С чем можно сравнить музыку

О чем говорит музыкальный вкус?

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

От классики до рэпа, от джаза до шансона, от фолка до попсы. Музыкальных стилей десятки, а если учитывать этнические направления и современные жанровые ответвления — сотни или даже тысячи. Что из этого считать хорошим выбором, а что дурным вкусом? И что вообще говорят о человеке его музыкальные предпочтения? На эти вопросы ответили музыковеды и композиторы.

Понятие «хороший музыкальный вкус» — больше условный. Во-первых, музыкальный вкус можно всегда сформировать (специалисты советуют делать это с самого детства). Во-вторых, музыкальные предпочтения зависят не только от образованности и окружения, но и от темперамента и настроения.

«Особое чувство прекрасного в музыке, ощущение её внутренней гармонии, степени совершенства формы и содержания. А способность оценить гениальность художественного прозрения композитора или исполнителя — это и есть вкусовые проявления», — такое определение дала музыкальному вкусу в интервью The Village музыкальный теоретик Ольга Заборских.

Критерии хорошей музыки

С одной стороны, делить музыку на хорошую и плохую — не совсем верный подход. Но есть кое-какие критерии, которые могут сформировать понимание более качественной музыки. Например, если в попсе и рэпе присутствуют отсылки к классике.

Например, в песне «Комета» певец JONY использует в тексте четверостишие из стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер», всем известные строки «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…» гармонично сочетаются с текстом композиции музыканта.

«Это показатель качества, может быть, таким образом исполнитель хотел привлечь молодежь к знанию классики», — оценила композицию JONY музыковед Новосибирского музыкального колледжа имени Мурова Наталья Решетова.

Если музыкант не вторичен в своих произведениях, вносит нечто новое в музыку или манеру исполнения, то это тоже можно считать признаком качества. Не повторяться сложно. Бывает, музыкальный коллектив придумывает «бомбу», а потом выясняется, что так уже пели. Такая история приключилась с «Бурановскими бабушками».

«Добавили фольклор, добавили дэнс, а потом выяснилось, что это вообще популярная вещь на Западе, которую на дискотеках когда-то крутили. Ну взяли добавили, и где здесь новизна?», — прокомментировал доцент кафедры народной художественной культуры и музыкального образования НГПУ Владимир Байтуганов.

Композитор Илья Ильдеркин считает, что к хорошему музыкальному вкусу можно отнести музыку любого жанра. «Людей, которые не воспитаны на серьезной академической музыке — больше. Поэтому как можно сказать о том, что нравится большинству людей, которые приносят пользу обществу, любят, страдают, женятся-разводятся, что это дурной вкус?» — сказал композитор.

Исключение из хорошего вкуса, по его мнению — треки, где содержатся откровенная агрессия, много нецензурной лексики.

В то же время музыковед Решетова, наоборот, допускает использование в песнях мата, не считая его безвкусицей. Но, по убеждению эксперта, подобная лексика должна быть органична, как например, в песнях «Ленинграда».

«Если молодежь будет слушать «Ленинград», я думаю, у них хороший музыкальный вкус. А если слушать тех, кто использует мат, превозносит в песнях гедонизм, грубости – тогда это признак не очень хорошего вкуса», — считает Решетова.

Музыкальные примеры

«Я думаю, не все обладают музыкальным вкусом. Чтобы судить о прекрасном, необходим опыт общения с ним. Вокруг нас постоянно существует музыка, восприятие которой не требует специальной подготовки, и мы впитываем её, не замечая», — говорит музыкальный теоретик Заборских.

Очевидно, что никто не посмеет обвинить человека в плохом музыкальном вкусе, если его плейлист состоит из классики, оперных арий или хитов, признанных мировым музыкальным сообществом.

Есть ряд исполнителей, зарубежных и отечественных, на которых стоит обратить внимание. В России, по мнению Владимира Байтуганова, неплох рок. Это и Виктор Цой, и Борис Гребенщиков, и «Мумий Тролль». Также доцент кафедры музыки признал качественными ранние композиции Игоря Крутого (теперь, по его мнению, они вторичны и повторяют сами себя).

Музыковед Наталия Решетова оценила первые пять песен, которые вошли в чарт самых популярных треков на сервисе «Яндекс.Музыка». В ноябре главные позиции в чарте занимали австралийский певец Tones and I с песней «Dance Monkey», российская певица Zivert с композицией «Credo», треки «Увезите меня на Дип-хаус» (группа GAYAZOV$ BROTHER$), «Roses Imanbek» Remix (рэперов SAINt JHN, Imanbek) и «Комета» (поп-исполнитель JONY).

По мнению Решетовой, в современной популярной музыке важен текст и его смысл: «Я смотрю на чистоту речи, на чистоту фраз, на смысловое содержания». Среди вышеперечисленных композиций собеседница отметила певицу Zivert и ее манеру исполнения, а именно опускание окончаний в некоторых словах. Также неплохой вариант для прослушивания — Тони Уотсон (Tones and I). А вот группа GAYAZOV$ BROTHER$ показалось музыковеду грубоватой.

Прежде чем слушать популярную музыку, нужно познакомиться с творчеством Майкла Джексона, считает Байтуганов: «У нас есть король попсы, он один, и его никто не превзошёл. Это Майкл Джексон. Какие могут быть после этого разговоры? Ты хоть что напиши, может, ты и напишешь не хуже, но он создал свой стиль, и он принимается всеми».

«Группы Pink Floyd, Queenи и, в частности, Фредди Меркьюри — это люди, которые создали стиль определенный, создали исполнительское мастерство. Это рок, который имеет корни и развитие, новации, которые принимаются всеми», — также привел пример качественного рока Байтуганов.

Как развить музыкальный вкус

Музыкальный опыт, порождающий вкус, возникает из разнообразия и знания культуры музыки. «Чем больше человек знакомится с немассовыми явлениями — будь то фольклор, джаз, церковная или академическая музыка, — тем шире границы его музыкального восприятия», — сказала Ольга Заборских.

Композитор Ильдеркин согласен с тем, что развить музыкальный вкус можно, прослушивая сложные произведения, и что вкус формируется воспитанием и привычками. Он напомнил, что само по себе определение хорошего вкуса возникло со времен появления дворянства. Тогда было сформировано высшее общество и все, что прослушивали высшее сословия, считалось качественным. Если дворяне ходили в оперу, то крестьяне пели народные песни.

«Сам жанр такой как балет или опера — он же сложный и требует подготовки зрителя. Крестьянин не пойдет слушать четырехчасовую оперу Вагнера. Он с ума сойдет там прямо в зрительном зале», — сказал Ильдеркин.

Эксперты резюмировали, что нет четкого определения, что слушать хорошо, а что недопустимо. Но чем больше разной музыки слушает человек, тем больше он может сравнивать и оценивать. Кроме того, знание элементарных музыкальных основ, таких как ноты и композиция, помогут любому слушателю лучше понимать музыку.

Источник

С чем можно сравнить музыку?

С чем можно сравнить музыку?

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Музику можно сравнить с душой.

Музыка она всегда поймет и душа тоже.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

А чем различие музыки и литературы?

А чем различие музыки и литературы?

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Что такое застывшая музыка?

Что такое застывшая музыка?

Понятие застывшей музыки.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Помогите составить диалог на тему : «я люблю слушать музыку» по вопросам 1?

Помогите составить диалог на тему : «я люблю слушать музыку» по вопросам 1.

Любишь ли ты слушать музыку?

2. ты слушаешь музыку один или в компании?

3. какую музыку ты предпочитаешь слушать?

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Мини сочинение на тему : Музыка лечит?

Мини сочинение на тему : Музыка лечит.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Сочинение на тему «Музыка», «Музыка в моей жизни»?

Сочинение на тему «Музыка», «Музыка в моей жизни».

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Напишите сочинение какая музыка мне нравится желательно поп музыка?

Напишите сочинение какая музыка мне нравится желательно поп музыка.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Что я представляю когда слушаю музыку?

Что я представляю когда слушаю музыку.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Составь с другом диалог на тему «Я люблю слушать музыку» и запиши его?

Составь с другом диалог на тему «Я люблю слушать музыку» и запиши его.

Вам помогут вопросы.

1. Любишь ли ты слушать музыку?

2. Ты слушаешь музыку один или в компании?

3. Какую музыку ты слушаешь : радостную или грустную, громкую или тихую, торжественную или спокойную?

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

За что вы любите музыку?

За что вы любите музыку?

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Вроде было слово ‘класс! ‘.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Сборник рассказов «Сорочинская ярмарка» смешные приключения героев в стиле анекдота. Также подробное описание ярмарки, как большого и веселого праздника. «Ночь перед Рождеством» забавная история приключений под рождество Вакулы и Черта, Вакула хоте..

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Повествование ведётся от лица Максима Максимыча, друг Печорина.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Жил Белов мелов. Катался на скутере.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Http : / / mysoch. Ru / sochineniya / gogol / mertvye_dushi / здесь много сочинений, можно выбрать.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Как я по улице не нахожуся, Ой не нахожуся, Гляду я на милого не нагляжуся, Ой не нагляжуся. Припев : Брови, мои брови, Брови, мои черные. Не давали брови на улицу выйти, Не давали не давали друга увидали. Пошел пошел миленький а вдоль по селу, Ой..

Источник

От чего зависит музыкальный вкус? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

«О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарищей нет» — так говорят, обсуждая предпочтения, в том числе музыкальные. Кто-то всю жизнь слушает только рок или джаз, кто-то считает своим смыслом жизни классическую музыку, а кто-то способен воспринимать самые разные музыкальные жанры, от попа до блюза. The Village решил выяснить у экспертов, от чего зависят музыкальные вкусы людей и можно ли воспитать в себе любителя прекрасного.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Ольга Заборских

музыкальный теоретик, преподаватель

Давайте определимся, что такое музыкальный вкус и как он проявляется. В данном случае это особое чувство прекрасного в музыке, ощущение её внутренней гармонии, степени совершенства формы и содержания. А способность оценить гениальность художественного прозрения композитора или исполнителя — это и есть вкусовые проявления.

Я думаю, не все обладают музыкальным вкусом. Чтобы судить о прекрасном, необходим опыт общения с ним. Вокруг нас постоянно существует музыка, восприятие которой не требует специальной подготовки, и мы впитываем её не замечая. Для разных времён, культур и социальных слоёв это будет разная музыка — фольклорная, духовная, профессиональная композиторская, массовая или любая иная. Естественно, если музыкальный кругозор человека узок, он не сможет оценить по достоинству какие-то новые для его круга и культуры музыкальные явления. Современный человек, знакомый только с повсеместно звучащей музыкой, вряд ли приближается к прекрасному. Он живёт с произведениями, написанными на потребу, и их восприятие изначально не предполагает никаких интеллектуальных, эмоциональных и духовных усилий. Чем больше человек знакомится с немассовыми явлениями — будь то фольклор, джаз, церковная или академическая музыка, — тем шире границы его музыкального восприятия. Этот процесс постижения можно сравнить с восхождением к вершине. Ведь что видно вокруг, когда стоишь внизу? Только то, что находится в непосредственной близости. Да, можно взглянуть на горизонт, но что там — неясно. Зато какой вид открывается с вершины!

Однако не стоит думать, что музыкальная образованность — гарант вкуса, который всё-таки не зря считается даром. История музыки знала не только блестящих интеллектуалов, но и много непрозорливых критиков вроде Цезаря Кюи, который считал, что Чайковскому вообще лучше не писать вокальную музыку. И наоборот, красота сложного и незнакомого музыкального явления может тронуть совсем несведущего человека — это и есть проявления чувства прекрасного. Да, оно может быть неразвитым, но в той или иной мере присуще каждому — а мера всё-таки разная.

Первый мой настоящий диалог случился с музыкой Шостаковича

Ещё есть индивидуальный вкус. Это о нём говорят: «На вкус и цвет товарищей нет» и «О вкусах не спорят». Рождение музыкальных предпочтений — это резонанс языка и образного строя музыки, появляющийся при взаимодействии композитора, исполнителя и слушателя. То, как они взаимно проникают друг в друга, вряд ли можно объяснить до конца. Это музыка, которая говорит с тобой. Первый мой настоящий диалог случился с музыкой Шостаковича. А мой муж то же говорит об импровизациях Петруччани — я не эстетствую, просто мы профессиональные музыканты. Хотя это тоже не гарантия направленности вкуса. Например, среди моих студентов есть профессионально увлечённые группой «Аквариум» или эстрадной латиной.

Но и здесь важен музыкальный тезаурус, потому что человек может выбирать в категориях разной эстетической ценности. Приводить примеры, наверное, будет некорректно. Но всё же вряд ли ценитель песен, популярных в тюремной субкультуре, вдруг задумается и решит выбирать между ними и песнями Шуберта. Хотя Михаил Казиник как-то рассказывал мне о соседском «неблагополучном» мальчишке, который случайно услышал у него знаменитую первую часть «Лунной сонаты» Бетховена и был так потрясён, что превратился в бетховеноведа и бетховеномана. Но ему просто повезло встретиться с великой музыкой, которая с ним заговорила, — ведь этой встречи могло и не произойти.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Иван Жбанов

Я считаю, что всё начинается с детства — тогда будущее музыкальное путешествие человека во многом определяет окружение и популярные среди людей его поколения альтернативные течения. Но наверняка здесь не угадаешь и никакой формулы идеального музыкального вкуса не напишешь. В школе у меня был знакомый, очень замкнутый тип, который слушал только габбу. Этот парень, помню, тянулся ко мне и старался делиться своей любимой музыкой — наверное, потому что я просто знал, что это такое. Он считал эту музыку своим личным открытием, сам её нашёл и жил в ней. Такую музыкальную определённость можно сравнить с религией и её пропагандой.

Часто родители пытаются привить любовь ребёнку к классической музыке, водят его по консерваториям. Но классика для энергичного ребёнка всегда слишком муторная штука — в ход пойдёт в первую очередь то, что в почёте у сверстников. Причём многое может достаться и по наследству — от родителей, старших братьев или сестёр. Моя старшая сестра познакомила меня с электронной музыкой, а могла бы дать метал — и тогда я бы его слушал.

Большинство людей являются потребителями среднего продукта — это, например, то, что играет на радио. Однажды я спорил с программным директором радиостанции. Пытался убедить её в том, что нужно ставить музыку интересную, чуть более сложную, но не менее доступную. Её позиция была другой — мол, по радио должна играть простая музыка, а всё остальное люди могут найти сами. Пожалуй, эта позиция лучше всего отражает сегодняшнюю музыкальную действительность. Я считаю, что радиопродукт за последние годы сильно опустил планку и в художественном смысле, и в мелодическом, ведь погоня за рейтингами и прибылями делает своё коварное дело. Притом чем больше слишком простого музыкального продукта, тем выше интерес искушённой публики к более сложному. Вкус меняется, и это — путь от простого к сложному, если речь, конечно, идёт о человеке думающем.

Сейчас на музыкальную индустрию в целом влияет образованность нации и различные госпрограммы поддержки творчества. Кроме того, огромную роль играет техническая составляющая музыки, но национальный и, что важно, идейный колорит остаётся. Рок — музыка протеста, блатняк рассказывает о нелёгкой доле доступным языком. В Китае, например, распространение музыки регулируется государством, там не дадут жизнь песне, если она не проходит цензуру, несёт негатив или настрой против существующей реальности. Получается, что музыкальный вкус можно регулировать на национальном уровне.

С чем можно сравнить музыку. Смотреть фото С чем можно сравнить музыку. Смотреть картинку С чем можно сравнить музыку. Картинка про С чем можно сравнить музыку. Фото С чем можно сравнить музыку

Владимир Дашевский

кандидат психологических наук, врач-психотерапевт

Музыкальный вкус не даётся человеку раз и навсегда — это вещь достаточно условная. Вкус может быть врождённым разве что на 10 %, а приобретённым на оставшиеся 90 %. Тем не менее мы рождаемся с определённым заложенным темпераментом и внутренним ритмом, и у нас, метафорично выражаясь, особым образом вибрируют клетки. Так что на первом этапе многое в буквальном смысле зависит от внутриутробного развития и даже того, что во время беременности слушала мама. Такая музыка может ещё долго и незаметно для человека резонировать с его состоянием, если он будет слышать нечто подобное много лет спустя.

Далее основной вкус формируется и закладывается семьёй. В подростковом возрасте люди начинают ориентироваться на авторитеты, в том числе и музыкальные. Они тянутся за определённой референтной группой и отчасти стремятся быть похожим на своих кумиров, быть в тренде. Например, у нас в классе многие одновременно умудрялись одинаково любить и Led Zeppelin, и Modern Talking. Вопрос формирования подростковых предпочтений изначально кроется в выборе стаи, к которой хочется принадлежать. Когда стая перестаёт иметь значение и появляется возможность сделать свой собственный осознанный выбор, существенно влияют и предпочтения в других областях — какие фильмы человек смотрит, какие книги читает. То есть музыкальный вкус — часть общего культурного уровня, но прямой корреляции между интеллектом и музыкальными предпочтениями нет. Если психические процессы человека быстры сами по себе, вряд ли он будет слушать меланхоличную музыку, и наоборот.

Определённые психические состояния тоже могут диктовать свои правила: находясь в том или ином настроении, мы внезапно обнаруживаем созвучие с совершенно чуждой ранее музыкой. Это зависит от уровня психической лабильности, от степени внутренней гибкости, от адаптивности и от общей способности перепрыгивать с одного на другое. Отдельно от прочего я бы ввёл даже специальный термин — «перекрёстное музыкальное опыление», обозначающий то, как люди обмениваются своими предпочтениями при тесном общении друг с другом, когда состоят в каких-либо отношениях.

Наверное, особенностями психики всё до конца не ограничивается и есть некие архетипические музыкальные доминанты, которые существуют независимо. Например, церковная и шаманская музыка, а также африканские барабаны могут вызвать безусловный резонанс внутри у почти любого человека.

Источник

Красивый, плохой, злой: учимся разбираться в разных интерпретациях академической музыки, чтобы полюбить ее заново

Если классическая музыка кажется вам скучной, возможно, вы слушали только унылые ее интерпретации: беззубое ковыряние в клавишах — не редкость даже на профессиональной сцене. Как отделить зерна от плевел и начать разбираться в музыкантах и вариантах исполнения великих шедевров, рассказывает музыкальный критик и авторка канала Si◼️ Виктория Мирошниченко.

Основной корпус классической музыки подробно задокументирован в нотах, поэтому различия в исполнении одного и того же произведения — это тонкое явление под названием «интерпретация». Если мы читаем вслух стихотворение, мы так или иначе добавляем к нему свои интонации — однако в тексте обычно не указывается темп и громкость речи, а настроение стиха мы можем додумать сами, исходя из его содержания. В нотах же обычно присутствуют нюансы (уровень громкости звука), штрихи (качество звукоизвлечения) и другие ремарки, позволяющие реализовать замысел композитора.

Однако в исполнениях нет понятия идеала, и даже точное следование всем указаниям дает только вариант, который содержит и черты эпохи, и индивидуальные особенности исполнителя. Даже если вы решили включить старый добрый «Хорошо темперированный клавир» (одно из самых популярных произведений И. С. Баха) в качестве фона к романтическому ужину, вы можете нарваться на сюрприз. Подпевание Гленна Гульда на фоне своей игры может смутить любителя чистого звука, а аутентичный Бах на клавесине поразит неискушенного слушателя тембром «на любителя».

Впрочем, с тембром у клавесина всё в порядке, а вот качественные звукозаписи — это другой вопрос. Как не запутаться в этом калейдоскопе?

«Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении норвежского ансамбля Trondheim soloists, солистка Mari Samuelsen
«Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении Orquesta Sinfónica Clásica de Baviera
Аутентичное исполнение «Зимы» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Ансамбль Il Giardino Armonico

Критерии качества

Коллекция оперных ужасов
Трубачи киксуют на репетиции оркестра

Читайте также:

Пианист чаще всего мажет мимо клавиш из-за того, что текст насыщен множеством нот или больших скачков. Его крупная (скачки на большие расстояния) или мелкая (множество коротких по длительности нот) моторика не справляется с поставленной задачей. Сложные и быстрые пассажи на музыкальном сленге называют «черная икра» (из-за внешнего сходства большого количества черных (то есть коротких) длительностей с мелкими зернышками черной икры). В музыке XX века существует музыкальное направление «новая сложность» (new complexity), где слово «сложность» обозначает количество слагаемых, нагружающих музыкальный текст. Произведения этого стиля часто требуют высокого уровня исполнительской техники.

Брайан Фёрнихоу, Lemma Icon Epigram
Майкл Финисси, Green Meadows from English Country-Tunes, исполняет Майкл Тэн

Хотя считается, что фортепиано — один из самых сложных для освоения инструментов, извлечь из него звук не составляет труда. Это дает фортепиано преимущества, благодаря чему «королевский инструмент» (слово «рояль» происходит от фр. royal — «королевский») становится ближайшим к самому могущественному инструменту академической музыки — симфоническому оркестру. Но способность к извлечению 10 и более звуков одновременно, а также его широчайшая красочность накладывают на исполнителя дополнительные задачи. Поэтому освоение фортепиано — одна из сложнейших задач в мире исполнительского мастерства.

Тем не менее из клавишных и ударных проще всего извлечь звук. Струнно-щипковые — гитара, домра, лютня и другие — уже немного сложнее, исполнителей на этих инструментах можно определить по профессиональным мозолям на пальцах. Но труднее всего приходится духовикам: постановка амбушюра для игры на медных духовых требует больших усилий.

Диззи Гиллеспи, американский джазовый трубач-виртуоз

Самым сложным инструментом медной секции считается валторна: киксы валторн являются локальным мемом, и каждый музыкальный блогер считает своим долгом об этом пошутить.

Комедийная короткометражка о валторнисте «Киксмен»

Хотя фальшь считается самым грубым нарушением исполнительского этикета, она встречается даже у маститых профессионалов. Впрочем, особенно гениальным исполнителям это нередко прощают.

Легендарные исполнители, например Святослав Рихтер, Владимир Сафроницкий, Лучано Паваротти, не раз фальшивили на своих выступлениях, однако менее великими они от этого не становятся.

Святослав Рихтер фальшиво исполняет «Вариации на тему Паганини» Брамса — одно из самых технически трудных произведений

Как же тогда оценивать исполнителя, если даже великие фальшивят? Всё дело в пропорциях: вдохновенный музыкант может позволить себе иногда киксануть. Но если вы сидите на унылом концерте в небольшом музее и слышите, что музыкант «мажет как свинья», всё очень плохо. Есть исполнители, которые регулярно не попадают в ноты, и услышать их можно не только на экзаменах в детской музыкальной школе, но и на серьезных сценах.

Некоторые поклонники коллекционируют киксы исполнителей, а особенно благодарные записывают на них свои ремиксы.

Коллекция киксов Лучано Паваротти
Отрывок из передачи о киксе Лучано Паваротти и негативной реакции его фанатов

Это неуважение в школе Береславского становится концепцией: «Оригинал для меня не композитор, а тот, кто ему диктует». Таким образом, Береславский мыслит себя ретранслятором божественного замысла. Как бы то ни было, к исполнительскому качеству в «земном» смысле это не имеет никакого отношения, а грубое туше порой «бросается в уши» даже неискушенному слушателю.

Типичное исполнение Иоанна Береславского

Но иногда обилие педали может быть частью стиля исполнителя, особенно если основа его репертуара — ранний романтизм. Хаммерклавиры и ранние рояли XIX века обладали совсем иным педальным тембром, чем современные, поэтому в нотах ранних романтиков (например, Бетховена) можно встретить долгую педаль сразу на несколько тактов. Пианисты традиционной школы предпочитают менять педаль по своему усмотрению и считают, что переложение с хаммерклавира на современный рояль требует некоторых корректировок. Исполнители-аутентисты чаще точно следуют рекомендациям автора. Обе интерпретации имеют право на существование и дают возможность слушателям узнать произведение с разных сторон.

Фантазия-экспромт op. 66 Шопена: романтическое исполнение с обильной и тонкой педальной линией (Юрий Мартынов)
Более «сухое» (с минимальным использованием правой педали) исполнение Фантазии-экспромта Шопена (Мирослав Культышев)
Исполнение Фантазии-экспромта Шопена (с нотами). Здесь можно заметить стандартное для современных исполнений отхождение от авторского текста — снятие педали раньше времени
Эмиль Гилельс исполняет Фантазию-экспромт Шопена с разложенным басом (начало)
Ирен Шаррер исполняет Фантазию-экспромт Шопена с разложенным басом (начало)

Если фальшь легко распознать на слух, то более тонкие оттенки требуют умения читать нотный текст: например, верность динамическим указаниям композитора можно проверить только с нотами в руках. Впрочем, особенно увлеченные меломаны могут проверять музыкантов с помощью записей на ютубе, которые показывают ноты одновременно с исполнением. Чтобы изучить все музыкальные нюансы и ремарки, понадобится несколько дней, а регулярный просмотр подобных видео поможет научиться читать ноты хотя бы в первом приближении.

Ноты и исполнение Гольдберг-вариаций И. С. Баха (Кимико Ишизака)

Нотный текст — это не только сами ноты, но и другие указания: динамические оттенки, штрихи, темп и характер произведения. Хороший исполнитель читает нотный текст детально, выполняя каждое требование композитора. Однако бывает, что музыкант добавляет что-то от себя. Чаще всего это не согласуется с хорошим вкусом, исключения тут редки.

Читайте также:

Аутентичное исполнение произведений романтизма не представляет особенной сложности: в отличие от более ранних эпох, здесь мы располагаем точно выписанным современным нотным текстом и примерным пониманием, как это звучало у самих композиторов. Но аутентизм при исполнении романтической музыки имеет смысл, только если мы говорим о раннем периоде стиля (например, насыщенность обозначений в нотах Бетховена указывает на необходимость строго придерживаться указаний автора). Если же речь идет о сольных фортепианных произведениях, особенно тех, что должны были стать фоном в модных салонах (вальсы, мазурки и другие танцевальные жанры), то здесь важным элементом была импровизация. Она касалась украшений основной мелодии и не имеет ничего общего с современной джазовой импровизацией.

Сегодня немногие пианисты позволяют себе фантазировать на тему украшений, доверяя выписанному в тексте. А редкие попытки импровизации на романтические темы чаще всего оборачиваются безвкусицей из-за непонимания стиля эпохи.

Тем не менее и такая профанация авторского произведения находит своих поклонников.

Пример импровизации на тему Фантазии-экспромта Шопена, несогласующийся с рамками стиля

Вкус нередко подводит исполнителей, особенно если речь идет о романтической эпохе. Ремарка rubato (свободное варьирование темпа) для многих становится синонимом распущенности, а за ней появляются и грубое туше, и неуместные выкрикивающие ноты.

Вульгарное исполнение Фантазии-экспромта Шопена (Лука Сафронов (Затравкин))

Но самый большой разрыв между качеством исполнителя и количеством его поклонников существует в области вокальной музыки. Вокалист может обладать харизмой и актерским мастерством, что уведет внимание слушателей от качества звукоизвлечения. Кроме того, этот музыкальный рынок более других испорчен коррупцией. Поэтому, слушая очередную звезду оперных сцен, не удивляйтесь, если окажется, что у нее «неровные регистры» (разное качество звука при извлечении звуков разной высоты) и «слабые верха» (исполнение нот верхнего регистра без должного контроля).

Анна Нетребко «Пленившись розой, соловей…»

Американка Флоренс Фостер Дженкинс была популярной певицей, несмотря на полное отсутствие базовых способностей к вокалу. На ее примере можно убедиться, что вокальный перформанс ценится не только за академическую чистоту и качество. Плохо развитые музыкальный слух и чувство ритма стали изюминкой Дженкинс, снискавшей ей широкую славу. Впрочем, выступления маргинальной певицы следует рассматривать скорее как веселый цирк, чем как академическую интерпретацию.

Записи Флоренс Фостер Дженкинс

Исторически информированное исполнительство: борьба аутентистов и традиционалистов

Аутентичное исполнение подразумевает приближение к историческому звучанию и использование старинных инструментов. Музыкально-теоретическая археология — неточный предмет, поэтому аутентизм сегодня не претендует на достижение самых «правильных исполнений». Однако он стремится к этому идеалу, находя в музыке других эпох необычные аспекты, которые нельзя обнаружить, играя транскрипции этих произведений на современных инструментах.

Читайте также:

Еще несколько десятилетий назад существовало невидимое противостояние между традиционным исполнительством и аутентизмом. Однако сегодня споры о том, как именно нужно играть Баха, звучат всё реже, а стили разных эпох приобретают историческую ценность независимо от их точности и условной «правильности».

Например, некоторые не самые удачные исполнения пионера аутентизма Ванды Ландовской обусловлены низким качеством ее инструмента, поэтому эти исполнения интересны с исторической точки зрения. А исторически неверное исполнение клавирных произведений Баха с педалью (которой не было на инструментах баховского времени) сейчас является памятником фортепианного исполнительства позднеромантической эпохи.

Ванда Ландовска, Гольдберг-вариации И. С. Баха — пример раннего аутентичного исполнения
Эдвин Фишер играет фа-минорную прелюдию и фугу И. С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира» — пример романтического исполнения с правой педалью

Как выбрать между хорошим и хорошим?

Разобравшись с качеством исполнения и его стилем, можно приступать к выбору интерпретации. Тонкие нюансы авторского прочтения присутствуют в любом исполнении, и порой конвенциональная «неправильность» становится чертой стиля того или иного артиста.

Ярким примером своеобразного исполнения является Гленн Гульд — пианист, который называл себя любителем и играл Баха как никто другой. Его игра проникнута строгостью, лишена излишней педализации и романтического флера, однако глубоко прочувствованна и экспрессивна. Возможно, Гульд был первым большим пианистом, исполняющим Баха не в романтическом, а в барочном стиле. Чувственность его трактовки нередко смущает тех, кто хотел бы слышать Баха возвышенным и надмирным, а характерное подпевание на многих записях создает комическое впечатление. Однако глубина проникновения в эту музыку и ее искреннее исполнение обрело миллионы поклонников, для которых далекий барочный композитор стал близким и понятным.

Гленн Гульд исполняет «Искусство фуги» Баха

Дирижер — это тоже исполнитель. Его миссия — не только привести звучание нескольких инструментов в гармоничное целое, но и донести до слушателя определенный музыкальный образ.

Как и любой другой исполнитель, дирижер может отклоняться от ремарок композитора. Например, существует тенденция в «советском дирижировании» добавлять в музыку ритенуто (замедление). Эти порой неуместные замедления выдают грубое непонимание сложной для интерпретации музыки. Такие «советские» исполнения можно услышать до сих пор, а некоторые из них даже обзавелись сленговыми названиями. Например, вульгарное исполнение Малера называют «Махлер»: неправильная транскрипция имени композитора (Mahler) намекает на неверное, безграмотное прочтение его музыки.

Читайте также:

Но существуют и более изысканные примеры, которые вызывают споры, например аутентичные исполнения Клаудио Аббадо. Великий дирижер в свое время принялся за аутентизм, и к нему появилась масса вопросов. То «классичное» исполнение, которое он предлагает, концептуально противостоит духу барочной музыки, тем не менее оно придется по вкусу многим любителям строгой классики. Впрочем, возможно, вам больше понравятся разухабистые исполнения Дмитрия Синьковского или Теодора Курентзиса — более соответствующие духу эпохи и гораздо более модные.

Сухое и строгое исполнение Бранденбургского концерта № 5 Баха (оркестр под управлением Клаудио Аббадо)
Более эмоциональное и красочное исполнение Бранденбургского концерта № 5 (Фрайбургский барочный оркестр)
Исполнение Бранденбургского концерта № 5 с большим вниманием к деталям и усиленной барочной агогикой (ускорением и замедлением темпа)

Характер интерпретации порой сложно описать в двух словах, но уже по выбранному темпу можно сделать выводы. Например, Теодор Курентзис нередко выбирает предельно быстрые темпы, усиливая аффекты и создавая таким образом эмоционально насыщенные экспрессионистские интерпретации.

Его критики называют это агрессивной манипуляцией, а любители выдержанной холодной классики обвиняют дирижера в отсутствии вкуса.

Dies irae из Реквиема Моцарта (под управлением Теодора Курентзиса)
Более медленное исполнение Dies irae (под управлением Клаудио Аббадо)
Dies Irae (под управлением Николауса Арнонкура)

Темп и прочие технические детали формируют настроение и характер интерпретации. Именно они заставляют нас прислушаться или, наоборот, вызывают неприятие. Манерное или чувственное? Холодное или выдержанное в рамках хорошего вкуса? Тонкую грань между этими оценками уловить непросто, и вокруг некоторых знаменитых исполнителей дискуссии не утихают многие годы.

Ланг Ланг экспрессивно или манерно исполняет «Лунный свет» Дебюсси с большим количеством педали и дополнительной реверберацией, добавленной звукорежиссером на этапе сведения
Более сдержанное эмоционально и более подвижное исполнение «Лунного света» Дебюсси, Сон-Чжин Чо
Авторское исполнение «Лунного света» Клодом Дебюсси — очень быстрое и неряшливое на современный вкус

Случаются и вовсе необычные трактовки произведений, о чем свидетельствует композитор Филановский:

«…Кристофер Хогвуд, например, выпустил с Базельским камерным оркестром три диска музыки ХХ века, сыгранной как предмоцартовская. Франс Брюгген с „Оркестром XVIII века“ давал „Аполлона Мусагета“ Стравинского в манере Люлли (увы, этот интереснейший опыт „проспективного аутентизма“ не вышел на диске). Джон Элиот Гардинер записал „Похождения повесы“ того же Стравинского как Гайдна или Бетховена. Теодор Курентзис и Musica Aeterna исполнили Четырнадцатую симфонию Шостаковича так, будто это кантата Баха».

В эпоху постмодерна нет и не может быть исполнительского эталона: каждое новое прочтение добавляет произведению новую грань восприятия. Поэтому не стесняйтесь личных оценок, но и не позволяйте себя одурачить: за красивой картинкой часто кроется посредственное исполнение, а шедевры исполнительского искусства нередко остаются в тени громких имен.

Если вы всерьез задумали изучить разные исполнения классики, то сайт Classic online вам в помощь: на каждое произведение там найдется несколько, а то и десятки разных исполнений, многие из которых сопровождаются нотами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *