С чем связана биология с обж
Межпредметные связи на уроках ОБЖ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Межпредметные связи на уроках ОБЖ
«Все науки настолько связаны между собой,
что легче их изучить все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех».
Рене Декарт
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.
Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений обучающихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии и других дисциплин в единый смысловой блок, объясняющий обучающемуся, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться.
В учебном процессе можно выделить три вида межпредметных связей, интегрирующих ОБЖ с другими предметами:
Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса педагог опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, при изучении в 7 классе темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» обучающиеся опираются на знания о вулканах, их строении и размещении на Земле, полученные на уроках географии.
Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. К сожалению, реализация такого вида связей – дело случая, хотя при хорошо продуманном и высокоорганизованном учебно-воспитательном процессе сопутствующие связи должны стать основными.
Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, в 8 классе обучающиеся знакомятся с аварийно химически опасными и радиоактивными веществами, о большинстве из которых на уроках химии им только предстоит узнать.
Таким образом, в курсе ОБЖ предметные знания обучающихся о безопасности, усваиваемые на уроках других учебных дисциплин, обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, физики, биологии, физической культуры и других дисциплин.
В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий педагогов и обучающихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности.
Приведу несколько примеров межпредметных связей на уроках из своей практики:
Примером реализации межпредметных связей во внеурочной деятельности служат проекты по ОБЖ, создаваемые обучающимися. Так, например, совместно со мной руководителем исследовательской работы обучающихся 10 класса «Неизвестное об известном» о влиянии табакокурения на здоровье подростка, выступил учитель информатики, за консультацией участники проекта обращались к учителям биологии и химии.
Тесное сотрудничество обучающихся с учителями истории и литературы помогает нам проводить поисково-исследовательские работы по истории родного края.
Межпредметные связи успешно реализую с обучающимися 5 класса, посещающими кружок «Юные инспектора движения». Лекторская группа кружка проявляет свои способности в написании статей и подборе информации для газеты «В гостях у Светофорчика».
Педагогическая практика показывает, что широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.
Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач.
Презентация Интегрированный урок по ОБЖ и Биологии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Интегрированный урок по ОБЖ и биологии
Тема: «Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека»
Автор: Кулагина Нэлли Сергеевна,
учитель ОБЖ
МБОУ «Чистогорская СОШ»
Новокузнецкий район
Описание слайда:
Воздействие человека на компоненты природы
?
Подумайте!
Чего не хватает?
Описание слайда:
Почему среда обитания становится непригодной для жизни человека?
Давайте подумаем….
Описание слайда:
Тема урока?
Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека
Описание слайда:
Цель урока:
Определение взаимосвязи загрязнения атмосферы и здоровья человека.
Что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?
Описание слайда:
План
Источники загрязнения атмосферы
Вещества, загрязняющие атмосферу
Понятие о «здоровье человека»
Факторы, определяющие вероятность нарушения здоровья
Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека
Влияние загрязнения атмосферы на органы и системы органов человека
Описание слайда:
Описание слайда:
Атмосферный воздух — один из важнейших компонентов среды обитания
Давайте вспомним!
Описание слайда:
Перечислите главные источники загрязнения атмосферы?
тепловые электростанции и теплоцентрали;
автотранспорт;
черная и цветная металлургия;
машиностроение;
химическое производство;
добыча и переработка минерального сырья;
открытые источники (добычи сельскохозяйственного производства, строительства).
Описание слайда:
Самый большой источник загрязнения атмосферы?
Автотранспорт
Автомобили в основном выделяют:
оксид углерода;
углеводороды;
оксиды азота.
Автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью
Описание слайда:
В современных условиях в атмосферу попадает 400 млн.т:
частиц золы;
сажи;
пыли;
отходов;
строительных материалов;
токсичных веществ: пары минеральных кислот (серной, хромовой и др.), органические растворители и т. п.
В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу
Описание слайда:
Описание слайда:
По определению ВОЗ
(Всемирной Организации Здравоохранения)
«Здоровье человека»
— это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней.
Описание слайда:
Описание слайда:
Как влияет на здоровье человека загрязнение атмосферы?
Описание слайда:
Разрушение озонового слоя
Давайте вспомним …
Какое влияние оказывает на здоровье
Описание слайда:
Из данного списка определите, что является источником разрушения озонового слоя?
Реактивная авиация – оксид азота
Азотистые удобрения
Извержение вулканов
Осушение болот
Производство холодильников
Производство кондиционеров
Хладагенты в тепловых насосах
Тепловые электростанции
Увеличение содержания тяжелых металлов
Производство пористых пластмасс
Аэрозольные баллоны
Радиоактивные изотопы
Бытовые отходы
Сжигание топлива
Стерилизующие растворы в медицине
Описание слайда:
Задание 1: Игра «Предсказания»
Из списка заболеваний отметьте те, которые возникают в результате разрушения озонового слоя
Проверим наши «Предсказания»
Описание слайда:
Какое влияние оказывает разрушение озонового слоя
на здоровье человека
Онкологические заболевания
Описание слайда:
Какое влияние оказывает разрушение озонового слоя
на здоровье человека
Заболевание легких и верхних дыхательных путей
Неправильная работа внутренних органов (в основном сердца)
Описание слайда:
Какое влияние оказывает разрушение озонового слоя
на здоровье человека
Уничтожению планктона в океане, мутациям растительного и животного мира.
Описание слайда:
Отравления озоном
, В превышающих ПДК концентрациях озон превосходит по токсичности цианистую кислоту и угарный газ. Становясь ядовитым из-за своей насыщенности, этот газ оказывает крайне негативное влияние на здоровье человека:
вызывает раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей;
раздражает слизистую оболочку глаз;
обостряет астматические и прочие заболевания лёгких;
обостряет сердечные заболевания;
усугубляет аллергические реакции;
воздействуя на организм в течение нескольких часов, озон в повышенных концентрациях способен вызвать необратимый процесс старения органов дыхания;
при запредельных концентрациях этот газ и вовсе может сжечь лёгкие, как какая-нибудь кислота.
Описание слайда:
Какое влияние оказывает разрушение озонового слоя
на здоровье человека
Гибель растений (они дают человеку, самое драгоценное – кислород)
Не забываем и про психологическое здоровье людей, не так просто, как кажется приспособиться к изменениям в среде обитания, к новому климату.
Описание слайда:
Кислотные осадки
Давайте вспомним …
Какое влияние оказывает на здоровье
Описание слайда:
Расскажите
процесс
образования
кислотных
осадков
Описание слайда:
Задание №2:
Восполните пропуски в перечне влияний кислотных осадков на здоровье человека
Описание слайда:
Влияние кислотных осадков
на здоровье человека
Деградация лесов, вымирание растений приводит к уменьшению кислорода
уничтожение посевов и пастбищ, гибель промысловых рыб (источник пищевых ресурсов для человека)
Описание слайда:
Описание слайда:
Отравления тяжелыми металлами
Если воду из водоемов, которые имеют высокое содержание свинца, выпьет человек, или если он примет в пищу рыбу, которая имеет высокое содержание ртути
Ионы тяжелых металлов замусоривают каналы печени и почек, а постепенное скопление токсинов приводит к общему отравлению всего организма (интоксикация).
Мутации, которые проявятся на последующие поколения
Описание слайда:
Отравления тяжелыми металлами
Марганец может закупоривать канальцы нервных клеток, что провоцирует сильную утомляемость, уменьшение работоспособности, сонливость, внезапную слабость, головокружения, тошноту.
Алюминий, скапливаясь в течение нескольких лет, может вызвать заболевания неврологического характера.
Злокачественные опухоли
Описание слайда:
Кислотные дожди могут уничтожить всю жизнь на земле
Описание слайда:
Фотохимический смог
Давайте
вспомним …
Какое влияние оказывает на здоровье
Описание слайда:
Фотохимический смог?
Выполни тестовое задание
Фотохимический смог образуется в солнечные дни над крупными городами в результате фотохимических реакций между:
1. Углекислым газом и азотом
2.Оксидом азота и углеводородами выхлопных газов
3. Кислородом и угарным газом.
4. Азотом воздуха и кислородом.
5. Кислородом и углекислым газом.
Описание слайда:
Задание №3:
Сформулируйте вопрос, используя информацию, которую получите по теме: «Влияние смога на здоровье человека»
Описание слайда:
Как смог влияет на здоровье человека?
От смога в первую очередь страдают физически слабые люди, маленькие дети, старики, больные.
Угнетение кровеносной системы, провоцирует онкологические заболевания
Снижение сопротивление организма приводит к инфекционным заболеваниям;
Описание слайда:
Как смог влияет на здоровье человека?
Нарушение функций сердечно- сосудистой системы
Описание слайда:
Статистические данные
В Токио страдает легочными заболеваниями от смога около 35% обследованных жителей промышленных районов города;
В американском городе Доноре заболеваниями, связанными со смогом, страдают до 60% лиц старше 65 лет.
Описание слайда:
Загрязнения атмосферы Кемеровской области
Описание слайда:
Описание слайда:
Условие: собрать как можно больше сокровищ
Это командная игра
В каждом сундучке определенное количество денег(баллов) – вы их получаете если правильно выполните задание
Выбирай сундучок (нажимай на сундучок)
Получай количество баллов
Выполняй задания
Описание слайда:
Описание слайда:
Как мы можем спасти природу и сохранить здоровье и жизнь человечеству?
Домашнее задание
Пути решения экологических проблем
1 ряд – кислотные осадки
2 ряд – разрушение озонового слоя
3 ряд – фотохимический смог
Описание слайда:
Карточка рефлексивного анализа
Оцените свою работу на уроке
Продолжите высказывания:
на уроке мне было интересно.
у меня вызвало затруднение.
сегодня меня удивило.
узнал нового…
Описание слайда:
Описание слайда:
Выбери основные вредные примеси воздуха
Водяные пары
Оксиды углерода (СО)
Соединения цинка, меди, кадмия, серы
Углекислый газ (СО2)
Сероводород (H2S) и сероуглерод (CS2)
Описание слайда:
На какие органы и системы органов оказывают влияние кислотные осадки
Лимфатическая
Пищеварительная
Кожа
Половая
Эндокринная
Органы чувств
Нервная
Кровеносная
Дыхательная
Мочевыделительная
Гены
Описание слайда:
На какие органы и системы органов оказывает влияние фотохимический смог
Лимфатическая
Пищеварительная
Кожа
Половая
Эндокринная
Органы чувств
Нервная
Кровеносная
Дыхательная
Мочевыделительная
Опорно-двигательная
Описание слайда:
На какие органы и системы органов оказывает влияние разрушение озонового слоя
Лимфатическая
Пищеварительная
Кожа
Половая
Эндокринная
Органы чувств
Нервная
Кровеносная
Дыхательная
Мочевыделительная
Гены
Описание слайда:
Сделайте вывод
Какие заболевания характерна для человека, связанные с загрязнением атмосферы?
Описание слайда:
Выполни тестовое задание
Выбери факторы, определяющие вероятность нарушения здоровья человека?
А) Условия труда
Б) Условия, образ жизни
В) Биологические особенности конкретного человека
Г) Экологический, состояние окружающей среды
Д) Генетические факторы, наследственность
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами естественнонаучного цикла
Разделы: ОБЖ
В педагогической науке значение использования межпредметных связей, необходимость интеграции научных знаний отмечались многими учеными.
Межпредметные связи являются неотъемлемой частью современного научного познания, как элемент системности и преемственности в обучении, в том числе и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Современные исследователи определяют межпредметные связи как «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями» [2, с.207]. Межпредметные связи способствуют созданию у обучающихся наиболее полной и взаимосвязанной картины мира, обеспечивая их полноценными знаниями во всех областях и развивая умения использования этих знаний на практике, в повседневной жизни. Исследователи (И.Д.Зверев и В.Н.Максимова) считают межпредметные связи дидактическим понятием, имеющим структуру, состоящую из нескольких элементов: знания из одной предметной области, знания из другой предметной области, их связи в процессе обучения. В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]. Установка подобных связей способствует созданию особой системы мышления у всех субъектов образовательного процесса, формированию динамичности мышления, творческого познания, и помогает школьнику освоить необходимые ценностные ориентации. Авторы обоснованно считают, что роль межпредметных связей в образовании должна возрастать, подчёркивая, что: «межпредметные связи должны устанавливаться как в области знаний и умений, так и в отношении формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым объектам и процессам действительности» [5, с.154]. Таким образом, межпредметные связи включены во все сферы образования, используясь как один из основных методов обучения и приобретая всё большее значение. При этом решается задача развития современного научного стиля мышления. «Для формирования и развития такого мышления учащихся, межпредметные связи должны обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретают статус не просто принципа, а основополагающего дидактического принципа». [5, с.154] — что ещё раз доказывает важность и необходимость наиболее полного применения межпредметных связей в учебном процессе.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», как никакой другой, связан с естественнонаучными и гуманитарными предметами, с которыми плотно взаимодействует, опирается на их знания, а иногда даже опережает их.
Интегративность содержания курса ОБЖ базируется «на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды» [3, с.278]. ОБЖ обладает уникальными возможностями для объединения и систематизации знаний по другим предметам, их обобщения и развития кругозора обучающихся.
Содержание курса ОБЖ переплетается с основами естественнонаучных дисциплин, таких как: биология, физика, химия, география, физическая культура и другими науками. Межпредметное взаимодействие в безопасности жизнедеятельности проявляется дифференциации предметной области, появлении новых научных направлений, новых дисциплин, интегрированных с естествознанием, социологией и другими науками. Это экологическая социальная, информационная, экономическая безопасность и т.д. В рамках общего образования такая дифференциация не присутствует. В школе изучается интегрированный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, в частных темах которого затрагиваются специальные вопросы безопасности. В связи с этим трудно недооценить значимость реализации межпредметного взаимодействия в рамках курса ОБЖ, которое осуществляется, прежде всего на уроках. Межпредметные связи работают не только в урочной форме обучения, но наиболее полно могут раскрыться в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности.
Практика показала, что особенно значимыми межпредметные связи становятся при проведении массовых мероприятий комплексной направленности, таких как:
Большими возможностями использования междисциплинарных связей обладает организация и проведение массовых мероприятий по военно-патриотическому и спортивно-оздоровительному направлениям безопасности жизнедеятельности [4].
В практике обучения ОБЖ учитель использует разнообразные приемы и методы работы, направленные на реализацию межпредметных связей: вопросы и задания, наглядные пособия, проблемные ситуации, решение ситуационных задач, побуждая учеников вспоминать пройденный материал, увязывая его с изучаемой темой, с практическим назначением в повседневной жизни, а также подготавливать учеников к восприятию информации на других предметах.
В процессе обучения ОБЖ выделяют несколько видов межпредметных связей:
1. Предшествующие. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении других предметов. Так, при изучении темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» учащиеся уже знают информацию из курса географии, и на эти знания можно опираться.
2. Сопутствующие. Различные аспекты одного явления могут изучаться в разных предметах в одно и то же время. При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение. Такое случается не часто, поэтому данный вид связей тяжело реализовать на практике.
3. Опережающие. Некоторые темы безопасности в ЧС изучаются в курсе ОБЖ раньше, чем даны естественнонаучные основы таких явлений в курсах других предметов. В таких случаях необходимо на уроках ОБЖ уделять больше внимания объяснению основ и вводной части. Можно использовать опережающие задания и доклады учащихся. Так, например, в восьмом классе при изучении темы «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия» учащиеся не знакомы с соответствующими физико-химическими явлениями, об этом им только предстоит узнать на уроках физики и химии.
В этом особенность, интегративность предмета ОБЖ, способствующего обобщению предметных знаний, сразу по нескольким естественнонаучным направлениям, а также, уточнению, систематизации, корректировке и дополнению полученной информации на уроках биологии, географии, физики и химии.
Не стоит забывать, что курс «ОБЖ», способен дать представление о практическом применении полученных знаний, их необходимости, таким образом формируя сознательную личность безопасного типа поведения. Таким образом, предметная область «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует созданию целостной научной картины мира, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО.
Рассмотрим конкретные примеры установки межпредметных связей в курсе ОБЖ 5 и 6 классов.
Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера.
Глава 3. Опасные ситуации природного характера.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Биология География Физика География
География, 6-й класс, темы — «горные породы и минералы», «вулканы, горячие источники, гейзеры», «вода на земле». Разделы — «атмосфера», «литосфера», «мировой океан», «биосфера». Биология, 5 класс — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы». Физика, 7 класс, глава «движение и взаимодействие тел»; 8 класс, главы «тепловые явления» и «электрические явления».
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие
География, 5 класс, темы — «ориентирование на местности», «чтение плана местности», «ориентирование на местности без карты и компаса», «составление плана маршрута»; 6 класс, темы — «план местности» и «географическая карта». Биология, 5 класс, темы — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы», «разнообразие, распространение, значение растений», «роль бактерий в природе и жизни человека». 8 класс, темы — «координация и регуляция», «опора и движение», «дыхание», «пищеварение», «человек и его здоровье».
Таким образом значимость интеграции учебного курса Основы безопасности жизнедеятельности с предметами естественнонаучного цикла и использование межпредметных связей, обусловлено общностью предметного содержания при изучении вопросов безопасности в тех или иных чрезвычайных ситуациях.
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности носит черты междисциплинарности и является интегрированной практико-ориентированной дисциплиной. Использование межпредметных связей на уроках и во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности способствует развитию научного мышления, формированию представлений о взаимосвязи явлений и событий и, в целом, создает единую картину мира.
Изучение методов и приемов использования межпредметных связей при обучении безопасности жизнедеятельности представляет большой интерес и явится предметом наших дальнейших исследований.
Литература
1.Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе/ И.Д.Зверев, В.Н.Максимова. — М.: Педагогика, 1981. — 160 с. Карпачёва Т.В. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 7. С. 207–212.
2.Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 277–280.
3.Безопасность жизнедеятельности Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И. Учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2014. Сер. Учебник для вузов (2-е издание)
4.Киселева Э.М. Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 87–89.
5.Дугашев В.В. Межпредметные связи как ключевая компетенция.
6.В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования. Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул, Россия; 2014. С. 154–162.