проект зачем нужны псевдонимы
Проект «Зачем нужны псевдонимы?»
Исследовательская работа на тему: «Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?»
Просмотр содержимого документа
«Проект «Зачем нужны псевдонимы?»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов»
Исследовательская работа на тему:
«Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?»
Выполнили: ученицы 6 «Г» класса
Кабатова Кристина, Баёва Алёна.
Руководитель: Малышева О.Ю.
Цель работы: Выяснить для чего писатели используют псевдонимы. Задачи: 1) Изучить историю псевдонимов. 2) Выяснить как называется наука о псевдонимах. 3) Выяснить какие бывают псевдонимы. 4)Причины использования псевдонимов 5) Выяснить как появляются псевдонимы.
Псевдоним заменяет настоящее имя или фамилию автора, иногда то и другое.
Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства.
Науку о псевдонимах называют псевдомастикой или псевдонимикой.
Причины использования псевдонимов.
Исторически сложилось так, что псевдонимы принимали форму грецизмов, латинизаций и анаграмм, но существуют и другие методы выбора псевдонима. Использование псевдонимов может быть обусловлено различными общественными и биографическими факторами: подчеркивание традиции, национальной принадлежности, творческие и человеческие качества, желание сохранить инкогнито, сословные предрассудки, цензурные условия, опасения преследований, нерешительность начинающих авторов, наличие однофамильцев или родственников
Как появляются псевдонимы.
Иногда в основе псевдонима лежит какая-либо внешняя примета автора.
Часто в псевдонимах содержится указание на национальность их авторов или место их рождения.
Некоторые авторы ставили целью подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, главную черту своего характера или направления своего творчества.
Александр Степанович Грин
Саша Чёрный (1880-1932) – русский поэт и прозаик, его творчество относится к Серебряному веку, особенно прославился своими лирико-сатирическими фельетонами в стихотворной форме. Саша Чёрный это псевдоним писателя на самом деле его зовут Александр Михайлович Гликберг. Для того чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию, родителям пришлось крестить его в русской православной церкви. Ребёнок начал обучение в гимназии уже в 10-летнем возрасте, учеба давалась ему нелегко, за плохую успеваемость парня несколько раз отчисляли. В 15-летнем возрасте он не выдержал и сбежал из дома, бросив обучение. К сожалению, газета «Волынский вестник», в которой Саша стал регулярно печатать свои стихи, закрылась.
Николай Васильевич Гоголь.
С этого врем В 1848 году он отправляется поклониться Гробу Господню в Палестину, а затем окончательно возвращается в Россию. Живет он у родственников и друзей, при этом его душевное состояние остается крайне противоречивым. В последние месяцы жизни влияние на Гоголя оказывал ржевский протоиерей Матфей Константиновский, который требовал от него, в частности, «отречься от Пушкина». Скончался Гоголь, истощенный физически и духовно, в возрасте 42 лет. ени слава Гоголя как писателя начинает расти.
Максим Горький (1868 – 1936) – знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Много лет провел в эмиграции. Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии.
Проект по литературе «Зачем нужны псевдонимы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Зачем нужны псевдонимы?
Менщикова Валерия, ученица 8 класса
руководитель: Завьялова Н.Ф., учитель русского языка и
Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов. ………….. 3-5 стр.
Зачем нужны псевдонимы? ……………………………………..6-12 стр.
Какие бывают псевдонимы? 12-15 стр.
3. Кто скрывается под маской? 16-22 стр.
4. Заключение. 23-24 стр.
5.Список литературы и источников, использованных 25 стр.
при подготовке материала.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.
Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.
В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».
В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.
Цель исследовательской работы :
— Показать, что такое псевдоним? Выяснить, почему творческие люди берут себе псевдонимы? Проследить наиболее типичные случаи образования и функционирования псевдонима.
— собрать материал по теме;
— найти определения слова «псевдоним»;
— проследить историю возникновения псевдонимов;
— исследовать способы и условия возникновения псевдонимов;
— привести примеры псевдонимов.
— сравнить и проанализировать собранные материалы;
— и в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.
Объектом моего исследования является поэтический псевдоним. Решила я
взять именно эту тему, потому что мне всегда было интересно, почему
творческие люди, то есть писатели, поэты, артисты, художники и певцы часто берут себе псевдонимы. Я решила попытаться выяснить, каковы причины, побудившие писателей и поэтов выдумывать себе псевдонимы, что скрывается под маской вымышленного имени? Актуальность исследования заключается в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится друг-компьютер. Мы и общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).
Новизна исследования в том, что человек легко заменяет собственное имя, даже не задумываясь о положительном или отрицательном влиянии на судьбу вымышленного имени.
Почему я выбрала такую тему?
Во-первых, потому что она показалась мне достаточно интересной и реализуемой (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).
Во-вторых, объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный.
Для достижения цели я использовала следующие методы:
— Изучение теоретического материала по теме;
— Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений;
— Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.
Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о
возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и другими слушателями.
Гипотеза исследования : предположим, что причина использования псевдонима заключается в том, что при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.
Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
2. Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов.
Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. Науку о псевдонимах иногда называют псевдоономастикой.
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Кто первым из литераторов воспользовался псевдонимом, доподлинно неизвестно. Но прозвища еще древнее, чем псевдонимы. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.
Настоящие имена создателей многих замечательных эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем прозвища их авторов. Так, один из первых индийских поэтов, написавший «Рамаяну» (V в. до н. э.), известен как Вальмики, т. е. «муравейник» (на санскрите). Откуда такое странное прозвище? Легенда гласит, что в юности он занимался разбоем, а в старости, покаявшись и став отшельником, долгие годы сидел так неподвижно, что муравьи построили на нем свое жилище…
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка), Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк
Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве. Так, римский баснописец, впервые введший в литературу жанр сатиры, где под видом животных изображались люди, был прозван Федром (по-гречески – веселый). Он жил в первом веке н. э.
В древности, когда фамилий еще не существовало, имена авторов могли совпадать, что вызывало путаницу. Так, в древнегреческой литературе – целых четыре Филострата, которых приходится различать по номерам: Филострат I, Филострат II и т. д.
Чтобы избежать путаницы, применялись различные способы. Один из них был основан
на использовании имени отца или деда. Знаменитый ученый ХI—ХII вв., живший в Бухаре, вошел в историю как Ибн-Сина, т. е. сын Сины (в латинизированной форме это имя превратилось в Авиценна). По существу, это был зародыш фамилии: ведь и у нас Ивановы и Петровы появились потому, что одного из более или менее далеких предков звали Иваном или Петром.
Первые словари псевдонимов появились в 17 веке. Тогда же французом
Андриеном Байе был написан трактат, в котором впервые описывались причины замены писателями своих имен другими, а также способы, с помощью которых этим замены производились.
В России изучением этого вопроса занялись несколько позже. В 1874 г. на свет появляется «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков», составленный Н.Голицыным.
работы другого русского исследователя В.Г.Дмитриева: «Скрывшие свое имя» (1977г.) и «Придуманные имена» (1986 г.) Основное внимание в них уделяется
как раз тем вопросам, которые поставлены и во главу угла нашего исследования.
Зачем нужны псевдонимы?
Интересно рассмотреть причины, по которым люди берут псевдонимы. Существует три точки зрения на роль имени в судьбе человека. Известный философ П.Флоренский считал, что имя во многом определяет судьбу человека и даже тип его личности. По неокантианству считается, что имя, в силу своей произвольности и случайности, никак не влияет на человека. Другой исследователь имён Мартин Хайдеггер утверждал, что имя и его носитель неразрывно связаны, но при этом имя само по себе не имеет отношения к произведению.
Так что же такое псевдоним? Влияет ли смена имени на судьбу автора и его произведений? В ряде случаев мы смело можем ответить «да». С другой стороны, причины, по которым автор прибегает к замене своего имени другим, могут быть и вполне прозаическими. К тому же, их может быть сразу несколько, что будет видно из примеров. Но давайте по порядку.
Это один из самых распространенных случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?
Вот имена поэтов, попадающих в эту категорию и их псевдонимы, имеющие отношение к данному случаю.
Сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Приходилось маскироваться.
Представителей других профессий, правда, розгами не наказывали, но и они были не прочь воспользоваться псевдонимом, разграничивая таким образом свою литературную и профессиональную деятельности.
Вполне объективная причина для смены имени.
Встречались и так называемые литературные однофамильцы. В словаре Масанова, к примеру, упомянуто 10 Бывалых, 11 Оводов и 30 Обывателей (разумеется, в данном случае упомянуты не только поэты).
Неблагозвучность и обыденность.
Это, пожалуй, самая спорная категория – нелегко догадаться, действительно ли автору так не нравилась или казалась недостаточно выразительной его настоящая
Псевдонимы этого рода призваны подчеркнуть духовную близость поэта к чему-либо. Их еще можно назвать «говорящими псевдонимами». Эта группа весьма обширна. Разделим ее на подкатегории.
Сюда попадают почти все пролетарские поэты.
На этой причине, как на самой малоисследованной, остановимся подробней.
Алексей Андреев – Lexa
Диана Эфендиева – Ди
Реальные имена поэтов второй группы широкой публике неизвестны, это псевдонимы чистой воды. Но считать причиной такого выбора исключительно искушение интернетом (создание своей виртуальной маски) было бы не совсем верно. Берусь предположить, что основные причины лежат вне сети: первая проба пера, нежелание «светиться» перед офф-лайн знакомыми и перед своим начальством, обыденность или кажущееся неблагозвучие собственного имени, то есть все то, о чем мы говорили выше.
Некоторые из примеров:
Шмубзик
Сап-Са-Дэ
Этер граф де Паньи
Хрюша
Скарамуш (Крейсер, Бред, Хлам, Гена)
Фцук
Тибул Камчатский
Какие бывают псевдонимы?
Выше мы проанализировали общие причины выбора псевдонима, т.е. пытались ответить на вопрос «зачем?» Теперь остановимся на другой стороне проблемы – «как? каким образом?», т.е. какой смысл несет тот или иной псевдоним и как он образован?
По способу образования можно выделить следующие группы псевдонимов:
В ряде случаев перед реальным именем ставилась начальная буква имени настоящего автора:
16. Коллективные псевдонимы
3. Кто скрывается под маской?
Пушкин часто пользовался псевдонимами. В 1814г «Вестник Европы» помещает четыре произведения поэта. Он пользовался либо одной буквой «П.», либо цифронимом «1. 14-16». Александр Сергеевич часто подписывался цифронимами. Например:
Известен еще один шутливый и, кстати, любимый псевдоним Пушкина, которым он подписал два памфлета, направленные против Николая Греча и Фаддея Булгарина в «Телескопе»: Феофилакт Косичкин.
Псевдонимы Антона Павловича Чехова.
Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его
заинтриговать, отсюда вариативность, нарочитая запутанность — читатель
должен был попытаться сам угадать авторство рассказа. Зачастую псевдоним — необходимый элемент композиции конкретного рассказа, часть литературного фарса и не может быть правильно раскрыт вне его контекста. В редких случаях подоплёка того или иного псевдонима Чехова могла быть известна лишь узкому кругу его знакомых и требовала дополнительной расшифровки.
Первое место в ряду использованных им псевдонимов занимает, несомненно, подпись Антоша Чехонте (варианты: Антоша Ч***, А-н Ч-те, Анче, А.Чехонте, Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Ч.Хонте и т.д.). Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал по юмористическим журналам свои первые произведения. История этой подписи достаточно известна: она происходит от “школьной” остроты отца-законоучителя Таганрогской гимназии Ф.П. Покровского, имевшего обыкновение шутливо переиначивать фамилии учеников.
опубликовано в январе 1882 года; последнее — рассказ «Рыбья любовь» — в июне 1892 года. Всего под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без с., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов.
Известно всего 42 псевдонима писателя, ниже мы приводим список некоторых из них:
Псевдонимы А.П. Чехова
Исследовательская работа по литературе «Зачем нужны псевдонимы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Районный конкурс исследовательских работ обучающихся
Ступинского муниципального района
Предметная секция: Литература
Тема: «Зачем нужны псевдонимы»
Автор работы: Стрекалова Евгения Борисовна,
ученица 9 «А» класса
Руководитель: Максимова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Цель работы: исследовать причины возникновения псевдонимов и их классификация. Работа актуальна, так как псевдонимы не теряют популярность и сегодня, наши современники очень часто обращаются к псевдонимам, а своих героев надо знать в лицо.
В работе представлены результаты изучения словарей псевдонимов, библиографических справочников и другой литературы по заявленной теме.
Практическая значимость работы очевидна. Результаты исследования можно использовать на уроках литературы или внеклассных мероприятиях по литературе. Она может помочь расширить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования.
Причины появления псевдонимов……………………………………………4
Примеры использования псевдонимов……………………………………….8
Список используемых источников и литературы…………………………..10
Часто, взяв в руки очередную книгу, журнал или статью, мы не задумываемся над тем, что указана ли настоящая фамилия автора или перед нами псевдоним. Нам просто некогда думать об этой, казалось бы, мелочи. Нам интересно содержание. Почему писатели брали себе псевдонимы? Какое смысловое значение они могут нести? Каковы способы образования псевдонимов? В своей исследовательской работе я постараюсь классифицировать причины появления псевдонимов, способы их образования, мотивы принятия. Хотелось бы также проанализировать происхождение псевдонимов, их смысловое значение (особенно иноязычных). Тема моей работы актуальна и потому, что и наши современники, участвующие в развитии культуры и науки нашей страны, также прибегают к использованию псевдонимов. А мы должны знать своих героев, знать их настоящие имена.
Цель работы: исследование причин возникновения псевдонимов и их классификация
Проследить причины появления псевдонимов;
Выявить способы образования псевдонимов;
Составить классификацию видов псевдонимов;
Сравнить псевдонимы русских и зарубежных авторов.
Гипотеза: способы образования псевдонимов русских авторов разнообразнее, чем у зарубежных писателей.
Сбор теоретического материала по теме;
Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений.
Работа относится к теоретическим исследованиям. Она может помочь расширить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования.
Причины появления псевдонимов
Перед тем как назвать причины появления псевдонимов, обратимся к толковому словарю и узнаем, что же такое псевдоним с научной точки зрения.
А Советский Энциклопедический словарь нам говорит, что псевдоним – условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо и то и другое).
Несмотря на то, что многие авторы прикрываются псевдонимами их можно найти, т.е. узнать их истинное имя. Этим занимается наука АТРИБУЦИЯ или Эвристика. Она изучает анонимы, псевдонимы, криптонимы, ведь многие произведения можно узнать по стилю написания или, если писатель оставил какой-либо псевдоним, то его можно расшифровать.
Причин появления псевдонимов множество. Условно их можно разделить на несколько групп.
1. Проба пера. Это один из самых распространенных случаев. Многие писатели в начале своего творческого пути скрывали под псевдонимом свое имя или выступали анонимно из-за неуверенности в своих силах, чтобы исключить критику в адрес автонима. Хрестоматийным примером здесь может служить случай с Н.В. Гоголем. Своё первое произведение – романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» – Гоголь подписал псевдонимом вполне романтическим и обещающим: Алов – это алое утро, заря, рассвет, намекающий на торжество дня. Но торжества не было. К сожалению, опасение быть подвергнутым резкой критике оправдалось. Ф. Булгарин в своей рецензии иронически заметил, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом». Гоголь болезненно воспринял провал. Вместе со своим слугой Якимом он скупил в книжных лавках оставшиеся экземпляры книги и уничтожил их. Встречаясь с Гоголем позже, никто не знал, что он В. Алов. Это имя ни разу не поминалось, сам Гоголь хранил о поэме молчание.
2. Цензура. Цензура – один из инструментов борьбы с инакомыслием. Она заставляла писателей скрывать свои настоящие имена, т.к. на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания. Так, друг А. Герцена, поэт и публицист, Н. Огарев ставил две буквы «Р. Ч.», что означало «русский человек». Радищев анонимно издал «Путешествия из Петербурга в Москву». Александр Степанович Гриневский до того, как стать писателем Грином, состоял членом партии эсеров и преследовался за антиправительственную агитацию. Собственной фамилией подписываться не мог. Вот почему свои первые рассказы Гриневский подписывал псевдонимами “А. С. Г.”, “А. Степанов” и “А. А. М-въ”. Только потом он вспомнил о своей гимназической кличке Грин и стал использовать ее в качестве литературного псевдонима.
3. Сословные предрассудки, другая профессия или недовольство родных. Долгое время писательский труд в России считался делом низким, если не унизительным. Писателей снисходительно называли “сочинителями”, а само сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Писательское ремесло ставилось в один ряд с ремеслом бродячих комедиантов, шутов и лицедеев. Офицеров, чиновников и дипломатов, рискнувших выступить в печати в качестве авторов без разрешения начальства, могли довести до отставки и изгнания из профессиональной среды. Были и более оскорбительные средства воздействия на пишущих. В 1824 году в распоряжении по Первому кадетскому корпусу было приказано давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы, и по 50 розог – за стихи. Так, А. Куприн и К. Паустовский начали публиковаться ещё в годы ученичества. Первый был юнкером, второй – гимназистом. В военных учебных заведениях сочинительство преследовалось особо строго. Юному Куприну не помог псевдоним Ал. К-рин. Видимо, слишком прозрачен он был. За «бумагомарательство» он отсидел двое суток в карцере. К. Паустовскому повезло больше. Его первый рассказ «На воде» появился в киевском журнале «Дело» без неприятных последствий для дебютанта, потому что в редакции ему посоветовали взять псевдоним. Под вымышленным литературным именем К. Балагин гимназист Паустовский оказался неуязвим для начальства. Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский в жизни был попечителем учебного округа А.А. Перовским, а обличитель российской бюрократии, автор «Истории одного города» Н. Щедрин занимал должность вице-губернатора в Твери и Рязани, председателя казенной палаты и звался М.Е. Салтыковым. Таким образом, Погорельский и Салтыков-Щедрин тоже не могли публиковаться под своими настоящими фамилиями.
4. Наличие однофамильцев. Некоторые писатели придумывали себе псевдонимы из-за наличия тезок, однофамильцев, которых в писательской среде было очень много. Так, писатель-этнограф Н.Ф. Лесков предостерегал читателя от заблуждений насчёт автора «Левши» и подписывался псевдонимом Корельский. Известный в советское время писатель Борис Лавренёв, автор пьесы «Разлом» и повести «Сорок первый», вынужден был взять в качестве псевдонима фамилию одного из родственников. Настоящая его фамилия была Сергеев.
6. По совету других людей. По совету редактора взял псевдоним 14-летний школьник Боря Кампов. Сначала он позаимствовал псевдоним у своего любимого литературного героя, подписав заметку в газете «Тверская правда» Б. Овод. Но редактор порекомендовал взять что-нибудь оригинальное. Редактор же и перевёл «заковыристую» латинизированную фамилию Кампов на русский язык. «Campus» по-латыни «поле, равнина», вот и получился русифицированный вариант фамилии Полевой, автора «Повести о настоящем человеке».
7. Комический эффект. Для сатириков и юмористов забавные псевдонимы были дополнительным средством, чтобы произвести комический эффект. Они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения. Так, В.А.Жуковский печатался под псевдонимом Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщий экс-президент старого огорода. Н.А.Некрасов – Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум Перепельский, Чурмень, литературной биржи маклер Назар Вымочкин. А.П. Чехов – Человек без селезенки.
Трудно перечислить все причины, по которым писатели берут псевдонимы. Помимо тех причин возникновения псевдонимов, которые были рассмотрены выше, существует ещё множество, не поддающихся классификации. Кроме того, не всегда возможно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы. Вариантов объяснения какого-то одного случая использования псевдонима вместо настоящего имени может быть несколько, если, конечно, нет свидетельств самого обладателя псевдонима или его современников. Что в псевдонимике более точно, так это определение способов образования псевдонимов и их смыслового значения.
Проанализировав происхождение и смысловое значение нескольких тысяч псевдонимов, В.Г. Дмитриев счел целесообразным положить в основу классификации способ их образования. (Приложение 1)
Некоторые псевдонимы появились без участия их носителей. Таковы прозвища, ставшие литературными именами ; полемические псевдонимы, под которыми авторы выводили своих литературных и идейных противников; мнимые псевдонимы, которыми являются подписи плагиаторов, а также подписи, появившиеся из-за ошибки редакторов или произвола издателей.
Смысловое значение некоторых псевдонимов понятно лишь соотечественникам авторов и тем, кто знает их родной язык; для всех же остальных оно остается скрытым, даже при большой популярности носителей этих псевдонимов. Так, литературное имя Горький, хотя широко известно за рубежом, ничего не говорит не знающим русский язык, а ведь оно глубоко символично. Мало того, из-за транскрипции (Gorki) оно может быть неправильно понято.
Для русских читателей остается неизвестным смысл литературных имен многих писателей Востока поскольку и в словарях и в энциклопедиях эти псевдонимы даются без перевода. Между тем эти литературные имена (Хафиз, Фирдоуси, Саят-Нова, Вургун, Нерис и др.) имеют, как правило, определенный смысл, так или иначе характеризуют их носителей.
К сожалению, мне не удалось найти классификацию псевдонимов зарубежных писателей. Можно лишь отметить, что п исатели часто выбирают традиционные для своих стран псевдонимы.
Поэты Востока предпочитают литературное имя («тахаллус») «в форме эпитета, отражающего особенности характера, мировоззрения, творчества: Саади – счастливый, Навои – мелодичный…
Псевдоним давали и по роду занятий родителей писателя. Во всем мире знают поэта, математика, философа и астронома Омара Хайяма (настоящее имя – Гийас ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим) (ок. 1048 – ок. 1123). Его отец изготавливал ткани для шатров – «хайма». Псевдоним поэта означает «палаточник», «палаточный мастер».
Известны случаи, когда псевдонимами писателей становятся названия населённых пунктов (сёл, городов и т. д.), которые также помогают избежать негативных социальных последствий.
Другой писатель – участник первой мировой войны, французский офицер связи, служивший у англичан, Эмиль Эрзог (Эрцог) (1885 – 1967) не поставил своего имени под книгой «Молчаливый полковник Брамбл» (1918). Командование требовало, чтобы книга вышла под псевдонимом. Им стало название прифронтовой деревушки Моруа, где помещался их штаб, и имя кузена Андре, погибшего на войне. Так появился писатель Андре Моруа, автор знаменитых биографий.
Псевдонимами становились не только названия населённых пунктов. Литовская поэтесса Саломея Бачинскайте – Бучене (1904 – 1945) взяла свой псевдоним – Нерис – от названия реки.
Используют авторы и многозначность слова. Таджикский писатель и учёный Садриддин Саид – Мурад-зода (1878 – 1954) сменил несколько псевдонимов, а потом в словаре нашёл слово « айни », имеющее 48 значений и позволяющее каждому читателю выбрать то, которое они считают нужным.
Таким, образом, происхождение многих псевдонимов связано с обстоятельствами жизни авторов, с особенностями их вступления на литературное поприще, с названиями их родных мест, с именами близких им людей.
Раскрытие псевдонима при жизни его носителя, без согласия последнего недопустимо и издавна считается грубым нарушением литературной этики. Особенно это было недопустимо в условиях господства реакции, когда вымышленная фамилия помогала избегать преследований. А. Амфитеатров в 1904 г. указал, что «псевдоним помимо воли его обладателя не может быть разоблачен до смерти литератора, когда он делается достоянием истории».
Однако многие писатели, делясь воспоминаниями, давно рассказали сами о происхождении своих литературных имен, не делая из этого никакого секрета. Некоторые сообщили даже в своих воспоминаниях, как, когда и почему они приняли те или иные псевдонимы.
Примеры использования псевдонимов
Надежда Александровна Лохвицкая родилась 24 апреля (6 мая) 1872 года в Санкт-Петербурге в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884). Училась в гимназии на Литейном проспекте.
В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, начав литературную карьеру.
Публиковалась с 1901 года. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».
Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонниками Тэффи были Николай II и В. И. Ленин, именем Тэффи были названы конфеты.
Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.
Биологическим отцом Джона был астролог Уильям Чейни. Его фамилию и дали при рождении малышу. Когда мальчику было около восьми месяцев, его мать Флора Веллман вышла замуж за Джона Лондона, инвалида и ветерана Гражданской войны в США, который усыновил маленького Джона Гриффита, и будущего писателя стали звать Джон Лондон.
Свои литературные произведения Лондон подписывал псевдонимом «Джек Лондон». Этот псевдоним связан, с тем, что имя Джон мальчику не нравилось. В детстве няня Лондона Вирджиния Прентисс и ее муж Алонсо ласково звали мальчика Джеки (в английском языке имя Джек — уменьшительная форма от имени Джон).
Его действительно звали Джон, но ему больше нравилось имя Джек. Так, когда ему было восемь лет, он сам выбрал себе имя, и оно осталось за ним на всю жизнь.
Представленная в исследовательской работе классификация псевдонимов писателей показывает все многообразие их функционального значения. Считается, что имя влияет на характер и судьбу человека. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Но только половина. Остальное зависит от самого автора.
Многие псевдонимы полностью вытеснили настоящую фамилию, став литературным именем, а некоторые псевдонимы даже наследовались. Происхождение многих псевдонимов связано с обстоятельствами жизни авторов, с особенностями их вступления на литературном поприще, с названием родных мест. С именами близких людей или персонажей любимых книг.
Проанализировав классификацию псевдонимов Дмитриева В.Г. и представленные в различных источниках варианты псевдонимов зарубежных писателей, я пришла к выводу о том, что варианты создания русских псевдонимов намного разнообразнее. Зарубежные писатели выбирают часто псевдонимы традиционные для своих стран. Это могут быть эпитеты, отражающие характер человека, название географического объекта, где родился или проживал автор, род деятельности отца.