размышляя о чувствах по отношению к россии к г паустовский использует такой прием как
Часть 1. Задание 26.
Показать текст
(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15) Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28) И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
Ответ
Правильный ответ: 3578 (эпитет, вводные конструкции, метафора, парцелляция)
Размышляя о чувствах по отношению к россии к г паустовский использует такой прием как
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложения 2, 11), (Б)_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В)_____ («капсуле» всего человечества» в предложении 13) и (Г)_____ (загадочным миром в предложении 8)».
1) сравнительный оборот
3) ряды однородных членов
6) индивидуально-авторские слова
7) вопросительные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.
(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Лео-нардо да Винчи. (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы. (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №2» г. Перми Алла Давидовна Баландина
Учимся писать сочинение: ответы к заданиям учебно-методического пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – Пермь, 2018. – 17 с.
Развернутые ответы к заданиям учебно-методического пособия «Учимся пи- сать сочинение» даны ко всем типам упражнений, исключая творческие. Предназначены для учителей, организующих работу учащихся по данному пособию, или для самоконтроля при самостоятельной работе с ним.
Адресованы учителям, методистам, выпускникам, абитуриентам.
Ответы к заданиям учебного пособия «Учимся писать сочинение (ЕГЭ)»
Задание 1. Исправьте логические ошибки в отрывках из сочинений уча- щихся (запишите свой вариант справа). Обозначьте в левом столбце но- мер(а) логической(их) ошибки(ок).
«Мы начинаем читать творчество Е. Замятина в 11 классе. (…. ) I-330 – самый яркий персонаж, который мне понравился».
Пропуск суждения при изло- жении мыслей (логический
Кроме логической, есть и ошибка на лексическую несо- четаемость («читать творче- ство») .
«В Древнем Доме герой со страхом чувствует себя захваченным в тот «ди- кий вихрь древней жизни», то есть
Логически неоправданное упо- требление указательного ме-
Нарушение причинно- следственной связи.
«В тексте также встречаются эмоции : ”он улыбнулся”, ”поднял кверху руки”, ”от избытка счастья громко запел”».
Нарушение логики при цити- ровании: содержание цитат логически не соответствует по- нятию «эмоции» .
«Нигилисты не признают авторитетов,
Нарушение причинно- следственной связи: из того, что нигилисты не признают ав- торитетов, совсем не следует указанный вывод .
«Всем известна любовь к друзьям
Нарушение порядка слов, ведущее к двусмысленности (надо: «любовь Пушкина к друзь- ям») .
Подмена объекта действия («прошедшая не через него, а через всю его жизнь») .
«В поэме «Двенадцать» Блок обраща- ется к просторечиям : мы слышим и русские народные песни, и ругатель- ства, и солдатскую частушку… В об- щем, все механизмы народной жизни, жизни простых людей».
Нарушение причинно- следственной связи: понятие
«просторечия» поясняется не примерами просторечий; обоб- щение «механизмы народной жизни» также логически не со- ответствует понятию «про- сторечия».
«Наши интересы и цели в жизни отли-
чаются от предшественников ».
Подмена объекта (либо субъек- та) действия: интересы и цели одних людей должны отличать- ся от интересов и целей других, а предшественники – от потом- ков.
«Наше государство переживает за свой карман, как бы он не опустел, и за ме- сто в Думе».
Подмена субъекта действия: не государство, а его представи- тели – чиновники, депутаты и т.д.
«Нет ничего опаснее равнодушия, по-
тому что добрый человек не пройдет
Нарушение причинно- следственной связи: субъектом придаточного предложения должен быть «равнодушный че- ловек», а содержанием – его ха- рактеристики или действия.
Задание 3. Какие проблемы не затрагиваются К.Г. Паустовским в тексте (текст К.Г. Паустовского см. в прил. 1)?
1. проблема предназначения человека;
проблема гражданского долга;
проблема жизни и смерти.
Задание 4. Какая формулировка проблемы кажется вам наиболее точной (текст В.С. Гроссмана см. в прил. 1)?
3. проблема ответственности за тех, чья жизнь зависит от нас;
Задание 6. Найдите речевые и грамматические ошибки в формулировках проблемы (текст К.Г. Паустовского см. в прил. 1)
«Прочитав текст, возникает про- блема одиночества старого чело- века».
«Автор поднимает проблему, по- чему дети оставляют своих пре- старелых родителей болеть и уми- рать в одиночестве?»
Ошибка в употреблении опре- делительного придаточного предложения при слове «про- блема» (неоправданна конструк- ция с союзным словом «почему») , грамматическая (синтаксиче-
«К.Г. Паустовский рассуждает по проблеме разрыва семейных свя- зей».
«Самая важная проблема данного текста – это одинокая старость».
Ошибка в конструкции управ- ления (неверный выбор падежа управляемого слова, надо:
«проблема (чего?) одинокой ста- рости») , грамматическая (син-
«Автор ставит читателю проблему долга перед родителями, когда они стали старыми».
Задание 7. Фрагменты текста, содержащие ошибки, подчеркнуты.
«Автором данного текста является Г.К. Паустовский. Он пишет о Ка- терине Ивановне, одинокой старушке. Какое значение в жизни Екатерины Ивановны сыграл герой текста? Какую роль в жизни общества играют со- страдание и милосердие? Почему дети покидают своих родителей и бросают их на произвол судьбы? (ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ ИМЕЮТ ЛИШЬ КОСВЕН- НОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМАТИКЕ ОТРЫВКА, ОНИ ЛОГИЧЕСКИ НИКАК НЕ СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ) Проблема, поднятая автором,
крайне актуальна в наши дни».
«Автор данного текста К.Г. Паустовский рассказывает о теплых чув-
ствах, вызываемых в душе героя Катериной Ивановной и ее одиночеством
(ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА: ОДИНОЧЕСТВО ГЕРОИНИ ВЫЗЫВАЛО НЕ ТЕПЛЫЕ, А ГОРЕСТНЫЕ ЧУВСТВА В ДУШЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ).
(НЕТ ЛОГИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА) В связи с этой темой (КАКОЙ ТЕ- МОЙ? ОНА НЕ БЫЛА ОБОЗНАЧЕНА. ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА) автора
интересует проблема: «Почему ее бросила дочь Настя»? (ЭТОТ ВОПРОС НЕ РАСКРЫВАЕТСЯ В ТЕКСТЕ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ПРОБЛЕМАТИ- КИ ОТРЫВКА). СТИЛЕВАЯ ШЕРОХОВАТОСТЬ – ПРОБЛЕМНЫЙ ВО- ПРОС ЗВУЧИТ НАИВНО, ОСУЩЕСТВЛЕН ПЕРЕХОД НА РАЗГОВОР- НЫЙ СТИЛЬ.
«Паустовский ставит в тексте про Катерину Ивановну очень актуаль- ные проблемы. Во-первых, это проблема взаимоотношений в семье. Во-
вторых, (СТИЛЕВАЯ ШЕРОХОВАТОСТЬ: ДАННЫЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА ВНОСЯТ ОТТЕНОК КАНЦЕЛЯРСКОГО СТИЛЯ, ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕ- НИЕ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ ОТРЫВОК ИЗ ОТЧЕТА, ПРОТОКОЛА) писа-
тель заставляет задуматься о том, что порой чужой человек ближе родной дочери…» (СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОШИБКА: КОНСТРУКЦИИ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЮТСЯ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СИНТАК- СИЧЕСКИ ОДНОРОДНЫМИ).
«На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых траги-
комических проблем (ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА) человечества – разрыв (СЛОВО «ПРОБЛЕМА» ТРЕБУЕТ ПОСТНОВКИ ЗАВИСИМЫХ СЛОВ В РОД. ПАДЕЖ, ГРАММАТИЧЕСКАЯ (СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОШИБКА) свя-
зей (ЛУЧШЕ В ЕД. ЧИСЛЕ) между поколениями, который в наше время вле-
чет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети») УПОМИНАНИЕ ЭТОГО РОМАНА ЛОГИЧЕСКИ НЕОПРАВДАННО, а, ка-
залось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное – одинокую старость».
«Каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и кото- рых будет чему поучить. И каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы. Как и все люди, этого хоте- ла и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает
главной проблему (ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕСОЧЕТАЕМОСТЬ) одинокой старо- сти, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отно-
шению к родителям (ТОЧНЕЕ: «…ГЛУХОТУ ДЕТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ»)».
Задание 8. Прочитайте отрывок из работы по тексту В.И. Бычинского (см. прил.1), найдите комментарий проблемы, заполните таблицу. Опре- делите, в каком предложении выражена причинно-следственная связь между примерами-иллюстрациями?
Комментарий проблемы – 3 и 4 абзацы.
ПОЯСНЕНИЯ К ПРИМЕРАМ
Многие читатели «наклеивают» ярлыки – краткие и не всегда справедливые («круто»,
«никак», «отстой»). «Лаконизмы вытесняют обороты речи»
«Многие горе-читатели, которых становит- ся все больше, по его мнению, не стремятся улавливать глубинное содержание художе- ственных произведений, вглядываться в глубь текстов в поисках их тайных смыс- лов. Это приводит к оскудению их мысли и речи».
«…с болью констатирует автор и призывает
современников развивать свою речь»
Книги – то немногое, что «не уходит от нас навсегда», к чему можно вернуться, чтобы продолжить «беседу» снова и снова…
«Писатель считает, что книги – хранители культуры человечества» . «…беседа (с кни- гой) должна быть глубокой»
В предложении «Почему эти тенденции так волнуют В.И. Бычинского?»
выражена причинно-следственная связь между примерами-иллюстрациями.
Задание 9. Прочитайте отрывок из сочинения по тексту Н.В. Гоголя (см. прил. 1). Разбейте его на абзацы, определив смысловые части рабо- ты. Найдите два примера-иллюстрации в комментарии, а также пояс- нения к ним. Определите смысловую связь между примерами.
Жизнь каждый миг готовит нам сюрпризы – приятные и неприятные. От того, насколько достойно мы преодолеем все невзгоды, зависит наш характер, наша судьба. Именно этой проблеме, на мой взгляд, посвящен прочитанный мною текст
великого русского писателя Н.В. Гоголя.
Вступление и фор- мулировка про- блемы
Обозначенная проблема предстает в нем в особом, ре- лигиозно-философском свете. Ведь это отрывок из поздне- го произведения Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», написанного после тяжелейшей болезни, во время которой Гоголь находился на грани смерти. Именно поэтому автора волнуют конкретные вопросы : какова роль недугов, болезней в жизни человека? Всегда ли физиче-
ские страдания изнуряют нас, делают бессильными?
Концептуальный комментарий (ха- рактеристика про- блемы, биографиче- ский контекст)
Формулировка проблемы в виде вопросов
Размышления писателя написаны, с одной стороны, в исповедальной манере. Отсюда такие искренние призна- ния: «Часто бывает так тяжело, … что рад бываешь, … когда наконец … доберешься до постели». С другой стороны, пе- ред нами проповедь религиозного человека, верящего в необ- ходимость страданий в земной жизни. Отсюда призывы, обращения к читателю как к пастве: «Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла».
Первый пример (ци- таты) и пояснения ( выделены курси- вом )
Второй пример (ци- тата) и пояснения ( выделены курси- вом )
Задание 10. Прочитайте отрывок из сочинения. Разбейте его на абзацы, определив смысловые части работы. Найдите два примера-иллюстрации в комментарии, а также пояснения к ним. Определите смысловую связь между примерами. Подчеркните все отсылки, указывающие на автор- ское слово (в данном случае этим автором является Е.А. Евтушенко, см. прил. 1).
Роль книг в нашей жизни трудно переоценить. Каждый уважаемый и уважающий себя человек находит радость в общении с книгой. Но, к сожалению, в наше время все чаще встречаются те, кто не любит читать. Не любит потому, что либо не приобрел такую привычку, либо недостаточно вдумчиво читал. Поэтому автор данного текста, поэт Е.А. Евтушенко, обращается к проблеме последствий
пренебрежительного отношения к чтению.
Вступление и фор- мулировка пробле- мы
По его мнению, литература очень важна в жизни каждого. Это то, что помогает нам мыслить шире, ра- циональней, мудрее и набираться жизненного опыта, ко- торый является «главным воспитателем любого человека». Не случайно Евгений Александрович вспоминает судьбу пи- сателя М. Горького, именно благодаря книгам ставшего замечательным человеком и писателем. Это пример, до-
стойный подражания, считает автор данного текста.
Первый пример (цитата, отсылка к судьбе Горького) и пояснения (выде- лены курсивом)
Кроме того, благодаря книгам, уверен Евтушенко, мы обретаем способность к эмпатии («сопереживанию про- читанному и осмыслению его»), это делает нашу душу живой, откликающейся на чужие переживания, чужие
Второй пример (цитата) и поясне- ния ( выделены курсивом )
Если задуматься, нечитающие люди многое теряют. А значит, их можно смело называть обделенными, или, как правильно выразился писатель, «несчастными». В этом и за-
ключается его позиция по отношению к данной проблеме.
Задание 11. Прочитайте и проанализируйте варианты формулировки проблемы и комментария проблемы (текст Е.А. Сикирич см. на стр. 6 ‒ 8), обозначьте их недостатки и достоинства. В последнем отрывке подчеркните речевые клише, использованные в качестве «отсылок» к тексту.
№1. «Автор текста Е.А. Сикирич рассматривает проблему человеческих взаимоотношений. Автор данного текста, рассуждая об очень важной про- блеме, ставит вопросы: что может объединять людей, может ли быть счаст- лив человек, отгородившийся от общества, противопоставивший себя людям (НЕОПРАВДАННОЕ ОБОБЩЕНИЕ, Т.К. В ТЕКСТЕ РЕЧЬ ИДЕТ ТОЛЬКО ОБ ОТНОШЕНИЯХ БЛИЗКИХ, ЛЮБЯЩИХ ЛЮДЕЙ. СКОРЕЕ ВСЕГО, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭКСПЕРТОВ ВСЕ ЖЕ ПОСТАВИТ 1 БАЛЛ ЗА ФОР- МУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ОДНАКО НАЛИЧИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ ВЫЗЫВАЕТ РИСК ПОТЕРЯТЬ ВСЕ БАЛЛЫ ПО ПЕРВЫМ ЧЕ- ТЫРЕМ КРИТЕРИЯМ. С ФОРМУЛИРОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ НУЖНО БЫТЬ ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМИ И ОСТОРОЖНЫМИ)?
нет дела до нас. (ПОДЧЕРКНУТОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОСНОВАНИЕМ АК- ТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ, А ЗНАЧИТ, ЧАСТЬЮ КОНЦЕПТУАЛЬНО- ГО КОММЕНТАРИЯ. ОН СЛИШКОМ ОБЪЕМЕН, НУЖНО СОКРАТИТЬ)
Е.А. Сикирич считает, что для успеха любых взаимоотношений люди долж- ны объединять свои усилия, что истинно любящие друг друга – это «колон- ны, поддерживающие крышу одного храма», особенно объединяют людей
«пережитые трудности и кризисные моменты» (ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОМ- МЕНТАРИЙ СЛИШКОМ МАЛ ПО СРАВНЕНИЮ С КОНЦЕПТУАЛЬНЫМ И ПОХОДИТ НА ФОРМУЛИРОВКУ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ, ТАК КАК СОДЕРЖИТ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ СТАТЬИ. МОГУТ ПОСТАВИТЬ 1 ИЛИ 0 БАЛЛОВ).
№2. «Ежедневно мы вступаем в различные взаимоотношения с окружа- ющими нас людьми. Что же лежит в основе наших контактов? Что нас сбли- жает? По моему мнению, именно на эти вопросы ищет ответы Е.А. Сикирич, автор прочитанного мною текста, поднимая проблему взаимоотношений между людьми (ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ – 1 БАЛЛ).
Современный публицист рассказывает нам о попытках «спасти наши от- ношения». Главный вопрос для решения этой проблемы, по мнению автора, звучит так: «Что нас объединяет?» Отвечая на него, Е.А. Сикирич отмечает, что людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные момен- ты. Елена Анатольевна обращает наше внимание на то, что для выстраивания добрых взаимоотношений должны осуществляться совместные ответные ша- ги. (ХОРОШАЯ ЧАСТЬ ТЕКСТУАЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ, НУЖНО ЕГО ПРОДОЛЖИТЬ. МОГУТ ПОСТАВИТЬ 1 – 2 БАЛЛА)
Текст наполнен множеством выразительных средств: автор использует
вые, …глубокие, удивительные состояния души»), вопросно-ответную си-
стему (предложения 2,3)». (ДАННАЯ ЧАСТЬ ТЕКСТУАЛЬНОГО КОМ- МЕНТАРИЯ НАПОМИНАЕТ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ; НЕПОНЯТНО, КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОМОГАЕТ РАСКРЫТЬ ПРОБЛЕМУ. ДАННАЯ ЧАСТЬ В КОММЕНТАРИИ НЕ- УМЕСТНА)
№3. «Личные взаимоотношения всегда волновали человечество. Некото- рые супруги расходятся, некоторые строят семьи и живут в мире и согласии до конца жизни. Что же объединяет их? Почему отношения одних так хрупки и столь незыблемы у других? Е.А. Сикирич предлагает нам порассуждать об этих насущных вопросах. (ВСТУПЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕ- МЫ В ВИДЕ ВОПРОСОВ. ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА ПОДВОДИТ ИТОГ ДАН- НОЙ СТРУКТУРНОЙ ЧАСТИ. 1 БАЛЛ БУДЕТ ПОСТАВЛЕН ЭКСПЕРТА- МИ)
том, что участились случаи разводов за последний десяток лет. (ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ) А все из-за чего? (ЛОГИЧЕСКИЙ
ПЕРЕХОД К ТЕКСТУАЛЬНОМУ КОММЕНТАРИЮ) Ответ очевиден, и его можно найти в тексте. Их (ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА: НЕУМЕСТНО ИС- ПОЛЬЗОВАТЬ МЕСТОИМЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА ТАМ, ГДЕ ОНИ НЕ ЗАМЕНЯЮТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ) связывали и
объединяли «краткосрочные вещи», а надо стать «колоннами, поддержива- ющими крышу одного храма» (ФОРМАЛЬНО ЦИТИРОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ
ЧАСТЬЮ ТЕКСТУАЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ, ОДНАКО ОБРАЗНЫЕ ЦИТАТЫ, НЕУМЕЛО ВЫРВАННЫЕ ИЗ КОНТЕКСТА СТАТЬИ, НЕ ИМЕЮТ ЯСНОГО СМЫСЛА. ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ОЧЕНЬ СЛАБЫЙ, ЕГО НУЖНО НАПИСАТЬ ЗАНОВО. МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ЗА КОММЕНТАРИЙ – 1)
№4. «Автор текста Елена Анатольевна Сикирич рассматривает проблему человеческих взаимоотношений. (ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ – 1 БАЛЛ)
Во все времена она была очень важна, а сегодня, когда отчуждение между людьми усилилось, становится особенно значимой. Почему? Дело в том, что счастлив только тот человек, который окружен любящими людьми.
Автор пишет о двух видах взаимоотношений – эгоистических и искрен- них. Рассуждая о первых, Е.А. Сикирич подчеркивает: если связь между людьми имеет формальный характер, то при малейшем «ударе» судьбы она может разорваться. Совсем другое дело, когда отношения искренние, они, по
мнению автора, основаны на «совместно пережитых трудностях» и поэтому становятся прочными. Слово «совместно» становится для публициста ключе- вым: взаимоотношения, по ее мнению, это совместная душевная работа дво- их людей.
Нужно научиться видеть индивидуальность и уникальность другого чело- века, не стараться «слепить» его по своему образу и подобию, нужно «пре- одолеть в себе чувство собственничества и эгоизма», но и не потерять при этом своей индивидуальности ‒ такими видятся шаги к гармоничным отно-
шениям Елене Анатольевне, ТАКОВА ЕЕ ПОЗИЦИЯ. (ЕСЛИ ДОБАВИТЬ ЭТУ КОНЦОВКУ ФРАЗЫ, ТО ПИШУЩИЙ КАК БЫ «СИГНАЛИЗИРУЕТ» ЭКСПЕРТУ, ЧТО В КОММЕНТАРИЙ «ВСТРОЕНА» СЛЕДУЮЩАЯ СТРУКТУРНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ – ПОЗИЦИЯ АВТОРА) Переходя на
метафорический язык, она называет участников таких отношений «двумя ко- лоннами, поддерживающими крышу одного храма». (ДАННЫЙ КОММЕН- ТАРИЙ МОЖНО СЧИТАТЬ ИДЕАЛЬНЫМ – 3 БАЛЛА)
Примерные формулировки проблем:
Что важнее – внешняя или внутренняя красота? Проблема истинной красоты;
Какую роль играет чувство собственного достоинства в жизни челове- ка? Проблема человеческого достоинства.
Задание 14. Сформулируйте позицию автора и завершите этой струк- турной частью отрывок из сочинения (см. текст В.П. Астафьева на стр. 5 – 7).
«Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя»,
– сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить челове- ка мечтать, вспоминать прошлое, задумываться о себе, действовать, как под- скажет сердце… И наоборот, музыка может заставить грустить, привести в отчаяние.
Передо мной фрагмент повести В.П. Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.
Писатель повествует о мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к умершим односельчанам, прощение, «не- истребимая» любовь к родине – вот гамма чувств, пережитых им.
Эту же музыку герой слышит через много лет во время войны, будучи защитником, воином. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: музыка «звала куда-то», «заставляла что- нибудь делать…», вызывая желание сражаться за мир и счастье людей.
Таким образом, писатель как бы утверждает важную мысль: вели- кая музыка может сопровождать человека всю жизнь, всякий раз воз- вышая его душу, делая ее чище, прекраснее.
(ЭТО ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ)
Задание 15. Перед вами начало сочинения и комментарий проблемы по тексту В.П. Астафьева (см. прил.1). Доработайте комментарий,
«встроив» в него цитаты из текста. Дополните комментарий формули- ровкой проблемы и позиции автора.
«Пронзительная тишина… Выплывающий из густого тумана белый хру- стальный храм, похожий на видение… Потрясенный необыкновенным зре- лищем, автор смотрит на это чудо, плывущее над волнами, и не может по- нять, явь это или сон.
В атмосферу волшебной сказки нас погружают первые же строки этого рассказа. Астафьев рисует картину раннего туманного утра на озере Кубен-
ском, куда приехал порыбачить. Туман и создает ощущение таинственной за- весы, которая внезапно спадает, открывая великолепие одинокого, неожи- данно, как будто ниоткуда появившегося храма. Автор стремится, с одной стороны, рассказать историю (реальную или легендарную) строительства и
– позднее – варварского разрушения храма-памятника на озере Кубенском, а с другой, – и это главное! – передать читателям необыкновенную красоту зрелища и свое чувство восхищения не только волшебным видением, но и упорством монахов, создавших это рукотворное чудо. В этом и заключает- ся его позиция. Он как бы призывает опираться в своей жизни на при- меры проявления светлых, прекрасных сторон человеческой души, ха- рактера.
Это восхищение автора невольно передается читателю и заставляет о многом задуматься… Задуматься о том, как может быть велик Человек своими талантами и насколько разрушительна дикость, фанатичность человеческой натуры. О проблеме загадочности, противоречивости Че- ловека этот рассказ Виктора Петровича Астафьева.
Задание 16. Определите, какие доводы – рациональные или иррациональ- ные – использованы в приведенных ниже размышлениях (текст В.П. Ак- сенова см. в прил. 1). Кратко запишите свой ответ.
к мнению экспертов (психологов)
жество трудностей выпало на долю героя, но он смог
вынести все испытания, не сломавшись, защитив себя и свою честь.
судьбой, окажись на его месте.
желание «заразить» читателей своими переживаниями
Задание 17. Проанализируйте отрывок из сочинения (по тексту В.С. Гроссмана, см. прил. 1). Какие структурные части вы обнаружили? В чем необычность оформления комментария проблемы в данной рабо- те? Дополните сочинение двумя развернутыми аргументами из литера- туры и/или из жизненного опыта.
«Мы в ответе за тех, кого приручили», – сказал когда-то Маленький принц. (ВСТУПЛЕНИЕ, ПРИЕМ ВСТУПЛЕНИЯ «ЦИТАТА») Размышляя о
степени этой ответственности, Василий Гроссман показывает, как изменя- ется отношение ученого, героя рассказа Алексея Георгиевича, к подопытной собаке. Он привязывается к Пеструшке («приручает» и себя, и ее) – и пони- мает, что без чувства ответственности за ее судьбу, без сострадания к ней не- возможно экспериментировать дальше: сам в робота превратишься! (ТЕК- СТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ)
Эта проблема – проблема ответственности (ЖИРНЫМ ШРИФТОМ ВЫДЕЛЕНА ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ) за тех, кто от нас зависит, –
вечна. (ПОДЧЕРКНУТ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО КОММЕНТА-
Мне трудно что-либо возразить писателю. Да, мы не можем отмахнуться от тех, кто рядом с нами, от тех, кто нам поверил. Ведь отвернувшись, пре- дав, мы можем разбить их сердца! А место тех, кто предал доверившихся им существ (по Данте), – в девятом круге ада!» (ПОЗИЦИЯ ПИШУЩЕГО)
НЕОБЫЧНОСТЬ И ДОСТОИНСТВО КОММЕНТАРИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗА- КЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ КАК БЫ «ПРОШИТ» ИМ, ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЕ СОЧИНЕНИЕ.
Задание 18. Определите прием(ы), используемый(е) во вступлениях:
«Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава вся в росе! А цве- ты! А птицы! Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом рас- сказывает В. Солоухин…»
«Риториче- ский вопрос»
«За что дают ордена и медали старикам, участво- вавшим в войне или трудившимся на производ- стве? Справедливы ли эти награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возни- кают после чтения размышлений Г. Смирнова…»
«На первый взгляд, история, написанная Н. Соко- ловой, о рябинке: ее расцвете, жизни, очень недол- гой, и смерти. Да, все верно. Рассказ о рябинке. Но это лишь повод поговорить о нравственных проблемах, выразить мысль о разрушении красо- ты…»
«И что же автор хотел сказать?»
«Вникнем во все хорошенько, и вместо негодова- ния сердце наше исполнится искренним сострада- нием». Невольно вспоминаются эти слова, когда читаешь текст Л. Соколовой. Он представляет со- бой повествование о деревце-рябинке, и особая интонация сочувствия сразу выдает авторское от- ношение к ней».
«Умей наслаждаться красотой, береги ее…» Эти слова В. Сухомлинского невольно вспоминаешь, когда читаешь размышления С. Залыгина. В дан- ном тексте автор размышляет о проблеме приро- ды, приглашая нас, читателей, к диалогу, к беседе об актуальных проблемах нашего мира, нашего времени».
«Я познакомилась со стихами Цветаевой в 11 классе, когда мы изучали поэзию Серебряного ве- ка. Не все в ее стихах было понятно, но поразила их сила и мощь. Я поняла, что это мой поэт, встре- чи с которым еще будут. Но встреча на экзамене – неожиданность все же! Радостная неожиданность! Воспоминания Е.Б. Тагера, лично знавшего Мари- ну Ивановну, я прочла с ин-тересом. Думаю, этот литературовед хорошо знал и любил стихи Цвета- евой и восхищался ее личностью. Этим чувством пронизан весь текст».
«Создание опре- деленного эмоци- онального
«Д.С. Лихачев – известный русский литера- туровед, публицист, интеллигент, сознающий свою ответственность перед культурой. Именно поэтому он живо откликается на ее насущные во- просы и пишет о необходимости быть интелли- гентным, хранить в чистоте русский язык».
«Обращение к фактам биогра- фии автора, его взглядам, убеж- дениям»
леса без птиц и земли без воды… Все меньше – окружающей природы. Все больше – окружающей среды.
Р. Рождественский Всего четыре строки, но в них суть серьезных изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказа- лись и свидетелями, и виновниками этих измене- ний. Чем они могут обернуться для сегодняшнего
и последующего поколений?
«Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа:
«Заговори, чтоб я тебя увидел», – поскольку в цен- тре внимания автора проблема речи как отражения личности человека».
«Древняя мудрость гласит: «Две вещи поражают
нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас…» О ней, о совести, рассуждает автор данного текста, приглашая нас к откровенному разговору, диалогу на равных».
«А.П. Чехов. Много ли мы знаем об этом че- ловеке? Да, им написаны прекрасные рассказы и пьесы. Но К. Чуковский открыл мне Чехова с та- кой стороны, о которой я почти не знал: он пишет о его скромности и сострадании людям».
«Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзь- ями за город, победы на спортивных соревновани- ях, лето в лагере отдыха. Сколько светлых дет- ских воспоминаний хранит память! Почему дет- ство особо значимо для человека? Какую роль иг- рает детство в жизни каждого из нас? Эта пробле- ма привлекла внимание автора».
«Создание определенного эмоционального
Задание 19. Определите, какой(ие) прием(ы) использован(ы) в заклю- чениях, впишите их названия в правую колонку:
«Художественная литература дарит нам несметные со- кровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?»
«Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важ- ную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски
непосредственное восприятие жизни. А ведь окружаю- щий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом».
«Мне показались очень интересными мысли автора. Его текст – призыв к нам, читателям: будьте добрее, внима- тельнее к людям, не оставляйте в беде слабого!»
«Только способность испытывать радость от встречи с красотой делает человека культурным. Как же это важно
– не заглушить в себе эту способность, не растратить ее!»