ребенок 8 лет не слушается родителей комаровский что делать
Ребенок 8 лет не слушается родителей комаровский что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим бунтарём и перестал слушаться.
Статья:
В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим бунтарём и перестал слушаться. Одно дело, когда его неправильно воспитали и имеются проблемы с социализацией. Однако тут совсем другое — назрел личностный кризис, с которым самостоятельно справиться уже невозможно, и он выплёскивается наружу. Взрослым нужно понять, в чём он заключается, и помочь разрешить его.
Почему ребёнок не слушается
Если ребёнок не слушается и ведёт себя не так, как раньше, не спешите наказывать его или тащить на консультацию к психологу. Необходимо выяснить причину такого неожиданного поведения. И поверьте: дело, скорее всего, вовсе не в вашей системе воспитания, потому что тогда подобные вспышки неповиновения и упрямства носили бы постоянный характер. Если это единичный случай, он свидетельствует о каком-то переломном моменте в становлении детской личности, который нужно разрешить с минимальными потерями.
Наиболее типичные причины, по которым дети не слушаются родителей, сводятся к следующему:
Нужно понимать, что это только самые распространённые причины. Не забывайте, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому у него могут быть свои мотивы, выходящие за рамки типичного.
Вывод. Первый шаг на пути исправления неправильного поведения ребёнка — понять почему это происходит, и постараться устранить причину неожиданного и «внепланового» непослушания.
Случай из практики. Подчас понять, что движет ребёнком, сложно, потому что причиной может стать случайность, в которой никто не виноват, но, тем не менее, она способна перевернуть его внутренний мир. К психологу обратились родители семилетнего мальчика. До определённого момента он рос счастливым и адекватным — спокойным, вежливым, хорошо учился, ходил в музыкальную школу. Семья благополучная. В какой-то момент он неожиданно закрылся ото всех, стал мрачным и угрюмым, начал огрызаться, не слушаться, мог просто игнорировать взрослых, стал плохо учиться. Разобрали все возможные причины, начиная от булинга в школе и заканчивая возрастным кризисом.
Настоящая причина оказалась совершенно в другом — нелепая случайность, которая чуть не сломала психику мальчика. Однажды к его маме в гости пришла соседка, они сидели на кухне, дверь была приоткрыта. Ребёнок пошёл что-то спросить, но неожиданно услышал, как его мама говорила о том, что он приёмный! Она рассказывала, как его взяли маленьким из детдома, как им с папой трудно и всё в таком духе. Суть в том, что это он так понял разговор. На самом же деле его мама читала гостье заметку в соцсетях о другой семье. Это и стало причиной неожиданного бунтарского взрыва.
Чтобы убедить ребёнка, что он всё не так понял, пришлось искать ту заметку, привлекать соседку, но самое главное — проблема была решена.
Проявления непослушания
Иногда понять причины непослушания помогает анализ того, как происходит сам акт неподчинения. Психологи выделяют 5 наиболее типичных образцов.
Вариант 1. Опасное поведение
Вариант 2. Протест
Проявляется в том, что ребёнок не слушается вообще: отказывается есть, ложиться спать, идти в садик / школу, помогать по дому. Трёхлетний малыш на требования и просьбы взрослых кричит, что не будет этого делать, швыряет вещи, отворачивается, закрывает уши руками. Подростки выражают протест молча через игнорирование и уединение в своей комнате.
Вариант 3. Помеха
В какой-то момент ребёнок начинает не слушаться при посторонних. Дома он ведёт себя спокойно, выполняет просьбы и требования, соблюдает запреты. Но стоит кому-то прийти в гости или вам выйти на улицу, ситуация в корне меняется. Причём неподчинение выражается в том, что он постоянно мешает взрослым: вклинивается в разговор, лезет к маме на руки, шумит, требует поиграть с ним. Родителям часто бывает стыдно за такое поведение малыша, тем более, что они не понимают, почему он такой разный наедине с ними и на людях.
Возраст: три-пять лет.
Причины: недостаток внимания.
Что делать: проявлять по отношению к нему больше любви и заботы.
Вариант 4. Игнорирование
Такой тип непослушания убивает родителей больше остальных. В ответ на все просьбы и требования они слышат одно — молчание. Подростки начинают в таких ситуациях вести себя так, словно взрослых вообще не существует. Они могут надеть наушники или кому-то звонить в самый разгар разговора.
Что делать: в данной ситуации уместно проявить строгость и заставить подростка выслушать все ваши претензии. Но при этом приготовьтесь понять и его.
Вариант 5. Истерики
Одно из самых ярких проявлений неподчинения — когда ребёнок не слушается и психует, в категорическом тоне требует своё, закатывает истерики (валяется по полу, топочет ногами, кричит изо всех сил). Такое обычно случается, когда он не получает желаемого. Причём одно дело — когда причина в избалованности (в таких ситуациях он истерит постоянно) и нужно в корне менять систему воспитания. И совершенно по-другому нужно отнестись к единичному бунту, если до этого такого не случалось.
Причина чаще всего случайная, основанная на проблемной для несформировавшейся нервной системы ситуации:
Что делать: успокоить, отвлечь, сконцентрировать внимание ребёнка на чём-то другом.
Вывод. Обязательно обращайте внимание на то, как именно ребёнок вас не слушается. Типичные образцы поведения в таких ситуациях помогут понять, что с ним не так, и вместе разрешить проблему.
Случай из практики. 15-летний девятиклассник, успешный в обучении, имеющий много друзей, общительный, вежливый со взрослыми, на уроках биологии замыкался в себе, не работал, не слушался учителя, когда его просили ответить или выйти к доске, полностью его игнорировал, даже контрольные работы не писал. Но при этом посещал все занятия. Причина была банальна. С 5 по 8 класс он обучался у другого учителя биологии, просто боготворил его и увлекался предметом на углублённом уровне. Нового преподавателя не принял, так как тот проигрывал первому в профессиональных качествах, допускал фактические ошибки при объяснении материла, которые парень замечал в силу своей увлечённости предметом.
Чем закончилось: с юношей была проведена беседа о том, что все люди разные, но все одинаково заслуживают уважения. Родители наняли ему репетитора по биологии, чтобы он смог дополнительно заниматься. Новому учителю было тактично указано на то, чтобы он тщательнее перепроверял материал на наличие ошибок и прошёл педагогическую переквалификацию.
Возрастные особенности
Поведение взрослых во многом будет зависеть от возраста бунтаря. Одно дело, если маму не слушается маленький ребёнок, и совсем другое, если это делает подросток со сформировавшимися личностными акцентуациями и дающий себе отчёт в том, что он совершает. В каждом случае методы воспитания будут разными.
Малыши (2-3 года)
Главная причина, почему ребёнок не слушается в 2-3 года, — противоречие между «я хочу» и «я могу». Причём негатив направляется на близких людей, и больше всего достаётся маме. Как проявляется неподчинение в этом возрасте:
Два примера помогут отличить неподчинение, обусловленное возрастным кризисом и избалованностью.
Если виновато воспитание: мама зовёт его с прогулки домой, но он не идёт, потому что просто хочет ещё гулять.
Если виноват возрастной кризис 3 лет: он не пойдёт домой только потому, что так захотела и потребовала мама, а не он сам решил. В таком случае лучше не давить, дать остыть (это происходит в течение 5-10 минут). Вот увидите, скоро он сам это сделает, без напоминаний.
Как сделать так, чтобы ребёнок слушался:
Если родитель в проблемной ситуации теряет контроль над собственными эмоциями и начинает кричать, с каждым разом пропасть между ними будет только увеличиваться.
Дошкольники (4-6 лет)
В 4 года, когда кризис 3 лет миновал, ребёнок обычно затихает и при правильном воспитании слушается родителей. Исключениями могут стать случайности, которые способны вывести из состояния равновесия кого угодно. Это может быть болезнь, плохая погода или ссора.
В 5 лет случаи неповиновения наблюдаются чаще и связаны преимущественно с детскими фантазиями. Ребёнок может выдумать себе несуществующего друга, представлять себя космическим рейнджером, жить в сказочном мире. Иногда это выходит за рамки нормального, и он перестаёт воспринимать окружающую действительность как главную реальность, подменяя её своими мечтами. Акты неповиновения бывают редкими, обычно это случается в момент игры. Проявляется в виде полного игнорирования.
К 6 годам при соответствующих усилиях родителей ситуация выправляется и проблем с непослушанием не возникает.
Младший школьный возраст (7-9 лет)
Причины, по которым ребёнок не слушается в этом возрасте, досконально изучены психологами:
Пик кризиса приходится на 7 лет, когда ребёнок не слушается и…
Главная ошибка родителей первоклассников — они требуют от них слишком многого, заменяют учебники игрушками, записывают в различные кружки и секции, заставляют насильно делать уроки. Накладываясь на возрастной кризис, всё это приводит к тому, что ребёнок перестаёт слушаться.
Что делать: терпеливо переждать трудный период (в 8 лет он будет обозначен уже не так ярко), помочь школьнику адаптироваться к новым условиям, отдавать предпочтение игровой деятельности.
Средний школьный возраст (10-12 лет)
В 10-12 лет перестают слушаться, как правило, девочки. У многих из них к этому возрасту начинается половое созревание, гормональный фон претерпевает существенные изменения и в буквальном смысле слова управляет поведением взрослеющей дочери. У неё появляются секреты от родителей, сформировывается круг друзей, которым она доверяет, она начинает интересоваться модой.
Всплески неподчинения обычно продиктованы по-детски наивными, но для самого подростка крайне важными факторами:
В такие моменты девочки могут и дверью хлопнуть, и истерикой разразиться, и открыто объявить о своём неповиновении родителям. Если взрослые не накручивают обстановку, не срываются на крик, а пытаются понять, что происходит, эти всплески быстро проходят и случаются редко.
С мальчиками 10-12 лет таких проблем обычно не возникает, потому что половое созревание у них начинается позже.
Подростковый период
Один из самых сложных периодов в воспитании ребёнка. Однако, если у него на протяжении предыдущих лет были сформированы правильные ценностные ориентиры и приоритеты, акты неповиновения будут:
Чаще всего неподчинение проявляется игнорированием. Если ситуация накаляется, возможен конфликт (крик, хлопанье дверями, плач). Главная задача родителя — понять, почему взрослый ребёнок так себя повёл в этой ситуации, выслушать его и вместе, успокоившись, найти выход.
Многие родители интересуются, во сколько лет ребёнок начинает слушаться, и психологи однозначно отвечают на него. При правильном воспитании — уже в 2 года. К этому возрасту он должен усвоить основные запреты и осознавать смысл слов «нет» и «нельзя».
Вывод. Чтобы правильно себя вести, когда ребёнок не слушается, необходимо учитывать возрастные кризисы.
Что делать, если ребёнок не слушается
Главное — правильно сформулировать задачу: не заставить ребёнка слушаться родителей, а научить, иначе такое целеполагание обречено на провал. И вот почему.
В связи с этим Фриц Перлз давал родителям дельный совет: если они хотят, чтобы ребёнок их слушался, нужно перестать заставлять его это делать, командовать, поучать, стыдить.
Основные техники и методы
Соблюдать режим дня
Если с маленького возраста приучить его вставать и ложиться спать, есть, гулять в одно и то же время, в дальнейшем можно избежать ситуаций, когда он будет отказываться это делать. Просто это будет обусловлено привычкой его организма.
Домашние обязанности
С этим сложнее. Часто акты неповиновения связаны именно с отказом убирать свои вещи, содержать свою комнату в порядке, помогать по дому. Здесь придёт на помощь техника Л. С. Выготского:
Игровая / соревновательная деятельность
Хотите научить ребёнка слушаться с первого раза? Нет ничего проще! Любую свою просьбу облекайте в форму игры или соревнования. В младшем возрасте это увлекает и срабатывает на 100%. Приказной тон («Садись и ешь немедленно суп!») лучше заменить на шутливо-игривый («Спорим, папа съест быстрее тебя?»). Однако здесь главное не перегнуть палку. К такой технике нужно обращаться только в крайних ситуациях, когда вы чувствуете, что поведение малыша выходит из-под контроля. В остальных случаях ведите себя нейтрально («Пойдём / пора есть»).
Пример. Родители решили приобщить сына к спорту. Купили домой шведскую стенку, поставили турник во дворе. Никакие уговоры не заставляли мальчика начать заниматься. Ровно до тех пор, как папа предложил ему устраивать еженедельно домашнюю олимпиаду. Завели таблицу, кто сколько отжиманий/подтягиваний/приседаний сделает, договорились о призах. Понятное дело, что к итоговым соревнованиям нужно было готовиться в течение всей недели. Так ребёнка и приучили заниматься спортом.
Зона запретов
Чтобы научить ребёнка, как вести себя со взрослыми и слушаться, Ю. Б. Гиппенрейтер (известный психолог) предлагает родителям нарисовать 4 цветовых сектора и прописать в них запреты:
Беседы
Это универсальный способ, который подходит для любого возраста, в том числе и для подростков, ведь с ними выбрать тактику поведения сложнее всего. Чем раньше объяснить ребёнку, что нужно слушаться родителей, тем быстрее он усвоит это правило. С двухлетнего возраста проговаривайте с малышом эту простую истину, чтобы она осталась в его голове.
В более старшем возрасте беседы нужны для того, чтобы выяснить причину неуправляемого поведения. Можно открыто спросить об этом — если он доверяет родителям, расскажет о своих переживаниях. Можно попытаться это выяснить посредством наводящих вопросов. В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, её нужно проговорить, чтобы не упустить контроль полностью.
Способы наказания
Случается, что акт неповиновения отличается недопустимой агрессией и не продиктован никакими логическими причинами (ему просто захотелось так поступить, ослушаться, сделать по-своему из вредности). В таких случаях возникает вопрос, как наказать ребёнка, чтобы указать ему, что он поступил неправильно. В этом случае помогут советы психолога.
Родители должны понять одну прописную истину: если хороший, неконфликтный, спокойный ребёнок вдруг перестал слушаться, этому всегда есть причины. Это не характер и не воспитание, которые проявляются в актах неповиновения постоянно. Это какой-то единичный фактор, личностный кризис, возрастная особенность. Их надо выявить и проработать, чтобы подобные инциденты возникали как можно реже и не портили взаимоотношения в семье.
Агрессия у детей и подростков: откуда она берется и что делать родителям
Поговорим сегодня об агрессии, которая может стать нашей силой или превратиться в чудовище. Мы вчера поссорились с дочкой. Как бы мы ни были внимательны к чувствам и потребностям ребёнка, дети должны, точнее обязательно будут, бунтовать, злиться, обижаться. Думаю, одна из наших задач — помочь ребёнку «об нас» прожить фрустрацию. «Об нас» — прожить свои «сложные чувства». Рядом с нашей силой, внимательностью и устойчивостью попрактиковаться в том, как выдерживать отказ, как проявлять в здоровой форме сопротивление, как назвать по имени то, что чувствуешь. С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать все больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.
Я очень бережна к злости маленькой дочки.
У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3-4-5-7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.
И это родительский дзен (а воспитание — это же всегда баланс) — удерживать границы, то есть правила семьи, но позволять свободно развиваться внутри этих правил. Осознавать свои чувства — и учить называть по имени чувства ребёнка. Мы буквально до определенного возраста являемся для ребёнка «внешним мозгом».
Я помню, как в самом начале моей практики один из клиентов — отец подростка (работа была с тяжёлой психосоматикой) — брызгал слюной на приёме: мол, «…до подросткового возраста пацана нужно сломать, как собаку, — чтоб показать, кто хозяин, кто альфа в доме. потом будет поздно». Ломал он ответственно. И парень крепко болел и наносил себе жуткие шрамы. Пережить физическую боль было легче, чем «ломку». И его агрессия — сопротивление — была направлено внутрь.
Вот бабушка на приёме, видя, что рисует ребёнок. Уговаривает его: «Не рисуй это, что о тебе тётя подумает? Ты же не злой?» А мальчик отвечает: «Я злой! Злой! Рррррррррр» — и кусает бабушку. «Вот видите! Он же неуправляемый!»
«Почему он выбирает такие агрессивные игрушки, почему смотрит такие страшные злые мультики, почему выбирает себе в друзья таких странных ребят?» — спрашивают родители о мальчиках и девочках. Дело в том, что мы очень мудро устроены: если я напрямую не могу «прожить» эмоцию, состояние, то я буду компенсировать это кем-то, чем-то, «об кого» смогу это сделать. И если не стану буллером, то, возможно, примкну к наблюдателям, к стае пассивно-агрессивных.
«Идеальные мамы и папы» — при всей огромной любви к ребёнку — не дают ему возможности попрактиковаться в «реальности жизни». Они не читают сложных сказок, из текста убирают злых и страшных персонажей, боятся, когда в игре ребёнок проявляет злость. «Не рисуй чёрным, не рисуй красным, ты что, злишься!? Злиться нельзя. » — мне казалось, что этих фраз уже нет в нашем родительском лексиконе.
Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.
У нашей маленькой дочки свой способ справляться с напряжением — она сразу садится рисовать. Может взять динозавра в руки и зарычать. (С помощью игрушек-зверей легче «отреагировать» эмоцию). Я спрашиваю ее: «Ты злишься? Я бы тоже разозлилась или расстроилась, если бы мне не дали то, что мне очень хочется. И мне бы больше всего на свете хотелось бы дать тебе все, что ты хочешь». «Мама, я злюсь на тебя. (Рычит и топает ногами). Но я очень тебя люблю!» — отрываясь от рисования, говорит дочка и обнимает меня.
Мои любимые герои в жизни — Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Для меня так важно, чтобы сопротивление было проявлено — и проявление напряжения было максимально ненасильственным.
Но при этом чтобы у нас всегда оставался контакт с той частью здоровой агрессии, которая поможет нам защитить нашу жизненность, нашу внутреннюю и внешнюю территорию.
23 практических пункта-совета об агрессии детей разного возраста
Ребенок 8 лет не слушается родителей комаровский что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Даже самые спокойные дети время от времени показывают характер, пытаясь отстоять свое мнение.
Статья:
Даже самые спокойные дети время от времени показывают характер, пытаясь отстоять свое мнение. Другие ведут себя так практически постоянно, пропуская мимо ушей все, что говорят взрослые. Зачастую непослушание приводит к конфликтам с родителями и с окружающими людьми, даже к опасным ситуациям. И если деток помладше еще можно «перевоспитать», то с подростком справиться гораздо сложнее. Поэтому специалисты советуют не пускать проблему на самотек, а разобраться в ее причинах и постараться исправить ситуацию.
Почему ребенок не слушается
Как правило, изменения в поведении происходят в кризисные периоды жизни (1 и 3, 5 и 7 лет, подростковый период). Это своего рода переходные моменты, когда появляются новые способности, происходит изменение детского мировосприятия. Ребенок пытается настоять на своем, и если это противоречит мнению взрослых, то чаще всего обходит его стороной, не слушается.
Доктор Комаровский отмечает, что воспитанием ребенка следует заниматься в идеале с самого рождения, но никак не позднее 2 лет, потому что отсутствие последовательных требований, ограничений и запретов часто ведет к проблемному поведению уже с 3-4 лет, и тогда ошибки исправлять бывает гораздо сложнее.
В каждом возрасте существуют свои причины непослушания, но есть и общие предпосылки. Оставлять ситуацию без внимания нельзя, потому что очень редко все разрешатся само по себе, в основном простое непослушание принимает крайние меры, и в подростковом возрасте ребенок становится неуправляемым.
Дети 1-3 лет
Для этого периода характерно демонстрация опасного поведения и истерики с целью получения желаемого.
Нарушение запретов, которые выставляют родители, чтобы оградить ребенка от опасности, является естественной потребностью малыша к познанию мира. Сколько бы мама ни говорила, что опасно хватать острые предметы, забираться на высоту, ребенок из раза в раз продолжает это делать, игнорируя запреты. Более того, запреты вызывают негодование, иногда агрессию.
Ребенок не хочет одеваться и садиться за стол, когда ему говорят это сделать, кричит и дерется, когда его пытаются забрать с прогулки. Малыш начинает осознавать себя отдельно, как личность, отстоять свое мнение, именно поэтому любые запреты встречают протест и желание сделать наоборот, по-своему. Чаще всего к 5 годам такое поведение проходит.
Если хоть раз ребенок попробовал устроить истерику, и она увенчалась успехом, то есть он получил желаемое, то в последующем этот метод будет применен им обязательно. Если всегда послушный ребенок вдруг стал капризничать, потому что ему что-то не купили, лучше всего оставить это без внимания, после объяснив, что такими методами он ничего не добьется.
Дети 4-5 лет
Вообще, 5 лет считается «золотым» возрастом. Ребенок миновал первый переходный период, но еще не достиг второго, поэтому чаще всего малыш покладист и послушен. Если же в поведении пятилетки преобладает протест, дело, скорее всего, в привлечении внимания взрослого. Возможно, родители проводят с ребенком слишком мало времени, редко хвалят его, да и просто не проявляют эмоций.
Ребенок в 5 лет еще очень привязан к маме, и ему важно чувствовать ее любовь и заботу. Если же он не получает этого, то старается сделать что-то, чтобы она отвлеклась от дел и обратила внимание на него. И лучшим методом является непослушание, ведь тогда родители сразу все свое внимание, пусть и негативное, переключают на ребенка. Очень быстро такое поведение становится привычкой.
Конечно, не все могут проводить время с детьми круглосуточно, поэтому нужно поговорить, объяснить, что, помимо игр, существуют работа и домашние обязанности, которые, кстати, они вполне уже могут разделить с мамой. Перед сном выделить час на чтение книг, спокойные игры и душевные разговоры, а в воскресенье пойти в парк.
Дети 6-7 лет
Это возраст очередного переходного периода, когда ребенок-дошкольник становится школьником. Резкая смена обстановки (детсадовской на школьную) и возросшие нагрузки приводят к физическому и психологическому переутомлению. В этот момент важно поддержать ребенка, стараться во всем ему помогать, а не отмахиваться, повторяя, что он «уже взрослый», «школьник», «все должен делать сам».
Часто родителям приходится сталкиваться с агрессивным поведением. Стоит задуматься и, возможно, посетить психолога в следующих случаях:
Родителям следует быть очень сдержанными, но настойчивыми, добиваться того, чтобы их просьба была выполнена. Делать это следует не через крики и наказания, в этом возрасте с ребенком вполне можно договориться.
К семилетнему ребенку следует относиться уже как к полноценному члену семьи, с мнением которого считаются, у которого есть право выбора.
Дети после 8 лет и подростки
С 8 до 10-12 лет большинство детей спокойны и уравновешены. Если происходят какие-то конфликты, то они единичны. Если же это происходит систематически, то родителям следует искать причину: смена места жительства или школы, конфликты в семье, развод родителей, ссора с друзьями и другие.
С подростками все сложнее. В подростковом возрасте происходит гормональная перестройка организма, чувства обострены, поэтому даже, казалось бы, мелочь способна вызвать бурю эмоций, негодования и протеста.
Основные причины подросткового непослушания психологи выделяют следующие:
Конечно, причин намного больше, иногда они бывают непонятны даже самому подростку. Именно поэтому так важен контакт с ребенком, его доверие родителям.
Если не слушается подросток, можно попробовать поговорить с ним, разговор должен быть без агрессии, ребенок должен чувствовать поддержку и искреннее участие. Важно смотреть в глаза, говорить спокойно и уверенно. Это необходимо в любых ситуациях, даже когда любимое чадо дерзит и огрызается.
Если не удалось установить контакт, можно подключить взрослого или сверстника, которому доверяет ребенок, обратиться к школьному психологу. Самое главное – выяснить причину и устранить ее, без этого дальнейшие действия будут сильно затруднены.
Для подростка важно, чтобы ему доверяли, а не следили за каждым шагом и контролировали каждое действие. Если есть причины для недоверия, тогда допустимы некоторые рамки, например, временные (прийти домой не позднее 21.00) или территориальные (знать, где находится ребенок).
Причины, характерные для любого возраста
Слишком много запретов и ограничений. Бунт и непослушание – естественная реакция на постоянные «нельзя», ведь ребенку важно доказать свою значимость и независимость, и однажды он сделает по-своему, наперекор родителям.
Непоследовательные действия родителей. Часто ребенка наказывают за то, что, например, вчера не было запретом. Следует строго проговаривать правила и ограничения. Если какие-то действия не были оговорены, значит, они и не нарушались, следовательно, наказывать ребенка не за что.
Вседозволенность. Воспитание по теории вседозволенности, как и постоянные ограничения, приводя к тому, что ребенок, встретив запрет от родителей, не воспринимает их слова всерьез.
Различные требования со стороны отца, матери и других родственников. Такое встречается достаточно часто. Если, например, отец выдвигает какие-то требования к поведению ребенка, мать считает их чрезмерно жесткими и иногда дает послабления. Это приведет к тому, что рано или поздно некоторые требования отца будут проигнорированы.
Непризнание взрослыми детской личности. Многие родители думают, что ребенок и в 10 лет имеет прав не больше годовалого малыша, пытаются решать все за него: какой костюм надеть в школу, на какие кружки и секции записываться. В итоге можно получить протестное поведение не только по конфликтным вопросам. Пытаясь отстоять право на свое мнение, ребенок практически во всем будет идти наперекор, иногда решения его будут абсурдны.
Конфликтные ситуации в семье. Выяснение отношений между взрослыми часто происходит при ребенке. Пытаясь отвлечь взрослых или как-то обратить внимание на себя, дети начинают совершать сначала мелкие шалости, которые перерастают в серьёзные проступки. Цель достигнута: родители отвлеклись от ссоры и переключились на него.
Как реагировать, когда ребенок не слушается
Речь идет именно о непослушании, а не об отклонениях в поведении (девиантном поведении, синдроме гиперактивности). В последнем случае без помощи психолога не обойтись.
Если ребенок демонстрирует поведение, опасное для него самого и окружающих, следует понимать, что он не всегда видит степень опасности. Следует ввести систему жестких рамок, при этом сразу оговорить, почему существуют данные запреты. Другими словами, не просто сказать, что нельзя брать нож/ножницы, залезать на высоту без присмотра взрослых, а детально объяснить, чем это чревато.
Для предотвращения опасных ситуаций психологи советуют применять стоп-слова, услышав которые ребенок рефлекторно остановится на пару секунд. Этих секунд бывает достаточно, чтобы предотвратить беду. Стоп-словами в данном случае не должно выступать слово «нельзя», потому что ребенок слышит его часто и уже не реагирует на него, лучше выбрать слова «стоп», «стой», «опасно».
В некоторых случаях можно дать ощутить ребенку, почему ему запрещают те или иные действия. Например, если он хочет потрогать кактус, нужно сказать ему, что это больно. Скорее всего, кроха не послушается, тогда не нужно его останавливать, пусть прикоснется. Уколовшись и почувствовав боль, он в следующий раз уже прислушается к взрослым.
Когда родители понимают, что ребенок не слушается и делает наперекор, выражая тем самым протест, стремясь получить больше свободы, стоит уменьшить свою опеку и дать ему право выбора. Конечно, нельзя предоставить полную свободу в 5, 8 и даже 12 лет, но выбрать, например, как провести свое свободное время он вполне может. Бывают ситуации, когда ребенку очень уж хочется воплотить в жизнь какую-то идею, которая кажется абсурдной. Если видно, что запрет приведет к конфликту, можно пустить ситуацию на самотек, пусть он сам примет решение и осуществит его. Вдруг получится. А если нет – будет понимание, что к словам старших стоит прислушиваться.
В ситуациях, когда ребенок не слушается и мешает окружающим, следует для начала объяснить, что есть правила поведения в общественных местах, нарушать которые культурные люди себе не позволяют. Чаще все в 4-5 лет такие объяснения не помогают, и малыш продолжает кричать или бегать, не обращая внимания на слова родителей.
Привести таких детей в чувства помогают посторонние люди, говоря о том, что так себя вести нельзя и некрасиво. Видя, что не только мама так думает, ребенок успокаивается. Только проходит такое не со всеми детьми. Если ребенок не просто не слушается, а старается сделать назло, следует вывести или совсем увести его. Особенно действует это, когда плохое поведение проявляется в кафе, кино, других местах, где ребенку интересно.
Важно: Если уж родители стали уводить ребенка после нескольких предупреждений, поддаваться на уговоры, прощать «последний раз» нельзя. Маленькие манипуляторы прекрасно понимают, что маме в данном случае самой не хочется уходить, она уже заплатила за билет или заказ или что-то подобное. Скорее всего, через 5-10 минут он забудет об обещании.
Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок их игнорирует. Нередко так делают не со зла. Возможно, малыш был слишком занят и действительно не услышал просьбу или не смог быстро переключиться. А некоторые дети живут в своем мире, и взрослым приходится не раз повторять, чтобы «вытянуть» их в реальность. В некоторых случаях это один из признаков аутизма. Такая особенность считается спутником одаренных детей, которые держат в мыслях множество идей и не сразу могут отвлечься от них. Ребенка нельзя одергивать или кричать, нужно погладить его, привлекая к себе внимание.
Общие рекомендации для всех возрастов
Доктор Комаровский считает, что ребенок не слушается в двух случаях: если с раннего детства он не знал запретов или если этих запретов было слишком много. В первом случае он будет добиваться своего истериками при первом же «нельзя», во втором случае – пытаться отстоять свое мнение.
Вот лишь некоторые советы, которые опробованы родителями и действительно имели положительные результаты:
Воспитание – это не только требования, но и благодарность, похвала, одобрение. Помимо приказов и запретов, ребенок должен слышать ласковые слова, обращенные к нему. Любое самое маленькое достижение должно быть отмечено, а вслед за выполненной просьбой последовать «спасибо». В тоже время специалисты предостерегают от слишком приятельских отношений между детьми и родителями, велика вероятность, что ребенок будет воспринимать маму и папу как своего ровесника, и тогда об уважении говорить не приходится.
Практически все современные педагоги и психологи сходятся во мнении, что физическое наказание ребенка любого возраста недопустимо: нельзя, чтобы с детства укрепилось сознание, что прав тот, кто сильнее. И без рукоприкладства достаточно мер воздействия, самыми эффективными среди которых является временное ограничение, например, в сладостях, развлечениях, новых игах и игрушках. Главное здесь – это своевременность. Нельзя лишать малыша мультиков вечером, если он провинился с утра.