про кого так называют
Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами
Ольга Петрова
Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами
Для дома и детского сада.
Игра 1. Что бывает острым?
Цель: познакомить с различными значениями слова острый.
Назовите (нарисуйте) предметы,про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье, острые (ножницы, иглы).
Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»?
Кто из вас остроумный?
Игра 2. Куда бежатъ?
Цель: познакомить с различными значениями слова бежать.
Взрослый загадывает загадки:
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой.
Летом бежит, зимой спит.
Весна настала — опять побежала.
Кто за тобой бежит, а догнать не может.
Кто и что может бежать?
— Что делает мальчик?
Дети отвечают на вопросы:
— Про кого еще можно сказать бежит?
— Как мы скажем про ручеек?
— А как сказать по-другому?
— Вода бежит из крана. Замените слово бежит.
— Про кого или что можно сказать бегут?
— Как называют спортсмена, который занимается бегом?
Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног».
Цель: познакомить с различными значениями слова хвост.
Взрослый загадывает загадки:
Нос стальной, а хвост льняной.
Под мостиком виляет хвостиком.
Хвост узорами, сапоги со шпорами.
Утка в море, а хвост на заборе.
Что еще мы называем словом «хвост»?
— У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик.
— Хвост крючком, а нос пятачком. Кто это?
Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»?
Какие выражения вам больше всего понравились? vk.com/zaykinaskazka
Цель: познакомить с различными значениями слова бить.
Материал: карточки,на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь.
Взрослый загадывает загадку:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
Мальчик бьет. в барабан. Часы бьют. громко. Девочка разбила. чашку. Бьет фонтан. во дворе. Мальчик бьет ногой по мячу, он. забил мяч в ворота. Папа забивает гвоздь. в доску.
Взрослый показывает карточки с картинками:
— Что делает мальчик?
— Бьет в барабан или барабанит.
— Что случилось с чашкой?
— Что делает другой мальчик?
— Играет в футбол, бьет по мячу, забивает гол в ворота.
Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом».
Игра 5. Звонок — звонить
Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах.
Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится?
— Про колокольчик, школьный звонок.
Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете?
— Дверной, телефонный, велосипедный.
Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят?
— Когда человек всем рассказывает о чем-либо.
Закончите пpeдложения. Варианты окончания приведены в скобках.
Звонит. (телефон). У велосипеда есть. (звонок). Дверь со звонком. (находится в доме).
Дидактическая игра «Другими словами» Другими словами. Развивающая игра подходит для детей в возрасте от 7 лет до 12 лет. Данная игра развивает речь, память, мышление. Детям.
Консультация для родителей «Игры для обогащения речи детей многозначными словами» С детьми старшего возраста в детском саду проводится работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Уделяется внимание работе над.
Конспект открытого занятия «Обогащение словаря родственными словами» Конспект открытого занятия Учитель-логопед Котяхова А. В. ГБОУ Школа №1236 Тема: «Обогащение словаря родственными словами» Лексическая тема:.
Проект «Мы знакомимся с природой!» для детей 3–4 лет Проект «Мы знакомимся с природой!» Тип проекта: познавательно-исследовательский Вид проекта: долгосрочный, коллективный Возраст детей: 3.
Словарь для педагогов Образовательный процесс – «течение», «ход», «продвижение»; совокупность учебно-воспитательных и самообразовательных процессов, направленных.
Знакомимся с цветом: игры для детей раннего возраста Знакомство детей с цветом следует начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети.
Словари
1. Давать название чему-либо, имя собственное кому-либо.
отт. Давать кличку, прозвище кому-либо.
отт. Характеризовать кого-либо или что-либо каким-либо словом.
2. Произносить имя кого-либо или название чего-либо.
3. Сообщать, объявлять.
II несов. перех. разг.
Приглашать, созывать кого-либо в каком-либо (обычно большом) количестве.
Морфология: я называ́ю, ты называ́ешь, он/она/оно называ́ет, мы называ́ем, вы называ́ете, они называ́ют, называ́й, называ́йте, называ́л, называ́ла, называ́ло, называ́ли, называ́ющий, называ́емый, называ́вший, называ́я; св. назва́ть; сущ., с. называ́ние
1. Если вы называете ребёнка каким-либо именем, значит, вы официально даёте ему это имя вскоре после его рождения. св.
Мальчика назвали Егором.
2. Если вы называете какой-либо объект, значит, вы даёте ему официальное название. св.
Одну из городских улиц назвали в его честь.
3. Если вы называете себя при встрече с незнакомым человеком, новыми для вас людьми, значит, вы сообщаете ему, им своё имя. св.
Я назвал свою фамилию.
4. Если вы называете человека, предмет или явление каким-либо, значит, вы их характеризуете таким образом.
Она называла его милым, дорогим, любимым. | св.
Я назвала бы это чувство ностальгией.
5. Если вы предлагаете называть вещи своими именами, значит, вы хотите, чтобы об всём было сказано честно и прямо.
6. Вы используете выражение так называемый, если хотите подчеркнуть, что так обычно называют то, о чём вы говорите.
При университете существовали так называемые литературные объединения.
7. Вы используете выражение так называемый, когда с иронией хотите подчеркнуть, что то, о чём вы говорите, не вполне соответствует должному уровню.
Какие блага вы получили от так называемой демократии. Мы с грехом пополам помылись в так называемой бане.
НАЗЫВА́ТЬ, называю, называешь. несовер. к назвать.
НАЗЫВАТЬ, назвать, назывывать кого, что; именовать, давать названье, имя, кличку;
| возглашать по имени, обзывать, сказывать названье, имя;
| считать, почитать, признавать чем;
| быть приглашаему, призываему, в известном числе. Я назвался, сказал имя свое. Назвался груздем, полезай в кузов! День Евдокии в народе называется подмочи-порог. Этот гвоздь называется двоетёсом, а этот однотесом. Это по-нашему называется плутовать. Он давно называется ко мне на обед. К пиру называются гости, а к гостям музыка. На дело (работу) не называйся, а от дела не отказывайся. Ни на какое дело не называйся, да и ни от какого дела не отзывайся. Сам на беду (или: на грех) называется (или напрашивается). Называнье ср., ·длит. названье ·окончат. назыв, назов муж. назывка жен., ·об. действие по гл.
| Называнье, именованье, поименованье, с понятием множественного числа называемых или многократного действия: При назывании каждого по имени и отчеству, он кланялся.
| Призыв, приглашенье, назов гостей и пр.
| Названье, наименованье, дача имени; самое имя это, кличка, слово, означающее предмет. Названье обоих братьев одним именем произошло по ошибке попа. При названии тебя по имени, я вспомнил тёзку твоего. Не видывал я вещи этой, и названья ей не знаю! До названья гостей, вари пиво.
| Без назыву, без назва, не откликаются.
| Назыв, назывка, назывище, имя. Назов жен., архан. назыв, названье, имя, кличка животного или вещи. Назывок муж. то же, названье вещи. Этому у нас и назывка нет. Назывный, назывной, к названью, назву относящийся. У нас народ назывчивый, сейчас назовет вещь по-своему. Он назывчив, как раз в гости напросится, назовется. Назывчивость жен. навязчивость, напросливость. Назван жен. назвище, назывище ср. названье, имя, кличка; или прозванье, прозвище и пр. Названье человека, имя при крещении; прозванье его, родовое, фамилия; прозвище, имя придаточное, второе прозванье, по приметам, свойствам, либо шуточное; назвище, сев., южн. (вор., курск.) имя, названье; в средней полосе: прозвище, продразнище.
1. НАЗЫВА́ТЬ см. 1. Назва́ть.
2. НАЗЫВА́ТЬ см. 2. Назва́ть.
Характеристика Чацкого
Чацкий – молодой свободный человек; можно сказать, путешественник, искатель нового. Не богат, никакого чина не имеет, да и не нужен он ему ни к чему: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он Фамусову, когда тот призывает послужить Чацкого, если желает жениться на Софье. Чацкий умен, остроумен, говорит лишь то, что у него в сердце – и это его отличительная черта. Дерзну даже сравнить его с Хлестаковым: «Что на уме, то и на языке».
Чацкий – это человек нового времени, передовых взглядов, человек иного пошиба:
«Ваш век бранил я беспощадно!» –
Он изобличает нынешний век, то время, в которое он живет и, самое главное, не боится этого делать. В связи с этим возникает вопрос: «Кто же еще, если не он?». «Один в поле не воин» гласит народная мудрость. Но в этом случае воин – воин, если он Чацкий!
Так и есть; он лекарь, лекарь свободы. Он пытается добиться того, чтобы его поняли – он не приемлет нынешний строй, как я уже говорил. Но дело в том, что его никто не понимает, и не может понять, и принимают его за сумасшедшего. Сам же Чацкий говорит Фамусову и Скалозубу:
«Дома новы, но предрассудки стары;
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары» –
Вот она, проблема! Но понимает ли сам Чацкий, что все его призывы, все увещевания, все силы, весь тот язвительный ум, кой он вложил в свои слова, – понимает ли он, что все это… как бы зря? Он знает, что не зря, ибо его поймут не нынешний век, не эти люди, но поймут обязательно другие.
В комедии Чацкий – наиболее значимый по своей функции персонаж, ибо без него ничего бы и не было: фамусовское общество так бы и осталось фамусовским, или же незначительно изменилось в связи с новыми веяньями, как это обычно бывает.
На протяжении всей комедии Чацкий заслужил множество характеристик о себе. Вот некоторые из них.
1) «Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!»
II. Софья Павловна о Чацком:
«…Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким может смех».
«Остер, умен, красноречив.
В друзьях особенно счастлив».
3) (Тоже Д., Я 6) Софья, разгневанная словами Чацкого о Молчалине:
«Убийственны холодностью своею!
Смотреть на вас, вас слушать нету сил».
«На что вы мне?
Да, правда, не свои бедЫ – для вас забавы,
Отец родной убейся – все равно».
«Ах, Александр Андреич, вот,
ЯвИтесь вы вполне великодушны:
К несчастью ближнего вы так неравнодушны».
«…Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Зачем сюда бог Чацкого принес!»
8) Основательную характеристику от Софьи Чацкий получает в III Д., 1 явлении:
«Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы…»
«…грозный взгляд и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна,
А над собой гроза куда не бесполезна» –
Этим Софья упрекает Чацкого в излишней откровенности. Она, быть может, считает, что Чацкий сам не видит этих «особенностей бездну» – этих, по мнению Софьи, сильнейших недостатков. Она призывает Чацкого с ними бороться. Но разве же это недостатки? Только по мнению фамусовского общества, но не по мнению Чацкого.
«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь».
«Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык,
В презреньи к людям так нескрыту,
Что и смирнейшему пощады нет. Чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет!»
Намекая на Чацкого:
«Конечно, нет в нем этого ума
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал,
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
«Ах, этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!»
«Не то, чтоб уж совсем…»
«А! Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?»
III. Чацкий о себе самом:
«Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так, – ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду…»
«Ах! нет, надеждами я мало избалован»
«Я не отгадчик снов»
«Я верю собственным глазам»
«Длить споры не мое желанье…»
«Я сам? не правда ли, смешон?»
«Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…»
«Но есть ли в нем *(в Молчалине)* та страсть,
То чувство, пылкость та,
Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем и всем его делам
Душою – вы, вам угожденье. »
«Ах! боже мой! неужли я из тех,
Которым цель всей жизни – смех?
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю».
«Не впрямь ли я сошел с ума?»
«Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!»
IV. Фамусов о Чацком
«…этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель
Быть взрослой дочери отцом!»
«Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя…»
«Ах! боже мой! он карбонари!»
«Что говорит! и говорит, как пишет!»
«Он вольность хочет проповедать!»
«Да он властей не признает!»
«И знать вас не хочу, разврата не терплю».
«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди».
«Тебя уж упекут
Под суд, как пить дадут».
«…Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит».
«Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, и нИ весть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монашеским лицом,
Так назовет он подлецом. »
«По матери пошел, по Анне Алексевне:
Покойница с ума сходила восемь раз».
«Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!»
V. Прочие лица о Чацком:
1) (Д. III, Я. 10), Хлестова:
«…Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех…»
«Я за уши его дирала, только мало».
2) (Д. III, Я. 15 и 16), Г. N. и Г. D.:
3) (Д. III, Я. 16), Загорецкий:
«…Его в безумные упрятал дядя-плут…
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.
Так с цепи, стало быть, спустили»,
«Представьте, я заметила сама;
И хоть пари держать, со мной в одно вы слово».
«В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».
(Я. 20) Графиня бабушка:
«Да. в пусурманах он!
Ах! окаянный вольтерьянец!»
«Шампанское стаканами тянул».
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина…»
4) (Д. IV, Я. 7), Княгиня:
«… с ними говорить опасно,
Давно бы запретить пора…
…
Я думаю, он просто якобинец…»
По мнению Фамусова, да и, думаю, по мнению всего фамусовского общества, Чацкий – извращенная натура; и извращенность его в том и выражается: в речи, в действиях – во всем, и тем он извращен, что видит всю несправедливость, неправедность, именно самое извращенность фамусовского общества. Что смеет, к тому же, выразить свое мнение. «Он карбонари!» – восклицает Фамусов. «Он якобинец» – говорит княгиня. И как еще только не называют Чацкого, но все приходят к выводу… точнее, к выводу пришла Софья, и то в шутку, в месть, а остальное общество согласилось с этим выводом – в общем, Чацкий сошел с ума. Но это не так – и мы это прекрасно знаем. Он был просто-напросто умнее своего времени, он опередил его и воевал со старыми порядками, изощренно и хитроумно их изобличая… Он противопоставил себя целому обществу; он воевал с ним… в конце концов, он приходит к выводу, что только время изменит этих людей. Далее он уезжает странствовать – вновь:
«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»
Но что оставил после себя Чацкий, что изменил? Ведь фамусовское общество так и осталось фамусовским! Или же он заронил семя, семя свободы, которое вскоре принесет свои плоды?
Чацкий, будучи чувствительным и, к тому же, остроумным человеком, наговорил всяких «колкостей», обвинил фамусовское общество за то, что оно не смогло понять его, что не захотело меняться, и что оно надсмеялось над ним. Он примерил на себя особую роль – роль судьи, изобличителя пороков, всей этой несправедливости, громоздящейся и окружающей все это общество. Так разве что-то изменилось? Ответить на сей вопрос нельзя, так же как и нельзя ответить на вопрос: «А будет ли этот человек талантливым поэтом? – а человек-то еще и не родился; еще не вырос – он еще только в зародыше…
«Они сражаются на равных с мужчинами и могут убить» Кто такие русские богатырши и почему им так сложно было найти мужа?
Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Мы привыкли, что богатыри обладают необычайной физической силой и могут в одиночку сразить целое войско. Однако мало кто знает, что в былинах и сказках были и богатырши, которые не боялись воевать с мужчинами и даже побеждали их в честном бою. Откуда эти девы-воительницы взялись в русском фольклоре, чем они знамениты, как складывалась их судьба и существовали ли на самом деле русские амазонки — «Лента.ру» спросила у профессора Института славянской культуры Российского государственного университета имени Косыгина, фольклориста и этнографа Варвары Добровольской.
Как богатырши появились в русских былинах?
Добровольская: Начнем с того, что воительницы — в русской традиции их еще называют «поленицы» или «поляницы», то есть женщины, которые ездят в поле сражаться, — есть во всей мифологической системе. Например, валькирии или амазонки. Со временем мифы разрушались, определенным образом эволюционировали, формировались другие жанры. С разрушением мифологической системы эти образы попадали в былинный и в сказочный эпос.
В любой традиционной культуре существует некая норма, то есть любой человек должен вести себя определенным образом и выполнять определенные функции. А сказочный мир создается именно появлением персонажа, который не подчиняется этим декларируемым нормам. Например, в русских сказках есть лежащий на печи. Ни один нормальный человек на печи постоянно лежать не должен. Любой человек должен что-то делать, а не только лежать на печи и золу перебирать. То есть этот герой как бы не соответствует неким представлениям о норме. Человек должен стричься, мыться и сопли подтирать, а такой герой, как Неумойка, который за собой не следит и 12 лет в таком облике живет, выходит за рамки.
И с девами-воительницами примерно то же самое. Женщина не должна быть воительницей по определению. А тот факт, что женщина совершает какие-то неженские поступки, — это уже знак сказочного мира.
Какие они — богатырши в русских былинах? Они рождались сильными или как-то волшебным образом обретали свою силу?
Нигде не сказано, что богатырши как-то получали свою силу, в отличие от героев мужского пола. Герой может выпить «сильной воды», его могут наградить этой силой каким-то волшебством, а героиня всегда изначально богатырша.
Причем в случае с богатыршами речь идет только о физической силе, не о волшебной. Есть и другой пласт героинь, которые попадают в категорию таких чудесных женщин, — например, Марья-искусница. Они могут быть волшебницами, которых надо победить именно в колдовстве. Такие героини тоже есть, но их существенно меньше.
Какое у них обычно происхождение — высокое или низкое?
Происхождения они обычно высокого: это чаще всего образ княжеской или царской дочери, королевны, Царь-девицы. Кроме того, как правило, это дочери какого-то заморского царя, который сам по себе в сюжете не появляется.
Что отличает былинных богатырш от амазонок и дев-воительниц в других культурах?
В мифах мы обычно имеем некую систему, в которую тот или иной персонаж вписан. То есть мы знаем, откуда он появился, как существует, где живет и так далее. В мифах у любого персонажа есть место обитания и социальная система общества, в которой он функционирует. Если мы говорим об амазонках, то это страна, в которой есть определенная царица, там действуют определенные правила жизни, и все в этом духе.
Материалы по теме
«По крещеным детям плакали, как по мертвым»
Васька Пьяница и Хотен Блудович
А когда мы говорим о былинах и сказках, — это некий условный мир. В них даже имена героев и героинь условны, поэтому чаще всего мы их определяем по сюжетам. Сюжет может разворачиваться в каком-то царстве, например, в девичьем царстве, но мы о нем в любом случае будем знать примерно то же, что о тридевятом или тридесятом царстве. Иными словами, это всегда такая условная система, которая существует только так, как мы можем ее себе представлять.
То есть в сказках это придуманное царство, а в мифах это всегда апелляция к реальности. Так было всегда. Мифы — это некое реальное пространство, вписанное в систему реального мира. Просто оно может быть далеко.
Какие самые известные богатырши в русском фольклоре и что о них известно? С детства, наверное, все знают только про жену Ставра Годиновича Василису Микулишну — по старому советскому мультику. Но ведь есть и другие?
Есть еще один образ — женщина в мужской одежде. Сегодня мы его знаем по мультфильму «Мулан», а вообще это довольно распространенный сюжет о девушке, которая переодевается в мужское платье и идет воевать. И здесь речь идет, безусловно, о девушке-воине — неважно, богатырша она или нет, но о воине, который скрывает свое женское естество. И если в русских традициях она остается женщиной, то в западно-славянских традициях есть варианты, когда она с помощью колдовства меняет пол и превращается в юношу, тем самым приходя к норме «мужчина-воин».
А вообще помимо Василисы Микулишны, которую вы назвали, богатырш не очень много и в былинах, и в сказках. Есть так называемые герои второго ряда (второстепенные персонажи — прим. «Ленты.ру») в былинах, и они периодически соприкасаются с женщинами-воительницами. Это могут быть, например, сестры царевен, княжон или боярышень, которых сватают за князя Владимира. Их сестры в этих сюжетах как бы мешают взять их в княжеский терем, в результате чего происходит битва героя с богатыршей (имеется в виду былина о богатыре Дунае Ивановиче и о Настасье Королевичне, сестре невесты князя Владимира Апраксы, которая решила помешать их свадьбе — прим. «Ленты.ру»).
Эта Настасья Королевична
Узнала про сестрицу свою родную,
Увезли у ней сестрицу на Святую Русь,
Не влюби у них брали богатыри;
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоем
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал.
Обычно былинную богатыршу или побеждают, или убивают. Возьмем, например, Настасью-богатыршу, на которую замахиваются, пронзают, и она течет потом Настасьей-рекой.
Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!
Но чаще богатырши все-таки появляются в сказках. Там есть целый пласт таких героинь, как Марья Моревна или Царь-девица. Они заведомо равны богатырям, и только в определенных случаях могут быть побеждены ими. И, собственно, победа над ними — это как бы некая победа над девичеством, потому что только невинность героини позволяет ей быть богатыршей. Как только она вступает в сексуальный контакт с героем, она становится обычной женщиной, и ей начинает угрожать такая же опасность, как и любой другой героине.
Хотя есть еще сказка «Слепой и безногий». В ней некий слуга царевича помогает ему сосватать героиню, пройдя все ее испытания за него. Сюжет очень близок к «Песне о Нибелунгах» (знаменитый немецкий эпос, основанный на сюжете о женитьбе легендарного драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде — прим. «Ленты.ру») — герой хитростью получает в жены богатыршу, а та потом наказывает его и своего мужа за обман. В «Песне о Нибелунгах» это сватовство Гунтера к Брюнхильде, которую он должен был победить в бою. Сражался за него Зигфрид — он надел плащ-невидимку и действовал как бы от лица Гунтера, пока тот только руками размахивал.
То есть богатырши выходили замуж не только за богатырей, но и за всяких царевичей, получается?
Здесь очень странная история, потому что, конечно, богатырша ищет себе равного по силе мужчину. Еще лучше — даже не равного, а того, кто будет сильнее. И чаще всего замужество происходит именно тогда, когда герой честно или не совсем честно побеждает героиню, как в «Слепом и безногом». Плюс иногда бывают случаи как с Марьей Моревной, когда герой слабее. Там действительно произошел брак по любви: они поженились, он поселился в ее дворце и прекрасно себя там чувствовал, а она продолжала некоторое время ездить в поля воевать.
И вот однажды он в ее отсутствие открыл погреб, увидел там Кощея и, будучи человеком добрым, напоил его водой. Кощей набрался сил, выбрался и утащил Марью Моревну — в отместку за то, что она его заточила. Дать ему отпор она не смогла, потому что уже потеряла часть силы после замужества.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.
А Иван-царевич горько-горько заплакал.
Но чаще всего, конечно, богатырша выходит замуж за того, кто сильнее или хотя бы равен ей в силе. Тут речь идет про равноценные партнерские отношения.
А злодейки были среди этих воительниц?
Хотя потом, после замужества, они могут быть вполне нормальными женщинами. А те героини, которые узнают, что их победил не сам герой — не сильнейший, а хитрейший, — очень злобно себя ведут в конце сказки. Тому помощнику, который помог ее завоевать, она отрубает ноги, а собственного мужа отправляет свиней пасти.
А если брак был удачным, богатырши становились обычными женами? Или они так и продолжали после свадьбы ходить с мужьями воевать?
В русских былинах и сказках я такого не знаю. Чаще они выходили замуж, отдавали часть своей силы мужчине и продолжали жить обычной жизнью.
Это понимание обычной жизни в противовес образу женщины-воительницы как-то характеризует положение женщины на Руси?
О матриархате эти героини былин и сказок точно не говорят, потому что сам вопрос матриархата достаточно спорный. Неизвестно, был ли он вообще. На самом деле роль женщины в русской традиции — это совсем не та мифическая роль угнетаемой стороны, которую ей придумали. В действительности женщина на Руси имела очень большие права, в ряде случаев у нее даже было право голоса, а в определенные эпохи женщина вообще занимала очень значимое место в традиции.
Просто надо понимать, что если все вокруг воюют, довольно странно ожидать, что женщина будет занимать главенствующее место. При этом в истории женщины-правительницы периодически появлялись, начиная с княгини Ольги и заканчивая матушками-императрицами, которые в свое время управляли государством. То есть особым гонениям женщины на Руси не подвергались. Конечно, они были слабее, поэтому людям хотелось, чтобы в каких-то случаях существовал некий миф о ее силе. Да, женщина не обладала гражданскими правами, но у нее были большие семейные права. Всегда хочется некоего отступления от нормы.