С чем связана обыденная ненаучная установка сознания
обыденное сознание
Смотреть что такое «обыденное сознание» в других словарях:
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ — или повседневное, практическое сознание, сознание, включенное в человеческую практику и не сформированное специально, подобно науке, искусству, философии. Долгое время проблема О.с. трактовалась крайне противоречиво. Почти каждая работа… … Философская энциклопедия
Обыденное сознание — реальный актуальный уровень развития сознания большинства людей в обществе, сложившийся под влиянием условий их жизни. Обыденное сознание выражается в интересах, взглядах, образе жизни, представлениях людей и т.п. Обыденное сознание отличается от … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
сознание — сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? сознания, чему? сознанию, (вижу) что? сознание, чем? сознанием, о чём? о сознании 1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность. Развитие,… … Толковый словарь Дмитриева
Сознание социалистическое — совокупность взглядов, теорий, идей, ценностных ориентации и идеалов, жизненных и практических установок, отражающих духовную жизнь социалистического общества в процессе его зарождения, становления и развития. Понятие «общественного сознания»… … Научный коммунизм: Словарь
СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ — англ. conscience, daily; нем. Alltagbewu?tsein. Сознание людей в их повседневной жизни, характеризующееся спонтанностью. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
сознание обыденное — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, коей они принадлежат. Отличается от сознания, основу коего составляют научные знания.… … Большая психологическая энциклопедия
СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ — англ. conscience, daily; нем. Alltagbewu?tsein. Сознание людей в их повседневной жизни, характеризующееся спонтанностью … Толковый словарь по социологии
СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (political consciousness) отражение и осознание людьми политического бытия идей, теорий, воззрений, социальной действительности, интересов и целей политических сил общества. С.п. явление многогранное и противоречивое. В его структуре необходимо… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Сознание обыденное — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. С. о. отличается от сознания, основу которого составляют… … Психологический лексикон
ОБЫДЕННОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — низший уровень национального сознания, многослойное и противоречивое, инерционно консервативное и, одновременно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно биологического и социального опыта поколений, продукт социализации национального… … Глоссарий по политической психологии
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ» в других словарях:
обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. О. с. отличается от сознания, основу к рого составляют научные … Большая психологическая энциклопедия
Обыденное сознание — реальный актуальный уровень развития сознания большинства людей в обществе, сложившийся под влиянием условий их жизни. Обыденное сознание выражается в интересах, взглядах, образе жизни, представлениях людей и т.п. Обыденное сознание отличается от … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
сознание — сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? сознания, чему? сознанию, (вижу) что? сознание, чем? сознанием, о чём? о сознании 1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность. Развитие,… … Толковый словарь Дмитриева
Сознание социалистическое — совокупность взглядов, теорий, идей, ценностных ориентации и идеалов, жизненных и практических установок, отражающих духовную жизнь социалистического общества в процессе его зарождения, становления и развития. Понятие «общественного сознания»… … Научный коммунизм: Словарь
СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ — англ. conscience, daily; нем. Alltagbewu?tsein. Сознание людей в их повседневной жизни, характеризующееся спонтанностью. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
сознание обыденное — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, коей они принадлежат. Отличается от сознания, основу коего составляют научные знания.… … Большая психологическая энциклопедия
СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ — англ. conscience, daily; нем. Alltagbewu?tsein. Сознание людей в их повседневной жизни, характеризующееся спонтанностью … Толковый словарь по социологии
СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (political consciousness) отражение и осознание людьми политического бытия идей, теорий, воззрений, социальной действительности, интересов и целей политических сил общества. С.п. явление многогранное и противоречивое. В его структуре необходимо… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Сознание обыденное — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. С. о. отличается от сознания, основу которого составляют… … Психологический лексикон
ОБЫДЕННОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — низший уровень национального сознания, многослойное и противоречивое, инерционно консервативное и, одновременно, постоянно изменяющееся образование. Синтез природно биологического и социального опыта поколений, продукт социализации национального… … Глоссарий по политической психологии
С чем связана обыденная ненаучная установка сознания
Сферой в высокой степени разнородной является обыденное сознание, объединяющей в себе черты предсознательного и мифологического, детского и массового сознания с элементами научного знания и рефлексивного сознания.
Чтобы иметь общее представление о предмете нашего анализа, в первую очередь обратимся к определениям и толкованиям, представленным в различных словарях и энциклопедиях.
В психологических словарях даются следующие определения и пояснения. 1. Обыденное сознание понимается как совокупность представлений, установок и стереотипов, возникающих в непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат [31]. 2. «Обыденному сознанию свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми (народная мудрость), характерная для обыденного сознания, дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни» [21].
Традиционно обыденное сознание изучалось философами и социологами. В различных аспектах этот термин употребляется в работах таких авторов, как Б.А. Грушин [10], Т.И. Ойзерман [28], Э.Н. Ожиганов [27], В.М. Найдыш [24], Л.И. Насонова [25], Е.К. Макарова [48] и других.
В философии понятие «практическое сознание» противопоставляется теоретическому толкованию действительности, «как здравый человеческий смысл (рассудок), обыденное, повседневное понимание мира, так вплетенное в человеческую жизнедеятельность, что в его актах, в отличие от теоретического мышления, человек не в силах подняться над частными обстоятельствами жизни» [7, С.30].
Обыденное сознание изучалось французскими школами социологии и психологии, представителями которых являлись Э. Дюркгейм [15], С. Московичи [23, 33], В. Дуаз [14]. Большой вклад в определение особенностей внесли социальные психологи: В.С. Агеев [2], Д. Белл [3], А.А. Бодалев [5], В.Ж. Келле [16], М.Я. Ковальзон [16] и другие.
В отечественной психологии социальные представления рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской [1], Т.В. Бобрышевой [4], А.Я. Варга [8], А.И. Донцова [13], Т.П. Емельяновой [13], О.П. Николаевой [26], И.М. Поповой [12, 30], С.В. Трушковой [35] и других авторов.
Как отмечает И. Маркова [19], предположения о различии между обыденным (нерефлексивным) и рациональным (рефлексивным) мышлением было высказано Дж. Болдуином [6], а затем развито в работах Ж. Пиаже [29], Дж. Мида [20], Л.С. Выготского [9], Л.С. Рубинштейна [32].
Таким образом, обыденное мышление формируется под влиянием социальной среды, нерефлексивно воспринимающихся как само собой разумеющееся знаний и убеждений. «Люди, живущие в условиях определенной социальной, культурной и политической системы, неосознанно усваивают идеи и способы мышления, которые в неявной форме навязываются им этой системой, даже если они не принимают их и придерживаются противоположных взглядов». [19, С.56]. Рефлексивное мышление возникает в ответ на проблемную ситуацию и представляют собой «вызов установившимся, привычным способам мышления и действия» [19, С.66], когда само мышление высвобождается из коллективных форм, куда оно было заточено. Содержание обыденного и рефлексивного мышления может быть как согласованным, так и противоречить друг другу.
Житейские понятия по смыслу близки понятию обыденного сознания. А обыденные представления являются феноменом обыденного сознания и подчиняются законам его функционирования.
Таким образом, место обыденного сознания, а, следовательно, и обыденных представлений в ряду других форм психического отражения можно определить, обращая внимание на понимание индивидуального сознания как многоуровневого и гетерогенного образования. Обыденное сознание в понимании Е. В. Улыбиной рассматривается как один из уровней индивидуального сознания, обладающий своей спецификой. Обыденное сознание занимает промежуточное место на стыке различных психологических образований индивидуальной и общественной природы. «. обыденное сознание занимает положение медиатора: 1. По отношению к общественному и индивидуальному сознанию; 2. По отношению к мифологическому и научному отражению мира; 3. По отношению к бессознательному и рефлексивному сознанию. Содержание обыденного сознания имеет во многом нерациональный характер, но активно включает в себя элементы научного знания, которые свободно сосуществуют друг с другом. Содержание обыденного сознания с трудом поддается рефлексии, но в то же время не является полностью бессознательным. Субъект знает о его содержании, но основания выносимых суждений не становятся предметом личностной рефлексии: «Это так, потому, что так оно и есть» [36, С.124].
Таким образом, обыденные представления являются феноменом обыденного сознания и подчиняются законам его функционирования: трудно рефлексируются и расцениваются индивидом как истинные; имеют вероятностный характер; могут быть внутренне противоречивыми; устойчивы к опытной проверке; основаны на эмоциональном отношении; содержат с точки зрения формальной логики неадекватно сопоставленные общие и частные признаки.
Обобщая вышесказанное, отметим, что феномен обыденного сознания описывается как обладающий следующими специфическими особенностями: его содержание обладает внутренней противоречивостью, иррациональностью; обыденное сознание имеет социальную природу, разделяется большой группой людей.
Итак, видим, что проблема терминологического единообразия остаётся не решенной в определении обыденного сознания. В научном сообществе обнаруживают близкие, но не тождественные обыденному сознанию понятия: социальные представления, социальное мышление, обыденное мышление, обыденные репрезентации. Содержание обыденного сознания в целом основано на житейских понятиях, которые в онтогенезе предшествуют научным, и, в отличие от последних, формируются спонтанно. Следовательно, состав обыденного знания очень многообразен. Как правило, его содержание в основном нерационально, но оно активно присваивает и научные достижения. Поэтому все широко распространенные знания становятся обыденными.
Определив место обыденного сознания в ряду других форм психического отражения, есть смысл остановиться на рассмотрении таких его особенностей, как нерациональный характер, социальная природа, многослойность структуры, индивидуальная вариативность.
Рецензенты:
Левченко Е.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Пермского национального исследовательского университета, г. Пермь.
Береснева Н.И., д.фил.н., доцент, декан философско-социологического факультета Пермского национального исследовательского университета, г. Пермь.
Что такое обыденное сознание
Практическое обыденное сознание представляет собой самый примитивный уровень сознания. Оно включает в себя совокупность представлений, стереотипов и установок, которые основываются на повседневном опыте людей и доминируют в социальной общности, к которой они относятся. Такому сознанию свойственны ошибки, способствующие сохранению предрассудков и препятствовать научному познания мира. Однако характерная для общественного сознания фиксация часто повторяющихся связей между людьми и вещами (народная мудрость) позволяет делать правильные выводы, что доказывается практикой повседневной жизни.
Содержание статьи
На уровне обыденного сознания люди тем или иным образом способны реализовать принятые смыслы общественного бытия, без применения методов и средств специально организованной познавательной деятельности. Обыденное сознание описывает жизненные явления на уровне простых наблюдений и житейских представлений, которые преподносятся представителям социума, как необходимые «правила игры», а также в той или иной степени усваиваются ими и применяются.
Что представляет собой научное сознание
В отличие от обыденного сознания, теоретическое научное считается более высокой формой, так как оно описывает связи и закономерности, имеющиеся между явлениями и предметами доказательным образом, причем с наиболее возможной точностью.
Научное сознание отличается от обыденного строгостью подхода, а также опорой на предварительные основные научные знания, на которых оно базируется. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют между собой. Первый вид по отношению ко второму является вторичным, но также и изменяет его.
Необходимо иметь в виду, что устойчивые стереотипы и формы обыденного сознания в различных случаях не способны быть истиной в последней инстанции, так как они ограничиваются эмпирическим уровнем. На этом уровне попытки осмысления зачастую порождают иллюзии, заблуждения и ложные ожидания, причем и на общественном, и на личном уровне. Тем не менее, повседневная жизнь невозможна без обыденного сознания.
Теоретическое научное сознание, которое в силу своей специфики не может быть массовым, продолжает действовать только на прагматическом и рациональном уровне, что является естественным для организации общечеловеческих высоких форм культуры.
В чем заключается ценность обыденного сознания
С другой стороны, если у индивида имеется высокая культурная организация, ее наличие обычно не только не способствует, но даже препятствует его посильному участию в производстве различных материальных ценностей на первичном уровне. В целом же примерно 70% социума зачастую более всего интересует именно полезность, практическое применение знаний в реальной жизни.
Обыденное сознание здорового социума отличает гармоничность и цельность, обеспечивая ему жизнестойкость. Поэтому такое, отражающее действительность, сознание ближе к реальности, чем остальные виды. Более того, именно из многообразия опыта обыденного сознания социума и появляется религия, философия, идеология, искусства и науки как высшие формы общечеловеческого сознания, составляющих содержание культуры.
Теоретическое и обыденное сознание
Гносеологические предпосылки различения теоретического и обыденного уровней общественного сознания следует искать в разведении повседневного и теоретического уровней познания, которые и закрепляются в общественном сознании.
Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности.
Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.
Это разграничение имеет и определенные психологические предпосылки, ибо, как показали уже давние исследования советского психолога Л. С. Выготского, в сознании ребенка понятия обыденного характера («житейского», по терминологии Выготского) складываются по-иному, чем научные: «житейские» понятия образуются в повседневной жизнедеятельности ребенка, а научные понятия хотя и возникают на базе житейских, но для своего формирования требуют специального обучения, общения с учителем, причем для жизни человека в современном обществе необходимы как те, так и другие, ибо всегда возможно, что «научное понятие в житейской ситуации окажется так же несостоятельно, как житейское понятие в научной ситуации».
В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание тесно переплетаются, но для философского их анализа необходимо оба эти элемента сознания выделить и представить, так сказать, «в чистом виде». Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать обыденное сознание. Но в то же время, как бы ни развивались теоретические знания, наука, в повседневной жизни людей обыденное сознание всегда будет необходимо. Выражением обыденного сознания является, например, «здравый смысл», с позиций которого в принципе можно рассматривать и обсуждать любые события социальной действительности и явления природы. Но далеко не всегда его выводы будут справедливыми, ибо его возможности ограничены эмпирическими обобщениями и метафизическими рамками.
Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но этим вовсе не принижается его значение, не отрицается его необходимость для повседневной жизни. Речь идет лишь о том, что если с позиции обыденного сознания, в котором отражается действительность на ее эмпирическом уровне, рассматриваются те вопросы, которые могут быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. Важно, чтобы общественная наука оставалась на теоретическом уровне, чтобы ее понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, в ином случае она теряет свой научный статус.