С чем связаны проблемы социологической выборки

Простыми словами о выборке

С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть фото С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть картинку С чем связаны проблемы социологической выборки. Картинка про С чем связаны проблемы социологической выборки. Фото С чем связаны проблемы социологической выборки

Привет. Я UX-исследователь в СКБ Контур. Чаще всего в работе я использую качественные методы исследований — глубинные интервью и модерируемые юзабилити-тестирования. Количественные исследования без подготовленной инфраструктуры со стороны разработки более ресурсозатратные, поэтому самостоятельно их провести сложнее.

Но самое сложное для меня в проведении количественного исследования — это выборка. Мне ближе гуманитарная сторона исследовательской работы, поэтому разобраться в выборке сложнее, чем в техниках ведения интервью. Если у тебя такая же проблема, эта статья будет полезна.

Ниже я попробовала просто рассказать о выборке, репрезентативности и методах отбора при проведении количественного исследования.

С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть фото С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть картинку С чем связаны проблемы социологической выборки. Картинка про С чем связаны проблемы социологической выборки. Фото С чем связаны проблемы социологической выборки

Выборка и репрезентативность

Опрос — это количественный метод, направленный на получение точной, объективной и статистически значимой информации. Если качественные методы помогают в формулировке гипотез, то количественные — масштабируют и проверяют эти гипотезы на всей целевой аудитории.

Поэтому важно проводить отбор респондентов таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала состав всей генеральной совокупности.

В социологии есть термин — единица наблюдения. Это может быть один человек, группа или сообщество в зависимости от целей исследования.

Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к теме исследования.

Например, если ты проводишь продуктовое исследование, то скорее всего твоя генеральная совокупность — это все пользователи сервиса или определенный сегмент.

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, которую вы изучаете в ходе исследования с помощью разработанных вами инструментов (анкета, гайд и прочее).

Например, в ходе исследования было опрошено 400 респондентов среди всех пользователей сервиса. Это твоя выборочная совокупность.

Выборка должна быть репрезентативной, иначе результаты количественного исследования будут сомнительными.

Репрезентативность — обеспечение в выборочной совокупности наличия всех видов единиц генеральной совокупности в достаточном количестве.

Репрезентативность имеет качественное и количественное выражение. Качественная репрезентация обязывает включить в выборку все возможные варианты респондентов, особенно, если какой-то признак влияет на опыт использования сервиса.

Например, выборка не будет репрезентативной если ты опросишь только новых пользователей (если это не оправдано целями исследования). Особенно это исказит результаты исследования, если длительность использования напрямую влияет на проверку гипотезы.

С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть фото С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть картинку С чем связаны проблемы социологической выборки. Картинка про С чем связаны проблемы социологической выборки. Фото С чем связаны проблемы социологической выборки

На практике, особенно в онлайн-опросах, качественная репрезентативность может страдать. Ею можно пренебречь, если вы уверены, что на проверку гипотезы не повлияет принадлежность респондента к той или иной группе. Онлайн-опросы предполагают стихийную выборку и поэтому предусмотреть присутствие всех типов респондентов сложно. Про стихийную выборку подробнее я расскажу ниже.

Чтобы соблюсти количественную репрезентацию нужно обеспечить достаточное число респондентов, в том числе по каждой группе внутри выборки.

Например, если ты пригласишь на опрос 80% новых пользователей и лишь 20% пользователей с опытом — это тоже исказит результаты (опять же если это не предусмотрено дизайном исследования).

И, конечно, для того, чтобы масштабировать результаты опроса на всю генеральную совокупность (в нашем примере — на всех пользователей), нужно в целом рассчитать количество человек, которое ты планируешь пригласить для прохождения опроса.

Что значит «достаточное» количество человек для выборки.

К примеру, если проводить исследование на выборке в 50–100 человек, то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800–1000 человек.

Но увеличивать до бесконечности число опрашиваемых нет смысла. После определенного количества респондентов ошибка выборки остановится на одном уровне.

Ошибка выборки — разность между характеристиками выборочной и генеральной совокупности. Это отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

Где-то после 400 респондентов ошибка выборки не меняется. Поэтому обычно в опросах выборочная совокупность составляет 300–400 человек. При таком значении ты можешь уверенно переносить результаты исследования на всю аудиторию при соблюдении качественной репрезентации и корректно составленной анкеты.

Если генеральная совокупность небольшая, то и выборочная совокупность будет меньше стандартных 300–400 респондентов.

Если хочешь разобраться с формулой расчета выборки подробнее про нее можно узнать здесь.

Также ты можешь провести сплошной опрос. При сплошном опросе ты опрашиваешь всю генеральную совокупность.

Например, если есть интересный и немногочисленный сегмент пользователей (30–100 человек), ты можешь опросить их всех. Или это стартап и уже есть первые пользователи. В таком случае тоже можно провести опрос по всей генеральной совокупности.

На практике требованиями количественной репрезентации иногда пренебрегают в силу нехватки ресурсов на обзвон (если это телефонный опрос) или времени на сбор ответов. Или если опрос проводят для сбора гипотез, а не для принятия конечного решения.

Здесь важно понимать, какое решение должно быть принято на основе исследования. Если это важный продуктовый или бизнес-вопрос, то лучше потратить время и деньги на проверку гипотезы с репрезентативной выборкой, чтобы не получить неверные выводы. А если, это, к примеру, опрос для сбора отклика по новой фиче, то можно остановиться на 30–60 респондентах. Основные выводы ты сделаешь, а пользователи по мере работы в сервисе расскажут о том, что ты мог пропустить.

Методы отбора

В количественном исследовании по сравнению с качественным не важно кто перед тобой, потому что все выводы строятся по совокупности ответов респондентов и материал собирается в обезличенном виде. Поэтому в идеале в выборку респонденты должны попадать случайным образом, чтобы сделать результаты максимально свободными от искажений.

Чтобы этого достичь можно использовать один из методов формирования выборки.

Случайные выборки

Они предполагают, что в выборке каждый элемент генеральной совокупности имеет заранее заданную вероятность быть отобранным в исследование.

Простая случайная выборка. Сначала нужно присвоить каждому потенциальному респонденту идентификационный номер. Дальше с помощью генератора случайных чисел определить номера, которые будут включены в выборку для опроса.

Механическая выборка. Как и в простой выборке пользователям присваивается порядковый номер. Только отбор происходит не с помощью генератора случайных чисел, а с шагом равным n. Например, каждый сотый.

Стратифицированная выборка. Для такой выборки нужно поделить генеральную совокупность на сегменты или страты. После чего респонденты внутри каждой группы отбираются случайным образом. Из каждого сегмента выделяют пользователей пропорционально их доле в генеральной совокупности.

Кластерный отбор или гнездовая выборка. Группа потенциальных респондентов отбирается случайным образом из всей генеральной совокупности. Далее внутри этой группы опрашиваются все пользователи. Например, можно опросить всех пользователей, которые зарегистрировались в сервисе в прошлом квартале.

При таком отборе риск искажений выше и важно учитывать внешние и внутренние факторы. Может быть в прошлом квартале в жизни пользователей произошло что-то важное, что повлияло на их желание воспользоваться сервисом. Тогда эта группа будет сильно отличаться от генеральной совокупности.

Неслучайные выборки

Обычно такие методы отбора применяют, если нет возможности или ресурсов для формирования случайной выборки. Например, у тебя мало времени на опрос или нет данных о генеральной совокупности или респонденты труднодоступны.

Квотная выборка. Такой метод можно применять, если у вас есть знания о составе генеральной совокупности. Например, вы знаете, как ваши пользователи распределяются в разрезе по должности, отрасли компании, возрасту и так далее. Тогда можно пропорционально этим долям сформировать выборку: в каждом разрезе выбрать такое число респондентов, которое будет отображать статистику по всей аудитории.

Стихийная выборка. Это метод без особых правил. В опрос попадают все, кто захочет пройти опрос. Такая выборка типична для онлайн-опросов, размещенных в свободном доступе.

«Снежный ком». Тоже достаточно популярная и простая методика. Каждого респондента просят порекомендовать нового среди его друзей, коллег и знакомых, которые подходили бы под параметры исследования. Такая выборка часто применяется когда самостоятельно найти интересующих респондентов затруднительно. Например, пользователи, занимающие высокую должность или с высоким доходом.

«Типичный представитель». Из генеральной совокупности отбираются респонденты с типичными признаками целевой аудитории. Только определить, что взять за такой признак, обычно сложно.

Отдельно стоит сказать про многоступенчатые выборки. На практике чаще всего (иногда интуитивно) исследователи используют как раз многоступенчатый метод. Такой отбор предполагает наличие двух или более этапов формирования выборки. Проще говоря, это микс нескольких методов отбора.

Например, ты собрал статистику по своей аудитории и знаешь, что большинство пользователей находятся в Москве. Это будет первая ступень отбора по «типичному представителю». Далее среди пользователей-москвичей ты приглашаешь на опрос каждого сотого (механическая выборка).

Проводя количественное исследование, не забывай о репрезентативности и продумывай подходящий метод отбора респондентов. Хорошая подготовка — половина успеха.

Источник

Выборка и особенности ее использования в конкретных социологических исследованиях

Вы будете перенаправлены на Автор24

Выборочный метод в социологии – это метод несплошного наблюдения, при котором исследуется небольшая группа элементов объекта изучения, которая с достаточной точностью и достоверностью отображает свойства всего объекта.

Сущность выборки в социологических исследованиях

Социологическими исследованиями изучаются разнообразные социальные процессы и многогранные стороны существования общества. Такие исследования могут отличаться друг от друга по проблематике и методу сбора первичной необходимой информации, а также по методике отбора единиц генеральной совокупности.

При организации эмпирических исследований нельзя охватить всю совокупность объектов, для которых необходимы исследовательские выводы и высказывания. При этом проводится отбор объектов социологического исследования, которые определяют выборку. Выборка должна быть переносима на генеральную совокупность социологического исследования.

Генеральная совокупность – это комплекс объектов исследования, входящих в его программу.

Данный термин может означать конкретное множество объектов с собственными пространственно-временными границами, а также гипотетическую модель, которая проявляется явно или подразумевается. При определении генеральной совокупности необходимо учитывать, что выборочное обследование может быть основано на вероятностных моделях и это дает гарантию распространения выводов социологических исследований на всю изучаемую совокупность объектов. Но переход от гипотетической к генеральной совокупности более сложен и не всегда подчиняется законам статистики.

При выборочном социологическом исследовании все пространственно-временные границы генеральной совокупности задаются на основе явных и конкретных признаков, по которым определяют отношение объекта к данной генеральной совокупности.

Пространственно-временные границы могут быть:

Готовые работы на аналогичную тему

Временные границы, как правило определяются сроком проведения исследования. Чем он короче, тем полученная информация будет эффективнее.

Любое исследование может иметь собственные особенности определения выборки и генеральной совокупности. В каждом конкретном случае лучше определить все ли объекты подлежат изучению или некоторые из них могут быть исключены без каких – либо существенных потерь.

Примером может служить изучение любых труднодоступных территорий или всего взрослого населения конкретного города. Таким образом, определение генеральной совокупности является сложной и многоаспектной процедурой.

Сплошные и несплошные исследования

Сплошное исследование – это социологическое исследование, охватывающее все единицы генеральной совокупности. Примером такого исследования может служить перепись населения.

Сплошное исследование необходимо тогда, когда, например, изучают представителей какой – либо профессии. Они рекомендуются при исследовании проблем успеваемости студентов, кадровой текучести или организации деятельности на предприятиях.

Сплошные социологические исследования имеют ряд достоинств:

Часто происходят ситуации, при которых социолог вынужден отказываться от проведения сплошного исследования, поскольку оно требует больших финансовых и материальных затрат. Необходимо привлекать большое количество интервьюеров и применять длительные сроки обработки той или иной информации.

Чаще применяются так называемые несплошные исследования.

Несплошное исследование – это такое исследование, при котором обследованию подвергаются не все единицы совокупности, а только часть их.

Несплошные обследования требуют меньших финансовых и материальных затрат, а также привлечения меньшего количества людей. К таким исследованиям прибегают социологи и органы государственной статистики, которые стремятся максимально эффективно применять результаты сплошных и не сплошных исследований.

Метод выборочного обследования

Метод выборочного обследования впервые был разработан и применен в математической статистике и в настоящее время его часто применяют в рамках разработки исследования социально-экономических проблем.

Сущность выборочного метода заключается в возможности формулировки заключения о характере распределения изучаемых признаков внутри всей генеральной совокупности социальных объектов на основании исследования только некоторой ее части.

Выборочная совокупность – это совокупность единиц, отобранных по определённым правилам из генеральной совокупности для статистического наблюдения.

Другими словами, сформировать выборочную совокупность – значит построить ту модель изучаемого явления или процесса, которая воспроизводит объект исследования по интересующим социолога характеристикам.

Выборочная совокупность должна конструироваться из одинаковых с генеральной совокупностью элементов. Также она должна быть меньше ее по размерам. Важно отслеживать объем выборочной совокупности.

Объем выборки социологического исследования – это количество единиц наблюдения, которые составляют выборочную совокупность. При реализации крупномасштабных и многоступенчатых выборок требования к точности оценки становятся не такими важными. Когда социолог занимается формированием выборочной совокупности, то он обращает внимание на репрезентативность выборки.

Репрезентативность выборки – это соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 07 2021

С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть фото С чем связаны проблемы социологической выборки. Смотреть картинку С чем связаны проблемы социологической выборки. Картинка про С чем связаны проблемы социологической выборки. Фото С чем связаны проблемы социологической выборки

Анжелика Ивановна Иванова

Источник

Выборка в социологическом исследовании

Выборка в социологическом исследовании

ВВЕДЕНИЕ

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук.

Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.

Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:

· поведение индивидов, социальных групп;

· продукты человеческой деятельности;

· вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для получения:

· полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

· надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

1. Значение выборки в социологическом исследовании

Из трёх видов исследования всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. Полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Очевидно, к примеру, что если проводить исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.

2. Типы и виды выборки

Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях.

Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из
генеральной. Они могут быть следующими:

Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают с помощью математических методов. Чтобы отобрать для исследования часть объектов (единиц), социолог описывает объекты (единицы) исходной совокупности. После определения объема (числа единиц наблюдения) выборочной совокупности социолог должен выбрать способ или прием формирования выборки (вид, или тип выборки).

Выборки делятся на два типа:

1. Вероятностные выборки

1.1 Случайная выборка (простой случайный отбор)

Такая выборка предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел.

1.2 Механическая (систематическая) выборка

Разновидность случайной выборки, упорядоченная по какому-либо признаку (алфавитный порядок, номер телефона, дата рождения и т.д.). Первый элемент отбирается случайно, затем, с шагом ‘n’ отбирается каждый ‘k’-ый элемент. Размер генеральной совокупности, при этом – N=n*k

1.3 Стратифицированная (районированная)

Применяется в случае неоднородности генеральной совокупности. Генеральная совокупность разбивается на группы (страты). В каждой страте отбор осуществляется случайным или механическим образом.

1.4 Серийная (гнездовая или кластерная) выборка

При серийной выборке единицами отбора выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнёзда). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются сплошняком.

2. Невероятностные выборки

Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д..

2.1. Квотная выборка

Изначально выделяется некоторое количество групп объектов (например, мужчины в возрасте 20-30 лет, 31-45 лет и 46-60 лет; лица с доходом до 30 тысяч рублей, с доходом от 30 до 60 тысяч рублей и с доходом свыше 60 тысяч рублей) Для каждой группы задается количество объектов, которые должны быть обследованы. Количество объектов, которые должны попасть в каждую из групп, задается, чаще всего, либо пропорционально заранее известной доле группы в генеральной совокупности, либо одинаковым для каждой группы. Внутри групп объекты отбираются произвольно. Квотные выборки используются в маркетинговых исследованиях достаточно часто.

2.2. Метод снежного кома

Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)

2.3 Стихийная выборка

Опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов.

2.4 Выборка типичных случаев

Отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (типичным) значением признака. При этом возникает проблема выбора признака и определения его типичного значения.

Выборки делятся на три больших класса: а) сплошные (переписи, референдумы, б) случайные и в) неслучайные. Со сплошными более или менее все ясно, это даже и не выборки, поскольку опрашиваются все единицы из генеральной совокупности.

Сложнее обстоит дело с двумя другими классами. Каждый из них подразделяется на несколько видов (типов).

К случайным относят: 1) вероятностную, 2) систематическую, 3) районированную (стратифицированную), 4) гнездовую выборку.

К неслучайным относят: 1) «стихийную», 2) квотную, 3) метод «основного массива».

Стратифицированная случайная выборка основана на выборке по каждой страте отдельно. Например, известно, что больше всего бедных среди пожилых, безработных и монородительских семей. Исследуя проблемы бедности, можно с равным успехом выбрать в качестве объекта любую из трех страт. В отобранных районах или стратах выбор единиц обследования проводится по вероятностному методу. Достоинство стратифицированной случайной выборки состоит в том, что она повышает точность результатов и при этом экономит время, силы, деньги, позволяет сократить объем без ущерба для заданного уровня точности.

Стихийный отбор только внешне похож на вероятностный, случайный, поскольку социолог, приблизительно зная, кого ему надо опросить, идет на улицу или останавливается у станции метро, опрашивая всех, кого удастся, или тех, кто похож на представителей генеральной совокупности, например, молодых людей в возрасте от 30 до 40 лет. Никаких математических процедур при составлении выборки здесь не применяется и соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности невозможно. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. Стихийный отбор может принимать иную форму, когда не социолог подходит к первому встречному на улице, а первый встречный звонит на телевидение, откликаясь на обращение принять участие в так называемом интерактивном опросе, ставшем особенно модным у нас в конце 90-х годов.

К стихийному отбору тесно примыкает метод основного массива. Процедура его крайне проста: из жителей данного района или работников предприятия опрашивается простое большинство. В результате средние генеральной и выборочной совокупностей сближаются, а выборочная совокупность составляет преимущественную часть генеральной и перекрывает возможное смещение. К подобному методу в прошлом часто прибегали заводские социологи, не искушенные в математических процедурах составления сложной выборки, зато располагающие материальными и временными ресурсами для опросов.

В программе эмпирического исследования тщательно описывается проект выборки, который в последующем может уточняться. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей, которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).

Чтобы избежать ошибки :

· каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку;

· отбор желательно производить из однородных совокупностей;

· надо знать характеристики генеральной совокупности;

· при составлении выборочной совокупности надо учитывать случайные и систематические ошибки.

Если выборочная совокупность (или просто выборка) составлена правильно, то социолог получает надежные результаты, характеризующие всю генеральную совокупность. Если неправильно, то возникшая на этапе составления выборки ошибка возрастает на каждом следующем этапе проведения социологического исследования и достигает в конечном счете такой величины, которая обесценивает проведенное исследование.

Итак, взвесив свои возможности и поняв, что всех, кто идеально подходит для нашей генеральной совокупности, мы опросить по разным обстоятельствам не сможем, мы получаем в итоге новую генеральную совокупность, из которой и должны исходить, проектируя свою выборку. Они могут различаться совсем незначительно (если труднодоступных единиц наблюдения мало) или очень значительно (если таковых много).

Для сокращения разрыва между идеальной (проектируемой) и реальной (получившейся) выборками, приведения в соответствие замысла и действительности социологи придумали множество довольно эффективных приемов, например, контроль выборки (увеличение удельного веса недостающих групп и уменьшение избыточных), ремонт выборки (замена труднодоступных респондентов аналогичными по задаваемым признакам индивидами), контроль заполнения вопросников и др. С их помощью реальный массив подгоняется под проектируемый.

3. Проблемы организации выборки.

Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.

Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих:

используемые в исследовании методики сбора первичной информации;

уровень однородности генеральной совокупности;

цели и задачи исследования;

требующаяся точность получаемой информации.

Учет при определении объема выборочной совокупности другого из названных факторов также достаточно прост. Дело в том, что генеральная совокупность, из которой выделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной, т.е. весьма неоднородной (к примеру, мы должны исследовать в отношении некоего товара потребительское поведение всего населения города, среди которого: и мужчины, и женщины; и молодые, и пожилые; и образованные, и малообразованные, и т.п.), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (к примеру, мы изучаем потребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов или молодых ребят по поводу оценки различных марок мотоциклов).

Очевидно, что во втором случае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральной совокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.

Наконец, еще один фактор, воздействующий на объем выборочной совокупности: необходимая, требующаяся точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точную информацию, но при этом необходимо иметь в виду, что каждый процент «увеличения точности» приводит к резкому увеличению расходов на исследование.

Возникает вопрос: а можно ли в таком случае определить ошибку выборки, т.е. пределы, в рамках которых можно доверять полученным данным. Да, можно. Но только после завершения исследования, во-первых; и имея информацию с распределении соответствующих признаков в генеральной совокупности – во вторых (последнее, кстати говоря, весьма проблематично: ведь нередко и само выборочное исследование проводится для того, чтобы получить подобное распределение и, далее, экстраполировать полученную информацию на всю генеральную совокупность).

Если же имеются все необходимые показатели по генеральной совокупности, то в принципе, как считают некоторые авторы, можно до начала исследования определить и примерный объем выборочной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.

На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.

Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.

Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным.

Список литературы

1. Венецкий И.Г., Маткцха И.Я. Методы формирования выборочной совокупности семей для бюджетного обследования и проверки ее репрезентативности. М., 1969

2. Ледяев В.Г., Ледяева О.М.. Репутационный метод в эмпирических исследованиях власти в городских общностях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 4. С. 164-177.

3. Рабочая книга социолога. М., 1983.

4. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М., 1979;

5. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., 1980

6. Стандартизация показателей в социологическом исследовании. М., 1981.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *