С чем связан кризис в польше венгрии чехословакии как они были разрешены
1. Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? Какие преобразования они прове…
Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? Какие преобразования они провели?
Получение власти коммунистами можно считать заслугой Коминтерна, который отвечал за распространение коммунистической идеологии как в этом регионе, так и во всем мире. В Европе было достаточно и троцкистов, особенно в Италии. Но окончательно коммунисты в восточноевропейских странах пришли после победы СССР в Великой Отечественной войне, когда СССР спасли эти страны от фашисткой оккупации. Что касается преобразований, то генеральный секретари в этих странах зависели от Москвы. Например, Чехословакия – Дубчеку не давали провести реформы и в итоге Москва вошла в Прагу танками. В общем, теперь в этих странах был социализм, цензура, бедность.
С чем связаны кризисы в Польше, Венгрии, Чехословакии? Как они были разрешены?
Кризисы в Польше, Венгрии и Чехословакии связаны желанием народа ликвидации коммунистического режима и установления демократического. Эти кризисы, как и многие другие, были разрешены посредством введения войск, танков на улицы столиц и смещения генеральных секретарей в этих странах.
Как развивались восточноевропейские страны в 50 —80-е гг. XX в.? В чем состоял особый путь Югославии? Каковы причины нарастания кризисных явлений в социалистических странах Европы?
Восточноевропейские страны в 50-80е годы развивались по тому вектору, который СССР им указывал. Особый путь Югославии заключался в том, что под эгидой этого государства были все балканские народы, а между ними была масса противоречий и столкновения интересов. То время, когда СССР могли провести необходимые реформы и сделать союз жизнеспособным, они потратили на длительную эпоху застоя. Тогда все прекрасно понимали, что скоро этому союзному государству придет конец.
Что такое «бархатные революции»? Какие изменения произошли в странах Восточной Европы в конце XX — начале XXI в.?
Бархатные революции представляют собой свержение власти без крови, без убийств. Например, в Чехословакии это была бархатная революция, поскольку народ восстал мирно. В этот период страны Восточной Европы обретали независимость и вставали на путь демократизации.
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Страны Восточной Европы» (Проф.-техническое образование)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЛЕКЦИЯ № 42 § 88. Страны Восточной Европы .
Начало строительства социализма. В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет коммунистов. Они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), руководили партизанской борьбой. В 1945 —1946 гг. во всех странах были приняты новые конституции, ликвидированы монархии, национализированы крупные предприятия, проведены аграрные реформы. Коммунисты призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные партии.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» И. В. Сталин сделал ставку на ускорение преобразований. Это в значительной мере отвечало настроениям населения большинства стран. В строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей, создания справедливого общества. Немаловажно и то, что СССР оказывал восточноевропейским странам огромную материальную помощь.
Большое значение в расширении и укреплении экономических связей стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже вступили Албания, ГДР, Монголия и Республика Куба. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран — членов Совета.
В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД). Ее создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора участники обязывались в случае вооруженного нападения оказывать немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифицировались вооружение и организация войск.
Смерть И. В. Сталина в марте 1953 г. породила надежды на политические перемены. Руководство ГДР провозгласило курс на укрепление правопорядка, а в области экономики — на увеличение выпуска товаров народного потребления. Однако повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г. В Берлине и других крупных городах начались митинги и демонстрации, в ходе которых выдвигались экономические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. Полиция ГДР с помощью советских войск подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Со стороны ФРГ в 1957 г. была введена доктрина, предусматривавшая разрыв отношений со странами, признавшими ГДР. В 1960 г. правительство ГДР ввело ограничения на посещение западными немцами Восточного Берлина, этим едва не было сорвано введение в действие торгового соглашения между ГДР и ФРГ. Высокий уровень жизни западных немцев, демократические права и свободы, реально существовавшие в ФРГ, побуждали бежать из ГДР тысячи граждан. В этих условиях было принято решение о закрытии границы. 13 августа 1961 г. началось строительство Берлинской стены, — зримого воплощения противостояния между двумя странами.
Советско-югославские отношения после смерти И. В. Сталина были нормализованы, однако Югославия продолжала идти по своему особому пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудовые коллективы через выборные советы рабочих. Ориентация на рыночные отношения привела к росту выпуска товаров широкого потребления. В сельском хозяйстве почти половину сектора составляли крестьяне-единоличники. Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в Федерацию.
Во внешней политике Югославия придерживалась нейтралитета и стала одним из инициаторов создания Движения неприсоединения — влиятельной международной организации периода «холодной войны».
В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти. Правящие партии самораспустились или преобразовались в социал-демократические. Прошли выборы, на которых победу одержали бывшие оппозиционеры. Эти события по- лучили название « бархатные революции ».
Однако не везде революции были «бархатными». В Румынии противники главы государства Николае Чаушеску в декабре 1989 г. организовали восстание, в ходе которого погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты.
После политических перемен во всех восточноевропейских странах начались преобразования в экономике и других сферах жизни. Восстанавливались рыночные отношения, проводилась приватизация, прочные позиции в экономике получил иностранный капитал. Первые преобразования вошли в историю под названием « шоковая терапия », поскольку были связаны с падением производства, массовой безработицей, инфляцией. Особенно радикальные перемены происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, росли преступность, коррупция.
К концу 90-х гг. XX в. положение в большинстве стран немного стабилизировалось. Начался экономический рост. Большую роль в этом сыграли иностранные инвестиции. Но мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., имел для экономик этих стран опустошительные последствия.
Во внешней политике все восточноевропейские страны ориентируются на Запад, большинство из них в начале XXI в. вступили в НАТО и ЕС. Для этих стран характерна смена у власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.
Падение социалистических режимов в Восточной Европе
После Второй Мировой тоталитарный социализм подбирался к странам Восточной Европы двумя способами — либо во время войны коммунистические партии руководили партизанами и поэтому в послевоенное время они, опираясь на многочисленное партизанское движение, становились фактически самой влиятельной политической силой в стране. Так было с Югославией и Албанией например. Ну и второй вариант, который встречался намного чаще, это установление социалистического режима под давлением Советского Союза, который после вытеснения нацистских войск из Европы «подзабыл» вывести оттуда собственные войска. Так или иначе, вскоре вся Восточная Европа окрасилась в красный цвет.
Придя к власти, коммунисты приступали к построению в своих странах социализма, беря в качестве образца опыт СССР с небольшими различиями в зависимости от особенностей предшествующего экономического развития своих стран и политической обстановки. Другие же партии в стране либо запрещались, либо теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций, и с началом Холодной войны окончательно вытеснялись компартиями. Все это сопровождалось многочисленными репрессиями во все поля. Режимы в этих странах при этом жестко контролировались Советским Союзом, о чем хорошо свидетельствует ввод войск в Венгрию для подавления восстания и в Чехословакию для подавления Пражской весны.
Коммунистические партии Восточной Европы:
Фактическим началом конца всей этой социалистической чехарды можно считать начавшуюся в 80-х годах перестройку в СССР. Именно тогда Советский Союз отказался от политики вмешательства в дела стран Восточного блока, что с одной стороны давало правящим режимам больше свободы действий, но с другой лишало их главного костыля, который удерживал эти красные режимы на плаву. Вскоре началось постепенное обострение обстановки в соцстранах Восточной Европы, народ требовал экономических и политических реформ, серьезных перемен, однако правящие коммунистические партии действовали очень тормознуто, многие уже постепенно разлагались изнутри из-за внутрипартийных склок, к ним все больше и больше падало доверие со стороны населения, начался натуральный кризис тоталитарного социализма.
В таких условиях смена власти была лишь вопросом времени. Однако в большинстве случаев она произошла бескровно. Одной из первых восточноевропейских стран, в которой местная правящая компартия потеряла монополию на власть, была Польша (на тот момент Польская Народная Республика). К 1988 году она страдала от затяжного политического кризиса и массовых забастовок. Главной оппозиционной силой являлся профсоюз «Солидарность», для подавление которого в 1981 году было введено военное положение. В итоге для преодоления кризиса руководство Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) решается созвать «круглый стол» с оппозицией, то бишь начать с ней переговоры по поводу реформ и дальнейшего преобразования страны. В результате переговоров был принят ряд важных решений, касающихся будущего Польши. Предполагалось введение политического плюрализма, свободы слова, независимости судов, принципа демократического формирования гос. власти, права на легальное существование политической оппозиции. Был также восстановлен Сенат Польши, упраздненный в 1946 году. На состоявшихся в июне 1989 года выборах в этот самый сенат ПОРП потерпела сокрушительное поражение, не получив ни одного места. «Солидарность» же получила 99 мест из 100 (последнее место отошло одному беспартийнику). В результате было сформировано первое некоммунистическое правительство, председателем которого стал активный деятель «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий. Начался демонтаж социалистической системы и переход страны к рыночной экономике.
Митинг «Солидарности» в Польше
В Венгрии (тогда это был Венгерская Народная Республика) произошла самая спокойная смена власти, ибо там уже был заложен фундамент для демократических преобразований. В январе 1989 года парламентом был принят так называемый «демократический пакет», который включал в себя плюрализм профсоюзов, свободу собраний и печати, новый закон о выборах и пересмотр конституции. В октябре этого же года Венгерская социалистическая рабочая партия (ВСРП) отказалась от роли правящей партии и идеологии марксизма-ленинизма, преобразовавшись в социал-демократическую Венгерскую социалистическую партию. В марте 1990 года состоялись выборы в Национальное собрание Венгрии, на которых ВСП потерпела сокрушительное поражение, большинство мест получили правые партии.
Перестройку очень отрицательно воспринял тогдашний глава ГДР, Эрих Хонеккер. Он пытался всячески предотвратить распространение информации о ситуации в СССР и остальных странах Восточного блока, которые тоже начинали стремительно демократизироваться. Были закрыты границы с Чехословакией, Болгарией и Румынией, таким образом ГДР изолировала себя как от Запада, так и от Востока. Однако это не особо помогало, протесты и забастовки по всей стране усиливались, люди были недовольны усиливавшимся тоталитаризмом, изоляцией ГДР от остального мира, ухудшающейся экономической ситуацией и нежеланием Хонеккера проводить какие-либо реформы. Страна влезла в глубокий политический кризис. Итогом этого стала принудительная отставка Хонеккера в октябре 1989 года с постов генерального секретаря ЦК Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) и председателя Государственного совета ГДР. Однако его преемнику, Эгону Кренцу, не удалось утихомирить народные волнения, СЕПГ окончательно потеряла контроль над ситуацией. 9 ноября 1989 года власти ГДР сняли запрет на посещение Западного Берлина, что привело к падению Берлинской стены. Открывался путь к объединению двух Германий. 18 марта 1990 года состоялись первые свободные выборы в Народную палату ГДР. В них приняли участие 24 партии и объединения. К тому времени СЕПГ в своей прежней форме перестала существовать — партия отказалась от идеологии марксизма-ленинизма, из ее рядов были исключены все представители «большевистского крыла», а сама она была переименована в Партию демократического социализма (ПДС). Именно в таком виде партия и приняла участие в выборах, однако набрала всего 16,4%. 3 октября 1990 года перестала существовать и сама ГДР, войдя в состав ФРГ. Социалистическая система была демонтирована, начался переход к рыночной экономике.
В Чехословацкой Социалистической Республике же произошло событие, известное как «бархатная революция». Все началось 17 ноября 1989 года во время студенческой демонстрации, организованной в память Яна Оплетала, чешского студента, убитого нацистами в 1939 году во время протеста против нацистской оккупации. Однако вскоре демонстрация приобрела политический оттенок, толпа начала требовать Коммунистическую партию Чехословакии (КПЧ) отказаться от своей руководящей роли, отставки правительства и проведения демократических выборов. Такой всплеск был связан с тем, что всего неделю назад пала Берлинская стена и это послужило вдохновением многим чехам. В итоге демонстрация была жестоко разогнана полицией, что вызвало волну протестов по всей стране. Массовые митинги происходили в Братиславе, Праге, Брно и многих других городах. 19 ноября 1989 года в результате слияния оппозиционных группировок был создан «Гражданский форум» — крупнейшее в стране оппозиционное движение. Народное недовольство было настолько массовым, что КПЧ решила добровольно сдать позиции. 10 декабря 1989 года президент Густав Гусак подал в отставку, новым президентом был избран правозащитник и диссидент Вацлав Гавел. В июне 1990 года состоялись свободные выборы в Федеральное собрание, было сформировано некоммунистическое правительство. Социалистический режим в стране был окончательно ликвидирован.
Чехословацкая бархатная революция:
Интересные дела происходили в Болгарии (Народной Республике Болгария), там коммунисты фактически ликвидировали самих себя без помощи какой-либо оппозиции. Вся суть в том, что ЦК Болгарской коммунистической партии (БКП) на тот момент был переполнен сторонниками демократизации страны, в то время как тогдашний руководитель партии и страны, Тодор Живков, являлся ярым противником советской перестройки и отличался довольно авторитарным стилем управления. Поэтому 10 ноября 1989 года на пленуме ЦК БКП Живков был отстранен от власти и исключен из партии. Вместо него был утвержден Петр Младенов, до этого 18 лет занимавший пост министра иностранных дел. После этого началась активная демократизация страны, были разрешены партии и организации с явным антикоммунистическим уклоном, из конституции была исключена статья о руководящей роли БКП. 3 апреля 1990 года БКП отказалась от идеологии марксизма-ленинизма и была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП). Основной идеологией партии стала социал-демократия. В июне 1990 года состоялись первые свободные выборы, которые БСП внезапно выиграла. Президентом страны же однако был избран член оппозиционного Союза Демократических Сил Желю Желев. В любом случае страна становилась на путь реформ.
Смена власти же в Социалистической Республике Румыния проходила отнюдь не «бархатным» путем. Фактически, это единственная «кровавая» революция в восточноевропейской «Осени народов». Толчком к революционному взрыву послужил арест священника-диссидента Ласло Текеши из Тимишоары. 15 декабря 1989 года румынские власти вознамерились депортировать Текеши, на что в ответ стали собираться демонстрации в его поддержку. В результате в город были введены войска и подразделения «Секуритате» (орган гос. безопасности), которые жестоко подавили демонстрации. Данный кровавый акт вызвал возмущение и массовые протесты по всей стране. Президент СРР Николае Чаушеску довольно быстро начал терять контроль над ситуацией, вскоре волнения доползли до столицы страны, Бухареста. 22 декабря 1989 года большинство военных неожиданно перешло на сторону восставших, на стороне Чаушеску оставались только силы «Секуритате», которые вели боевые действия против повстанцев на улицах. В итоге горе-президент попытался спастись на вертолете, однако был схвачен военными и по приговору военного трибунала расстрелян вместе с женой. Власть в стране перешла к созданному в первые часы восстания Совету Фронта национального спасения (ФНС). В мае 1990 года Ион Илиеску, лидер ФНС, был избран президентом, а сам ФНС выиграл парламентские выборы. Социалистический режим Чаушеску в стране был свергнут, хоть и кровавым путем. (cтоит сказать, что фактически перед самым падением его режима рейтинги его одобрения были мягко говоря зашкаливающими)
Утрата ценностей. Что заставило Польшу и Венгрию пойти против всей Европы и начать борьбу с ЛГБТ и либералами?
Фото: Beata Zawrzel / Getty Images
Европейский союз (ЕС) переживает кризис единства, и дело не только в разных подходах к коронавирусным ограничениям. Страны Западной Европы думали, что договорились с восточными соседями о единых взглядах на европейские ценности, но оказалось, что далеко не всех устраивает, например, толерантность к сексуальным меньшинствам и мигрантам. Венгрия и Польша с каждым годом все жестче противостоят либеральным политическим трендам, а в ЕС не понимают, как подавить этот бунт, не разрушив солидарности всех европейцев. Бывший глава Евросовета Дональд Туск даже предрек развал союза в том случае, если к этому лагерю оппозиции присоединятся другие участники. Как восточноевропейские страны стали оплотом традиционных ценностей, почему их так беспокоят ЛГБТ и чем такое противостояние грозит единству Европы — в материале «Ленты.ру».
15 июля Европейская комиссия выпустила пресс-релиз, в котором потребовала от Будапешта и Варшавы в течение двух месяцев исправить ситуацию с отношением к меньшинствам. Если это заявление ни к чему не приведет, подчеркнули в ЕК, дальше вопросом будет заниматься высшая судебная инстанция — Европейский суд. Для обеих стран это не просто ценностный вопрос: немилость европейского блока грозит им заморозкой субсидий. Речь идет о миллиардах евро, которые они каждый год получают от европейских союзников. Польша — получатель самых крупных выплат, а для Венгрии эти деньги стали ключевым фактором экономического роста последних лет.
Альтернативные ценности
«Я родился геем. Я гей, и это не мой выбор. Моя мать всегда была в ужасе от этого, и с этим я живу. А теперь вы закрепляете это в законах. Я вас уважаю, но вы перешли черту. Речь идет об основных правах, о праве отличаться», — с такими словами премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель обратился к венгерскому коллеге Виктору Орбану на дебатах в Совете Европы.
Речь шла о новом законе, который в июле вступил в силу в Венгрии: он запрещает демонстрировать несовершеннолетним темы, связанные с гомосексуальностью и сменой пола. Так как регулировать просмотр детьми тех или иных материалов невозможно, это фактически означает запрет на «ЛГБТ-пропаганду» во всех венгерских СМИ, подобный тому, что ввели в России в 2013 году.
Такое положение дел абсолютно не устраивает ЕС — толерантность к сексуальным меньшинствам изначально признана общей ценностью для состоящих в нем стран, и от Венгрии, вступившей в блок в 2004 году, требуется то же, что от всех остальных. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен по этому поводу выступила с резкой критикой венгерских властей.
Этот закон использует защиту детей как предлог для дискриминации людей на почве их сексуальной ориентации. Это позор!
Венгрия стоит на своем и отвергает призывы пересмотреть решение — по мнению властей страны, Запад лезет не в свое дело. Руководитель администрации премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш в ответ на заявления Еврокомиссии в очередной раз выразил позицию правительства: «Попытки Брюсселя впустить ЛГБТ-активистов в школы и в детские сады ни к чему не приведут». Венгерская сторона настаивает: новый закон защищает права детей на формирование собственных взглядов и право родителей воспитывать своих детей так, как хотят они, а не государственные институты.
Наклейка с надписью «Зона, свободная от ЛГБТ», Варшава
Фото: Kacper Pempel / Reuters
Наряду с несправедливостью к меньшинствам в Венгрии западные СМИ часто вспоминают о ситуации в соседней Польше. Там региональные власти в ответ на общеевропейскую политику толерантности стали объявлять свои муниципалитеты «зонами без ЛГБТ» — то есть запрещать в них открытую демонстрацию символики сексуальных меньшинств или принадлежности к ним.
Такими зонами оказалось в итоге занято около трети всей территории страны. Как считает польский социолог и активистка Эльжбета Корольчук, эта практика закрепляет бесчеловечное отношение к согражданам. По ее мнению, каждый, кто «объявляет часть общества неполноценной, по сути выдает лицензию на убийство». С ней в целом согласны власти ЕС: Европейский парламент даже выпускал резолюции с осуждением политики в Польше. Но, как и в случае с Венгрией, несоответствие общеевропейским социальным ценностям — далеко не единственная претензия Брюсселя к восточноевропейским союзникам.
7 июля стало известно, что предназначенные Венгрии многомиллиардные гранты ЕС не будут одобрены в тот срок, когда их планировалось выделить.
Обоснованием для замедления этой процедуры называют проблемы венгерских властей в их борьбе с коррупцией: от правительства Орбана требуют наладить прозрачное и честное распределение бюджета.
Однако и это далеко не последний эпизод в противостоянии восточноевропейских держав с остальными странами европейского блока. Венгрия и Польша отчетливо выделяются на фоне других стран-членов ЕС сочетанием трех атрибутов: авторитарным стилем управления, явной тягой к национализму в политике и откровенно консервативными ценностями в социальном управлении.
Вся власть — кому надо
«Демократия не обязана быть либеральной. То, что режим не либеральный, не делает его недемократическим. Чтобы сохранить способность конкурировать в глобальных масштабах, нам нужно отбросить либеральные методы и принципы общественной организации», — заявил Орбан в своей знаменитой речи 2014 года. Он призвал искать новый, отличный от либерального способ строить государственную систему: как примеры стран, которым это удается, он привел Китай, Турцию, Сингапур и Россию.
Западные эксперты и политики недовольны такой позицией: термин illiberal, которым регулярно характеризуют венгерское государство, на английском буквально значит не просто «нелиберальный», но «нетерпимый, непросвещенный, ограниченный». Американский политолог Фарид Закария, автор термина «нелиберальная демократия», считает, что без принципов либерализма, заложенного в конституции, демократия опасна. Она ведет к ущемлению человеческих свобод, злоупотреблению властью, этническим конфликтам и даже к войне.
Митинг националистов в Варшаве
Фото: Adam Stepien / Reuters
Похоже, такого мнения придерживаются и в ЕС. Для разморозки обещанных грантов правительству Орбана рекомендуют не только принять меры против коррупции, но и вспомнить о свободах: поработать над прозрачностью государственной системы, ее доступностью и ясностью для простых граждан. Отдельным и ключевым пунктом идет требование обеспечить независимость судебной ветви власти.
Решительно пилить этот сук Орбан начал незадолго до того, как объявил о «нелиберальном» пути. В 2013 году, когда его партия «Фидес» (Венгерский гражданский союз) вместе с партнером по коалиции занимала почти 70 процентов парламента, он провел большую конституционную реформу. Новые правила закрепили в ключевом документе страны традиционные семейные ценности, ограничили аборты, усилили контроль над религиозными организациями и университетами, а также урезали автономию Конституционного суда. Стоит отметить, что это происходит во многом демократическим путем: явка на выборах с тех пор заметно выросла и в 2018 году стала рекордной — 68 процентов.
В Германии и других странах ЕС венгров предупреждали, что такой шаг подрывает верховенство права и серьезно угрожает демократии. Эти претензии венгры резко отвергали, указывая на статистику: население стало куда охотней ходить на выборы, а значит, все происходит по воле народа. Серьезных мер ЕС в итоге не принял — «Фидес» помогло членство в Европейской народной партии Европарламента.
Брюсселю это аукнулось довольно скоро в Польше: там уже пару лет спустя к власти пришла партия «Право и справедливость», которая взялась за правовую систему страны. В 2018 году в Польше начала работать Дисциплинарная комиссия, призванная контролировать честность решений Верховного суда. При этом и простым полякам, и политической оппозиции очевидно, что новый орган фактически зависит от консервативных элит, находящихся у власти.
Еврокомиссия назвала реформу попыткой подмять под действующую власть все суды Польши, а судебные органы ЕС предписали полякам немедленно прекратить работу нового надзорного органа. Те не согласились и принялись настаивать на том, что решения польской системы важнее, чем требования европейского блока. Тяжбы по этому вопросу длятся по сей день и до сих пор не привели к победе ЕС. И главным сторонником Польши во внутриевропейской дискуссии оказалась, конечно же, Венгрия, которой удалось остаться безнаказанной после похожего маневра.
Для этих двух стран Восточной Европы характерна ситуация, в которой демократия объявила войну либерализму, считает Иван Крыстев — болгарский политический аналитик, один из основателей Европейского совета по международным отношениям (ECFR). Причина этого — в характере локальных революций, которые происходили в регионе с конца 80-х годов. В отличие от практически всех предыдущих революций, участники этих восстаний не стремились к утопии: они хотели лишь нормальности.
Революционеры Восточной Европы стремились не к высоким идеям, а к простым благам — тому уровню жизни, который был давно доступен их западным соседям
В отличие от западных либералов, чьи идеи сформировали текущий мировой порядок, они не были озабочены правами этнических, религиозных и сексуальных меньшинств. Вырвавшись из-под власти СССР, они стремились отстаивать права и интересы титульной нации своей страны, то есть большинства.
Народность во плоти
Польша и Венгрия входят в Вышеградскую группу вместе с Чехией и Словакией. Политику последних двух стран, некогда слитых в одну, во многом можно охарактеризовать как националистическую. Однако именно у венгров и поляков национализм приобретает формы, особенно удивляющие либеральных западных наблюдателей.
В первую очередь это касается видения истории. Еще в 1946 году венгерский политический деятель Иштван Бибо издал эссе «Горе малых государств Восточной Европы». В нем он указал, что демократия в этом регионе всегда останется под угрозой из-за травм, нанесенных могучими внешними акторами. Польшу, к примеру, несколько раз делили между собой крупные соседние державы. Венгрия пережила крах национальной революции в 1849 году, а в 1920-м в результате Трианонского договора лишилась двух третей территории и половины населения.
Акция польских ультраправых активистов против ЛГБТ-организаций
Фото: Czarek Sokolowski / AP
Незаживающие культурные раны до сих пор явно влияют на то, как в Польше и Венгрии видят окружающий мир. Давление со стороны ЕС политики в обеих странах склонны сравнивать с жестким внешним управлением во времена СССР. Венгерский премьер Орбан не забыл, что начинал политическую карьеру с антикоммунистического кружка, где призывал народ помнить о жертвах советского режима. А польские власти перенесли страх «красной угрозы» на нынешнюю Россию и постоянно укрепляют восточную границу.
Западные критики особенно отмечают отношение к трагедиям Второй мировой войны: посвященные ей венгерские мемориалы, как правило, изображают страну жертвой Третьего рейха — хотя солдаты тогдашнего режима активно участвовали в холокосте. В соседней стране жертвенная позиция титульной нации и вовсе закреплена законом: польские власти уголовно преследуют тех, кто сомневается в непричастности поляков к преступлениям нацизма. Оба государства уделяют особое внимание периоду советской оккупации и репрессиям, которые их нациям пришлось пережить.
Наряду с исторической памятью венгерскую и польскую идентичность усиливает особая демографическая ситуация. Речь идет, во-первых, об оттоке людей — с начала 90-х годов молодежь активно уезжает жить и работать на Запад, а рождаемость падает из-за невысокого уровня благополучия.
В одной только Великобритании живет около 815 тысяч поляков, а Венгрия понемногу теряет население уже с 1980-х. За последние десять лет оно сократилось почти на три процента. Этот тренд меняется, но очень медленно: рождаемость в обеих странах ниже, чем в большинстве европейских держав. Все это ведет и государство, и консервативно настроенных граждан к тревоге за будущее народа. Народ же — и это фактор, который действительно резко отличает восточноевропейские страны от западных соседей, — выделяется этническим и культурным единообразием.
В Польше нация тоже почти не выходит за пределы этнического ядра — коренных поляков там более 96,6 процента. Число иммигрантов в обеих странах не превышает двух процентов, а мусульманское население не составляет и одной десятой процента. Отношение к магометанам соответствующее, почти худшее в Европе: среди поляков позитивно относятся к ним 26 процентов, среди венгров — около 11 процентов. Для сравнения, в России этот показатель составляет 76 процентов, в Германии — 69, на Украине — 62.
Это не могло не сыграть роль в одном из основных европейских кризисов прошлого десятилетия — миграционной волне 2015-2016 годов, когда более полутора миллиона выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки попали в страны ЕС. Европейские лидеры радушно приняли их, но оказалось, что далеко не все европейцы рады гостям. Польша и Венгрия вместе с другими странами Вышеградской четверки наотрез отказались помогать приезжим и держатся этой позиции до сих пор.
Они последовательно выступают против идеи квот на обязательное распределение мигрантов. В 2018 году ЕС обязал Чехию и Словакию принять 2,6 тысячи и 902 человека, но они согласились только на 12 и 16 мигрантов соответственно. От Польши требовали взять к себе около 7 тысяч человек, от Венгрии — около 1,3 тысячи, однако польские и венгерские власти не приняли ни одного.
Армии мигрантов стучатся в ворота Европы
В недавнем выступлении глава венгерского правительства в очередной раз подтвердил свою позицию по миграционному вопросу: он настоял на том, что иммиграция по умолчанию вредна и ведет к размыванию национальной идентичности. По мнению Орбана, каждый должен быть счастлив там, где он родился — по воле Господа.
Христианская вера — неизменный элемент государственной идеологии в обеих странах. Польские и венгерские политики продвигают идею того, что настоящий поляк или венгр — обязательно христианин. Это вызывает отклик у верующего населения: 86 процентов жителей Польши — католики, в Венгрии к христианству причисляют себя 74 процента граждан.
Польские католические священники, в противовес интернационализму нынешнего папы Римского, открыто критикуют толерантное отношение к мигрантам и сексуальным меньшинствам, их поддерживает и венгерское священство. Молодежные организации, такие как Młodzież Wszechpolska («Всепольская молодежь»), в своих документах в открытую объявляют войну за католическую веру и против «толерантности и либерализма».
Что консервируют консерваторы
Как рассказал «Ленте.ру» Дмитрий Офицеров-Бельский, кандидат исторических наук и старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, консервативные установки помогают жителям Восточной Европы чувствовать себя настоящими европейцами — несмотря на то что в ЕС они новички. Они помнят о том, что христианство, которое имеет все меньше веса на Западе, сформировало всю историю европейской культуры, не забывают и о традиционных гендерных ролях и общепринятом понимании семьи.
«Восточные европейцы справедливо полагают, что нынешние ценности ЕС — новосозданные, не имеющие отношения к традиции. Они хотят видеть Европу такой, какой она всегда была: пусть модернизирующейся, но не в ущерб собственному древнему культурному пласту. Они не желают обновлять его так жестко и резко, как этого хотят ведущие державы ЕС», — полагает историк.