прогресс что это значит
ПРОГРЕСС
Общественный (лат. progressus — движение вперед) — восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Закономерность историческая), была впервые отчетливо сформулирована в 18 в. просветителями (теории прогресса Тюрго, Кондорсе) и нашла наиболее глубокую (в домарксистской филос. мысли) трактовку у Гегеля (хотя и на идеалистич. основе). Идеологи победившей буржуазии выхолостили из нее революц. содержание (имевшееся в теориях П. просветителей); идея П., истолкованная в духе «автоматич. эволюции» (Г. Спенсер) и односторонне обращенная к прошлому, постепенно стала инструментом апологетики капиталистич. строя, оставаясь при этом одной из самых популярных идей бурж. социологии 19 в. Но уже с последней трети 19 в. и особенно в эпоху империализма критика действит. пороков старых теорий П. (антиисторизм, эволюционизм, идеалистич. характер и произвольность критериев П., европоцентристская ограниченность, недооценка сложности, многоплановости и противоречивости ист. процесса и др.) стала использоваться реакц. учеными для отрицания П. вообще. Понятие П. зачастую подменяется идеей ист. круговорота, по существу отрицающей идею П. (см. Цикличности теории). Наконец, создаются новые теории П., к-рые, не отрицая П., в то же время фальсифицируют саму проблему, давая ей приемлемую для современного бурж. общества интерпретацию. Напр., П. признается в области науки и техники, но отрицается в обществ. отношениях и культуре или утверждается, будто бы технический П. сам собой разрешит все социальные противоречия (У. Ростоу, Ж. Фурастье и др.).
Проблема П. является предметом острой идеологич. борьбы, вокруг нее концентрируются наиболее острые и насущные вопросы совр. эпохи, связанные с перспективами обществ. развития человечества. Ист. пессимизму, свойственному многим совр. бурж. теориям обществ. развития (и объективно отражающему ист. обреченность капитализма), противостоит марксистско-ленинская концепция П., проникнутая глубоким ист. оптимизмом. Она базируется на общей теории марксизма-ленинизма, на материалистич. понимании истории и ее движущих сил. Открыв объективные закономерности обществ. развития и рассматривая П. как объективную закономерность, марксизм дал науч. определение П. как последовательной исторически необходимой смены обществ.-экономич. формаций. Марксизм сумел выявить объективный, научный критерий П.: считая определяющей, ведущей стороной в жизни общества произ-во материальных благ, марксизм в качестве осн. объективного критерия П. — при сравнении между собой больших ист. эпох — принимает уровень развития производит. сил, а мерой П. считает возрастание производительности человеческого труда. При этом марксисты не вырывают технику из социального контекста, ибо человек, обладающий определенными знаниями и опытом, большей или меньшей заинтересованностью в результатах своего труда, воплощает в себе данный уровень производит. сил не в меньшей мере, чем приводимая им в действие техника. Рост производительности труда, прогрессирующее раскрепощение трудящихся масс, добываемое в борьбе против эксплуатации, вовлечение все более широких народных масс в активную, творческую ист. деятельность, демократизация обществ. жизни, ограничивающая возможности реакции сдерживать социальный П., распространение образования, культуры среди все более широких слоев населения — таковы важнейшие элементы прогрессивного развития человечества.
Характерной чертой поступательного развития человечества является ускорение П. по мере перехода от ранних к более поздним ист. периодам.
Но марксизму чуждо упрощенное, недиалектич. понимание П.: «. Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 6 (т. 22, с. 296)). В истории отд. народов имели место более или менее продолжительные периоды застоя или даже регресса, а нек-рые народы вообще исчезли с лица земли; П. различных сторон социальной жизни совершается не одновременно и не параллельно (см., напр., высказывание Маркса о развитии искусства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Неразрывной частью марксистского понимания П. является представление об антагонистическом характере П. в эксплуататорском обществе. Так, П. техники и развитие обществ. разделения труда, колоссально повышая его производительность, одновременно превращают человека в «частичного» работника; сравнительно высокий уровень жизни немногих развитых капиталистич. стран достигнут во многом за счет беспощадной эксплуатации колоний и т. д. Неравномерный характер П., а также временный упадок и даже регресс в отдельных сферах деятельности являются проявлениями в первую очередь именно противоречивого, антагонистич. характера П. Обществ. П. прокладывает себе дорогу в ходе ожесточенной борьбы между передовыми и реакц. силами общества, он воплощается в жизнь в процессе освободит. движения народов против всех форм социального и нац. гнета, в созидательном труде и ист. творчестве трудящихся масс. Марксизм указал и ист. перспективу обществ. развития: переход от капитализма к социализму и коммунизму в мировом масштабе, к-рый будет иметь своим последствием гигантское ускорение П. и сделает результаты П. достоянием всего человечества — такова генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху.
С переходом человечества в коммунистич. формацию кончается, по выражению Маркса и Энгельса, предыстория человечества и начинается его подлинная история, когда обществ. П. протекает уже не в форме социальных конфликтов, а в форме планомерного поступательного развития, опирающегося на науч. познание объективных закономерностей общества и сознательное ист. творчество народов.
Лит.: Кон И. С., О понятии ист. П., в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.-Л., 1958; его же, Прогресс, в кн.: Филос. энциклопедия, т. 4, М., 1967, с. 381-83; Жуков Е. М., Понятие П. в мировой истории, «ВАН СССР», 1961, No 4; Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964; Семенов Ю. Н., Обществ. П. и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965; Асланян Г., Идея П. в бурж. философии истории, Ер., 1965 (библ.); Рутенбург В. И., Прогресс и его противники, в сб.: Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967; Чайлд Г., П. и археология, пер. с англ., М., (1949); Niceforo A., Les indices numériques de la civilisation et du progrès, P., (1921); Bury J. В., The idea of progress. 3 ed., N. Y., 1955. См. также ст. История, Исторический материализм и лит. при этих статьях.
Прогресс
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Содержание
Развитие понятия
Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».
Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие «прогресса» как термина, присущего исключительно западной цивилизации.
Составляющие
Прогресс есть равномерное развитие следующих трех составляющих:
Проблема оценки динамики прогресса (критерии прогресса)
Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня «Темных веков», наступивших после падения Римской империи.
Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:
Выводы Хюбнера подвергаются критике. Так, Рэй Курцвейл назвал его метод отбора данных «произвольным», а пропагандист нанотехнологий К. Эрик Дрекслер утверждает, что мерилом прогресса следует считать не сами изобретения, а имеющиеся в распоряжении человечества возможности. Даже в отсутствие крупных открытий мы можем передвигаться быстрее или получать более скоростной доступ к большему количеству информации.
У него есть две гипотезы о причинах происходящего:
Значение слова прогресс
Прогресс в словаре кроссвордиста
прогресс
Прогресс Прогре́сс ( — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей.
1.Поступательное движение, улучшение в процессе развития. Ant:регресс
2. разг.Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-либо.
Большой современный толковый словарь русского языка
( лат. progressus) движение вперед, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему; развитие нового, передового (противоп. регресс ).
Новый словарь иностранных слов
м.
1) Поступательное движение, улучшение в процессе развития (противоп.: регресс).
2) разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-л.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
[лат. progressus]движение вперед, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему; развитие нового, передового (противоп. регресс).
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Лопатина
поступательное движение, улучшение в процессе развития; Противоп. регресс. Социальный п. Научно-технический п. П. науки. Идти по пути прогресса.
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
прогресс м.
1) Поступательное движение, улучшение в процессе развития (противоп.: регресс).
2) разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-л.
Толковый словарь Ефремовой
прогресса, м. (лат. progressus – продвижение вперед). Движение вперед, совершенствование в процессе развития (книжн.). Прогресс в технике или техники. Нравственный прогресс. Теория прогресса. || Улучшение, развитие чего-н. в благоприятную сторону (разг.). За последние дни в его здоровье замечается бесспорный прогресс.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
поступательное движение вперёд, развитие, изменение от худшего к лучшему, от простого к сложному, от низшего к высшему и т. п. улучшение в чём-либо
Хотя понятие « прогресс » попадает в русский язык из европейских, преимущественно французских источников, а «научно-технический прогресс » вводится в словарь международных центров экспертизы, вероятно, раньше, чем в официальный советский словарь, символическая ценность этой категории в демонстрации различий между социализмом и капитализмом настолько велика, что Советский Союз послевоенного периода превращается в образцовую иллюстрацию «научно-технического прогресса », признанную и на международной сцене.
Слово прогресс само по себе ничего не выражает; ведь мы говорим: « прогресс добра и прогресс зла, прогресс болезни».
Рост материальной обеспеченности общества, повышение роли науки и техники не приводят автоматически к более высокой нравственности, к духовному богатству. Напротив, все это нередко отходит на второй план, скудеет. … Мы видели на примере Германии, к чему может привести передовая техника, не контролируемая нравственностью, не обеспеченная духовностью. Литература должна не переставая бить в свои колокола, настойчиво пробуждая в людях потребность в высокой духовности, без которой любой самый высокий прогресс материальной культуры будет не в радость.
Великая академия — жизнь
Болезни стимулируют развитие низких, но тормозят прогресс высоких индивидов.
Людмила Леоновна Стрельникова
Людмила Леоновна Стрельникова
Доктор: Прогресс не измеряется промышленностью. Он меряется ценностью жизни. Незначительной жизни. Обычной жизни. Мальчик, погибший на реке. Его жизнь стоит не меньше, чем ваша. Этим характеризуется эпоха. Этим характеризуется целый вид.
Двенадцатый Доктор — Сезон 10
Солдаты! Не подчиняйтесь этим свиньям, презирающим, порабощающим вас, диктующим вам ваши действия, ваши мысли и чувства!Они дрессируют вас, держа на диете, готовя пушечное мясо.Не подчиняйтесь этим мракобесам с механическими мозгами и сердцами!Вы не машины, не скот — вы люди, несущие человечность в ваших сердцах!Вы не знаете ненависти!Только бессердечные ненавидят!Солдаты, не воюйте за рабство, боритесь за свободу!В семнадцатой главе Святой Лука писал: «Царствие Божие — в человеке.»Не в одном человеке или группе, во всех людях! В вас!У вас власть для создания машин!У вас власть для создания счастья!Вы способны дать этой жизни свободу и красоту, сделать ее прекрасным увлечением.От имени демократии возьмем эту власть.Объединяйтесь! Боритесь за новый мир, который предоставит всем работу, будущее для молодежи, покой для стариков.Давая такие обещания, свиньи взяли власть.Но они лгут! Они не держат своих обещаний.Диктаторы освобождают себя, но порабощают народы!Надо бороться, чтобы сбылись эти обещания!За освобождение мира, за уничтожение национальных барьеров, за исчезновение алчности, ненависти и нетерпимости.Надо бороться за мирную жизнь, в которой наука и прогресс поведут к счастью для всех!Солдаты! От имени демократии объединимся!
Не сыпь мне соль на раны, ты попадаешь в самое больное место российской академии наук. Старший научный сотрудник — это основа научного мира, и мы, старшие научные сотрудники, никак не можем догнать по зарплате уборщицу московского метрополитена. Я очень уважаю труд уборщиц но не уборщицы делают прогресс общества, и если бы не было дополнительных работ наверно мы бы волочили жалкое существование, но так как мы делаем экспертизу и работаем по госдоговорам, нам на жизнь хватает.
Званый ужин. Неделя 275
Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало.
Франклин Делано Рузвельт
Моя вера — это вера в то, что счастье человечеству даёт прогресс науки.
Иван Петрович Павлов
Я исповедую три добродетели: веру, надежду и любовь; я люблю науку как средство достижения истины, верю в прогресс и надеюсь на вас (студентов).
Что такое Прогресс простыми словами
Прогресс — это термин, который ассоциируется с позитивными изменениями, где основное внимание уделяется улучшению и развитию чего-то конкретного.
Например, в области политики, революции считаются прогрессивными, как это произошло с Французским восстанием, которое подорвала консервативную модель, существовавшую при прежнем режиме.
Среди синонимов термина — «продвижение», «совершенствование», «преодоление» и прочие.
Прогресс это хорошо или плохо?
Изменения в XIX веке свидетельствует о том, что человечество всегда стремится к лучшему. Это улучшение будет заметно, как в науке, технологии и морали. Но в XX веке, после двух мировых войн, немногие уже с оптимизмом стали смотреть на прогресс.
Можно сказать, что прогресс — это развитие вверх, от низшего к высшему, от простого к сложному.
Он не только необходим, но и неизбежен. Судить его с моральной позиции очень сложно, этот вопрос лежит за гранью «хорошо-плохо».
Что такое Регресс
Развитие, как уже упоминалось, касается всего, что продвигается вперед, совершенствуется, развивается и т.д.
Противоположностью термина «прогресс» является регресс, то есть задержка или провал. Это отсутствие успеха или негативный результат процесса, который выполнялся с целью улучшения состояния.
Развитие связано с экономическим ростом, а также такими переменными, как капитал и труд. Те элементы, которые являются частью технического улучшения наций и в частности промышленных держав в наши дни, связаны с человеческой изобретательностью и творчеством.
Поэтому прогресс — это цель, лежащая в основе различных знаний, нововведений или деятельности, которые позволяют достичь изменений в различных областях жизни.
Тем не менее, рост может быть интерпретирован с разных точек зрения. Например, для работника развитие связано с профессиональным ростом или получением хорошей зарплаты.
С политической и экономической стороны это может относиться к формулированию политики, направленной на решение различных трудностей.
Технический
Речь идет о процессе развития и совершенствования науки и техники, а также о достижениях в области открытий и изобретений, которые ведут к внедрению передовых методов и процедур, позволяющих улучшить качество жизни.
В современности происходят важные изменения, связанные с концепцией мира для человека: разум превалирует над религией (просвещение и рационализм).
Мифы и суеверия перестают быть объяснением Вселенной и люди начинают искать причины всех явлений через науку.
Человек становится центром мысли (антропоцентризм, гуманизм), некогда принадлежавшей Богу (теоцентризм).
Общественный
Социальный прогресс — это термин, введенный через социальные теории 19 века, среди которых выделяются эволюционные теории, предложенные Гербертом Спенсером.
В общих чертах, речь идет о благополучии отдельных лиц, которое может быть достигнуто, как индивидуально, так и коллективно.
Например, когда государства проводят комплекс экономической, социальной и культурной политики, направленной на непрерывное и сбалансированное развитие страны.
Социальный прогресс в смысле постепенного продвижения в отношении тех качеств, которым человек может рационально присвоить ценность, является относительно недавним в истории человечества. Необходимые условия для его развития стали появляться только в эпоху Возрождения, и достигли своей кульминации в конце XIX века.
Проявляется в осознания важности удовлетворения основных потребностей населения, создания условий для его развития, улучшения и поддержания качества жизни.
Иными словами, речь идет о росте человеческого духа и новой уверенности в человеческом разуме, возникнувшей благодаря достижениям науки и техники. Однако результаты Первой мировой войны и последовавшие за ней в XX веке катастрофы отбросили несколько наивный энтузиазм в отношении идеи социального прогресса.
В жизни обществ наступает момент, когда термин «моральный прогресс», который так тревожил философов (Платона, Аристотеля, Канта, Маркса), становится неизбежным, особенно когда в этом обществе происходят социальные изменения.
Технологический прогресс вполне идентифицируем (он проявляется в формах производства таких обществ), но идентификация социального развития более неуловима, поскольку связана с культурными, религиозными, политическими и даже бытовыми аспектами, которые варьируются (иногда радикально) от страны к стране.
Исторический
Его идея очень стара, она является частью философской мысли Древней Греции и становится все более и более важной.
Одним из событий, давших наибольший импульс этому термину, стала промышленная революция и все, что это повлекло за собой. Многие философы рассматривали тему прогресса, и часто они подчеркивали рациональную форму этого акта.
С другой стороны, ученые христианской эпохи анализировали улучшения по отношению к цивилизациям и культурам, но не изучали его по отдельности.
Считается, что именно в XVIII веке в идеях Просвещения начала складываться концепция будущей цивилизации.
Можно сказать, что по своей природе человек стремится достичь определенного жизненного прогресса, даже несмотря на то, что экономические, социальные и политические условия, как правило, препятствуют этому.
Примером этого может служить средневековое мракобесие, которое препятствовало культурному и научному развитию, не имея возможности отложить библейские писания. Тем не менее, всегда находились люди, которые шли против догм и традиций во имя науки или искусства.
Можно сказать, что прогрессивно мыслящий человек — это человек, который противостоит консервативным и реакционным силам в обществе, затрудняющим его продвижение вперед.
Однако на протяжении всей истории человечества прогресс, как идея продвижения и совершенствования зачастую отодвигался на второй план под влиянием различных обстоятельств, таких как войны, конфронтации, политические и социальные конфликты, большие экономические трудности, эпидемии и другие факторы.
Примеры
Идея прогресса всегда играла важную роль в развитии науки и культуры.
Например, в области науки и техники был достигнут значительный рост, позволивший улучшить качество жизни людей, в частности, в области медицины, телекоммуникаций, автомобилей, услуг.
Люди стали жить не только намного дольше, но и гораздо лучше.
Плюсы и минусы
Развитие предлагает идею поиска личного и коллективного благополучия путем использования различных инструментов, знаний и поиск решений проблем.
Но есть и негативные стороны.
Социальная нестабильность, непредвиденные последствия, новые этические проблемы — это далеко не все отрицательные стороны.
Тем не менее, положительного гораздо больше.
ПРОГРЕСС
Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интерпретации. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ф. Ницше и др. умонастроения «разочарования» в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие.
Современное понимание П. отвергает идею неумолимости П. в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе «есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш», не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе говоря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П. (Новгородцев, С. Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования.