С чем для тьютора связан социальный вектор тьюторского действия сопровождения
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 03.02.2016
Статья просмотрена: 5265 раз
Библиографическое описание:
Солодова, Е. А. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения / Е. А. Солодова, П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9727/ (дата обращения: 03.12.2021).
В статье рассматриваются причины появления и актуальность тьюторства на современном этапе развития современного образования. Уделяется внимание особенностям деятельности тьютора на различных этапах деятельности. Рассматриваются различные составляющие тьюторского сопровождения.
Ключевые слова: образовательная среда, тьютор, тьюторское сопровождение.
Тьюторство появилось в Великобритании и долгое время существовало в качестве наставничества. Сейчас тьютор является ключевой фигурой учебного процесса во многих странах Европы и США. Следует также отметить, что функции тьютора значительно расширились. «Тьюторы руководят самостоятельной научно-учебной работой обучаемых, встречаются со своими подопечными еженедельно на тьюторских занятиях, обсуждая в неофициальной обстановке положение дел» [3, с. 105]. В России сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существует значительное количество региональных центров, количество которых расширяется с каждым годом.
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного и аналитического [1, c. 82].
Выделяется несколько принципиальных схем для работы тьюторов [1]. Во-первых, это создание среды выбора. Например, при освоении образовательной программы необходимо помимо обязательных дисциплин для изучения предусмотреть ряд дисциплин, которые обучающийся может выбирать сам, т. е. важно создать так называемую «избыточную» среду. Более того, в разрабатываемых авторских образовательных программах целесообразно предусмотреть возможность вариации тем в рамках изучаемых дисциплин. Во-вторых, это навигация, когда обучающемуся уже предложены различные варианты, и надо выбрать оптимальный. Навигация заключается в том, что тьютор обсуждает риски и преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с обучающимся, к какой стратегии ведет тот или иной шаг. В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Например, обучающийся склонен изучать языки программирования, и в процессе тьюторской работы выясняется, что с помощью изученных языков программирования можно не только успешно осваивать дисциплины технического профиля, но использовать их в научно-исследовательской работе и т. д.
В ходе своей деятельности тьютор может выполнять следующие роли:
– наставника (помощь обучающемуся в организации его учебной и профессиональной деятельности);
– воспитателя (помощь, как в содержательных, так и в психологических аспектах работы обучающегося);
– консультанта (помощь в уточнении неясных вопросов, возможных путей, чтобы сам обучающийся мог решить обозначенную им проблему) [6].
Далеко не всякий хороший педагог может стать тьютором. Для овладения этой новой профессией также нужны определённые психологические качества, такие как открытость, неавторитарность, способность к диалогу, эмпатия, рефлексивность, позитивное отношение к жизни, оптимизм. Понятно, что далеко не все педагоги обладают этим набором психологических качеств.
В соответствии с Болонской системой образования используется компетентностный подход в процессе обучения, который основан на выработке у обучающихся способности действовать, исходя из компетенции. При этом под «компетенцией принято понимать круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» [5]. Международный опыт показывает, что достижение обучающимися требуемых компетенций достигается в рамках модульного обучения с привлечением тьюторов. Так, например, во Франции для повышения успеваемости обучающихся университеты предлагают «специальные механизмы сопровождения, организованные также с помощью модульного принципа, включающие:
– двухнедельную «стажировку интеграции» в начале учебного года для подготовки учащихся к «профессии студента»;
– тьюторат (для методологической помощи);
– модули поддержки (со стороны назначенных прикрепленных преподавателей;
– модуль «открытия профессии», на котором определяются области будущей профессии в зависимости от направления подготовки» [2, с. 13].
Принципиальный вывод заключается в том, что в странах, входящих в Болонскую конвенцию тьюторство уже органично вписано в существующую модель обучения, дополняя модульный принцип обучения. Ведь модульный принцип построения учебных программ дает обучающимся возможность индивидуально планировать свой учебный график путем выбора для изучения некоторых курсов (модулей), что позволяет добиться удовлетворения их всевозможных и многообразных потребностей. Для осуществления правильного выбора и сопровождения обучающихся на всех этапах обучения необходим тьютор.
Одним из основных методов тьюторского сопровождения является «специально организованная работа с вопросом тьюторанта или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения» [1, с. 89]. Для реализации этого основного метода тьюторского сопровождения следует учитывать особенности тьюторского сопровождения на каждом этапе.
Первый этап тьюторского сопровождения — диагностический, на котором тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос обучающегося, его интересы, показывает значимость данного интереса и перспективы работы в данном направлении. Выясняет планы обучающегося и образ желаемого будущего. Чаще всего методом диагностического этапа в сфере дополнительного образования является метод свободного интервью. «На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению обучающегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество» [1, с. 85]. В рамках данного этапа, основная задача, которую надо решить педагогу, взявшему на себя функцию формирования тьюторской компетенции у обучающихся, заключается в анализе тех потребностей и запросов обучающихся, с которыми они пришли совершенствовать своё образование. Это означает, что в соответствии с рис. 1 сначала необходимо выяснить, в каком именно содержании образования заинтересованы обучающиеся.
Рис. 1. Реализация диагностического этапа
Вторым этапом тьюторского сопровождения является проектировочный этап, заключающийся в сборе информации относительно зафиксированного познавательного интереса, которую собирает сам тьюторант при непосредственной помощи педагога-тьютора.
Третий этап — реализационный. На этом этапе обучающийся представляет полученные им результаты в виде презентации, которая может быть осуществлена в форме устного сообщения или защиты проекта, или в любой иной форме (по согласованию педагога и обучающегося).
Заключительный этап работы — аналитический. На этом этапе проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. Таким образом, в целом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию обучающегося с помощью педагога своего пройденного пути, достигнутых на этом этапе результатов.
Интегрируя вышеперечисленные этапы, можно сделать вывод, что все вопросы педагога-тьютора направлены на расширение образовательного пространства обучающегося до преобразования этого пространства в открытое. «Открытое образовательное пространство предоставляет каждому обучающемуся выбор своего образа и своего пути. В отличие от открытого образовательного пространства закрытое образовательное пространство — это пространство, в котором существует определённый путь, необходимый для того, чтобы привести обучающегося к тому образу, который заранее известен Учителю» [1, с. 90].
В работе Т. М. Ковалевой пространство работы тьютора графически представлено в виде трёх взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих, соответственно, вектора тьюторского действия: X — социальный вектор тьюторского действия, Y — культурно-предметный вектор, Z — антропологический вектор тьюторского действия (рис. 2) [1, с. 91].
Рис. 2. Ресурсная схема тьюторского сопровождения
Социальный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных элементов социальной среды (музеи, театры, библиотеки и т. д.). Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе с обучающимся увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы.
Культурно-предметный вектор тьюторского действия указывает на направленность работы тьютора с предметным материалом, выбранным обучающимся. Так как границы дисциплин всегда в большей или меньшей области условны, то работа в любой дисциплине, выбранной обучающимся, на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы выбранного предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной траектории.
Антропологический вектор тьюторского действия показывает следующее: говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной траектории, каждый обучающийся должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет именно к нему: на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему ещё необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остаётся за самим обучающимся — принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств. Здесь можно привести массу примеров, заимствованных из судеб известных артистов. Как часто мечта стать артистом подвергалась остракизму со стороны приёмной комиссии вуза в тех случаях, когда антропологические данные абитуриента не соответствовали норме: или внешность неартистична (Г. Бурков), или заикание (Б. Хмельницкий), но, в первом случае, артист стал профессионалом и при такой, казалось бы, неартистичной внешности, во втором случае, артист смог скорректировать свой недостаток и также стать блестящим профессионалом [4].
Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время актуализируется потребность в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Данный факт обуславливает необходимость наличия тьюторской компетенции у педагогов учебных заведений. Деятельность педагога с позиции тьютора позволит сформировать пространство возможностей, что поможет каждому обучающемуся проложить в нем собственную траекторию развития.
1. Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. и др. Профессия «Тьютор». / Т. М. Ковалева // М. — Тверь: «СФК — офис». 2012. — 246 с.
2. Покладок Е. Б. Практика разработки и реализации образовательных программ вузов Франции в условиях Болонского процесса: Учебное пособие. М., 2010. — 56 с.
3. Рейс Ф. 500 советов студентам. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 160 с.
4. Солодова Е.А, Атясова Е. В. Новая профессия — тьютор // Сборник научных трудов / М.: ВА РВСН имени Петра Великого. 2013.
5. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Издательство: Альта-Принт, 2007. — 1248 с.
6. Эрштейн Л. Б. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре / Л. Б. Эрштейн // Организация продаж страховых продуктов. — 2006, № 6.
Культурные границы тьюторства
Без концептуального понимания тьюторства крайне сложно выполнять все следующие шаги. Тьютором сейчас могут назвать любого человека, который доделывает работу за плохим педагогом. Такая позиция, как «учитель недоучил, психолог недоработал, значит, доведет начатое до конца наставник», в корне неверна. Поэтому необходимо обрисовать то, что создает культурные границы тьюторской деятельности. Кроме того, на сегодняшний день уже существуют конкретные институциональные формы, которые подкрепляют развитие тьюторской практики.
Открытость как качественная характеристика современного образования
Сегодня все чаще обсуждается принцип открытости. Это понятие еще продолжает формироваться в современной научной традиции, но интерес к его осмыслению и созданию соответствующих технологий достаточно велик и проявляется как в педагогической теории, так и в реальной образовательной практике.
Открытость образования – это такой взгляд и тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный обучающий эффект, если его использовать соответствующим образом.
Многие учебные заведения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число факультетов, открыв дополнительные направления подготовки; расширить контингент слушателей; освоить новейшие технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае само обучение для учащегося начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных предложений и их соорганизацией.
С точки зрения социального подхода, в сфере образования всегда выделялись две цели:
заказ государства – установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего;
частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого молодого человека на вопрос: «Чему и зачем я намерен учиться?»
Вторая из них долгое время фактически не учитывалась при организации учебного процесса в отличие от первой, которая разрабатывалась на протяжении всего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.
В связи с этим создание качественных характеристик образования является мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет увидеть актуальность принципа открытости.
Вторая составляющая целевых ориентаций обучения – формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования – на сегодняшний день становится чрезвычайно важной. А это, в свою очередь, и является главным содержанием принципа открытости.
В последнее время все более очевидно, что только внешне представленное многообразие разнородных предложений по обучению еще не гарантирует учащемуся реализацию принципа открытости образования необходимым образом.
Для этого каждому молодому человеку надлежит овладеть культурой выбора и соорганизации различных предложений в собственную образовательную программу.
Такая задача – использование всего возможного ресурса открытого образования, а также построение своей собственной индивидуальной образовательной программы – требует в современной ситуации особых технологий и работы педагога, обладающего для этого специальными средствами.
Этим специалистом, на наш взгляд, является тьютор.
Из истории тьюторства
Вспомним о том, что феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV в. в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы можем говорить о тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества.
Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты прослушали определенные курсы. Учащиеся из одних колледжей могли быть слушателями лекций в других. Молодому человеку предстояло самому решать, каких профессоров он будет слушать и какие предметы изучать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах. Таким образом, студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.
Так как неоспоримой ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), наставник осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Это было тесно связано с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.
Процесс самообразования был основной возможностью получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции его сопровождения.
В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Этот человек определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам.
Тьютор – ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. В этот период тьюторское сопровождение официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.
С 1700 по 1850 гг. в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам воспитанника готовил тьютор. Когда в конце XIX в. стали появляться и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII–XX вв. в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
Открытые образовательные технологии и современные тьюторские практики
Открытыми образовательными технологиями являются такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся.
При всем их многообразии они должны обладать, как минимум, тремя важными характеристиками, а именно быть открытыми:
– возрасту, т.е. пригодными для взаимодействия с различными возрастными категориями воспитанников;
– учебному предмету, т.е. позволять иметь дело с любым предметным содержанием;
– организационно, т.е. работать во всевозможных организационных условиях как в классе, так и во внеурочной деятельности.
В ситуации современного образования можно выделить три типа основных тьюторских практик, каждая из которых предлагает собственные основания для соорганизации тех или иных учебных предложений в индивидуальную образовательную программу.
1. Тьюторская практика открытого дистанционного образования (информационный контекст тьюторства)
В системе дистанционного образования главная цель заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности.
Моделью открытого образования в данном случае является сама форма использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает действовать тьюторское сопровождение, помогая учащемуся выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернете. Одной из ведущих технологий в данном контексте является РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
2. Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст тьюторства)
В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества.
В этом случае ведущей целью является способность человека жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах многообразные культуры, присутствуют разные логики и всевозможные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе, понимание другой точки зрения, построение диалога и т.д.
Наиболее значимыми образовательными технологиями здесь являются такие, как «Дебаты», проектирование, социально-контекстное образование и др., позволяющие через открытое образование воссоздавать институты гражданского общества.
3. Тьюторская практика открытого образования как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст тьюторства)
Открытое образование в антропологическом контексте представляется в первую очередь как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека.
Главная цель в этом случае – научить человека максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы. Являясь заказчиком на собственное образование, именно он способен проектировать его содержание и нести связанные с этим риски и ответственность.
Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом через его углубление за счет исследований или проектов и специальную деятельность по их формированию до тьюторского консультирования в области профессиональных обучающих программ.
Ведущими открытыми образовательными технологиями при этом являются методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио.
Конечно, в процессе реализации своей индивидуальной образовательной программы учащийся объединяет различные контексты, но при обсуждении содержания тьюторской деятельности очень важно понимать, какой тип педагогической практики разворачивает тьютор и, в связи с этим, на какие открытые образовательные технологии он преимущественно опирается в своей работе.
К построению модели тьюторского сопровождения
Опираясь на 15-летние исследования нашей научно-практической группы (www.thetutor.ru), мы утверждаем, что сутью тьюторского сопровождения на всем протяжении существования самой идеи и практики этой работы является специально организованная наставником деятельность по осознанию и выбору учащимися различных учебных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ.
Таким образом, основной принцип труда тьютора в современном образовании – это «расширение» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования его в открытое (контексты открытого образовательного пространства: информационный, социальный, антропологический).
Обсуждая общую модель тьюторского сопровождения, необходимо еще раз принципиально различить открытые и закрытые образовательные пространства и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии как обоснования определенного типа пространства.
Закрытое образовательное пространство предполагает определенный путь, которым надо провести ученика к заранее известному педагогу образу, результату. В основе – конкретный Учитель, его Школа и методы преподавания.
На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.
Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа себя и своего пути. В идеале оно должно предлагать множество различных школ. Этот тип пространства не формирует заранее заданный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.
На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается представлением о человеке, свободном в принятии решения о своем образе.
Закрытые и открытые образовательные пространства отличаются друг от друга следующим образом.
В закрытых образовательных пространствах само пространство для учащегося не представлено, так как там изначально внешним образом определены и простроены все траектории его пути. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для воспитанника возможность обсуждать другие варианты его движения.
В открытых образовательных пространствах именно само пространство и его организация становятся в первую очередь предметом обсуждения. Оно позволяет учащимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.
Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно векторы тьюторского действия (рис.):
X – социальный;
Y – предметный;
Z – антропологический.
Рис. Ресурсная модель тьюторского сопровождения
Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.
Х – социальный вектор тьюторского действия.
Он предполагает работу со множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных учебных заведений.
Зачастую учащийся даже не знает обо всех существующих в ОУ возможностях. Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе со своим подопечным увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту для реализации индивидуальной образовательной программы.
Y – предметный вектор тьюторского действия.
Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его подопечным. Так как границы той или иной дисциплины всегда в большей или меньшей степени условны, то при работе с предметом, осваиваемым учеником (биология, математика, литература и т.п.), зачастую необходимо привлекать сведения из других областей науки. Таким образом расширяются границы самого предметного знания, что становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит коррективы в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого воспитанника.
Z – антропологический вектор тьюторского действия.
Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый учащийся должен понимать, что именно от него хотят и на какие свои качества он уже может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за воспитанником.
Работа тьютора в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, предметном, антропологическом) позволяет увидеть молодому человеку свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать его потенциал для построения собственной индивидуальной образовательной программы.