С чем связаны трудности которые испытывает промышленность россии в современный период
ГДЗ география 9 класс Алексеев, Низовцев, Ким Дрофа Задание: § 2 Этапы развития хозяйства
Вопросы из текста параграфа
1. Как вы думаете, чем объяснить, что ключевым фактором смены одного уклада другим являются научно-технические достижения?
Ключевым фактором смены укладов являются научно-технические достижения, так как, во-первых, создаются новые рабочие места и специальности, а во-вторых, меняется акцент в структуре хозяйства (увеличивается роль наукоёмких отраслей), меняется и сам процесс производства продукции.
2. Почему в каждом следующем цикле появляются все новые страны?
В каждом следующем цикле появляются новые страны, так как при развитии новых отраслей хозяйства ведущую роль играют страны, где впервые внедряются и развиваются технологии, полученные в ходе научно-технического прогресса.
3. Как вы оцениваете перспективы России по переходу к новому циклу?
Россия имеет хорошие перспективы по переходу к новому циклу, однако они задерживаются из-за слабого темпа развития современных отраслей промышленности (ядра технологического цикла) в гражданских сферах производства. В России медленно внедряются новые технологии в гражданских отраслях, кроме того, велика зависимость Российской экономики от экспорта сырья.
Вопросы и задания
1. Почему в советский период быстрее всего развивалась тяжелая промышленность?
В советский период наибольшее развитие получили отрасли тяжёлой промышленности, так как страна нуждалась в мощной и независящей извне экономике. Индустриализация страны требовала создания сильной промышленности, движение и рост которых обеспечивали отрасли тяжелой промышленность, которые изготавливают средства производства (металлы, энергия, вторичное сырьё), так как они являлись главным звеном от добычи сырья к готовой продукции.
2. Какие изменения происходят в структуре хозяйства России на современном этапе? В чем, на ваш взгляд, причина этих изменений?
На современном этапе структура хозяйства России меняется в сторону увеличения доли сферы услуг в экономике, а также доли людей занятых в данном секторе. Помимо этого возрастает доля отраслей промышленности, изготавливающих готовую продукцию. Данные изменения связаны с тенденцией перехода мировой экономики в постиндустриальный период, где главным сектором является сфера услуг, отметим, что Россия несколько опаздывает в переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Кроме того, развитие собственных отраслей, производящих готовую продукцию связано с переориентированием хозяйства страны с продажи сырья и полуфабрикатов на производство готовых изделий, например в той же политике импортозамещения.
3. С чем связаны трудности, которые испытывает промышленность России в современный период?
Изменения, которые происходят с промышленностью России, связаны с ростом необходимости производства собственных товаров (импортозамещение), в условиях экономических санкций в сторону нашей страны. Кроме того, это связано с перепрофилированием бывших производств военно-промышленного комплекса на выпуск и гражданской продукции высокого качества.
4. Назовите те отрасли хозяйства, по развитию которых Россия не уступает ведущим странам мира. Чем это объясняется?
В настоящее время Россия не уступает ведущим странам мира по отраслям тяжёлой промышленности (металлургия, энергетика), авиаракетостроении, а также в отраслях военно-промышленного комплекса, это связано с тем, что в советский период эти отрасли получили мощнейшее развитие, именно в них внедрялись все передовых технологии, по ряду которых до сих пор в мире аналогов в нет. По сути, вся экономика СССР была ориентирована на выпуск самой современной и продвинутой продукции этих направлений, и Россия унаследовала и материально-техническую базу, и квалифицированный кадровый резерв учёных и инженеров, а также целые научные школы в этих сферах.
5. Как вы понимаете, что означает «модернизация экономики» в настоящее время? Почему возникла необходимость этого процесса?
Модернизация экономики в настоящее время подразумевает переход к использованию всех достижений современной науки во все стороны хозяйственной деятельности, например, компьютеризация, энергосбережение и т.д. Необходимость этого процесса возникла из-за того, что способы производства значительно влияют на качество и конкурентоспособность конечной продукции или услуг, а также на их конечную стоимость.
6. Выделите и охарактеризуйте основные этапы развития хозяйства своего города, района.
Мой город – Санкт-Петербург.
Основные этапы развития города:
1. С 1703 по 1840-е года – город развивается как торговый и промышленный центр страны. Здесь развивается торговое дело, судостроение, металлообработка и предприятия лёгкой промышленности.
2. С 1840-х по 1917 год – рост значения текстильных производств, а затем повторный выход в лидеры машиностроения и металлообработки, развитие различных передовых отраслей машиностроения (электротехника, автомобили, паровозы и т.д.).
3. С 1917 по 1941 год – происходит усиление значения и мощностей всех промышленных предприятий, появляются крупные проектные институты, заметно возрастает роль пищевой промышленности.
4. С 1945 по 1991 год – развитие научных отраслевых институтов и научно-производственных объединений, дальнейшее развитие машиностроения и металлообработки, развитие химической промышленности и пищевой промышленности.
5. После 1991 года – возрастает роль сферы услуг и рост предприятий сферы обслуживания, город становится важным финансовым центром страны, начинается модернизация существующих производств, строятся новые зарубежные промышленные предприятия (например, завод Nissan), снова возрастает роль научных и учреждений высшего образования.
Дополнительная информация: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennost-sankt-peterburga-istoriya-problemy-i-perspektivy-razvitiya/viewer
ТЕМА 2. ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Промышленность России. Главные проблемы реализации национальных проектов
Основной проблемой реализации национальных проектов в промышленности и в других отраслях на сегодня являются низкие темпы роста экономики России. Рост ВВП во втором квартале 2019 года составил всего 0,9 % при заданных для успешной реализации национальных проектов показателях роста ВВП в 3 %.При этом базовым фактором, тормозящим реализацию национальных проектов во многих случаях является фундаментальная трансформации экономики России.
Ключевым якорем ускоренного роста российской экономики признаются структурные проблемы, на решение которых направлены утвержденные Правительством России национальные проекты.
В базовой структуре экономики России, перед реализацией программы национальных проектов, преобладает сектор услуг (42,5 процента). Торговля, обрабатывающее производство и добыча полезных ископаемых находится примерно на одном уровне
В структуре обрабатывающей промышленности России наибольший удельный вес занимает производство нефтепродуктов – 18,2 процента, металлургическое производство – 17,5 процентов, производство пищевых продуктов и табачных изделий – 13,9 процента.
Структурные изменения промышленности в период с февраля 2014 по июль 2019 обуславливались ростом доли сырьевого сектора с некоторым опережением темпов роста промышленного производства в целом.
Обрабатывающая промышленность росла примерно равными с совокупным индексом темпами. В секторе сбора и утилизации отходов в рассматриваемый период наблюдался, по большей части, спад.
В части устойчивости к волатильности, наилучшую форму показывал также сырьевой сектор. А колебания обрабатывающей промышленности и сектора утилизации отходов сигнализируют о наименьшей устойчивости данных составляющих промышленного производства
В секторе добычи полезных ископаемых, наиболее динамично развивающимися в последние годы сферами деятельности были сопутствующие добыче полезных ископаемых услуги (медиана темпов роста – 12,6 процента); добыча камня, песка и глины (10,7 процентов), добыча руд цветных металлов (4,2 процента).
Среди обрабатывающего производства флагманами роста были транспортное машиностроение (производство железнодорожных локомотивов и вагонов) с пятилетней медианой темпов роста в 23,2 процента, а также производство фармацевтических субстанций (21,4 процента).
Оптимистичные данные индекса промышленного производства России несколько противоречат ряду опережающих индикаторов динамики экономического развития.
В частности, в 2019 году наблюдается дивергенция показателей индекса промышленного производства, который публикуется Росстатом, и Индекса производственной активности PMI, публикуемого IHS Markit. Так, на фоне роста промышленности, опережающий индикатор достиг минимального значения с 2014 года
Негативная динамика показателя PMI обуславливается в первую очередь снижением новых заказов на промышленных предприятиях, потерей клиентов и, как следствие, снижением производственных потребностей и закупочной активности.
Помимо сигнализирующих о рисках рецессии промышленного производства показателях PMI, об этом говорят данные Минтранса о коммерческих грузоперевозках в период с января по июнь 2019 года. Здесь зафиксировано снижение по внутреннему водному транспорту в 17,4 процента, снижение по морскому транспорту в 18,4 процента, снижение по автоперевозкам грузов в 5,8 процента и снижение по железнодорожным перевозкам в 1,6 процента.
Одновременно с этим наблюдалось торможение в секторе корпоративного кредитования (данные Банка России), снижение спроса на рабочую силу (данные Министерства труда).
Таким образом, старт реализации национальных проектов приходится на период, для которого характерны риски замедления экономического развития. То есть в условиях неблагоприятной внешней среды.
Неблагоприятная внешняя конъюнктура является не единственной проблемой реализации национальных проектов.
По ряду проектов наблюдается низкий уровень кассового исполнения выделенных бюджетных ассигнований.
Так, состоянием на 01.10.2019 кассовое исполнение национального проекта «Цифровая экономика» составляло только 12,32 процента. Точнее, 18,35 процента с учетом кассового исполнения федерального бюджета России на 2019 год (67,15 процента на 01.10.2019г.).
Практически сорвано годовое кассовое выполнение национальных проектов «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости». Только на 40 процентов исполнены работы за счет бюджетных ассигнований самого масштабного национального проекта – «Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры»
Национальный проект | Плановые ассигнования в 2019 г, млн руб | Кассовое исполнение, млн. руб | Степень выполнения | Исполнение с учетом выполнения федерального бюджета |
---|---|---|---|---|
Культура | 12 271,9 | 9 168,7 | 74,71% | 111,26% |
Здравоохранение | 160 337,5 | 108 183,4 | 67,47% | 100,48% |
Наука | 36 992,2 | 24 493,9 | 66,21% | 98,61% |
Демография | 518 881,5 | 341 760,6 | 65,86% | 98,09% |
Образование | 106 951,1 | 63 238,5 | 59,13% | 88,05% |
Жилье и городская среда | 105 280,1 | 59 282,7 | 56,31% | 83,86% |
Автомобильные дороги | 129 736,3 | 72 396,1 | 55,80% | 83,10% |
МСП | 60 575,3 | 33 765,9 | 55,74% | 83,01% |
Международная кооперация и экспорт | 86 224,6 | 36 633,7 | 42,49% | 63,27% |
План модернизации инфраструктуры | 370 299,9 | 149 221,3 | 40,30% | 60,01% |
Производительность труда | 7 140,0 | 2 773,0 | 38,84% | 57,84% |
Экология | 60 606,1 | 12 593,0 | 20,78% | 30,94% |
Цифровая экономика | 108 048,5 | 13 313,1 | 12,32% | 18,35% |
Наибольшее количество точек соприкосновения с прорывным развитием промышленности имеют национальные проекты, которые направлены на достижение двух национальных целей. Это ускорение технологического развития страны за счет увеличения осуществляющих технологические инновации организаций до 50 процентов и создание в обрабатывающей промышленности высокотехнологичных экспорто-ориентированных секторов.
Стратегическими барьерами в реализации намеченной политики прорывного развития российской промышленности через систему национальных проектов являются низкая направленность на проактивную индустриальную политику.
Де-факто, единственным запланированным вектором прорывного технологического развития российской экономики является национальный проект «Цифровая экономика». Но согласно данным по кассовому исполнению именно его реализация проводится особенно неэффективно.
Какие отрасли российской промышленности пострадали от пандемии коронавируса сильнее всего
Российская промышленность, которая в годовом выражении в мае ускорила падение до 9,6% по сравнению с 6,6% в апреле, неравномерно переживает кризис, вызванный пандемией коронавируса, следует из анализа, проведенного экономистами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Эксперты изучили, как в последние два месяца чувствовали себя отдельные отрасли, производство в которых в апреле спикировало на 60-70%, а в некоторых — подросло, несмотря на конъюнктуру. На основе показателей Росстата экономисты выделили четыре группы промышленных секторов, по-разному переживших острую фазу кризиса: самые пострадавшие, умеренно пострадавшие, не пострадавшие и выигравшие (исследование есть в распоряжении Forbes).
Какие отрасли хуже всех, а какие лучше всех отреагировали на пандемический стресс?
Главные жертвы
К группе самых пострадавших отраслей ЦМАКП относит отрасли, в которых наблюдалось кратное снижение выпуска в апреле, а отскок в мае лишь частично компенсировал провал. Таковых насчитывается семь: производство авто- и других транспортных средств, бытовых приборов, мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров и изделий из кожи. То есть речь преимущественно идет о производителях потребительских товаров длительного пользования, а также транспортном машиностроении.
По мнению авторов исследования, болезненная реакция главных жертв нынешнего кризиса в промышленности — их сверхчувствительность к динамике доходов населения, помноженная на карантинные ограничения, из которых Россия начала выбираться лишь в июне.
Отскочившие в мае
В группе умеренно пострадавших — десять отраслей, где спад составил в годовом выражении менее 30% в апреле и наблюдался быстрый отскок в мае — до 80-90% от уровня мая 2019-го. Группа получилась пестрой по структуре — от производителей материалов, комплектующих, машин и оборудования до непродовольственных потребительских товаров.
Многим секторам в мае помогло восстановиться развитие системы доставки, отмечают аналитики ЦМАКП. Самый сильный спад в группе — у производителей электрического оборудования, наименьший — у производителей резиновых и пластмассовых изделий.
Не заметили кризиса
В группе отраслей, которые практически не пострадали от кризиса, оказалось пять крупных секторов — производство пищевых продуктов, бумаги, газодобыча, электроэнергетика и химическое производство. Их уровень выпуска в апреле-мае остался относительно стабильным в силу устойчивости спроса, поясняют экономисты.
Самыми успешными в этой группе оказались производители пищевых продуктов, нарастившие производство на 3,7% в апреле и 1,5% в мае, и представители химической отрасли, которые выросли на 2,4% в апреле и 4,2% в мае.
Редкие счастливчики
В группе выигравших от коронакризиса всего две отрасли, производство в которых росло хорошими темпами на фоне эпидемии. Это фармацевтика, которая увеличила выпуск на 13,5% в годовом исчислении в апреле и на 22,4% в мае, и производство медицинских инструментов и оборудования, которое выросло на скромные 2,7% в апреле и на целых 33,6% в мае.
Отдельным пунктом в исследовании отмечена нефтедобыча, которая поначалу не заметила кризиса, зафиксировав в апреле уровень производства в 100,3% к апрелю 2019-го, однако в мае спикировала сразу на 15,3% из-за соглашения России с ОПЕК+ о сокращении добычи. Это особый случай, который связан с внешними договоренностями, поэтому он исключен из анализа, пояснили эксперты ЦМАКП.
V значит восстановление
То, что сильнее всего пострадали отрасли, которые связаны с производством товаров длительного пользования или ориентированы на инвестиционный спрос, было предсказуемо: в условиях кризиса они всегда показывают наихудшую динамику, говорит управляющий по экономическому и отраслевому анализу Промсвязьбанка Игорь Нуждин. По его мнению, логичным выглядит и рост фармацевтики и медицинских изделий на фоне пандемии. Производство же пищевых продуктов всегда является менее цикличной отраслью из-за постоянного спроса, добавляет эксперт.
По прогнозу Минэкономразвития, спад в промышленности в 2020 году составит 5,2%, по прогнозу Минпромторга — 8,6%. Самым тяжелым для российской экономики будет второй квартал, во второй половине года ожидается постепенное восстановление динамики, отмечает аналитик Economist Intelligence Unit Маттиас Карабазчек.
Наиболее вероятным является сценарий V-образного восстановления отраслей, при котором возможен рост промышленности около 5% уже в 2021 году, прогнозирует Нуждин.
1986-2020. Путь к развалу промышленности России
Предыстория развала российской промышленности и её разрушители поимённо.
Воспоминания государственного советника 1-го класса РФ.
Для профессионалов и историков.
Для понимания сути промышленной драмы России в конце 80-х начале 90-х обратимся к статистике. На рисунке в заголовке повести показана динамика объёма промышленного производства в натуральных единицах с 1986-го по 2019-й, отнесённого к показателю 1991-го. На лицо медленный спад в конце 80-х, глубочайший кризис в начале и середине 90-х, незначительный рост в начале нулевых и стагнация (то рост, то спад) после 2008-го. К 2020-му году России так и не удалось восстановить уровень промышленного производства не только 1985-го, но и дореформенного 1991-го.
Первая в том, что разрушив устаревший политический мир и оборвав хозяйственные связи предприятий республик СССР, «реформаторы» тем самым разрушили единство и работоспособность базового костяка промышленности РСФСР.
Вторая в том, что после 2008-го олигархами промышленность была лишена способности к расширенному воспроизводству, так как её доходы и деньги населения изымались олигархами и сетевыми компаниями, выводились за рубеж.
Третья причина в деталях обсуждается во второй части этой статьи (ссылки даны в конце текста). Там же дана возможная траектория промышленной динамики в случае, если бы в 1996-м президентом не был бы избран Ельцин, вновь заселивший власть системными либералами.
Сказались также низкий уровень профессионализма и политическая недальновидность лидеров российской власти (Ельцин, Гайдар, Чубайс, Фёдоров, Черномырдин и другие, в том числе современные), конфликтность государственного управления и депутатского корпуса, корыстность олигархов, недобросовестная конкуренция на мировых рынках, политическое давление на страну со стороны “коллег” по мировой экономике.
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ТЕХ ЛЕТ В СТРАНЕ И В МОЕЙ ЖИЗНИ
Это был переломный год и в экономике, и в моей профессиональной жизни. Вслед за экономическим спадом в США наметился промышленный спад в СССР. На Москву, промышленную столицу, “кинули” наводить дисциплину и порядок волюнтариста Бориса Ельцина. Начались гонения на науку, якобы виновную в низкой эффективности экономики. Первыми жертвами стали учёные фундаментальных наук.
Я – 45-летний физик-ядерщик, теоретик, кандидат ф. м. наук, м. н. с., с нищей зарплатой в 130 руб. (
170 долларов США), работал на ядерном реакторе ИТЭФ ГКАЭ в Москве. Институт лишили валютного финансирования, сократили численность, отменили закупки иностранных журналов и поездки на международные конференции. Летние на Волге и зимние в Подмосковье учебные школы физиков с лекциями ведущих учёных прекратились.
С горечью в душе я расстался с наукой и перевёлся в НПО “Медбиоэкономика” Минмедбиопрома на высокооплачиваемую должность главного инженера проекта по планированию системы производства и сбыта медицинской и микробиологической промышленности. Так началась моя карьера в экономике.
Дальнейшие события показали, что главный разрушитель российской промышленности и науки – Борис Ельцин.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 80-х
Темпы роста экономики замедлились и наметился её спад. В обществе появились мнения о необходимости перевода экономики на рыночные рельсы. Догматики КПСС настаивали на ужесточении дисциплины и ответственности рабочих и служащих. Эволюционисты правительства СССР понимали, что всё дело – в устаревшей экономической модели хозяйствования.
В обстановке острого конфликта между догматиками и эволюционистами были начаты половинчатые реформы. Первые из них (создание концернов, кооперативов, коммерческих банков, бирж, оптовой торговле) оказались неудачными и породили диспропорции, перекосы цен, дефициты, конфликтность общества.
В НПО “Медбиоэкономике” я был руководителем группы инженеров АСУ системы сбыта-снабжения Минмедбиопрома. Размещались в министерстве. Я посещал отраслевые институты и заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Моими начальниками в министерстве были интересные люди…
Помню, мне поставили задачу учёта оборудования, используемого на заводах. Выяснилось, что в ходу ещё довоенные электромоторы, вывезенные из Германии по репарациям. Их энерго эффективность была ничтожной.
Вскоре многие заводы медпрепаратов забуксовали, московские НИИ микробиологии и прочие опустели. “Звездил” кооператор Брынцалов. Он оседлал завод медпрепаратов на Варшавке. Руководство отрасли как за соломину ухватилось за программу создания совместных предприятий с иностранными инвесторами, но всё это были пустые хлопоты.
В первый год на спекуляциях медпрепаратами СП заработало 20 тыс. долларов. Болтенко гордился этим. Но инвестиции американских партнёров так и не состоялись.
Мало кому приходило в голову, что затея с СП была ловким манёвром заокеанских конкурентов по развалу медицинской промышленности СССР. Сегодня, поднабравшись опыта в делах маркетинга, я понимаю, что предложения американцев были типичной разводкой советских лохов.
“Разводкой” особенно старательно занимались также итальянские подставные фирмы. Они втягивали руководителей министерств в длительные переговоры, выведывали промышленные секреты и… прекращали контакты.
Так набирал обороты промышленный кризис в СССР в конце 80-х.
КОНЕЦ 80-х. СТРАСТИ ПО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Экономисты-академики Станислав Шаталин и Николай Петраков предложили президенту СССР Михаилу Горбачёву программу ускоренного вхождения страны в рынок за “500 дней”! Её разработали молодые экономисты и управленцы Григорий Явлинский (зампред Совмина РСФСР, будущий лидер “Яблока”), Евгений Ясин (будущий министр экономики России), Борис Федоров (будущий министр финансов России, руководитель Госналогслужбы), Борис Задорнов (будущий министр финансов России) и другие.
В те же 80-е годы сторонником ещё более быстрых и решительных мер, чем в программе “500 дней”, был Егор Гайдар, внук красного командира, экономист, научный сотрудник и журналист газеты “Правда”. Ещё в середине 80-х он создал при академике Шаталине в МГУ потайной кружек экономистов для разработки ускоренного плана внедрения рынка в СССР. Это был план будущей “шоковой терапии”.
Лидером кружка был жёсткий либерал-рыночник Анатолий Чубайс. Друзья–реформаторы мечтали о русском Пиночете, который даст “добро” на внедрение их идей в жизнь.
Попытка принятия программы “500 дней” в 1989-м году с треском провалилось на Верховном Совете СССР. Разногласия реформаторов и эволюционистов быстро превратились в личный конфликт между ними, в войну поколений. Она длилась 10 лет, до полной победы либералов-рыночников.
ПРОВАЛ БИРЖЕВОГО ДВИЖЕНИЯ
Одним из самых рискованных и глубоко ошибочных решений Правительства СССР было предоставление предприятиям и кооперативам права свободной торговли средствами производства, сырьём и материалами. Мастера подпольного бизнеса тут же среагировали на это созданием товарно-сырьевых бирж. В апреле 1990 г. была учреждена знаменитая биржа РТСБ. Её президентом стал господин Костя Боровой. Деятельность бирж бурно развивалась и вскоре составила до половины всего оптового оборота страны.
Поначалу торговля на биржах шла бойко. В экономике даже возникла новая модная и престижная профессия – биржевой брокер. Им стал и я. Биржи были созданы почти во всех регионах страны. В экономических институтах о биржевой деятельности читались лекции для студентов, создавались курсы и школы биржевых брокеров.
Но, как всегда, не всякое новшество в экономике укрепляет её здоровье. Биржи стали центрами спекуляций и коррупционных связей между предпринимателями и чиновниками управлений Государственного Комитета СССР по материально-техническому снабжению на местах.
Постепенно склады государственной системы маттехснаба пустели, объёмы производства на заводах уменьшались. Ассортимент, предлагаемый на биржах, мельчал и становился похожим на товарные неликвиды. Уловив выгоды ослабления контроля ценовой и сбытовой дисциплины, производители товаров повышенного спроса (металлы, дерево, продукты питания и т.п.) сбывали их вне товарных бирж через тех же биржевых брокеров, получая от них на карман денежные откаты.
21 апреля 1996 года во время телефонной беседы Борового с первым президентом самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Джохаром Дудаевым российскими спецслужбами была проведена операция, в результате которой Дудаев был убит ударом самонаводящейся ракеты, запущенной с самолёта.”
Но постепенно Костины дела мельчали. Он стал активным политическим оппозиционером, противником российской власти и эмигрантом.
В заключение рассказа о биржах скажу честно – Костя Боровой был обаятельным человеком. Я был на его бирже брокером и это было моим прорывом в новую экономику из научного небытия. Костя без звука дал мне кредит на покупку брокерского места на РТСБ. Цена этого места вскоре взвинтилась до небес. Я был горд, что стал миллионером, хотя и ненадолго – вскоре акции РТСБ, как и прочих бирж превратились в фантики.
Я очень сожалею, что кривая судьбы вынесла Костю, сына секретаря московского райкома КПСС и смелого предпринимателя, в небытие.
Константин Боровой – разрушитель российской промышленности.
Реформаторы не сдавались. В 1991-м их мечта о сильном вожде сбылась – им стал бывший прораб, бунтарь Ельцин. В стране произошёл политический переворот, распад СССР на отдельные страны и раздел между ними единого промышленного комплекса страны. Возобладал националистический эгоизм окраин и стремление Бориса Ельцина любой ценой стать новым русским царём. В России к власти пришли ниспровергатели КПСС экономисты-либералы во главе с Гайдаром и Ко. Они затеяли губительные социально-экономические реформы, взяв по наивности за образец американскую модель для переходной экономики отсталых стран.
Внук красного командира Егор Гайдар стал министром экономики и финансов. Сын преподавателя марксизма-ленинизма Анатолий Чубайс – министром и главой Госкомимущества. Позже вслед за ними в министерские кресла потянулись прочие авторы программы “500 дней” – Ясин, Федоров, Задорнов.
За реформаторами присматривал “крепкий хозяйственник”, газовик, премьер-министр Виктор Черномырдин. Ельцину он нравился тем, что с трибун умел говорить по-простому, с двусмысленными прибаутками.
Реформаторы старательно исполняли рекомендации экспертов Конгресса США и Международного Валютного Фонда (МВФ), разорившие слаборазвитые страны Южной Америки, которые “до того” вяло брели по социалистическому пути.
28 октября 1991 — на V съезде народных депутатов РСФСР Ельцин объявляет о переходе к рынку с января 1992 года.
6 ноября 1991 — Ельцин формирует новое правительство и возглавляет его, а своим первым заместителем назначает журналиста Комсомолки Егора Гайдара. Председателем Госкомимущества России стал ленинградский экономист Анатолий Чубайс.
19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».
январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
29 января 1992 — Указ о свободе торговли.
11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».
июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
РАЗВАЛ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
После провала биржевого движения мне пришлось заново искать способы заработка на пропитание. Подвернулось дело по мелкооптовой торговле тканями брянских заводов. Взяв банковский кредит, я приобрёл бортовой газон, накупил тканей и стал развозить их по магазинам Москвы и Московской области, передавая их на реализацию по договорам комиссии (их было до тридцати). А в Серебряных прудах мне нашили гору кепок, брюк, пледов, юбок… Эти “изделия” я отдавал знакомым для торговли на вещевых рынках.
Поначалу тканевый бизнес были успешным, но вскоре заглох – брянские заводы тканей разорились, советские ткани перестали пользоваться спросом, из Прибалтики хлынули современные импортные ткани.
У меня до сих пор хранятся неликвиды – коробки с тёплыми брюками из пальтового драпа и рыжими кепками. Я их ношу сам. Пытался как-то пристроить остатки драпа в детский дом, но там его не приняли – некому шить. И всё-таки я нашёл своему драпу шикарное применение – обтянул им одну из комнат на даче.
Судьбу брянских заводов разделили многие предприятия лёгкой промышленности. К 1995-му она была практически ликвидирована. Рынки заполнили китайские товары.
1991-й год. ГКЧП И РАЗВАЛ СССР
Финалом длительного промышленного спада в СССР стали роковые для страны события осени 1991 года – внутрипартийный антиконституционный переворот и роспуск СССР (Беловежское соглашение секретарей компартий советских республик), путч партийных бонз КПСС в Кремле (ГКЧП) и восстание демократов, засевших в Белом доме.
Ночью на Ленинградке и Садовом кольце грохотали танки. У моста под Старым Арбатом на танки бросилась толпа молодёжи. Кое-кто погиб. Утром в Москве начались демонстрации демороссов с российскими флагами. Здание МГК КПСС на Старой площади пытались громить – разбили вывески, сорвали флаг СССР на крыше и водрузили российский. Москву наводнили рабочие бойцы с Урала. Они были одеты в синие рубахи. Шеренги аппаратчиков партии и КГБ защищали свои здания, выстроившись у входа в шеренгу и взявшись за руки.
1992 – 1993 годы. ДРУЖБА С ДЕМОКРАТАМИ.
Это были времена моей дружбы с демократами – со Львом Пономарёвым, Глебом Якуниным, Лёней Богдановым и другими.
Об этих временах у меня есть детальные записи в дневниках. Вместе со Львом Пономарёвым, доктором физмат наук из ИТЭФ, соратником Сахарова, лидером движения “Демократическая Россия” и правозащитником в дальнейшем, я вёл оргработу в поддержку движения “ДемРоссия” – изготовил членские билеты движения и организовал их распространение, арендовал залы для собраний и пр.
Увлёкшись видеосъёмками, я вёл съёмку учредительного съезда Демпартии. Её лидерами должны были стать Николай Травкин, Гарри Каспаров, Лев Пономарёв, депутат Илья Заславский, поп-расстрига Глеб Якунин.
Но все эти хлопоты оказались фарсом. Делить партийную власть они, как и старые большевики 1917-го не умели. Лидеры новой партии повздорили, и она досталась Травкину. Рассказывать подробности этих нелепых затей мне не хочется. Офис движения демороссов располагался в здании администрации Ленинского района у депутата-инвалида Ильи Заславского.
Забавна судьба Ильюши Заславского. Почувствовал ветер перемен, он распродал иностранным компаниям первые этажи зданий Ленинского проспекта и смылся в США.
В ноябре-декабре 1995 была проведена приватизация крупнейших государственных предприятий путём залоговых аукционов. Акционированные предприятия были пущены в свободное плавание без финансов, с порванными парусами. Лодка российской экономики закачалась без руля и ветрил в бурных волнах мирового рынка.
Российский рынок тут же заполонили долгожданные, но малодоступные для населения импортные товары. Множились вещевые рынки со старьём и хламом – старые замки, унитазы, гвозди, одежда… Экономика слабела, рубль обесценивался, инфляция зашкаливала, цены росли. Экономический спад советских времён превратился в затяжной экономический кризис.
Ссоры в стане демократов, малые и большие, были в те годы делом обычным. Президент России Ельцин был крут. Но лидер Верховного Совета Руслан Хазбулатов был не только крут, но и деспотичен. Депутата Льва Пономарёва за непослушание он выгнал со всех депутатских постов.
В 1993-м против Ельцина восстал парламент. После танковой стрельбы Паши Грачёва по Белому дому мои друзья-демократы, сопровождаемые подзатыльниками и пинками омоновцев, были выведены из Белого дома с поднятыми руками.
Под политическую трескотню демократов развал промышленности набирал обороты. Осознав это, я покинул стан “демократов”.
Егор Гайдар, Лев Пономарёв и Руслан Хазбулатов (мой быв. коллега по МГУ) – злостные разрушители советской промышленности.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОВАЛ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
К 1995-му промышленный спад вышел на финишную прямую, после которой – пустыня. Объём производства сократился в 2,6 раза от уровня 1986-го. Зонами почти полного развала (в
5 раз) стали химико-лесной комплекс, машиностроение включая оборонку, лёгкая промышленность, промышленность стройматериалов, угольная и пищевая промышленность, сельское хозяйство. Большая часть добываемого природного сырья и продуктов его переработки не потреблялись в стране, а продавались за границу.
Народ страны всколыхнулся и на выборах в Госдуму поделили коммунисты КПРФ. Замаячил возврат страны к временам СССР.
С министрами у Ельцина была настоящая чехарда. Он тасовал состав министров, чтобы те не успели создать какую-нибудь “антипартийную группу”.
Надеясь пополнить бюджет и преодолеть финансовый кризис, реформаторы набрали долгосрочные иностранные кредиты. Но они не направлялись на восстановление промышленности. Их тратили, в основном, на содержание власти и обновление государственного управления.
Иностранные кредиты были “распилены”, сроки возврата приближались, источники возврата кредитов созданы не были. Экономика страны необратимо приобретала колониальный характер – в ней преобладал сырьевой экспорт, рынки заполнялись импортом, росло производство “колониальных” товаров, доступных бедному населению.
На президентских выборах 1996-го победил Борис Ельцин. Разрушение промышленности и разорение новоявленных акционерных обществ продолжилось.
“Семья” была конфликтной и часто меняла состав – одни удалялись, другие приближались “к телу”. Членами “семьи” в разное время были чиновники высокого ранга и крупные бизнесмены. Самые известные из них – это Владимир Потанин, Анатолий Чубайс, Валентин Юмашев, Александр Волошин, Борис Березовский, Роман Абрамович, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский, Михаил Фридман, Алишер Усманов, Олег Дерипаска и другие.
Для прикрытия не вполне законных действий “семье” требовался административно-правовой механизм, создающий видимость законности. Идею о нём подсказала сама жизнь. После приватизации начала 90-х промышленная собственность была распылена по миллионам безденежных акционеров, не способных ни содержать, ни инвестировать её. Срочно требовалась замена собственников на “надлежащих”.
У членов “семьи” возник план стать “надлежащими” собственниками и сконцентрировать промышленный капитал в своих руках, стать олигархами по назначению. Сделать это можно было за счёт “административного ресурса”. Им стала новая система взыскания государственных долгов и государственного регулирования банкротств. В официальных документах она называлась системой “реформирования и финансового оздоровления предприятий”.
Первым шагом создания системы стал Указ Президента от 11 октября 1996-го “О Временной чрезвычайной комиссии при президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины». Комиссией заправлял глава президентской администрации Анатолий Чубайс. После принятия нового закона о банкротстве комиссия стала безжалостным монстром, собирающим недоимки, выбивающим долги и дающим поручения банкротить должников.
Если бы в России ситуации была устойчивой, то банкротства были бы полезны и нужны. Но рынок в России лишь зарождался, а политическая обстановка была конфликтной. В этих условиях волна банкротств в 96-м и позже оказалась для экономики таким же гибельным шоком, как и её раздел её при распаде СССР в 91-м.
В этот год разрушение промышленности и передел акционерной собственности приобрело системный и массовый характер. Начало тому дало возвращение во власть Анатолия Чубайса. В тот год он стал первым вице-премьером в правительстве Черномырдина, ответственным за экономическую реформу.
ФСДН было создано Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 710. Руководитель агентства – Пётр Мостовой, первый зам – Михаил Таль, один из авторов проекта федерального закона “О банкротстве”, принятого Госдумой в конце 97-го.
Мало кто знает, что Чубайс – не только главный “приватизатор” госимущества, но и разрушитель крупной российской промышленности, “крёстный отец” олигархов. Создавая систему передела акционерной собственности Чубайс старался и для себя. Её он блестяще применил в реформировании РАО “ЕЭС”, став её президентом.
В то же время в Минэкономики плодились ритуальные концепции экономического развития, по сути прикрывающие реальные действия власти и олигархов по разукрупнению и разрушению промышленности.
31 марта 1997 года постановлением правительства № 360 была утверждена программа “Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000 годах”. В марте 1998-го был разработан её обновлённый вариант.
В аппарате Совета Федерации был дан разгромный отзыв на эту программу.
“Что касается промышленной политики, то она сводится практически только к реформированию предприятий. Заявленные же принципы и методы проведения промышленной политики носят чисто декларативный характер….
Спорным представляется тезис программы о необходимости дробления естественных монополий, особенно в условиях кризисного состояния экономики. Опыт развитых стран показывает, что естественные монополии, являющиеся основой для обеспечения экономической безопасности, находятся строго под контролем государства. Авторы программы предлагают действовать в противоположном направлении.
В целом же провозглашаемая промышленная политика по-прежнему, ориентированная на дальнейшее усиление диспропорций в сторону роста доли сырьевого сектора.”
Несмотря на критику депутатов, сенаторов и аналитиков программа правительства так и осталась какой-была, а промышленный кризис продолжался.
Правительство РФ принимает Постановление № 848 “Вопросы Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению” (ФСДН). Установлено, что “ФСДН является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций”.
Постановление – уникально. Им, фактически, ФСДН, созданный 14.08.1996 г указом Президента № 1176, был превращён межотраслевой орган власти, действующий исключительно на основе федерального закона “О банкротствах”, неподконтрольный правительству, а на самом деле подконтрольный олигархам.
Должниками в те годы были все российские предприятия. Ввиду этого ФСДН полностью подменила министерства и правительство в вопросах реформирования большинства российских предприятий, управления их долгами и имуществом. Методы решения судьбы должников были стандартны – отстранение директоров и акционеров от управления, распил на части, продажа имущества, ликвидация.
С момента создания ФСДН был дан старт масштабному разрушению и дележу российской промышленности и государственного имущества между олигархами. Стараниями чиновников ФСДН в последующие годы были признаны банкротами и расформированы сотни тысяч российских предприятий и, в первую очередь, гиганты советской промышленности и оборонка. Их имущество распродавалось за бесценок олигархам и перепродавалась подороже бизнесменам. В выручка от продаж шла в том числе в карманы подельников Мостового и Таля. Кое-что перепадало и госбюджету.
Финансовое оздоровление предприятия в понимании ФСДН – это его ликвидация, выделение частей, продажа их олигархам за бесценок, нажива на продажах имущества и недвижимости.
ПРИМЕР РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСДН
Не успев освоиться с вменёнными функциями и обрасти персоналом, руководители ФСДН, вне всякого сомнения по заказу олигархов из Альфа-групп “накатили” на АО “Нижневартовскнефтегаз”. Компания входила в состав Тюменской нефтяной компании (ТНК), долгое время была лидером по добыче нефти, владела легендарным нефтяным месторождением “Самотлор”, Ханты-мансийский округ.
Вначале ФСДН предупредила компанию о применении процедуры банкротства в случае непогашения ею долга перед госбюджетом в размере 774 млрд руб. Разумеется, компания выплатить долг не могла.
Следует прямо сказать, что заведение уголовного дела против строптивых руководителей предприятий и арбитражных управляющих стало типичным криминальным инструментом руководства ФСДН в решении споров о банкротстве.
В условиях продолжающегося кризиса в правительстве было решено проводить реформирование предприятий ускоренно и принудительно. Методологию “реформирования” создавали в Минэкономики по иностранным лекалам. Те из предприятий, что не соглашались на реформирование или были непригодны, подлежали банкротству, в том числе ускоренному, с последующей ликвидацией или продажей имущества по частям на аукционе. Покупателями были финансовые группы, иностранные компании, лица, владеющие теневыми капиталами и денежными суррогатами (векселями банков-банкротов или “мавродиками”).
Инициаторами “реформирования” были государственные чиновники высшего ранга, сменявшие друг друга во власти – Анатолий Чубайс и Борис Федоров, Альфред Кох, Борис Немцов, Георгий Таль и другие антигерои моей книги.
Пытаясь открыть экономику для прочего мира, демонстрировать миролюбие и привлечь к обновлению страны иностранные капиталы, реформаторы часто принимали необдуманные решения. В состав акционеров и советы директоров предприятий, в том числе оборонных, допускались иностранцы.
Инвестиционная подпитка промышленности, осуществляемая ранее в СССР путём перенаправления прибылей рентабельных отраслей (торговли, ТЭК, сельского хозяйства, лёгкой промышленности) в промышленность была ликвидирована. Прибыли новых промышленных и торговых империй присваивались олигархами, выводились в иностранные банки и не реинвестировались в Россию.
В стране ускоренно создавался класс олигархов – сверхбогатых собственников, сколотивших миллиардные капиталы путём сомнительных по сути, но полузаконных по форме операций.
Реформаторы надеялись, что олигархи, скупая по дешёвке предприятия, сэкономят деньги, наладят производство, накормят население и спасут Россию. Но этого не произошло.
В конце 1997 года с должности помощника депутата Госдумы Юрия Маслюкова я был переведён на должность заместителя руководителя аппарата комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Маслюков был его председателем в ранге министра России.
Моей особой темой было также изучение проблем экономического развития Удмуртской республики – малой родины Маслюкова, и трансляция новшеств Комитета и Минэкономики в её законодательство. В частности, идей о создании бюджета развития и залогового фонда из госимущества как основы привлечения внешних инвестиций в экономику региона.
В те годы я находился в эпицентре политических событий. Жизнь была интересной, размеренной и бесконфликтной. Но, следует признаться, в те годы я не вполне понимал текущие события, так как был изолирован от исполнительной власти. А именно там принимались решения, определяющие судьбу страны.
Сейчас я понимаю, что в те годы в стране зрел и развивался заговор против её достижений советского периода, имущества и народа. Тихой сапой, под прикрытием партии власти в Госдуме, министры постепенно создавали требуемые для олигархов планы, методологии, нормативно-правовые инструменты. С их помощью те прибирали к рукам государственную собственность и создавали свои имущественные империи. Руководители ключевых министерств и ведомств (службы, комитеты) назначались, вне всякого сомнения, олигархами и были у них “на прикупе”. Обратимся к конкретным событиям, демонстрирующим данный тезис.
Как заместитель аппарата Комитета по экономической политике Госдумы, ведущий вопросы промышленной политики, я подготовил для Маслюкова и депутатов комитета экспертную записку «Проблемы законодательства, регулирующего реформу предприятий». В ней утверждалось, что нормативно-правовые документы президента, правительства, минфина, минэкономики и налоговой службы в последние годы странным образом выстраиваются. Результатом их исполнения может стать разрушение крупных предприятий путём ускоренного банкротства, кардинальное изменение структуры промышленности страны.
МВФ, предоставляя России кредиты, ставил обязательные условия по “реформированию” экономики. Эксперты МВФ заседали в администрации Президента и в Центральном банке. Они умело корректировали выпускаемые на эту тему документы российской власти.
Для меня это поручение было наградой – недаром до непосредственного поступления на госслужбу в 1997-м, сотрудничая с консалтинговой компанией “Про-инвест консалтинг” Идрисова, я разработал десяток бизнес-планов и программ реформирования предприятий. Самыми интересными были проект реструктуризации Красногорского механического завода и бизнес-план под строительство ГФУ на Минибаевском газоперерабатывающем заводе в Татарии.
Концепция реформирования от Минэкономики не касалась финансово-несостоятельных предприятий, а тем более – полных банкротов. Но таких было большинство. И потому концепция, фактически, оказалась безадресным и бесполезным заклинанием.
“Позиции министерств по вопросам реформирования предприятий различалась. Я был солидарен с позицией Минэкономики. Там работали понятные мне специалисты Андрей Шаповальянц, Николай Косов, Андрей Свинаренко, Аркадий Самохвалов и другие. Но все они шли в фарватере у финансовых и фискальных ведомств, а их позиции были нацелены на сиюминутные выгоды. Именно по этой причине Минфин не препятствовал развитию банкротств, не понимая масштабность этого бедствия, не понимая, что тем самым уничтожались налогоплательщики.
В те годы, будучи оторван от исполнительной власти, я мыслил депутатскими категориями и не вполне понимал, чем она занята. Чтобы увидеть из стен Госдумы всю картину с банкротствами следовало, во-первых, поставить перед собой именно эту цель – увидеть. Во-вторых, у меня не имелся доступ к внутренним документам исполнительной власти на эту тему.
Обстановка в обществе была накалена. Назревал русский бунт. События напоминали времена русской революции 1905-го года. Рабочие объявляли забастовки, голодовки, перекрывали магистрали, маршировали на демонстрациях, толпились на многотысячных митингах. Среди их лозунгов были и такие: “Власть долой ”, “Президента и Правительство – в отставку!”, “Товарищ, смелее, гони Бориса в шею!”
Бывало и настоящие бунты. Рабочие прогоняли новых хозяев и захватывали заводы, запускали производство. Новые хозяева приглашали полицию и спецназ на усмирение бунтов, случались рукопашные схватки, стрельба.
Российская власть затрепетала, понимая, что сама спровоцировала это.
Министр экономики Евгений Ясин письмом № П47-157 пригласил Ю.Д. Маслюкова, Председателя комитета Госдумы по экономической политике, дать согласие на вхождение в состав Общественного Совета по реформе предприятий при Минэкономики РФ.
Это письмо с красным уголком, как особо важное, было расписано мне и Альберту Агееву, быв. физику и госплановцу, Мишей Синелиным, руководителем аппарата комитета. Синелин также сообщил нам, что он, по телефону, дал подтверждение ЮД на вхождение в Совет. Позже, 09 января 1997 г., Синелин направил Эльвире Набиулиной, зам. министра, ответ, что ЮД согласен войти в совет, а для обеспечения его деятельности в совете назначен зам. руководителя аппарата Ржевский Е.С. Мой жизнь в Госдуме становилась час от часу интереснее.