ревность не порок что значит
Ревность — что это и как ее побороть
Ревность и отношения с давних времен стали неразлучными понятиями. Если в древние времена мужчины, руководствуясь лишь инстинктами, убивали друг друга, чтобы заполучить женщину, то теперь, соревнования за своего любимого человека мы называем ревностью. Ревность идет с нами рука об руку с детства. Мы ревнуем внимание родителей, ревнуем их к братьям, сестрам, работе или даже друзьям. От степени интенсивности этого чувства в детстве формируется и дальнейшее поведение в отношениях. Мужчины ревнуют не меньше женщин, просто в силу большей эмоциональной сдержанности умело это скрывают.
«Ревность — это значит: ничего не знать, иметь буйное воображение и бояться всего»
Луиза де Вильморен
Самые распространенные причины ревности:
При низкой самооценке человек считает, что есть персоны, которые намного лучше него: умнее, красивее, богаче и т. д. Это похоже на ситуацию из детства, знакомую многим из нас. Вспомните, говорили ли вам родители когда-нибудь что-то подобное: «Вот у тёти Наташи Вася молодец! Книжки читает, родителям помогает, а ты что?!». Такие сравнения накладывают на психику ребенка травму, которая потом будет проявляться в постоянной ревности партнера и вечном желании что-то ему доказать. Если у вас уже есть ребенок или он только в планах, постарайтесь избегать сравнительной формы общения. Ваш ребенок – особенный. Пусть и во взрослой жизни у него не возникает желания сравнивать себя с кем-то в ущерб своей самооценке.
Когда вы чувствуете, что вы уступаете некоторыми качествами перед другими, вы автоматически ставите себя в более слабую позицию. Чтобы побороть ревность, вспомните о своей гордости и займитесь собой. Сходите на шоппинг, в салон красоты, на фитнес, вспомните о своих увлечениях. Одним словом, поднимите себя в своих же глазах. Ваш муж, жена, парень или девушка когда-то выбрали вас и не просто так.
Что пугает вас в ревности? Многих постигает страх чувства одиночества, того, что о вас забудут. Страх одиночества – это страх остаться наедине с собой и своими мыслями. Вы не принимаете себя целиком, вы не интересны себе. Когда вы от себя сами в восторге – быть с собой комфортно. Вам приятна ваша компания. Заниматься собой и делать вклад в себя – всегда выгодно. Это ваше ментальное и физическое здоровье. Займитесь тем, что давно хотели, но откладывали – йога, бокс, собственный блог, – вариантов сотни. Когда вы станете самодостаточной личностью, страх одиночества вас не будет беспокоить.
К слову, физические нагрузки хорошо помогают справляться со стрессом. Тревожным людям они рекомендуются в первой половине дня, чтобы ваши нервы были спокойны в течение дня.
Ревность – не порок. Контролировать недоверие возможно после появления внутри вас чувства осознанности. Осознанности своих чувств, действий, последствий. Независимо от типа проблемы в отношениях всегда помогает открытый диалог. Занимайтесь собой, своей жизнью, чтобы на многочасовые разъедающие мысли о ревности у вас не хватало времени. Представляйте ценность для себя и тогда в глазах любимого человека вы будете дороже всего на свете.
Каждый из нас сталкивался со словом «ревность», хотя для каждого это слово имеет разное значение. Сначала я расскажу о своем понимании ревности. Точнее, ее непонимании. Ревность — это всего лишь собственничество, ограничение свободы близкого и наложение ответственности за свою жизнь.
Давайте рассмотрим причины появления ревности.
Первая и главная причина этой эмоции (а ревность — это именно эмоция) — удержать близкого и любимого человека. Вы ревнуете — устраиваете ему сцены, напоминаете о том, что этот человек ваш и точка. Есть одна замечательная фраза: «Отпусти человека — если он вернется, то он твой навсегда, если нет — он никогда не был твоим». Если вы нужны человеку — он будет с вами, если нет — никакая ревность не поможет его удержать.
Вторая причина — любовь. «Ревнует — значит любит». Классика. Ревнует — значит не доверяет. Это реальность. А разве может быть нормальная взаимная любовь без доверия? Противоречие… Ревновать — не значит любить. Ревновать — значит считать близкого «собственностью», практически вещью, на которую никто не должен смотреть, которую никто не должен трогать, которая должна находиться всегда в подчинении и поле зрения «хозяина». Разве это правильно? А вы бы хотели быть такой вещью?
Третья причина ревности — страх, неуверенность в себе. Посмотрите на сильных людей, о таких говорят «в нем есть стальной стержень». Будет ли такой человек донимать любимую разборками и будет ли он спрашивать «почему он так на тебя посмотрел»? Вряд ли… Есть, конечно, исключения, но этот человек просто будет гордиться тем, что вы рядом с ним, а не с другими, вы добавите ему этим еще больше уверенности в себе. А человек, который не уверен в себе, будет не уверен и в вас. Будет сомневаться во всем и всегда. И даже если вы наденете паранджу и будете сидеть дома в клетке затворницей — это ничего не изменит. Найдется новая причина для ревности.
Четвертая причина ревности — страх одиночества. Ревнивец боится не только того, что он потеряет вас, он боится и того, что снова останется один. Особенно, если это для него было так привычно когда-то раньше. Он хочет увидеть то, что он нужен, что он значим, что в ваших глазах он как минимум «герой», что вы хотите быть рядом с ним. Часто именно слова поддержки или такие простые три слова, как «я тебя люблю», уменьшают пыл ревнивца и успокаивают. Ему становится хорошо и спокойно, потому что он не одинок. Он нужен вам.
Пятая причина — волнение. Один близкий мне человек однажды сказал: «Я ревную, потому что волнуюсь за тебя, потому что не могу знать, что с тобой в данный момент. Все ли у тебя хорошо, кто рядом с тобой и что им от тебя нужно. Потому что не могу защитить тебя и помочь если с тобой что-то случится». Часто именно из-за этого и появляется ревность — человек вам дорог и вы хотите оградить его от всего плохого. Но суть в том, что он — отдельная личность, он в этом мире, он с этим миром. И нельзя отделять его от этого мира. Иначе он станет другим. А вы ведь любите его таким какой он есть.
Избавиться от ревности не так просто. Но, как как сказал Пикассо: «Возможно все, что вы можете представить». Помните, нельзя считать близкого человека своей собственностью. Радуйтесь, что он рядом с вами. Цените каждую минуту. Не портите все ревностью. Не устраивайте сцен. Так вы только заставите его отдалиться.
Говорят, что обязательно случается то, чего мы так боимся. Разве вы хотите из-за глупой ревности и страха действительно потерять человека, который вам дорог?
Ревность дана для того, чтобы мы зорко следили за своей душой
Ревность – не порок?
Протоиерей Игорь Прекуп. Фото: Станислав Мошков/rus.postimees.ee
Позвольте сначала ответить вопросом на вопрос: какая ревность? Любая? Нет, не любая – порок. Тут, пожалуй, надо быть поосторожней с обобщениями. Если вопрос о той страсти, которая лишает человека достоинства, превращая его в опасного галлюцинирующего параноика, способного лишь разрушать то, что ему дорого, и калечить жизнь тем, кто его любит – да, порок. Но из святоотеческого учения мы знаем, что зло не самобытно. Стало быть, и ревность либо паразитирует на какой-нибудь добродетели, либо сама и есть добродетель, на которой паразитирует порок-самозванец, похитивший ее имя. Похоже, что последнее.
Да ну, скажете тоже… Так вообще жить невозможно! Мало ли, что там святые подвижники писали – это для монахов, а мы в миру живем, тут веру и благочестие спасать надо от всеобщей апостасии.
Нам, грешным, начинать надо с малого – со строгого соблюдения уставного благочестия: с вычитывания утреннего и вечернего молитвенного правила, с соблюдения всех постов, с регулярного и полного отстаивания богослужений, соблюдая все обычаи, касающиеся дресс-кода и передачи свечек через правильное плечо, с отказа от ИНН и паспортов, с утончения класс… ой! церковного чутья, с обостренного и воинственного реагирования на оскорбления наших чувств.
Только освоив этот уровень, имеет смысл озаботиться хранением сердца от всего противного любви, кротости и милосердию, а до тех пор мы недостойны посягать на евангельские заповеди – это дерзость. Как мы можем помышлять о жизни по Новому Завету, не освоив толком жизнь в духе Ветхого? Все должно быть последовательно. А потому будем заботиться о доступном – о внешнем, а недоступное отложим на потом. Так, да.
Отсюда и распространенное представление, что «ревность по Бозе» – это строгое соблюдение свода канонических правил, богослужебного устава, постов; осторожное до параноидальной подозрительности отношение ко всему и всем (включая священноначалие) на предмет наличия ереси или заговора, устойчивая неприязнь, переходящая в ненависть к тем, кто, по мнению «ревнивцев», представляет опасность для чистоты веры и нравственных устоев общества. Это плотское истолкование духовного понятия.
Житейское понимание ревности основано на эгоизме
Ревность у нас часто ассоциируется с любовью, как ее побочный эффект, а напрямую – с завистью, собственничеством, ненавистью, злостью, помрачением ума и прочими состояниями, ничего общего с любовью не имеющими. Мы в этом исходим из личного опыта, из опыта знакомых нам людей, ну и, разумеется, из литературного наследия: ревность – одна из частых тем великих произведений, если не центральная, как в «Отелло», то сквозная, как в «Братьях Карамазовых».
Это очень понятное нам чувство, но понятное в обыденном аспекте, как низменное выражение собственнического отношения к предмету ревности, как эгоистичное стремление господствовать, доминировать безраздельно, контролировать даже помыслы, или, выражаясь словами Б. Спинозы, как «любовь, полная ненависти к любимому предмету и зависти к другому, пользующемуся любовью первого».
Но вот мы встречаем это слово в Священном Писании, причем в явно положительном смысле. Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12: 31), – призывает апостол Павел коринфских христиан, рассуждая о природе Церкви и о дарах Святого Духа. …Ревнуйте о странноприимстве (Рим. 12: 13), – обращается он же к римским христианам. Из контекста понятно, что речь не о дурном соперничестве, а о чем-то другом.
Глагол קנא – «ревновать» может на древнееврейском означать и «ревновать», и «завидовать» в самом пошлом смысле, но он переводится также и в смысле рвения, ревности о Боге, о стране, о чем-то дорогом, святом, важном. Отец Павел Флоренский обращает внимание, что слово קנאח , кроме «страсти любви с ревностью», означает еще «соревнование» и Божию ревность о славе Своей.
Означающее ревность греческое слово ζηλος переводится на русский в первую очередь как «рвение», «кипение», «пыл», «стремление», «соревнование», «подражание». И уже как производное отсюда, с одной стороны – как ревность и зависть, с другой – гнев и негодование (но опять же в новозаветном словоупотреблении в смысле рвения, ревности о чистоте веры, о святости).
В русском языке понятие ревности «в основном своем направлении характеризуется как мощь, как сила, как напряжение, но вовсе не как страх, или ненависть или зависть. Ревность, очевидно, – то же, что и рвение, ревнивый – то же, что и ревнитель, ревновать – то же, что и рвать, или скорее рваться. Как „иметь ревность“, так и „иметь рвение“, по своему корню, означает лишь наличность силы, мощи, стремительности. Это противоположность вялости, бессилию, слабости», – пишет о. Павел («Столп и утверждение истины»).
Как уже говорилось выше, житейское понимание ревности основано на ее эгоистичном проявлении. В самом деле, эгоизм извращает в человеке любое здоровое естественное свойство.
Проявляясь как унизительное недоверие, подозрительность, переходящая в ненависть, выплескивающаяся в агрессивных выпадах, как в отношении предмета ревности, так и в отношении соперника, это чувство не делает чести человеку и справедливо осуждается как недостойное. Не удивительно, что, согласно тому же пониманию, ревность по своей сущности чужда любви, паразитирует на ней.
И далее о. Павел делает вывод, что ревность – это «один из моментов любви, основа любви, фон любви, первичная тема, в которой воссиявает луч любви».
Не ревнитель, а ревнивец
Поэтому любовь к Богу рождает и ревность по Нему – добродетель, соединяющую в себе трезвение с мужеством, пробуждаемую сознанием высоты замысла Божия о человеке, стыдом за несоответствие этому замыслу и характеризуемую энергичным стремлением сделать все, дабы с помощью Божией восстановить в себе Его поруганный образ, тщательно исследуя себя, выискивая и удаляя все противное Богу, а также зорко следя, чтобы не приблизилось к душе что-либо враждебное.
«…Некто, облеченный во Христа, – пишет прп. Исаак Сирин, – ревность сию в словах своих назвал псом и хранителем закона Божия, то есть добродетели, потому что законом Божиим называется добродетель. Эта сила ревности двумя способами укрепляется, пробуждается и воспламеняется на хранение дома, а также двумя способами приводится в изнеможение, дремоту и леность.
А именно: пробуждение и воспламенение бывает, когда человеку приходит на мысль некий страх, заставляющий его бояться за то благо, которое он приобрел или имеет в виду приобрести, чтобы не было оно украдено, т.е. уничтожено каким-либо случаем или последствием оного. И сие возбуждается в человеке по Божественному промышлению; разумею же страх во всех достойных делателях добродетели, пребывающий в душе для ее пробуждения и ревнования, чтобы не предавалась она дремоте».
Однако часто этот «цепной пес» кидается не столько на порок внутри нас, сколько на ближнего нашего, побуждая нас отвращаться и гневаться отнюдь не христианским образом. Ведь ревность ревности рознь. Ревнующего истинно уместно называть «ревнителем», тот же, кто одержим ревностью, пусть даже направленной на святые ценности, но ревностью страстной, порочной, плотской по сути – не ревнитель, а такой же ревнивец, как, например, сходящий с ума от своей собственнической мнительности ревнивый муж.
Люди нередко истолковывают религиозные понятия в ключе имеющегося внерелигиозного опыта, подменяя их содержание чем-то внешне схожим, но чуждым по духу. Так и в случае с ревностью по Богу: под неведомое понятие адаптируется знакомая, понятная страсть, характеризуемая агрессивностью и подозрительностью, только направленная теперь на собственное представление о Боге и символы благочестия: обряды, дисциплину и пр.
Ревность дана для того, чтобы мы зорко следили за своей душой
Ведь гораздо проще (и тут мы вспомним, что «где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного») так понять, что ревности (той самой, знакомой, а какой же еще?) можно давать волю, если повод – возвышенное и священное.
«Человек ревнивый никогда не достигает мира ума, – говорит прп. Исаак Сирин, – а чуждый мира – чужд и радости. Ибо если мир ума называется совершенным здравием, а ревность противна миру, то, следовательно, тяжкою болезнью страждет тот, в ком есть лукавая ревность. По-видимому, ты, человек, обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов, а в действительности свою душу лишил здравия. Поэтому потрудись лучше над оздоровлением своей души. Если же желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в порицании. А ты и другим не помогаешь, и самого себя ввергаешь в тяжкую, мучительную болезнь. Ревность в людях признается не одним из видов мудрости, но одним из душевных недугов, и именно – она есть ограниченность в образе мыслей и великое неведение. Начало Божественной премудрости – скромность и кротость, которая свойственна великой душе и носит на себе немощи людей».
Духовная ревность побуждает человека пренебрегать временным ради вечного и не бояться скорбей, «ибо, – согласно прп. Исааку Сирину, – когда сердце возревнует духом, тело не печалится о скорбях, не приходит в боязнь и не сжимается от страха, но ум, как адамант, своею твердостью противостоит во всем искушениям».
Ревность дана для того, чтобы мы зорко следили за своей душой, дабы ничто чуждое не смогло бы вкрасться в нее под видом добродетели.
Истинная ревность побуждает человека всеми силами хранить мир, уклоняясь от всяких помыслов осуждения, пресекая всякие лукавые попытки своих страстей прорваться наружу под благовидным предлогом «ревности по Бозе».
Ревность – не порок? Самые глубокомысленные цитаты о ревности
Чувство ревности известно каждому, кто был по-настоящему влюблен. Тем более, если был влюблен безответно. Можно ли ревновать любимых? Стоит ли осуждать людей за ревность? На эти вопросы нет однозначного ответа. А вот что думают, по этому поводу некоторые известные люди.
Из всех человеческих чувств, пожалуй, нет ничего хуже ревности и гордыни. (Харуки Мураками. «Мужчины без женщин»)
Существует ревность духовного порядка, она может быть столь же безумной, как и обычная, «физическая» ревность. (Артур Конан Дойл. «Загадка Торского моста»)
Но мысль ревнивая, что ею другому обладать, когда я след ноги не смею ей целовать, меня томит. Кляну себя, но страсть земную напрасно я хочу унять. (Спектакль «Пиковая дама»)
Ревность была бы не столь мучительна, если бы мы понимали, как мало мы заслуживаем чувства, которое называют любовью. (Пол Элдридж)
Подобно тому как любовь не имеет более близкой подруги, чем ревность, так она не имеет и большего врага. (Джордано Бруно)
Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с нею умирает. (Франсуа де Ларошфуко)
Из ревнивых женихов выходят равнодушные мужья. (Томас Майн Рид)
Ревновать женщину, которая вас любит, было бы по меньшей мере нелогичным. Что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной. (Оноре де Бальзак)
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность. Совершенно противоположное бывает со страстью. (Ф М. Достоевский)
Ревность не порок?
«Ревнует – значит любит!» Иначе, считают многие, не бывает ни настоящей любви, ни страсти. Психологи с этим соглашаются, но предупреждают: существует хронический синдром Отелло. Это разрушительное собственническое чувство, мешающее наслаждаться жизнью. Оно постепенно выжигает любовь из отношений с близким человеком. Как избавиться от опасных приступов, StarHit рассказали звезды.
1. Полюбите себя
«Многие полагают, что ревнивые люди обязательно должны быть собственниками по натуре, но я считаю, что ревность присуща всем неуверенным в себе людям, – рассуждает Маша Малиновская. – Когда люди влюбляются, они начинают переживать за отношения, постоянно сравнивают себя с другими.В этой ситуации нужно обратить внимание на свои плюсы и полюбить себя! Чувство ревности при высокой самооценке и уверенности в себе отойдет на задний план».
2. Помните про доверие
По рассказам бабушки Сергея Безрукова, его жена Ирина довольно ревнива и не любит, когда он снимается с обнаженными красотками. Во время работы Сергея в фильме «Поцелуй бабочки» Ирина после съемок нескольких интимных сцен перестала приезжать к мужу – смотреть на страстные поцелуи кинопартнеров было непросто. Однако чувство доверия и самообладание позволили ей пресечь слухи о предстоящем разводе: Безруковы – по-прежнему одна из самых ярких и крепких пар российского кино.
3. Помните, что, ревнуя, вы разрушаете себя
«Многие считают ревность проявлением любви, но это не так, – уверена Алекса. – По-моему, ревность приводит к потере любви. Когда-то знакомый психолог поделился со мной рецептом борьбы с ревностью: постарайтесь мысленно вернуться в прошлое, где вы были объектом чьей-то ревности, и вырежьте эти эпизоды, как куски видеопленки. Далее вспомните все случаи, когда вы сами испытывали ревность. Соберите скопившуюся в те моменты негативную энергию и превратите ее в своего двойника, как бы мысленно разделяя себя надвое – на человека любящего и человека ревнивого. Постарайтесь изгнать эту темную сторону из собственной личности».
4. Думайте о будущем
«Прежде чем устраивать сцены ревности, подумайте о том, что это может всерьез обидеть любимого человека», – рекомендует психотерапевт Людмила Юдина. В интервью Ванесса Паради повторяет, что долгий брак с Джонни Деппом многим обязан именно тому, что пара очень дорожит гармоничными отношениями и старается преумножать счастье, а не разрушать его преходящими разладами.