С чем связано появление экономической науки обществознание 11 класс кратко
С чем связано появление экономической науки? Коротко о важном
С чем связано появление экономической науки? Обществознание отвечает на этот вопрос, используя особый исследовательский способ познания, то есть обращается к сокровищнице мировой истории и философии. В нее уходят корни большинства современных наук с их строгими методами. В современном мире нормальное функционирование общества без понимания экономических процессов представить невозможно.
Чем занимается экономика
Отвечая на вопрос о том, с чем связано появление экономической науки, стоит начать с того, что древние ученые считали ее естественным знанием. И в этом они не ошибались, ведь теория хозяйствования занимается описанием, классификацией и исследованием любой соответствующей деятельности как отдельного человека, так и всего общества.
Вам будет интересно: Слово «вацок». Что значит и где употребляется?
Кроме того, в сферу экономической науки попадают процессы, связанные с производством, обменом, потреблением и распределением материальных благ. Однако в последнее время не только они интересуют ученых. Духовное производство, к которому относят культуру, искусство и знания, также вызывает вопросы.
Краткая история
Впервые в качестве самостоятельной области знаний экономика была упомянута в IV веке до нашей эры, то есть в период Высокой греческой культуры. Именно эллинский философ Ксенофонт и назвал ее «естественной наукой».
Разумеется, уже в далекой древности люди понимали, что какой бы богатой ни была окружающая природа, человек располагает крайне ограниченными материальными благами. Таким образом, необходимо предположить, что появление экономической науки связано с желанием людей удовлетворять свои собственные и общественные потребности в условиях конечности ресурсов.
Развитие науки и специализация
Забота об общественном благе, с чем и связано появление экономической науки, привела в конечном счете к значительной дифференциации внутри теоретического знания. Кроме того, современный глобальный мир с восемью миллиардами человек колоссально отличается от древнегреческого полиса, представлявшего из себя небольшую общину с тесными личными связями.
В современной науке выделяют несколько уровней:
Таким образом, экономическая теория, возникнувшая еще в древности, сегодня охватывает максимум сфер деятельности человека. Она отвечает на массу вопросов, связанных с хозяйствованием и рациональным распределением ограниченных ресурсов.
Ниже предоставлены ответы на вопросы 2-го параграфа «Экономика: наука и хозяйство» первой главы «Экономическая жизнь общества» учебника по Обществознанию за 11 класс Боголюбова Л.Н. Если есть вопросы, дополнения, правки, вопросы к тексту ответа, пишите на странице обсуждения.
Содержание
Основной вопрос [ править | править код ]
Экономика и потребности людей. Измерение экономической деятельности и её развитие [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Экономика и потребности людей [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Измерение экономической деятельности и её развитие [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Конкуренция [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Дополнительные вопросы [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Вопросы для самопроверки [ править | править код ]
Появление экономической науки [ править | править код ]
Экономика в ее начальной форме зародилась в бронзовом веке (4000–2500 до н. Э.) С письменных источников становятся ясно о развитии экономики, как науки в четырех регионах мира: Шумере и Вавилонии (3500–2500 до н. э.); цивилизация долины реки Инд (3300–1030 гг. до н. э.) на территории нынешних Афганистана, Пакистана и Индии; вдоль реки Янцзы в Китае; и в долине Нила в Египте, начиная примерно с 3500 г. до н. э. Общества в этих областях разработали систему учёта сельскохозяйственных культур, домашнего скота и земли с использованием отметок на глиняных табличках, папирусе и других материалах. Эти системы бухгалтерского учета, возникшие вместе с письменным языком, в конечном итоге включали методы отслеживания передачи собственности, регистрации долгов и выплат по процентам, расчета сложных процентов и другие экономические инструменты, которые все еще используются сегодня.
Начиная с третьего тысячелетия до нашей эры, египетские писцы записывали о сборе и перераспределение земли и товаров. Шумерские торговцы разработали методы расчета сложных экономических операций за период в месяцы и годы. Кодекс Хаммурапи (около 1810–1750 гг. до н.э.) – самая ранняя работа по экономике, которая определяет нормы экономической деятельности и предоставляет собой основу экономики для торговли, включая деловую этику для купцов и торговцев.
В первом тысячелетии до нашей эры появились более подробные письменные трактаты по экономической мысли и практике. Греческий философ и поэт Гесиод, писавший в VIII веке до нашей эры, в своих трудах о правилах управления фермами. Афинский военачальник, философ и историк Ксенофонт построил на этом в трактат об экономическом управлении имениями. В «Политике» Аристотель (около 350 г. до н. э.) развил эти идеи еще дальше, где говорится о частной собственности. накоплению богатства.
Поэтому появление экономическая наука появилась из-за самой деятельности людей, из-за возникновения торговли, обмена товаров и услуг.
Основные проблемы экономической науки [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Макроэкономика и микроэкономика [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Преобразование объектов природы в предметы потребления [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Валовой внутренний продукт [ править | править код ]
Валовой внутренний продукт — это конечная стоимость товаров и услуг, произведенных внутри страны за один год резидентами данной страны. Резиденты – это экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства и т.д.) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие экономический интерес на территории данной страны. К резидентам относятся в том числе граждане других государств, если они проживают и ведут хозяйственную деятельность в данной стране более одного года.
Валовой внутренний продукт учитывает не все результаты хозяйственной деятельности за год, а только конечные результаты, и не включает промежуточную продукцию. Промежуточная продукция предназначена для дальнейшей переработки (сырье, материалы, полуфабрикаты).
Конечная продукция – это товары и услуги, предназначенные для конечного потребления, а не для дальнейшей доработки, переработки или перепродажи.
Если просто суммировать стоимость всех произведенных и продаваемых товаров и услуг в национальной экономике, то получится многократный повторный счет, который существенно искажает реальные результаты национального производства, и, следовательно, параметры реального благосостояния нации. Поэтому промежуточная продукция не включается в Валовом внутреннем продукте. В конечном продукте любая стоимость учитывается всего один раз. [1]
Способы увеличения объёмов продукции [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Дополнительные задания [ править | править код ]
Сравнение ВНП Китая и Франции [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
Разделы экономической науки [ править | править код ]
Задача по экономике [ править | править код ]
Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!
С чем связано появление экономической науки?
Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
Ваш комментарий о книге ТЕМА 2. История развития экономики как науки
ОГЛАВЛЕНИЕ
Экономика как наука прошла в своем развитии длительный путь от разрозненных экономических представлений до современных стройных концепций, объясняющих закономерности функционирования и развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так экономики страны в целом.
Основные вопросы темы:
Вопрос 1. Зарождение и развитие экономической науки.
Вопрос 2. Современные экономические теории.
Зарождение и развитие экономической науки
Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» — дом, хозяйство и «nomos» — правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI—XVII вв. вместе с возникновением капита листического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обу словили необходимость более широких экономических.
Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать:
-Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие.
С чем связано появление экономической науки
Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» — дом, хозяйство и «nomos» — правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI—XVII вв. вместе с возникновением капита листического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обу словили необходимость более широких экономических знаний.
See.
30. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
Слово «ЭКОНОМИКА» древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство» или «домоводство». Само название науки, являющееся древнегреческим, говорит о том, что появилась экономика на свет благодаря древнегреческим ученым, философам и историкам.
Ксенофонт (около 430 до нашей эры) написал работы, которые принято называть «Сократическими произведениями», потому что они рассказывают о.
Естественно, для того, чтобы данная деятельность была успешной, необходимы были определенные знания о том, как нужно действовать. Знания эти накапливались постепенно, по мере приобретения опыта, и первоначально представляли собой обыденные представления о происходящем, некие обобщения наблюдений, закрепляемые в обычаях, традициях, а затем и в древнейших письменных памятниках.
В древнеиндийских «Ведах».
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок № 9. Экономика, экономическая наука
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов
Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.
Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.
Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.
Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.
Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.
Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.
Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.
Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.
Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.
Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:
Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.
Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения
Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности
Заработная плата – материальное вознаграждение за труд
Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.
2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.
3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.
4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».
Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.
Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Вопросы экономики как науки следующие:
У экономической науки следующие функции:
Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни
Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий
Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны
Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше
Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений
Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей
Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений
Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.
Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.
Стадии общественного производства
В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.
Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).
Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.
Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.
Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов
Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.
Выделяют четыре фактора производства:
2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.
3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.
4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.
5. Информация (знания)
В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:
Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.
Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.
Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.