прошел ледяной дождь столько деревьев поломало ставится тире так как
Прошел ледяной дождь столько деревьев поломало ставится тире так как
Бессоюзное сложное предложение. Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ. Между частями бессоюзного предложения могут использоваться точка с запятой, двоеточие, тире.
Самая распространённая классификация бессоюзных сложных предложений – это классификация по значению.
БСП со значением последовательности:
Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.
БСП со значением пояснения:
Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.
В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно. Второе предложение поясняет первое.
БСП со значением дополнения:
Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.
Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.
БСП со значением причины:
Я обиделась на него: он был виноват передо мной.
Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?
БСП со значением условия:
Захочу – всё будет по-моему.
Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если.
БСП со значением следствия:
Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало.
Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что.
БСП со значением времени:
Дождь перестал – дети побежали на улицу.
В первое предложение может быть подставлен союз когда.
БСП со значением сопоставления:
Делу время – потехе час.
Во второе предложение может быть подставлен союз а.
Примеры схем БСП:
[ … ], [ … ] – бессоюзное сложное предложение, например:
К вечеру потеплело,/ в саду расквакались лягушки.
[ … ] – [… ] – бессоюзное сложное предложение, например:
Услышав шум, я опустила глаза: /прямо передо мной пробежал ёжик.
Задание. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом. 3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.
Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения. Вариант ответа №1. Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения. Вариант ответа №2. Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение: Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка. Союз действительно подходит. Варианты ответа №3 и 4. Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире. Таким образом, правильный вариант – ответ №2.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В 20-21 веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
Контроль домашнего задания по руускому языку по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Тема «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Фамилия учащегося ______________________________________ Вариант 1.
Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях. В скобках укажите условие постановки выбранного вами знака.
Я вошёл в дом там было чисто и прохладно.
Я обиделась на него он был виноват передо мной.
Прошёл ледяной дождь столько деревьев поломало.
Дождь перестал дети побежали на улицу.
Задание 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.
3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Тема «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Фамилия учащегося ______________________________________ Вариант 2.
Задание 1. Укажите случаи постановки двоеточия и тире в БСП
Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях. В скобках укажите условие постановки выбранного вами знака.
Со мною происходит что-то непонятное я тревожусь без причины.
В комнате стало темно подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.
Захочу всё будет по-моему.
Дождь перестал дети побежали на улицу.
Задание 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно (дополнение)
Я обиделась на него: он был виноват передо мной.(причина)
Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало. (следствие)
Дождь перестал – дети побежали на улицу. (времени)
В комнате стало темно: подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами. (причина)
Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины. (пояснение)
Захочу – всё будет по-моему.(условие)
Дождь перестал – дети побежали на улицу. (времени )
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1170370
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебник «Грамоты»: пунктуация
Тире между подлежащим и сказуемым
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Тире между подлежащим и сказуемым
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).
1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Пунктуация
§ 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:
- Дуб – дерево.
Оптика – раздел физики.
Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
Старший брат – мой учитель.
Старший брат мой – учитель.
Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:
Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:
§ 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:
- Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.
§ 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:
- Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.
§ 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:
- Надежду и пловца – все море поглотило.
§ 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:
1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:
- Я не слишком люблю это дерево – осину.
2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:
- Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
§ 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:
- Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел.
Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:
Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:
- И щуку бросили – в реку.
§ 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:
- Я царь – я раб, я червь – я бог.
§ 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:
- Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
§ 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:
- Назвался груздем – полезай в кузов.
- Лес рубят – щепки летят.
- Сам запутался – сам и распутывайся; умел кашу заварить – умей ее и расхлебывать; любишь кататься – люби и саночки возить.
- прошел крым и рым что значит
- прошел летную школу в гта 5 что дальше делать
§ 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:
- Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?
Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:
- Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно.
§ 174. Посредством тире выделяются:
1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:
- Тут – делать нечего – друзья поцеловались.
2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:
- Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться».
3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:
- Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.
Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).
§ 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:
- Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя.
§ 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:
- Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.
§ 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:
- О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, −
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда!
В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, – в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, – когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, – в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, – в губернском городе К. был съезд помещиков, и кончались дворянские выборы.
§ 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от. до»), например:
- Перелеты СССР – Америка.
Рукописи XI – XIV вв.
§ 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например:
- Физический закон Бойля – Мариотта.
Библиотека
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Однородные члены предложения
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
Сравните два предложения:
В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.
Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.
Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:
Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
Однородные и неоднородные определения
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.
1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.
В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.
Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.
Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.
2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.
Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.
На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).
У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).
3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.
Рассмотрите примеры на иллюстрации.
Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.
4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.
Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.
Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).
Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами
Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные.
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И ЭТО И ТО | НЕ ТО, А ЭТО | ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО |
Без нитки да иголки шубы не пошить. Без нитки и иголки шубы не пошить. | Мал золотник, да дорог. Мал золотник, но дорог. Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными. Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат. Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях: 1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом: 2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами: 3) если однородные члены соединены составными союзами: Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно. 1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например: В садке плескались пескари и окуни. 2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например: В его коллекции было много ножей и кинжалов, пистолетов и ружей, украшенных драгоценными камнями. 3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словамиВнимательно прочитайте предложение. Рядом с домом росли хвойные деревья: ели, сосны, пихты. В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?». Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим. Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например: Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад. Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например: Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков). В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ. В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов. 1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Желтые кленовые листья лежали всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин. 2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья. 3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире. Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья. |