в музыку танго. С его появлением танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности, танго приобрело тот меланхолический характер, с которым и до сих пор ассоциируется музыка Рио де ла Плата.
В 20-х гг. XX в. в Аргентине начался экономический кризис. Огромное количество людей потеряло работу и жители Буэнос-Айреса, портеньо, стали очень грустными людьми. Необходимо отметить, что в то время большую часть населения Буэнос-Айреса составляли мужчины. Говорят, что молодая женщина имела возможность выбирать себе избранника из 20 претендентов! И потому мужчины Буэнос-Айреса были очень одиноки. Танго стало танцем мужчин, в основе него лежало противоборство, дуэль из-за женщины. Лирика танго – это тоже женщина, грусть и тоска по ней. Для мужчины-портеньо существовали лишь короткие минуты сближения с женщиной. Это происходило тогда, когда он держал ее в своих объятиях, танцуя танго. В эти моменты мужчину охватывала любовь, и это чувство примиряло его с жизнью. Танго оказалось настолько жизнеспособным, что очень быстро вырвалось не только за пределы портов и улиц бедных кварталов Буэнос-Айреса, но и за границы Аргентины. В начале XX в. танго и его музыка вошли в жизнь европейских стран. Это был золотой век танго. Париж начала века влюбился в танго с первого взгляда, куда оно попало благодаря нескольким танцорам из Аргентины. Возникло даже новое слово – «тангомания», мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго. Из Парижа танго и разошлось по всему миру – в Англию, Штаты, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Папа Пий Х высказался против нового танца, австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме, а английская королева заявила, что отказывается танцевать «это». Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали танго в Ватикане, и Папа снял таки свой запрет.
Аргентинское танго – импровизированный танец, стоящий на фундаменте о четырех сторонах: прогулка, поворот, остановка и украшение. Танго напоминает мозаику, которая всякий раз складывается по-разному, но в итоге являет собой одну и ту же красоту. Женщины и мужчины разнообразят танец за счет собственных стилевых решений и украшений, которые придают каждому танго уникальный облик и непредсказуемость. Даже хотя танцоры придерживаются определенных правил построения танца, они никогда не знают наверняка, какое танго получится у тангерос (танцоры танго), какие украшения они будут использовать, как они истолкуют музыку. Именно сюрпризы во время танцевания делают танго таким притягательным. И для танго действительно нужны двое, потому что этот танец не вписывается в простоватую концепцию «мужчина ведет, женщина – следует». Танго, как и любую хорошую беседу, создают оба партнера. Танго танцуется против часовой стрелки. Танцоры стараются придерживаться краев танцпола и сторонятся центра. Если бы вы могли посмотреть на тангерос сверху, вы бы увидели, что танцоры движутся подобно реке – плавно и быстро вперед, иногда останавливаясь для кружения в водоворотах.
В России тоже было свое танго. Оно стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ в, хоть и танцевать его запретили официально. В 1914 г. появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго». И если вспомнить, судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и мазурка, и полька. И в 20–30-е гг. в советской России оно также было под запретом как танец «упадочной» буржуазной культуры. Несмотря на ограничения, танго становилось все более любимо. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с «Кумпарситой» Родригеса, «Брызгами шампанского», «Утомленным солнцем». Звучали мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского. А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это было русское танго.
Совсем недавно к танго относились как к ретро танцу, культуре и стилю, который давно отжил свой золотой век. Но сегодня танго вновь возвращается к нам в начале нового века в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине. Это новая волна тангомании, новое направление неоромантизма, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. Аргентинское танго танцуют во всем мире, и оно завораживает каждого, кто к нему прикоснется.