ребенок сильно выделяет звук р что делать

Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.

Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.

Нормальное произношение звука [Р]

При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Основные виды ротацизма

Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:

Причины картавости

Картавость может возникать из-за различных причин:

Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Какие методы диагностики существуют

Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:

В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.

Можно ли и как избавиться от картавости

Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.

Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.

Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Для этого проводятся следующие упражнения:

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Постановка звука

После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.

Постановка возможна следующими способами:

Автоматизация

Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.

Обязательно используются скороговорки со звуком Р:

«Рос в реке ершонок,

Рос, рос, стал ершом,

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

«Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки»

Заключение

Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.

Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.

Источник

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать Юлия Ушакова
Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок

Постановка звука Р может осуществляться разными способами. Обычно у каждого логопеда есть несколько своих любимых и безотказно действующих способа. Я не буду про них рассказывать, они все подробно описаны в литературе. Остановлюсь на ошибках и трудностях, которые могут затруднить постановку и автоматизацию.

Трудности и ошибки,с которыми могут столкнуться молодые логопеды:

1. Пытаться поставить звук Р до того, как мышцы языка достаточно укреплены. Иногда получается вызвать вибрацию языка в этой ситуации, но язык во время произношения не удерживается у нёба, а опускается к нижним зубам, вызывая «тракторный» звук.

Я рекомендую не спешить с постановкой звука Р до того, как будут идеально отработаны упражнения для укрепления мышц языка, типа «Барабанчик», «Грибок».

Если же к вам приходит ребенок, который по показу произносит подобие звука Р, при котором язык опускается вниз, не надо автоматизировать этот звук, а сначала укрепить мышцы языка.

2. Если не учесть особенности строения языка и прикрепления подъязычной связки, процесс автоматизации может затянуться. Объясню, почему.

Под «особенностью строения языка» я имею ввиду прежде всего короткую подъязычную связку и /или короткий свободный кончик языка.

Встречаются дети, у которых при достаточно длинной подъязычной связке, она прикреплена слишком близко к кончику языка и процесс вибрации при этом затрудняется.

Вернее, звук Р сразу после постановки звучит как-то странно, он похож на множественную вибрацию, очень напряженную и неестественную. И такой неестественный, чрезмерно напряженный звук сохраняется даже на этапе автоматизации в свободной речи. В связи с этим, ребенок не может пользоваться таким звуком легко и свободно.

Визуально язык во время произношения такого звука Р не прижимается плотно к нёбу и кажется, что он вибрирует посередине, на некотором расстоянии от нёба.

В этой ситуации может быть 2 выхода: первый – начать автоматизацию в надежде, что звук Р станет одноударным (иногда это происходит, но чаще с мягким вариантом звука Р*) или обращаться к стоматологу с целью подрезания подъязычной уздечки и удлинения кончика языка.

По моим наблюдениям, сразу после удлинения кончика языка и заживления, звук Р становится естественным, «полетным», свободным.

И еще, чаще короткий кончик языка все-таки сочетается с короткой подъязычной связкой и внимание обращается именно на нее. Но если при короткой подъязычной связке будет достаточно длинный свободный кончик языка, подрезания, скорее всего, не потребуется.

Теперь возникает вопрос, как определить, что кончик языка слишком короткий?Тут есть несколько признаков:

A. Попросите ребенка сделать грибок и если кончик втягивается вовнутрь, наподобие округлой буква М, то это признак, что уздечка слишком натянута. Я подобрала несколько фотографий, чтобы стало понятно.

B. Если уздечка прикрепляется к языку не перпендикулярно, а как бы тянется к кончику под острым углом, это тоже значительно сокращает свободный кончик языка.

C. И третий признак – если поставленный звук Р звучит как-то странно, как будто идет множественная вибрация. По моим наблюдениям, это вибрирует не только кончик, но и края языка.

В этой ситуации самый надежный и порой единственный выход – подрезать подъязычную связку.

Ну и еще стоит обсудить важный момент – как говорить родителям о необходимой операции по подрезанию уздечки.

Тут стоит проявить всю имеющуюся у вас деликатность.

Хочу отметить, что я никогда не спешу направлять ребенка к стоматологу. Очень часто, если подъязычная связка короткая, но кончик языка достаточно длинный, удается растянуть связку упражнениями, поставить и автоматизировать звук Р.

Я завожу такой разговор чаще после постановки звука Р (если это вообще реально сделать,т. к. иногда подъязычная связка на столько короткая, что постановка невозможна, некоторой автоматизации и если звук Р не стал одноударным.

Обычно родители слышат, что звук странный и я объясняю, из-за чего это происходит.

Далее я говорю, что не обязательно спешить, можно продолжить автоматизацию и если они решатся на операцию, пусть предупредят меня. Единственное условие, при котором следует поспешить – если ребенок вдруг начнет говорить горловой звук Р – тогда лучше не допускать автоматизацию такого искаженного звука.

Далее я рассказываю про операцию – что ее делают лазером, надо идти только в платную клинику, т. к. там делают современную щадящую анестезию. И уже вечером ребенок сможет есть, а через 2-3 дня пройдет дискомфорт.

И еще, я прошу родителей сформулировать цель визита – не просто подрезать уздечку, а именно удлинить кончик языка.

Вот фотографии разных подъязычных связок

1. На этой фотографии видно, что кончик языка втянут вовнутрь наподобие округлой буквы М.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

2. На второй фотографии видно, что подъязычная связка достаточно длинная, но прикреплена слишком близко к кончику и из-за этого тянет его, препятствуя свободной вибрации.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Конспект занятия «Как преодолеть конфликт» Как преодолеть конфликт? Цель: формирование эффективных поведенческих стратегий профилактики и решения конфликтных ситуаций. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка и автоматизация в слогах звука [Л]» Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.

Методические рекомендации по проведению краеведческого исследования «Как избежать ошибок в исследовательских работах» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии.

Открытое занятие «Постановка звука [ж]». Цель: постановка звука [ж]. Задачи: 1. Уточнение артикуляции звука [ж]; 2. Учить изолированному произношению звука [ж]; 3. Знакомство с.

Конспект занятия «Постановка звука [Л] в слогах, словах» Непосредственная образовательная деятельность: «Формирование звукопроизношения» Цель: формирование артикуляционных навыков, постановка звука.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального занятия Тема: «Постановка звука (Л)» Учитель-логопед: Ярцева Т. В. Коррекционно – образовательные задачи: учить.

Источник

А давайте порычим, или Как поставить звук «р» у ребенка

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Красивая и грамотная речь всегда ценилась в обществе. Порой умение правильно говорить помогало людям достичь карьерных высот или же делало их известными на весь мир. Однако никто из нас даже и не задумывался над тем, что это умение закладывается еще в детстве. А что же делать тем, чей ребенок не может выговорить некоторые буквы? Неужели нет никаких способов исправить это нарушение речи? Как оказалось, есть. Мы решили изучить проблему проговаривания звука «р» у детей, узнать, как происходит развитие речи у детей и как можно облегчить этот процесс. Помогала нам в этом учитель-логопед Вита Билуха.

Причины неправильного произношения звука «р»

Многие дети по мере взросления начинают испытывать дискомфорт из-за неправильного произношения некоторых звуков. Сверстники начинают дразниться, что в итоге приводит к развитию комплексов и неуверенности в себе. Кроме того, недостатки в устной речи влияют и на письменную, что, в свою очередь, сильно снижает успеваемость. Но почему же возникают подобные нарушения в речи?

По словам эксперта, нарушения произношения могут быть либо самостоятельными, либо выступать в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой речи. Разнообразные недостатки произношения звуков «р» и «рь» выражаются в их искажении или в замене. Основными причинами, по словам логопеда, являются:

• укороченная подъязычная складка («уздечка»), ограничивающая движения вверх кончика языка и передней части спинки языка;

• слабость мышц языка;

• неумение выполнять языком непроизвольные целенаправленные движения;

• нарушение фонематического слуха — неспособность ребенка различать услышанные фонемы.

Кроме того, мы узнали, что зубы тоже могут оказывать влияние на качество произношения различных звуков. По словам специалиста, неправильный прикус только усложняет работу и увеличивает сроки исправления речевых недостатков:

• при открытом прикусе (когда зубы не сходятся) часто возникает межзубное произношение;

• при боковом прикусе звуки могут произноситься с неприятным хлюпающим звуком;

• при глубоком прикусе (нижняя челюсть перекрывается верхней) постановка звука «р» часто сочетается с высоким и узким небом, что сильно усложняет постановку верного произношения.

«Если у ребенка нет других речевых нарушений, кроме неправильного произношения звука «р», то это трудность в его артикуляции. Поэтому родителям не стоит паниковать, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен».

Особое внимание стоит уделить нарушению фонематического слуха. Это довольно серьезная проблема, которая в дальнейшем приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе, поскольку восприятие устной и письменной речи при этом нарушении сильно страдает.

Когда стоит обращаться к специалисту

Как нам рассказала логопед, артикуляционный аппарат полностью формируется к четырем-пяти годам. И если к этому времени ребенок не выговаривает твердый звук «р» и мягкий «рь», то это может стать веским поводом для обращения к специалисту. Она уточнила, что звук «р» считается одним из самых сложных и для его постановки нужна подготовительная работа.

Сейчас объясним, почему звук сложный. Если вы вспомните школьные годы и уроки по русскому языку, то наверняка у вас в памяти всплывет табличка со звонкими и глухими согласными. Но «р» всегда стоял в отдельной графе — сонорные звуки. Именно они не имели глухой пары и отличались тем, что произносились с отчетливым и звонким выражением в голосе. По статистике, дошкольники в четырехлетнем возрасте умеют произносить все звуки, кроме сонорных.

Что происходит, когда мы произносим звук «р»? А вот что:

• губы находятся в расслабленном состоянии;

• между зубами образуется пространство в четыре-пять миллиметров;

• кончик языка в это время приподнимается к верхним деснам;

• из-за струйки воздуха язык начинает вибрировать;

• средняя часть языка выгибается, а задняя, наоборот, прижимается к небу;

• по краям язык прижимается к верхним зубам;

• голосовые складки в момент произношения колеблются.

Поэтому следующие виды произношения считаются отклонениями от нормы и обязательно требуют коррекции с квалифицированным специалистом:

• Велярный — кончик языка при произношении опускается вниз и не принимает участия в артикуляции. В самом языке присутствует сильное напряжение, из-за чего он отодвигается назад. Само произношение происходит не при помощи голоса, а при помощи воздуха, а значит, звук получается гортанным;

• Увулярный — язык начинает вибрировать в образовавшейся струе воздуха. Звук получается очень тихим и мягким;

• Носовой — из названия можно понять, каким получается сам звук. Для этого произношения характерна локализация воздуха в носу и полное отсутствие вибрации;

• Двугубный — в этом случае в образовании звуков принимают участие только губы, язык никак не задействуется;

• Щелевой — язык устремлен вверх, при говорении он образует щель с мягким небом;

• Межзубный — язык находится между зубами, из-за чего произносимые звуки сильно искажаются.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким. При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться.

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Еще один способ — постановка «р» через «с». Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе. Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Постановка звука «р» во взрослом возрасте

Ни для кого не секрет, что многие взрослые люди не выговаривают букву «р». Согласитесь, слушать такую речь довольно тяжело. Но куда сложнее приходится тем людям, речь которых имеет некоторые дефекты. В связи с этим мы задали логопеду соответствующий вопрос, можно ли исправить звукопроизношение во взрослом возрасте? По ее словам, сложно, но можно.

Эксперт обратила внимание, что научить ребенка произносить звук изолированно можно в любом возрасте, сложность заключается в автоматизации звука.

«В детском саду все находятся на равных условиях, кто-то учится шипеть, кто-то жужжать, кто-то рычать, и это воспринимается вполне естественно. В более старшем возрасте возникает совсем другая ситуация. Новый звук, особенно «р», первое время выделяется в речи, поэтому ребенок стесняется его использовать на людях. Школьник может хорошо говорить дома или в кабинете логопеда, но в классе или в компании друзей ему очень сложно перейти на правильную речь».

При этом автоматизация звуков в более старшем возрасте требует от ребенка большой мотивации и хорошей поддержки взрослых. В результате звук как бы есть, но его как бы и нет. Поэтому она посоветовала молодым родителям своевременно позаботиться о речи ребенка и при необходимости обратиться к специалисту, который поможет исправить существующий дефект в речи ребенка.

Источник

Как научить ребенка говорить «р». Автоматизация звука

Если ребенок не говорит «р»: причины, артикуляционная гимнастика, постановка звука «р»

Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Как научить ребенка говорить «р»

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть фото ребенок сильно выделяет звук р что делать. Смотреть картинку ребенок сильно выделяет звук р что делать. Картинка про ребенок сильно выделяет звук р что делать. Фото ребенок сильно выделяет звук р что делать

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Статья предоставлена специализированным логопедическим центром «Детская академия речи»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *