простил ли мальчик деда что позволяет вам так думать

Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова «Белый пароход»

простил ли мальчик деда что позволяет вам так думать. Смотреть фото простил ли мальчик деда что позволяет вам так думать. Смотреть картинку простил ли мальчик деда что позволяет вам так думать. Картинка про простил ли мальчик деда что позволяет вам так думать. Фото простил ли мальчик деда что позволяет вам так думать

«ЖИВИТЕ, КАК ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ЛЮДИ…»

Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова «Белый пароход»,

Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?

Живите здесь с миром тысячи лет.

Да продлится ваш род и множится…

Живите, как должны жить люди.

А я буду с вами и с детьми ваших

детей во все времена…

Сегодня у нас встреча с писателем Ч.Айтматовым, точнее с его повестью «Белый пароход», которую вы прочитали самостоятельно. На этом уроке каждый из вас, ребята, будет иметь возможность проявить себя как читатель, способный проникнуть в святая святых – в художественный мир писателя, понять высокий смысл слова, оценить произведение, а так же продемонстрировать свои умения и навыки по его анализу, обратить внимание на позицию автора, на художественные средства, которые использует Ч.Айтматова для создания образов своих героев.

Как видите, задача перед вами стоит очень серьезная, и я от всей души желаю вам успеха.

II. Беседа по повести.

В этом году к урокам внеклассного чтения вы прочитали несколько ярких произведений. Какое место в их ряду занимает «Белый пароход»? Как бы вы определили жанр произведения?

\Прочитаны прекрасные книги: сказочная феерия «Алые паруса», историческая повесть Толстого «Хаджи-Мурат».\

Повесть «Белый пароход» скорее всего можно назвать философской.

-Докажите справедливость своих слов. О чем это произведение? \О жизни и смерти, о Добре и Зле, о красоте природы и красоте человеческой, о том, как надо жить людям. \

Вот поэтому мы и называли наш урок «Живите, как должны жить люди…» Это ключевая фраза повести- завет писателя, обращенный к своим читателям, ко всем людям Земли.

-Как бы вы определили ведущие проблемы повести? \Отношения человека и природы.\

Да, это проблема единства человека и природы, проблема, которая касается всех нас без исключения, от которой зависит наша с вами жизнь.

-Итак, что же думает по поводу этой проблемы Ч.Айтматова о своей философской повести «Белый пароход»? Перелистаем избранные страницы повести и подумаем над вопросами:

-Кто главный герой повести?

-Что за люди его окружают?

-Сказанное вами позволит сделать такой вывод:

В повести Ч.Айтматова немного героев. Подавляющее большинство из них- взрослые люди. Почему же писатель сделал главным героем именно мальчика- семилетнего малыша? Случайно ли это?

Общеизвестно, что у ребенка особое мироощущение, острый глаз, чистая, возвышенная душа. Его устами глаголет истина. Малыш не умеет лгать, приспосабливаться к обществу. Он живет возвышенными мечтами.

-А как вы объясните то, что у героя нет имени? \Так писатель придает обобщенный смысл. \

-О чем мечтает герой? \ Заветная его мечта-превратиться в рыбу и «уплыть в Иссык-Куль, к белому пароходу»,\

-Почему, как вы думаете, мальчик хочет стать рыбой? Что ему не нравится в том маленьком мире взрослых людей, которые его окружают? \Постоянные конфликты, ссоры взрослых. \

-А чем они вызваны, эти ссоры?

\Бабка вечно ругается и упрекает мальчика, что он ей «чужой». А он не хочет быть чужим. И все же мальчик чувствует, несмотря на любовь деда, свое одиночество. В свои семь лет он многое понимает в жизни. Например, он знает, что такое предательство. \

-Как герой относится к деду, к тетке Бекей и её мужу Орозкулу? Что думает о них?

Дед Момун- самый близкий ему человек: «Такого деда нигде нет, самый лучший дедушка», окружающие зовут его Расторопный Момун- это несколько обижает мальчика, он пытается оправдать деда за его безотказность, уступчивость, слабодушие. Тетка Бекей- родная сестра его матери- тоже человек подневольный, несчастный. Страдает она от своего мужа Орозкула, который избивает её до полусмерти. А она прощает ему все. «И дед Момун прощает. А зачем прощать? Не надо прощать таким людям,»- вот позиция мальчика.

-что поражает нас в тех характеристиках, которые маленький герой дает близким людям?

«объективность, точность. Он умеет видеть суть человека, интуитивно чувствовать добрый этот человек или нет \. Поражает его душа, щедрая, распахнутая навстречу добру, готова на борьбу со злом. Эти качества сформировались у него под воздействием сказки о прародительнице киргизов Рогатой Матери- оленихи, которую часто рассказывает ему дед Момун.

-Давайте и мы послушаем ей, подумаем над её смыслом. \ Пять мальчиков, сменяя друг друга, рассказывают её \ мелодекламации \.

-Скажите, в композиции произведения, какое место занимает сказка? \ Это идейное зерно произведения. Она помогает понять взгляды автора. \Помните от авторских лирических отступлениях-комментариях, которые только что прозвучали. \

Да, вторая сказка введена в сюжет произведения не случайно – в ней всей смысл повести.

-Что олицетворяет собою Рогатая Мать-олениха?

\Не только добро, красоту, но и саму природу. Как всегда в народных сказках о борьбе за добро герой готов пожертвовать жизнью, так и Мать-олениха самоотверженно спасает человеческих детей от гибели, она уверена: «Буду им матерью, а они моими детьми. Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»

— Как поступают люди?

Они нарушают святость кровного родства, безжалостно истребляют оленей

-Через миф Ч.Айтматова дает нм возможность увидеть реальную жизнь, то неприглядное, жестокое, что имеет в ней место.

-Как развиваются события дальше?

Мир меняется картиной природы. «Снова стояла осень в горах.. От самой реки и вверх, до границ Черного боа, бездымны пожаром шел по крутому мелколесью осенний пал. Самыми ярками – рыже-багряными – и самыми цепкими на подъеме были Осиновые и березовые чащи: они добирались до подснежных высот большого леса, до царства сумрачных сосен и елей.»

-Что поражает в этом описании?

\Олицетворение природы, высокий пафос, благоговение. Понятна авторская мысль: природа-храм. Помните, еще древние утверждали, что: «Природа- мой дом, мой храм, моя душа.» и еще та гармония, которая парит здесь до появления человека.

-Что делают в лесу люди?

Орозкул и Момон волокли спиленное бревно. Делать это в горах очень сложно, тем более, вдвоем.

Дед Момон не раз уже, рискуя жизнью, один удерживал бревно на скате, так как Орозкул, боясь за свою жизнь, отскакивал в сторону. Чтобы скрыть свой позор, свое малодушие, страх, он унижает Момуна, говорит, что его жизнь ничего не стоит, он и так зажился на этой земле. Бьет старика по самому больному: упрекает его в том, что его дочь Бекей не может родить ему наследника.

-Как этот эпизод раскрывает нам характер Орозкула?

\Мы убеждаемся, как прав был мальчик, говоря, что подобных людей нельзя прощать, нельзя давать им хоть маленькую власть в руки. Орозкул чувствует себя хозяином кордона, хозяином лесов, но на самом деле он разбазаривает кладовые природы. Он из тех, про кого говорят «считает себя царем природы, а сам без царя в голове.»

— Почему Момун помогает Орозкулу, хотя это противно его существу.

— Природа наказывает людей, подобных Орозкулу, жадных, эгоистичных, жестоких.

Не кажется ли вас, что, лишая его возможности иметь детей, то есть наследников, она как бы выносит ему свой приговор?

-Какое значительное, по мнению Момуна, событие произошло в этот день?

\Встреча с маралами. Момун считает это счастьем: «О пресвятая Мать, Рогатая олениха! Это она спасла нас. вернулась наша мать! \

-Как встреча с маралами повлияла на поведение старика?

Впервые за свою долгую жизнь Мому совершил поступок: он сделал то, что считал нужным- поехал за внуком, бросив грязное дело. Поехал, наперекор желанию Орозкула.

-Рассказывая внуку о возвращении на родину маралов, старик думает: «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому» вот так бы и жить всегда… Но жизнь не так устроена- рядом со счастьем постоянно подстерегает, вламывается в душ, в жизнь несчастье, неотлучно следующее за тобой, извечное, неотступное.

-Что происходит в душе старого Момуна?

\Поступок Момуна- взлет его покорной души, яркое проявление человеческой чести, доброты. Но, к сожалению, это и вся борьба со злом, на которую он решился. Можно ли Момуна назвать трусом? Наверное, нет. Мы видели его в грязных ситуациях. А беспринципным? Тоже нет. Скорее он малодушный, покорный. Но автор убеждает: в определенных ситуациях человек с такими чертами становится орудием зла в руках других людей. Надо всегда иметь собственное мнение, сохранять чувство собственного достоинства, думать о своих поступках.

-Как же старый Момун стал заложником Орозкула? Расскажите близко е тексту этот эпизод.

Орозкул не простил самовольство старику и искал удобного случая, чтоб проучить его. Момун решил в одиночку переправить через реку то злополучное бревно, но грозный крик Орозкула остановил его:

-Эй ты! грозно крикнул он Момуну. – Куда ведешь коня? А ну, поставь наместо! Без тебя выведем. И не смей трогать. Ты теперь здесь никто. Я тебя увольняю с кордона. Убирайся, куда хочешь.

После этих слов Момун стал совсем стареньким, жалким, маленьким.

-Как воспринял эти слова мальчик, оказавшийся случайно рядом?

на мальчика смотрела белая, бокастая олениха, в точности такая, какой он себе её представлял.\

-Что чувствовал герой?

Мальчик забыл о своих невзгодах: они померкли перед радостью.: маралы вернулись! Ему казалось, что теперь мир преобразится – ведь олени поверили людям.

— Как меняется настроение, когда прибегает домой? Что происходит с мальчиком?

Ни дед, скорбны и тихий, ни бабка не поддерживают его радости. Автор пишет: «Мальчик тихо вышел. На дворе было пусто…»

— Он снова остро почувствовал свое одиночество. Страшно быть одиноким среди людей. Сейчас он необыкновенно ясно почувствовал свою связь.. Нет, не с дедом, которого любил без памяти, а с Рогатой Матерью- оленихой. Именно в ней он видел спасение:

-Помоги, Рогатая мать-олениха, помоги мне, я тоже твой сын, Рогатая мать-олениха!

— О чем он просил великую прародительницу?

— А что в это время творили люди, о спасении душ которых он так истово молил?

Они делали своё черное дело. Отдам приезжим приготовленные бревна, люди увидели маралов. «Эх, красота какая!- вырвалось у молодого лупоглазого парня-шофера.»

-Да что ты, Сейдахмат. Охота на них запрещена- негромко сказал Момун.

-Нечего попусту поучать – раздражено сказал Орозкул, не глядя на Момуна. – Запрещена охота там, где они водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно? – грозно глянул он на растерявшегося старика.

-А мальчик? Что увидел он, что почувствовал?

Он увидел пьяных людей. Деда со странным, диким взглядом.

«Мальчик не понимал, что произошло с дедом и что происходит во дворе.»

-Повесть заканчивается трагически. Н чего больше в заключительных словах автора: пессимизма, безвыходности или жизнеутверждения, оптимизма?

Помните, как начиналась повесть: «У него было две сказки.. потом не осталось ни одной.»

В наших силах сделать так, чтобы сказки жили, чтобы учили людей добру и справедливости, чтобы сама жизнь была прекрасна, как сказка. Надо только оставаться Человеком на всем своем жизненном пути, в любых, даже бесчеловечных ситуациях.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Кто бы подсказал вовремя, где пути наши?»

Хочу надеяться, что повесть «Белый пароход», написанная нашим мудрым современником Чингизом Айтматовым, подсказывает, как нам сохранить в себе человечность, как найти оби язык со всем сущим на Земле. Именно тех, кто выбирает себе трудный, но честный пусть, автор напутствует и благословляет: «Живите, как должны жить люди…»

Источник

Куплеты Йевы

Я пропою куплеты Евы
Из этой розовой тетради.
Я думал здесь собрались девы.
А здесь одни лишь только бл. и!

Какой-то старый лысый поп
Свою козу в сарае. гладил,
Чего-то с нею не поладил,
Она боднула его в лоб.

Себя от холода страхуя
В кабак вошли четыре. деда.
Там просидели до обеда,
О всякой всячине толкуя.

Себя от холода страхуя
В кабак вошли четыре. деда.
У одного из под тулупа
Торчала конская. уздечка.

Себя от холода страхуя,
Купил доху я на меху я,
Но с той дохой дал маху я:
Доха не греет. абсолютно.

У атамана Гандалyпа
Была огромная. сноровка!
Семизарядная винтовка
И три енотовых тулупа

У атамана Козалупа
Была отменная. сноровка,
Семизарядная винтовка
И к ней два новеньких шурупа.

На берег выплыли два трупа.
У одного торчит. печенка.
А их нашедшая девчонка
Чему-то улыбнулась глупо.

А на лугу лежат два трупа
У одного торчит. запонка
И проходящая девчонка
Сказала: «Дядя, это глупо»

В аптеку шел старик Гордон,
Хотел купить себе. таблетки,
Но деньги он забыл в жилетке
И тем был страшно огорчен.

Пошел в аптеку сэр Гордон
Чтобы купить себе. таблетки,
Но деньги он забыл в жилетке
Чему ужасно огорчен.

Какой-то маленький вассал
Все стены замка. обошел
И на воротах написал,
Что ничего он не нашел.

Какой-то маленький вассал
Все двери замка. обошел
Но никого там не нашел
И на воротах написал.

«Маркиз вошел с маркизой в сделку,
Маркиз сломал маркизе. брошку.
Обломки выбросил в окошко
Чтоб не узнали о проделке.»

Побив повстанческую рать
Три мушкетера сели. кушать.
Все приготовилися слушать,
А д’Артаньян начал брехать.

А в магазине между касс
Стоял какой-то. мужичок
И у него из-под тулупа
Торчала конская. уздечка.

Старик Михеич издавна
Носил с собой кусок. газеты.
Она ему, газета эта,
Для агитации нужна.

Во глубине сибирских руд
Два парня девушку. ласкают
Не пропадет их скорбный труд
Лет по 15 им вкатают.

Во глубине сибирских руд
Два парня девушку. спасают
Не пропадет их скорбный труд
Лет по 15 им дадут

На берегу сидят два зайца
У одного отвисли. уши
Они пришли сюда послушать
Как плещет море-океан

Какой-то русский генерал
Всех баб в селе. перехитрил
Но, видит Бог, он маху дал
Болезнь лихую подхватил.

В кабак зашла кинозвезда
У ней широкая. натура
И погулять она не дура
Хотя и замужем была.

Король двенадцатый Луи
Велел отрезать всем. по пальцу
За то, что бедные страдальцы
Доспехи пропили свои.

Наш граф известен был везде:
Он бил графиню по. субботам,
Чтобы отбить у ней охоту
К английской верховой езде.

На берегу, поросшем маком,
Художник ставил деву. в позу,
И рисовал с нее он розу
И покрывал картину лаком.

В полях, заросших диким маком,
Художник ставит даму. в позу.
Обрисовав ее как розу,
Картину покрывает лаком.

А в пирамиде Эхеопса
Где конь с кобылою. пасется
Я взял кобылу за узду
И почесал ее. подмышку

У стен священного Хеопса
Священный бык с коровой. пасся,
И открывался чудный вид
Со всех окрестных пирамид.

А футболисты сняли бутсы
Они с девчонками. играют
А те конечно понимают
И шире ноги расставляют

А на волнах качался буй
К нему подплыл какой-то. дядя
Кричали дяде: «Не балуй,
А то дельфин откусит. ногу.

А на волнах качался буй
К нему подплыл какой-то. дядя
И отплывая от буя
Мужик остался без. ноги.

А по широкой водной глади
Плывут какие-то две. девы
Ну а за ними в стиле брасс
Плывет какой-то. мастер спорта

Стиль баттерфляй на водной глади
Нам демонстрировали. девы!
А мимо буя стилем брасс
Проплыл какой-то. мастер спорта!

Стиль баттерфляй на водной глади
Продемонстрировали. девы.
Закройте толстые тетради,
Я вам пропел куплеты Евы.

Мой юный друг! В глухой ночи
Стихи прочти и по … размысли.
Они полны глубокой мысли,
Но ты об этом умолчи!

Речь Демьяна Клюева,
Стихоплета … знатного,
Для детей заштатного
Города Кукуева.

Меня простите, Бога ради!
Я знал, что здесь собрались … дети
Я б вам прочел куплеты эти,
Но дома позабыл тетради.

И, чтоб не возвращаться вспять,
Давайте вместе вспоминать:

Мой друг Евгений очень крут,
Но все равно его … не любят.
Не пожурят, не приголубят
И даже в гости не зовут.

А друг Кирилл – звезда в Европе.
Он рыжий чуб завил на … пальчик.
Кирюшу знает каждый мальчик
От Магадана до Майкопа.

А Николай, не зная страха, всех дружно посылает … к морю,
Чтоб там, на голубом просторе,
Забилось сердце вольной птахой!

Василий, навещая Степу,
Его всегда целует в … щеку.
И тут же дарит Степе много
Открыток с баснями Эзопа.

Андрей разглядывает в лупу
Свою истертую. монету.
Он нумизмат, и значит это,
Что нам над ним смеяться глупо.

Валерий под журчанье струй
В фонтане мыл свой толстый… свитер.
Он по случайности им вытер
Свои ботинки по утру.

Два футболиста скинув бутсы
Друг с другом яростно… судачат
И о голах и о подачах,
И вместе плачут и смеются.

Мой друг по имени Антон
Надел на голову… бейсболку,
Но в этом было мало толку,
Февраль – бейсболу не сезон

Семен приятеля целуя
Щипнул его за кончик… носа.
Мы здесь поставим знак вопроса,
Поскольку Сему не пойму я.

В одежде пестрого раскраса
Олег похож на… падишаха
И на него с тоской и страхом
Глядят не только папуасы.

Четыре маленьких китайца
В дверной щели зажали… веер,
Иначе им ни кто не верит
Что он не может поломаться.

Мне с детства так хотелось, чтоб
Меня мой старший братец … понял,
Но он про гордость мне долдонил,
Как самый распоследний сноб!

Граф, зайдя в английский клоб,
Там увидел много … сброда
И, храня престиж породы,
Вышел вон, нахмурив лоб!

Правило дурного тона –
Целоваться без … любви.
У любви свои законы:
Улетела – не лови!

Ребята! Я повинен в том,
Что стих мой отдает … весельем.
Не знаю, насмеялись все ли,
Но я горжусь своим пером!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *