протестанты кто они такие и чем опасны
Протестантизм. Краткая справка
Протестантизм (от лат. protestatio, onis f [protestor] – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом — в канонических Книгах Нового Завета.
Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71‑й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».
Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.
Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.
Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.
Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма:
Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.
Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся Церковь становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.
Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.
Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII–XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Минусы протестантизма
Заклешированная однотипная речь. Я, как писатель, очень ценю саму возможность использовать все богатство русского языка. Но у ребят из протестантских церквей речь очень однотипна. «Я принял Иисуса своим спасителем», «Я поклоняюсь Богу в духе и истине», «Я сегодня говорил с Богом в духе» и т.д Нет, фразы то нормальные. Просто. ну.. это подражание речи апостола Павла, или Евангелистов.
Оцените эту красоту:
Кстати, если понравилось видео, посмотреть больше проповедей этого удивительного человека можно здесь. Я же, сравнивая живую и богатую речь умных православных священников и однотипную у христиан-протестантов, голосую за православных. Потому что с детства ценю в людях богатый, инкрустированный изысканными фразами и выражениями, ограненный и ювелирно выточенный литературный талант.
Отсутствие храмов. Протестанты собираются на стадионах, снимают актовые залы. Лично мне это не нравится тем, что это не создает особую атмосферу. Только представьте. Старинный храм, в котором люди молятся уже несколько столетий, как будто насквозь пронизан какой-то особой историей.
Но актовый зал пронизан совсем другим. Только вчера тут собирались активисты политической партии, позавчера был рок-концерт, а сегодня собрались христиане. Есть некая духовно-ментальная неразборчивость в этом, как будто нам все равно, что вчера тут гремели рокерские тексты, а сегодня будет читаться Евангелие.
Мне кажется, я будто чувствую еще не до конца выветрившийся запах вчерашних сигарет, позавчерашней дискотеки. И вот прихожу в зал, и там само пространство еще напряженно гудит, помнит о басовом грохоте и гитарах. И вот в этом же пространстве начинается разговор о Боге.
Отсутствие, собственно, службы. У протестантов нет службы в том понимании, как у Православных или Католиков. У Православных есть литургия, у Католиков есть месса. У протестантов есть «собрание». То есть, люди просто собираются, чтобы поговорить о Боге. Опять же, ничего плохого нет в том, чтобы где-то собраться, чтобы поговорить о Боге и тщательно изучить Евангелие. Но не когда это практически единственное, что у тебя есть.
Как сказал один человек «Православие нас грешных толкает в небеса. Протестантизм небесное сводит на землю». Ребят из протестантских церквей такая точка зрения может обидеть, ну. извиняйте, братцы. Личное впечатление, ничего более. Век информационной открытости. Тем более что про минусы Православия я тоже честно напишу. В отдельной статье. Вот правда, ничего не скрою.
Почитание святого сродни почитанию Отца и Матери (пятая заповедь). Вот есть некая яркая, чудесная, гениальная личность вроде Николая Угодника, он же Святой Николай (по английски Saint Nicolaus или Санта Клаус). Дети ждут его на рождество с подарками. Взрослые всего мира часто просят его о помощи.
У протестантов судьба умершего считается уже окончательной (по крайней мере, попыток повлиять на судьбу умерших они не предпринимают, по моим данным). А это очень большой, огромный недостаток. Ведь насколько здорово иметь возможность любимым предкам помочь, поднять их выше к небесам с помощью православных молитв и сорокоустов.
Плюсы протестантизма
Тебе оказывают больше внимания на собраниях. Это и плюс и минус. Все зависит от того, любишь ли ты внимание. Я лично не люблю, поэтому я любое внимание к себе восприму как попытку мне что-то продать. Но я знаю немало людей, для которых важно не столько искание Бога, сколько поиск людей, которые тоже Его ищут. Эдакий клуб единомышленников.
Протестанты полностью удовлетворят такое устремление. У тебя будет много знакомых, тоже протестантов. У вас точно будут общие темы для разговора. Вы точно ощутите, что контактов в вашей жизни стало больше.
Протестанты часто последовательнее выполняют указания христианства. Вот это 100%. Наш, православный братик может пойти и сделать что-нибудь недостойное. Протестанты очень блюдут себя. Они в самом деле отличаются по поступкам, и выглядят лучше и правда лучше как люди. Христианство в самом деле делает их лучше. Я это лично видел на многих примерах. Их вера в самом деле не дает им совершать подлости. Вот бы моим братьям по Православию такую последовательность.
Протестанты считают себя сразу спасенными. То есть, как только человек принял Христа своим спасителем и стал протестантом, он сразу считается спасенным (в ад не попадет). Это, кстати, спорный тезис, который может кого-то даже оттолкнуть (как отталкивает бесплатный сыр в мышеловке). Как будто бы, только вступив в протестантизм, ты сразу же утрачиваешь цель.
Хотя, конечно, это не так. Протестанты на своих собраниях как бы учатся жить с Богом, изучают его заповеди, если угодно, «знакомятся с Богом», тщательно штудируя Библию. Это может подкупать, ведь постоянно жить на позитиве, изучать такую великую личность как Иисус Христос, в самом деле может быть очень и очень интересно.
Протестанты и не только проповедуют. Есть у них и социальное служение. Вообще, в каком-то смысле, протестанты ведут себя более активно. Они выходят в люди, они стараются идти на диалог.
Мои выводы из плюсов и минусов
Например, послушав что-то такое.
Мне очень дороги и святые, которые дают ориентир (на кого ровняться) и иконы, и запах ладана, и таинственный полумрак церкви. Это слишком важные элементы, чтобы выкинуть их, иначе получается, что вместе с водой выплескиваем и ребенка.
Что такое протестантская церковь?
Как известно, в христианстве существует три направления: католичество (представленное католической церковью), православие (представлено, соответственно, православной церковью) и протестантизм. Церковь, исповедующая последнее направление христианства, получила название протестантской.
Церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантскому направлению христианства.
Откуда появилось название «протестант»?
Существует несколько версий ответа на этот вопрос. Основная версия – историческая. В 1526 году Первый Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название «протестантов», а возникшие в результате Реформации конфессии — «протестантскими».
Особенности протестантской церкви
В чём суть протестантской церкви, и чем она отличается от двух других христианских церквей?
Прежде всего, отметим, что протестантская церковь – это самая настоящая церковь. У неё есть все признаки и характеристики церкви. Помимо этого, время и история доказали, что протестанты – это не каприз эпохи Средневековья, а христианская церковь, занявшая своё уникальное место в истории христианства.
Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI в. как оппозиция установлениям и практике Римско-католической церкви. Процесс преобразования церковной практики принято называть «Реформацией», или «воссозданием». Идеалом Реформации было возвращение к апостольскому христианству с его первоначальными христианскими принципами, от которых, по мнению идеологов Реформации, Римско-католическая церковь отошла.
Возглавил движение по возвращению Церкви к апостольскому христианству священник Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось 17 октября 1517 года, когда он обнародовал 95 тезисов с критикой учения католической церкви о торговле индульгенциями, чистилища, молитв за умерших и спасения заслугами святых. Среди прочего, им были отвергнуты папская власть, особая благодатность священства и его посредничество в спасении людей, церковная обрядовость и подчинённость Церкви светской власти.
Основы вероучения протестантской церкви
Sola Scripture («только Писание»): Библия является единственным боговдохновенным и подлинным Божьим Словом, единственным источником христианских доктрин, ясным и способным истолковать само себя.
Sola Fide («только верой»): Прощение грехов можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.
Sola Gratia («только благодатью»): Спасение приходит только посредством Божьей благодати, как незаслуженно явленной милости, явленной Богом грешнику ради Иисуса, но не как нечто заслуженное грешником.
Solus Christus («только Христос»): Иисус является единственным посредником между Богом и человеком; спасение возможно только через веру в Него.
Soli Deo Gloria («только Богу слава»): человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, поскольку спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар искупления Иисуса на Кресте, но также дар веры в это искупление, рождённой в сердцах верующих Святым Духом.
Какие деноминации считаются протестантскими?
В ходе исторического и богословского развития в протестантизме возникли и закрепились следующие базовые течения: лютеранство (от фамилии «Лютер»), цвинглианство (от фамилии «Цвингли»), кальвинизм (от фамилии «Кальвин»), анабаптизм, меннонитство и англиканство.
В дальнейшем внутри некоторых основных течений возник ряд других – таких, как: Евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения, харизматы и др.
Преимущества и особенность протестантской церкви «Благая весть онлайн»
Церковь «Благая весть онлайн», как протестантская церковь, не только придерживается пяти вышеназванных истин, но и распространяет их в своих евангелизационных мероприятиях, проповедях, учении и публикациях. Каждый посетитель церкви сайта, социальных сетей или подписчик рассылок церкви «Благая весть онлайн», открыто узнаёт об этом.
По своей деноминационной принадлежности церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантизму, в частности, христианам веры евангельской (пятидесятников). Мы служим людям онлайн, поэтому для нас не важно, в какой стране или в каком городе Вы проживаете. Наши богослужения смотрят в России, Украине, странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан), в странах Европы (Германия, Латвия, Эстония), а также русскоязычные зрители в США и Канаде.
Подробнее об этом читайте в публикации «Что такое «евангельская церковь».
Протестантизм: история реформации
Протестантизм
Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.
Как возник протестантизм
Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.
В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.
Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.
Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.
Основные принципы (тезисы) протестантизма
Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.
Три главных Sola или принципа протестантизма:
Существуют и другие принципы:
Протестантизм в современном мире
Протестантизм и православие: отличия
Интересный факт о протестантизме
Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.
Протестантизм в России
Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.
К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.
В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.
Станут ли протестанты нежелательными в России
Пятидесятников и баптистов встревожили действия Генпрокуратуры
Пятидесятники и баптисты стараются доказать, что служат Богу, а не зарубежным врагам России. Фото Reuters
Протестанты харизматических направлений бьют тревогу: несколько религиозных организаций признаны нежелательными на территории России. Власти уверяют, что запрет касается конкретных общин и учреждений, а законопослушные пятидесятники могут служить Богу, как и раньше. Однако неопротестантов эти уверения не успокаивают, и, как считают эксперты, для тревожных предчувствий есть основания.
На сайте Генеральной прокуратуры РФ 23 августа появилось сообщение о признании нежелательными на территории страны следующих неправительственных организаций: Международного христианского движения и Евангельской христианской церкви «Новое поколение» из Латвии, а также Духовного управления евангельских христиан украинской христианской церкви «Новое поколение» и международного библейского колледжа «Новое поколение» из Украины. «Поводом для принятия данного решения послужило то, что их деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации», – сказано в сообщении, но не уточняется, в чем состоит эта угроза. «Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой в том числе запрет на создание на территории Российской Федерации, а также прекращение деятельности ранее созданных ее структурных подразделений. За осуществление деятельности на территории Российской Федерации этих организаций законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность», – напоминает ведомство. 30 августа по представлению Генпрокуратуры в свой реестр нежелательных организаций их внесло Министерство юстиции.
Все четыре упомянутые общины и учреждения имеют отношение к латвийскому пастору Алексею Ледяеву, у которого неоднозначная репутация среди пятидесятников. Его книгу «Новый мировой порядок» некоторые даже называют «Майн кампф» евангелического движения, потому что там высказываются радикальные взгляды на религию и политику.
Ледяев считает, что христиане должны контролировать все мировые процессы, фактически установить власть над миром. По его мнению, политические элиты надо освободить от влияния «оккультных служителей, волхвов, жрецов, масонов, которые всегда противились христианству».
Он провозглашает «вторжение и экспансию» христиан в политику. Подавляющее большинство пятидесятнических лидеров осуждают учение, которое проповедует глава движения «Новое поколение». В 2002 году Ледяеву был запрещен въезд в Россию. Негативное отношение к его движению усилилось, когда оно поддержало смену власти в Украине в 2014 году.
«Почему именно эти четыре организации? – задался риторическим вопросом в беседе с «НГР» епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Константин Бендас. – Ведь в самой Латвии есть несколько десятков объединений с названием «Новое поколение», а в Украине сотни таких общин и организаций. Их не меньше, чем общин и храмов Святых апостолов Петра и Павла по миру». «Осмелюсь предположить, сотрудники Генпрокуратуры эти названия просто нагуглили, – продолжил Бендас. – В реальности не нужны им никакие латвийские или украинские религиозные организации. Не представляют они никакой опасности, да и вообще не оказывают никакого влияния на людей в религиозном пространстве России, можно сказать, их вообще нет. Вопрос не в конкретных юридических лицах, а в самом факте навешивания бирки «нежелательные», практически эквивалентной «враг народа» из 37-го года, на евангельские общины в России. Для начала на тех, в наименовании которых есть слова «новый», «поколение» и производные от них. А в нашей стране зарегистрированы Минюстом несколько сотен местных религиозных организаций, прежде всего христиан веры евангельской, именующихся «Новое поколение», «Поколение веры», «Новая жизнь», «Новое творение» и т.п. Значительная часть из них никогда не имела отношения к латвийскому «Новому поколению», основателем которого считается пастор Алексей Ледяев, и его украинским модификациям. Некоторые на самом деле назвались «Новым поколением» под вдохновением от радикальных (не в политическом смысле, а прежде всего в богословском) проповедей-мюзиклов Ледяева в 1990-х годах. Но никого, кто был бы в иерархическом подчинении или на финансировании вышеназванных «нежелательных» организаций, просто нет».
«Цель затейников уже отчасти достигнута», – считает пятидесятнический епископ. Он сообщил, что за короткое время получил множество звонков от пасторов вроде таких: «Теперь нам нужно сменить название? Нас закрывают? Нас теперь причислили к нежелательным иностранным агентам? Лучше самим ликвидировать общину и открыть новую или просто перерегистрировать? Что делать, если я в 2003 году встретил на конференции Алексея Ледяева и сделал с ним селфи? Вы не знаете, следующими будут «Слово жизни» или «Церковь Божья»? «Сейчас эти церкви и союзы заставят отрекаться от Ледяева, Латвии, названий, своей и чужой истории, от того, что было и чего не было, – обеспокоен Бендас. – Кстати, только сопричастные знают, что регистрация или элементарное внесение изменений и дополнений в устав религиозной организации в отличие от иной НКО или ООО может занимать даже не месяцы, а годы. Пастыри будут писать объяснительные, оправдываться перед прокурорами, участковыми полицейскими, людьми в штатском, своими прихожанами, доказывать, что «не латвийско-украинский шпиён и не верблюд». «Это целенаправленная демонизация, попытка заставить церкви свернуть свои миссионерские, благотворительные и социальные программы, уйти в маргинальное подполье. Это действия, направленные на внутренний раскол евангельского движения и на возбуждение эмиграционных настроений среди верующих. Поборники идеологически-религиозного единообразия как на загонной охоте обкладывают флажками все религиозные организации, которые не вписываются в их конструкцию», – заключил Бендас.
С пессимистическими прогнозами не согласен председатель Российской ассоциации религиозной свободы Сергей Мельников. «Мы как правозащитная организация внимательно отслеживаем случаи взаимодействия религиозных организаций с правоохранительными органами, так или иначе тревожные, – заверил он «НГР». – Но здесь ситуация следующая. Мы консультировались в рабочем порядке с Генеральной прокуратурой, и выяснилось, что признанные нежелательными организации занимались политической деятельностью в интересах иностранного государства. Эти организации связаны с именем пастора Алексея Ледяева, и в свое время одно из его произведений было признано экстремистским материалом».
«Я бы здесь не обобщал, – подчеркнул правозащитник. – Я считаю, что речь идет о частном случае. Согласно доктринам многих российских религиозных организаций, начиная с Русской православной церкви, занятие ими политической деятельностью очень ограничено и в полном масштабе не приветствуется. Был период в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда религиозные организации участвовали в политической деятельности, но потом было принято такое решение… В документах неправославных организаций содержатся похожие нормы. Я считаю, это единичный случай, но мы отслеживаем ситуацию, и если будет причина для вмешательства, мы постараемся защитить религиозные организации».
Руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев также считает, что протестанты напрасно бьют тревогу. «Тут странная логика: если сегодня сажают насильников, то завтра будут сажать докторов наук, – заявил он «НГР». – Я вижу другую логику: государство все более строго реагирует на вызовы своей безопасности, принимает меры, пополняются списки экстремистских организаций. Кстати, в этих списках протестантов практически нет. Если «Свидетелей Иеговы» (запрещены в России. – «НГР») считать протестантами, то они там единственные. К чему претензии? Да, «Новое поколение» – агрессивная пятидесятническая секта, причем зарубежного происхождения. Масса жалоб на них поступает. Слышится антироссийская риторика. Некоторые пятидесятнические епископы вообще призывали к убийству президента нашего государства. Не секрет, что те же пятидесятники участвуют в протестных акциях, Белоруссия это отлично показала. Государство на это реагирует соответствующим образом. Призывал к антироссийским действиям – признан нежелательным. Не успокоился – попадешь в экстремисты».
«У нас есть пятидесятники, которые исторически сложились в России и с начала XX века существуют, – напомнил Силантьев. – А есть пятидесятники, которые возникли в течение последних 30 лет. Это разные пятидесятники. У нас и разные баптисты есть, которые между собой не дружат. Не надо считать пятидесятников единым движением. Там нет единого лидера, между организациями бывают серьезные конфликты. Так что не думаю, что это давление на всех». Эксперт привел такую аналогию: «У нас есть совокупность мусульманских организаций. И если какую-то из них ликвидируют, это не значит, что все остальные попадут под удар». «В России нет ковровых зачисток. Выявляют организации и наносят точечный удар», – уверен Силантьев.
В свою очередь, Сергей Мельников категорически не согласен с опасениями Бендаса, что теперь будут преследовать все организации, в названии которых содержатся элементы названия «Новое поколение», как у ледяевских общин. «В Генпрокуратуре и Минюсте – по своей прежней деятельности я это прекрасно знаю – есть специалисты, которые хорошо понимают эти проблемы. Насколько я понимаю, подобного рода решения принимаются на федеральном уровне. У нас, конечно, бывают анекдотичные ситуации, как, например, признание аятов Корана экстремистским материалом. Тогда пришлось принимать специальный федеральный закон о том, что такие тексты не могут быть признаны экстремистскими. Но здесь, я думаю, специалисты из Генпрокуратуры и Минюста, которые давно и профессионально этим занимаются, по созвучию названий не будут принимать решения. Это всего лишь страшилка», – заверил «НГР» правозащитник.
Однако заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин видит реальную опасность для российских протестантов в том, что правоохранители вплотную занялись структурами «Нового поколения». «Всего в России, по данным наших полевых исследований, к 2000 году, то есть на пике активной протестантской миссии, при том или ином участии церкви «Новое поколение» (НП) Алексея Ледяева было основано около 500 церквей, – рассказал «НГР» религиовед. – Причем в то время базовой церковью НП в России была церковь в Ярославле (ныне – «Церковь Божия»). Большая часть общин развивались самостоятельно без прямой формальной связи с Ледяевым. Так принято у протестантов. Практически все пятидесятники, от умеренных до харизматов, читали его книги, у всех я сам в ходе исследований видел видеокассеты с его спектаклями, христианскими рок-операми».
«Если примерно суммировать два крупных пятидесятнических союза, Российская церковь христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ) и РОСХВЕ, то получится, что более 3 тыс. церквей и сейчас могут иметь литературу, использовать видеоспектакли и проповеди Ледяева и Андрея Тищенко, главы НП в Украине, – считает Лункин. – Обоим пасторам запрещен въезд в Россию. Есть два объединения церквей, лидеры которых были епископами «Нового поколения» в России, то есть частью международного движения. Это объединение церквей «Свет Евангелия» (70 общин по России, старший пастор живет в Красноярске) и объединение церквей «Новое поколение» в Благовещенске (20 общин по России). Это примерно 15–20 тыс. верующих. Необходимо учитывать, что после 2014–2015 годов любые формальные связи церквей с «Новым поколением» в Украине и Латвии были прерваны, все церкви самостоятельны и независимы. Почти все общины сменили название, избавившись от слов «Новое поколение». При этом, конечно, какие-то проповедники из этих движений, из Латвии и Украины, регулярно приезжали в Россию и выступали в самых разных пятидесятнических церквах».
«Под ударом могут оказаться церкви, которые, к примеру, в последние годы приглашали проповедников из «нежелательных» движений, – предположил религиовед. – Это независимая церковь «Новое поколение» (в разное время была и в РОСХВЕ, и в РЦ ХВЕ), в которой проповедовала супруга главы движения в Украине Ирина Тищенко. По «закону Яровой» ее оштрафовали и выдворили из России в 2015 году. Помимо этого, надо учитывать особенности нашего правоприменения, его волюнтаризма. На 2021 год в России зарегистрированы 52 протестантские церкви с названием «Новое поколение». «Это необязательно поклонники Ледяева, это могут быть евангельские общины, которым просто нравится такое наименование. Но и к ним могут прийти», – предупреждает Лункин.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.