С чем связано девиантное поведение
Девиантное поведение и его опасность для общества
Основные формы девиантного поведения
Виды девиантного поведения включают в себя следующие формы проявлений:
Асоциальный вид. В этом случае поведение демонстрирует склонность девианта к поступкам, которые могут угрожать отношениям между людьми. В результате человек уничтожает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Это может сопровождаться такими симптомами как агрессия, игромания, бродяжничество, сексуальные наклонности, и т.д.
Антисоциальная. Характеризуется полным нарушением правовых норм, что может приводить к угрозе социального порядка. В большинстве случаев девиантность проявляется совершением действий, которые запрещены законодательными актами.
Аутодеструктивный тип. Препятствует личности нормальному существованию в обществе. В этом случае девиант выражает свои мысли склонностью к суицидальным действиям, к употреблению наркотиками, выбором деятельности с угрозой для жизни и проявлением фанатичных шаблонов поведения.
Форма девиантного поведения может выражаться в негативных факторах, что сопровождается развитием разного рода зависимостей. Однако девиантное поведение это не всегда негативная реакция. Позитивная его форма выражается патологической склонностью к социальному творчеству, альтруизму. Либо выделяется социально нейтральная форма, характеризующаяся попрошайничеством или бродяжничеством.
Причины возникновения девиантного поведения
Причины девиантного поведения формируются под действием многочисленных факторов. Тем не менее такое поведение считается промежуточным между патологическим состоянием и нормами.
Причины девиации формируются на основании следующих факторов:
Особенности воспитания, наличие ролевых аномалий в семье.
Психофизиологические факторы, числу которых относятся наследственные патологии, особенности перинатального периода, возрастные кризисы и так далее.
Расстройства нервной системы, сопровождающиеся повышенной тревожностью, плохим настроением, постоянным внутренним конфликтом, депрессией.
Нередко дивиантные признаки начинают появляться на фоне когнитивных нарушений, поэтому и они относятся к числу причин, из-за которых развивается психическое расстройство.
Профилактика девиантного поведения
Своевременно начатые профилактические мероприятия значительно оттягивают начало заболевания, либо расстройство проявляется в незначительной степени, что позволяет взять контроль над негативными эмоциями. Борьба с девиантным поведением, как и с его проявлениями разного рода зависимостях, строится на основе следующих рекомендаций.
Выработка негативных реакций у пациента к зависимости, в том числе к игровой, наркотической, и т.д. В этом случае применяются следующие методы:
Указание на проблемы и существующие вопросы с привлечением средств массовой информации. Таким образом удается оповестить и донести необходимые призывы как до конкретного пациента, так и до всего общества.
Проведение бесед, которые демонстрируют возможности борьбы с зависимостями. В контексте фраз лежит не указание не на необходимость избавления от вредных привычек, а оповещение о конкретных действиях. Следует говорить о конкретном опыте избавления от зависимости, способах отказа от приема наркотических веществ, и так далее.
Пропаганда здорового образа жизни, что может передаваться как конкретному пациенту, так и огромной аудитории сразу.
Посещение специальных занятий, способствующих отказу от употребления наркотических веществ, либо проведению массовых занятий в виде лекций, на которых рассказывается об этом.
Разработка комплексных мер, направленных на профилактику зависимости с привлечением специалистов в данной сфере. Злоупотребление запрещенными веществами грозит не только конкретному человеку, но и обществу. Поэтому в вопросах профилактики должны быть заинтересованы и специальные службы. Таким образом создаются реабилитационные программы, в которые включены не только профилактические меры, но и лечебные.
Девиантное поведение угрожает человечеству не только в форме зависимости, но и в агрессивных действиях, поэтому при наличии склонностей у человека необходимо назначить обследование с привлечением психиатра. При наличии уже имеющихся признаков девиантного поведения, которые четко сформированы в сознании пациента, необходимо провести психиатрическое исследование, и при необходимости назначить лечение с возможной изоляцией пациента.
Заключение
Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, из-за чего происходит разрушение общества. Подобное поведение является следствием не удачного становления личности, что зависит от индивидуальных факторов.
Девиантное поведение нередко приводит к криминальным последствиям, серьезным зависимостям, и найти среди них отклонения, которые были бы полезными для общества, очень сложно. Поэтому такими пациентами занимаются социологи и психиатры, стараясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных моментов в данном состоянии. Основное их действие заключается в профилактике, которая позволяет приостановить подобные состояния, многие из которых зарождаются еще в детстве.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
С чем связано девиантное поведение
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения
Психологические причины девиантного поведения
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Девиантное поведение: виды, причины и признаки
Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.
Виды девиаций
Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.
Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:
Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:
Причины девиантного поведения
Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:
Признаки девиации
В психологии выделили 3 основных признака девиации:
Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.
Условно также могут выделять и другие признаки девиации:
Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».
СОЦИАЛЬНОЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
Социальное отклоняющееся поведение – это феномен, всегда наблюдавшийся и наблюдаемый в любом обществе. Его изучает социология, медицина, право, педагогика и, конечно же, психология.
Определение и виды отклоняющегося поведения
Для изучения социального отклоняющегося поведения в психологии возникла отдельная отрасль – девиантология (девиация от латинского «deviantio» – отклонение) или психология отклоняющегося поведения.
Понятия «девиация», «девиантное поведение», «социальная девиация» и «социальное отклоняющееся поведение» тождественны, синонимичны. Так по-разному называют устойчивое поведение личности, отклоняющееся от распространенных, общепринятых, устоявшихся норм, стереотипов, образцов поведения в обществе.
Наиболее опасные и, к сожалению, нередко наблюдаемые в обществе формы девиации это:
Общество также считает девиацией и осуждает курение, беспорядочные половые связи, предательство, супружескую измену, нежелание трудиться, ложь, хамство, скандальность, жестокость, игроманию и иное поведение подобного рода.
Девиантное поведение – это любо аморальное действие, поступок, образ жизни. Такое поведение наносит вред как самой личности, направившей свою жизнь в негативное русло, так и окружающим людям, обществу, поэтому оно формально или неформально санкционируется обществом.
К примеру, за преступлением следует уголовное наказание (формальная санкция) преступника и наблюдается осуждение его поступка людьми (неформальная санкция).
Формальных санкций не бывает без неформальных, а вот неформальные могут применяться отдельно. Например, за скандал в общественном месте зачинщика ссоры не посадят в тюрьму, но ближайшее окружение вполне может его “наказать” изоляцией, то есть прекращением общения и отношений.
Хотя не все специалисты согласны с такой классификацией, однако, кроме девиации со знаком «минус», выделяется и девиация со знаком «плюс».
Позитивные социальные отклонения :
трудовой энтузиазм, инициатива,
иные полезные для общества, но отклоняющиеся от норм и правил, поступки и поведение.
Кроме позитивной и негативной выделяются еще и несколько других видов девиаций по разным основаниям.
С точки зрения психологии интересна классификация отклоняющегося поведения по основанию «частота совершения девиаций»:
Первичная девиация. Индивид время от времени нарушает социальные нормы, но общество продолжает к нему относиться как к относительно нормальному гражданину.
Вторичная девиация. К индивиду начинают относиться по-особенному, как к девианту, и количество совершаемых им девиаций возрастает. Или же в обратном порядке: человек чаще «оступается», в результате чего на него вешают ярлык «девиант».
Отсюда следует вывод: общество, которое борется с девиантами, само же их и порождает.
Девиация – неизбежное явление, всегда в обществе будет некоторый процент отклоняющихся от принятых порядков граждан. Поэтому на сегодняшний день задача полного искоренения девиаций не ставится, но социум все же вмешивается в жизнь девиантов: вводит запретительные меры и санкции (принудительное лечение, помещение в исправительные учреждения, прочее) либо оказывает им социальную поддержку и помощь (создаются приюты, лечебницы, кризисные центры, телефоны доверия и так далее).
Три проблемы девиантологии.
Кажется что все предельно просто: есть нормальное, обычное, принятое в обществе поведение, а есть отклоняющееся то ли в негативном, то ли в позитивном направлении.
Но девиация намного более сложное явление и определяют эту сложность главным образом три проблемы :
Границы социальной нормы не точные, а весьма условные и размытые.
Неразрешимость дилеммы «Свобода или необходимость?». Выбор поступать так как положено, как велит общество, моральные и юридические нормы или действовать свободно, как хочется – в конце концов, остается личным делом каждого.
Абсолютно нормального по всем показателям гражданина просто не бывает!
Человек может, совершив преступление (негативное отклонение), спасти множество людей (позитивный результат), а другой, казалось бы, совершивший гениальное открытие (позитивное отклонение), навредить всему человечеству (негативный результат).
Именно моральные нормы определяют, кого осуждать и наказывать, а кого нет, так как лежат в основе писанных и неписанных законов. Но оценивать человека строго как «хорошего» или «плохого» это все равно что глядя на трехмерный куб лишь с одной стороны признавать его плоским квадратом.
Преступники, отшельники, революционеры, бездомные, гении, святые, первооткрыватели – все это девианты, то есть люди, отличающихся от «среднестатистических» характером и поведением.
Девиантной может быть не только отдельная личность, но и группа людей, сообщество, организация или субкультура.
Причины девиантного поведения.
Психология девиантного поведения сегодня в основном занимается изучением причин, условий и факторов возникновения отклоняющегося от норм и традиций негативного социального поведения личности. Если знать причины возникновения, можно предупредить негативную девиацию.
Разными учеными (не только психологами, но и культурологами, биологами, социологами) выделяются следующие возможные причины негативной девиации :
врожденные преступные наклонности индивида,
врожденная и природная агрессивность человека, которую не получилось нивелировать в процессе социализации,
умственные дефекты, слабоумие,
психопатии, психозы, неврозы,
аномия – распад в самом обществе системы ценностей и норм, обеспечивающих общественный порядок,
конфликт межу главенствующей культурой и субкультурой или культурой отдельного человека.
Негативное девиантное поведение деструктивно и/или аутодеструктивно, поэтому приводит к социальной дезадаптации личности, хотя к ней может привести и позитивное отклоняющееся поведение. В любом случае, девиант временно или постоянно не вписывается в общество, испытывает трудности с приспособлением и самореализацией по причине того, что он “не такой как все”.
Подчиняться или бунтовать?
Социолог Р.К. Мерто выделил пять способов адаптации индивида в обществе:
Подчинение – соглашательство индивида с целями общества и выбранными средствами их достижений.
Инновация – подчинение целям общества, но неподчинение выбранным средствам.
Ритуализм – бесцельное и механическое следование традициям по причине отрицания целей.
Ретретизм – уход от общества по причине несогласия и с его целями и со средствами их достижения.
Мятеж – попытка кардинально изменить и цели и средства общества.
К примеру, есть правило «Переходить дорогу только на зеленый свет светофора», оно ограничивает человека-пешехода в свободе выбора действий, но без этого правила дорожного движения на дорогах не будет порядка, ограничение это необходимо для благополучия самих же пешеходов.
Девиации поведения людей и педагогические возможности их коррекции
В статье рассматриваются различные девиации – отклоняющиеся от общественных норм виды и формы поведения людей. Автор анализирует причины девиаций, а также возможные способы педагогической профилактики и коррекции недисциплинированности, асоциального, криминального и самодеструктивного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение; агрессивность, стигматизация, положительная и отрицательная референтная группа; превенции и коррекции девиаций.
В современной жизни нередко приходится сталкиваться с нежелательными и запрещаемыми поступками людей и заниматься их устранением, исправляя, корректируя девиации поведения.
Под девиантным (от латинского слова «deviatio» – отклонение) поведением обычно понимается поведение человека, отклоняющееся от нормы.
Проблемы людей, поведение которых не укладывается в нормы или правила, принятые обществом, всегда интересовали философов, ученых-обществоведов и, конечно, практикующих педагогов. Можно с уверенностью сказать, что девиации поведения родились вместе с обществом, доказательством чего являются моральные, религиозные, правовые и прочие заповеди (правила), которые всегда сопровождали жизнь людей и регулировали их взаимоотношения друг с другом.
Все многообразие отклоняющегося, девиантного поведения людей обычно подразделяют на следующие четыре его основных вида:
– асоциальные, которые связаны с нарушением нравственных и прочих значимых норм и правил поведения, принятых в обществе и межличностных отношениях (обман, невыполнение обещаний, двуличие, сплетничанье и т. п.);
– антидисциплинарные: нарушения правил поведения, устава деятельности в функционировании той или иной организации или учреждения (например, опоздания, прогулы, нарушение режима работы и т. п.);
– аутодеструктивные (аутоагрессивные): нарушения, разрушения, которые человек производит в отношении самого себя (наркотики, алкоголизм, суициды)[4].
Рост девиаций заставляет внимательно посмотреть на эту проблему и со стороны педагогики – теории и практики обучения и воспитания людей. В этой связи вполне закономерно возникают вопросы: как педагогика, педагоги могут помочь в решении проблемы отклоняющегося поведения; какими методами, средствами они могут контролировать и предупреждать появление девиаций; каким образом, если замечаются какие-то отдельные, даже малейшие черты девиантного поведения в жизни любого человека (например, ребенок взял без разрешения чужую вещь, студент обманул преподавателя и не подготовил обещанный доклад, автомобилист проехал на красный сигнал светофора), можно блокировать эти нарушения, провести коррекцию поведения. Ведь известно, что все начинается с мелочей, если их не замечать, не придавать значения, то в дальнейшем любая такая «мелочь» может стать правилом, нормой поведения, разрастись, вылиться в другие, уже не такие безобидные, поступки.
Понятно, что для того, чтобы осуществлять коррекцию, надо знать причины, порождающие девиации или способствующие им.
Некоторые ученые, особенно зарубежные, считают, что девиантное поведение личности – исключительно следствие генетики, заложенного природой кода поведения (так называемого генетического фактора). Игнорировать роль генетического фактора, конечно, нельзя, но и абсолютизировать его роль в определении поведения людей, всех его девиаций тоже не следует. Здесь действует точно такое же святое правило, как и в астрологии: звезды склоняют, но не обязывают. Конечно, когда и с наследственностью, и с социальными условиями все будет в порядке, можно рассчитывать и на благоприятный результат воспитания. Однако это совсем не значит, что плохая наследственность полностью блокирует воспитательные усилия людей в исправлении поведения, в исключении тех или иных девиаций. Под воздействием социального (в том числе воспитания) рамки биологического, психофизиологического (наследственного) в человеке могут быть сужены, ограничены, определенным образом перестроены. Кроме того, основные причины большинства девиаций поведения следует искать не в биологии, а в интерперсональных связях, их развитии, а следовательно, в процессах обучения и воспитания человека в семье, школе, коллективе друзей и знакомых, то есть в социальной среде. (Биологические факторы девиаций поведения тоже имеют место, но пусть эти факторы ищут медики, психиатры, генетики, психофизиологи.)
Влияние социума, социальной среды на девиации поведения людей следует рассматривать в двух плоскостях:
– во-первых, влияние, воздействие макросреды – сложившейся системы совокупности всех общественных отношений: уровня развития материального и духовного производства, социально-поли-тической организации общества и его культуры;
– во-вторых, воздействие микросреды – ближайшего окружения и связей человека (семьи, учебного или трудового коллективов, друзей, коллег, знакомых).
Необходимо знать, что существуют многообразные формы агрессивного поведения. Уже в раннем детстве воспитатели сталкиваются с детской агрессивностью – от жалоб и фантазий об угрозах в отношении обидчиков («скажу папе, брату, и они тебя накажут, оторвут руки») до прямых оскорблений («жирный», «дурак», «ябеда»). Нередко в этом возрасте бывают случаи и прямой физической агрессии в связи со стремлением ребенка получить желанный предмет – демонстративная поломка игрушек других детей или драка (царапание, укусы, удары сверстников палкой по голове для того, чтобы иметь возможность самому обладать этим предметом).
Причины проявлений агрессивности тоже могут быть самыми разными. Это может быть стремление привлечь к себе внимание. Но это может быть и ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство («ха-ха, у тебя ничего не получится, так тебе и надо»), а также месть (в ответ на нападение или оскорбление). Случается, что имеет место настойчивое желание всегда быть первым (например, мальчик отталкивает и кусает ровесника, чтобы занять его место в строю). В некоторых ситуациях (часто это происходит, например, в подростковом возрасте) агрессия может свидетельствовать о стремлении человека выйти из состояния жесткой зависимости, чрезмерной опеки родителей. Психологами замечено, что чем больше человек зависит от других людей, тем больше скапливается в нем латентной агрессии. Дело в том, что когда человек находится в зависимости от кого-либо, он как бы пребывает в его власти, а поэтому чувствует свою несвободу и стремится любым способом преодолеть это состояние. В случае, например, с подростковой агрессией, проявляемой нередко по отношению к родителям, имеет место столкновение двух противоположных потребностей: потребности в близости, любви к родителям, с одной стороны, и потребности сохранить и утвердить собственную личную идентичность как независимую и отдельную – с другой. Как только стремление к идентичности – независимости, отдельности – оказывается под угрозой, тотчас же возникает агрессия, которая ведет к отчуждению. Не случайно в этот критический подростковый период особенно характерно для ребят личностное самоутверждение. Именно в этом возрасте зачастую формируется мотив – желание вести себя так, как ведут себя взрослые люди. А как же можно выразить, реализовать мотив быть взрослым? У всех по-разному, но чаще всего – через протестное поведение, которое, по существу, и есть девиантное поведение школьника (курение, алкоголь, наркотики, инвективная лексика и т. п.). Ведь они-то, как кажется подростку, и есть показатели его взрослости и независимости. Конечно, многое здесь идет от подражания, в том числе следования ребенка образцам – ярким картинкам поведения, увиденным подростком на телеэкране (если «звездящиеся» экранные лица не стесняются прилюдно материться, то почему этого не могу делать я?). Скверно, что ребенок курит, пьет вино, матерится, но еще ужаснее то, что взрослые относятся к таким его проявлениям взрослости безразлично. В лучшем случае ему могут сказать: «Рановато еще тебе этим заниматься». Печально, что такого рода девиации начинают рассматриваться и некоторыми родителями как обычное дело. Они терпеливо относятся и к курению подростка, и к тому, что он нередко возвращается поздно вечером домой пьяным, и даже не пытаются как-то изменить это.
Агрессия – применение силы, грубость, желание унизить других людей, оскорбить, подчинить себе, своей воле – сама по себе не исчезает, если ей не противодействовать. При соответствующих психотравмирующих обстоятельствах она может значительно возрастать, принимать жестокие формы насилия. Такая агрессивность разлита повсюду. Ее причинами являются также и житейская неустроенность, и трудности взаимоотношений с близкими, коллегами по работе и т. д. И, конечно, надо понимать, что она не возникает из ничего. Во многом проявления агрессии обусловлены зажатыми человеческими комплексами, загнанными внутрь. Ведь та или иная мера агрессивности человека очень часто связана с различными психическими травмами, особенно травмами детского возраста. Эти детские травмы могут быть связаны и с «холодностью» мамы. Скажем, в детстве мама часто оставляла ребенка одного, редко брала на руки, мало его обнимала и ласкала. Естественно, что ребенок испытывал заброшенность и пустоту в большом и непонятном мире, и это ощущение не проходит. Став взрослым, он по-прежнему сомневается в себе, не уверен в собственных силах и ищет опору в других людях. Такая же ситуация может быть, например, в подростковом возрасте ребенка и с «холодным» к семейным делам папой. Несмотря на более или менее постоянное присутствие в семье, с психологической стороны такой папа воспринимается детьми чаще всего как фикция. Он не знает, как поступить в том или ином случае, не уверен в своих поступках, мучим внутренними конфликтами. Он не способен воспитывать сына или дочь решительно и определенно, с чувством собственной правоты. А все из-за того, что у него самого как-то не очень правильно все складывается в жизни и слабо выражена его мужская роль. Будучи социально малоуспешным, папа занимает отстраненную позицию и по отношению к ребенку, он как бы дает ему понять, что тот ни на что хорошее все равно не способен. Естественно, у подростка в его сознании формируется мысль, что жизнь – это сплошное стечение обстоятельств, а никакой не процесс и результат собственных усилий человека. Следовательно, в том, что и сама его жизнь, и жизнь его родителей – такая неяркая, унылая, виноват кто-то из тех, кто успешен, богат и деятелен.
Сдвиги, которые происходят в микросреде – непосредственном социальном окружении человека, – обусловлены во многом коренными изменениями в макросреде – системе отношений общества. Прежде всего это значительный разрыв в условиях существования богатых и бедных, столицы и провинции, города и деревни. При понижении духовной жизни людей размываются многие важные нравственные ценности. Уже не являются для многих молодых людей сегодня значимыми (престижными) такие качества, как, например, честность, искренность. Все больше восхваляются изворотливость, умение жульничать, добиваться успеха любой ценой (не случайно положительным героем, вызывающим сочувствие в обществе, сегодня становится удачливый грабитель банка, ловкий мошенник и ему подобные персонажи). Чувствуется некоторое пренебрежение в отношении людей, которые самоотверженно работают, несмотря на невысокую зарплату: библиотекарей, лаборантов, музейных работников, учителей, медиков, которые даже подвергаются осмеянию за свое бессребреничество. Осмеиваются совестливость, скромность – и, наоборот, ценятся бесцеремонность, настырность, самоуверенность. Такая общественная психология закономерно ведет к стигматизации определенных групп людей.
Стигма (от греческого «клеймо», «отметина») – это социальный атрибут, дискредитирующий человека или группу по какому-либо признаку, считающемуся своего рода пороком. Это может быть любой недостаток или дефект, вызывающий стремление отторгнуть, не замечать, посмеяться, наказать. Стигматизации – навешиванию позорного ярлыка на человека и индивидуальные особенности его жизнедеятельности – подвергаются во взрослой жизни ВИЧ-инфицированные, психически больные, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, бомжи, уголовные преступники, наркоманы, отдельные представители расовых, национальных, религиозных общностей. Многие люди считают тех, кто отмечен стигмой, в чем-то не совсем нормальными людьми, и они лишают их жизненных шансов, рассматривают как чужих и нежелательных для общения людей. Дети подражают взрослым. Они стигматизируют своих ровесников по очень многим признакам: «толстый», «худой», «рыжий», неспособный. В этой своей неприязни дети очень жестоки. Они дразнят, избивают стигматов, сторонятся их. (Правда, более всего дразнят того, кто слишком о себе воображает.) Таким образом, люди, отмеченные каким-либо клеймом, испытывают чувство неполноценности, и это чувство не всегда основывается на неполноценности органов. Это чувство очень часто возникает и у детей, растущих в бедности или попадающих из благоприятной в неблагополучную ситуацию, и уже в этих своих переживаниях они дискредитированы как девиаты.
Стигматизированные люди очень часто проявляют мятежность в активной форме, как-то: надменность, озлобленность, драчливость, либо черты пассивного сопротивления: лень, лживость, безразличие. Своим поведением они показывают, что никому не доверяют, ни к чему не стремятся и хотят только одного – чтобы их оставили в покое. Но больше всего они боятся показать свою неполноценность, а поэтому для них лучше, если их наказывают или ругают за лень, за прилежание, чем считают их неполноценными. Стигматизированные дети склонны порой использовать свое клеймо для оправдания какой-либо собственной неудачи, оплошности, произошедшей с ними, а то и просто из нежелания выполнять поставленную перед ними задачу. Так, дети, которых дразнят «толстяк» или как-то иначе, могут не пойти на физкультуру, оправдывая это тем, что у них порвалась форма. Впрочем, воображение у них достаточно богато, чтобы найти тот или иной предлог своего девиантного поведения.
Основные причины девиаций – в семье, семейных взаимоотношениях и семейном воспитании. Школа тоже вносит свой вклад в становление и развитие девиаций человека. Поскольку школа сейчас в основном нацелена лишь на услуги по обучению, то изъяны семейного воспитания она не корректирует и вообще чаще всего уходит от воспитания.
До недавнего времени девиантное поведение считалось «прерогативой» личности, выросшей в неблагополучной семье (алкоголиков, дебоширов). Подростки, выросшие в подобных семьях, находятся, как говорят психологи, в состоянии фрустрации аффилиативной потребности – они полностью лишены любви и заботы со стороны своих родителей. Эти переживания способствуют возникновению у них негативных чувств ко всем, кто, как им кажется, окружен заботой и любовью. Все это приводит к деформации и социально значимых потребностей. Ярким примером этого являются беспризорники. (Число беспризорных, по данным Министерства образования и науки, а также по подсчетам независимых экспертов, составляет порядка 7–9 сотен тысяч детей самых разных возрастов.) Беспризорники – это дети, убежавшие от родителей, или те из них, о которых никто не заботится. Они сбиваются в «стаи», воруют, занимаются проституцией, просят милостыню, и, конечно, они практически готовы на все.
Для любого человека свойственно испытывать постоянную неудовлетворенность своими житейскими либо профессиональными условиями. Эта неудовлетворенность есть, как считал К. Г. Юнг, проявление естественного стремления к социальной экспансии, составляющего психическую доминанту человека. Именно поэтому такого ребенка (подростка) надо максимально загружать: занятие музыкой, танцами, посещение спортивной секции, фотокружка и т. д. Этим должны заниматься и семья, и школа (трудовые и спортивные лагеря, соревнования, фестивали, олимпиады, участие в работе каких-либо общественных групп и движений типа, например, поисковых отрядов и т. п.). Однако здесь нельзя переусердствовать. Не менее тяжкий вред наносят ребенку также тогда, когда на него возлагают слишком большие ожидания и тем самым питают лишь страх не оправдать эти ожидания. Такие ребята, чувствуя, что не оправдывают возложенных на них надежд, легко впадают в малодушие и неверие. Кстати, дети нередко становятся склонными к асоциальному и даже к криминальному поведению, если они утратили веру в будущее, в свои успехи в школе, даже в свою привлекательность для дружбы, общения со стороны их ровесников или уважаемых ими взрослых людей.
Необходимое условие существования и развития человека – его способность к творчеству. Способность же к творчеству важно постоянно культивировать в любом виде деятельности (особенно в процессах обучения и воспитания). Это необходимо развивать у людей через стремление к новизне, самопознанию и саморазвитию, к выявлению и разрешению противоречий своей жизни, к созиданию дружеских отношений с другими людьми. Неспособность реализовать свое стремление к творчеству приводит к деструкции человека. Проявление творческих интенций личности имеет место уже в детстве, и их развитие во многом зависит от реакций окружения на спонтанную активность ребенка. Неадекватная реакция взрослых (родителей, учителей) на проявления творческой активности ребенка может приводить к искажению в развитии его творческих устремлений. Например, если ребенок постоянно встречается с беспрекословными родительскими запретами: «нельзя!», «тебе еще рано!», «не смеши!», «не будь первым!», «не будь ребенком!» и т. д., то в ответ на такие запреты ребенок может принимать и соответствующие решения: «хорошо, останусь ребенком», «буду как все» и т. п. Все это, естественно, блокирует творческую активность человека, поскольку он формируется (становится) простым, безынициативным, несамостоятельным исполнителем, а не творцом и созидателем. В результате как бы изнутри осуществляется деструкция личности, а вследствие этого происходит и ее социальная дезактивация, культивируется иждивенчество.
Таким образом, девиации, их размножение во многом объясняются интерперсональными отношениями людей, условиями их функционирования и развития. Это значит, что необходимо создать такие условия развития интерперсональных отношений между людьми, которые бы препятствовали девиациям, а для этого надо прежде всего выстроить систему ценностных ориентаций человека. В данном случае здесь я уже говорю не только о причинах девиаций, но одновременно и о способах блокировки, проявляющихся тенденций к девиантности поведения.
Практика жизни показывает, что дурно воспитанные, несчастные люди вырастают из тех детей, у которых не было развито чувство общности с другими людьми, в том числе их близкими. Характерными признаками предрасположенности к девиациям разных видов являются:
– устойчивое чувство неудовлетворенности своим бытием и собственной ущербности;
– слабо развитая способность к контактам и неразвитое чувство общности с другими людьми;
– отсутствие уважения по отношению к другим людям;
– пассивность и отсутствие установок к выполнению социально значимых ролей;
– эгоистическая ориентация и устоявшиеся эгоцентристские шаблоны жизни;
– безудержное стремление подняться над своим уровнем жизни с помощью уловок, хитрости, вероломства, сторонней помощи;
– значительное сужение мировоззрения и радиуса своих действий.
В воспитании чувства общности человека важно посмотреть и на круг его ближайшего и непосредственного влияния. В этой связи следует сказать о так называемой референтной группе человека. Как известно, референтная группа (от латинского слова «referens» – сообщающий) – это реальная или условная (номинальная) общность людей, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы или мнение которой он ориентируется в своих взглядах и поведении.
Референтная группа и ее роль в воспитании состоит в выполнении в основном двух функций: нормативной и сравнительной. Нормативная функция проявляется в процессах мотивации выбора тех или иных форм поступка человека. В этом случае референтная группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Молодой человек может, например, сказать, что у них в школе, на факультете так себя не ведут. Это будет означать, что его референтной группой, по нормам которой он судит о поведении других людей, является школа, факультет. Сравнительная функция понятна – она выражается в сопоставлении разных групп людей, их норм и ценностей. Любой человек на основе сравнения делит людей и представляемые ими нормы и ценности на положительные и отрицательные. Положительными референтными группами становятся те конкретные группы людей, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать. Отрицательные группы вызывают у человека неприятие, отторжение. В случае делинквентного поведения референтными группами для человека могут являться группы с противоположно направленными нормами поведения и ценностями жизни. Подросток, например, может как бы «разрываться» в своих отношениях между двумя противоположно направленными референтными группами – благополучной семьей и асоциальной компанией дворовой группы хулиганов.
Конечно, человек сам выбирает, идентифицирует себя с определенной референтной группой. Однако ценности, по которым он идентифицирует себя с какой-либо группой, идут от семьи, от культуры человека, его воспитания. Многие несоответствия, конфликты души у человека создаются в детстве, в микросреде, в семье. Мы часто этого не замечаем, дети тоже забывают об этом, но те раны, которые появляются в юной душе, остаются у человека навсегда. Неслучайно современная психопатология, а за ней и современная криминология переносят именно на детство возникновение многих внутренних диссонансов, разных конфликтов, которые изнутри разъедают психологию человека. Ведь если дети воспитываются без любви и видят повсюду только врагов, то они неизбежно будут занимать и соответствующую позицию: жить так, будто они постоянно находятся в стане врагов. Соответственно им будет свойственно неверие в свои силы и в свои возможности развития. Именно поэтому в воспитании таких ребят следует сначала расположить их к себе, чтобы затем ввести их в общество. Другими словами, нужно наверстать то, что было упущено.
Девиантное поведение требует определенного реагирования, а соответственно и исправления. Нельзя тот или иной девиантный поступок человека оставлять без внимания, никак на него не реагировать. Многие считают, что наилучшим способом реагирования на любой такой поступок может быть лишь наказание. Однако скажем, что репрессии не всегда помогают исправлению, чаще всего наказание не исправляет, а наоборот, ожесточает человека. Поэтому самой лучшей формой реагирования является превенция (профилактика). Здесь уместно такое сравнение: как и болезнь, которую лучше уметь предупреждать, чем лечить, так и девиации – лучше предотвратить, чем потом долго и трудно их преодолевать.
Есть разные уровни превенции девиаций поведения.
Во-первых, воздействие на непосредственную среду, окружение воспитанника (гармонизация социально-экономических, духовных, семейно-бытовых и прочих условий жизни в целях их улучшения).
Во-вторых, обеспечение мер безопасности, нейтрализация или воздействие на группы риска, устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
В-третьих, воздействие на возможные причины девиаций в поведении, исходя из особенностей, условий жизнедеятельности конкретной личности воспитанника. Естественно, что на каждом уровне превенций девиантного поведения должны прорабатываться различные стратегии воспитания с учетом разнообразных мотивационных доминант, которые характерны для каждого вида девиации. Так, например, в подростковом, а также юношеском возрасте нельзя пренебрежительно относиться к репутации воспитанника в его различных сферах и видах деятельности и в разных коллективах. Репутация – это оценка человека его непосредственным окружением, то есть тех, с кем он учится, работает, имеет тот же самый статус. Такая оценка (соответственно репутация) может быть высокой, средней и низкой. Репутация высокая, если человек популярен, с ним все общаются и хотят дружить. Он может занимать среднее положение, если его оценивают не высоко, но и не низко, общаются и дружат с ним избирательно. Но он может быть и непопулярным, если к нему относятся негативно или индифферентно, никто особенно не расположен с ним дружить.
Значение для самооценки любого человека имеет и то, как он, ученик, воспитанник (вообще любой человек), воспринимает отношение к себе со стороны учителей, его знакомых взрослых, руководителей – людей старшего возраста. Так, учителя, например, могут считать его сообразительным, средним или глуповатым на своих занятиях, самоуверенным, средним или робким во внеучебной деятельности. Надо следить за состоянием репутации воспитанника и всячески ее поддерживать, если она есть, и культивировать, развивать, если ее нет, чтобы поднять его самооценку. Педагогически очень важно, чтобы не было расхождений между репутацией воспитанника в различных коллективах его жизнедеятельности: среди преподавателей, среди ровесников и в семье. Если у него высокая репутация, она должна поддерживаться и в семье, и среди ровесников в классе, и, конечно же, у педагогов. Ведь такое соответствие – залог стабильного и интенсивного личностного развития человека. Однако если имеет место расхождение в оценке репутации воспитанника среди различных групп его окружения, то процесс социальной аккомодации и личностного развития может происходить неблагоприятно. В этом случае следует посмотреть, где имеет место расхождение в репутации воспитанника – в классе, у учителей, дома. Если репутация в классе, среди ровесников низкая, то, может быть, следует подумать о переходе подростка в другую группу. Однако при стабильной ситуации не должно быть никаких препятствий при переходе из одной школы в другую. Ведь тогда он снова будет проходить ситуацию со статусом «новичка», «чужака» в новом классе или новой школе.
Большинство проблем и сложностей, возникающих в подростковом, юношеском и даже взрослом возрасте, зависят от того, как осознаются и реализуются базовые потребности человека. Процесс самоактуализации человека невозможен без удовлетворения его насущных потребностей: в безопасности (то есть в свободе от тревоги за себя и своих близких), в социальных связях (в любви, привязанности, дружбе, нежности, социальном участии) и в самоуважении (репутации). Многие психологи считают, что у большинства девиатов не удовлетворена одна или несколько из этих базовых человеческих потребностей. Так, например, у наркоманов или алкоголиков прослеживается прямая зависимость от веществ, вызывающих изменение состояния сознания. Как правило, подобная зависимость обычно свойственна людям, чья жизнь нагружена экстремальным опытом насилия и пренебрежения. У таких людей обычно не сформирована способность к саморегуляции, а поэтому употребление наркотиков, алкоголя смягчает их эмоциональное состояние и помогает бороться с унынием, скукой, отсутствием чувства радости.
Ущерб, нанесенный такого рода воспитанием, должен быть обязательно возмещен. Очень часто можно видеть, как простое удовлетворение ранее не реализуемых потребностей способно решить проблему, особенно это касается детей. Очевидно, что для того, чтобы поставить ребенка, которого мало любили или которым пренебрегали, на истинный путь, следует первым делом окружить его вниманием, заботой и участием. Такая тактика, как показывает опыт, срабатывает в 9 из 10 случаев. Таким же образом человеку, терзающемуся от чувства собственной ненужности, уважение и внимание станут лучшими лекарствами.
Хороший рецепт, способствующий коррекции девиаций, дал в свое время Б. Спиноза. Он говорит о множестве объектов, со стороны которых люди подвергаются множеству различных аффектов – таких страстей, как ненависть, чревоугодие, скупость и т. п. Б. Спиноза считает, что аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным или более сильным аффектом[8]. Действительно, в человеке нет ни одного импульса, чувства, которого нельзя было бы нейтрализовать другим. Так, например, сексуальные импульсы вполне естественно укрощаются властью инстинкта самосохранения, безудержная храбрость может усмиряться чувством безопасности, а эмоциональные взрывы по поводу одиночества – участием и любовью. Самым сильным чувством, с помощью которого можно помочь человеку противостоять всякого рода срывам в его поведении и переживаниях, несомненно, является любовь, которая творит чудеса. Именно поэтому главным фактором девиаций, пожалуй, является отсутствие, недостаток любви, ибо нет плохих людей, а есть люди, которых не любят.
Сталкиваясь с девиацией, надо провести коррекцию, но делать это нужно уверенно, настойчиво и без дрожи в коленях. Плох тот воспитатель, который сомневается в своих действиях с воспитанником. Необходимо помнить, что только уверенный в себе и в своих действиях воспитатель заслуживает уважения воспитанников за силу, определенность и однозначность. Ведь если педагог убежден в необходимости своих действий, его не будут смущать ни протесты, ни слезы его воспитанников. Он понимает, что, врачуя рану человека, он невольно причиняет ему боль, но знает, что причиняет боль ради человека, чтобы спасти или сберечь его здоровье. Именно поэтому он должен быть решительным и настойчивым.
[1] См.: Сорокин П. А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 59.
[2] См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1996. – С. 377.
[3] К сожалению, сегодня имеет место устойчивая тенденция роста числа грабежей, убийств, изнасилований и других тяжких уголовных преступлений. Не может не тревожить высокий уровень правонарушений и среди несовершеннолетних. По некоторым статистическим данным, на подростков приходится почти десятая часть всех уголовных преступлений в стране. Особую тревогу вызывает распространение аддитивного (от латинского слова «additio» – прибавление), то есть получаемого путем сложения, поведения среди подростков, когда на одного из них приходится несколько видов противоправного поведения.
[5] Лотман Ю. М. Воспитание души. – СПб., 2003. – С. 474.
[6] См.: Адлер А. Индивидуальная психология / А. Адлер // Очерки по индивидуальной психологии. – М., 2002. – С. 13.
[8] См.: Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза // Об усовершенствовании разума. – М., 1998. – С. 757.