псалом асафа кто такой асаф
Удивительные псалмы Асафа
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ АСАФА.
Поэзия, которой мы с Вами преданы, обладает удивительным свойством. Она с необычайной яркостью открывает перед читателем души людей, которые писали стихи. Мы реально ощущаем их радость и боль, их мечты и заботы.
Если стихи принадлежат авторам, жившим до нас, мы начинаем лучше понимать наших предков, они становятся ближе нам.
Совсем не важно, что между нами пролегли не только века, но целые тысячелетия.
Что мы знаем об Асафе, перу которого принадлежат 72 –ой псалом? Многие считают, что это потомок того самого Асафа, который был сподвижником царя Давида, руководил одним из его певчих хоров, и тоже писал псалмы.
Асаф Младший, назовём его так, жил 400 лет спустя после своего легендарного предка. Эти годы были годами военного, экономического, и духовного упадка еврейского государства, задолго до этого расколовшегося на Израиль и Иудею.
В 722 году до н. э. ассирийцы захватили Израиль, частично уничтожили и частично изгнали его жителей. В начале 6-го века до нашей эры страшная опасность нависла и над Иудеей.
Страна была на пороге войны, но не предпринимала никаких усилий к укреплению своей обороноспособности. Это было уже не могущественное государство царя Давида и его сына Соломона.
Это было государство, раздираемое социальными противоречиями, в котором одни купались в роскоши, а другие влачили нищенское существование. Пошатнулись и духовные устои общества, особенно в правящих верхах, которые вели отнюдь не праведный образ жизни.
Асаф Младший, как любой патриот и поэт, наблюдал окружавшую его жизнь с болью в душе. Он чувствовал неотвратимость приближающейся беды.
Как похожи поэты всех времён друг на друга!
Ступаю я по грани тонкой,
Что отделяет ночь от дня.
Как будто малого ребенка
Ведёшь ты за руку меня
Всегда руководишь Ты мною,
Твои советы мне нужны.
Я за Тобой, как за стеною,
И нет надёжнее стены!
Зачем мне бренное, земное?
Твердыня сердца моего!
На небе будешь Ты со мною,
Там обрету я торжество!
Кто были от Тебя вдали,
Давно погибель обрели!
Мне благо к Богу приближаться
И прославлять Его дела
Хочу я всей душой прижаться.
К истокам света и тепла!
Страшные события произошли в 586 году до Рождества Христова.
Войска Вавилона захватили Иудею, разрушили храм, построенный Соломоном, частично уничтожили и частично увели в плен её жителей.
Асафу Младшему, по-видимому, удалось спастись. Иначе мы не прочитали бы другие его псалмы, где упоминаются эти страшные события.
Псалом 73. Асафа.
Зажги для нас знамения звезду,
Чтобы пророк сумел предугадать,
Доколе будем мы терпеть беду,
И вечно ли в неволе нам страдать.
Разрушен веры праведной очаг…
О, Господи! Дозволь Тебя спросить:
Доколе будет ненавистный враг
Твоё святое Имя поносить?
О, Господи! Помилуй и спаси!
Нам Вера больше жизни дорога!
Удар своей десницей нанеси
И порази заклятого врага!
Ты нас спасаешь испокон веков
От смерти и от вражеских оков!
Раздвинув море, нам давал проход
Среди морских пучин и буйных вод
Ты смог левиафана сокрушить,
Ты нам определил предел земной,
Поток бурлящий можешь осушить,
Свет дня зажечь и мрак сгустить ночной.
Всё в милости Твоей: и свет и тьма,
Рассвет, закат и лето, и зима!
Сейчас другой навис над миром мрак,-
Теперь повсюду злобы торжество.
Как будто вепрь голодный, рыщет враг,
С хулою против Духа Твоего!
Не дай на растерзание зверью
Ты горлицу любимую свою!
И не отвергни тех, кто ждёт Тебя,
Страдая, сокрушаясь и любя!
Псалом 73, как и предыдущий, был написан Асафом, которого я называю Младшим, поскольку он жил 400лет спустя после знаменитого Асафа, соратника царя Давида.
Асаф Младший был свидетелем страшных событий, обрушившихся на его родину.
В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм разграблен и сожжен. Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм, построенный царём Соломоном, просуществовал около 400 лет. Он всегда являлся центром политической и духовной жизни еврейского народа. Именно поэтому захватчики уничтожили его в первую очередь. Вместе с драгоценностями храма исчезли скрижали с Заповедями Бога, обретённые Моисеем.
Как свидетельствуют историки, Вавилон в те времена был не только самым большим и богатым городом мира, но и славился развращённостью своих нравов.
Асаф, как и все патриоты своей родины, с горечью переживают все страшные события, которые развернулись в стране. Он задаёт вопрос : «Почему Бог оставил еврейский народ, лишил Своей помощи?»
Но ответ можно найти в предыдущем псалме Асафа.
Упадок духовных ценностей и страшное расслоение общества
сделали своё дело. Еврейский народ оказался неспособным дать отпор врагу.
Как всегда проведу параллель с нашей действительностью.
Мечта о единой России, пока остаётся только мечтой.
Общество похоже на слоёный пирог, у которого вверху шоколад и крем, а внизу горелые корки.
Но нас ещё объединяют общечеловеческие моральные ценности. Вот почему наши «зарубежные партнёры», как принято их теперь называть, прилагают все усилия, чтобы эти ценности разрушить, подменить вавилонским эгоизмом, распущенностью и безнравственностью.
Расцвет Вавилона продолжался 70 лет, после чего он был полностью разрушен персами.
Псалом асафа кто такой асаф
В этом псалме пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки, неисследимы и исполнены великой непостижимости, и незнающие оснований Божия о каждом домостроительства впадают в нелепые помыслы. Посему, изобразив нам прежде самые помыслы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: «се сии грешницы и гобзующии» ( Пс.72:12 )) учит потом, какой будет конец самих нечестивых, чтобы, ясно зная это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в жизни сей.
Приступая к описанию благоденствия людей, живущих нечестиво, и за сим уготованного им жестокого наказания, предпоставляет ту мысль, что Бог благ для правых, и потому избирающие удел живущих благочестиво должны знать это, что Бог будет благ для одних правых сердцем, а не для тех, которые грешат, поступая худо. Если же нечестивые и благоденствуют по-видимому, то никто не должен этим смущаться, представляя себе то наказание, какое ожидает их в скором последствии.
Поелику наслаждаются они всеми благами и не изведывают никакого зла, то по сему самому без меры предались гордыне, которая соделала их несправедливыми и нечестивыми, так что нечестия их становятся утучнявшими и упитанными.
Законопреступное благоденствие произвело в душе их лукавый навык. Из чего же это видно? Не из того ли, что и помышляют и говорят они лукавое?
Означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят уже хулу и на самого Бога.
Изрекают, говорит, хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земле.
За это-то превознесшиеся будут низложены. Смысл же речи таков: наказание их принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие.
Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и только тогда, хорошо исполнят время жизни своей, по сказанному: почил «исполнен дней» ( Быт. 25, 8 ), то есть все дни их были исполнены добрых дел.
Народ Мой из низложения нечестивых извлечет для себя пользу. Упомянутые же выше злочестивцы и беззаконники до того предавались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: «како уведе?» вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших?
Выставляется причина соблазна в тех, которые видят нечестивых «гобзующих», и именно та, что они в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии.
И я, говорит, видя это, возмутился помыслами, размышляя сам с собою: не будет ли суетен труд мой о добродетели? А труд этот состоит в том, чтобы подвизаться в правде, быть чистым от дела несправедливого, за прежние согрешения наказывать себя исповеданием их, и как бы с сей целью, то есть, чтобы за грехи свои подвергать себя истязаниям, восставать с самого ложа.
Размышлял я сам с собою следующим образом: если сообщу другим эти пришедшие мне на мысль помыслы (а именно: «еда́ всуе оправдих сердце мое?» ), то сделаюсь для них виновником всякого соблазна. Поступая же так, преступлю заветы сынов Твоих, то есть мужей праведных. А эти заветы Святых состоят в том, чтобы не быть друг для друга виновником соблазна.
Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил я для себя трудность, потому что суды глубоки и неисследимы. По крайней мере, определил я себе надлежащее для познания сего время, и именно – время суда Божия, когда воздашь каждому по делам его ( Рим. 2, 6 ).
Пророческим духом узнав будущее, я говорю, что причиною жестоких наказаний будет для них лукавство нрава, потому что возвышение обратится для них в падение. И это настоящее богатство их вменится для них как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев.
Град Господень есть вышний Иерусалим; «образ» же «их» – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поелику носят они на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие, ибо в оное время услышать: «не вем вас» ( Мф. 25, 10 ), как не имеющих на себе небесного Его образа.
Поелику «ревнуя поревновах о Господе» ( 3Цар. 19, 10 ), так что и сердце мое и внутренности мои исполнились пламенной ревности, то за это самое сподобился я того, что стал просвещен, и познал творимое с градом Твоим и с образом нечестивых. Но прежде был я, как скот бессловесный, будучи не в состоянии проникнуть в распоряжения Промысла. Однако же, не оставлен я Тобою, Боже, и не лишился упования на Тебя, пребывал же «выну с Тобою» ( Пс.72:23 ), и делал это не своею силою, но по Твоей благодати. Ибо Ты сам, по человеколюбию Твоему, взяв руку десную мою, поддерживал и сохранял меня, чтобы не подвиглись стопы мои и не поколебались ноги мои в предстоянии Тебе.
Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого, то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это – тленно и временно. Желал же единого только, и желанием этим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною, частью.
Единения с Тобою держался, я, Владыко, и поступал в этом хорошо, зная, что концом тех, которые вне Тебя, будет погибель, а с Тобою пребывающие приимут благую часть, потому что им, когда внидут в небесный Иерусалим, достанется в наследие наилучшая часть – наслаждаться всегда Твоими песнопениями.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 49
Псалом 49 имеет краткое надписание: Псалом Асафу. Сей Асаф принадлежал к сословию священников и левитов и был одним из начальнейших певцов и даже начальников музыкальных хоров, учрежденных при Давиде для более торжественного совершения богослужения, сначала в скинии, а потом и в храме Соломоновом ( 1Пар.15:17, 19, 16:7, 37 ; 2Пар.5:12 ). Этот же Асаф, по свидетельству книги Паралипоменон, называется и пророком. Поэтому, не без основания, он признается не только певцом, но и составителем как этого, так и других псалмов, имеющих в надписаниях его имя. Да и самое содержание этого псалма, в котором от лица Самого Бога со всею строгостью обличается лицемерное благочестие тех иудеев, которые все богоугождение полагали в одном лишь устном исповедании предписаний закона (ст. 16 и след.) и наружном исполнении его обрядовых уставов (ст. 8), дает основание думать, что псалом сей составлен во времена Давида или Соломона. Известно, каким блеском Давид окружил богослужение. Некоторые израильтяне до того ослеплялись этим блеском и пышностью, что могли приходить к мысли, что сущность богослужения и заключается во внешнем великолепии его, а не в сердечном расположении жертвоприносителя. Как один из начальников певческих и музыкальных хоров, Асаф, постоянно присутствовавший при богослужениях, мог, конечно, как никто другой, видеть такое неправильное понимание истинного богопочтения в народе еврейском, а потому, имея в виду возбудить в этом народе дух веры и истинного благочестия, он и направляет свой псалом против тех, которые думали, что Бог довольствуется одним внешним, вещественным жертвоприношением и не требует внутреннего участия, сердечного раскаяния во грехах и всецелой преданности Господу. Для большей силы и внушительности своего предостережения от такого опасного заблуждения псалмопевец представляет явившимся и говорящим Самого Господа. Высочайший и всемогущий (Бог богов) Господь начинает речь и призывает небо и всю землю на суд, быть свидетелями Его обвинительной речи против Израиля. Так как во всем псалме идет речь о суде Божием над грешниками, то многие из отцов Церкви и толковников этого псалма видят в нем таинственный смысл и многие места его объясняют как пророчественные о втором пришествии Христовом и о всеобщем Страшном Суде Его над всем миром.
Пс.49:1–2 Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты его.
Пс.49:3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна.
В сих изречениях священные истолкователи псалма видят пророчество о втором и страшном пришествии Христовом на суд всего мира. Но пророчествуя о будущем, псалмопевец имел в виду прежде всего современное ему состояние иудейской Церкви, вызвавшее грозное пришествие к ней Судии Бога, которое он обставляет такими страшными явлениями, как непремолчание, или грозное слово Его, как возгорение огня и поднятие вокруг (окрест) Его сильной (зельной) бури, явлениями, подобными тем, какими сопровождалось дарование Закона на горе Синай. Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать Закон, так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего ( Пс.67:17 ), чтоб изъяснить и подтвердить этот Закон, Он идет в славе (благолепие красоты), в виду всего мира (яве), Он идет как Бог Завета (Бог наш), Который с отцами народа израильского заключил Завет, по которому они обязались пребывать верными Ему, – идет, чтоб изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне ( Исх.19:18 ) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем («огнем поядающим», Евр.12:29 ) Своего Закона (ср. Исх.20:20 ). Подобными же чертами изображается, как у пророков, так и в Новозаветном Писании, второе пришествие Христово, которое будет для всех и страшным и явным: Он приидет как Судия всей твари и не премолчит, т.е. не потерпит уже никакого нечестия, как терпел и терпит до того грозного Суда. Тогда огнь пред Ним возгорится – огнь суда и гнева Божия, имеющий сожечь и очистить земные стихии ( 2Пет.3:10 ; Мф.25:41 ), тогда будет и буря зельна, страшное смятение земли и все ужасы, предсказанные Самим Господом ( Мк.13:5–29 ). Таким страшным это второе пришествие Господне созерцал некогда в своем видении и пророк Даниил ( Дан.7:9–10 ).
Пс.49:4–5 Призовет небо свыше и землю, разсудити люди Своя. Соберите Ему преподобныя его, завещающыя завет его о жертвах.
Как древле при Моисее Господь свидетельствовался небом и землею в верности Завета Своего с народом израильским, так и ныне грядущего на Суд Господа пророк изображает призывающим небо и землю во свидетели Суда над народом Завета, дабы показать важность сего суда и устрашить живущих. И вот, когда все приготовлено, дается повеление исполнителям суда (ангелам) привести обвиняемых, т.е. иудеев, которые называются здесь преподобными, как принадлежащие к «языку святому» ( Исх.19:6 ): соберите Ему преподобныя Его. Еврейским словом хасидим, т.е. святые, означались евреи в противоположность язычникам. Завещающие завет Его о жертвах, т.е. пусть предстанут на суд пред Богом те, которые думают, что принося жертвы свои Господу, они тем самым исполняют Завет Божий в отношении их к Богу. Под Заветом разумеется здесь Закон, данный некогда Богом народу израильскому, и весь этот Завет основывался на жертвах. Соблюдая только одни касающиеся жертв предписания сего Закона, они думали, что исполняют уже весь Закон и потому хвалились своими жертвами и считали себя самыми угодными Богу людьми. Их-то и повелевается теперь собрать на Суд Божий. Изъясняющие этот стих в смысле второго пришествия Господня говорят, что призовет небо свыше – это значит, что Господь от вышней части мира (свыше) повелит предстать пред Ним всем ангелам, как сказано в Евангелии: «Егда приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии ангели с Ним» ( Мф.25:31 ), а от нижней части призовет землю, т.е. всех людей, живущих и живших на земле от создания мира и до кончины его. «И соберутся пред Ним все народы для того, чтобы разсудити Ему люди Своя. И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ» ( Мф.25:32 ). Тогда речет Судия ангелам: Соберите Мне преподобныя Моя, т.е. всех верных Моих, «ибо неверующий уже осужден есть» ( Ин.3:18 ), – соберите тех, которые в Ветхом Завете посвящаемы были Богу чрез обрезание, а ныне посвящаются чрез крещение, завещающих завет, т.е. верующих христиан, которые вступают в завет с Богом силою и действием крестной жертвы Христа Спасителя.
Пс.49:6 И возвестят небеса правду его, яко Бог Судия есть.
По собрании всех начинается суд; небеса возвещают правду Божию, т.е. с неба раздается голос «Бога Судии» (ср. Исх.19:19 ), Который готовится произнести решительный и праведный приговор на добрых и злых: тогда явно будет для всех правосудие Божественное, не щадящее злых и награждающее добрых. По произнесении Божественного приговора все небо, т.е. все жители небесные, согласием своим и похвалами подтвердят праведный приговор, возглашая: «Праведен еси, Господи, и прави суди Твои» ( Пс.118:137 ). Яко Бог Судия есть – это самое лучшее ручательство за праведный суд: Бог рассудит все праведно, потому что правда свойственна Ему по самой Его природе.
Пс.49:7 Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз.
Прежде чем произнесен решительный приговор на подсудимых, пришедший на Суд Господь обращается к Своему народу, к Своему возлюбленному Израилю с речью, в которой прежде всего требует от него особенного внимания к Своим словам: Услышите, говорит, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю. Назвав израильский народ Своим народом, Он тут же называет его любимым его именем – Израиль. Послушай Меня, Израиль, как бы так говорит Господь, и засвидетельствую тебе, т.е. и Я буду говорить и беседовать с тобою о том, что тебя касается. Я Бог твой: благоговей же предо Мной. Господь повторяет здесь Свое имя: Бог, Бог твой есмь Аз, с той целью, чтобы расположить народ к особенному вниманию и благоговению и вместе с тем показать, сколь велико и неизреченно Его милосердие, что Он даже с рабами Своими вступает в беседу.
Пс.49:8–11 Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну: не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове: познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть.
После обращения к возлюбленному народу Своему и после приглашения его к особенному вниманию, Господь напоминает ему о его обязанностях, вытекающих из заключенного с отцами его Завета ( Быт.17:1–14, 26:4, 28:13–15 ). Вот Я, как бы так говорит Господь, исполняю то, что обещал Аврааму и отцам вашим, заключая с ними завет, исполняешь ли ты, Израиль, свои обещания так, как давали в том клятву отцы твои? Вы, конечно, будете говорить о жертвах, какие вы Мне приносите. Но Я говорю не о жертвах, – не за жертвы твои Я обличаю тебя, Израиль: в них Я не вижу недостатка. Все жертвы твои и всесожжения всегда предо Мною. Да нужны ли они Мне? Какая Мне от них польза? Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь чрез другого пророка: «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» ( Ис.1:11 ). А потому Я не прииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов. Ведь все это Мое, а тебе только дано для временного пользования: и звери лесные, и скоты, пасущиеся в горах, и волы, нужные для домашней работа, – все это Мое. Мне известны даже все птицы, летающие под небесами, и вся красота полевая у Меня на виду, и все в Моей власти. Итак, не думай, что Я буду обличать тебя за жертвы, в которых Я нисколько не нуждаюсь.
Пс.49:12–13 Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию?
Если бы Я и взалкал, говорит Господь, и тогда не стал бы просить у тебя пищи, не стал бы говорить тебе (не реку тебе) о том, потому что вселенная Моя, и все, что на ней есть и делается, – все это Мое. Притом же Я не таков, как языческие боги, которым приносят служители их вещественную пищу. Я в такой пище никогда не нуждаюсь как Дух бестелесный и беспредельный – ем ли Я мясо волов и буду ли пить кровь козлов?
Пс.49:14–15 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.
Пожри значит: «принеси жертву». Изречениями этих стихов Господь Бог устами пророка дает понять народу Своему, какая жертва может быть Ему приятна. Если, говорит, хочешь благоугождать Мне жертвою, то пожри, принеси Богу жертву хвалы и вознеси пред Вышним (т.е. Богом) молитвы о твоем спасении. Под молитвами здесь разумеются собственные обеты (как и переведено это слово с еврейского: воздай Всевышнему обеты твои), которые даны Богу, чтобы благоугождать Ему, как давали, например, обеты иудеи, подтверждая завет свой с Богом ( Исх.19:8 ; Втор.26:17 ) в том, что они исполнят то или другое угодное Богу, что они будут послушны Его повелениям ( Втор.23:21 ), как даем и мы те или другие обещания свои Господу, каковы, например, обеты православного христианина, даваемые им при крещении. Жертва хвалы – это не значит «благодарственная жертва», какая была у иудеев, в противоположность жертве всесожжения о грехе или преступлении, но означает вообще внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую жертву, будет ли то жертва умилостивительная или благодарственная. Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу и совершенная покорность Его воле – вот та жертва, какой хочет Бог ( 1Цар.15:22 ) и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. В словах пожри Богови жертву хвалы – Господь ясно открывает народу Своему, что богопочитание по Закону Моисееву, с кровавыми жертвами, не угодно Ему, и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия, и такое богопочитание установлено впоследствии в Церкви Христовой, которая «непрестанно (выну) приносит Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ). Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает, слышит его молитвы и избавляет его от скорби. Продолжая речь Свою чрез пророка, Господь как бы так говорит о сем: ты, Израиль, не только во дни благополучия и радости, но наипаче в день скорби должен ко Мне прибегать и на Меня возлагать всю надежду. Я избавлю (изму тя) тебя от всякой скорби твоей, а ты прославишь Меня жертвой хвалы и благодарения. И что говорит здесь и далее (в следующих стихах) Господь израильскому народу, все то в равной мере приложимо и к новому Израилю, народу христианскому.
Пс.49:16–17 Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять.
Все люди на земле небезгрешны. «Аще речем, – говорит апостол, – яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ). К какому же грешнику обращается здесь Господь Бог в Своей обвинительной речи? Обвинение Господа, как видно из сих и последующих (16–21) стихов, направлено здесь против тех лицемеров, которые по внешнему виду казались людьми благочестивыми и послушными Завету Божию, – против родоначальников тех книжников и фарисеев, которые в пришествие Господа Иисуса Христа на землю возлагали на плечи других «бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не хотели и перстом двинуть их», и от соблазна которых Сам Господь предостерегал слушателей Своих такими словами: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте: по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают» ( Мф.23:4, 3 ). Так и здесь в псалме Господь говорит грешнику (по пер. с евр.): «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя (вспять – назад)?» Ты говоришь, что знаешь Закон Мой и заповеди Мои, в которых содержится вся правда Божия, а сам между тем не исполняешь их делом, – зачем это? Для чего говоришь, что Завет Мой, заключенный с Авраамом и отцами, принадлежит тебе, когда ни Завета не хранишь, ни Закона Моего не исполняешь, ни верности и послушанию отцов не подражаешь?
Пс.49:18–20 Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси: уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения: седя на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн.
В этих стихах, продолжая обвинительную речь Свою к тому же грешнику, Господь обличает его в самых грехах его: если ты, говорит, проповедуешь о Завете, если любишь говорить о заповедях Моих, то почему же ты не останавливаешь заведомого вора, а напротив, вступаешь с ним в общение, чтобы пользоваться плодами воровского приобретения и противозаконными способами наживать имение? Кроме того, ты вступаешь в сообщество с прелюбодеем, человеком явно ведущим блудную и распутную жизнь, и, вместо того чтобы предостеречь его от развращенного и гибельного пути, сам потворствуешь ему в том, своим дурным примером еще более развращая его. Те же уста, которыми твердишь (ст. 16 и 19 по пер. с греч) Завет Мой, ты открываешь на злословие, и тот же язык твой, который проповедует уставы Мои, сплетает коварство; сидишь и говоришь клевету на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь: ты, коварный лицемер, всегда говоришь с намерением обмануть, язык твой сплеташе льщения, употребляя в разговоре притворство или ложь, – и это не только с посторонним человеком, но и со своим единокровным братом, которому всегда злоумышляешь, устрояя различные козни для его преткновения и падения.
Пс.49:21 Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя.
Умолчах (от слова «умолчати – умолчать, молчать», в смысле – «терпеть, словом не обличать») значит: «Я молчал, Я терпел». Вознепщевал еси (от слова «вознепщевати» – «подумать, предположить») значит: «ты подумал, ты предположил». Когда грешник, забыв страх Божий, не кается, не перестает грешить, то ему кажется, что грехи Богу не противны. Не встречая ниоткуда обличения в своей греховной жизни, он с нею так свыкается, что предается нечестивым мыслям (вознепщевал беззаконие), будто Бог, подобно ему, одобрит поведение грешных людей или не взыщет за грехи ( Пс.9:34 ). Но он жестоко ошибается: Бог всегда и все видит, но не всех вскоре наказывает за грехи потому, чтобы дать место покаянию. Он видит и молчит (не обличает), как бы не видит. Но когда настанет день Суда, тогда Господь не промолчит (ст. 3). Все эти мысли и чувства пророк и выражает в настоящем стихе, от лица Божия говоря грешнику: все это (т.е. что выше сказано) ты делал, и Я терпеливо молчал, не обличая тебя, но ожидая твоего раскаяния. А ты, вместо того чтобы раскаяться, помыслил в сердце твоем нечестивое: ты стал думать, что и Я такой же сообщник и друг грешникам, как и ты, – что Я буду подобен тебе (в этом случае). Но ныне Я обличу тебя в день Суда Моего и представлю пред лицем твоим грехи твоя: Я сделаю так, что ты увидишь всю гнусность грехов твоих и не возможешь сказать, что приговор Мой, произнесенный на тебя, неправеден.
Пс.49:22 Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй.
Пс.49:23 Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.
Устами псалмопевца-пророка Господь снова (см. выше ст. 14) напоминает здесь всем, собранным на Суд Его, о той жертве, которая Ему приятна, и говорит, что эта жертва состоит в славословии и хвале Богу, и что в принесении и совершении этой жертвы и заключается единственный для человека путь ко спасению. Господь как бы так говорит: если кто хочет благоугождать Мне, то пусть приносит он Мне жертву хвалы: этою жертвою он прославит Меня, и тут же, в этой жертве, ему показан будет путь ко спасению. Не есть ли это та установленная в Новозаветной Церкви христианской жертва хваления – милость мира, которая, умилостивляя правосудного Бога, очищает грехи приносящих ее и спасает их по заслугам Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа? Без сомнения, это она.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8