Самаритянин это что значит

Самаряне

Самаря́не — назва­ние народа, сфор­ми­ро­вав­ше­гося в резуль­тате этни­че­ского сме­ше­ния язы­че­ских племен с евре­ями, насе­ляв­шего тер­ри­то­рию, гра­ницы кото­рой соот­вет­ство­вали тер­ри­то­рии «Север­ного цар­ства», обра­зо­вав­ше­гося после смерти царя Соло­мона в резуль­тате рас­пада еди­ного Изра­иль­ского госу­дар­ства на два само­сто­я­тель­ных цар­ства: Изра­иль­ское (Север­ное) и Иудей­ское (Южное).

Первым пра­ви­те­лем Север­ного цар­ства был Иеро­воам ( 3Цар. 12:20 ). Для того, чтобы его под­дан­ные не посе­щали Иеру­са­лим­ский храм, он уста­но­вил в двух горо­дах, Дане и Вефиле, по золо­тому тельцу, устроил капище, неза­конно поста­вил свя­щен­ни­ков, ввёл бого­про­тив­ные риту­алы и при­об­щил своих под­дан­ных к язы­че­ству ( 3Цар. 12:27-31 ). Так адми­ни­стра­тив­ное раз­де­ле­ние еди­но­кров­ного еврей­ского народа усу­гу­би­лось рели­ги­оз­ным рас­ко­лом.

При царе Амврии на горе Семе­рон, куп­лен­ной у Семира, был построен город, кото­рый, по имени вла­дельца горы, полу­чил назва­ние Сама­рия ( 3Цар. 16:24 ).

Этот город имел статус сто­лич­ного и пред­став­лял собой хорошо укреп­лен­ную, мощную кре­пость. При Асси­рий­ском царе Сал­ма­нассаре Сама­рия была оса­ждена, и затем, не выдер­жав трех­лет­ней осады, пала. Город был раз­граб­лен и раз­ру­шен, а сыны Изра­иля пле­нены и высланы из своей страны. Мест­ные земли запол­ни­лись пере­се­лен­цами, ино­род­цами. Все живу­щие на той тер­ри­то­рии стали име­но­ваться Сама­ря­нами. Впо­след­ствии к ним был отправ­лен один из пле­нен­ных еврей­ских свя­щен­ни­ков, чтобы научить «закону Бога той земли» ( 4Цар. 17:24-29 ). Так грубые язы­че­ские веро­ва­ния коло­ни­стов столк­ну­лись с верой в «Бога евреев».

Отно­сясь к Еди­ному и Истин­ному Богу как к одному из многих богов, и даже как к глав­ному мест­ному боже­ству, Сама­ряне про­дол­жали покло­няться куми­рам, оста­ва­ясь, по сути, языч­ни­ками.

Когда много деся­ти­ле­тий спустя Сама­ряне, желая участ­во­вать в вос­ста­нов­ле­нии раз­ру­шен­ного Иеру­са­лим­ского Храма сов­местно с воз­вра­тив­ши­мися из Вави­лон­ского плена пред­ста­ви­те­лями быв­шего Иудей­ского цар­ства, обра­ти­лись к Зоро­ва­велю, то заявили, что они явля­ются почи­та­те­лями Бога Изра­и­лева, и полу­чили отказ ( 1Езд. 4:1-3 ). После этого между Иуде­ями и Сама­ря­нами уси­ли­лась вражда.

Сама­ряне при­зна­вали Пяти­кни­жие Моисея за Свя­щен­ное Писа­ние и ожи­дали При­ше­ствия Мессии ( Ин. 4:25 ). Тем не менее, их учение далеко отсто­яло от офи­ци­аль­ного иуда­изма. Один из цен­траль­ных вопро­сов раз­но­гла­сия касался того, где должно покло­няться Богу ( Ин. 4:20 ). Недо­ве­рие по отно­ше­нию к Сама­ря­нам со сто­роны Иудеев было настолько огром­ным, что и само слово «Сама­ря­нин» нередко про­из­но­си­лось как бран­ное. Соб­ственно, этим и объ­яс­ня­ется вопрос Сама­рянки Христу: «как ты, будучи Иудей, про­сишь пить у меня, Сама­рянки? ибо Иудеи с Сама­ря­нами не сооб­ща­ются» ( Ин. 4:9 ).

Посы­лая апо­сто­лов на про­по­ведь, Гос­подь запо­ве­до­вал им: «на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» ( Мф. 10:5 ). Но это не значит, что Его личное отно­ше­ние к Сама­ря­нам отли­ча­лось чрез­мер­ным нега­ти­виз­мом. Напро­тив, объ­яс­няя закон­нику, кто явля­ется ближ­ним, Спа­си­тель поста­вил в пример не свя­щен­ника, не левита, а мило­серд­ного Сама­ря­нина ( Лк. 10:31-37 ). Нечто похо­жее про­изо­шло в случае исце­ле­ния десяти про­ка­жен­ных, из кото­рых только один очно выра­зил чув­ство бла­го­дар­но­сти Сыну Божию, услы­шав в ответ: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». И это был Сама­ря­нин ( Лк. 17:18 ).

В отли­чие от упор­ство­вав­ших в заблуж­де­нии Иудеев, многие Сама­ряне с радо­стью вос­при­няли Еван­гель­скую про­по­ведь и после­до­вали за Хри­стом ( Деян. 8:12 ).

Источник

Самаритяне – народ, занесенный в «Красную книгу»

Благодаря библейским преданиям в нашу речь вошло выражение “добрый самаритянин”, о котором в одной из своих притч рассказывает Иисус. Сегодня же представителей самаритянского народа насчитывается не более 900 человек, а почти все они проживают в городе Холон, что располагается неподалёку от Тель-Авива.

У христиан всего мира самаритяне отождествляются с добрыми и бескорыстными людьми, готовыми прийти на помощь. Именно самаритянин спас Христа, как рассказывает нам Библия. Но что же мы знаем о самом народе? Как жили прежде и какой уклад жизни самаритян нашего времени?

Самаритяне – евреи или нет?

Самаритяне принадлежат к еврейскому субэтносу. Сами они считают, что происходят из Израильского царства, являясь потомками Иосифа. Именование исконной территории их проживания, Самария, связано с правлением царя Амврия, который правил в Израильском царстве. Впоследствии историческая область была разрушена ассирийцами.

Согласно многовековым принципам, самаритяне хранят верность традициям и вере Израиля. Поразительно, что сами самаритяне считают себя частью еврейского этноса, а вот евреи относят народ к потомкам ассирийцев. В записях историка Иосифа Флавия значится, что самаритяне и вовсе называли себя сидонцами, а именно – финикийцами. С давних времён многие израильские традиции у самаритян были более ярко выражены, чем у евреев.

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значитДревний свиток Торы, сохранившийся у самаритян

Даже сегодня строгое соблюдение традиций субботы у этого народа превосходит еврейские обычаи. Впрочем, далеко не все культурные особенности евреев близки самаритянам – лишь самые древние. К примеру, самаритянки не отмечают Хануку – один из главных еврейских праздников.

У них нет поста в День Ава, когда, согласно преданиям, были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Большинство самаритян отвергает библейских пророков, считая, что у иудеев был лишь один учитель Слова Божия – Моше Рабейну (Моисей).

Примечательно, что священнейшим местом для самаритянского народа является совсем не Иерусалим, а гора Гризим. Её называют Горой благословений, ведь именно с неё Моисей завещал своему народу произносить слова молитв и благословения. После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне построили храм на священной горе, который, к сожалению, был разрушен спустя всего два века.

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значитМилосердный самаритянин. Традиционное изображение притчи о добром самаритянине.

Борьба за свободу

Непростые перемены в жизнь народа внесла римская административная реформа. Несмотря на то, что самаритяне получили на своих землях права жителей автономии, они вынуждены были признать языческую веру.

Разрушение Второго Иерусалимского храма толкает самаритян к поискам дома на чужих территориях. Их общины появляются за пределами Самарии, где народ не мог исповедовать веру предков.

Особенно сильные народные волнения начинаются в V-VI веках. В это время самаритянам даже удаётся отстоять свои права и получить независимость от Византии. Этот период ознаменовался правлением местных царей, которые получили поддержку народа. Увы, совсем скоро самаритяне были подавлены, а власть снова перешла к чужеземцам.

Сложный вопрос происхождения самаритян отразился и на их взаимоотношениях с евреями. В 1993 году, когда израильские войска были выведены из Шхема, представители самаритянского этноса потребовали, чтобы ряд их регионов получил статус израильских поселений, однако правительство ответило отказом.

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значитСамаритяне-старейшины носят традиционный красный фес со времён османского владычества
© Авраам Вальдман / thetower.org

На мой взгляд, причина крылась в возможных негативных политических последствиях, которые мог спровоцировать этот шаг. Несмотря на это, самаритяне подпадают под действие “Закона о возвращении”, поскольку имеют израильское гражданство и при желании могут переселиться в Израиль.

“Истинный иврит” – язык самаритян

Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.

Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.

Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значитСамаритянский канон гораздо меньше еврейского и содержит первые пять книг еврейского масоретского текста из Библии
© Авраам Вальдман / thetower.org

Самаритяне в наши дни

Сегодня организацией ЮНЕСКО самаритяне отмечены как вымирающая этническая группа, о чём красноречиво говорит их малочисленность. Они занесены в “Красную книгу” племён и наций. Однако у этой “медали” есть и положительная сторона – самаритянская молодёжь может получать бесплатное образование в лучших израильских университетах.

Всего пару десятков лет назад самаритяне считались закрытым народом, но сегодня всё кардинально изменилось. Многие общественные и духовные лидеры вступают в браки с представителями других наций. Самаритянские старейшины поддерживают подобное отступление от древних традиций, считая, что новая кровь “омолодит” народ и, возможно, подарит ему времена возрождения.

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значитОгненные ямы где будут готовиться жертвенные ягнята / © Авраам Вальдман / thetower.org

Самаритяне – малочисленный и загадочный народ, связанный парадоксальными противоречиями с евреями. Его представители считают себя частью еврейского этноса, носителями “истинного иврита”, а вот сами евреи не поддерживают этих идей. Кто же из них прав? Мне кажется, не стоит разжигать споры, ведь каждый из этих народов является обладателем древней и очень богатой истории.

Источник

Самаритянин это что значит

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.

В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.

Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.

На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.

Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Эрец Исраэль после 722 до н.э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.

Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.

Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.

Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.

История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.

Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.

Источник

Самаритянин — это человек, готовый всегда прийти на помощь ближнему

Благодаря библейским преданиям в нашу речь вошло выражение “добрый самаритянин”, о котором в одной из своих притч рассказывает Иисус. Сегодня же представителей самаритянского народа насчитывается не более 900 человек, а почти все они проживают в городе Холон, что располагается неподалёку от Тель-Авива.

У христиан всего мира самаритяне отождествляются с добрыми и бескорыстными людьми, готовыми прийти на помощь. Именно самаритянин спас Христа, как рассказывает нам Библия. Но что же мы знаем о самом народе? Как жили прежде и какой уклад жизни самаритян нашего времени?

Притча о добром самаритянине

Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии

Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:

Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде. И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит

Что показал эксперимент?

Из эксперимента следует совершенно однозначный вывод: занятые и не занятые религиозными мыслями люди одинаково склонны оказывать помощь попавшим в беду. А вот спешка довольно существенно влияет на стремление оказывать помощь пострадавшим.

Значимость норм оказания помощи, подкрепленная притчей о добром самаритянине, казалось бы, должна была сильнее повлиять на поведение испытуемых. Но статистически значимого влияния не было, к удивлению самих экспериментаторов. Значит ли это, что постоянная спешка, привычная для современного общества, привела к снижению этических норм? И люди, зная, что кому-то нужна помощь, сознательно игнорируют его?

Экспериментаторы считают, что нет, так как у спешащего человека происходит некоторое замедление интерпретаций увиденного либо эмпатических реакций на ситуацию. Это так называемое «сужение когнитивной карты», описанное еще У. Толменом. То есть, испытуемые видели жертву, но вовремя не осознали, что ей нужна помощь, и не восприняли увиденную ситуацию как случай, где нужно принимать этическое решение.

Другие же испытуемые успели это осознать и оказались перед сложным выбором: помочь внезапно встреченному человеку или выполнить свой долг перед экспериментатором, который уже ждал в другом здании. Это сложный внутренний конфликт, который, однако, нельзя назвать черствостью. Экспериментаторы отмечали, что некоторые испытуемые были взволнованы из-за того, что им пришлось принять такое решение.

Кто такие самаритяне?

представляют собой малый народ численностью не более тысячи человек. Они живут на территории Израиля в мире и спокойствии с титульной нацией евреев.

Но две тысячи лет назад эти оба народа имели немало поводов для нелюбви друг к другу:

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит

Примечания

Закон доброго самаритянина

Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.

Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла

Результаты эксперимента

Выяснилось, что те испытуемые, которые торопились, оказали в большинстве случаев меньшую помощь, чем те, что не спешили. Тема речи, которую должен был произнести испытуемый, не оказала значимого влияния на оказание помощи.

Количественные данные выглядят следующим образом:

Таким образом, подтвердилась вторая гипотеза: спешащий человек менее склонен оказывать помощь. Религиозные мысли не оказали значимого влияния на поведение. Те студенты, которые собирались рассуждать о притче про доброго самаритянина, не намного больше были склонны к оказанию помощи, чем те, что собирались говорить о профессии.

Третья гипотеза, основанная на типах религиозности, также не получила подтверждения: корреляции между оценками религиозности и зависимыми переменными исследования не были статистически значимыми.

Культурное восприятие

Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:

Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит

Картина Рембрандта

Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:

Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.

Самаритянин это что значит. Смотреть фото Самаритянин это что значит. Смотреть картинку Самаритянин это что значит. Картинка про Самаритянин это что значит. Фото Самаритянин это что значит

Процедура эксперимента

Всем испытуемым, явившимся для участия в эксперименте, ассистент давал прочесть объяснение необходимости исследования, а затем выдавал задание: записать на магнитофон 3-5-минутную речь, которую нужно произнести, основываясь на предложенном тексте. Первый текст касался будущей карьеры, а второй представлял собой притчу о добром самаритянине. Испытуемый должен был сказать то, что он сам думает по поводу предложенного текста, но не пользоваться записью.

Ассистент на несколько минут оставлял студента наедине с текстом, а затем возвращался и пояснял, что, поскольку в этом здании мало места, для записи нужно будет пройти в другой корпус, и показывал дорогу. Затем вводилась переменная 2: спешка. Ассистент, взглянув на часы, говорил испытуемому, что ему лучше поторопиться, так как его уже ждут и он опаздывает.

Когда испытуемый проходил по дороге, «пострадавший» сидел у дверей дома, не двигаясь, в скрюченной позе, пару раз он кашлял и стонал. Если испытуемый останавливался и спрашивал, что случилось и не нужна ли помощь, то «пострадавший» объяснял, что страдает болезнью легких, все в порядке, у него есть таблетки и они только что были приняты. Поблагодарив студента, он отказывался от помощи. Если же испытуемый настаивал на том, чтобы помочь, то «пострадавший» позволял завести его в дом и благодарил.

Оценку помощи проводил сам «пострадавший» по шкале от 0 до 5:

0 — испытуемый вообще не заметил, что «жертва», возможно, нуждается в помощи;

1 — испытуемый заметил пострадавшего и понял, что помощь нужна, но не предложил ее;

2 — заметил, но не остановился и помог косвенным способом (например, рассказал экспериментаторам о нуждающемся в помощи);

3 — остановился и спросил, нужна ли помощь;

4 — остановился и помог зайти в дом.

5 — отказался оставить жертву (через 3-5 минут) и настоял на том, чтобы отвести ее куда-либо в другое место, например, выпить кофе или в больницу.

После происшествия студент попадал во второе здание, где ему давалось время на подготовку и запись речи без свидетелей. Затем он получал опросник о личной и социальной этике, в который входили 3 основных вопроса: а) «Когда вы в последний раз видели человека, которому, возможно, требовалась помощь?», б) «Когда вы в последний раз останавливались, чтобы помочь кому-нибудь, нуждающемуся в этом?», в) «Приходилось ли вам помогать людям, попавшим в беду? Если да, то расскажите об этом вкратце». Эти данные собирались, чтобы уточнить, действительно ли испытуемые не заметили жертву и воспринимали ли они происшествие как ситуацию, где требуется помощь.

Затем испытуемому рассказывали об истинном смысле эксперимента, объясняя причины обмана и его необходимость, обсуждали реакцию испытуемого на «жертву» и в целом на эксперимент. Авторы утверждают, что все испытуемые поняли необходимость эксперимента и никто из них не был возмущен. Вероятно, это делалось, чтобы соблюсти этичность эксперимента.

Выражение «добрый самаритянин»

Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека

. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.

Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.

Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:

Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *