С чем связано проникновение в россию марксизма
История Росcии. 19 век. 8 класс
Расправа над «народовольцами»
После убийства Александра II обыски и облавы привели к разгрому петербургской организации «Народная воля».
К 1886 г. с «Народной волей» было покончено. 28 человек казнили, более 500 отправили на каторгу и в ссылку в Сибирь. Однако на следующий год, 1 марта 1887 г., в Петербурге была совершена попытка покушения на Александра III (единственная за время его царствования), вызвавшая новую волну арестов.
Убийство Александра II изменило атмосферу в обществе. Требование конституции, прозвучавшее в письме «Народной воли» к Александру III, поставило либералов в двусмысленное положение. Настаивать на своем главном требовании вслед за террористами они не сочли возможным.
Всколыхнулись монархические настроения в народе, тяга к порядку и «сильной руке». Даже либерал Б. Н. Чичерин в письме к царю писал: «Злоба дня состоит в борьбе с социализмом. Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества, но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями. Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода». А участник осуществления реформ 60—70-х гг. Д. А. Оболенский доказывал Льву Толстому, что государственных преступников «ввиду несообразного злодейства их преступлений нужно прямо ослеплять для предотвращения побегов».
Если несколько лет тому назад интеллигенция в целом с большим сочувствием относилась к революционным романтикам, то теперь большинство отвернулось от радикальных способов переустройства общества, а заодно вообще от политики. Умеренные интеллигенты стали искать для себя иные сферы приложения сил. Либеральное движение приняло новые формы.
Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своему роду занятий средствами ученые: историки В. О. Ключевский, Н. И. Ка- реев, юристы М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин.
Либеральные земские деятели теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получили распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.
Демонстративный уход из политики позволил либералам, с одной стороны, дистанцироваться от власти и в то же время не выступать против нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой в конечном счете все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.
Распространение марксизма в России.
Многие революционеры укрылись за границей.Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.
В Европе в тот период росла популярность марксизма. Основные положения революционного учения К. Маркса были и ранее знакомы народникам. Теперь под влиянием этого учения ряд народников пересмотрели свои взгляды на революционные возможности крестьян и социалистическую сущность общины. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г. В. Плеханов.
Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) родился в Тамбовской губернии, в небогатой помещичьей семье. В основном путем самообразования он стал энциклопедически образованным человеком. Плеханов прекрасно разбирался в философии, истории, эстетике, художественной литературе и искусстве, вопросах естествознания. Его путь в революцию начался в народнических организациях, куда он пришел 19- летним студентом. Он был сторонником Бакунина и его бунтарских идей. Но в своей революционной ра- |В боте Плеханов пошел собственным путем, увлекшись пропагандой среди петербургских рабочих. Он часто бывал в рабочих кружках, участвовал в подготовке и проведении стачек, писал листовки. В декабре 1876 г. он выступил с яркой речью на демонстрации студентов и рабочих у Казанского собора в Петербурге. После раскола в 1879 г. «Земли и воли» Плеханов возглавил организацию «Черный передел», ставившую задачей продолжение пропагандистской работы в народе. Однако в январе 1880 г., оказавшись под угрозой ареста, он вынужден был бежать в Швейцарию.
За границей Плеханов объединил единомышленников — видных революционеров: В. И. Засулич, П. Б. Аксельрода, Л. Г. Дейча, В. Н. Игнатова и др. — в группу «Освобождение труда». Плеханов и его соратники отвергли народническую идею о самобытности экономического строя России и признали факт ее вступления на путь капитализма.
Цель своей деятельности группа «Освобождение труда» видела в подготовке пролетарской социалистической революции.
Задачи, которые они ставили:
Консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К. П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора.
Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания М. Н. Каткова. Он считал своей основной задачей «стоять на страже прав верховной власти и государства во всем, что касается его безопасности, единства и целостности», а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М. Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры.
Катков и Победоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они доказывали, что тысячелетнее развитие России в условиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории и многонациональный состав населения сделали невозможной переделку страны по образцу западноевропейских стран, как это предлагали либералы.
После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями.
Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название «Священная дружина». Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П. П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты «Вольное слово» и «Правда».
В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.
Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. В 1882 г. «Священная дружина» была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.
Что такое марксизм: идеи, марксизм-ленинизм и группа «Освобождение труда»
Марксизм – это экономическое и политическое учение, созданное немецкими экономистами и мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века.
Идеи марксизма
Можно выделить несколько основных марксистских убеждений:
упразднение частной собственности;
упразднение эксплуатации одного человека другим;
отказ от денежных отношений;
общество должно быть бесклассовым;
религия – пережиток прошлого;
прийти к коммунизму можно лишь с помощью пролетарской революции;
установление диктатуры пролетариата – политической власти, защищающей интересы класса рабочих.
Карл Маркс считал, что история развивается по спирали и в итоге человечество придет к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности, денег, товарных отношений, но в более прогрессивном виде. Конкуренцию и борьбу за ресурсы он считал признаком примитивности общества, которая будет преодолена по мере развития. Труд, по мнению Маркса, перестанет быть вынужденным средством для существования, а станет добровольным.
Марксизм-ленинизм
В СССР термин «марксизм-ленинизм» использовался для обозначения обобщенного и доработанного Владимиром Лениным учения Маркса.
Но если Маркс писал о диктатуре пролетариата, которая выражала бы интересы рабочего класса, то Ленин установил революционную диктатуру, которая контролировала не только политическую и экономическую, но также частную жизнь членов общества.
Марксистское учение гласило, что победа социалистической революции возможна лишь в том случае, если она происходит одновременно в нескольких развитых социалистических странах. Согласно идеям марксизма-ленинизма, социализм может победить и в отдельно взятой стране, не являющейся экономически развитой.
Марксизм в России
Первой организацией в России, которая официально считала себя марксистской, стало «Освобождение труда», образованное в Женеве в 1883 году. Ее задачей было распространение идей Маркса в России со ставкой на интересы рабочего класса.
На протяжении своего существования группа (а особенно – ее основатель Георгий Плеханов) активно поддерживала отношения с Лениным.
В 1903 году «Освобождение труда» разделилось на социал-демократическое (умеренное) течение и коммунистическое – большевиков.
Дальнейшее развитие идей марксизма в России связано с именем Владимира Ленина, который использовал теорию для достижения своих политических целей. В 1895 году он создает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который распространял агитационную литературу и организовывал забастовки в Петербурге. Вскоре после создания 57 членов «Союза борьбы» были арестованы по доносу. В дальнейшем организация была разгромлена и прекратила существование.
В распространении марксизма на территории России большую роль сыграла нелегальная газета «Искра», основанная Лениным в 1900 году. В ней публиковались агитационные материалы и информация о борьбе за права рабочих. Газета издавалась до 1905 года.
Революционеры: проникновение в Россию марксизма
4. Революционеры: проникновение в Россию марксизма
Перейдя на марксистские позиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперь он считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на «красную и холодную стороны» (на богатеев и бедняков), а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе — полный распад и исчезновение общины. Плеханов, как видно, недооценивал ее жизнестойкость.
Вопреки народникам, Плеханов заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, писал Плеханов в новых своих работах, будет промышленный пролетариат. Плеханов полагал, что между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть более или менее длительный промежуток. Он предостерегал от «социалистического нетерпения», от попыток форсирования социалистической революции. Самым печальным их последствием, писал он, может стать установление «обновленного царского деспотизма на коммунистической подкладке».
Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов «красным призраком социализма»: в борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Плеханов колебался по вопросу о «диктатуре пролетариата». Этот пункт марксистского учения, как известно, впоследствии сыграл весьма печальную роль. В одних работах Плеханова он присутствует, а в других отсутствует.
Главную свою задачу группа «Освобождение труда» видела в пропаганде марксизма в России и в сплочении сил для создания рабочей партии. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык. Группа издавала «Рабочую библиотеку», составлявшуюся из научно-популярных и агитационных брошюр. По мере возможности они переправлялись в Россию. С появлением группы «Освобождение труда» марксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в борьбе с ним унаследовало многие его черты.
Тем не менее, для распространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. Крестьянство было по-прежнему пассивно, а на фабриках то там, то здесь бастовали рабочие. Стали появляться марксистские кружки. Один из первых под руководством болгарского студента Д. Благоева возник в 1883 г.
В 1888 г. марксистский кружок появился в Казани. Его организатором был 17-летний И. Е. Федосеев, исключенный из гимназии за «политическую неблагонадежность». Осенью 1888 г. в кружок Федосеева пришел бывший студент В. И. Ульянов.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924) родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ. Многодетная семья была счастлива до начала 1886 г., когда внезапно умер отец. Старший сын Александр тогда был студентом Петербургского университета, второй сын, Владимир, учился в гимназии.
С этого времени несчастья, одно за другим, преследовали осиротевшую семью. В том же году Александр вместе с несколькими студентами начал готовить покушение на царя. В марте 1887 г. они были арестованы, не совершив террористического акта. Пятеро студентов, в том числе А. И. Ульянов, были повешены.
Владимир Ульянов в это время заканчивал гимназию. Известны его слова: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти». Неясен, правда, смысл этих слов. О марксизме в то время он не имел представления. Скорее всего, видя слезы и горе матери, он зарекался от революционного пути. Жизнь, однако, сложилась иначе.
Осенью 1887 г. В.Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но проучился недолго. В декабре он участвовал в студенческой сходке. Многих, кто был на ней, исключили из университета и выслали из города, в том числе и Ульянова.
После недолгой ссылки в село Кокушкино Владимир Ульянов вернулся в Казань и подал прошение о восстановлении в университете. О том же хлопотала и его мать. Многих участников сходки восстановили, но ходатайства Ульянова всегда вызывали настороженное отношение. Уж не брат ли того Ульянова? — написал на прошении один чиновник. — Отнюдь не следует принимать».
В. И. Ульянов просил о разрешении выехать за границу для продолжения образования — и вновь получил отказ. Он представил медицинскую справку о том, что для лечения желудка ему нужны воды Виши» (Франция). Губернатор прописал ему «Ессентуки».
Со времени исключения из университета и до 1891 г. В. И. Ульянов не имел определенных занятий. В эту тяжелую пору, чувствуя себя отверженным, пришел он в кружок Федосеева.
В 1891 г. В. И. Ульянову, наконец, разрешили держать экзамены экстерном на юридическом факультете Петербургского университета. Получив университетский диплом, он занял должность помощника присяжного поверенного при Самарском окружном суде. Здесь он вел мелкие уголовные и гражданские дела, не получая удовлетворения от службы. Продолжал ходить на собрания марксистов, писал рефераты с критикой народников и постепенно втягивался в подпольную работу.
Юридическое образование, полученное наспех, почти не отразилось на взглядах В. И. Ульянова. Наоборот, верный ученик Чернышевского, он с презрением относился к «буржуазному» праву и «буржуазным» конституциям. Гражданские свободы он ценил лишь за то, что они дают возможность без помех вести социалистическую пропаганду.
В 1893 г. В. И. Ульянов перевелся из Самары в Петербург на такую же должность, но здесь почти не занимался судебной практикой. Отныне все свои силы он отдавал организации марксистского движения и спорам с народниками.
Первые шаги к созданию сильной и централизованной организации В. И.Ульянов предпринял в 1895 г. Он выезжал за границу, где встречался с Плехановым. Осенью того же года он принял участие в создании петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
«Союз» стал самой многочисленной из всех прежде существовавших социал-демократических (марксистских) организаций. В его руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, И. К. Крупская, Ю.О.Мартов (Цедербаум) и др. Руководящему центру были подчинены районные группы, а им — рабочие кружки. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское Енисейской губернии.
Петербургский «Союз» продолжал действовать. В 1898 г. по его инициативе в Минск съехались представители ряда марксистских кружков и групп (всего 9 человек). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Минский съезд известен как I съезд РСДРП. Но вскоре после съезда было арестовано большинство членов избранного на нем Центрального комитета. Отчасти по причине арестов, а также из-за внутренних несогласий распался петербургский «Союз». В условиях промышленного подъема стачечное движение шло на спад. За время ссылки В. И. Ульянов написал ряд трудов по экономическим вопросам и теории социализма. Работа «Развитие капитализма в России» не утратила научного значения и по сей день. В 1901 г. В. И. Ульянов впервые подписался: Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в мировую историю.
Громаков С.Г. История России. М., 2008.
Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.
Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.
Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.
Распространение марксизма в России. Первые марксистские организации.
Главная Образование История Распространение марксизма в России. Первые марксистские организации. Представители русского марксизма Обсудить Редактировать статью 3 Распространение марксизма в России сыграло большую роль в истории нашего государства в XX веке. Именно на этой идеологии была основана партия большевиков, которая после Октябрьской революции пришла к власти. В этой статье мы расскажем, как зарождалось это движение в нашей стране, какими были первые марксистские организации и их представители.
Пройдите небольшой ТЕСТ и проверьте, хорошо ли вы помните советскую жизнь и постперестроечное время?
Предыстория
Распространение в России марксизма, по сути, было спровоцировано расколом народнической организации «Земля и воля». Это революционное тайное общество, существовавшее на территории нашей страны с 1861 года. Его первыми вдохновителями являлись Чернышевский и Герцен. Организация рассчитывала на крестьянское восстание, которое планировалось устроить совместно с польскими революционерами. Однако власти арестовали лидеров движения, поляки начали восстание раньше обещанных сроков, а либеральная общественность отказалась их поддерживать, поверив в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Надежды на крестьянский бунт не оправдались. В результате в 1864 году «Земля и воля» самоликвидировалась. Организация восстановилась в 1876 году, но уже как народническая. Она ориентировалась на лозунги, которые исходили из среды крестьян, а в своей программе провозгласила принципы коллективизма и анархизма. Изначально организация создавала деревенские поселения, агитировала крестьян, называя это «хождением в народ». Однако данные методы потерпели неудачу. Тогда народники сосредоточили основные усилия на политическом терроре.
Между лидерами «Земли и воли» случился раскол. Один из активистов Георгий Плеханов возглавил группу «Черный передел», а в 1880 году был вынужден эмигрировать. За границей он познакомился с популярными в то время работами Маркса, превратившись в активного пропагандиста его учения, одного из первых представителей русского марксизма. Первая организация рабочих Самая первая организация рабочих была создана в Одессе народником Евгением Осиповичем Заславским в 1876 году. Она называлась «Южнороссийский союз рабочих». Одесса в то время была динамично развивающимся промышленным и торговым русским городом. До появления новой организации здесь уже действовал кружок народовольцев. Заславский написал устав, основываясь на идеях Карла Маркса. Поэтому «Южнороссийский союз рабочих» можно назвать первой марксистской организацией в России. Важной частью лидеры движения считали борьбу за политические свободы, построение социализма. Это отличало ее от других народнических групп, которые были ориентированы на анархических идеях и утопических проектах социализма. При этом в уставе не имелось четкого представления о том, как должна вестись борьба пролетариата. В начале 1876 года «Южнороссийский союз рабочих» был разгромлен после предательства одного из его членов. В Одессе организовали первый в Российской империи политический процесс, участниками которого стали революционеры-рабочие. Трое лидеров движения отправились на каторгу. Остальные — в ссылку и тюрьму.
Революционеры в Санкт-Петербурге
В России марксистские идеи попали на благодатную почву. В стране на тот момент существовало немало организаций, которые были недовольны положением дел в стране.
Одна из них — «Северный союз русских рабочих». В 1878 году она стала одной из первых политических организаций в России. Она была создана в Санкт-Петербурге, где к тому времени открылось множество капиталистических промышленных предприятий. Это способствовало росту пролетарского населения. Кроме того, в городе существовал порт, через который поступала революционная литература. Организаторами «Северного союза русских рабочих» стали Городничий, Смирнов, Волков и Савельев. В районах Петербурга были организованы отделения, во главе которых стояли сами рабочие. В феврале 1880 года была запущена в работу даже собственная типография, в которой планировали печатать газету «Рабочая заря». Во время верстки первого номера нагрянула с обыском полиция. Отделения удалось открыть также в Москве и Хельсинки, но во всероссийскую организацию «Северный союз русских рабочих» так и не превратился. В 1880-м он был разгромлен властями. Его члены, которым удалось избежать ареста, присоединились к «Народной воле».
Марксизм приходит из-за границы
В 1883 году Плеханов вместе с единомышленниками создает в Женеве марксистскую организацию «Освобождение труда». Ее задачи заключались в распространении теорий немецкого философа на территории России, ведение идейной борьбы с народничеством. Ставка была сделана на пролетариат, который в то время начинал активно формироваться в стране. Именно его марксисты считали основой революционного класса.
С развитием капитализма росло рабочие движение и окончательное разочарование в народнических идеях. В 1880-е годы появляются первые социал-демократические группы, основанные на марксистских позициях. В одной из них в Казани начинал свою деятельность Владимир Ульянов (Ленин). Это будущий идейный вдохновитель и руководитель большевиков, известный всему миру.
Организация Ленина
Именно Владимир Ульянов в 1985 году создает в Санкт-Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В своей деятельности он пытался перейти от теоретических идей марксизма к непосредственной агитации среди рабочих. Организация возглавляла стачечное и революционное движение в стране, занималась распространением нелегальной литературы. Ленину удалось наладить взаимодействие между рабочими сразу нескольких петербургских предприятий. Уже в декабре по доносу были арестованы более 50 активных участников, включая и самого Ленина. Лидер движения, находясь в тюрьме, поддерживал связь с соратниками, оставшимися на свободе, активно писал листовки (делал маленькие емкости из хлеба, а в качестве чернил использовал молоко). При обыске его камеры надзирателями он просто съедал весь компромат.
В 1896 году были организованы массовые стачки. В крупнейшей забастовке тогда приняли участие около 30 тысяч человек. В августе задержали еще несколько десятков членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Всего арестовали более 250 человек. Организация была разгромлена, фактически прекратила свою деятельность.
Роль Плеханова
Этот человек был, пожалуй, главным идеологом марксизма в России в 19 веке. Организованное им тайное общество «Черный передел» изначально располагалось в Петербурге. Им удалось даже напечатать первый номер одноименной революционной газеты, в которой были изложены основные идеи. Однако весь выпуск был изъят жандармами прямо в типографии. Последующие номера печатались уже за границей. В марте 1878 года власти разогнали стачку в Петербурге. Были арестованы многие лидеры народовольцев. Однако Георгий Валентинович Плеханов сумел избежать этой участи. Через два года он уехал в Швейцарию. После группы «Освобождение труда», к появлению которой он имел непосредственное отношение, Георгий Валентинович создает «Союз русский социал-демократов за границей». Он принимает участие в издании газеты «Искра».
Создание партии
С 1898 году ключевую роль в распространении в России марксизма начинают играть социал-демократические группы. Они появляются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринославле, Киеве.
Решающей становится их совместная встреча в Минске, на которой принимается важное решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Однако устав и программа были разработаны несколько позже. Вскоре практически все делегаты съезда были арестованы. В 1900 году создана газета «Искра». Это издание было ориентировано на рабочих. В нем публиковались агитационные и пропагандистские материалы, включая информацию о борьбе рабочих за свои права. В становлении партии и распространении в России марксизма она сыграла решающую роль.
Второй съезд РСДРП
Так как большинство участников первого съезда РСДРП были арестованы, так и не успев ничего толком решить, именно второй становится учредительным. Георгий Валентинович Плеханов принимает непосредственное участие в его организации и подготовке. Проходит он в 1903 году в Брюсселе. Многим тогда запомнилось его выступление, в котором он допустил ограничение демократических принципов ради успеха революции. После съезда недолгое время Плеханов сотрудничал с Лениным, примкнув к большевикам. Но в результате разошелся с ним во взглядах и стал одним из лидеров меньшевиков.
Возвращение в Россию
Плеханов вернулся в Россию после Февральской революции, проведя в вынужденной эмиграции 37 лет. Однако его не допустили в Исполком Петроградского Совета. Ему пришлось довольствоваться изданием газеты «Единство», в которой он публиковал статьи, посвященные важнейшим политическим событиям того времени. Плеханов выступил против «Апрельских тезисов» Ленина, поддержал Временное правительство. Отрицательно русский идеолог марксизма отнесся к Октябрьской революции. Он был убежден, что к социалистическим переменам страна не готова. Более того, уверял, что захват власти одной партией или одним классом приведет к печальным последствиям. Плеханов был автором письма к петроградским рабочим, в котором предупреждал, что русский пролетариат, захватив несвоевременно политическую власть в свои руки, вызовет Гражданскую войну. При этом он убеждал, что большевики оказались у руля ненадолго, поэтому не помышлял о серьезном сопротивлении им. Уже осенью 1917 году его состояние резко ухудшилось. 2 ноября он был госпитализирован. 28 января 1918 году Плеханов уехал из Петрограда в финский санаторий. 30 мая он скончался от эмболии сердца, развившейся из-за туберкулеза.