прозелитизм что это значит

Прозелитизм

прозелитизм что это значит. Смотреть фото прозелитизм что это значит. Смотреть картинку прозелитизм что это значит. Картинка про прозелитизм что это значит. Фото прозелитизм что это значит

Что такое «прозелитизм»?

Прозелитизм — это стремление обратить иноверцев в свою веру. Означает также деятельность, которая направлена на достижение этой цели. Первоначально прозелитами назывались люди, которые переходили от одной общины к другой. Позже так стали называть тех, кто поменял свою веру. Люди, стремившиеся привести иноверцев в свою религию также считались прозелитами. Прозелитизм в той или иной степени характерен для всех мировых религий. Не во всех религиях одобряется это явление. В этноконфессиональных общинах (друзы и алавиты) он и вовсе запрещен. До 20 века термин «прозелитизм» в основном касался иудаизма. В христианстве прозелитизм как насильственное обращение, деятельность по переманиванию людей из одной конфессии в другую вызывает осуждение, в отличие от миссионерства.

Прозелитизм и православие

В православии различают благовестие, как распространение благой вести об Иисусе Христе и прозелитизм, как убеждение людей в том, что их вера плоха. Не рекомендуется на этом основании убеждать людей перейти в
христианство.

Прозелитизм в других религиях

Современное христианство и прозелитизм

В современном христианском мире это явление все чаще воспринимается негативно. Так как свойственное ему принуждение чуждо христианской евангелизации. Церковь должна увеличивать количество своих членов, используя только диалог и поощряя стремление к истине.

Читайте также:

Источник

Значение слова «прозелитизм»

прозелитизм что это значит. Смотреть фото прозелитизм что это значит. Смотреть картинку прозелитизм что это значит. Картинка про прозелитизм что это значит. Фото прозелитизм что это значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Прозелитизм одобряется не во всех религиях (религиозных течениях): в эндогамных этноконфессиональных общинах друзов и алавитов он напрямую запрещён. Но для большинства мировых религий на том или ином этапе развития прозелитизм характерен.

ПРОЗЕЛИТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (книжн.). 1. Стремление завербовать возможно больше сторонников, прозелитов какого-н. учения (устар.). 2. Горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

прозелити́зм

1. религ. стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии ◆ Павлу важна тема обращения к вере, то есть прозелитизма, и поэтому он использует этот раввинистический образ Авраама. Сергей Лезов, «Попытка понимания», 1999 г.

2. перен. горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям ◆ Семен Акимович был вообще усерднейшим вербовщиком для нашего дела сотрудников, умеющих писать для народа. Семена Акимовича характеризовал тогда дух ревностного прозелитизма. В. М. Чернов, «Перед бурей. Воспоминания», 1953 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

прозелитизм что это значит. Смотреть фото прозелитизм что это значит. Смотреть картинку прозелитизм что это значит. Картинка про прозелитизм что это значит. Фото прозелитизм что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: рисовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Благовестие и прозелитизм

прозелитизм что это значит. Смотреть фото прозелитизм что это значит. Смотреть картинку прозелитизм что это значит. Картинка про прозелитизм что это значит. Фото прозелитизм что это значит

Один из самых важных вопросов, с которым столкнулась православная миссия в конце ХХ века, заключается в следующем: в чем разница между благовестием и прозелитизмом.

Некоторые считают, что между ними никакой разницы нет. И потому, когда мы говорим, что православные должны распространять благую весть, то нередко слышим в ответ: «Православная Церковь не занимается прозелитизмом», – как будто миссия и прозелитизм – это одно и то же.

Других же больше заботит прозелитизм по отношению к Православию – вся эта масса инославных миссионеров, которые после падения коммунизма ринулись обращать Россию, Болгарию, Румынию и другие традиционно православные страны в свою веру.

Западные христиане привыкли к взгляду, что Православие – «не миссионерское». В ХХ веке, после Первой мировой войны, был какой-то период «экуменических» контактов между христианами разных традиций. Но середина ХХ века, с 1920-х по 1970-е годы, – это время, когда православная миссия находилась в полном упадке. Ибо после падения Константинополя в 1453 году Россия фактически была единственным центром православной миссии, однако большевистский переворот положил этому конец.

Возрождение православной миссии в наше время стало плодом деятельности таких людей, как архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос), чьи публикации в журнале «Porefthendes» в 1950–1960 годы призвали к обновленному взгляду на миссию. В Африке в 1930-е годы проповедь Православия была в плачевном состоянии, но после Второй мировой войны ситуация в Восточной Африке изменилась, ибо изменился взгляд на миссию.

Правда, в недавние времена многие обратились в Православие не потому, что православные миссионеры вышли с проповедью или занимались прозелитизмом; эти люди стали православными христианами, потому что их призвал Бог. Речь идет об общинах «православных евангелистов» в Америке, а также общинах в Португалии, Индонезии и на Филиппинах.

Подобные события подводят некоторых к заключению, что православная миссия не «центробежна», а «центростремительна»: не миссионеры выходят на проповедь, а Церковь «ждет», когда люди сами придут. В действительности это не так. И если мы взглянем на историю православной миссии, то увидим множество примеров, когда миссионеры шли вовне, к людям иных культур, в отдаленные концы земли. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святители Стефан Пермский и Иннокентий Аляскинский, равноапостольный Николай Японский – всего лишь некоторые из них.

Различие между благовестием и прозелитизмом не тождественно разнице между центростремительной и центробежной миссиями, но, возможно, дает ключ к пониманию.

В странах, таких, как Россия или Румыния, где Православие широко распространено, но в последние 70 лет подвергалось гонению, появилась нужда в миссии и евангелизации. Румыния и Россия нуждаются в проповеди Евангелия. Так может это объясняет разницу между благовестием и прозелитизмом? Может быть, если проповедь христианства ведется в традиционно православных странах, то это благовестие, а если вовне, неправославным, то это прозелитизм? Я так не считаю.

Благовествовать – это значит приносить и распространять благую весть. Четыре Евангелия несут благую весть об Иисусе Христе. Когда мы, будучи христианами, рассказываем другим о том, что Бог явил через Иисуса Христа, мы благовествуем.

В свою очередь, термин «прозелитизм» означает «вводить людей в», принуждая их изменять своим верованиям, своему окружению, своим взглядам, своей религии. В прозелитизме присутствует изрядный элемент убеждения людей в том, что их нынешние верования неверны или плохи. И убеждение людей в том, что их вера негодна или искажена, конечно, не может быть «благой вестью» для них. Если мы благовествуем, мы не говорим: «Наша религия лучше, чем ваша». Мы не представляем себя некими морально или духовно совершенными сущностями, стремящимися отвести людей от их веры и сделать их такими же совершенными существами. Если мы благовествуем, то ведем речь о великих делах Божиих. Некто описал благовестие так: «один нищий рассказывает другому нищему, где можно получить хлеб». Для голодного нищего это хорошая новость! И нищий, сообщающий другому подобную весть, не будет бахвалиться этим или притязать на некую исключительность из-за этого своего знания.

Когда буддийские миссионеры впервые вышли за пределы Индии, то, приходя на новое место, они говорили только о двух вещах: «вот то, что мы делаем», и «вот то, чего мы не делаем». Они не говорили ничего о местной религии или философии. Они не критиковали и не проклинали народные верования и обычаи. Это могло бы послужить христианским миссионерам хорошим примером для подражания. И если руководствоваться этим правилом, то это и будет благовестие, а не прозелитизм. Многие из православных миссионеров следовали ему.

Если люди, слышащие благую весть, заявляют, что хотят следовать за Христом и принять крещение, то им, конечно, предстоит многому научиться. Если они искренне желают последовать за Христом, то они также хотят узнать о христианской вере и ее приложении к своей повседневной жизни и обычному поведению. Иногда они удивляют миссионеров своей ревностью. Когда князь Владимир Киевский стал христианином в 988 году, он удивил византийских миссионеров тем, что хотел отменить в своих владениях казни. Это было радикальной переменой в его жизненном укладе.

Да, мы ждем от людей, обратившихся ко Христу, изменения их жизни, но это не значит, что они станут христианами, просто изменив свой уклад, принудив себя или притворившись. Заставлять людей так изменяться – это прозелитизм, а не благовестие.

В последние десятилетия миссионеры некоторых западных христианских деноминаций, особенно из США, наводняли Россию и соседние страны. Им казалось, что Бог призвал их принести весть о Христе в безбожный коммунистический мир. Они игнорировали тот факт, что Евангелие Христово проповедовалось в России в течение тысячи лет. Но они считают, что это не истинное Евангелие, они хотят, чтобы православные христиане покинули Православную Церковь, потому что она «идолопоклонническая», и присоединились к их сектам. Но это не благовестие. Это как раз и есть прозелитизм.

Благовестие же осуществляется в смирении и любви, в то время как прозелитизм характеризуем гордостью и высокомерием. Мы должны благовествовать, но порой мы считаем, что проще прибегнуть к прозелитизму.

В этой статье я постарался отобразить, в чем, как я думаю, заключается основное различие между благовестием и прозелитизмом. Это различие чрезвычайно важно, и я уверен: это один из серьезнейших вопросов, который ставит православный миссиолог сегодня. Если мы, православные христиане, не будем задавать себе этого вопроса, то можем подвергнуться критике за то, что, критикуя некие действия других, сами их совершаем и, порицая нечто в одних местах, в других этому же потворствуем.

Стив Хайес
писатель, преподаватель и миссиолог (ЮАР)
Перевел с английского Василий Томачинский

Источник

Прозелит

Прозели́т (от греч. προσήλυτος (про­се­ли­тос) — при­шед­ший, чужой, ново­об­ра­щён­ный) — 1) лицо, обра­щен­ное из язы­че­ства в иудей­ство; 2) чело­век, при­шед­ший из одной земли (общины) в другую; 3) чело­век, обра­щен­ный из одной веры в другую.

Чем про­зе­литы врат отли­ча­лись от про­зе­ли­тов правды?

Со вре­мени пере­се­ле­ния евреев в Обе­то­ван­ную землю среди них стало селиться много при­шель­цев. Посте­пенно, по мере уве­ли­че­ния бла­го­со­сто­я­ния Изра­иль­ского обще­ства, коли­че­ство чуже­зем­цев уве­ли­чи­ва­лось. Многие из них при­об­ща­лись, в той или иной мере, к вере Изра­иля (ста­но­ви­лись про­зе­ли­тами).

Осо­бенно эффек­тивно про­зе­ли­тизм раз­ви­вался в период ослаб­ле­ния оте­че­ствен­ных зако­нов и уси­ле­ния на иудеев язы­че­ского вли­я­ния (рас­про­стра­не­ния язы­че­ских нравов и обы­чаев). В связи с этим про­ис­хо­дило мас­со­вое отступ­ле­ние иудеев от истин­ной веры, что, конечно же, вызы­вало него­до­ва­ние у наи­бо­лее рев­ност­ных свя­щен­ни­ков и руко­во­ди­те­лей. В период Мак­ка­веев стала уси­ли­ваться рев­ность и в отно­ше­нии обра­ще­ния языч­ни­ков. Так, согласно пре­да­нию, Иоанн Гиркан побу­дил иду­меев при­нять обре­за­ние, а Ари­сто­вул выну­дил к этому иту­реев.

Помимо мис­си­о­нер­ства со сто­роны иудеев раз­ви­тию про­зе­ли­тизма, на рубеже двух Заве­тов, спо­соб­ство­вало рели­ги­оз­ное оску­де­ние язы­че­ства. Многие языч­ники, чув­ствуя внут­рен­нюю духов­ную опу­сто­шен­ность, искали Бога, тем более, что перед При­ше­ствием Мессии мир был испол­нен все­об­щего ожи­да­ния Его ско­рого явле­ния.

Немало языч­ни­ков было обра­щено в иудей­ство фари­се­ями. Однако, в силу того, что фари­сеи не отли­ча­лись воз­вы­шен­но­стью нравов и чисто­той сове­сти, но были лице­ме­рами (рели­ги­оз­ность многих из них огра­ни­чи­ва­лась напуск­ным бла­го­че­стием и фор­маль­ной обряд­но­стью), ока­зы­ва­е­мое ими воз­дей­ствие на языч­ни­ков нередко при­во­дило к ужас­ным послед­ствиям. К при­меру, Гос­подь Иисус Хри­стос, ука­зы­вая на лиц, обра­щен­ных книж­ни­ками и фари­се­ями, назы­вал тех сынами геенны, вдвое худ­шими, нежели сами фари­сеи и книж­ники ( Мф.23:15 ).

Отме­чают, что в ранние вре­мена жизни Церкви про­зе­литы нередко обна­ру­жи­вали особую нена­висть и жесто­кость по отно­ше­нию к хри­сти­а­нам и высту­пали в числе их злей­ших врагов. Вместе с тем, исто­рии известны при­меры бла­го­твор­ного вли­я­ния иудеев на языч­ни­ков. Впо­след­ствии те охотно сле­до­вали за Хри­стом.

По сте­пени при­об­ще­ния про­зе­ли­тов к иудей­ству их было при­нято делить на два класса (две боль­шие группы): про­зе­литы правды (при­шельцы правды) и про­зе­литы врат (при­шельцы врат).

Про­зе­ли­тами правды назы­ва­лись те обра­щен­ные языч­ники, кто все­цело при­ни­мали иудей­ство. Их также назы­вали совер­шен­ными изра­иль­тя­нами, сынами Завета.

Про­зе­литы врат отли­ча­лись частич­ным при­об­ще­нием к иудей­ству. В общем они при­ни­мали веру в Яхве, однако не счи­тали своим непре­мен­ным долгом строго сле­до­вать пред­пи­са­ниям закона Моисея. Им вме­ня­лось в обя­зан­ность соблю­дать лишь так назы­ва­е­мые законы Ноя. При­шельцы врат поль­зо­ва­лись опре­де­лен­ными пра­вами, могли при­но­сить рели­ги­оз­ные жертвы через свя­щен­ни­ков. Своим име­но­ва­нием они были обя­заны тому обсто­я­тель­ству, что им доз­во­ля­лось дохо­дить до врат при­твора Иеру­са­лим­ского храма.

Источник

ПРОЗЕЛИТИЗМ

В Сеп­туа­гин­те сло­во «προσ&oxia;ηλυτος» («про­зе­ли­тос») слу­жит эк­ви­ва­лен­том еврейского сло­ва «רג» («гер»), оз­на­чаю­ще­го «при­ше­лец», «по­се­ле­нец», но упот­реб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния об­ра­щён­ных к ве­ре в еди­но­го Бо­га из языч­ни­ков.

До XX века тер­мин «прозелитизм» упот­реб­лял­ся в основном при­ме­ни­тель­но к вет­хо­за­вет­ной ре­ли­гии и иу­да­из­му; в свя­зи с раз­ви­ти­ем эку­ме­низ­ма его ста­ли ис­поль­зо­вать и в от­но­ше­нии хри­сти­ан­ских кон­фес­сий.

В хри­сти­ан­ст­ве он при­об­рёл не­га­тив­ную кон­но­та­цию на­силь­ст­вен­но­го об­ра­ще­ния, в от­ли­чие от мис­сио­нер­ст­ва. С точ­ки зре­ния взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду хри­сти­ан­ски­ми церк­ва­ми, вхо­дя­щи­ми во Все­мир­ный со­вет церк­вей (ВСЦ), вся­кая прак­ти­ка, це­ле­на­прав­лен­но ори­ен­ти­ро­ван­ная на пе­ре­ма­ни­ва­ние хри­сти­ан од­ной кон­фес­сии в дру­гую, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как прозелитизм и за­слу­жи­ва­ет осу­ж­де­ния. Фор­маль­но не обо­зна­чен­ный при­мер­но та­кой же ре­жим су­ще­ст­ву­ет в от­но­ше­ни­ях не вхо­дя­щей в ВСЦ Рим­ско-ка­то­лической церк­ви с другими хри­сти­ан­ски­ми кон­фес­сия­ми. Од­на­ко до Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра по­ли­ти­ка Рим­ско-ка­то­лической церк­ви по от­но­ше­нию к не­ка­то­ли­кам, в ча­ст­но­сти к пра­во­слав­ным, бы­ла прин­ци­пи­аль­но иной. Од­ним из ре­зуль­та­тов ка­то­лического прозелитизма яви­лось уни­ат­ст­во.

Прозелитизм свой­ст­вен ря­ду сек­тант­ских об­щин псев­до­хри­сти­ан­ско­го тол­ка, например, сви­де­те­лям Ие­го­вы.

Стрем­ле­ние к об­ра­ще­нию ино­вер­цев ха­рак­тер­но для ис­ла­ма, в мень­шей сте­пе­ни для буд­диз­ма. В ин­ду­из­ме вви­ду кас­то­во­го де­ле­ния об­ще­ст­ва прозелитизм, тео­ре­ти­че­ски до­пус­кае­мый, не реа­ли­зу­ет­ся на прак­ти­ке, по­сколь­ку ли­ца, об­ра­щён­ные в ин­ду­изм, при­зна­ют­ся при­над­ле­жа­щи­ми к низ­шим кас­там. Прозелитизм ха­рак­те­рен для ос­но­ван­ных на ин­ду­из­ме но­вых ре­лигиозных те­че­ний, например, для Ме­ж­ду­народного общества соз­на­ния Криш­ны.

Прозелитизм ис­клю­ча­ет­ся в эн­до­гам­ных ре­лигиозных об­щи­нах дру­зов, ала­ви­тов, в син­то­из­ме, на прак­ти­ке так­же и в пар­сиз­ме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *