прозелитизм что это значит
Прозелитизм
Что такое «прозелитизм»?
Прозелитизм — это стремление обратить иноверцев в свою веру. Означает также деятельность, которая направлена на достижение этой цели. Первоначально прозелитами назывались люди, которые переходили от одной общины к другой. Позже так стали называть тех, кто поменял свою веру. Люди, стремившиеся привести иноверцев в свою религию также считались прозелитами. Прозелитизм в той или иной степени характерен для всех мировых религий. Не во всех религиях одобряется это явление. В этноконфессиональных общинах (друзы и алавиты) он и вовсе запрещен. До 20 века термин «прозелитизм» в основном касался иудаизма. В христианстве прозелитизм как насильственное обращение, деятельность по переманиванию людей из одной конфессии в другую вызывает осуждение, в отличие от миссионерства.
Прозелитизм и православие
В православии различают благовестие, как распространение благой вести об Иисусе Христе и прозелитизм, как убеждение людей в том, что их вера плоха. Не рекомендуется на этом основании убеждать людей перейти в
христианство.
Прозелитизм в других религиях
Современное христианство и прозелитизм
В современном христианском мире это явление все чаще воспринимается негативно. Так как свойственное ему принуждение чуждо христианской евангелизации. Церковь должна увеличивать количество своих членов, используя только диалог и поощряя стремление к истине.
Читайте также:
Значение слова «прозелитизм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Прозелитизм одобряется не во всех религиях (религиозных течениях): в эндогамных этноконфессиональных общинах друзов и алавитов он напрямую запрещён. Но для большинства мировых религий на том или ином этапе развития прозелитизм характерен.
ПРОЗЕЛИТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (книжн.). 1. Стремление завербовать возможно больше сторонников, прозелитов какого-н. учения (устар.). 2. Горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прозелити́зм
1. религ. стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии ◆ Павлу важна тема обращения к вере, то есть прозелитизма, и поэтому он использует этот раввинистический образ Авраама. Сергей Лезов, «Попытка понимания», 1999 г.
2. перен. горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям ◆ Семен Акимович был вообще усерднейшим вербовщиком для нашего дела сотрудников, умеющих писать для народа. Семена Акимовича характеризовал тогда дух ревностного прозелитизма. В. М. Чернов, «Перед бурей. Воспоминания», 1953 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рисовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Благовестие и прозелитизм
|
Один из самых важных вопросов, с которым столкнулась православная миссия в конце ХХ века, заключается в следующем: в чем разница между благовестием и прозелитизмом.
Некоторые считают, что между ними никакой разницы нет. И потому, когда мы говорим, что православные должны распространять благую весть, то нередко слышим в ответ: «Православная Церковь не занимается прозелитизмом», – как будто миссия и прозелитизм – это одно и то же.
Других же больше заботит прозелитизм по отношению к Православию – вся эта масса инославных миссионеров, которые после падения коммунизма ринулись обращать Россию, Болгарию, Румынию и другие традиционно православные страны в свою веру.
Западные христиане привыкли к взгляду, что Православие – «не миссионерское». В ХХ веке, после Первой мировой войны, был какой-то период «экуменических» контактов между христианами разных традиций. Но середина ХХ века, с 1920-х по 1970-е годы, – это время, когда православная миссия находилась в полном упадке. Ибо после падения Константинополя в 1453 году Россия фактически была единственным центром православной миссии, однако большевистский переворот положил этому конец.
Возрождение православной миссии в наше время стало плодом деятельности таких людей, как архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос), чьи публикации в журнале «Porefthendes» в 1950–1960 годы призвали к обновленному взгляду на миссию. В Африке в 1930-е годы проповедь Православия была в плачевном состоянии, но после Второй мировой войны ситуация в Восточной Африке изменилась, ибо изменился взгляд на миссию.
Правда, в недавние времена многие обратились в Православие не потому, что православные миссионеры вышли с проповедью или занимались прозелитизмом; эти люди стали православными христианами, потому что их призвал Бог. Речь идет об общинах «православных евангелистов» в Америке, а также общинах в Португалии, Индонезии и на Филиппинах.
Подобные события подводят некоторых к заключению, что православная миссия не «центробежна», а «центростремительна»: не миссионеры выходят на проповедь, а Церковь «ждет», когда люди сами придут. В действительности это не так. И если мы взглянем на историю православной миссии, то увидим множество примеров, когда миссионеры шли вовне, к людям иных культур, в отдаленные концы земли. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святители Стефан Пермский и Иннокентий Аляскинский, равноапостольный Николай Японский – всего лишь некоторые из них.
Различие между благовестием и прозелитизмом не тождественно разнице между центростремительной и центробежной миссиями, но, возможно, дает ключ к пониманию.
В странах, таких, как Россия или Румыния, где Православие широко распространено, но в последние 70 лет подвергалось гонению, появилась нужда в миссии и евангелизации. Румыния и Россия нуждаются в проповеди Евангелия. Так может это объясняет разницу между благовестием и прозелитизмом? Может быть, если проповедь христианства ведется в традиционно православных странах, то это благовестие, а если вовне, неправославным, то это прозелитизм? Я так не считаю.
Благовествовать – это значит приносить и распространять благую весть. Четыре Евангелия несут благую весть об Иисусе Христе. Когда мы, будучи христианами, рассказываем другим о том, что Бог явил через Иисуса Христа, мы благовествуем.
В свою очередь, термин «прозелитизм» означает «вводить людей в», принуждая их изменять своим верованиям, своему окружению, своим взглядам, своей религии. В прозелитизме присутствует изрядный элемент убеждения людей в том, что их нынешние верования неверны или плохи. И убеждение людей в том, что их вера негодна или искажена, конечно, не может быть «благой вестью» для них. Если мы благовествуем, мы не говорим: «Наша религия лучше, чем ваша». Мы не представляем себя некими морально или духовно совершенными сущностями, стремящимися отвести людей от их веры и сделать их такими же совершенными существами. Если мы благовествуем, то ведем речь о великих делах Божиих. Некто описал благовестие так: «один нищий рассказывает другому нищему, где можно получить хлеб». Для голодного нищего это хорошая новость! И нищий, сообщающий другому подобную весть, не будет бахвалиться этим или притязать на некую исключительность из-за этого своего знания.
Когда буддийские миссионеры впервые вышли за пределы Индии, то, приходя на новое место, они говорили только о двух вещах: «вот то, что мы делаем», и «вот то, чего мы не делаем». Они не говорили ничего о местной религии или философии. Они не критиковали и не проклинали народные верования и обычаи. Это могло бы послужить христианским миссионерам хорошим примером для подражания. И если руководствоваться этим правилом, то это и будет благовестие, а не прозелитизм. Многие из православных миссионеров следовали ему.
Если люди, слышащие благую весть, заявляют, что хотят следовать за Христом и принять крещение, то им, конечно, предстоит многому научиться. Если они искренне желают последовать за Христом, то они также хотят узнать о христианской вере и ее приложении к своей повседневной жизни и обычному поведению. Иногда они удивляют миссионеров своей ревностью. Когда князь Владимир Киевский стал христианином в 988 году, он удивил византийских миссионеров тем, что хотел отменить в своих владениях казни. Это было радикальной переменой в его жизненном укладе.
Да, мы ждем от людей, обратившихся ко Христу, изменения их жизни, но это не значит, что они станут христианами, просто изменив свой уклад, принудив себя или притворившись. Заставлять людей так изменяться – это прозелитизм, а не благовестие.
В последние десятилетия миссионеры некоторых западных христианских деноминаций, особенно из США, наводняли Россию и соседние страны. Им казалось, что Бог призвал их принести весть о Христе в безбожный коммунистический мир. Они игнорировали тот факт, что Евангелие Христово проповедовалось в России в течение тысячи лет. Но они считают, что это не истинное Евангелие, они хотят, чтобы православные христиане покинули Православную Церковь, потому что она «идолопоклонническая», и присоединились к их сектам. Но это не благовестие. Это как раз и есть прозелитизм.
Благовестие же осуществляется в смирении и любви, в то время как прозелитизм характеризуем гордостью и высокомерием. Мы должны благовествовать, но порой мы считаем, что проще прибегнуть к прозелитизму.
В этой статье я постарался отобразить, в чем, как я думаю, заключается основное различие между благовестием и прозелитизмом. Это различие чрезвычайно важно, и я уверен: это один из серьезнейших вопросов, который ставит православный миссиолог сегодня. Если мы, православные христиане, не будем задавать себе этого вопроса, то можем подвергнуться критике за то, что, критикуя некие действия других, сами их совершаем и, порицая нечто в одних местах, в других этому же потворствуем.
Стив Хайес
писатель, преподаватель и миссиолог (ЮАР)
Перевел с английского Василий Томачинский
Прозелит
Прозели́т (от греч. προσήλυτος (проселитос) — пришедший, чужой, новообращённый) — 1) лицо, обращенное из язычества в иудейство; 2) человек, пришедший из одной земли (общины) в другую; 3) человек, обращенный из одной веры в другую.
Чем прозелиты врат отличались от прозелитов правды?
Со времени переселения евреев в Обетованную землю среди них стало селиться много пришельцев. Постепенно, по мере увеличения благосостояния Израильского общества, количество чужеземцев увеличивалось. Многие из них приобщались, в той или иной мере, к вере Израиля (становились прозелитами).
Особенно эффективно прозелитизм развивался в период ослабления отечественных законов и усиления на иудеев языческого влияния (распространения языческих нравов и обычаев). В связи с этим происходило массовое отступление иудеев от истинной веры, что, конечно же, вызывало негодование у наиболее ревностных священников и руководителей. В период Маккавеев стала усиливаться ревность и в отношении обращения язычников. Так, согласно преданию, Иоанн Гиркан побудил идумеев принять обрезание, а Аристовул вынудил к этому итуреев.
Помимо миссионерства со стороны иудеев развитию прозелитизма, на рубеже двух Заветов, способствовало религиозное оскудение язычества. Многие язычники, чувствуя внутреннюю духовную опустошенность, искали Бога, тем более, что перед Пришествием Мессии мир был исполнен всеобщего ожидания Его скорого явления.
Немало язычников было обращено в иудейство фарисеями. Однако, в силу того, что фарисеи не отличались возвышенностью нравов и чистотой совести, но были лицемерами (религиозность многих из них ограничивалась напускным благочестием и формальной обрядностью), оказываемое ими воздействие на язычников нередко приводило к ужасным последствиям. К примеру, Господь Иисус Христос, указывая на лиц, обращенных книжниками и фарисеями, называл тех сынами геенны, вдвое худшими, нежели сами фарисеи и книжники ( Мф.23:15 ).
Отмечают, что в ранние времена жизни Церкви прозелиты нередко обнаруживали особую ненависть и жестокость по отношению к христианам и выступали в числе их злейших врагов. Вместе с тем, истории известны примеры благотворного влияния иудеев на язычников. Впоследствии те охотно следовали за Христом.
По степени приобщения прозелитов к иудейству их было принято делить на два класса (две большие группы): прозелиты правды (пришельцы правды) и прозелиты врат (пришельцы врат).
Прозелитами правды назывались те обращенные язычники, кто всецело принимали иудейство. Их также называли совершенными израильтянами, сынами Завета.
Прозелиты врат отличались частичным приобщением к иудейству. В общем они принимали веру в Яхве, однако не считали своим непременным долгом строго следовать предписаниям закона Моисея. Им вменялось в обязанность соблюдать лишь так называемые законы Ноя. Пришельцы врат пользовались определенными правами, могли приносить религиозные жертвы через священников. Своим именованием они были обязаны тому обстоятельству, что им дозволялось доходить до врат притвора Иерусалимского храма.
ПРОЗЕЛИТИЗМ
В Септуагинте слово «προσ&oxia;ηλυτος» («прозелитос») служит эквивалентом еврейского слова «רג» («гер»), означающего «пришелец», «поселенец», но употребляется для обозначения обращённых к вере в единого Бога из язычников.
До XX века термин «прозелитизм» употреблялся в основном применительно к ветхозаветной религии и иудаизму; в связи с развитием экуменизма его стали использовать и в отношении христианских конфессий.
В христианстве он приобрёл негативную коннотацию насильственного обращения, в отличие от миссионерства. С точки зрения взаимоотношений между христианскими церквами, входящими во Всемирный совет церквей (ВСЦ), всякая практика, целенаправленно ориентированная на переманивание христиан одной конфессии в другую, характеризуется как прозелитизм и заслуживает осуждения. Формально не обозначенный примерно такой же режим существует в отношениях не входящей в ВСЦ Римско-католической церкви с другими христианскими конфессиями. Однако до Ватиканского II собора политика Римско-католической церкви по отношению к некатоликам, в частности к православным, была принципиально иной. Одним из результатов католического прозелитизма явилось униатство.
Прозелитизм свойствен ряду сектантских общин псевдохристианского толка, например, свидетелям Иеговы.
Стремление к обращению иноверцев характерно для ислама, в меньшей степени для буддизма. В индуизме ввиду кастового деления общества прозелитизм, теоретически допускаемый, не реализуется на практике, поскольку лица, обращённые в индуизм, признаются принадлежащими к низшим кастам. Прозелитизм характерен для основанных на индуизме новых религиозных течений, например, для Международного общества сознания Кришны.
Прозелитизм исключается в эндогамных религиозных общинах друзов, алавитов, в синтоизме, на практике также и в парсизме.