проф испытание на педагогический что это такое

Кому «пятерка»?

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель России:

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

Мы все еще в самом начале, но процесс пошел. Хотя появляются слухи, страшилки: «Вот будет новый стандарт, новый экзамен, и всех, кто ему не следует, из школы погонят». Я заявляю: это вранье! Никто никого гнать не собирается. Вся информация открыта. У учителей просто появляется выбор: можно на добровольной основе пройти оценку квалификации и понять, «дотягиваешь» ли ты до стандарта. И если нет, то как до него дотянуться.

Важно, что внедрение профстандарта «Педагог» и независимой оценки квалификации не должно обидеть тех, кто всю свою жизнь посвятил школе. Ни в коем случае нельзя залезать в карман учителя со стажем. Мы хотели стимулировать развитие профессионализма и творчества молодых педагогов: если они повышают и подтверждают свою квалификацию, школа может предусмотреть для них очень серьезные надбавки за качество работы. Сегодня это решает не только директор, но и управляющий совет школы. Вот эти вещи уже можно внедрять. При этом никакие старые процедуры и требования пока не отменяются.

Алихан Динаев, учитель обществознания и права, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ, «Учитель года России-2018»:

— В системе аттестации педагогов есть несколько проблем. Во-первых, она крайне устарела. То, что учителя сегодня по-прежнему собирают «папки» и портфолио, довольно странно. Во-вторых, системы аттестации в регионах сильно отличаются. В целом ничего плохого в этом нет, однако в столь важной теме, касающейся сотен тысяч педагогов, необходим единый подход. Если не во всех деталях, то хотя бы общие и стройные рамки проведения аттестации должны быть одинаковы по всей стране.

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

В-третьих, количество частных учреждений, выдающих разнообразные сертификаты и удостоверения о повышении квалификации и переподготовке, столь велико, что многие из них превратились в конторы по выдаче «бумажек».

Я считаю, что независимая оценка квалификации учителей необходима и полезна. В то же время мы, педагогическое сообщество, должны быть уверены, что «оценщики» обладают необходимой компетенцией и большим опытом. Если эта реформа позволит учителям собирать меньшее число документов, сделает процесс аттестации более быстрым и даст возможность хотя бы частично проходить ее дистанционно, то мы будем только рады этим переменам. Все изменения должны быть направлены на то, чтобы избавить эту процедуру от лишних бюрократических препятствий, одновременно делая ее более объективной и открытой.

Какие задания могут быть на профэкзамене для учителей? Пример можно посмотреть по ссылке.

Источник

Модель аттестации учителей с использованием ЕФОМ: как и зачем проходить аттестацию педагогу?

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;

выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;

определять траекторию карьерного роста педагога;

формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;

корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;

учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений

Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:

аттестация на соответствие занимаемой должности;

аттестация в целях установления квалификационных категорий.

Первичная аттестация учителей

Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:

выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;

лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;

лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.

Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.

В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.

Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.

Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена

В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Аттестация на соответствие

Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.

Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.

Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.

Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.

В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.

Аттестация при получении квалификационной категории учителя

Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.

Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.

Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.

По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.

Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;

результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;

данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;

участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);

об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);

о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

участие в конкурсах профессионального мастерства;

полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;

результаты научной, методической и наставнической деятельности;

мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов

Аттестуемый имеет право знакомиться с аттестационными материалами и иными документами, относящимися к его аттестации, подавать мотивированные возражения, при необходимости предоставлять аттестационной комиссии дополнительные сведения и подтверждающие их документы.

После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии загружает необходимые для проведения аттестации сведения в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.

Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно быть проведено без него.

Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.

В случае несогласия с итогами аттестации может быть направлена жалоба:

При несогласии с результатами рассмотрения жалобы аттестуемый может обратиться в суд.

Данная модель сейчас проходит общественное обсуждение, в результате чего будет официально принята и утверждена.

Источник

Профессиональное испытание

проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть фото проф испытание на педагогический что это такое. Смотреть картинку проф испытание на педагогический что это такое. Картинка про проф испытание на педагогический что это такое. Фото проф испытание на педагогический что это такое

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА филологического образования И ЖУРНАЛИСТИКИ

Программа вступительного испытания

по направлению «Педагогическое образование»

профили «Образование в области русского языка» и

Профессиональное испытание в СурГПУ является вступительным экзаменационным испытанием по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Образование в области русского языка» и «Литературное образование». Данная программа знакомит абитуриентов с содержанием профессионального испытания, дает методические рекомендации по подготовке к нему.

Цель профессионального испытания по литературе: выявить знание текстов художественных произведений, основных фактов жизни и творчества писателей; выяснить умение анализировать и оценивать произведение как художественное единство и владение литературоведческой терминологией в рамках школьной программы.

Основные знания, умения и навыки, которыми должен обладать абитуриент, определяются программами общего среднего образования по дисциплинам «Литература» и «Русский язык». Литература востребована в части владения навыками анализа художественного произведения. Русский язык востребован в части умений и навыков, связанных с владением письменной речью.

Зачисление студентов в СурГПУ на направление подготовки «Педагогическое образование», профили «Образование в области русского языка» и «Литературное образование» осуществляется по итогам сдачи трёх экзаменов: профессионального испытания (сочинение), экзамена по русскому языку (ЕГЭ) и обществознанию (ЕГЭ).

К профессиональному испытанию допускаются абитуриенты, имеющие аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Для проведения профессионального испытания создается комиссия из преподавателей факультета под председательством ответственного за прием на филологический факультет СурГПУ.

Профессиональное испытание по литературе проводится в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания 25 человек. Во время экзамена в вузе не допускается использование вспомогательных материалов: текстов художественных произведений, а также любой справочной литературы.

Особенности проведения профессионального испытания для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

На письменном экзамене по литературе абитуриенту предлагается написать сочинение на одну из четырех тем:

1. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).

2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века).

3. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).

4. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы ХХ века (произведение художественной литературы выбирает абитуриент).

Жанр сочинения – литературоведческая статья.

Темы сочинения записываются экзаменатором на доске, возможен краткий комментарий к ним. Консультации абитуриентов с экзаменаторами во время проведения вступительного испытания не допускаются.

В ходе данного письменного экзамена абитуриент в соответствии с программой средней школы должен показать:

— понимание художественного, нравственно–философского и общественного значения литературного произведения;

— понимание общих закономерностей историко-литературного процесса.

По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями:

— тема и идея произведения;

— героическое, трагическое, сатира, юмор, ирония, гротеск;

— конфликт, сюжет, композиция произведения;

— художественно–речевые средства: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола;

— основные стихотворные размеры;

— художественный образ, характер, лирический герой;

— род литературного произведения: эпос, лирика, драма и их основные жанры;

— романтизм и реализм.

Сочинение должно быть написано обязательно в прозе.

На написание сочинения отводится три астрономических часа (180 мин.). Абитуриентам предлагается 4 темы на выбор.

Во время экзамена абитуриент может подготовить предварительный (черновой) и окончательный варианты сочинения, из которых оценивается последний. Содержание письменной работы включает указание темы и текст сочинения. Работы проверяются в зашифрованном виде, скрывающем авторство. Объём сочинения свободный, ориентировочно 3-5 страниц стандартной ученической тетради. При выставлении оценки объём учитывается только как параметр, определяемый качеством раскрытия темы.

Критерии оценки сочинения

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) абитуриент раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, и/или не обосновывает свои тезисы, и/или допускает 3–4 фактические ошибки

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более 4 фактических ошибок

2. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода ссылки на изображённое в произведении и т. п.)

б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

в) текст привлекается только как пересказ изображённого

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

3. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

4. Следование нормам речи

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка

б) допущены 2–3 речевые ошибки

в) допущены 4 речевые ошибки

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

Высоко оценивается работа, если

– есть прямой и исчерпывающий ответ по теме;

– обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам;

– сочинение стройное по композиции, включающее все необходимые элементы структуры (вступление, основную часть, заключение). Части логически связаны, мысль развивается последовательно. Нет нарушений в последовательности изложения и необоснованных повторов, сделаны обобщающие выводы. Каждый тезис сопровожден аргументами. В работе нет нарушений абзацного членения текста и логических ошибок;

– работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, образностью, умением использовать изобразительно-выразительные средства языка. Речевых ошибок нет.

АТТЕСТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примерные темы сочинения

2. «Без страстей и противоречий нет жизни. » (). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

4. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (ёв). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

1. «На всех московских есть особый отпечаток». (Старая Москва в комедии «Горе от ума».)

2. «Эгоизм умерщвляет великодушие. » (). (По одному из произведений русской литературы XIX века).

3. Тема святости и греха в поэме «Двенадцать».

4. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи. » (). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

1. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману «Преступление и наказание»).

4. «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…» (Б. Пастернак). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века).

“Слово о полку Игореве”.

. “Разговор с Анакреонтом”, “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1847 года”.

. “Властителям и судиям”, “Фелица”, “Памятник”.

. “Горе от ума”. Статья “Мильон Терзаний”.

. Лирика: “К морю”, “К Чаадаеву”, “Вольность”, “Арион”, “Анчар”, “Пророк”, “Я памятник воздвиг себе нерукотворный. ”, “Я вас любил. ”, “На холмах Грузии. ”, “К***”, “Я помню чудное мгновенье. ”, “Осень”, “Вновь я посетил”, “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” и др. (по выбору абиткриента). “Евгений Онегин”. “Дубровский”, “Капитанская дочка”, “Медный всадник”, “Полтава”, “Борис Годунов”, “Повести Белкина”.

. Лирика: “Смерть поэта”, “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал. ”), “Бородино”, “Дума”, “Родина”, “Как часто пестрою толпою окружен. ”, “Парус”, “Выхожу один я на дорогу. ” и др. (по выбору абитуриента). “Мцыри”, “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Демон”. “Герой нашего времени”.

. “Мертвые души”, “Ревизор”, “Шинель”.

. “Снегурочка”, “Гроза”, “Бесприданница” (по выбору абитуриента).

. “О, как убийственно мы любим. ”, “Умом Россию не понять. ”, “Silentium!”, “Весенние воды”, “О чем ты воешь, ветр ночной”, “Не то, что мните вы, природа. ”, “Эти бедные селенья. ”, “Есть в осени первоначальной. ”, “Нам не дано предугадать. ” и др. (по выбору абитуриента)

. “Это утро, радость эта. ”, “Шепот, робкое дыханье. ”, “Прости – и все забудь. ”, “Поделись живыми снами. ”, “Вечер” (“Прозвучало над ясной рекою. ”), “Певица” (“Унеси мое сердце в звенящую даль. ”), “Сияла ночь. Луной был полон сад. ”, “Это утро, радость эта. ”, “Учись у них — у дуба, у березы. ”, “Я тебе ничего не скажу. ” и др. (по выбору абитуриента).

. “В дороге”, “Тройка”, “Коробейники”, “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”, “На Волге”, “Родина”, “Элегия”, “Пускай нам говорит изменчивая мода. ”, “Тишина”, “Памяти Добролюбова”, “Внимая ужасам войны. ”, “Кому на Руси жить хорошо” и др. (по выбору абитуриента).

-Щедрин. Сказки (по выбору абитуриента). “История одного города”.

. “Преступление и наказание”.

. “Ионыч” и другие рассказы (по выбору абитуриента), “Вишневый сад”, “Три сестры” (по выбору абитуриента).

. “Антоновские яблоки”, “Деревня”, “Чистый понедельник”, “Темные аллеи” и другие рассказы (по выбору абитуриента).

. “Фабрика”, “Незнакомка”, “О, весна без конца и без краю. ”, “На железной дороге”, “О, я хочу безумно жить. ”, “Родина”, “На поле Куликовом” (“Река раскинулась. ”), “О доблестях, о подвигах, о славе. ”, “Двенадцать” и др. (по выбору абитуриента).

М. Горький. “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Челкаш” и другие рассказы (по выбору абитуриента). “На дне”.

. “Береза”, “Песнь о собаке”, “Не бродить, не мять в кустах багряных. ”, “О красном вечере задумалась дорога. ”, “Мир таинственный, мир мой древний”, “Неуютная жидкая лунность. ”, “Письмо женщине”, “Собаке Качалова”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ. ”, “Гой ты, Русь, моя родная”, “Русь Советская”, “Каждый труд благослови, удача. ”, “Не жалею, не зову, не плачу. ” и др. (по выбору абитуриента).

. “Послушайте!”, “Нате!”, “О дряни”, “Прозаседавшиеся”, “Товарищу Нетте, пароходу и человеку”, “Необычайное приключение”, *“Разговор с фининспектором о поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, “Во весь голос”, “Письмо Татьяне Яковлевой” и др. (по выбору абитуриента).

. “Белая гвардия”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита” (по выбору абитуриента).

. “Я убит подо Ржевом. ”, “В тот день, когда окончилась война. ”, “Спасибо, моя родная. ”, “Собратьям по перу”, “Памяти матери”, “Не стареет твоя красота” и др. (по выбору абитуриента). “Василий Теркин”.

. “Тихий Дон”, “Поднятая целина” (по выбору абитуриента), “Судьба человека”.

. Стихотворения (по выбору абитуриента).

. Стихотворения (по выбору абитуриента). “Реквием”.

. “Один день Ивана Денисовича”, “Матренин двор” (по выбору абитуриента).

Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и последующих лет. А. Сурков, К. Симонов, К. Паустовский, В. Гроссман, В. Кондратьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев и др. (по выбору абитуриента).

Нравственные и социальные проблемы в литературе 1960-2000-х годов (В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, Ю. Домбровский, Ю. Трифонов, В. Шукшин, В. Дудинцев, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Ф. Искандер и др. (по выбору абитуриента).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

Требования к сочинению:

· Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

· Сочинение должно быть основано на знании текста.

· Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.

· В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

· В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей, события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т. д.

· Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы). Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

· Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

· Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

· Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации:

вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта;

заключение: задача этой части – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «композиция», «образ», «пейзаж» и т. д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму – от вопросительной к утвердительной.

С грамматической точки зрения формулировки темы сочинения бывают следующих разновидностей: тема – понятие, тема – суждение, тема – вопрос.

Тема-понятие. В самой теме четко формулируется, О ЧЕМ писать в сочинении, ЧТО ИМЕННО писать, определяет автор работы. В этом состоит основная трудность написания сочинений данного типа. В теме-понятии автор сам формулирует проблему и ищет пути ее разрешения, определяет основную идею сочинения, рассуждает на заданную тему, ничего не утверждая и не отрицая.

Примеры формулировок: «Нравственный идеал в произведениях », «Тема любви в лирике », «Герои-недотепы в драматургии » и т. п.

Тема-суждение. Формулируется, О ЧЕМ и ЧТО писать, так как в теме сочинения предъявляется тезис (основная мысль), который следует доказать (или опровергнуть) в творческой работе, то есть формулировка темы содержит вывод, заключение и предлагает готовую идею (тезис) сочинения. Важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа. Главная сложность темы данного типа заключается в том, что автор сочинения должен выстроить четкую систему аргументации, вполне соотносимую с заявленным в формулировке тезисом.

Примеры формулировок: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства» () (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века); «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Мандельштам); «Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, неродным всякому из нас» () и т. п.

Тема-вопрос. Формулировка темы сочинения в виде вопроса предполагает, что ответ на этот вопрос будет тезисом (основной мыслью) сочинения, т. е. определит направление работы учащихся над разработкой текста (О ЧЕМ и ЧТО писать). Если учащийся может ответить на поставленный вопрос, то дальнейшая работа идет по алгоритму работы над темой-понятием или темой-суждением. Тема-вопрос ориентирована на самостоятельность суждений. На один и тот же вопрос у разных людей будут различные ответы, соответственно, и тезисы сочинения будут различными. Тема-вопрос не предполагает одинаковых ответов. Главное, чтобы рассуждения были аргументированными и логичными.

Рекомендуемая литература для абитуриентов

3. Амалина к экзамену по литературе: Материалы для сочинений; Подробный анализ текста: Учебное пособие. М.: Оникс-21в., 2005.

4. Анищенко справочник. М.: Форум, 20с.

5. ЕГЭ. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы. М.: Экзамен, 20с.

6. Буслакова анализировать лирическое произведение: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2005.

7. Коржикова литература XIX века: Учебный минимум для абитуриентов. М.: Юнипресс, 2003.

9. Малышева сочинение: Практический курс: Пособие для поступающих в вузы. М.: Новая волна, 2005.

10. Мещерякова : Секреты успеха. М.: Айрис-пресс, 2003.

11. Мещерякова в схемах и таблицах. М.: Айрис-пресс, 2003.

12. Мурашов сердцу высказать себя? Диалог со школьником и абитуриентом накануне сочинения. Учебное пособие. М.: Рипол Классик, 20с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *