райкин вот с таким ножичком
Запись на стене
МОЙ УЧИТЕЛЬ
АРКАДИЙ РАЙКИН
«ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ»
Видео-фрагменты, цитаты
часть первая
А так, чтобы вот о литературе, о синь-фонии, о Штош-таковиче.
Он две тыщи лет стоял без селедки, пущай с селедкой постоит. Что ему сделается?!
А вот еще ядиком змеиным. О-о-ой! Ядик примешь — и уже все. Уже больше ничего не надо. Очень советую, очень, очень.
— А что если мы запустим дурочку. — Запустить дурочку — это значит: писать, отвечать, загружать почту, тянуть резину. А за это время или насосы отменят, или завод реорганизуют, или Министерство ликвидируют.
Балерину видали? Она вертится, аж в глазах рябит! Тьфу! Привяжи к ноге динаму. Пусть она ток
Дает в недоразвитые районы!
А где хрен? Ага, вот хрен. Так. Значит, здесь будет жена, и хрен с ней.
А интересно, будет землетрясение, если я на полчаса на работу опоздаю. Или не будет.
Бьется в тесной печурке огонь, я на пятом живу этаже… В жилотдел мне идти далеко, а до смерти — четыре шага…
Братья. В смысле, сестры.
Хорошо, там рыцарь стоял на коне, я кинжал хоть вытащил. Порубал хоть колбасу на куски.
Будет вам Арбат, будет вам и стрит!
В Америке. И… ив Парижике. И в Парижи — ке. И в Мадридике, да. И в Мадри… Ну как же, и в Веночке были. Вы же весь мир… весь мир объездили, да. Облазили, обползали, обштопали, обмишурили, объегорили…
В каждой деле нужен свой запевала. Ты запьешь — другие подхватют.
В театр-р просмотр премьеры идет. Кто в первом ряду сидит. Кто. Уважаемые люди сидят. Зав — склад сидит, директор магазин сидит, сзади ту-ва — ровед сидит.
В прошлое воскресенье потя… потянула она меня… на… на э… на этое… на… э-э-э… Ну, как из ворот выйдешь, сразу направо.
В своей прозрачной келье мы призрачно живем.
— Вернитесь, товарищ! — Я вернусь. Жди меня — и я вернусь! Вот. Ты… только очень жди. Вот.
В Эрмитаже хоть солянка была, а на этом верни — жасе… одна минеральная. Да нет, думаю, так, думаю, не отдохнешь. А воскресенье проходит.
Вместо того чтобы отдохнуть и по квартире пошататься, убивают время почем зря!
Знаменитый А. Райкин, реплики, фразы 1
Аркадий Райкин
Великий актер-сатирик, вдохновитель и создатель Театра Миниатюр
— Люди, которые у моря живут, не чувствуют этой красоты, ходят мимо неё, как мимо фотообоев.
— Футбол — двадцать два бугая один мяч перекатывают! А вы выдайте каждому ну это. каток! Так они, 22 бугая, 22 бугая, да на полтора часа. да на полтора часа и на 22 бугая. два пишем, семь на ум пошло. Они все поле заасфальтируют! Монолог «Мысли рационализатора» из фильма «Люди и манекены»
— Шутки шутками, но могут быть и дети!
— Каждый вдыхает кислород, а выдохнуть норовит всякую гадость.
-Я прихожу к тебе, ты через завсклада, через директора магазина, через товароведа достал дефицит! Слушай, ни у кого нет — у тебя есть! Я попробовал — во рту тает! Вкус спецсфицский!
— Где вы были с восьми до одиннадцати?! Монолог «Запустить дурочку» (телеграмма).
— Эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная. Но, тем не менее, рыба в Каме была!
— Дурют нашего брата, ой дурют. Внутре средневекового рыцаря, видали, я грю — наши опилки.
— Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет — вместе получается воспитание.
— Запустить дурочкую.
— Я вас понимаю. Но я обещал выступить и должен сдержать свое слово.
— Меняться бум.
— Если человек попал в беду — доброе слово не будет лишним.
— Бесконфликтная литература — это изобретение недоумков и негодяев.
— Пролетая над Карагандой, посылаю всех к такой-то матери.
— Дифисит — двигатель спицфитьцких отнощений.
— Я — лектор. Я читаю лекции на теплоходе. Туда — о любви, обратно — о дружбе. Женщина, я не побоюсь этого слова, — друг человека!
— Если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, то я очень еще даже ничего.
О женщинах
Прочитала, вспомнила и настроение резко ввысь! Прочтите и Вы, вспомните гениального артиста.
Аркадий Райкин, интермедия «О женщинах»
Михаил Жванецкий. «О женщинах»
Исполняет: Аркадий Райкин
Да простят меня мужчины, речь пойдёт о женщинах.
Это естественно — я холостяк. Не старый: мне 18 лет. До 17-го года. Плюс 52, минус подоходный, плюс бездетность, итого: (я по профессии бухгалтер) 69. с копейками.
Мои друзья хотят меня во что бы то ни стало женить. Вы знаете, есть люди, которые чувствуют себя очень плохо, когда другому хорошо.
69 — по-моему, самый расцвет! В моём возрасте, о котором я сказал выше, и с моими данными, о которых я скажу ниже, на мне можно было бы женить весь балет Большого театра.
И я сбежал к другой. Та — ничего не соображала! То есть вообще ничего! Я почувствовал себя человеком! Я пел, я свистел, я решал кроссворды, а она слушала меня а-а! — раскрыв рот. Вы знаете, это приятно. Когда слушают тебя, раскрыв рот, — это очень приятно! Один день. Через месяц это начинает раздражать. Я ей сказал: «Закрой рот, дура, я уже всё сказал!» Правда, был уже званый вечер, я преподнёс ей цветы, а её папа подарил мне белые тапочки, но я сказал себе: «Сигизмунд, шутки шутками, но могут быть и дети!. Хорошо, если ОДНО. В Африке, например, одна родила сразу шестерых. Зачем тебе эти сюрпризы, зачем тебе эта ответственность перед новым поколением. »
И я остался дома. На сегодня, женщины, я чувствую себя, как никогда! На мне блестящий (в некоторых местах) костюм. Я зачесал всё, что у меня осталось, наверх. Правда, я пришепётываю при разговоре, посвистываю при дыхании и поскрипываю при ходьбе, но если меня в тихом месте прислонить. к тёплой. стенке. — со мной ещё очень-очень можно. поговорить. — о любви, о поэзии, и о вас, женщины!
***
Почему власть позволяла Аркадию Райкину то, что не позволялось больше никому? Наверное, они понимали, что этот человек — гений.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Знаменитый А. Райкин, реплики, фразы. 2
Нормально, Григорий. Отлично, Константин!
На мне блестящий в некоторых местах костюм.
В „Греческом зале“, в „Греческом зале“. мышь белая.
Дурак — человек, который не на своем месте.
Пить, курить и говорить я начал одновременно.
Мамаша, мамаша, одевайте ребеночка!
Правда не бывает легкой и удобной. Но я говорил ту горькую правду, которая меня волнует. И не ради смеха. Мой закон жизни? Не молчать, не угождать сильным мира сего. (Аркадий Райкин) [ПРАВДА, ЗАКОН, Я].
Никто не возьмет на себя смелость критиковать книги профессора математики о дифференциалах, не имея соответствующей математической подготовки. Никто не отважится давать указания хирургу, не понимая ничего в медицине. Но есть одна область, судить о которой вправе каждый. Это — искусство.
Злоба – дама антихудожественная и антиобщественная. Дрожащей рукою писать неприлично и совестно.
Если только перед тобой не заведомая халтура, будь любезен, уважай труд художника.
Зло многолико. Но человеческих пороков в чистом виде не так уж много: трусость, жадность, зависть, себялюбие. Эти пороки, делающие человека рабом, искусство бичевало во все времена. И во все времена бичевать их было искусством, потому что они никогда не проявляются открыто, называя самих себя по имени.
Зритель аплодирует не потому, что ты такой талантливый, а потому, что он такой умный.
Мудрость жизни, помимо всего прочего, заключается в том, что она, жизнь, непременно одергивает нас, когда мы относимся к себе с излишней серьезностью, то есть, когда мы слишком сосредотачиваемся на своих достижениях и, таким образом, теряем чувство реальности. Излишняя серьезность — особенно в отношении к самому себе — та же беспечность. Это, если угодно, две стороны одной медали. Как бы то ни было, полезно прочувствовать — и чем раньше, тем лучше, — что действительность мало зависит от факта твоего существования. Достигнешь ли ты того, к чему стремишься, или не достигнешь, будешь ли ты счастлив или не будешь, мир, в сущности говоря, к твоей судьбе вполне равнодушен, он готов обойтись без тебя. Кто на это обижается, тому ничем нельзя помочь.
Знаете ли вы, что длинная память причиняет своим обладателям куда больше неудобства, нежели короткая? Во всяком случае, длинную память не всегда имеет смысл афишировать, ибо часто находятся желающие ее укоротить.
Мне больно и страшно слышать рассуждения о том, что у наших детей слишком легкая жизнь, мало трудностей и лишений. И что от этого, дескать, страдают их человеческие качества. Это неправда. Трудности, беды, гонения. не они формируют личность. Они лишь обнаруживают, удостоверяют существующие, но скрытые до поры черты характера. Человека формирует счастье. И если он вырос не таким, как нам всем хотелось бы, то, скорее всего, потому, что счастья ему оказалось недостаточно.
Лучшего лекарства, чем правда, никто пока не изобрел.
Нет ничего страшнее, чем знать, что ты никому не нужен, но ты еще есть.
Сценка «На работе». Из х/ф «Люди и манекены». Серия 1. ТО Экран, 1974 г. Источник: канал на YouTube «Советский юмор. Гостелерадиофонд», https://www.youtube.com/channel/UCGrvFudvfwDZD88BEzxh3Uw
Известный кинокритик о билетике «на Райкина», авоське и смертельно опасной профессии.
Было это где-то в начале восьмидесятых. Мне повезло достать билет в Театр эстрады и Театр миниатюр на концерт Театра Миниатюр — легендарного театра Аркадия Райкина. Те, кто не жил в ту эпоху, никогда не смогут представить, каким дефицитом были билеты «на Райкина». Тверже любой валюты, дороже самых желанных товаров и продуктов. У самого Аркадия Исааковича даже была миниатюра на эту тему (разумеется, текст написал Жванецкий), где он аппетитно ел бутерброд с икрой и называл дефицит «великим двигателем общественно-специфических отношений».
На моем билетике, правда, стоял штампик: «Константин Райкин». То есть в этот вечер должен был выступить (и выступил) сын великого артиста. Все знали: Аркадий Исаакович болеет, на сцену выходит редко и всегда неожиданно.
Так вот, вдруг посреди вечера случилась пауза, а потом голос за сценой объявил: «Народный артист Советского Союза Аркадий Райкин». С бокового места в первом ряду я видел, как за кулисами его поддерживали с двух сторон, как тяжело, устало, почти наощупь делал он первые шаги по сцене.
Потом случилось чудо. Включились, зажглись глаза, артист выпрямился, поначалу неуверенный голос обрел силу. И дальше — минут 30–40 перед зрителями, как всегда, уморительно смешно и невероятно остро. А потом — под овации — уход за кулисы, и пока он шел, прямо на глазах превращался в старика.
Теперь все знают Райкина-младшего — Константина Аркадьевича. Когда-то он не то чтобы сетовал, но признавал, что для большинства зрителей навсегда останется сыном Аркадия Райкина. Времена поменялись настолько, что теперь уже про Аркадия Исааковича кто-то может сказать: «А, так это отец Константина Райкина!» И уже приходится рассказывать о Райкине-старшем.
Он родился в начале прошлого века в Риге, в еврейской семье. Рос в Рыбинске, учился в хедере. Семья со временем переехала в Петроград. Работал лаборантом на химзаводе. Увлекся театром. Окончил техникум театральных искусств у именитых режиссеров Г.М. Козинцева и Л.З. Трауберга. Красавцу-брюнету прочили славу героя-любовника. Он успел несколько раз сняться в кино. И надо заметить — фильмы с его участием как минимум раз в неделю идут на различных каналах ТВ. Потом выиграл первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Это и определило абсолютно уникальную творческую и жизненную дорогу.
На конкурсе он изображал Чарли Чаплина. Один знаменитый актер решил разыграть молодого коллегу и прямо перед выходом на сцену спрятал «чаплинскую» тросточку. А какой Чарли без трости? Тогда Райкин выпросил у гардеробщиц Колонного зала Дома союзов здоровенную палку-клюку.
Великий актер, он не мечтал о великих ролях. Не собирался играть Гамлета, Хлестакова или Тартюфа. Важнее и интереснее для него было менять маски и радоваться мгновенному узнаванию.
Райкин выбрал профессию шута — в нашей стране смертельно опасную. Смеялся над пороками, коих всегда хватало. И это воспринималось чиновными дураками из высоких кабинетов как прямая и явная угроза. А по сути, все его творчество было посвящено защите маленького человека.
Как объяснить нынешнему зрителю, почему запрещали райкинские скетчи, которые сегодня кажутся невинными? Вообще, что такое сатира? Вроде бы легкий жанр, но почему тогда артист, который им занимался, перенес несколько инфарктов? Самый тяжелый случился после очередного вызова в ЦК КПСС. О Райкине распускали грязные слухи, на несколько лет запрещали выступать в Москве и Ленинграде.
Доходило до абсурда. К 100-летию Ленина Райкин подготовил спектакль, состоявший из ленинских цитат. Спецкомиссия увидела в нем крамолу и антисоветчину. Одинаково одетые люди с одинаковыми портфелями приходили на спектакли райкинского театра — и закрывали, запрещали. И после всего этого он со своим тихим голосом и больным сердцем снова и снова шел на сцену как на амбразуру.
Он всегда умел разглядеть в темноте зала «доброго зрителя в девятом ряду». Даже песенку о нем спел. К нему и обращался.
Райкина называли «человеком с тысячью лиц». Это было, как теперь говорят, его ноу-хау — фантастическое умение мгновенно менять маски и образы, превращаясь из одного человека в другого.
Десятилетиями люди говорили фразами из его монологов, копировали интонации Райкина. Он даже сам придумывал слова. Популярное в советскую эпоху слово «авоська» пришло из райкинского скетча, посвященного дефициту: в те годы эту сетчатую сумку всегда клали в карман — авось, что-нибудь удастся купить по случаю.
Конечно, он был больше чем артист. Он был великий артист, подобных которому за последние 50 лет не было. Нисколько не преувеличивая, мы говорим об эпохе Аркадия Райкина. Закончилась ли эта эпоха? Вряд ли. Это только кажется, что сейчас мы смеемся над другими шутками. Великий райкинский смех эхом отдается в сердцах современных зрителей и как компас ведет к вершинам мастерства новые поколения артистов.
Знаете, а ведь в некоторых ситуациях чувство юмора является действительно единственным выходом. ))
ТО Экран, 1975 г. Источник: канал на YouTube «Советский юмор. Гостелерадиофонд», https://www.youtube.com/channel/UCGrvFudvfwDZD88BEzxh3Uw?sub.
Настоящая классика советского юмора: Аркадий Райкин исполняет монолог Михаила Жванецкого «Дефицит».
Надеюсь, вы получите удовольствие!