речевой негативизм у детей 3 лет что делать как разговорить ребенка
Речевой негативизм у малыша. Что делать родителям?
В последнее время количество неговорящих детей 2–3-летнего возраста заметно увеличилось. На детской площадке все реже и реже встречаются малыши, которые владеют речью в соответствии с возрастной нормой. Но все чаще встречаются дети-молчуны, которые предпочитают общаться знаками либо вообще игнорируют сверстников и взрослых. И когда у родителей закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка, всегда находятся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда «всё само наладится».
Но чаще всего родители советов не слушают, а с самыми лучшими намерениями начинают настойчиво и постоянно просить неговорящего ребенка повторять за ними слова: «Скажи. », «Повтори. ». Хуже всего, что этим они только усугубят ситуацию — ребенок вообще может отказаться говорить. Навязчивая настойчивость взрослых может вызвать у ребенка речевой негативизм.
В чем проявляется речевой негативизм?
Ребенок отказывается от общения, становится замкнутым, в его поведении наблюдается агрессивность. Дети избегают общения со взрослым и сверстниками, а на задаваемые вопросы демонстративно отворачиваются и молчат, иногда мычат и показывают пальцем.
Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь ко взрослым или ровесникам. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за таким «самостоятельным» поведением скрывается несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как вызвать у ребенка желание говорить?
Для начала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Начинать необходимо с простейших игр.
А что делать, если ребенок делает вид, что ему такие игры не интересны? Присмотритесь к малышу. Если он не следит за действиями, но внимательно слушает и у него, как говорится, «ушки на макушке», то нервничать по этому поводу не стоит. Вы на правильном пути. Такой вид игры для ребенка новый, и он с опаской и настороженностью к нему относится. В подобном случае необходимо продолжать манипуляции с игрушками. И очень скоро малыш к вам присоединится. Ведь от него сейчас ничего не требуют, а следить за всем новым так интересно.
Также следует помнить, что ребенок еще не в состоянии длительно концентрировать внимание на каком-либо занятии или предмете долго. Поэтому продолжительность такой игры невелика, не более 3–5 минут. Очень важно также постоянно менять предмет игры. Сейчас это корова, после дневного сна — машина, вечером — кукла и т. д.
Когда ребенок будет произносить отдельные слова уже более уверенно, следует переходить к следующему этапу — стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе достаточно 5–10 слов). Например: кубик, мяч, дом. Продолжаем все так же играть с предметами и говорим: «Это ку-бик (мяч). Что мы взяли?». И делаем паузу. Если малыш не ответил, то повторяем вместо него: «Ку-бик».«Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка вступить в диалог.
Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом «оречевлять» любые свои и ребенка действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. «Мы идем гулять, спать, пить, есть. » Главное, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи — общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.
Не забывайте о похвале
Ребенку очень важно слышать похвальные слова от родителей: «Молодец!», «Как здорово!», «Дай пять». Хвалим ребенка не только словами, но и объятиями, можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, чем теснее у него контакт с вами, тем больше он раскрывается и старается.
Следующий этап в развитии речи ребенка — стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать малышу вопросы: «Что ты принес?», «Это мне?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе подать: мяч или кубик?», «Что ты хочешь: пить или есть?».
Вопросы подобного типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.
Внимание! В игре «Вопрос-ответ» необходимо использовать только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял.
Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок и любых требований.
Запомните слова-табу: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так. », «Следи за собой!». Их не должно быть в вашей речи.
И всегда помните о цели — избавить ребенка от речевого негативизма, а впоследствии — добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность и делал это с удовольствием.
Терпения вам, любящие и заботливые родители!
Речевой негативизм у детей 3 лет что делать как разговорить ребенка
Что такое речевой негативизм?
Речевой негативизм – это полный или частичный отказ ребенка от речи, что останавливает или замедляет процесс коррекционной работы и развитие ребенка с алалией.
Существует 2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.
Ребёнок демонстрирует плохое поведение, когда родители настойчиво просят повторить слово, которое малыш произнёс. В ответ он может убегать, топать ногой, мотать головой. Конечно, родители радуются долгожданным словам и начинают их требовать, используя такие слова, как «скажи и повтори». Это будет усугублять ситуацию и формировать стойкий отказ от речи. Речевой негативизм может проявляться у ребенка:
— в детском садике на групповых занятиях (например: уход из общего круга детей во время упражнений);
— дома при попытках родителей позаниматься с ребёнком по рекомендации воспитателя, логопеда.
— в драках со сверстниками;
— в укусах взрослого, ровесника, как ответ на то, что не нравится;
— в виде истерик на занятиях с логопедом;
Это надо знать!
Во время коррекционных занятий у детей могут быть истерики! Отнеситесь к этому с пониманием, не паникуйте. Это естественный процесс отказа ребенка от его привычных способов коммуникации, появление желания пользоваться вербальной речью и осознание ребенком, как много ему хочется сказать, а сказать «еще нечем». Свойственно для детей с моторной алалией. Это проходит за несколько занятий.
— ребёнок молчит, мычит, прячется за маму, когда к нему обращаются;
— вместо слова может ответить жестом;
— вместо обращения ко взрослому, проявляет «самостоятельность»: подвигает стул, залезает и сам берет нужный предмет;
— в детском саду сидит в углу, ни с кем не играет, ни к кому не подходит, общается только со взрослыми тихо или шёпотом.
Речевой негативизм у детей с моторной алалией возникает, чаще всего, на первых этапах речевого развития. Хотя может проявиться на любом и в любое время. Ключевую роль в этом играет окружение ребёнка.Это обусловлено разницей между пониманием и речевыми возможностями ребёнка. Малыш сильнее и острее воспринимает свои трудности в «говорении». У детей с сенсорной алалией проявляется намного реже.У них вербальный и невербальный интеллект развиваются с одинаковой скоростью, поэтому угроз возникновения речевого негативизма намного меньше.
КАК РАСПОЗНАТЬ РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ НА ФОНЕ ДРУГИХ СОСТОЯНИЙ?
— «Ленивый или нет?»
От родителей часто слышу «Мой ребёнок всё понимает, но не хочет говорить, он ленится». Стоп! Давайте разберёмся!
Ленивых детей не бывает! Бывают слабые, истощённые, уставшие, перегруженные, НО не ленивые! Маленькие дети никогда не ленятся делать то, что умеют!
Ребёнок с моторной алалией «не желает» говорить, потому что НЕ МОЖЕТ говорить, и это не лень, это серьёзное заболевание. Думая, что малыш ленится, родители выдвигают непосильные требования к его речи. Так на фоне моторной алалии развивается речевой негативизм.
История из практики.
Обратились ко мне в кабинет мама с сыном (2г 8 мес.). У ребенка моторная алалия (слов нет, звукоподражания, много жестов, понимание по возрасту). Инструкции выполнял. При попытке вызвать слово, ребенок произнес звукоподражание и спрятался (уткнулся) в маму. В дальнейшем играл, инструкции выполнял (принеси, покажи, посади в машинку). При каждой попытке сказать слово прятался в маму, не произнес больше ни звука. Из разговора с мамой выяснилось, что у них требовательный папа. Он считает, что ребенок просто ленится, и мама сына часто жалеет. Когда я сказала, что это речевой негативизм, мне не поверили и обратились к психологу, который также диагностировал страх речи.
— «Капризы или речевой негативизм?»
Определить – негативизм это или просто капризы – достаточно просто.
— «Речевой негативизм или мутизм?»
Речевой негативизм важно отличать от элективного мутизма.
Психиатры отмечают, что разновидность мутизма – это невротическое расстройство. Данное заболевание встречается не часто. Чаще всего в тех семьях, где некомфортный психологический климат.
Элективный (селективный) мутизм — это тревожное расстройство, которое приводит к тому, что дети перестают говорить в определенных социальных ситуациях.
Ребенок может ощущать себя хорошо и общаться с друзьями, родственниками. Если малыш меняет обстановку, то он перестает говорить. Ребенок не может сказать ни слова, так как боится.
Хочется добавить, что у ребёнка с алалией может появиться речевой негативизм в случае если:
— завышены требования к речи ребёнка воспитателями, родителями;
— ребёнку больше 4 лет, и он понимает, что ему трудно говорить, общаться, и при этом ещё не получает логопедическую помощь;
— не соблюдает режим дня, перегружен дополнительным посещением кружков;
— логопед неправильно выбрал метод работы с таким ребёнком. При коррекционной работе по устаревшей моторной концепции может развиваться речевой негативизм. При правильном использовании языковой концепции этого не происходит.
В интернете много написано по поводу речевого негативизма у детей с легкими речевыми нарушениями, о том, как это замедляет логопедическую работу и сказывается на психике ребенка.
ПОЧЕМУ РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ ИМЕЕТ СЕРЬЁЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗАТЯГИВАЕТ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС?
Дети с алалией регулярно сталкиваются с ситуациями, провоцирующими появление речевого негативизма.Не доброжелательная окружающая среда.
Поведение родителей, родственников:
— Завышенные требованиясо стороны близких людей по отношению к речи ребёнка. Требовать от ребенка с алалией можно и нужно, но только то, что он уже умеет делать, соответственно его возможностям, подстраиваясь под его уровень речевого развития.
— Гиперопека и жалость со стороны родителей, друзей, родственников.
Авиценна говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Чью сторону возьмешь, та сторона и победит».
В нашей ситуации логопед находится на стороне излечения. Ребенок почти до самого конца коррекционной работы находится на стороне болезни. Родители должны принять сторону излечения и набрать «армию сторонников», должны исключить всех, кто может случайно пожалеть ребенка, не похвалить тогда, когда надо.Худший вариант, когда родители «принимают ребенка таким, какой он есть». На самом деле они принимают болезнь, лишая ребенка шанса на излечение.
Поведение сверстников в детском саду или на детской площадке могут также спровоцировать появление речевого негативизма. Хорошо разговаривающие ровесники могут указать ребёнку на его трудности в речи, могут посмеяться над ним или отказать ему в игре. В результате, нередко, уже начавшие говорить дети с алалией замолкают.
С каждым годом таких ситуаций у ребенка с моторной алалией становится все больше, и начинается «порочный круг».
«Я плохо говорю, меня за это обижают.Нужно меньше говорить. Я все больше отстаю от других, нужно еще меньше говорить…».
ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВОГО НЕГАТИВИЗМА НА КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС С РЕБЁНКОМ С ДИАГНОЗОМ АЛАЛИЯ.
Со временем речевой негативизм ребёнка «вплетается» в диагноз. С каждым годом развитие речи и интеллектуальных способностей замедляется. Справиться с отказом ребенка от речи становится все сложнее.
— не реагировать на капризы;
— хвалить ребенка за каждый его успех эмоционально, искренне;
— с помощью логопеда создать вокруг ребенка правильную языковую среду, правильный психологический настрой;
— соблюдать речевой режим;
— использовать максимум элементов комплексного подхода.
Важность речевой среды и комплексного подхода можно наблюдать по отзывам о работе хороших детских садов для детей с ТНР с 2х лет.Они, исключив все возможные негативные влияния, нередко добиваются за 4 года хороших результатов в коррекции алалии. Хороший результат показывают речевые детские лагеря и санатории. Жаль, что у них нет непрерывной работы с ребенком на протяжении нескольких лет, чтобы показать такие же результаты полного излечения.
По окончанию коррекционной работы вероятность речевого негативизма пропадает, уходят капризы, и всё поведение ребенка, в большинстве случаев, приходит в норму.Речь начинает выполнять еще одну свою функцию – регуляция собственного поведения.
Речевой негативизм самостоятельно не проходит – необходимо изменить ситуацию, улучшить окружающую среду ребёнка, потрудиться.
Поэтому, когда вы замечаете отказ малыша от речи, проявите внимание и обратитесь к логопеду. Специалист определит с чем это связано. Поможет изменить ситуацию.
История из практики.
Мальчик (5 лет) ОНР-2 (по типу сенсорной алалии). Уже имел речевой негативизм. На первых занятиях ребенок «бегал по потолку». По моей рекомендации обратились к психологу (диагностировал СДВГ) и невропатологу (диагностировал ПЭП). Он назначил успокаивающие таблетки, которые ребёнок принимал до самого конца коррекционной работы. Занятия стали возможны. Но к середине коррекционного процесса речевой негативизм усилился. Мама стала носить папин ремень на занятия. Это помогало контролировать поведение сына на занятиях у логопеда и в детском развивающем клубе.
Обычное поведение мальчика в конце занятия, когда мы дифференцировали звуки С и Ш:
Он: (толкает стол, пытаясь сломать им стену) «Я тебе Штол Сломаю!»
Я: «не Шломаю а Сломаю»
Он (продолжая ломать стол): « ШтолШломаю!» и т.д.
Через 2 месяца после окончания наших занятий они зашли ко мне в гости. Мальчик говорит: «Здравствуйте Ирина Петровна. Поздравляю вас с прошедшими праздниками! Как у вас дела?». А мама улыбается и говорит: «Он теперь всегда так себя ведет. На уроках подготовки к школе его хвалят как лучшего. И таблетки мы уже не пьем».
Комментарий.
Благодаря регулирующей функции речи ребенок может сам сознательно себя контролировать. И родители прекращают прием препаратов, которые ранее назначали невропатологи, потому что они больше не нужны.
ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С РЕЧЕВЫМ НЕГАТИВИЗМОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
Вас тревожит отказ ребёнка от речи. Вы замечаете, что малыш может говорить, но по каким-то причинам отказывается. Что делать?
Надеюсь, вышеперечисленная информация вам будет полезна. Будьте с ребёнком на его «волне»!
Консультация «Как преодолеть речевой негативизм?»
Речевой негативизм – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.
Существуют довольно простые способы преодоления речевого негативизма, которые сможет применить любой родитель для помощи своему ребёнку.
1. Говорить короткими фразами (не более 4 слов, без сложных конструкций, с интонацией завершённости (фразу «На улице тепло, и потому мы пойдём гулять»разбейте на две самостоятельные части: «На улице тепло. Мы пойдём гулять.»);
2. Чётко и плавно произносить все слова во фразе, не произносить слова по слогам;
3. Говорить, чуть преувеличивая интонацию, чуть больше радости, чуть больше удивления и т. д. ;
4. Слова стараться использовать короткие, доступные к пониманию и повторению, желательно 1-2 слога,без стечения согласных: не «стаканчик», а «чашка». Хотя исходить нужно из возможностей ребёнка. Поэтому иногда можно дать несколько разных слов, чтобы ребёнок выбрал какое-то одно, удобное ему;
5. Не пользоваться «детскими» словами. Если ребёнок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина». Предметы называем словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов – это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка;
7. Не просить ребёнка «скажи» и «повтори», заменяйте эти слова чем угодно («Угадай кто это?», «Я забыла что это, помоги мне»);
8. Не заниматься, а играть. Будет лучше, если ребёнок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Поэтому занятия не по расписанию два раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду – увидели на улице жука – выучили слово «жук». Обучают не занятия с картинками, а жизнь;
9. Говорить, глядя в лицо ребёнку. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, В, М, С) можно увидеть, и это поможет ему правильнее произносить новое слово;
11. Предмет в руках ребёнка помогает быстрее усвоить новое слово. Даже если он ломает машинку – он не просто её ломает, он её анализирует, и сейчас, пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова.
Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.
Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.
Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.
Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет Оглавление 1. Введение. 2. Реферативная часть. 3. Проектная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения. 1. ВВЕДЕНИЕ.
Речевой материал для детей по теме «Дикие животные» Уважаемые друзья и коллеги, недавно у нас в группе прошла тематическая неделя «Дикие животные». Мои малыши очень любят короткие стихи.
Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.
Смотр-конкурс «Лучший речевой центр группы» С 12 по 14 сентября 2016 года в нашем дошкольном учреждении проходил смотр-конкурс на создание лучшего речевого центра. Участвовали педагоги.
Моторная и сенсорная алалия: что это, симптомы, виды
Одна из аномалий развития речи называется моторной алалией. При этом заболевании ребенок не способен говорить полностью или частично. Нарушений интеллекта или слуха у малыша нет: он способен обучаться и познавать мир, получать новые навыки. Типичная картина заболевания включает позднее формирование речевых реакций, скудный словарный запас, нарушение произношения звуков.
Причины и факторы риска
Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:
Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:
Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.
Клиническая картина и особенности поведения детей
Детей с моторной алалией отличают по следующим признакам:
Существует и более тяжелая форма алалии: при ней ребенок понимает обращение, но не говорит вообще.
Помимо проблем с речью ребенок может проявлять и другие типичные симптомы, например, у малышей часто наблюдается быстрая утомляемость, особенно во время обучения. Нередка излишняя активность, которая перемежается периодами усталости. У многих детей наблюдается либо сильная заторможенность, либо сильная расторможенность — зависит от особенностей травмы.
Важно! Алалия не возникает вследствие стресса или тяжелых событий в жизни. Ее причина — поражение головного мозга, а не страхи или психологическая травма.
Формы алалии
Существует несколько форм моторной алалии. Принято выделять моторный и сенсорный вид заболеваний. В первом случае ребенок не может говорить, во втором — не понимает обращенную к нему речь. Иногда возникает смазанная симптоматика, в этом случае врачи ставят диагноз «смешанная алалия».
Алалия — это повреждение мозга, из-за которого ребенок не говорит
Моторная алалия
Моторная (экспрессивная) алалия — это заболевание, при котором у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. Она находится в левом полушарии. При нормальном развитии новорожденный сначала усваивает неречевые шумы: природные, технические, предметные. Они усваиваются правым полушарием и становятся базой для активного речевого развития.
Задача левого полушария — отфильтровать из собранных правым полушарием звуков признаки речи. Неречевые звуки проходят через мозолистое тело из одного полушария в другое и превращаются в звуки речи. Это формирует речевую базу и позволяет ребенку научиться говорить. Но дети с моторной алалией не могут видоизменить неречевые звуки — у них поврежден участок мозга, отвечающий за эту функцию.
В зависимости от силы повреждения малыш может различать звуки и усваивать их смысловые связи, но при этом у него не выходит сформировать артикуляционные движения. Если повреждения мозговой коры и левого полушария не сильные и сохранны моторные зоны, можно восстановить эту способность.
В зависимости от локализации проблем, моторная алалия может принимать две формы:
Оба вида моторной алалии лечатся комплексом мер, которые включают как медикаментозную терапию, так и логопедические занятия.
Симптомы моторной алалии
Симптомами моторной алалии называют:
Ранняя диагностика данного заболевания позволяет вовремя начать лечение и сделать его более эффективным. Если вы заметили один или несколько симптомов, не откладывайте посещение врача.
Диагностика и лечение моторной алалии
При моторной алалии большое внимание уделяется диагностике. Проблема в том, что эту болезнь можно легко перепутать с другими нарушениями речи. Обследование должно включать:
Детей с моторной алалией необходимо лечить сразу несколькими методами. При грамотном подходе можно вернуть ребенка к речевой норме за 2-3 года. Для этого необходимо:
Очень важно правильно подобрать препараты с учетом степени повреждения головного мозга. Также лечение должно проходить у опытного логопеда, который уже знаком с проблемой и знает, как с ней работать. Избегайте народных методов: они малоэффективны и просто тратят ваше время.
Возможные осложнения и последствия
Если упустить время и не лечить детей с моторной алалией, у них в последующем могут возникнуть значительные проблемы. Самые частые последствия:
Осложнения значительно затрудняют интеграцию ребенка в общество и снижают его возможности обучения.
Речевой негативизм может быть следствием и других факторов. Например, дикцию нарушают кривые зубы. Читайте об этом подробнее здесь: Причины, опасность и лечение кривых зубов у детей и взрослых.
Прогноз
Прогноз и улучшения, которые наблюдаются во время лечения детей с моторной алалией, очень сильно зависят от степени повреждения мозговых структур. Во многом наш организм способен компенсировать некоторые нарушения, но это при обширных поражениях это невозможно. Также влияет возраст начала лечения, т. к. чем старше человек, тем меньше шансов восстановить речевую функцию.
Болезнь имеет благоприятный прогноз: через 2-3 года регулярных занятий ребенок дойдет до языковой нормы, компенсирует нарушения и избавится от большинства симптомов.
Профилактика
Профилактику алалии необходимо начинать еще во время беременности. В этот период необходимо избегать факторов, которые могут повредить центры речи в головном мозге ребенка или стать причиной недостаточного их развития. Также нельзя отказываться от грудного вскармливания без веских причин, регулярно проводить обследования малыша и заниматься комплексным развитием ребенка.
Панацеи, волшебного способа, который с гарантией спасет от развития моторной алалии, не существует. Но правильный подход к вынашиванию и воспитанию малыша поможет упростить диагностику в начале жизни и сделать более эффективным последующее лечение.
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия является следствием поражения коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей. Из-за этого повреждения ребенок «не слышит» слова окружающих, несмотря на хороший слух и способность к развитию активной речи. Собственная речь у ребенка отсутствует полностью, а если и развивается, то останавливается на уровне лепетных слов. Малыш может повторить только что услышанное слово и запомнить его на некоторое время. Отсутствие способности распознавать звуки приводит к тому, что ребенок не понимает речи вовсе.
Методы диагностики и симптоматика
Диагностика проводится теми же методами, что и для детей с моторной алалией: ребенку необходимо пройти ЭЭГ, рентгенографию черепа, МРТ головного мозга, отоскопию и др. Для уточнения диагноза следует посетить невролога, логопеда, психолога, отоларинголога.
Диагноз ставится, когда наблюдается сразу несколько следующих симптомов:
Нередко у детей с сенсорной алалией проявляются нестандартная работа слуха. Они хорошо слышат любые звуки, но быстро от них устают, поэтому могут перестать воспринимать громкие звуки (истощение слуховой функции). Одинаковые по частоте и громкости эффекты ребенок может воспринимать по-разному: то слышать их, то не слышать. Чем больше интервал между звуками/словами, тем лучше ребенок их распознает.
Коррекционная работа логопеда
Важно понимать, что главная задача логопеда при работе с алаликом — включить сохранные каналы речевой деятельности и заставить их активно работать. Для этого существует множество приемов, правильно применять которые может только специалист. Родители не могут заменить логопеда.
Занятия с логопедом при алалии очень важны
Способы лечения
Сенсорную алалию чаще всего лечат в первую очередь медикаментами. Но это не совсем правильный подход: необходимо комплексное влияние. Этапы лечения следующие:
Чем больше вариантов активностей в лечении вы подключите и лучше условия создадите, тем больше шанс справиться с болезнью.
Методика выполнения массажа
Нередко при алалии рекомендуют делать специальный логопедический массаж. Он необходим не для развития органов артикуляции, а для того, чтобы ребенок начал лучше их чувствовать. Но часто массаж не требуется вовсе: нарушение речи нередко вызвано не проблемами с артикуляционным аппаратом, а иными факторами.
Самостоятельно массаж проводить нельзя: это должен делать специалист, который прошел специальное обучение и знает особенности работы с пациентами. Также массаж противопоказан при увеличении лимфоузлов, вирусных или бактериальных заболеваниях ротовой полости, болезни крови и сосудов и в некоторых других случаях.
Режим тишины при коррекции сенсорной алалии
Существует особая методика, которая помогает повысить восприимчивость к звукам у ребенка. Она заключается в создании определенных условий жизни. Логопед рекомендует родителям организовать тихий час и день отдыха слуха с определенной регулярностью. В детской комнате для этого устраняются лишние звуки: телевизор, компьютер, планшет. Также в это время взрослые не должны разговаривать с ребенком.
Режим тишины перемежается режимом интереса. Ребенок перестает убегать от надоевших звуков и начинает изучать их. Логопед помогает малышу определять предмет звучания и распознавать речь. Также специалист обращает внимание ребенка на различные эмоциональные реакции, помогает их скопировать и проявить при необходимости.
Прогноз и профилактика
Хотя при моторной алалии прогноз более благоприятный, родителям детей с сенсорной формой не стоит сдаваться. Здесь также сильное влияние имеет степень поражения мозга. Обязательно пройдите все возможные варианты диагностики и подберите препараты, помогающие организму компенсировать утраченные функции.
Выводы. Советы специалиста
Дети с моторной алалией имеют шанс на нормальную жизнь, если родители не пустили все на самотек. Определить заболевание можно в возрасте 3 лет, когда проблема вполне поддается коррекции. В первую очередь необходимо поставить диагноз и подтвердить его у нескольких врачей. Так, свое заключение должен дать сурдолог, ведь алалия во многом похожа на обычную глухоту.
Лечение заболевания обязательно должно быть комплексным. Во время диагностики определяется его причина и назначается курс. После ребенку необходимо давать лекарства, посещать физиотерапевтический кабинет, занятия по общей ручной моторике и др. Немалую роль играет стимулирование речевой активности с логопедом.
Помните, что прогноз при алалии хотя и зависит от степени поражения головного мозга, но определяется правильным лечением. Своевременное определение проблемы и использование всех доступных метолов терапии нередко позволяет полностью устранить моторную алалию и значительно ослабить влияние сенсорной алалии на жизнь ребенка.