С чем можно сравнить танец
Красивые цитаты про танцы со смыслом (200 цитат)
Настоящее образование включает умение хорошо петь и танцевать.
— Танцуй, — сказал Человек-Овца. — Пока звучит музыка — продолжай танцевать. Понимаешь, нет? Танцуй и не останавливайся. Зачем танцуешь — не рассуждай. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги — мы уже ничем не сможем тебе помочь. Все твои контакты с миром вокруг оборвутся. Навсегда оборвутся. Если это случится, ты сможешь жить только в здешнем мире. Постепенно тебя затянет сюда целиком. Поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если все вокруг кажется дурацким и бессмысленным — не обращай внимания. За ритмом следи — и продолжай танцевать. И тогда то, что в тебе еще не совсем затвердело, начнет потихоньку рассасываться.
У профессионалов танцевание становится более осмысленным, стильным, выразительным, духовным, зрелищным.
Я поверил бы только в то божество, которое умело бы танцевать.
Фридрих Вильгельм Ницше
Движение, танец – по-моему, это гениально, потому что это безграничная самореализация.
Танцор должен иметь свой стиль, а не заниматься плагиатом.
Танцоры — атлеты Бога.
Кто интересуется танцами, тому ничего не стоит влюбиться.
Каждый педагог, даже очень грамотный, несет свою «порцию» информации, а танец многогранен и иногда, получив много информации и удовольствия от уроков, стоишь на месте, твой танец не развивается. Поэтому, чем больше учителей тем лучше для танцора.
Яна и Юрий Васютяк
Танцы — прекрасная тренировка для девушек, это первый из способов научиться угадывать, что мужчина собирается сделать, прежде чем он сделает это.
Нельзя выучить человека танцевать по-настоящему, это он только сам может.
Джером Дэвид Сэлинджер
В танцах, как и во всем, что делают люди, никогда не может быть предела совершенству. Всегда все можно сделать еще лучше. Главное – стремится к цели и чтобы было желание учиться. Потому что, когда человек говорит, что все умеет – он как специалист и творческая личность практически перестает существовать.
Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз.
Пара — это своеобразное живописное полотно, которое движется по танцевальной площадке.
Танец, при всей своей спортивности, — это искусство, творчество, которые предполагают развитие хореографии, связанное с развитием музыки, ее новых тенденций и влияний.
Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из-за неумения танцевать.
Танец — высший разум в свободнейшем из тел.
«Делать» хореографию – это не ремесло, это – Божий дар, талант.
Танец – это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью.
Чем топать ногами от злости, лучше научись степу.
Чем выше профессионализм делового человека, тем меньше показухи.
Танцы прелестью своей,
В полете, в радостном порыве
Красавиц делают красивей,
Дурнушек делают милей.
Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы учиться танцевать под дождем.
Профессионал в отличие от любителя, который должен выражать мнение тренера, демонстрирует свое понимание танца. Ведь для выражения собственного мнения необходимо иметь колоссальную «натанцовку» и колоссальный объем знаний, мощную физическую кондицию, подготовку и стабильный психологический настрой.
В танце каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения. Поэтому милитенец Лесбонакт прозвал танцоров «мудрорукими».
Лукиан из Самосаты
Любую проблему на свете можно решить танцуя.
Можно знать много и не уметь этого показать, а можно досконально овладеть тремя пунктами, построить на них чудесные композиции и хорошо их исполнять, т.е. получить 100% реализацию.
Сначала танцуй. Потом думай. Это естественный порядок.
Люди танцуют, потому что танец может все изменить: одно па может сблизить людей, одно па может заставить тебя поверить в себя, одно па может освободить целое поколение.
Если ты профессионал, ты должен выйти и станцевать в любом состоянии тела и духа. Ведь ты отдал этому большую часть жизни, посвятил себя этому, хочешь показать и утвердить свой стиль и понимание.
Разве Ницше не говорил, что он не поверил бы в бога, который не может танцевать? Я тоже.
Ты помнишь те ритуальные танцы? Ты был так неуклюж, что африканские племена до сих пор винят тебя за засуху.
Чего хочет девушка
Хотелось бы видеть больше эстетики, чувства меры, такта.
Если бы ты мог объяснить что-либо словами — не было бы смысла в том, чтобы станцевать это.
Вы не можете изменить мир, но вы можете заставить его танцевать!
Движение не может быть просто так, оно обязательно о чем-то.
Я открыла искусство танца – искусство, утраченное две тысячи лет назад.
Плохому танцору мешает то, что помогает хорошему.
В шоу спрятаться невозможно. Ты просто ДОЛЖЕН сконцентрироваться, чтобы хорошо станцевать. В шоу есть возможность полностью быть «in», в том, что ты делаешь.
Танец это маленькая модель жизни в несколько минут, со своими эмоциями и переживаниями.
Вы должны прикасаться к ней так, будто кожа на ее бедрах составляет смысл вашей жизни, отпускать ее так, будто вырываете сердце из груди, притягивать назад так, словно хотите признаться в любви прямо сейчас, здесь — на танцполе, и заканчивать танец так, будто ваша жизнь закончилась вместе с ним.
Нельзя танцевать так, как будто тело на паркете осталось, а душа куда-то убежала.
Сергей Милиция и Катя Клеп
Танцевать – значит утверждать.
В танце ты тот, кем хочешь быть в эту минуту.
У страсти есть свой танец, и он — красноречивей самых вдохновлённых слов.
Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого.
— Хочешь научиться танцевать танго? — Прямо сейчас? Что-то страшновато? — Чего вы боитесь? — Боюсь ошибиться… — В танго не бывает ошибок. Не то что в жизни… Если ошибёшься, сделай вид, что так и надо, и просто танцуй дальше.
Танцы — это искусство отдергивать свою ногу раньше, чем на нее наступит партнер.
Я танцую – потому что я счастлива. Я танцую – потому что свободна.
Найдите для себя время. Потанцуйте. Это так оживляет, вдохновляет и захватывает! Когда ты танцуешь — ты живёшь!
Если вас не пригласили на белый танец, не огорчайтесь — будьте мужчиной.
Я хочу танцевать до ста лет. А если не лениться, больше сорока не протянешь.
Я не притворяюсь. Когда я танцую, я такой, какой я есть.
Жизнь не поставлена хореографом. Поэтому-то я часто падаю.
Танец – самое возвышенное, самое трогательное и прекрасное из искусств, потому что это не просто выражение или отвлечение от жизни, это сама жизнь.
Танец — это всего лишь беседа двух людей. Поговори со мной.
В танце есть немного безумия которое приносит всем большую пользу.
Танцуй, когда зовёт луна, и не думай о неприятностях, которые ещё не пришли.
Лучше неуклюже танцевать, чем ходить хромая.
Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти.
Высшая цель танца — показать тело.
Танцуй не движение, а характер, настроение, эмоцию.
Я танцую — потому что я счастлива. Я танцую — потому что свободна.
Иногда танец — это предлог обнять красивую женщину.
— Может правда, пойдете потанцуете?
— Да ладно, все танцуют, просто не все об этом знают.
Перестают танцевать не потому что стареют, стареют потому что перестают танцевать.
Танец — попытка выразить своё чувство Вселенной.
Проходя сквозь сердце, жизнь отражается в движениях.
Умение танцевать дает тебе величайшую из свобод: выразить всего себя в полной мере таким, какой ты есть.
Тело танцора — это просто светящееся проявление его души.
Один человек не составит танца, из одного цветка не сделаешь венка.
Нет времени на медленные танцы!
Я не хочу этим ничего доказать. Это ни самовыражение, ни способ высвободить что-либо. Я просто танцую.
Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом.
Движение никогда не лжет.
Танец — это тайный язык души.
Танцоры – это инструменты, как пианино, на котором играет хореограф. Джордж Баланшайн
Когда мы целиком отдаем себя духу танца, он становится молитвой.
Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетёт, то это модерн. Если танцор стремится показать, что готов умереть в борьбе с гравитацией, то — джаз.
Танцевать – значит быть вне самого себя, больше, сильнее, красивее. В танце – мощь, в танце – величие Земли, он твой – бери целиком.
Все во вселенной ритмично. Все танцует.
Танцы — перпендикулярное выражение горизонтальных желаний.
Джордж Бернард Шоу
Подражайте ветру, когда вырывается он из своих горных ущелий: под звуки собственной свирели хочет он танцевать, моря дрожат и прыгают под стопами его.
Танец — это вертикальное выражение горизонтального желания.
Танцевальное счастье — это когда попав в финал тебе не стыдно!
Танец – это ведь почти объяснение в любви.
Совсем не обязательно говорить с человеком о литературе, иногда достаточно просто танцевать с ним.
Второй — это первый из проигравших.
Тарасова, тренер по фигурному катанию
— Да, я всего боюсь… Я боюсь, что выйду из этой комнаты и не буду чувствовать того, что чувствую сейчас. Потанцуй со мной.
Влияние классической хореографии на любые жанры танцевального искусства непревзойденно.
Вся жизнь танцора – это еще раз и еще раз.
Просто знать шаги недостаточно. Надо чувствовать музыку.
Сюжетной канвы как таковой не было, но был «нерв», на основе которого мы построили хореографию.
Учиться, учиться и учиться … танцевать.
Танцевать ногами – одно, сердцем – другое.
Работа – это лучшая реклама для танцевального коллектива.
Когда идешь, не иди механически, не продолжай это наблюдать – будь этим. Когда танцуешь, не делай этого технически; техника не имеет отношения к делу. Ты можешь танцевать технически правильно, но упускать всю радость танца. Раствори себя в танце, стань танцем, забудь о танцующем.
Ошо Бхагван Шри Раджниш
В подготовке танцора нужна и хореография, и музыкальная грамотность, и атлетика.
Танцора красит не место, а танец.
Меня влечёт к большим щедрым движениям, к такому танцу, который требует свободного пространства. В этом отличие моего стиля танца от стиля большинства танцовщиков. Я думаю, что дело здесь не в системе обучения, а в темпераменте, в личном отношении к танцу. Многие танцовщики стараются созерцать себя в танце, в то время, как я стараюсь отдать себя всего зрителю, наполнить полной мерой внешнюю форму балета внутренней жизнью и чувством. Этот танец противоположен тому роду танца самовлюблённого артиста, который допускает созерцание ног, рук и пальцев.
Можно забыть движение, нельзя забыть настроение.
Если после тренировки вашей голове все понятно, то значит, вы танцевали как прежде, а если у вас появилось много вопросов – вы прогрессируете и развиваетесь.
Танцы кузнечика – полный бред с точки зрения бабочки.
Танцуйте со всей энергией вашего тела и огнём души, чтобы вытряхнуть из печёнок всю тоску, а из головы ненужные мысли. И уж конечно не сдерживайте себя, опасаясь, что о вас подумают люди.
Хочешь – танцуй. Не хочешь – хоти.
Если делать то, что всегда, то получаешь то, что всегда. Если делать что-то новое, то получаешь новое – снова прогресс.
Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать.
И так же, как в любви, в танце важно расслабиться и отключить голову, не думать, как это выглядит со стороны, не гадать, к чему это приведет. И в танце, и в любви мужчина может «закружить» женщину, не давая ей опомниться и испугаться: “Ой, что я делаю, что же будет дальше?”
Танцор должен верить своему тренеру, а родители не должны вмешиваться в процесс обучения.
Красивый почерк не даётся от рождения – ему нужно учиться; а лёгкость движения – отличительная черта умеющего танцевать.
Балет — это ведь не только техника. Самые лучшие партии танцуют душой.
Танец… это маленькая жизнь.
Ни один здравомыслящий человек не будет танцевать.
Я никогда не видел Анну Павлову работающей перед зеркалом. Танец у нее слагался в душе, и, когда она его чувствовала, она, прослушав несколько раз музыку, как бы постепенно сливая ее с возникшим у нее образом, начинала выражать его сначала движениями рук, которые у нее были необыкновенно выразительны, а затем постепенно воплощала его в танец, словно прислушиваясь к тому, что у нее пело в душе.
Музыка – это невидимый танец, как танец – безмолвная музыка.
ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла все равно нет, и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если все вокруг кажется дурацким и бессмысленным — не обращай внимания. За ритмом следи — и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник — усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что — танцуй. Пока играет музыка — ТАНЦУЙ.
В хорошем танце нет ни одного лишнего движения.
Бальные танцы – вид демонстрации мастерства пластики и чувственной динамики.
Танго — это постель, на которой не стыдно обнажить душу.
Движение никогда не лжёт.
Марта Грэхем, цитируя своего отца
Балет – это каторга в цветах.
Настоящий ПАРТНЕР — это тот, кто держит тебя за руку, а чувствует твою СПИНУ.
Все во вселенной ритмично. Все танцует.
Балет – это опера для глухих.
Танец — Высшее Проявление Разума в Свободном Теле.
Танец — единственное искусство, материалом для которого служим мы сами.
Танго – постель, на которой не стыдно обнажить свою душу.
Я танцую, потому что я счастлив. Я танцую, потому что я свободен.
По-настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колючей траве.
Танец — это твой пульс, твое сердцебиение, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и в движении, в счастье, радостье, грусти и зависти.
После двухчасового телевизионного балета приятно наблюдать за регулировщиками на уличных перекрёстках. До чего же успокаивает вид движений, имеющих какой-то смысл.
Танцевать — значит быть вне себя, быть больше, более могущественным, более прекрасным. Это сила, это великолепие на земле, которые ты можешь взять.
Тело никогда не лжет.
И вот началась сказка. Она разворачивалась постепенно. На сцену раскованным шагом вышли исполнители. На женщинах были яркие юбки, блузки и цветы в живописных, высоких андалузских прическах. На мужчинах — традиционные облегающие брюки, жилеты и сияющие полусапожки из конской кожи. Гитарист повел грустную мелодию, а одна из сидящих женщин запела. Танцовщица вышла на середину сцены и начала с простого zapateado — принялась печатать шаги, но постепенно ритм гитарной мелодии учащался и темп танца возрастал, пока не достиг чувственного неистовства — нечто подобное в незапамятные времена рождалось в древних цыганских шатрах.
Сидни Шелдон о танце фламенко.
Только тренер в силу своего опыта может найти оптимальные пути развития Вашего таланта.
Великие танцоры велики не из-за их техники, они велики из-за их страсти.
Техника – это только способ, а не самоцель.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой
Крутится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
Техника не должна быть заметна, должен быть виден танец и образ, создаваемый хореографическими методами конкретного танца.
Чем топать ногами от злости, лучше научись степу.
Бальные танцы несут только положительные эмоции.
Танцы – это тот род деятельности, в котором есть огромные возможности для творчества, художественного развития мастерства и эстетики.
Я открыла искусство танца — искусство, утраченное две тысячи лет назад.
Некогда танец был эротикой, теперь стал гимнастикой.
Надо идти по пути развития духовности, эстетики и творчества в любом виде спорта. А в танцах, как говорится, сам Бог велел.
Танец: Высший Разум в Свободнейшем из Тел
Профессиональные танцы – это промоция, пропаганда всему танцевальному движению, ведь только получив наслаждение от профессионального исполнения, люди приводят детей в танцы.
Каждый танец – неповторимая история чувства: Он и Она сливаются душой и телом, и начинается полёт по волнам нежности и соблазна.
Для того чтобы что-то судить, нужно что-то создать.
Если бы ты мог объяснить что-либо словами — не было бы смысла в том, чтобы станцевать это.
Каждое танго – это прощание.
Танец – это физическое отображение музыки.
Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого.
Как можно танцевать « Румбу », не зная настоящей любви?
Те, кто не слышат музыки думают, что танцоры сошли с ума.
Семинар должен быть толчком для самообразования, поиска дополнительной информации и развития, не нужно им ограничиваться.
Техно — лучшее доказательство того, что машины могут не только сочинять музыку, но и танцевать под неё.
Нужно работать над самоконтролем и достигать ощущения стиля, чего нам и не хватает.
Танцевать ногами — одно, сердцем — другое
Суть хип-хопа можно описать тремя словами: я есть здесь.
Я бы верил только в Бога, который умеет Танцевать.
Танец всегда добавляет новые краски в твою жизнь.
Танец — поэма, в ней каждое движение — слово.
Танец — Это огромная энергия, которая питает каждую клеточку тела и даёт силы двигаться дальше. Это ощущение свободы и полёта.
Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из-за неумения танцевать.
Только труд может создать легкость, красоту и вдохновенность танца.
Танцы — прекрасная тренировка для девушек, это первый из способов научиться угадывать,что мужчина собирается сделать, прежде чем он сделает это.
Самая лучшая школа — это танцевальный зал. Там нет места для гламура и пафоса, есть только желание упорно тренироваться.
Танцевать — значит быть вне самого себя, больше, сильнее, красивее. В танце — мощь, в танце — величие Земли, он твой — бери целиком.
Танцуй для себя. Если кто-то понимает — хорошо, если нет — не важно, продолжай делать то что любишь.
Зачем любить? Зачем страдать? Давайте лучше танцевать!
Танец — любимая метафора мира.
Если не знаешь что сделать дальше, Сделай Шаг Вперёд.
Танец это движение, действие, и как любое действие, он открывает нас для самих себя в деланьи.
Танцуй не телом, а душой. Так твой танец заживет своей жизнью, он и будет сама жизнь.
Танцуй так, как будто никто не смотрит.
Танец — это глоток чего-то нового. Чего-то, что спрятано глубоко внутри тебя.
Во многом согласна с этими известными людьми.:vah:
Танец — это возможность на время стать другим.
Если ты можешь говорить – то сможешь и петь!
Если ты можешь ходить – то сможешь и танцевать!
Чтобы научиться танцевать, одного желания недостаточно. Еще нужна настойчивость и сила воли.
Танцоры — атлеты Бога.
Я никогда не бываю один. Со мной моя гордость, танцы и новые кеды.
Все начиналось с Фуэтэ.
Когда я танцую, я не могу осуждать, я не могу ненавидеть, я не могу отделить себя от жизни. Я могу только радоваться и быть цельным. Именно поэтому я танцую.
Когда земля в своем вращении,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущенья,
Вдруг закрутилась в темноте.
Если то, что ты делаешь, цепляет других, то ты движешься в правильном направлении.
Балет — это каторга в цветах.
Если вы хотите добиться фантастического уровня в танцах, то влюбляйтесь в музыку каждый день всем сердцем и заново.
Публику нужно держать в напряжении, танцевать чувствами.
Танцы – это не только страсть, но ещё и боль.
Танцы — перпендикулярное выражение горизонтальных желаний.
Джордж Бернард Шоу
День прошёл зря, если я не танцевал.
Самое главное – самокритичность, жажда поиска знаний и информации. Наихудшее – самодовольство.
Быть танцором — это оставаться им всегда и везде.
Настоящий танец дарит удовольствие и улыбки.
Никогда не следует думать, что твоя партнёрша хоть в чём-то хуже тебя. Тем более нельзя это показывать на сцене.
Танцуй, для себя танцуй: 5 видов танцев и их польза для тела и психики
Танцы — комфортный вид физической нагрузки, который требует работы с собственным весом и балансом. Регулярные занятия любыми видами танцев помогают нормализовать вес и укрепить мышечный каркас.
Перед каждым занятием вне зависимости от выбранного стиля всегда необходимо разогреть тело — этап легкого и эффективного кардио. Только затем можно приступать к изучению танцевальных движений и элементов. В конце любого занятия всегда проводится умеренная растяжка. В среднем за одно занятие танцами сжигается от 200 до 1000 килокалорий — в зависимости от выбранного стиля и индивидуальной подготовки. Уже через месяц после регулярных тренировок можно заметить легкость и плавность в движениях, тонус тела, улучшение выносливости организма и осанки.
Помимо этого танцы — возможность сбросить стресс и запастись ресурсом, чтобы противостоять депрессии. Во время занятий происходит установление крепкой связи с собственным телом. За счет самовыражения через движения под музыку происходит разблокировка энергии, освобождение от физических и психологических зажимов. При этом танцы всегда проходят в помещениях с зеркалами, что также помогает выстроить контакт со своим телом, ведь в течение дня мы редко видим себя со стороны. Все это позволяет по-настоящему почувствовать свое тело, принять его и быть с ним в одном моменте. И конечно, любой танец — это дополнительная уверенность в себе.
Направление, в котором собраны танцевальные техники модерна и постмодерна, а также йоги, восточных телесных практик и единоборств. Контемп позволяет заново собрать и прочувствовать свое тело — смесь западных и восточных традиций требует баланса, правильного дыхания, ощущения всех мышц. Во время тренировок делается акцент на работу суставов, выстраивание осанки, налаживание связей между центром тела и конечностями. Все это называют процессом телесного осознавания, что позволяет координировать и тело, и сознание.
Это направление требует подключения всех групп мышц и координации. Поэтому эффективность танго можно сравнить с аэробикой или фитнесом. Также этот танец считается одним из самых социальных — танго невозможно танцевать в одиночестве. Во время занятий необходимо чувствовать партнера и доверять ему. Это помогает решить проблемы с повышенным контролем и неумением расслабиться. Кстати, ученые из Монреальского неврологического института выяснили, что танго помогает при болезни Паркинсона.
Танец — это наша древняя речь
Наша подписчица Наталья Кузнецова, модератор блога Илья Колмановский и специалист по поведению животных Соня Баскина обсуждают, отчего танцы приносят столько радости
Поделиться:
Наш подписчик Наталья Кузнецова из Лондона в одной дискуссии заявила: «Я танцую всю жизнь; танец — моя кожа. Кожа не может нравиться или нет. Она есть, без нее невозможно, это неотъемлемая часть меня. Я танцую бальные танцы. Это такая эстетически совершенная модель отношений двух людей. [. ] У меня есть личная теория о связи физического тонуса и жизненных достижений: мне кажется, поскольку мы все родом из животного мира, физические сила и выносливость означают быстроту реакции на опасность, а значит, повышенную выживаемость. По себе замечаю: стоит потерять физический тонус — сразу в других аспектах притормаживать начинаю».
Вчера я прочитал в блоге «Здоровье и молодость» о повальном увлечении танцами и вспомнил мысли Натальи. Почему? Почему именно танцы оказывают на нас совершенно особенное действие? Нет ли тут какой-то природной подосновы, инстинктивных глубин?
Я решил поговорить с Натальей по скайпу, а еще попросил зоопсихолога Соню Баскину прокомментировать наш разговор.
Наталья Кузнецова, переехав в Лондон, легко нашла новую компанию для танцев и продолжила увлечение всей жизни
Илья Колмановский: Почему танцы так сильно действуют на ваш организм?
Наталья Кузнецова: Танцы естественны; это движения из животного мира — они присущи нам. Особенно латиноамериканские — в них есть что-то первородное. Парный танец — это же так естественно.
Соня Баскина: Думаю, что все читатели блога «Наука», так же как и оба участника этой беседы, знают, что в мире животных ритуалы, а особенно брачные танцы — совершенно обычное явление. Танцуют и рыбки, и птички, и, конечно, млекопитающие. Рисунок танца — это «ключ», видовой признак. Если какой-то элемент брачного танца пропущен, пара не сложится, партнеры даже могут не понять, что они относятся к одному виду.
Брачный танец трехиглой корюшки
Ну да, латиноамериканские танцы — это непрерывные движения тазом. Итак, есть исходное, природное движение — движение таза при фрикциях. Чем отличается танец? Почему это больше, чем просто совокупление, и интереснее?
По сравнению с сексом в танцах добавлено очень много всего. Есть и жесты, и эмоции. Это отражение жизни.
Брачный танец у животных всегда состоит из трех компонентов: элементов агрессии («я — сильный»), подчинения («но тебя не укушу»), полового («это был намек на вот что») и родительского поведения (укрывание-обнимание, обнюхивание или ритуальное кормление, т. е. поцелуи, «перетаскивание» партнерши — извиняюсь за такое слово в комментарии к статье о танцах).
Нетрудно провести аналогии из мира животных в мир людей, особенно если выбрать для сравнения красивых животных. Жеребец и кобыла скачут параллельно друг другу, изогнув дугой шеи, отставив развевающиеся шлейфом хвосты. Жеребец чуть обгоняет подругу, они синхронно разворачиваются и скачут обратно. Останавливаются. Жеребец встает перед кобылой, они нежно чешут друг другу холки. Потом снова проскачки. В какой-то момент кобыла вырывается вперед, с визгом лягается — жеребец встает на дыбы, потом догоняет ее — она бежит, задрав голову, а он — опустив голову к самой траве, прижимается шеей к плечу любимой, заставляет повернуть, и вот они снова скачут параллельно, изогнув шеи в дугу.
Но при этом какую-то важную роль играет та дистанция, которая отделяет танец от настоящей жизни?
Безусловно. Классический бальный танец — вальс и танго — появился в эпоху, когда европейцы не могли себе позволить распущенности латиноамериканских танцев. Снаружи сдержанность, а внутри невероятно много. Если партнеры недостаточно tuned — все фигня. Это и есть отражение жизни.
У высокоорганизованных животных степень насыщенности поведения ритуалами отчасти наследуема (домашние животные потеряли некоторые элементы ритуалов своих диких предков), а в основном зависит от опыта общения со старшими сородичами в определенные чувствительные периоды жизни. Жеребцов, проведших детство в конюшне, вечно запертых в денниках поодиночке, кобылы в табуне отвергают (они неспособны на сложные ритуалы), предпочитая им, может быть, менее породистых, но более искушенных в ритуальных демонстрациях ухажеров. Чем лучше развиты социальные навыки жеребца, тем богаче его ритуалы, тем лучше он сможет объясниться с соплеменниками, не прибегая к зубам и копытам, и тем больше понравится кобылам. Возможно, и людям больше нравятся особи, способные на сложное, галантное поведение.
ОК, отражение жизни, но почему это интереснее (вштырнее), чем сама жизнь? Можно же просто пойти на свидание.
Это взаимодействие высокого уровня. Танец танцуют красивые люди, делают это красиво, наполняя духовным смыслом, а в жизни все может быть не так. В танце женщины — это Дамы, мужчины — Джентльмены. Есть сюжетные линии: уходит, будто навсегда, встречается страстно. Много драмы; один танец — это concise love-story. Яркая модель отношений.
Вот на видео (в первом фрагменте) жеребец тоже подумал: «Зачем все эти тонкости? Подойду и просто скажу ей. » А в следующих сюжетах жеребец зебры, а потом мустанг решили показать себя «джентльменами».
То есть суть в том, что воспроизводится жизнь, но в идеальной форме? Вы говорите, танцуют красивые люди. Когда я иду за хлебом в магазин, мое тело идеально выполняет его природную функцию — двуногую походку. Она не кажется мне особенно красивой — хотя мое тело действует совершенно. Но когда я танцую, действительно меняется самовосприятие — ты кажешься себе совершенным. У вас так же?
Когда я заканчиваю рабочий день, я чувствую себя ужасно и даже не хочу в танцевальный класс. Но придя, сразу чувствую себя моложе, красивее — и счастливее. Стоишь, осанка правильная, все подтянуто — чувствуешь тонус. Если животные в тонусе — они верят в свою выживаемость, знают, что лучше добегут, спасутся. Это внушает чувство безопасности. Ты король, королева. Ну и ощущение красоты влияет на психику — жизнь воспринимается радужнее, не так ли?
Добавлю еще от науки о благополучии животных. Непредсказуемость среды — это один из самых сильных стрессирующих факторов. А ведь поведение человека насыщено двусмысленностями (говорим одно, а поза показывает другое). Танец возвращает нас к предсказуемым взаимодействиям. Ты говоришь (движениями) — тебе отвечают, и ты полностью контролируешь ситуацию. Возможно, отсюда появляется такое позитивное самовосприятие.
Вы давно занимаетесь?