С чем связано появление письменности
С чем связано появление письменности
Однозначного ответа на вопрос о том, где и когда возник человеческий язык, у лингвистов нет, но где впервые научились писать, ученые знают точно. Письменность придумали шумеры, жившие в Междуречье (Месопотамии), а шумерский язык стал первым языком с настоящим письмом.
Письменность возникла примерно пять с половиной тысяч лет назад. Шумеры писали заостренными палочками, выдавливая на глиняных табличках штрихи в форме клиньев. Отсюда возникло название такого письма — клинопись.
Письменность шумеров восходит к рисуночному письму: в древности люди просто рисовали предметы, о которых шла речь. Такие предписьменности существовали у разных народов: египтян, ацтеков, китайцев и других, — а затем тоже превратились в настоящие письменности, но позже, чем у шумеров.
Языки без письма существуют и в наши дни. Из всех 7000 языков нашей планеты письменности нет почти у половины. Кроме того, существуют жестовые языки, которыми пользуются неслышащие люди. В них слова передаются жестами рук, и такие языки обычно не записываются: на письме их носители пользуются теми же словами, что и слышащие люди.
А вот письмо без языка встречается гораздо реже. Такие письменности иногда придумывают изобретатели, мечтающие о создании универсального языка, который был бы понятен всем людям в мире. Например, эстонский ученый Якоб Линцбах в 1921 году выпустил книгу, в которой предложил универсальную письменность под названием «Трансцендентная алгебра». Например, фраза «Она не торопится», записанная трансцендентной алгеброй, выглядит так:
С чем связано появление письменности
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
Пиктографическое письмо. Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.
Алфавитное письмо. Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История возникновения письменности
Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Название «глаголица» образовано от глаголъ – «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.
Глаголица широко применялась в 60-х годах 9 века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века. Изредка употреблялась он и в Древней Руси.
Глаголица хорошо отвечала фонемному составу старославянского языка. Кроме новоизобретенных букв в нее были включены соответствия греческим буквам, в том числе и такие, которые в принципе не были нужны для славянского языка. Этот факт говорит о том, что славянская азбука, по убеждению ее создателей, должна была вполне соответствовать греческой.
По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо кириллического типа. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Глаголическим шрифтом даже печатались газеты.
Название другой славянской азбуки – кириллицы – произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.
В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, — некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики.
На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.
Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчетливость и прямолинейность начертаний. Большая часть букв угловатая, широкого тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами (О, С, Э, Р и др.), среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв (Р, У, 3). Эти удлинения можно увидеть и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма легкими декоративными элементами. Диакритические знаки еще не известны. Буквы устава – крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.
Начиная с 13 столетия, развивается второй вид письма — полуустав, который впоследствии вытесняет устав. В связи с возросшей потребностью в книгах появляется как деловое письмо писцов, работавших на заказ и на продажу. Полуустав соединяет цели удобства и скорости письма, проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным – к началу или к концу строки, лишён каллиграфической строгости.
На Руси полуустав появляется в конце 14 века на основе русского устава; подобно ему – это прямой почерк (буквы вертикальные). Сохраняя последнее правописание устава и его начерки, придаёт им чрезвычайно простой и менее чёткий вид, так как размеренные ремесленные нажимы заменяются более свободным движением пера. Полуустав употреблялся в 14-18 веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью.
История возникновения письменности
Опубликована 3 июля 2008, в раздел » Тайны истории | разместил: umaxse
История возникновения письменности
История возникновения письменности
История возникновения письменности
История возникновения письменности
История возникновения письменности
Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое наконец произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.
История возникновения письменности
Самые ранние алфавитные тексты были обнаружены в Библе (Ливан).
История возникновения письменности
История возникновения письменности
Греческое письмо, как уже говорилось, произошло от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка «вилась» слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.
История возникновения письменности
История возникновения письменности
РОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Название «глаголица» образовано от глаголъ – «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.
Глаголица широко применялась в 60-х годах 9 века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века. Изредка употреблялась он и в Древней Руси.
Глаголица хорошо отвечала фонемному составу старославянского языка. Кроме новоизобретенных букв в нее были включены соответствия греческим буквам, в том числе и такие, которые в принципе не были нужны для славянского языка. Этот факт говорит о том, что славянская азбука, по убеждению ее создателей, должна была вполне соответствовать греческой.
История возникновения письменности
История возникновения письменности
История возникновения письменности
По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо кириллического типа. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Глаголическим шрифтом даже печатались газеты.
Название другой славянской азбуки – кириллицы – произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.
В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, — некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики.
На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.
История возникновения письменности
Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчетливость и прямолинейность начертаний. Большая часть букв угловатая, широкого тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами (О, С, Э, Р и др.), среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв (Р, У, 3). Эти удлинения можно увидеть и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма легкими декоративными элементами. Диакритические знаки еще не известны. Буквы устава – крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.
Начиная с 13 столетия, развивается второй вид письма — полуустав, который впоследствии вытесняет устав. В связи с возросшей потребностью в книгах появляется как деловое письмо писцов, работавших на заказ и на продажу. Полуустав соединяет цели удобства и скорости письма, проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным – к началу или к концу строки, лишён каллиграфической строгости.
На Руси полуустав появляется в конце 14 века на основе русского устава; подобно ему – это прямой почерк (буквы вертикальные). Сохраняя последнее правописание устава и его начерки, придаёт им чрезвычайно простой и менее чёткий вид, так как размеренные ремесленные нажимы заменяются более свободным движением пера. Полуустав употреблялся в 14-18 веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью.
История возникновения письменности
В 15 столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.
Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частично имелась она и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в 15 в. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно.
Хотя в скорописи 15 века, в общем, еще отражается характер полуустава и связующих буквы штрихов мало, но в сравнении с полууставом это письмо более беглое.
Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. В начале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине 16 века, а особенно в начале 17 века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма заметны некоторые элементы греческого курсива. Во второй половине 17 века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты — меньше вязи и больше округлостей. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми.
В начале 18 века в связи с укреплением русского национального государства, в условиях, когда церковь была подчинена светской власти, наука и просвещение приобретают особенно большое значение. А развитие этих областей просто немыслимо без развития книгопечатания.
Поскольку в 17 веке печатались книги главным образом церковного содержания, издание книг светского содержания предстояло начинать почти сызнова. Большим событием было издание в 1708 году «Геометрии», которая в рукописном виде уже давно была известна в России.
Создание новых по своему содержанию книг, требовало нового подхода к их изданию. Забота об удобочитаемости книги и простоте ее оформления характерна для всей издательской деятельности первой четверти 18 века.
Одним из самых важных мероприятий была реформа в 1708 году кирилловского печатного полуустава и введение новых изданий гражданского шрифта. Из 650 наименований книг, изданных при Петре I, около 400 были напечатаны вновь введенным гражданским шрифтом.
При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, устранившая ряд ненужных для русского языка букв и упростившая начертания остальных. Так возникла русская «гражданка» («гражданская азбука» в противоположность «церковной»). В «гражданке» были узаконены некоторые буквы, не входившие в первоначальный состав кириллицы – «э», «я», позднее «й» и затем ««`ё», а в 1918 году из русского алфавита были изъяты буквы «i», « » («ять»), «» («фита») и «» («ижица») и одновременно отменено употребление «твердого знака» на конце слов.
Различным изменениям подверглось на протяжении веков и латинское письмо: были разграничены «i» и «j», «u» и «v», добавлялись отдельные буквы (разные для разных языков).
Более существенное изменение, касавшееся всех современных систем, состояло в постепенном введении обязательного словораздела, а затем и знаков препинания, в функциональном разграничении (начиная с эпохи изобретения книгопечатания) прописных и строчных букв (впрочем, последнее разграничение отсутствует в некоторых современных системах, например в грузинском письме).
История письменности. Зарождение письменности.
История письменности. Зарождение письменности
Знаки времени предвещают уход алфавита, а письма, кажется, теряет свое значение. Мысль о потере письменного общения действительно пугает, ведь письмо – единственный способ сохранить человеческие мифы, традиции и познания за много веков. Артефакты могут служить напоминанием о древних цивилизациях, но без письма мысли человечества будут утеряны. Ученые небезосновательно называют создание письма рассветом истории. Как будто все, что было до этого, не происходило.
История началась в Месопотамии, на берегах рек Тигр и Евфрат, обеспечивающих водой райский сад Эдем. Это была родина шумеров. Нам неизвестно, откуда они пришли и когда поселились на плодородном полумесяце, но в 3 тысячелетии до нашей эры они имели большое влияние на древний Ближний Восток. В этой цивилизации зародилось самое великое достижение человечества — письмо.
Еще задолго до шумеров человечество оставляло знаки времени. Но наскальные рисунки, созданные нашими предками в эпоху палеолита, около 25 000 лет назад, не так быстро раскрывают свои секреты. Почему люди эпохи палеолита решили оставить свои произведения искусства в самых темных уголках пещер, остается загадкой.
Пока что исследователям удалось открыть технику и материалы, с помощью которых создавались эти рисунки. Краски добывали, извлекая пигменты из минералов и древесного угля, и смешивая их с водой или слюной. Рисунки рисовали, высекали или наносили краску непосредственно на камень.
Имея в своем распоряжении необходимые инструменты и материалы, человек эпохи палеолита мог бы писать, если бы существовала письменность. Но для ранней формы письма использовали не природные пигменты каменного века, для этого брали глину с берегов рек Тигр и Евфрат.
Клинопись – первая форма письма в истории человечества
По дороге в школу, идя на уроки письма, дети переходили реку. На первом же уроке их учили делать из глины дощечки для письма.
Но возможность обучаться искусству письма имели только дети привилегированных особ. Навыки письма были эксклюзивной областью знаний маленькой, хорошо организованной группы, костяка шумерской цивилизации – священников и писцов.
Когда дощечка была готова, детей учили писать с помощью тростника. Клинообразные знаки дали название первой форме письма в истории человечества – клинописи.
На дощечках размером с ладонь шумеры только тренировались писать. После использования дощечки просто выбрасывали – так много их было найдено.
Дощечки имели надписи с обеих сторон. С одной стороны учитель выписывал новый урок, который должны были переписать ученики с обратной стороны дощечки.
Но клинопись, шумерская письменность, не была спонтанным изобретением. На протяжении нескольких веков она развивалась из пиктограмм и рисунков. Каждый рисунок был простым отображением мира или какого-то объекта. Но эта система не только ограничивала возможности выражения, но и была невероятно сложной.
Как только знаки стали означать звуки, а не предметы, один и тот же знак можно было использоваться для нескольких фонетически похожих понятий.
Использование более абстрактных символов стало важным достижением, обозначившим переход от системы письма «один символ – одно слово» к системе «один символ – один слог». Этот процесс развивался на протяжении столетий, и это привело к уменьшению знаков, используемых шумерами, с 2 тысяч до 500. В то же время знаки прошли процесс упрощения и стилизации, вплоть до того, что символы не имели практически ничего общего с первоначальной картинкой.
Шумеры жили в хорошо организованных городах-государствах. Монументальные храмы были интеллектуальными, духовными и торговыми центрами городов. Например, зиккурат города-государства Ур – старше, чем египетские пирамиды, он служил прообразом легендарной Вавилонской башни. Этот храм был самым мощным символом этой городской цивилизации – цивилизации, в которой зародилось понятие о письме.
Ранние письменные документы использовались для ведения бухгалтерии. Но поскольку было найдено множество разных шумерских документов, можно предположить, что письменная документация не была просто экономической необходимостью.
Река Евфрат уже давно изменила течение, и пустыня поглотила храмы. Сегодня лишь несколько охранников следят за остатками цивилизации, изобретшей и развившей письмо.
Но не только храмы и дощечки помнят зарождение письменности. Профессия писца до сих пор существует в современном Ираке, где клиентов обслуживают вне офисов и госучреждений.
Жизнь нынешних маршарабов – жителей заболоченных равнин в южном Ираке, напоминает жизнь шумерского царства. Они жили здесь тысячи лет, но в современном Ираке для них не нашлось места. Заболоченные равнины систематически осушаются, обрекая маршарабов на вымирание. А ведь они последнее живое напоминание о выдающейся цивилизации.
Идея о письме странствовала вдоль основным торговых путей, распространяясь по всему Среднему Востоку. К 1400 году до рождества Христова шумерская клинопись широко использовалась в международной торговле. И прошло еще много веков, прежде чем она исчезла, дав дорогу следующему этапу развития письма.
Первый алфавит
Во 2 тысячелетии до н.э. финикийцы создали первый алфавит. Он состоял не из пиктограмм, а из знаков, означающих отдельные слоги. Финикийцы использовали 22 знака, каждый из которых отвечал за один звук. Но у них не было символов для гласных звуков.
Финикийская письменность была не только первой алфавитной письменностью в истории, но и самой значимой. Большинство современных алфавитов основываются на выдающемся культурном достижении финикийцев.
Похоже, что на форму финикийских знаков повлияли иероглифы Египта, с которым у них были тесные экономические и дипломатические отношения. Египетские иероглифы были пиктографическими – это графическая передача настоящего объекта с добавлением дополнительных знаков для больше точности.
Существовал целый набор правил использования иероглифов. Строгая иерархия определяла порядок отдельных знаков, отдавая преимущество божьим и святым символам.
Поскольку иероглифы использовались исключительно привилегированными кастами священников и писцов, они оставались неизменными и за 3 тысячи лет истории так и не превратились в более простой стилизованный алфавит. Это была устойчивая традиция, которая со временем привела к отказу от иероглифов, а все знания о них были утрачены.
Финикийцы были намного более открыты к иностранным культурам. С помощью торговли им удалось распространить свою средневосточную культуру по всему Средиземноморью. Таким образом, их письменность достигла и Древней Греции.
Греки внесли в финикийскую письменность гласные звуки. Для обозначения гласных они использовали финикийские знаки, не имеющие фонетических эквивалентов в греческом языке.
Со временем алеф, первая буква финикийского алфавита, означающая «буйвол», эволюционировала в совершенно другой знак, больше не связанный с этим животным. Финикийцы делали акцент на простоте написания алфавита, а не на его эстетике. Греки изменяли ее до тех пор, пока алеф не стала альфой. От названия первых двух греческих букв и происходит слово алфавит.
Письмо в Древнем Риме
Этрусское искусство в современной Тосканы свидетельствует о сильном влиянии Древней Греции. Это не просто стилистическая имитация. Когда греки основывали колонии по всему итальянскому полуострову, этруски усвоили греческий алфавит. И хотя этрусская цивилизация остается загадкой, точно установлено, что именно этрусские города-государства передали свою письменность Древнему Риму. Но его развитие, в свою очередь, окончательно положило конец этрусской культуре.
24 августа 79 года н.э. произошла историческая катастрофа, которая по иронии судьбы оказалась чрезвычайно полезной для современных археологов.
Извержение Везувия застало жителей Помпеи и Геркуланумаврасплох. Лишь немногим повезло избежать смертельного дождя из пепла. Их поселения оказались погребены на такой глубине, что с течением веков все воспоминания о них угасли.
Эти римские города были найдены лишь в 1748 году. Уникальная археологическая находка, идеально сохранившаяся в лаве и пепле, позволила археологам воссоздать жизнь в римском городе до малейших деталей: площади и общественные здания, частные дома и кустарные мастерские, хозяйства богатых и бедных.
Перед извержением вулкана население Помпеи составляло 10 тысяч человек. Среди них были Теренций и Сильвана Неон. Они были владельцами одной из пекарен Помпеи. Являясь типичными представителями среднего класса, они умели читать и писать.
Писали они на дощечках, покрытых воском. Для этих целей две деревянные дощечки соединялись веревкой так, чтобы они открывались как книга. Потом их покрывали мягких воском. В качестве ручки использовали стило.
Стило делали из дерева, металла или даже из слоновой кости. Написанное легко было удалить, просто разгладив воск тупым концом стило. Чтобы процесс написания на воске был быстрее и эффективнее, использовали курсивный шрифт.
Дощечки были просты в использовании и недороги в изготовлении, поэтому впервые в истории человечества читать и писать могла не только элита. Римская империя стала первой цивилизацией, в которой система образования была доступна для широких слоев населения. Подобная римская демократизация сделала наибольший вклад в историю письма. Политические лозунги на зданиях Помпеи свидетельствую о высоком уровне грамотности населения.
Во время извержения вулкана как раз длилась избирательная кампания по выборам мэра. Лозунги написаны унциальным шрифтом – второй римской формой письма. Как и все римские шрифты, он состоял только из больших букв. Закругленное унциальное письмо, в котором все буквы были заглавными, являлось третьим видом римского шрифта. В основном его использовали для надписей на камнях. Они до сих пор подтверждают величие империи на руинах монументальных римских зданий.
Письмо в Древнем Риме было инструментом власти. владение этим искусством было обязательным для управления огромной империей. Письменные послания и приказы отдавались в самые отдаленные уголки империи. Письменность позволила ввести в действие сложное законодательство.
С эстетической точки зрения римские буквы были четко определены и на протяжении многих веков оставались неизменными. Стойкость этой классической красоты сильно контрастировала с хаосом и беспорядком раннего Средневековья.
Падение Западной Римской империи возвестило о приходе новой эры политических беспорядков, варварства и культурной стагнации в Европе. Интеллектуальный вакуум нечем было заполнять.
Единственной силой, способной удержать людей вместе во время так называемого Смутного времени, оказалась христианская церковь. Эта объединяющая сила распространилась за стены монастырей.
Монастыри были единственным оплотом интеллектуальной жизни, где развивались изобразительного искусство, наука, архитектура, земледелие и искусство письма.
Умение читать и писать было широко распространено в Римской империи, но во времена Средневековья эти навыки сохранились только у небольшой группы церковной элиты. Практически все духовенство было дворянами, и культурный разрыв между ними и простыми людьми был просто огромен.
Жизнь в монастыре подчиняется строгим правилам: богослужение подразумевало чтение молитв, смирение, физический труд и размышления. Задание монахов: собирать, сохранять и распространять Слово Божье.
Христианская вера в значительной степени опирается на Священное писание и другие письменные источники. Как говорится в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею – напиши сие для памяти в книгу».
Переписывая Священное писание, монахи, таким образом, сохранили искусство письма для Западной цивилизации.
Возникновение современных западных систем письма
В 780-х годах н.э. возникла первая в Европе стандартизованная система письма – каролингский минускул. Здесь впервые появились большие и маленькие буквы. Таким образом, каролингский минускул стал предшественником всех современных западных систем письма.
В Средние века римские восковые дощечки были заменены пергаментной или тканной бумагой. Недубленая кожа коз, овец или телят разглаживалась и нарезалась на листы для книг. Писали с помощью крупного пера. Во многих монастырях были свои мастерские по изготовлению пергамента.
Письмо в монастыре считалось формой поклонения. Все свое художественное мастерство и умение церковники посвящали Богу. Время не имело значения, письмо было далеко от экономических проблем.
Монахи, изначально позаимствовавшие римский шрифт, писали собственным стилем. Художественное создание букв становилось все более популярным. Таким образом, эстетическая форма стала важнее удобочитаемости.
Из каролингского минускула возник романский шрифт, из которого, в свою очередь, сформировался продолговатый готический шрифт, утонченный, но сложно читаемый.
Но какой бы шрифт не использовал монах, на написание одной страницы уходили часы, дни и даже недели. Но вскоре это изменилось.
Книгопечатание
В середине 15 века житель немецкого города Майнц изменил мир. Его звали Иоганн Генсфляйш, также известный как Гутенберг – по названию местечка, в котором он родился. Изо всех сил стараясь сохранить свой проект в тайне, он много лет работал над своим революционным планом – механизировать производство книг.
Печатание существовало еще до Гутенберга, но с его помощью производили только игральные карты. До того времени никому и в голову не приходило механизировать производство драгоценных рукописей.
Изначально Гутенберг не собирался совершенствовать форму письма, он хотел решить технические проблемы самого процесса печати. Для этого он выбрал самые знаменитые рукописи его времени и попытался в точности скопировать их.
Самым великим изобретением Гутенберга было изобретение подвижных литер – букв, сделанных из металла. Он создал литейную машину, позволяющую ему печатать любую необходимую букву. Для каждой буквы он вырезал металлический штамп, который потом вставлял в литейную машину. Таким образом, Гутенберг создал огромный ассортимент разных букв, которые аккуратно хранил в своей наборной кассе.
Гениальность Гутенберга очевидна, ведь его изобретения были не просто ранней формой книгопечатания. Подвижные буквы, наборная касса, наборная верстатка, гранка и реглет были хорошо продуманными элементами полностью развитой технической системы книгопечатания, которая на протяжении многих веков оставалась практически неизменной.
Тогда как монаху нужен был год, чтобы закончить одну рукописную книгу, Гутенберг всего за несколько лет выпустил впечатляющее количество – 180 книг. И хотя даже самые старательные монахи не могли соревноваться с ним в скорости, у них все еще было огромное преимущество: работа монахов была намного дешевле, чем сложное оборудование Гутенберга. В те времена не было недостатка в рабочей силе, поэтому дело Гутенберга было обречено на провал. В 1458 году он стал банкротом.
Но Гутенберг подарил человечеству изобретение в огромным потенциалом. Это была искусная попытка упорядочить мир, в котором господствовало вавилонское смешение языков.
Сейчас существует более 5 тысяч живых языков, но все они созданы на основе 40 отдельных звуков, которые способен произнести человек. С помощью алфавита количество звуков сократилось до отдельных фонем, каждая из которых получила свой символ. А значит, алфавит – это не что иное, как визуализированная речь, имитация звуков. Гутенбергу удалось механизировать эту визуализированную речь, и этот звуковой инвентарь хранится в его наборной кассе.
Гениальная идея Гутенберга изменила мир. Она объединила коллективные знания человечества и перенесла их на книжные полки. Человек стал центром Вселенной.
Когда Гутенберг изобрел свой печатный станок, во всей Европе насчитывалось всего 30 тысяч книг. Большинство из них были Библиями и трактовками Библии. Всего через 50 лет их количество возросло до 9 миллионов, а содержание становилось все более светским.
Тогдашние эксперты не предсказывали книгопечатанию великого будущего, так как не верили, что кто-то будет их читать. Но теме не менее книга стала первым предметом массового производства в истории. Она положила начало эпохи Возрождения, реформации, эпохи Просвещения, промышленной революции и демократии. Все эти важные исторические события были бы невозможны без широко распространенного печатного слова.
Умение читать и писать приобрело массовый характер. А чтобы каждый получил эти необходимые культурные навыки, было введено обязательное образование, и это длится до сих пор. Каждый день миллионы детей по всему миру получают эти базовые навыки, правда, с разной степенью энтузиазма. Сейчас им абсолютно все равно, что письмо переживает новый этап в своей эволюции, у них на уме – другие проблемы.
Западное и восточное письмо
Но детям западных культур намного проще, чем их китайским сверстникам, которые приходится постигать сложные знаки, лежащие в основе традиций, передающихся из поколения в поколение на протяжении тысяч лет.
Китайская письменность на основе картинок намного сложнее, ведь там одно слово соответствует одному символу. Другими словами, китайская письменность фиксирует значение слова, а не его звучание, тогда как западным языкам хватает 26 знаков, чтобы описать целый мир. В Китае же, чтобы стать грамотным человеком, нужно запомнить тысячи знаков.
Графические знаки, используемые в китайском языке, стимулируют правое полушарие мозга, где находится наш эмоциональный, музыкальный и творческий потенциал. С другой стороны, алфавит заставляет нас логично сочетать буквы друг с другом, из них строить слова, из слов – предложения, из предложений – строки. Это стимулирует левое полушарие мозга, отвечающее за логическое и аналитическое мышление. Алфавит делает ставку на интеллект, рациональный аспект человеческого мышления, он стимулирует ту часть мозга, которая отвечает за разум.
Алфавит формирует наши мысли. Логический и аналитический характер западного мышления и наш рациональный алфавит зависят друг от друга. То, что алфавит склоняет нас к рациональному мышлению, имеет свои недостатки. Мы теряем не только ассоциативную, эмоциональную сторону письменного общения, но и его эстетический аспект.
Алфавит – очень странная вещь, он способен практически полностью отключать правое полушарие нашего мозга и активизировать левое. Возможно, именно поэтому искусство каллиграфии, или искусство красивого письма, является восточной традицией, эквивалента которой нет в западной культуре.
Согласно восточным традициям, письмо – это не просто быстрое написание записок, а создание знаков идеальной формы. Здесь главное – искусство, а не потраченное время.
На Западе, или если точнее – в Европе, существует глубоко укоренившаяся предвзятость к более сложным графическим языкам и системам письма: поскольку они менее абстракты, мы считаем их низшими по отношению к латинской и греческой системам. Но это предвзятое отношение ничем не оправдано: нет никаких доказательств, что графические знаки и сложная система письма препятствуют развитию многосложных культур и цивилизация.
Системы письма на основе рисунков, какими бы сложными они ни были, имеют одно большое преимущество: их могут прочитать и понять люди, разговаривающие на разных языках. В Китае, например, больше 100 разных языков, но теоретически все могут прочитать одну и ту же газету, и это легко объяснить. Мы сталкиваемся с этим каждый день: все широко известные пиктограммы в общественных местах типа обозначения туалета и т.п., помогающие нам ориентироваться без языка – это лишь космополитические родственники китайских иероглифов.
Цифровая революция – польза или вред?
Картинки становятся все более важными. Через 500 лет после Иоганна Гутенберга коллективные знания человечества снова претерпевают изменения. С изобретением книгопечатания человеческие знания перешли из наших голов на бумагу, и изобретением компьютеров знания перешли с бумаги на компьютерные диски, а теперь с наступлением цифровой эпохи знания переходят с дисков и информационную сеть. Но к чему приведет такой переход?
Многие убеждены, что социологический эффект будет таким же революционным, как и изобретение книгопечатания. Мы находимся на пороге культурной революции, которую еще не видел мир. Этому способствуют две основные технологии: 1) персональные компьютеры; 2) Интернет, опутавший своей сетью всю планету. За последние годы эти две технологии развились до такого уровня, что это можно назвать цифровой революцией.
Хотя есть и те, кто относится к текущим событиям довольно критично. Мы можем оказаться в ситуации, когда людям навяжут совершенно новый механизм общения друг с другом. Принцип, лежащий в основе этого нового механизма, состоит в оцифровке всех человеческих знаний с помощью двоичных кодов, используя только числа 0 и 1.
Цифровая революция в некотором роде заключается в понимании разницы между битами и атомами. Даже если вы не знаете физику, то всегда помните об атомах, ведь мы состоим из атомов, мы носим атомы, едим атомы, живем в атомах. Они имеют свой весь, размер, цвет, массу. А вот биты, эти единички и нолики, из которых складывается ДНК информации, не имеют ни веса, ни размера, они двигаются со скоростью света, это совершенно другой феномен. Как только мы начнем отличать мир битов от мира атомов, мир изменится.
В одной популярной американской газете был приведен следующий пример: каждый день производятся тонны бумаги и гнутся тысячи спин, чтобы газета попала на стол к читателю. Компания содержит более 100 машин, каждая из которых проезжает тысячи километров в год, чтобы развести газеты во все точки продаж. Эту же газету могут прочитать миллионы людей через Интернет. Один щелчок мышки, и на экране появится информация, переносимая на тысячи километров невесомыми и бестелесными битами.
Интернет – это всеобщий рог изобилия знаний, примеров которому еще не было в истории человечества. Всемирная паутина обеспечивает доступ не только к актуальной информации, такой как газетные статьи, но и к древним документам и даже целым библиотекам.
Пока что неизвестно, оправдают ли новые технологии наши оптимистические ожидания. Некоторые люди надеются на приход новой эры, в которой будет царить мир и свобода. Одни считают, что мы станем жить лучше, ведь можно будет не ходить на работу, а зарабатывать деньги, не выходя из дому. Тогда как других волнуется потенциальная потеря общения, изоляция в холодном мире конформистов.
Как ни странно, но новые технологии нас не сближают, а наоборот создают новый вид одиночества, приводящий к культурному развалу. Из-за новых технологий мы забываем о физическом контакте, заменяя его электронным, поэтому во многих отношениях мы стали еще более разрозненными, чем когда-либо.
Раньше нам вполне хватало ручки и карандаша, но наши требования стали более сложными. Существует опасение, что люди, не сведущие в компьютерах, будут исключены из нового цифрового мира. Есть главный недостаток цифровой революции: множество людей не имеет доступа к компьютерам. Сейчас люди делятся не столько на бедных или богатых, а на поколения, молодежь это понимает, а люди старшего поколения – нет. Современные дети пользуются компьютерами намного естественнее, чем их родители пользовались телефоном в молодости.
Но новые средства массовой информации не просто передаются знакомый смысл новым способом, они меняют содержание. Новые яркие средства информации соединяют слова, письмо, картинки и звуки доселе невиданным способом, и эти новые достижения несомненно повлияют на традиционные методики обучения.
Изобретение алфавита привело к созданию цивилизации людей, мыслящих с помощью слов. Последствия электронных технологий совершенно иные: они стимулируют другую зону мозга, отвечающую за воображение. Мы как культура теряем способность общаться при помощи слов. Грамотность не является обязательным условием для электронных средств информации, не нужно уметь читать и писать, чтобы позвонить или включить радио или телевизор.
С развитием новых средств информации традиционные способы передачи слов, такие как книги, могут просто выйти из употребления. Однако, не все согласны с этим утверждением, считая, что в электронном мире нет места длинным книгам, длинным параграфам, длинным предложениям и длинным обсуждениям.
Возможно, в будущем страницами книги будут служить дешевые компьютерные мониторы. По сути, компьютер и будет книгой. Некоторым может не понравиться, что у него будет лишь одна книга, но эта книга может менять содержание в любое время.
Сейчас позиции книги сильнее, чем когда-либо. Количество произведений, печатающихся во всем мире, с каждым годом возрастает, а библиотеки трещат по швам. Книга пережила приход радио, кино и телевидения. Поэтому можно предположить, что даже цифровой век не победит любовь человека к печатному слову.
Огромное влияние новых средств информации бесспорно. Это заставляет некоторых людей искать связь с цивилизациями, которые традиционно пользовались преимуществами правого полушария. Возможно, алфавит устареет и выйдет из употребления, как в свое время виниловая пластинка.
Независимо от того, разделяем мы эту точку зрения или нет, письмо несомненно претерпевает массу изменений. Но даже в цифровом веке письмо будет основным способом решения сложных вопросов и преобразования их в более простую и организованную форму. Оно останется единственным и самым важным средством организации человеческих идей и эмоций. Но кроме мира письма будут существовать и другие миры, которые сегодня нам даже сложно представить.
К чему бы не пришло человечество в будущем, язык всегда будет выразителем наших мыслей, а письмо останется инструментом, с помощью которого мы будем документировать наши идеи, не давая им кануть в лету.