работа по хартии что это такое
В РФ с 1 июля начнут действовать новые правила перевозки зерна
Как сообщила «Интерфаксу» заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич, необходимость этого связана с тем, что в рамках подписанной в 2017 году хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции остаются риски, связанные, в частности, с заказом транспортных средств на перевозку зерна и готовой продукции.
По ее словам, это риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие неподтверждённые документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и соответственно подтверждаться первичным документами.
Как отметила Бурлевич, по сути «заказчик формирует требование на «обеление», потому что он заинтересован в том, чтобы подтвердить, что услуга исполнялась теми, кому она передана по договору, а не какими-то иными лицами, с которыми рассчитывались наличными, чтобы уйти от уплаты налогов».
Бурлевич также сообщила, что для полного наведения порядка на этом рынке планируется подписать хартию перевозчиков.
Роганова напомнила, что одним из правил хартии является осмотрительность при выборе грузоперевозчика, в том числе заключение договоров непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по агентскому договору непосредственно по поручению или от лица заказчика.
Новые правила перевозки зерна на днях были обсуждены в Общественной палате. Присутствовавшие на мероприятии участники зернового рынка, в том числе крупные зернотрейдеры («Гленкор агро МЗК», торговый дом «РИФ»), поддержали нововведение.
Хартия добросовестных участников рынка была подписана крупными экспортерами и производителями зерна в 2017 году и нацелена на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции и услуг, чтобы сформировалось нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.
С 1-го июля действуют новые правила перевозки зерна
9 июля 2019 г. 17:48
С 1-го июля 2019-го года в рамках Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, которую еще в 2017-м году подписали Федеральная налоговая служба (ФНС) и крупные трейдеры, начали действовать новые правила перевозок зерна, сообщается на официальном сайте Хартии. Они, в частности, вводят допустимые варианты договоров и, в целом, направлены на то, чтобы полностью убрать с рынка «серых» игроков.
Так, допускается заключение прямого договора с перевозчиком, использующим собственные транспортные средства и имеющим в штате своих водителей, или договора транспортной экспедиции. Экспедитор может организовать перевозку как на принадлежащем ему автомобиле, так и с привлечением стороннего транспорта.
Разрешается, кроме того, оформление агентского договора: трейдер имеет право в качестве агента выбрать фактического перевозчика. Сам он в таком случае в договоре на перевозку не будет значиться, но по одному из вариантов может взять на себя ответственность за доставку груза.
При этом с 1-го августа 2019-го года заключать договор транспортной экспедиции (или агентский договор) можно будет только с юридическим лицом, а с 1-го октября нельзя будет брать в аренду грузовик у физического лица, не зарегистрированного как индивидуальный предприниматель.
Осуществлять доставку зерна по прямому договору перевозки тоже можно исключительно с привлечением либо юридического лица, либо индивидуального предпринимателя, а между заказчиком и перевозчиком может быть только один посредник.
Эти меры, по крайней мере, на это рассчитывают те, кто подписал Хартию (а правила распространяются именно на них), должны убрать с рынка нелегальных игроков и исключить «серые» схемы уплаты налогов.
По оценкам исполнительного директора Ассоциации добросовестных участников рынка агропромышленного комплекса Екатерины Рогановой, «отрасль на 70% находится в теневом секторе», а большая часть транспортных средств, используемых при перевозках зерна, как отмечают эксперты, зарегистрирована на физических лиц.
Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции подписана в мае 2017-го года. На данный момент к ней присоединилось больше 4 тыс. компаний, в том числе 20 отраслевых союзов. Подписавшие документ обязуются честно уплачивать налоги, приобретать продукцию непосредственно у производителей, переработчиков либо у фирм-посредников по договорам комиссии, а также проявлять осмотрительность при выборе перевозчика.
Хартии отечественного бизнеса: цели, перспективы, преимущества членства
Если вникать в смысловые нюансы, термин «хартия» может иметь несколько значений. Во избежание путаницы целесообразно его рассматривать отдельно в каждой конкретной ситуации. В бизнесе хартии означают добровольное объединение группы лиц или компаний вокруг совместной декларации, формулирующей общие цели и принципы ведения дел. Хартии могут быть как едиными для всего бизнес-сообщества, так и отраслевыми. Во втором случае они объединяют игроков определенного сегмента рынка.
Цели создания хартий, кто является инициатором, для чего они нужны?
Хартии в первую очередь создают для регулирования отношений между участниками этих добровольных ассоциаций. Также они стимулируют вести предпринимательскую деятельность по единым для всех участников правилам, в основе которых лежат честная конкуренция и соблюдение законов РФ. Инициаторами подписания таких деклараций могут выступать:
При этом любая хартия российского бизнеса преследует своей целью саморегулирование предпринимательской среды. За основу принято, что примкнувшие к ней участники заинтересованы в соблюдении определенных правил ведения бизнеса и таким образом позволяют создать прозрачную благоприятную среду для приведения в порядок дел в определенной отрасли. Создание хартий помогает:
Кроме этого, российским бизнесом создана Социальная хартия, которая помогает регулировать взаимоотношения между бизнесом, работниками, местными властями, гражданским обществом. Она создана, в том числе, и для участия предпринимателей в развитии местного общества. Однако этим же занимаются в каждом отдельно взятом объединении.
Зачем компаниям нужно вступать в отраслевую Хартию? Какие преимущества она дает?
Объединение представителей одного бизнеса, зачастую конкурирующих друг с другом, может показаться странным только на первый взгляд. Российский рынок даже сейчас не освоен до конца и предоставляет огромные возможности. Чтобы их реализовать, необходимо убрать недобросовестных конкурентов, оперативно решать актуальные задачи и эффективно взаимодействовать с государственной властью.
Хартия добросовестных участников рынка СПК – цели и задачи
Для повышения прозрачности бизнеса в области светопрозрачных конструкций также была создана Хартия добросовестных участников рынка СПК. Все члены этого объединения имеют право вести общественный контроль и фиксировать нарушения общепринятых принципов. Помимо компаний, занимающихся сборкой и монтажом готовых изделий, к соглашению присоединились ответственные импортеры и производители оконной фурнитуры, а также профильных систем.
К Хартии участников рынка СПК выгодно присоединяться именно добросовестным представителям бизнеса. Ведь конечная цель – либо вывести с рынка финансово нечистоплотные компании, уклоняющиеся от уплаты сборов и налогов, либо заставить их соблюдать закон. В конечном итоге это позволит повысить уровень доверия как к самим предприятиям, так и изготовленной ими продукции. После подписания Хартии все ее участники должны вести бизнес на основании общих принципов:
Также от участников требуется прямое взаимодействие с представителями государственной власти для выработки оптимальных вариантов решения стоящих перед отраслью задач. Подписавшие Хартию заинтересованы в увеличении числа ее участников, рекомендуют партнерам и даже конкурентам присоединиться к добровольному объединению.
Дополнительные возможности и права участников Хартии
Вступление в Хартию – это не только приобретение обязательств ради общего дела, но и получение прав. Ассоциация взаимодействует с зарубежными структурами, что позволяет приобрести опыт и успешно решать мало изученные проблемы. Кроме этого, участники Хартии имеют не только обязанности, но и права. Они могут получить квалифицированную правовую помощь (в том числе и при обжаловании в судах действий органов федеральной власти), повысить квалификацию, изучить результаты анализа оконного рынка и представлять в ведомствах и учреждениях РФ свои экономические интересы.
Кто может стать участником Хартии рынка СПК?
Помимо зарегистрированных в Государственном реестре лиц, членами Ассоциации могут стать находящиеся за пределами РФ юридические лица. Также участие в Хартии разрешено всем желающим:
Положение о членских взносах предусматривает дифференцированное внесение платежей разными участниками. Полученные средства направляются на покрытие текущих расходов Ассоциации и осуществление ее деятельности.
Какую дополнительную ответственность несут участники, вступая в хартию?
Помимо соблюдения налогового и таможенного законодательства, участники объединений должны придерживаться определенных правил. Вся деятельность хартий не должна вступать в противоречия с Конституцией РФ. Также необходимо придерживаться положений из Гражданского Кодекса и закона «О некоммерческих организациях». Каждая их хартий имеет свой устав. Сообщество участников рынка СПК условилось следовать следующим правилам:
Действия объединений не должны вступать в явные противоречия с общественным мнением. Также участники Хартий не должны разглашать конфиденциальную информацию. Правила для участников разных объединений регламентируются уставом конкретной организации и могут отличаться.
Заключение
В рассмотренной ситуации хартия – документ о намерениях бороться за цивилизованный рынок, из которого будут убраны коррупция, теневые схемы и недобросовестные участники. Несмотря на то, что упомянутые объедения существуют достаточно долго, неразрешенных проблем остается очень много. Однако это не значит, что Хартии неэффективны. Наоборот, они уже позволили добиться значительных результатов и сделать честнее и прозрачнее конкурентную среду.
Хартия участников рынка грузоперевозок: кому, зачем?
Не так давно ряды ассоциации пополнил один из крупнейших логистических операторов. Сейчас членами Хартии являются более тысячи организаций. Но так ли нужно рынку подобное объединение? Своим мнением на этот счет поделился операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.
Безусловно, любая инициатива, целью которой является создание равных условий и правил игры для участников рынка, полезна всем сторонам сделки и в конечном счете потребителю.
Развитие отраслевых ассоциаций, профсоюзов, новых законодательных инициатив типа реестра, Хартии – все это мы наблюдаем в последние годы. Но здесь важно даже не то, какое из нововведений лучше, а когда они будут реально работать.
По моему мнению, есть странность во всех этих инициативах и событиях. С одной стороны, государство стремится обелить рынок, создать свободную конкуренцию, с другой стороны, новые правила игры зачастую не учитывают интересы представителей малого и среднего бизнеса, которые являются основными участниками этого рынка. Иногда случается так, что подобные правила даже могут стать губительны для предпринимателей. Для крупного бизнеса напротив создаются дополнительные преференции.
На мой взгляд, клиенты членов Хартии в данный момент никаким образом не ощущают на себе преимуществ от присоединения перевозчиков к данной организации. Более того, не понятно, как работает претензионный механизм, кто осуществляет арбитраж, кто входит в состав инициативной группы. Как мне, перевозчику, поднять вопрос на обсуждение или каким-либо образом привлечь внимание членов Хартии к моей проблеме? Если прочесть внимательно текст Хартии и конкретно абзац с правилами ведения бизнеса, которые должен принять на себя каждый участник рынка, то складывается ощущение, что есть более значимая цель всей этой истории – защита крупного бизнеса от повышенных налоговых рисков, связанных с неуплатой контрагентами (экспедиторами и перевозчиками) НДС.
Конечно, прошло совсем не много времени для того, чтобы оценивать эффект. Основной принцип fair play пока сложно разглядеть в деятельности Хартии. На сайте организации приведены цифры, имеются декларации, но результатов работы там не найти. Единственное свидетельство рациональности работы этого механизма – динамика присоединения перевозчиков и экспедиторов к организации. Однако оценить, насколько рынок стал прозрачнее и конкурентнее, сложно. С уверенностью могу сказать, что в нашем сегменте неспециализированных грузовых перевозок все по-прежнему.
Мы планировали подать документы на вступление в Хартию, более того, многие наши партнеры, контрагенты, особенно в ЮФО, состоят в ней. Но проанализировав все за и против, мы пока не смогли найти ответ на простой вопрос – что дает моему бизнесу вступление в данную ассоциацию кроме «репутационных бенефитов», которые задекларированы инициативной группой.
Вы еще не в хартии добросовестных налогоплательщиков? Тогда налоговики идут к вам
Налоговики продолжают борьбу за обеление рынка сельхозпродукции и её перевозки. Организации и ИП силком загоняются в Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Тем, кто отказывается вступать, палки в колеса вставляют сами же контрагенты, потому что есть риск снятия расходов и вычетов по НДС. Но и этого оказалось налоговикам мало.
Дело дошло до того, что пытаются вынудить вступить в Хартию компании, не имеющие отношения к АПК и даже не работающие с клиентами из этой сферы. Об этом мы уже писали в материале «Белый бизнес без разрывов. ФНС стала загонять в Хартию АПК всех подряд. Вас не агитируют?».
В преамбуле первого письма налоговики признают, что цели создания Хартии АПК не достигнуты — «обеления рынка» не произошло и незаконные схемы налоговой оптимизации никуда не делись. Они просто трансформировались в другие. Причем в письме приведены конкретные примеры трансформации и способы выявления новых схем:
1. До Хартии: «ИП Иванов=Диспетчер на УСН» «ИП Петров=Перевозчик на ЕНВД».
После Хартии: «ИП Иванов=Перевозчик на ЕНВД» «ИП Петров=Арендодатель ТС на ЕНВД». Водитель: или сам Петров или Сидоров, не имеющий признаков трудоустройства.
Налоговые риски: ИП Петров=Арендодатель платит ЕНВД как перевозчик, но в отношении доходов от аренды ЕНВД не применим. Также ЕНВД не применим в отношении деятельности по организации перевозки. Поэтому двоих участников цепочки, применяющих ЕНВД, быть не может, в любом случае имеет место неуплата налогов по основной системе налогообложения (НДФЛ, НДС): доначисления налогов арендодателю (ИП Петров) или организатору перевозки (ИП Иванов) по основной системе налогообложения. Мнимость аренды = переквалификация в перевозку. Соответственно, ИП Иванов — уже не перевозчик, и заказчику не признаются затраты на перевозку. Кроме того, нет отчислений с з/п водителя = потери бюджета, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).
Необходимо: «ООО Иванов=Диспетчер (Агент)» «ИП Петров=перевозчик». Водитель: Петров или работающий у ИП Петрова по ТД или ГПД (контроль через СЗВ-М).
2. До Хартии: «ООО/ИП Иванов=Перевозчик» водители без оформления;
После Хартии: «ООО/ИП Иванов=арендодатель ТС» ИП водители=перевозчики, арендующие ТС у «ООО/ИП Иванова».
Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство «Арендодателя» и водителей, фактическое ведение бизнеса Арендодателем, мнимость аренды). Следовательно: ИПводитель — уже не перевозчик, Заказчику не признаются затраты на перевозку, доначисления арендодателю исходя из норм основной системы налогообложения (признание реализации мнимых ИП — реализацией арендодателя), штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).
Необходимо: ООО/ИП Иванов берет водителей в штат без вывода трудового ресурса на мнимые ИП (контроль через СЗВ-М)
3. До Хартии: Семья Сидоровых: ИП Сидоров В.А = перевозчик на ЕНВД использует 15 собственных машин ИП Сидорова А.В = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин ИП Сидоров С.В. = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин. Это дробление бизнеса с целью применения ЕНВД водители без трудоустройства. К тому же семья Сидоровых нанимала сторонних ИП-перевозчиков по договору аренды с экипажем так, чтобы на каждом ИП Сидоров было не более 20 машин с целью применения ЕНВД. Сторонние перевозчики либо ИП на ЕНВД (хотя при сдаче ТС в аренду с экипажем это незаконно), либо вообще без регистрации ИП.
После Хартии: ООО, учрежденное семьей Сидоровых, без машин на балансе и водителей в штате, при этом, ООО =Диспетчер (Агент) ИП Сидоров В.А. перевозчик на ЕНВД 15 машин ИП Сидорова А.В =перевозчик на ЕНВД 5 машин ИП Сидоров С.В.=перевозчик на ЕНВД 5 машин, плюс водители с трудоустройством, но с серыми зарплатами, либо без трудоустройства сторонние ИП-перевозчики на ЕНВД.
При этом, такие связанные ИП не обязательно имеют родственные связи, но управляются едиными бенефициарами.
Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство семьи Сидоровых, невозможность применения ЕНВД, доначисления налогов исходя из норм основной системы налогообложения, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов)).
Необходимо: оприходовать все машины на баланс ООО, учрежденное семьей Сидоровых/связанными лицами, применять при этом либо УСН/ОСНО, взять всех водителей в штат ООО. В части сторонних перевозчиков, не связанных с семьей Сидоровых ИП, ООО должна выступать агентом по организации перевозки.
Налоговики предупреждают, что в ближайшее время будет создан Реестр добросовестных перевозчиков. В нему будут содержаться следующие сведения:
1. Правомерным владением Перевозчиком транспортными средствами, не содержащим в себе риски, является только собственность либо лизинг (контроль через СТС или договор лизинга);
2. Дробление бизнеса через связанных ИП и ООО исключить. ООО от связанных ИП приходуют транспортные средства на баланс ООО, водителей оформляют в штат ООО. С такими ООО заключаются договоры ТЭО или Договоры смешанной формы (перевозка агентский): в части своего транспорта — прямая реализация; в части наемного — агентская форма с выделением агентского вознаграждения.
Не допускается дробление на связанные ООО, которые применяют разные режимы налогообложения и дробят транспорт на разные ООО с целью применения спецрежимов.
Во втором письме приводятся рекомендуемые правила (!) транспортных и экспедиционных услуг. Среди них отметим следующие:
1. Правило «одного звена» — между Заказчиком и фактическим Перевозчиком рекомендован один посредник (Экспедитор или Агент). При этом недопустим посредник ИП, только юрлицо.
2. Предоставление перевозчиком подтверждения наличия водителей путем предоставления форм СЗВ-М (с закрытыми данными колонок со СНИЛС/ИНН). Причем как на момент заключения контракта, так и ежемесячно, пока осуществляются перевозки.
3. Ценообразование тарифов на перевозку должно формироваться с учетом всех уплачиваемых перевозчиком налогов, исходя из применяемой им системы налогообложения (тариф с НДС ≠ тариф без НДС).
4. Участники перевозки, являющиеся плательщиками НДС (Перевозчики, Агенты, Экспедиторы), должны дать согласия на признание сведений налоговой тайны общедоступными.
Все рекомендации вы можете найти в приложенном файле.
Заметим, что опробовав давление на налогоплательщиков через Хартию АПК, налоговая уже потирает ручки и готовится загонять налогоплательщиков в другие — в сфере оборота древесины, ювелирную, фасилити-операторов (клиниговые услуги).