путейцы кто такие на железной дороге
Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги
Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.
Чем занимаются монтеры пути?
Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.
Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.
Суть обязанностей монтера пути:
замена рельс и шпал;
регулировка стрелочных механизмов;
подгонка профилей стрелочных переводов;
исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);
сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.
При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.
При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.
Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.
Требования к квалификации монтеров пути
Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на эту должность претендуют в основном молодые мужчины.
При этом требования к квалификации уже вторичны. На подработку в путевые бригады часто устраиваются даже студенты вузов. Правда, доверяют им самую черновую работу: закручивание и выкручивание болтов при демонтаже рельс, погрузочные и разгрузочные работы, удаление мусора, очистку путей от снега и т.д.
Но для карьерного роста все-таки неплохо получить кое-какое образование. В целом же данная специальность не относится к числу наиболее квалифицированных.
Где пройти обучение на монтёра пути
В России существует множество колледжей, где готовят рабочих-строителей железных дорог. Набор ведется после окончания 9 или 11 класса. Для выпускников 9 класса обучение занимает 4 года. Получившим полное среднее образование предстоит отучиться 3 года.
Тем не менее на монтера пути можно переучиться с иным базовым профессиональным образованием. Существует широкая сеть учебных центров, которые готовят таких специалистов.
Источник фото wirestock/freepik
Квалификационные разряды специальности Монтер пути по ЕТКС
В настоящее время действует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.
Монтер пути 2 разряда
Монтер пути 3 разряда
Может заменять отдельные части путей (шпал и рельсов), проводить сверление, обслуживать шпалопитатель.
Монтер пути 4 разряда
Выполняет широкий круг работ от монтажа/демонтажа рельс до замены одиночных деталей на стрелочных переводах. Также в обязанности входит содержание в исправности рельсовой цепи автоблокировки, замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками.
Монтер пути 5 разряда
Способен проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимается промером и выправкой пути по ширине колеи, заниматься укладкой рельс бесстыковым методом.
Монтер пути 6 разряда
Занимается особо сложными работами по монтажу и демонтажу путей, включая установку рельсовых переводов, замер кривых участков пути по стрелам прогиба и т.д.
Сколько зарабатывает монтер пути в России
Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.
Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.
При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).
Минусы и плюсы профессии Монтера пути
востребованность на рынке труда;
возможность карьерного рост;
можно трудоустроиться без соответствующей квалификации.
низкая оплата труда на начальном этапе;
физически тяжелая работа на открытом воздухе;
РЖД: По пути или по барабану? Иерархия, карьерная лестница и условия труда путейцев
Комфорт пассажира в поездке зависит не только от уюта в вагоне и вышколенности проводников, а безопасность движения — не только от квалификации машинистов. Есть на железной дороге звено, которое отвечает за это и многое другое напрямую. Это путейцы. Корреспондент vgudok.com побеседовал с работником одной из дистанций пути (ПЧ) на Санкт-Петербургском узле и узнал, как живут эти труженики стальных магистралей.
До недавнего времени (2014-2015 гг.) конечное подразделение ПЧ именовалось устаревшим словом «околоток». Во главе околотка стоял дорожный мастер, в подчинение которого входили путевые бригады, возглавляемые бригадирами пути. Они знали свои рабочие отделения назубок, до последней шпалы, являясь глазами мастера и околотка. Им было вверено обходить участок по два раза в месяц. Опытный бригадир пути был «сам себе режиссёр», а мастер лишь обеспечивал процесс его «постановок» — добывал недостающий материал, инструмент, помогал людьми.
Основными целями перехода с околоточной системы на участковую были повышение уровня планирования и распределения ресурсов, а также разделение функций контроля и содержания для повышения надёжности пути. В итоге околотки переименовали в линейные участки, которые вошли в состав эксплуатационных. Создали бригады по планово-предупредительным работам, в задачи которых входила деятельность по текущему содержанию пути. За линейными участками остались неотложные работы в своих границах.
Такой подход подразумевал обеспечение мобильности путевых бригад. Укрупнённые катаются по всему участку (примерно 50 км) и, как говорят, «держат балльность» (измеримый показатель содержания пути по результатам прохода вагона-путеизмерителя), а неотложные выполняют работы в границах станций, тем самым исключая перемещения монтёров с одного рабочего отделения на другое. Появились и контролёры состояния пути. Здесь начальство немного перемудрило.
А что же сами путейцы? Жизнь их нелегка и зачастую тяжелее будней других железнодорожников.
Думая, что контролёры не предоставляют объективных сведений о неисправностях пути (не подставлять же своих), их перевели в цех дефектоскопии, делая независимыми от дорожных мастеров. На деле руководители дистанций всё равно не позволяют контролёрам выдавать грубые запретные меры, требующие ограничения скорости или закрытия движения на главных путях. Ведь это показатели, за которыми гонится начальство, порой пренебрегая главным — безопасностью движения. А чуть что — «виновный» контролёр. Бригадиры, не имея конкретного отделения, мечутся от одного дела к другому. Порой за день планы работ меняются по 4-5 раз.
Другой аспект — компьютерные нововведения. Неисправности, выявленные при любых видах осмотров, попадают в программу ЕК АСУИ, на каждое замечание создаётся свой «инцидент». Если раньше закрепление, к примеру, ослабшего стыкового болта занимало 30 секунд, то теперь работа в программе занимает 10 минут. Ещё одна «прелесть» цифровизации — система КАСАНТ, о которой мы много раз упоминали. По всем отказам технических средств (ОТС) существует право, за превышение которого кто-то получает по шапке.
Как-то из-за неисправности в дроссель-трансформаторе «загорелся» участок (показывал ложную занятость). У дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ), ответственной за неисправность, по случаям ОТС уже был близок перебор. По договорённости с ПЧ, у которой ещё оставалось в запасе несколько допустимых случаев, ОТС списали на пробой изолированного стыка по соседнему (!) пути. И ШЧ не пострадала, и ПЧ при своих осталась. Какой тогда смысл от КАСАНТа, на разработку и поддержание которого затрачивается огромное количество ресурсов? Пару лет назад решили объединять ШЧ и ПЧ — получились ИЧ, дистанции инфрастуктуры. Если это сделано лишь для того, чтобы исключить спихивание КАСАНТов, то сомневаемся, что овчинка стоит выделки.
Наши читатели, имеющие опыт путешествий по ж/д, помнят рельсы, уложенные рядом с путями на брусьях в несколько рядов. Это покилометровый запас. Предназначен для оперативной замены выявленного остродефектного рельса (ОДР). Больше пассажир этого запаса не увидит, за исключением разве что отдалённых длинных перегонов. Всё ради ублажения его взора (по словам авторов идеи). В случае обнаружения ОДР рельс на замену снимается с бокового станционного пути, потому что новых либо нет, либо они очень далеко на базе ПЧ.
Переход на участковую систему, от которого ожидали чуть ли не революции в путевом хозяйстве, оказался лишь сокращением. Как штата, так и материалов. Соответственно, и затрат на содержание.
Питерские путейцы с ужасом вспоминают ЧМ-2018 по футболу.
А что же сами путейцы? Жизнь их нелегка и зачастую тяжелее будней других железнодорожников. Формально все они работают по пятидневке. Фактически — свои коррективы вносит снегоборьба, тут вводится сменный график, он же суммированный учёт рабочего времени. Сбивается обычный график и в период «окон» — перерывов в движении поездов для выполнения путевых работ, которые на участках с высокой интенсивностью могут предоставляться лишь ночью. Как-то начальник одной скоростной ПЧ посетовал: на «окна» ему приходится брать людей взаймы с другой дистанции. Придут «окна» в ту дистанцию — придёт и время отдавать «долги».
Один из самых страшных ужасов путейца — окос травы. Ещё несколько лет назад трава выше человеческого роста вдоль пути никого не смущала. Теперь же за колосочек, появившийся в междупутье, можно получить нагоняй. Перед каждым объездом начальства — окос. Людей на него забирают повально, даже зимой, если вдруг из-под снега покажется старая трава. Питерские путейцы с ужасом вспоминают ЧМ-2018 по футболу и с не меньшим ужасом ожидали ЧЕ-2020, перенесённый из-за пандемии коронавируса.
В Питере сборная России должна была принимать Финляндию, населённость поездов «Аллегро» могла приблизиться к ста процентам. Представили страшные сны начальников Зеленогорской и Выборгской ПЧ? В этой связи наш собеседник вспомнил смешной случай. Одна из пассажирок пригородного сообщения пожаловалась руководству вокзала на окос беленьких цветочков-лютиков на станции: мол, зачем вы такую красоту трогаете?
Если повезёт и неподалёку от места производства работ окажется переезд с дежурным работником, то перевести дух можно там.
Всё рабочее время путейца — на свежем воздухе. Только при околоточной системе существовали рабочие отделения, расположенные, в том числе, и на перегонах. Сегодня — только в пределах станций. Душевые, раздевалки, комнаты приёма пищи — только там. Все они, мягко говоря, не самые свежие, но это лучше, чем ничего. На перегоне либо без обеда, либо костёр. Если повезёт и неподалёку от места производства работ окажется переезд с дежурным работником, то перевести дух можно там.
Если монтёр пути проявит желание, то вырасти он сможет до начальника дистанции. Имеющие техническое или высшее образование бригадирами становятся почти сразу же. Дальше необходимо не бояться брать на себя ответственность и уметь взаимодействовать с людьми. Быть одновременно и требовательным, и лояльным. Дальше — должность дорожного мастера, но открыта она лишь тем, у кого есть высшее образование.
Мастер — самая ответственная должность: на нём материальная ответственность за всю инфраструктуру участка, а главное — за жизнь и здоровье подчинённых. И, конечно же, за безопасность движения. Следующая ступень — начальник участка: от земли подальше, к начальству поближе, ну а там и до должности ПЧ недалеко. Вишенка на торте — путейцы от должности дорожного мастера и выше имеют ненормированный рабочий день. Ответить на телефонный звонок с последующим выездом нужно быть готовым в режиме 24/7/365. Личная жизнь, прощай.
Всё печально? И да, и нет. Потому что и рабочие, и инженерный корпус, и руководители вынуждены пахать «на износ», но запас чувства ответственности у путейцев ещё не выбит реформами и оптимизациями. Если где и случаются какие-то неприятности, то их причина точно не в разгильдяйстве. Пока ещё.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем новом разделе ГОРОД
Путейцы
Так называют людей этой профессии в простонародье. А по-книжному, монтёры пути железнодорожного транспорта. Безопасность движения и текущее его содержание входит в обязанности путейца. История этой профессии связана с историей страны и с появлением самого транспорта. Ища информацию о профессии путейца, столкнулась с её скудностью. Много написано об изобретателях, инженерах, участниках строительства железной дороги и практически не написано о тех, кто занимался и занимается её содержанием. А ведь от их труда зависит безопасность перевозки пассажиров и грузов, жизни, можно сказать, тысячей людей. В 1842 году вышел Указ о строительстве железной дороги, подписанный Николаем I, соединяющей Москву с Санкт-Петербургом. Движение на отдельных участках дороги началось с 1846 года, а официальное открытие состоялось в 1851 году. Появляются обходчики путей или путевая стража.
Человек этой профессии должен быть физически сильным, выносливым. Никто не обучал их способам нахождения дефектов. Их многолетний опыт работы позволил в будущем научно обосновать и разработать способы обнаружения неисправностей на линиях. В 1935 году, обходчик Д.М. Колосницин раскрыл способ нахождения рельсов со скрытыми трещинами. Существовало несколько простых способов для обнаружения рельсов с дефектами. Обходчик молотком весом в 300 грамм насаженным на ручку длиной 600 мм делал отстукивание рельса с высоты 0,4 – 0,7 метра, молоток силой свободного падения ударялся о верх рельса, обходчик должен был чутко прислушиваться к издаваемому рельсу звуку при ударе, уметь различать малейшие звуковые вибрации при ударе, поведение молотка.
Железная дорога – это живой организм, который постоянно растёт, меняется, применяются новые технологии. Как изменился труд путейца? Смогут ли машины и автоматические системы заменить его? Персонал, задействованный в содержании путей составляет 1/3 часть всех работников железной дороги. И каждая попытка уменьшить их число отрицательно сказывалась на состоянии путей.
Монтёры пути — одна из самых востребованных и массовых профессий в железнодорожной сфере. «Путейцы», как их называют в народе, поддерживают железнодорожное полотно в рабочем состоянии, строят и ремонтируют железные дороги.
В обязанности монтёра пути входит замена шпал и рельс, разгонка рельсовых нитей, выправка шпал, обточка рельс, ремонт крестовин и многое другое.
Чтобы выполнять такую непростую и ответственную работу необходимо, во-первых, иметь профильное образование (окончить железнодорожный техникум), во-вторых, обладать физической силой, выдержкой и трудолюбием. Эти качества — ключевые для монтёра пути. Но и это ещё не всё.
«Путейцы» должны разбираться в свойствах грунта, знать специфику укладки шпал и рельс, правила их укрепления.
GTC официально трудоустраивает своих сотрудников, обеспечивает им стабильную зарплату, оплачивает переработки и двухнедельное обучение перед началом рабочего процесса, даёт возможность карьерного роста, оформляет страховку от несчастных случаев, выдаёт зимний и летний комплект спецодежды с обувью, подвозит своих сотрудников на работу. После продления годового контракта предприятие предоставляет сотруднику медицинскую страховку.
Ещё одно преимущество работы на GTC — бесплатный проезд по железной дороге.
Монтёр пути — непростая работа, однако европейское отношение к сотрудникам и достойная зарплата окупают трудности рабочей специфики.
Литовские работодатели ответственно относятся к своим работникам, обеспечивают им благоприятные условия труда и строго соблюдают трудовое законодательство.
ПУТЕЕЦ
Смотреть что такое «ПУТЕЕЦ» в других словарях:
путеец — железнодорожник, труженник стальных магистралей, работник стальных магистралей Словарь русских синонимов. путеец см. железнодорожник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
ПУТЕЕЦ — ПУТЕЕЦ, ейца, муж. Специалист по строительству, ремонту и содержанию железных дорог; работник путевого хозяйства железных дорог. Инженер п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Путеец — (др.назв. Железнодорожник) человек, чьей сферой профессиональной деятельности является железнодорожный транспорт. Населенные пункты Путеец посёлок городского типа в республике Коми, Путеец микрорайон города Ржева Тверской области … Википедия
путеец — тейца; м. Разг. Специалист по строительству и обслуживанию дорог (обычно железнодорожного транспорта). Инженер путеец … Энциклопедический словарь
путеец — те/йца; м.; разг. Специалист по строительству и обслуживанию дорог (обычно железнодорожного транспорта) Инженер путеец … Словарь многих выражений
Путеец — м. разг. 1. Специалист в области строительства, ремонта и содержания железных дорог. 2. Работник путевого хозяйства железных дорог. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
путеец — путеец, путейцы, путейца, путейцев, путейцу, путейцам, путейца, путейцев, путейцем, путейцами, путейце, путейцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
путеец — пут еец, ейца, твор. п. ейцем, род. п. мн. ч. ейцев … Русский орфографический словарь
путеец — (2 м), Р. путе/йца, Тв. путе/йцем; мн. путе/йцы, Р. путе/йцев … Орфографический словарь русского языка
Путеец — 169635, Коми Республики, Печорского … Населённые пункты и индексы России