процесс переобучения который включает в себя как сознательное так и бессознательное
ЦЕННОСТЬ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ КЛИЕНТОВ
Групповое консультирование может работать с потребностями разных клиентов, например, детьми, подростками, студентами колледжа или взрослыми. Пример такой консультативной группы описан в книге «Группы: процесс и практика» (М. Corey, & Corey, 1997), где предлагаются способы взаимодействия с разными категориями клиентов и описывается, какие техники можно использовать, чтобы решать уникальные проблемы каждой из них. Ниже кратко изложены ценности группового консультирования для некоторых категорий клиентов.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Консультативные группы для детей могут преследовать превентивные или оздоровительные цели. В школах групповое консультирование часто предлагается детям, которые проявляют неадекватное поведение, такое, как чрезмерная драчливость, вспышки ненависти, неспособность общаться со сверстниками, хроническая усталость, отсутствие присмотра дома или неприятие своей внешности. Малые группы дают ребенку возможность выразить свои чувства по поводу этих и других проблем. Выявление детей, которые имеют серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы, чрезвычайно важно. Если эти дети смогут получить психологическую поддержку в раннем возрасте, они изменятся в лучшую сторону и смогут более эффективно приспособиться к задачам, которые встанут перед ними в будущем.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. В подростковом возрасте многие остро ощущают одиночество, и нередко подростку кажется, что рядом нет никого, кто мог бы ему помочь. Отрочество — это время, когда принимаются ключевые решения, способные оказать влияние на всю дальнейшую жизнь. Борьба зависимости/независимости, конфликт принятия/отвержения, кризис идентичности, поиск безопасности, давление конформности и потребность в самоутверждении являются неотъемлемыми составляющими этого периода. Многие подростки стремятся действовать и достичь цели, и они часто переживают серьезный стресс при столкновении с внешними ожиданиями.
Групповое консультирование особенно удачно для работы с подростками, потому что дает им возможность выразить конфликтующие чувства и переживания, преодолеть неуверенность в себе и прийти к осознанию того, что они могут обсуждать эти проблемы совместно с ровесниками. Группа приводит подростка к постановке открытого вопроса о своих ценностях и о необходимости изменения некоторых из них. В группе подростки учатся взаимодействовать друг с другом, они получают выгоду от моделирования, основу для которого им предлагает консультант, и в безопасности экспериментируют с реальностью и исследуют свои пределы и ограничения. Другая уникальная ценность группового консультирования для подростков заключается в том, что оно предлагает им шанс стать участником процесса роста другого человека. Поскольку в группе представлены все возможности для взаимодействия, участники могут выражать себя и быть услышанными, могут помогать друг другу на пути обретения самопонимания и самопринятия.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ. Консультативные группы — это ценный инструмент для работы с переживаниями многих студентов, которые чувствуют, что в колледже или университете востребованы их интеллектуальные навыки, но не учитывается их эмоциональный и социальный рост. Когда я работал в консультативных центрах двух университетов, я осознал, насколько велика потребность в таких группах в университетском городке. В этих университетах группы были предназначены для относительно здоровых студентов, которые переживали какой-либо кризис в своем развитии. Основной целью этих групп было предоставление возможности роста и организация ситуации, в которой учащиеся могли бы проработать решения, касающиеся карьеры, межличностных отношений, проблемы идентичности, планов своего обучения, чувство изоляции в безличном университетском городке и другие существенные моменты, которые помогли бы им стать самостоятельной, автономной личностью.
Сейчас многие консультативные центры университетов и колледжей предлагают широкий выбор структурированных групп, которые могут удовлетворить насущные потребности студентов. Это группы самоутверждения, группы, направленные на расширение сознания, группы для меньшинств, группы физического развития, группы для снятия стресса, группы для студентов, рассматривающих возможности смены карьеры и изменения жизненного стиля, а также группы для снижения тревожности.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.
Консультативные группы могут быть ценными для пожилых людей, во многом в тех же моментах, в которых они полезны для* подростков. По мере того как люди стареют, они нередко испытывают чувство изоляции. Подобно подросткам, пожилые люди часто чувствуют свою непродуктивность, бесполезность и ненужность. Они не видят в будущем никакой надежды, они боятся остаться в одиночестве, многие, уходя на пенсию, начинают чувствовать, что в их жизни отсутствует смысл. Многие пожилые люди принимают мифы о старении, которые превращаются в самоисполняющееся пророчество. Примером может послужить ошибочное представление о том, что пожилые люди не способны измениться или что, как только они уйдут с работы, они будут обречены на депрессию. Консультативные группы могут многое сделать, для того чтобы помочь пожилым людям бросить вызов этим мифам и, как любая другая возрастная группа, встретиться лицом к лицу с очередной задачей развития, сохранив свою целостность и самоуважение. Групповая ситуация может помочь этим людям разрушить свою изоляцию и предлагает пожилым клиентам поддержку, необходимую для поиска смысла жизни, чтобы они смогли полноценно жить, а не просто существовать.
Другие типы групп
Несмотря на то что в центре внимания этой книги находятся консультативные группы, практика групповой работы расширяется, включая в себя такие вариации,»как психотерапевтические группы, образовательные группы, группы, фокусированные на решении задач, и другие. Многие из этих групп используют техники, Процедуры и процессы консультативных групп. Они различаются по специфике целей и роли консультанта, по типу людей, работающих в группе, и по акценту на таких проблемах, как предупреждение, восстановление, лечение и развитие. Давайте бросим краткий взгляд на то, чем психотерапевтические группы, образовательные (структурированные) группы, группы, фокусированные на решении задач, и группы самопомощи отличаются от консультативных групп.
Основное различие между групповой терапией и групповым консультированием заключается в их целях. Принимая во внимание то, что консультативные группы сконцентрированы на росте, развитии, расширении, предупреждении, самоосознании и освобождении от всего, что препятствует росту, терапевтические группы обычно сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности. Групповая психотерапия — это процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое. Некоторые терапевтические группы, прежде всего, ориентированы на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств, которые препятствуют успешному функционированию, или посредничество в решении глубинных психологических проблем. Их целью может быть меньшая или большая трансформация структуры личности, степень которой зависит от теоретической ориентации терапевта. Преследуя подобные цели, терапевтические группы нуждаются в большем количестве времени для их реализации, чем другие виды групп. Люди, которые составляют такую группу, могут страдать от серьезных эмоциональных проблем, глубокого невротического конфликта или психотических состояний, а некоторые могут демонстрировать социально девиантное поведение. Многие из них нуждаются в лечении, а не в превентивной или развивающей работе.
Групповой терапевт обычно является клиническим или консультирующим психологом, психиатром или социальным работником. Он использует широкий набор вербальных методик (которые используют и консультанты) и некоторые техники для осуществления регрессии к ранним переживаниям’, для выявления бессознательной динамики и помощи клиентам в повторном переживании травматической ситуации, которое вызывает катарсис. Поскольку этот опыт повторно проживают в группе, другие члены группы переживают инсайт, касающийся принятого в прошлом решения, который вмешивается в текущее функционирование человека. Групповой терапевт помогает членам Группы в достижении коррективных эмоциональных переживаний и в принятии нового взгляда на мир, на других и на себя. Работа, сосредоточенная на переживаниях, связанных с незавершенным событием прошлого, которое коренится в бессознательном, — это одна из ключевых характеристик групповой терапии. Акцент на материале прошлого, бессознательной динамике, реконструкции личности и развитии новых паттернов поведения, основанных на инсайте, также является характерным для длительной групповой терапии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ТЕМОЦЕНТРИРОВАННЫЕ ГРУППЫ
Образовательные группы или группы, структурированные вокруг какой-либо конкретной темы, также обретают широкую популярность. Когда я и мои коллеги начали работать в мастерских, психологи-практики, которые к нам приходили, очень творчески организовывали кратковременные группы, работающие над конкретной темой или с конкретной категорией клиентов. Эти консультанты воспринимали потребность, существующую в социуме, и предлагали удовлетворить ее посредством творческих групп. Подобные группы служат ряду целей: передача информации, возможность поделиться опытом, обучение людей тому, как решать проблемы, поддержка, помощь в развитии системы внутренней поддержки, которая будет действовать за пределами группы и после выхода из нее. Эти группы можно рассматривать как обучающие и терапевтические группы, поскольку они концентрируются вокруг одной темы и служат для передачи необходимой информации, и в то же время в них всегда присутствует компонент саморазвития.
Очевидно, что темоцентрированные группы, в противоположность консультативным группам или группам личностного роста, могут находить самое разнообразное применение. Они все чаше используются в общественных организациях, центрах и школах. Многие консультативные центры университетов и колледжей предлагают разнообразные группы для конкретных категорий клиентов, которые дополняют работу неструктурированных групп личностного роста и консультативных групп. Например, рассмотрим программы группового консультирования, доступные студентам Колорадского государственного университета. Учащимся одновременно предлагаются терапевтические группы для взрослых детей алкоголиков и обучающие и поддерживающие группы для этой же категории клиентов. Этот консультативный центр предлагает также группы управления тревожностью, группы для людей с нарушениями питания, группы решения семейных проблем, группы для студентов «нетрадиционных» возрастов, группы по установлению межличностных отношений, группы по развитию чувства собственного достоинства, группы для взрослых женщин, подвергшихся насилию в детском возрасте, и группы самоопределения для женщин.
Темоцентрированные группы структурированы таким образом, чтобы помочь людям развить специальные навыки, разобраться в конкретных проблемах или преодолеть определенные жизненные трудности. Несмотря на то что темы изменяются в соответствии с интересами группы и ее ведущего,’ эти группы в итоге обеспечивают процесс осознания клиентами какой-либо жизненной проблемы и тех средств, с помощью которых они могут адаптироваться к ней. Их целью является предотвращение ряда образовательных и психологических затруднений и расстройств. Обычно сессии проходят каждую неделю по два часа, и группа работает как кратковременная, то есть встречи длятся около четырех или пяти недель, максимум — один семестр, или 16 недель.
Участников группы обычно просят заполнить анкету, которая помогает максимально приблизить группу к конкретным запросам участников. Структурированные упражнения и домашние задания часто используются в таких группах как способ научения новым навыкам. Еще одна анкета обычно используется на последней сессии, чтобы оценить прогресс, достигнутый участниками. Осознание различий между своим состоянием в начале и на этапе завершения группы помогает участникам точно определить те цели, которые влияли на них в группе, а также стимулирует их к апробированию и закреплению полученных навыков за пределами группы.
Многие темоцентрированные группы основаны на теории научения и используют бихевиоральные процедуры. В 13-й главе подробно описываются подобные группы, включая группы тренировки социальных навыков и группы по развитию уверенности в себе, группы управления стрессом, группы самоуправления и мультимодальные терапевтические группы.
Обучающие группы для женщин часто основаны на принципах теории феминизма. Один из примеров феминистских принципов в действии описан Риттенхауз (см. Rittenhouse, 1997). Она пишет о важности развития равноправных отношений между членами группы и консультантом. Она также подчеркивает ценность внегрупповой социализации, которая включает в себя систему поддержки, развитие доверия к другим людям, получение более точной информации о себе, развитие навыков установления здоровых взаимоотношений.
Другие обучающие группы для женщин прежде всего ориентированы на помощь женщине в установлении связи с другими людьми (McManus, Redford & Hughes, 1997).
Они также опираются на принципы феминизма. На протяжении шести сессий исследуются девять тем. • Понимание воздействия половой и ролевой социализации.
• Определение личных ресурсов, собственной силы, слабостей и ограничений.
• Приобретение умения заботиться о себе.
• Принятие своих чувств и доверие к ним.
• Умение быть твердой и настойчивой.
• Исследование здоровых аспектов взаимоотношений.
• Обучение возможностям изменения взаимоотношений.
• Утверждение значимости отношений в своей жизни.
Эта разновидность групп дает ее участникам шанс узнать многое о себе и способах взаимоотношений с другими людьми в безопасной и поддерживающей среде. Посредством групповых переживаний женщины получают возможность удерживать равновесие между автономией и связью с другими людьми.
Темоцентрированные группы отлично подходят для клиентов любого возраста. Некоторые примеры подобных групп, работающих на самых различных уровнях, описаны в моей книге «Группы: процесс и практика» (М. Corey & Corey, Groups: Process and Practice, 1997). Они включают в себя:
• группы для детей начальной школы, родители которых находятся в разводе;
• группы для детей алкоголиков (средняя школа, старшие классы);
• группы для несовершеннолетних отцов, не состоящих в браке;
• группы для поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;
• группы для мужчин в социальном центре;
• группы для детей (взрослых), подвергающихся (подвергавшихся) насилию в семье;
• группы поддержки для женщин, переживших инцест; • группы для пожилых людей, переживших тяжелую утрату.
Все эти группы являются темоцентрированными в той степени, в которой они предлагают определенную структуру для проведения встреч. Они развивают обмен мнениями, формируют обратную связь между членами группы, и их целью является стимуляция и сопровождение изменений в повседневной жизни членов группы. Эти группы могут быть организованы для любой категории клиентов и удовлетворять конкретные потребности и запросы, о которых заявляет индивид.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Теории психотерапии
Вторым психологическим элементом в невротическом конфликте является возможная трансформация фрустрированных, хотя и не проявляющихся сексуальных импульсов в невротические симптомы, которые замещают удовлетворение фрустрированных сексуальных влечений. Вместе с тем вытеснение не обязательно приводит к образованию симптомов. При успешном разрешении эдипова комплекса вытесненные импульсы могут уничтожаться, а их либидинальная энергия при этом передается на другие нужды.
Третьим психологическим элементом является потенциальная неадекватность вытеснения, связанная с пробуждением и усилением сексуальных влечений во время полового созревания, как следствие эффективности вытеснения в детстве и латентном периоде. В результате индивид переживает сильный невротический конфликт. В отсутствие помощи по преодолению вытеснения Эго практически лишено влияния на трансформированные влечения Ид. Кроме того, возможен союз Ид с Суперэго против Эго.
Неврозы зарождаются в детстве (до шестилетнего возраста), хотя симптомы могут проявиться гораздо позднее, преимущественно под воздействием сексуального стресса или кризиса. Стрессовая ситуация затрагивает раннее вытесненное нарушение или его последствие, которые оживают и пытаются проникнуть в сознание, поэтому возникают симптомы. «Отцом человека является ребенок» (Freud, 1949). Невроз отличается устойчивостью, поскольку вытеснение не осознается, а Эго не имеет доступа к вытесненному материалу и не может разрешить конфликт. Пока вытеснение имеет место, сохраняются условия для формирования невротических симптомов вследствие активизации фрустрированных либидинальных импульсов. Для этого не обязательны реальные сексуальные переживания, достаточно нарушения сексуальных процессов, «тех органических процессов, которые определяют развитие и формируют выражение сексуальных стремлений» (Freud, 1908/1924, р. 282). Зачастую сообщения пациентов о соблазнении в детстве — не более чем фантазии, защита от воспоминаний о своей детской сексуальной активности. (Ранее Фрейд исповедовал теорию соблазнения, согласно которой все неврозы вызываются реальным сексуальным соблазнением в детстве. Он отказался от этих взглядов в 1896 г.)
В широком смысле устойчивость неврозов является результатом неудовлетворительного регулирования обществом сексуальных вопросов. Мораль, или групповое Суперэго, требует большего жертвования либидинальными импульсами, чем это необходимо или желательно.
Основные (общие) неврозы
Истерия. При истерии вытеснение происходит в форме исключения переживаний и воспоминаний о них из сознания, а не запрещения проникновения в сознание материала, который никогда не был осознан. Вытесненные воспоминания постоянно находятся вне осознания, если только конкретное событие или жизненная ситуация их не потревожат. Проявляются вытесненные воспоминания в форме истерического симптома, который соответствует той точке или органу, где ранее была блокирована сексуальная энергия. Неприемлемые идеи, связанные с сексуальными переживаниями, обезвреживаются за счет преобразования их в физическую форму возбуждения, процесс этот получил название конверсии. Симптом в символической форме выражает забытое и вытесненное воспоминание. У человека может развиться истерический паралич, хотя в остальном он остается вполне «нормальным». Регрессия при истерии происходит к фаллической стадии развития.
Невроз навязчивых состояний. Как и в случае других неврозов, невроз навязчивых состояний ведет свое начало от нарушения в ранней сексуальной жизни, а непосредственной причиной служит нарушение в «нервной системе» (nervous economy). При навязчивых состояниях сексуальные переживания вытесняются; воспоминания остаются в сознании, однако к ним не присоединены чувства. Неприемлемые идеи связываются с другими безвредными или нейтральными идеями; навязчивые действия выступают в качестве суррогата неприемлемых сексуальных идей, занимают их место в сознании. «Отделение сексуальной идеи от ее аффекта, с присоединением последнего к другой идее происходит вне сознания, эти процессы можно предполагать, но невозможно доказать с помощью клинического анализа» (Freud, 1908/1924, р. 282). Регрессия при обсессивном неврозе восходит к анальной стадии развития.
Частные варианты невроза
Фобии. Фобии сходны с навязчивыми состояниями. Внутренняя опасность сексуальных влечений проецируется на внешние объекты.
Неврастения. Источник неврастении практически такой же, как у истерии, невроза навязчивых состояний и тревожного невроза; он коренится в текущей сексуальной жизни. Специфические проявления у неврастении отсутствуют, имеются лишь неясные симптомы, преимущественно хроническая усталость и слабость.
Травматические неврозы. Травматические неврозы провоцируются травмирующей ситуацией, например войной. Повторные сновидения на тему травмирующей ситуации отражают попытки взять под контроль эмоции, вызванные переживанием.
Целью жизни является способность любить и работать. При неврозе человек не может наслаждаться жизнью, полноценно любить или работать. Если индивид желает жить полной жизнью, Эго должно иметь в своем распоряжении энергию либидо, а не расходовать ее на то, чтобы избавляться от либидинальных импульсов путем вытеснения. Суперэго человека должно позволить ему выразить либидо и действенно использовать Эго. Таким образом, задачами психоанализа являются: 1) высвобождение здоровых влечений; 2) укрепление основанного на реальности функционирования Эго, включая расширение представлений Эго, позволяющих одобрить больше проявлений Ид; 3) изменение содержания Суперэго, чтобы оно представляло скорее гуманные, чем обвинительные моральные стандарты.
Психоанализ предполагает процесс переобучения Эго. Вытеснение имело место в то время, когда Эго было слабым; теперь сила его возросла, к тому же оно имеет союзника в лице терапевта. Патогенные невротические конфликты отличаются от нормальных психических конфликтов именно за счет относительной слабости Эго по сравнению с Ид и Суперэго. Психоанализ пытается устранить причину неврозов, не ограничиваясь простым устранением симптомов.
Психоанализ подходит для терапии основных неврозов, при которых имеется минимальная ориентировка и связь Эго с реальностью. Этого не наблюдается при психозах, для которых психоанализ не показан (Freud, 1949).
При психоанализе пациент лежит на кушетке, психоаналитик располагается у изголовья, вне поля зрения пациента. Встречи с пациентом происходят шесть раз в неделю продолжительностью в один час, с целью фокусирования пациента на его проблемах; психоанализ обязательно затрагивает всю жизнь пациента. (Иногда Фрейд встречался со своими пациентами реже шести раз в неделю, в настоящее время большинство психоаналитиков работают с пациентами от трех до пяти часов в неделю.)
Фрейд никогда не излагал общих принципов психоанализа, ограничиваясь в своих работах обсуждением техник. Можно выделить пять основных элементов в процессе психоанализа.
Свободные ассоциации. Основным правилом психоанализа является привлечение пациента к свободным ассоциациям, то есть предоставление ему возможности произвольно размышлять и сообщать все, что приходит на ум, приемлемое и неприемлемое, имеющее смысл или бессмысленное, логичное и нелогичное. Самокритике и цензуре здесь не место. Хотя сообщения пациента могут не иметь явной связи друг с другом, каждая ассоциация особым образом связывается с предыдущей в непрерывную цепь ассоциаций. Здесь могут быть отступления и блоки, однако цепочка ассоциаций позволит судить о психическом анамнезе пациента и организации его мыслительной деятельности.
Анализ сновидений. Пациенты добровольно включают свои сновидения в процесс свободных ассоциаций и дают на них свободные ассоциации. Во время сна Эго ослабляет вытеснение и бессознательный материал проникает в сознание в виде сновидений. Во снах исполняются желания, в том числе вытесненные. Даже во сне Эго сохраняет некоторый контроль и латентные сновидные мысли искажаются, чтобы содержание сновидения было менее угрожающим. Сновидения представляют собой компромисс между вытесненными импульсами Ид и защитными действиями Эго. Интерпретация сновидений предполагает понимание латентных сновидных мыслей, которые видоизменяются в процессе формирования сновидений. Элементы формирования сновидений включают разделение латентных мыслей на более мелкие образования, перераспределение психических акцентов между элементами, а также использование символизма. «Толкование сновидений есть прямой путь к познанию бессознательной деятельности психики» (Freud, 1900/1913, р. 769).
Перенос. Перенос представляет собой аспект навязчивого повтора. В терапии — это повторение предшествующих жизненных ситуаций применительно к терапевту; иначе говоря, установки в отношении родителей во время эдиповой стадии переносятся на терапевта. Пациентки пытаются завоевать любовь мужчины-психоаналитика, в то время как пациенты-мужчины проявляют к нему враждебность. Пациент реагирует так, словно он маленький ребенок, а психоаналитик — авторитетная фигура, то есть пациент заново переживает ситуацию в момент первичного вытеснения.
Терапия начинается с того, что пациент относится к психотерапевту по-дружески, иногда с симпатией и любовью — проявление позитивного переноса. Однако по ходу терапии возникают негативные, враждебные чувства — негативный перенос. Таким образом, перенос отражает присущее детям двойственное отношение к родителям, которое переживается в отношении терапевта как фигуры, замещающей родителей. Невроз пациента проявляет себя в терапевтической ситуации и становится «трансферентным неврозом». Терапия превращается в анализ переноса с целью продемонстрировать пациенту, что его чувства никак не связаны с его взаимоотношениями с психоаналитиком, а коренятся в прошлом. Терапия предполагает повторное переживание исходной ситуации и ее аффекта. Анализ переноса составляет основную часть психоанализа и служит важным источником инсайта, когда пациент постигает значимость его для своей жизни.
Психоаналитик сохраняет во время лечения установку нейтральности. Благодаря этому перенос происходит естественным путем. «Терапевт должен быть непроницаемым для пациента и, подобно зеркалу, отражать лишь то, что находится перед ним» (Freud, 1959a, р. 331). Если оно нейтрально и положение зеркала среднее, можно ждать разрешения проблем. «Ослабление переноса. заметно затрудняется слишком дружеской установкой со стороны доктора. » (р. 331). Следовательно, психоаналитик никак не препятствует естественному возникновению переноса. Вместе с тем аналитическая ситуация, в которой психоаналитик едва ли может считаться реальным человеком (он находится вне поля зрения пациента, ведет себя безлично), способствует атрибуции или проекции пациентом на психоаналитика авторитетной фигуры.
При контрпереносе психоаналитик привносит в аналитическую ситуацию элементы из собственных прошлых (или настоящих) бессознательных или неразрешенных эмоциональных конфликтов или потребностей. Избежать этого удается благодаря отказу психоаналитика от личной заинтересованности пациентом и осознанию источников контрпереноса с помощью собственного психоанализа.
Интерпретация. Интерпретация представляет собой попытку показать пациенту смысл материала, выявленного с помощью свободных ассоциаций, сообщений о сновидениях, оговорок, симптомов и переноса. Это средство соотнесения настоящего поведения с его корнями в детстве; вытесненный и бессознательный материал поступает в предсознание и сознание. Интерпретация помогает пациенту проникнуть в суть защитных механизмов и сопротивления, которые использует Эго для совладания с вытесненным материалом и создания помех терапевтическому процессу. Отчасти интерпретация служит для восполнения пробелов в памяти. Психоаналитик выявляет и интерпретирует влечения, подвергшиеся вытеснению, а также объекты, к которым они теперь присоединены, с целью помочь пациенту заменить вытеснение суждениями, соответствующими текущей ситуации, а не той, которая сложилась в детстве. Психоаналитик объединяется с Эго пациента, поощряя его (Эго) таким образом взять под контроль вытесненную либидинальную энергию. Бессознательные влечения становятся доступными критике благодаря прослеживанию их корней.
Чрезвычайно важно правильно выбрать момент для интерпретаций. Преждевременные интерпретации встречают сопротивление. Предпочтительно, чтобы материал, о котором пойдет речь, находился в предсознании, и пациент должен быть близок к инсайту, чтобы интерпретация оказалась действенной. (О важности этого условия свидетельствует тот факт, что целый раздел журнала «American Journal of Psychotherapy» был посвящен исключительно интерпретации переноса (Piper, 1993)).
Сопротивление. Сопротивление включает в себя целый ряд видов поведения со стороны пациента: пропуск мыслей при свободных ассоциациях из-за стыда или дистресса; заявления о малозначительности ассоциаций; «отсутствие» мыслей, о которых можно было бы сообщить; опоздания на встречи с терапевтом; пропуск встреч по забывчивости; утрата интереса к исследованию проблем и к терапии; попытка снискать любовь психоаналитика; вовлечение в борьбу с психоаналитиком. О сопротивлении свидетельствует отыгрывание проблем или жизненных трудностей вместо проработки их во время терапии, а также утаивание материала вследствие недоверия к психоаналитику, желание произвести на психоаналитика хорошее впечатление или получить его одобрение, страх быть отвергнутым.
Угроза тревоги в психоаналитической ситуации, в том числе вследствие даваемых психоаналитиком интерпретаций, усиливает защитную систему Эго, которое пытается сохранить вытеснение путем оказания сопротивления. Сопротивление — это консервативная сила, направленная на поддержание статус-кво. Источником сопротивления также служат вторичные выгоды, или преимущества, которые пациент получает от симптомов. Бессознательное чувство вины или потребность в наказании, исходящие от Суперэго, также являются мощным источником сопротивления исцелению. Борьба по преодолению сопротивления составляет значительную часть психоанализа и требует времени.
Продолжительность и область применения
Продолжительность. Принято считать, что фрейдовский психоанализ — процесс длительный; он требует много времени и усилий со стороны психоаналитика. «Опыт учит нас, что психоаналитическая терапия — освобождение человека от невротических симптомов, запретов и аномалий характера — является длительным занятием» (Freud, 1937, р. 373). Как поясняет Арлоу (Arlow, 1989), «для сохранения непрерывности аналитического процесса необходимо проводить не менее четырех сессий в неделю. Каждая сессия длится не менее 45 минут. Курс лечения может длиться несколько лет» (р. 37).
Область применения. Терапевтический подход Фрейда изначально предназначался для терапии неврозов. По-видимому, сам автор не считал этот подход применимым в более тяжелых случаях, в частности при психозах. И вновь сошлемся на высказывание Арлоу (Arlow, 1989).
«Импульсивные, своенравные и нарциссические индивиды не всегда могут приспособиться к аналитической ситуации. Люди, по натуре нечестные, с признаками психопатий или патологические лжецы, безусловно, не справятся с задачей откровенной исповеди. Кроме того. психоанализ редко используется при лечении психозов за исключением особых обстоятельств» (pp. 40-41)
Это высказывание отражает оригинальное мышление Фрейда, а также позволяет судить о многочисленных требованиях, предъявляемых к пациенту, проходящему психоанализ.
Пример из практики
Документальных аудио- и видеозаписей работы Фрейда, естественно, не существует. Таким образом, остается неясным, как именно он проводил терапию. Фрейд опубликовал описание нескольких случаев из практики, один из которых, случай Шребера (Freud, 1911/1933), касался пациента, который не лечился у Фрейда. Другой, случай маленького Ганса (Freud, 1909/1933a), повествует о мальчике, которого лечил отец под руководством Фрейда. Четыре случая касались собственно пациентов Фрейда: случай «Доры» (Freud, 1905/1933), Человека-крысы (Freud, 1909/1933b), Человека-волка (Freud, 1918/1933), а также случай женской гомосексуальности (Freud, 1920/1933). Записи об этих случаях делались после интервью, поскольку Фрейд считал, что ведение записей в процессе интервью нарушит ход терапии, и психотерапевт запомнит важный материал и позабудет тривиальный. Следующее краткое сообщение о пациентке, страдающей навязчивыми состояниями, позволяет судить о практике Фрейда (Freud, 1908/1924).
«Молодая женщина, пять лет состоявшая в браке и имевшая только одного ребенка, пожаловалась мне на навязчивое влечение выброситься из окна или с балкона, а также страх изувечить своего ребенка, возникавший при виде острого ножа. Она признала, что редко вступает в интимные отношения с мужем, принимая при этом меры предосторожности, чтобы не забеременеть; однако она добавила, что это ничего не значит, поскольку она не является чувственной натурой. Я рискнул сообщить ей, что при виде мужчины у нее возникают эротические фантазии и поэтому она утратила веру в себя и считает развратной женщиной, способной на все. Перевод навязчивых идей в сексуальные оказался успешным; в слезах она сразу призналась в том, что несчастлива в браке, а затем, что у нее к тому же возникают некоторые болезненные мысли о собственной сексуальности, например о часто повторяющемся ощущении, что к ней под юбку что-то вторгается» (р. 71).
Фрагмент из описания случая Доры включает интерпретацию сновидения. Дору, 18-летнюю девушку, привел к Фрейду ее отец. Она была
«в расцвете юности — девушка с интеллигентными взглядами и приятными манерами. Однако для родителей она была источником больших неприятностей. Перепады настроения, хандра стали теперь наиболее яркими особенностями ее заболевания. Она явно была не удовлетворена собой и собственной семьей; к отцу относилась недружелюбно, находилась в плохих отношениях с матерью. Когда однажды после краткого разговора с отцом она впервые потеряла сознание — событие, полностью выпавшее из памяти, — было принято решение, несмотря на сопротивление девушки, что она должна пройти у меня психоанализ» (Freud, 1953, р. 23).
Фрейд встречался с отцом и дочерью двумя годами ранее и рекомендовал дочери пройти курс терапии, однако на том этапе отец девушки отклонил это предложение.
Психоанализ продолжался с октября по 31 декабря 1900 г. шесть раз в неделю, после чего Дора прервала терапию, будучи неспособной, по мнению Фрейда, принимать правду его инсайтов. Описание данного случая не является последовательным отчетом о ходе терапии, а представляет скорее реконструкцию проблем Доры на основе анализа и интерпретаций Фрейда. Лечение проходило в достаточно жесткой манере, Фрейд оказывал на девушку давление своими инсайтами и интерпретациями. Спустя два года она вернулась к Фрейду для продолжения лечения, однако он отказался принять ее, потому что почувствовал неискренность ее желания измениться.
Господин К., упомянутый в следующем фрагменте, был другом семьи; его жена была любовницей отца Доры, в прошлом он дважды делал попытки заигрывать с Дорой, первый раз в Л. Ниже приводится описание сновидения, о котором сообщила Дора, с анализом Фрейда (Freud, 1959b).
«В доме был пожар. [В ответ на мой вопрос Дора сообщила, что в их доме никогда не было пожара.] Мой отец стоял у моей кровати и будил меня. Я быстро оделась. Мать хотела непременно спасти шкатулку с драгоценностями, но отец сказал: «Я не позволю себе и своим детям сгореть из-за твоей шкатулки». Мы поспешили вниз, а когда мы оказались на улице, я проснулась.
Поскольку это сновидение повторялось, я поинтересовался, когда она впервые его увидела. Она сказала, что не знает. Однако она припомнила, что однажды видела его три ночи подряд в Л. (местечке на берегу озера, где произошел эпизод с участием господина К.), а теперь оно возобновилось несколько дней назад уже в Вене. [Содержание сновидения позволяет установить, что оно впервые появилось в Л.] Мои надежды на прояснение смысла этого сновидения, естественно, возросли, когда я услышал о его связи с событиями в Л. Но сначала мне хотелось выяснить, что послужило причиной возобновления сновидения в последний раз, поэтому я попросил Дору пересказать свой сон как можно подробнее и сообщить, в связи с каким событием он появился. Дора уже имела некоторые навыки толкования сновидений благодаря интерпретации нескольких мелких фрагментов.
«Кое-что произошло, — сказала она, — но это не имеет отношения ко сну, ведь это произошло недавно, а сон я определенно видела и раньше».
«Это не имеет значения, — ответил я. — Рассказывайте! Просто выкладывайте это недавнее событие, которое совпало со сновидением».
«Ладно. Несколько последних дней отец ссорился с матерью из-за того, что она запирала на ночь дверь в гостиную. Понимаете, комната моего брата не имеет отдельного входа, туда можно попасть только через гостиную. Отец не желал, чтобы брат оказался запертым на ночь. Он сказал, что так не пойдет: вдруг произойдет нечто, из-за чего надо будет выйти из комнаты».
«И это навело вас на мысль о возможности пожара?»
«А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы обратили пристальное внимание на те слова, которые произнесли. Вы сказали, что может произойти нечто, из-за чего надо будет выйти из комнаты». [Я сделал акцент на этих словах, потому что они меня ошеломили. Они показались мне двусмысленными. Некоторые физические потребности описываются точно так же. Теперь, в цепи ассоциаций двусмысленные слова (мы можем назвать их «ключевыми словами») действуют как железнодорожные стрелки. Если переключить эти стрелки с той позиции, в которой они проявились во сне, можно оказаться на другой дороге; по этой дороге следуют мысли, которые мы ищем и которые скрываются за сновидением.]
Теперь Дора поняла связь между недавней и первоначальной причиной сновидения и продолжила:
«Когда мы с отцом приехали в Л. в тот раз, он открыто сказал, что боится пожара. В тот день была сильная гроза, а нам предстояло ночевать в небольшом домике без громоотвода. Поэтому его тревога была вполне естественной».
Теперь мне необходимо было установить связь между событиями в Л. и повторяющимися там сновидениями. Поэтому я сказал: «Сновидение появилось в одну из первых ночей пребывания в Л. или в конце? Другими словами, до или после эпизода в лесу, о котором мы столько слышали?» (Я должен пояснить, что эпизод этот произошел не в первый день, после этого Дора продолжала оставаться в Л. еще несколько дней, делая вид, что ничего не произошло.)
Поначалу она ответила, что не помнит, но потом добавила: «Да, думаю, после этого эпизода».
Таким образом, я выяснил, что сновидение послужило реакцией на это переживание. Почему же оно возникло трижды? Я продолжил спрашивать: «Как долго вы еще оставались в Л. после этого эпизода?»
«Еще четыре дня. На пятый день мы с отцом уехали».
«То есть в том же положении, в котором стоял ваш отец во сне?»
«Да. Я резко спросила его, что ему нужно. Он заявил, что имеет право входить в собственную спальню, когда ему вздумается; кроме того, ему кое-что надо взять. Этот случай заставил меня насторожиться, и я попросила у фрау К. ключи от спальни. На следующее утро (на второй день) я заперлась, пока одевалась. После обеда, когда я хотела запереть дверь и прилечь отдохнуть, ключ найти не удалось. Я уверена в том, что ключ взял господин К.».
«Теперь очевидна тема запирания или незапирания двери в комнату, которая впервые возникла в связи со сном и возобновилась, совпав со взволновавшим вас случаем, недавним повторением сновидения. [Я подозревал, хотя и не говорил этого Доре, что она воспользовалась этим элементом в связи с его символическим смыслом. «Zimmer» (комната) в сновидении часто используется вместо «Frauenzimmer» (несколько пренебрежительное слово для женщин; буквально означает женская комната. Вопрос о том, «открыта» женщина или «закрыта», естественно, имеет определенное значение. Общеизвестно также, какого рода ключи используются в том или ином случае.] Мне хотелось бы знать, не относится ли к этому контексту фраза «Я быстро оделась»?»
«Это было с тех пор, как я решила не оставаться с господином К. наедине, без отца. В последующие дни я опасалась, что господин К. войдет в спальню, когда я буду одеваться: потому я всегда одевалась очень быстро. Видите ли, отец жил в гостинице, и фрау К. рано уходила к нему. Но господин К. больше меня не беспокоил».
«Понятно. На второй день после эпизода в лесу вы решили избавиться от его преследований, и в течение второй, третьей и четвертой ночи вы имели возможность утвердиться в этом решении во сне. (На второй день, то есть до сновидения, вам уже было известно о пропаже ключа и невозможности запереться утром во время одевания; поэтому вы приняли решение одеваться максимально быстро.) Но ваше сновидение повторялось каждую ночь, поскольку соответствовало принятому решению. Решение продолжает существовать, пока не будет выполнено до конца. Вы сказали себе следующее: «Я не буду отдыхать и не буду спокойно спать, пока не уеду из этого дома». В своем сообщении о сновидении вы представили это иначе, сказав: «Оказавшись на улице, я проснулась»».»
Заключение и оценка
Заключение. Фрейд разделял человеческие влечения на две большие категории: Эрос, эротический инстинкт, или инстинкт жизни; и Танатос, инстинкт смерти или разрушения. Энергией инстинкта жизни является либидо. Психическая жизнь включает сознательный, предсознательный и бессознательный уровни. Психический аппарат состоит из трех отделов: Ид, постоянно стремящийся к удовлетворению влечений; Эго, целью которого является приведение инстинктивных требований в соответствие с принципом реальности; и Суперэго, которое отражает родительское и моральное влияния. Эго имеет троих надсмотрщиков — внешний мир, Ид и Суперэго, — каждый из которых может вызвать тревогу. Психическая энергия распределяется между тремя психическими отделами, которые могут находиться друг с другом в состоянии гармонии или конфликта.
Люди сексуальны с детства, хотя сексуальные чувства и переживания подвержены амнезии. Существует четыре стадии сексуального развития: оральная, анальная, фаллическая (догенитальные стадии), после которых следует латентный период, и генитальная стадия. Нормальное развитие личности происходит по трем взаимосвязанным направлениям. Первое включает либидинальное развитие человека, которое начинается с сочетания конституциональной и инфантильной предрасположенности, переходя в генитальную сексуальность в процессе последовательных, но перекрывающихся стадий. Второе направление касается развития Эго, которое обретает способность осуществлять посреднические функции между требованиями влечений и реальностью внешнего мира, и Суперэго, основанного на идентификации с родительскими влияниями. Третье направление состоит в формировании защитных механизмов Эго по преодолению тревоги, вызванной силой и стойкостью либидинальных влечений Ид. Таким образом, нормальное развитие заключается в прохождении через последовательные стадии сексуального созревания без сильных фиксаций и регрессий; в развитии Эго, которое разумно и действенно справляется с внешним миром; в развитии Суперэго на основе конструктивных и не несущих в себе пунитивной морали отождествлений; в выработке защитных механизмов, которые частично отводят энергию Ид без серьезного ограничения функционирования Эго. Невозможность достичь этого равновесия создает основу для неврозов.
Избыточное вытеснение приводит к ослаблению Эго, которое вынуждено поддерживать вытеснение, и к подверженности стрессу. Вытесненные влечения трансформируются в невротические симптомы. Психоанализ направлен на укрепление Эго за счет устранения детской амнезии и вытеснения, что дает Эго возможность действовать с позиции силы, а не слабости. Основными методами психоанализа являются свободные ассоциации, анализ сновидений, интерпретация, анализ переноса.
Следует помнить, что эта глава представляет только теории и практику Фрейда. Последние работы Фрейда датируются серединой 1920-х гг. Однако начиная с 1910 г., другие теоретики начали модифицировать положения его теории. Одними из первых были Адлер, Ранк, Ференци, Абрахам, Райх, Юнг, Салливан, Хорни и Фромм; а впоследствии — Эго-психоаналитики, такие как Гартман и Эриксон, а также теоретики объектных отношений, в частности Кляйн, Кернберг и Фэйрберн.
Оценка. Упомянутые выше теоретики и многие другие авторы не раз критиковали взгляды Фрейда (Grunbaum, 1984, 1993; Torrey, 1993). Соответствующий обзор потребовал бы гораздо больше места, чем мы располагаем. Поэтому придется удовольствоваться перечислением основных заслуг и недостатков психоанализа Фрейда.
К основным заслугам Фрейда относятся следующие (не обязательно в порядке значимости).
1. Вероятно, наиболее важным вкладом Фрейда является открытие, что ранние детские переживания важны для последующего личностного развития и что последствия этих переживаний продолжают проявляться у взрослого помимо его сознания.
2. В связи с этим следует упомянуть признание Фрейдом сексуальных аспектов детства.
3. Фрейд разработал первую всеобъемлющую теорию личности, включая происхождение личностных характеристик из детских переживаний.
4. Открытие бессознательных процессов, деятельности, происходящей в психической жизни вне сознания человека, является значимым вкладом в психологию.
5. Признание бессознательных детерминантов, или влияний, на поведение внесло вклад в теорию мотивации.
6. Разработка Фрейдом метода свободных ассоциаций стала важным вкладом в сферу психотерапии. Эрнест Джоунс (Ernest Jones, 1955), основной биограф Фрейда, считал свободные ассоциации одним из двух главных достижений Фрейда. (Вторым является самоанализ.)
7. Открытие переноса также стало заметным вкладом в процесс психотерапии.
8. Фрейд показал важное значение исследования единичных случаев психотерапии как источника инсайтов о психологическом развитии.
Критических замечаний в адрес Фрейда также было высказано немало. Вот некоторые из них.
1. Фрейд переоценивал значимость биологических факторов — наследственных, конституциональных и связанных с созреванием — в человеческом развитии. Исключительное внимание к сексуальному развитию лежит в основе этого сосредоточения на биологии.
2. Фрейд придерживался детерминистских, а значит пессимистических, взглядов на человеческое поведение. Он считал, что все виды поведения, включая простейшие, например оговорки, определяются прошлыми переживаниями, в особенности относящимися к ранним годам жизни, которые в настоящий момент не осознаются. Эти переживания в свою очередь определяются врожденными биологическими стремлениями, по большей части также бессознательными. Эти внутренние силы представляют собой сексуальные и агрессивные энергии, которые в основе своей антисоциальны или деструктивны и подлежат контролю. Это негативистский детерминизм не позволяет объяснить, как психотерапия может изменить поведение.
3. Фокусирование на органических, конституциональных и сексуальных аспектах развития сопровождается практически полным пренебрежением социальными аспектами развития как позитивными, а не только ограничительными. Фрейд игнорировал межличностные отношения с родителями в начале жизни и другими людьми впоследствии (за исключением сексуальных аспектов).
4. Фрейд не признавал, что большая часть из того, что он видел в своих пациентах, связана с определенным временем и местом в человеческой истории. В результате он проводил неоправданные обобщения от Вены девятнадцатого века на все человечество, не учитывая культурных различий в человеческом развитии.
5. Критики среди психоаналитиков отмечают, что Фрейд не сумел обнаружить автономии Эго от доминирования Ид и не осознал наличия у Эго собственных источников энергии, интересов, мотивов и задач, не зависящих от Ид.
6. Фрейд признавал, что его идеи и теории оказывали влияние на «свободные» ассоциации его пациентов. Его теории, предубеждения и ожидания также накладывали отпечаток на его наблюдения и интерпретацию полученных данных. Следовательно, возникает вопрос о надежности его методов исследования, а также репрезентативности полученных данных.