прогнулась крыша гаража что делать
Правила проведения капитального ремонта кровли гаража: советы от бывалых мастеров
Для мужчины гараж – практически дом родной. Он же «клуб по интересам» и место, где возможность проявить мастерство сопровождается работой инженерной мысли. Перестановками и уборками в гараже занимается исключительно хозяин. Ремонтирует зачастую сам, ведь наведение всех категорий порядка в любимых владениях нежелательно доверять посторонним людям.
Вдобавок процесс восстановления технического состояния обожаемой собственности приносит подчас истинное удовольствие и повышает самооценку. Домашнему умельцу вполне доступен самостоятельный ремонт кровли крыши гаража, если он вооружен сведениями о способах его выполнения.
Содержание
Кровля строений любого типа, размера и назначения имеет свойство изнашиваться, к великому сожалению владельцев. Регулярно проверяют ее на прочность шквальные порывы ветра, град, проливные дожди, птицы, заброшенные камни и внезапно упавшие деревья. Аналогичные факторы с равнозначным постоянством атакуют крыши гаражей, не вызывающих порой у владельцев столько же опасений, сколько подтекший потолок в квартире. Из-за абсолютно неоправданного легкомыслия не по-детски страдает любимый «железный конь» или «ласточка», потихоньку ржавеющая от переизбытка влаги.
Протечки – явный показатель нарушения целостности крыши или огрехов в сооружении кровельного пирога. Однако дожидаться появления подтеков на стенах и потолке не стоит. Чтобы не сталкиваться с серьезными фактами, требующими дорогостоящего ремонта, надо проводить профилактические осмотры верхнего перекрытия гаража снаружи с регулярностью 4 раза в год и следить за состоянием потолка ежедневно.
Крыши гаражей, как и укрываемые ими постройки, — термин, объединяющий широкий диапазон конструктивных разновидностей. Возводят их и над типовыми отдельно стоящими коробками, и над выстроенными в ряд гаражными боксами, и над бытовыми сооружениями обширных частных владений. Бывают они одно- и двускатными, шатровыми, мансардными и т.д. Обустраиваться могут любым из существующих типов кровельных материалов, выбор которых зависит от статуса и финансовых возможностей хозяев.
Что можно отремонтировать собственноручно?
Независимо от стоимости использованного в обустройстве материала, ремонт кровли гаража – неизбежный итог ее службы. Безусловно, чем устойчивей покрытие к разрушающим факторам, что практически всегда напрямую связано с ценой, тем реже необходимо будет восстанавливать ее техническую безупречность. Правда, износостойкость редко совпадает с возможностью собственноручно уложить и отремонтировать. Потому в рядах самостоятельных хозяев домиков для авто преобладают приверженцы мягких покрытий, а в сооружение и ремонте чаще всего используются:
На просторах отечества пока редко увлекаются битумной черепицей, хотя это вполне перспективный и легко ремонтируемый тип покрытия. В основном он используется тогда, когда этого требует эстетическая культура оформления усадьбы, выполненная в едином стилистическом духе.
Упомянем, что в сфере обустройства крыш гаражей применяется шифер, керамика, профлист и металлочерепица. Востребованы они значительно реже, и ремонта требуют чаще всего профессионального. Потому внимание уделим наиболее распространенным мягким вариантам и способам их реставрации.
Текущий и капитальный ремонт — в чем разница?
К стандартным для мягкой кровли повреждениям относятся проколы, прорывы, вздутия, сползание покрытия, разгерметизация швов и зон примыкания к смежным стенам либо к парапету. Не все из перечисленных причин сопровождаются протечками, но, тем не менее, нуждаются в устранении. По степени приложения усилий и затратам ремонт подразделяется на две разновидности:
Между обозначенными процентами имеется ощутимый интервал, предоставляющий возможность владельцу по факту отдать предпочтение той или иной ремонтной разновидности. Он сам сможет решить, что выгоднее, бесконечно латать прорехи, или настелить новенькое покрытие.
Текущие ремонтные операции предполагают точечное исправление повреждений. А вот в ходе капитального ремонта крыши гаража зачастую полностью меняют гидроизоляционный ковер, вновь заделываются примыкания и стыки, герметизируются водосборные воронки, если они имелись. Может также производиться изменение уклона скатов, установка дополнительных элементов вентиляции или утепление крыши. Однако перед глобальными изменениями конструкции следует посоветоваться с проектировщиками.
Особо трепетно стоит отнестись к установке теплоизоляции. Она, конечно, позволит сократить оплату за отопление, если домик для машины обогревается автономно. Если ремонтировать предстоит обычный отсек длиннющего гаражного комплекса с общей теплосетью без приборов учета тепла, в регулировке и экономии поставляемой энергии смысла нет.
Опять же утепление крыши может привести к нарушению температурного режима хранения авто. Ведь согласно четким требованиям СНиП II-93-74 шкала градусника в гараже не должна показывать выше +5ºС. Для того чтобы условия содержания машины отвечали регламентированным нормативам, нужны точные расчеты. Иначе в теплоизоляции появится конденсат, а его капли круглогодично будут «точить» наружные швы и лакокрасочную оболочку кузова.
Сконцентрируем внимание на элементарной замене покрытия, отвечающего приложению усилий домашнего мастера и его уровню мастерства.
Технология полной замены старого покрытия
Капремонтом кровли занимаются в теплое время года. Рекомендовано процессы реставрации приурочить к периоду с минимальным выпадением осадков. Только в случае аварийных ситуаций допустимо проведение работ в холодное и дождливое время с обязательной установкой тента над ремонтируемой площадкой. Объем работ на крышах частных гаражей обычно невелик, но со всеми операциями желательно разделаться за одни сутки. В крайнем случае, в первый ремонтный день должна быть полностью устроена гидроизоляция крыши.
Типовая последовательность работ по полной замене покрытия:
Ремонтные работы могут производиться только при указанном изготовителем материала температурном режиме. Нельзя работать с покрытиями, если термометр показывает значение ниже предела его морозостойкости. При острой необходимости осуществить укладку при минусовых показаниях материал предварительно отлеживается в отапливаемом помещении. Температура его адаптации от 15º до 20ºС, время выдерживания не менее 4-х часов.
Ремонт наплавляемыми материалами
Начнем с подготовки основы. Устранение незначительных выбоин и трещин не потребует ни существенного периода времени, ни особых усилий. Хуже, если поверхность ж/б перекрытия ощутимо раскрошилась, если прогнили доски или плиты сплошного настила. Подобные неприятности нуждаются либо в заливке цементной стяжки, либо в устройстве новой сборной основы.
Будем считать, что трудоемкий процесс полного восстановления основы не наш удел. Тогда выясним, позволяет ли ее влажность приступать к укладке битумно-полимерной гидроизоляции. Указанные в СНиП 3.04.01-87 ограничения позволяют начинать работу, если влажность не превышает 4-5%. Без прибора, буквально «на глаз», определить точные параметры влажности невозможно, но есть народные методы, это:
Если на внутренней поверхности полиэтилена скопится конденсат, основу нужно просушить. Закрывают участок основы до полудня, проверяют через сутки.
К народным методам опробования можно не прибегать, если старая кровля не огорчала вздутиями. Основу тогда можно сразу грунтовать битумным праймером для оптимизации сцепления с настилаемой поверх гидроизоляцией, далее:
По завершении укладки покрытия устанавливаются металлические детали: фартуки, планки крепления к парапетам и вертикальным стенам и др.
О качестве соединения листов покрытия в единое полотно судят по вытеканию вяжущего вдоль боковой кромки. Ширина данного выступления за край 5-15 мм. После укладки следующей полосы вытекание на предыдущем элементе надо аккуратно подравнять шпателем. Некачественные швы с отслоениями полос сложно восстановить, используя горелку. Удобней будет прогреть дефектное место строительным феном с приплюснутой насадкой.
Если у плоского верхнего перекрытия нет парапетов, то перед тем, как заняться ремонтом крыши гаража своими руками, по периметру или там, где возможно, следует прибить карнизный брусок. Нужен он для последующего крепления металлической планки и для оформления края кровли.
Битумными и битумно-полимерными рулонами можно ремонтировать крышу, не снимая старый рубероид или аналогичный материал, если он был добротно отремонтирован в ходе текущего ремонта, и еще при приложении 2х-метровой рейки не были выявлены углубления более 5мм.
Укладка новой ЭПДМ мембраны
Все существующие ныне виды кровельных мембран пригодны для ремонта крыш. Однако для гаража наиболее приемлемой считается мембрана с маркировкой ЭПДМ. Материал абсолютно равнодушен к соседству старой мембраны и битумного покрытия, весьма стойко противостоит атмосферным нападкам. И еще плюс: он широкий, благодаря чему крышу гаража можно накрыть цельным полотном без швов.
Алгоритм ремонта гаражной кровли с укладкой ЭПДМ:
В завершении устанавливаем на место карнизные планки, элементы водоотводящей системы и фартуки.
Если обойтись без стыковых швов не удалось, полотнища ЭПДМ склеиваем при помощи адгезива с основой из синтетического каучука. Вышеприведенные составы для формирования швов материала использовать нельзя.
Владельцам гаражей с проходами сквозь кровлю коммуникаций и с примыканиями к стенам или парапетам, нужно будет еще сверху покрытия наклеить дополнительные слои усиления. Коврам усиления вокруг водосборных воронок, аэраторов, труб придают округлую форму. Размер рассчитывают так, чтобы край усиления отступал от края отверстия на 20-25см. Вдоль линии примыкания усиливающее дополнение накладывается полосами из самоклеящейся мембраны так, чтобы половина полосы приходилась на вертикальную плоскость и половина на горизонтальную.
Замена битумной черепицы
Изрядно изношенную битумную черепицу тоже лучше полностью заменить. Особенно, если забыли впрок запастись материалом той партии, что была использована в первоначальном обустройстве. Последовательность действий по замене битумной черепицы напоминает процесс ремонта крыши гаража рубероидом или модернизированным битумно-полимерным покрытием. Разница в том, что черепичные гонты укладываются и крепятся поштучно. Их не наплавляют, а приклеивают на мастику и фиксируют ершеными гвоздями или саморезами.
Очень внимательно следует отнестись к демонтажным работам, ведь неиспорченные элементы покрытия могут найти последующее применение. Гвозди нужно аккуратно вытаскивать гвоздодером, чтобы не повредить обрешетку и не обеспечить себя дополнительной работой по устройству новой основы. После удаления старого покрытия, гидроизоляции и крепежа поверхность тщательно очищается. Потом снова стелется усиливающий ковер и укладывается покрытие.
Напоследок освежить в памяти принцип простейшего ремонта кровли крыши гаража битумным рулонным материалом поможет видео:
Описанные технологии и народные приемы ремонта гаражной крыши помогут привести в порядок обожаемые владения, благодаря чему авто будет обеспечено надлежащими условиями хранения с минимальными расходами.
Провисла крыша кессона в гараже. Что делать?
Комментарии 92
Ждем пост через два года, если не дождемся значит кому то не повезло;)
Хаха. Ну раз за 20 лет не рухнуло, так чего же сейчас должно?)
Предлагаю проверить, пока не проверишь не узнаешь.
У вас обычный погреб.
1 вариант: нужно понять откуда поступала вода. Выгребайте остатки барахла, доски демонтировать. Если есть дыра, то заваривать, но это не надолго. По крыше вам уже предложили разварить из швеллера рамку.
2 вариант: засыпьте песком и забудьте про его.
Если делать как для себя уйдет много средств и сил, которые при продаже скорее всего не отобьются.
Лично я выбрал второй вариант.
Удачи.
Почему это обычный погреб? Если это замурованный в земле кессон. Метал коробка.
Я не возражаю вы можете это назвать как хотите, но предназначение этого как вы сказали железного ящика хранение для запасов на зиму.
Ну размеры позволяют хранить все что угодно. У некоторых это даже как вторая мастерская.
Ну да, у кого то бомбоубежище, сидишь и ждешь когда на тебя потолок упадет.
Да у. Ну раз за 20 лет не упало, значит за пару лет точно не упадёт)
никак не могу понять что вы кесоном называете? Я немного из другого мира, у нас такое не практикуется. Меня беспокоит когда чего то не понимаю)) Если не сложно на пальцах объясните
интернет тебе в помощь!
Притянуть сквозными через пол шпильками и все.
Спасибо большое. Ну да. Геморой я себе нажил конечно.
Глаза боятся, а руки делают! Не дрейфь)))) Попробуй раскопать, все станет ясно
Да как его раскопаешь то? Он под гаражом. Он там уже лет 20. Это не реально. Чтобы раскопать, нужно потратить сотни тысяч. Бестолковое занятие.
Лучше внутри само коробку усилить и все.
Ну так за 600 тысяч продал прошлый владелец. Сказал, воду откачайте и пользуйтесь. Все хорошо там.
а мог еще и на заборе написать что все хорошо) 600т это надеюсь вместе с землей в собственности?
я за 700т планирую построить 220квм гараж.И это только на 1 этаже)
Нет, земля кооперативу не принадлежит. Размер гаража 4×6. Гараж только в собственности. Если снос будет, то на руки всего 35 тысяч рублей. И то могут отказать.
Устранение прогиба крыши гаража
Прогиб крыши гаража – явление довольно распространенное. Он возникает в основном в гаражах, размер которых превышает 4 метра в ширину и 5 метров в длину. Причинами появления прогиба являются, просчеты строителей в установке крыши или некомпетентность застройщика.
Основными просчетами строителей являются: не установка распорок под лаги крыши или лаги не были усилены. Прогиб крыши приносит некоторые неприятности для владельца гаража: она начинает подтекать, на ней задерживаются осадки, вид гаража теряет свою привлекательность.
Устранить это явление можно только путем переборки крыши гаража, выгнуть в обратную сторону лаги не получается. Для этого старая крыша разбирается, и прогнувшиеся лаги заменяются на новые.
Для того чтобы не повторилось явление прогиба крыши, лаги усиливают. Ставить распорки под лаги не очень выгодное мероприятие. Они забирают много полезной площади.
Усилить лаги можно следующим путем. Длина лаги делится строго пополам. От ее центра, влево и вправо, отмеряются метровые отрезки.
Из точно такой же, как лага, доски нарезаются отрезки длиной по 1 метру. Берется 4 подготовленных отрезка, и накладываются, плотно встык друг другу, на обе стороны лаги. С помощью дрели просверливаются 6 отверстий, по 3 отверстия на каждый отрезок.
Болтами, достаточной длинны, все 4 отрезка и лага скрепляются между собой. Чтобы болты выдержали нагрузку, под головку болта и гайку, подкладываются шайбы диаметром в 2 раза большего, чем диаметр головки и гайки болта. Гвоздями пользоваться не следует, они не выдерживают нагрузку на изгиб лаги и разгибаются, не обеспечивая надежное усиление лаг.
Так поступают со всеми лагами. Усиленные лаги поднимаются на стены гаража и закрепляются. Крепятся они к мауэрлатам с помощью металлической ленты. Они располагаются на крыше на расстоянии друг от друга не более чем на 50 сантиметров и толщина лаг должна быть не менее 5 сантиметров.
Лаги, идущие по мауэрлатам на стенах гаража, не усиливаются, они надежно поддерживаются стеной гаража.
Усиленные таким образом и установленные в соответствии с требованиями, лаги способны выдержать очень большую нагрузку и не допустить прогиба. Кроме этого на такие лаги можно уложить качественную обрешетку из досок, плотно прилегающих между собой. Это в свою очередь позволит качественно положить кровельный материал на крышу гаража.
Крыша гаража с нуля. Как правильнее?
Добрый день, осенью стал обладелем большого гаража 65м2. Но за несколько лет безхоза гаража крыша превратилась в дуршлак. Крыша из бетонных плит не имеет нормального уклона кривизина установки и где то поверхность бетона дожди и сырость сделали свое дело. Решил с нуля сделать крышу из дереевянной обрешетки и профнастил. За одно убиваю двух зайцев поднимаю крышу и делаю уклон да чердак будет. Размеры крыши 6.5 на 8 метров плюс небольшая пристройка на крыше помещение второго этажа 3 мна 8 метров. Заранее уже посмотрел на другом строящем гараже примерный план — там все опирается на стены пеноблоков Вопрос к спецам — из чего лучше сделать несущую часть крыши по которым будут крепиться стропила, БРУС ИЛИ ДОСКА СКРЕПЛЕННАЯ ИЗ ДВУХ. Жду любой полезный совет.
Комментарии 39
Две сбитые доски не равняются эквивалентному по общему сечению брусу. Последний прочнее.
Равняются. Но доски намного предпочтительнее, так как их меньше коробит и они меньше подвержены растрескиванию. То есть со временем прочность у них снизится чуть меньше, чем у бруса. И при сушке их не оторвёт от креплений, в отличии от бруса, который если начнёт крутить, то хрен чем удержишь.
А если две доски сколотить на расстоянии друг от друга через прокладки из обрезков доски, то они ещё и нагрузку на кручение будут больше держать.
Купите 10 линеек, аккуратно просверлите их и скрепите заклёпками. И возьимите брусок аналогичного сечения. А потом покрутите в руках ту и другую деревяху. Потом попробуйте сломать то и другое через колено.
Ладно, на кручение, может, брусок и получше будет, но нагрузку они несут одинаковую, если доски на ребро ставить. Если плашмя друг на друга положить, то конечно доски будут слабже. Но их так никто и не предлагает класть. А на кручение нагрузки в перекрытиях нет, также как и нагрузки по горизонтали, так что то, что эти нагрузки пара досок держит хуже бруса, значения не имеет.
Зато все остальные минусы бруса в виде его кручения при сушке и растрескивания являются достаточно серьёзными, и тут уже металлические линейки ничего не покажут.
От снега ломаются железо бетонные плиты.
Подумайте, прежде чем что-то делать.
Я бы взял доски 50х150 (или лучше 50х200) в качестве основных лаг. Сбил по длинне — с нахлёстом как требуется с учетом остатков от распила. Чтобы и отрезки в дело пошли.
Так как у тебя плиты — сделай Ферму. Можно из доски 100х50. Или просто подпорки под каждую лагу. Это вариант, если надо просто перекрыть.
А если хочешь, чтобы одная часть была служебной — тогда спроектируй перегородку, как из каркаса строят. Эта перегородка как раз разделит крышу и возьмёт часть нагрузки на себя.
очень сильно волнует а сколько желательно подпорок ставить на обрешетку крыши 6.5 на 8 метров? Я орентировочно собираюсь 6 подбороток из бруса 150 на 100мм и 0мм и высотой 1метр. А другой край обрешетки крыши будет опираться на бетонную крышу второго этажа. Думаю не прогнется да плюс стропила из двух досок соединю 50на 150мм при длине 8метров и шаг между ними 60 см
Две доски 150 длиной 8 метров? Серьёзно? Да они только под своим весом прогнутся на 15 сантиметров, а когда ты на неё посередине встанешь, так на 30 с лишним. А вдвоём лучше на крышу вообще не ходить…
Этот сарай сложится от первого же снега. Максимально допустимая нагрузка на такую конструкцию — 7кг/м2 при собственной массе около 15, то есть она даже свой вес будет держать с двойной перегрузкой.
На такой длине надо делать или двутавровые балки, или ферму. И делать с расчётом нагрузок.
посередине опора будет на эту доску. у соседей посмотрел, они вообще 10 метров доски пустили и поссередине брус. Выглядит крепко
Тогда под своим весом они прогнутся на 2 см, с тобой вместе на 11, вдвоём на одной доске лучше не стоять (прогиб 20см и предельная нагрузка). А снеговая нагрузка больше допустимой в 2,6 раза.
А вместе с соседями веселей будет завалы разбирать. Если самого не задавит…
очень сильно волнует а сколько желательно подпорок ставить на обрешетку крыши 6.5 на 8 метров? Я орентировочно собираюсь 6 подбороток из бруса 150 на 100мм и 0мм и высотой 1метр. А другой край обрешетки крыши будет опираться на бетонную крышу второго этажа. Думаю не прогнется да плюс стропила из двух досок соединю 50на 150мм при длине 8метров и шаг между ними 60 см
Лучше нарисовать. Хотя бы на бумаге. Так пока не понятно что в итоге планируется. По идее задача не сложная. А если опыта в кровельных работах нет — то лучше заказать проект. Может кто сделает и за банку кофе. К тому же металлочерепица, там обрешетку надо расчитывать, чтобы не промахнуться.
Хорошо подумайте про второй этаж. Нужен ли он. Я в свое время строил пару гаражей со вторым этажом. А сейчас понимаю, что это не нужно было. Пустая трата денег и лестница наверх занимает ценное место.
Восемь метров перекрыть мне не удалось без подпорок снизу. Прогибалось и играло перекрытие. А потом был рад, что столб посреди гаража был. Я поставил проф. трубу 100Х100, про вел к ней 220 и все, что хотел крепил к ней. И английское колесо, и трубогиб, и наждак.
второй этаж уже есть 3на 8 метров кирпичное помещение на крыше. И от этого помещения я хочу тянуть прямую крышу с нормальным уклоном. Получается у меня будем мини чердак для хлама в высоту 1 метр и 6 на 8 метров. не так уж затратно. Бока закрою дсп или профнастилом
У нас крыша сделана сделана из балок, как на фото. Не знаю как правильно называется. 2ва бруска, а между ними ОСП. Бруски 5х5см. Высота балки 45-50см(точно не помню).
Размер гаража 8х11м. На весь гараж 10ть 9ти метровых балок. Подпорок посередине никаких нет. Уклон- на всю длинну балки разница по высоте 60см. 10лет стоит, прогиба нет.
Между балками, снизу, перемычки натыканы, по 8 штук, чтоб фанеру прикручивать и балки не шевелились. Ну а поверх балок обрешетка, какая то тряпочная пленка(пароизоляция вроде) и профлисты. Между перемычками и обрешеткой напихан в слой пенопласт(8см) и в 2ва слоя раскатан изовер.
Второй гараж сделан так же, ток 8х12м. 6 лет- тоже все хорошо. Как минимум «пока»)))
Грамотно сделано и хорошо. Но мне б маскимально быстро, надежно и не дорого бы
Быстро и надёжно не бывает недорого. Двутавровые балки по итогу дешевле могут выйти. Если посчитать в калькуляторе, то получается, что доски 200х50 с шагом не более 100мм надо ставить, чтобы они зимой не обвалились при пролёте в 6,5м. Это 3,5 куба досок только на обрешётку. Плюс брус на стойки и на поперечные балки. И укосины не забудь, иначе сложится вся эта конструкция примерно так:
У нас крыша сделана сделана из балок, как на фото. Не знаю как правильно называется. 2ва бруска, а между ними ОСП. Бруски 5х5см. Высота балки 45-50см(точно не помню).
Размер гаража 8х11м. На весь гараж 10ть 9ти метровых балок. Подпорок посередине никаких нет. Уклон- на всю длинну балки разница по высоте 60см. 10лет стоит, прогиба нет.
Между балками, снизу, перемычки натыканы, по 8 штук, чтоб фанеру прикручивать и балки не шевелились. Ну а поверх балок обрешетка, какая то тряпочная пленка(пароизоляция вроде) и профлисты. Между перемычками и обрешеткой напихан в слой пенопласт(8см) и в 2ва слоя раскатан изовер.
Второй гараж сделан так же, ток 8х12м. 6 лет- тоже все хорошо. Как минимум «пока»)))
Цена будет как космический корабль…
Двускатную кровлю делать, с профлистом, чтобы зимой с лопатой не бегать, пусть само скатывается. Вес снега все таки огого весной будет, если уклон маленький, да и на чердаке можно сделлать что нибудь. Размеры не стандартные конечно, погонаж пиломатериала в основном 6000мм, больше под заказ делать надо. Погуглите конструктив стропильной кровли с такими размерами, может подходящий проект вылезет. Я за двухскатную стропилку.
двухскатная хорошо но не получится, так как сосед ворчать будет что засыпаю снегом))
Тогда уклон побольше делать, у меня двутавры были, их использовал, но размеры гаража в свету 7х8 метров.
Двускатную кровлю делать, с профлистом, чтобы зимой с лопатой не бегать, пусть само скатывается. Вес снега все таки огого весной будет, если уклон маленький, да и на чердаке можно сделлать что нибудь. Размеры не стандартные конечно, погонаж пиломатериала в основном 6000мм, больше под заказ делать надо. Погуглите конструктив стропильной кровли с такими размерами, может подходящий проект вылезет. Я за двухскатную стропилку.
Снег — это бесплатный утеплитель. Большой уклон делается только на постройках, не предназначенных для отопления зимой (дачные дома, хоз. постройки без отопления и т.п.). И всё равно, если снег будет достаточно липкий, то он может не съехать, поэтому снеговую нагрузку учитывать надо обязательно.
Зачем зимой с лопатой бегать? Если нужно зимой крышу чистить от снега, чтобы она не обвалилась, то эта крыша спроектирована неправильно. А если вы, например, уедете куда-то, или приболеете, и не сможете очистить снег — и что тогда? Разгребать завалы по весне?