признаки псевдонаучной деятельности присутствуют в названиях таких религиозных течений как мормоны

Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа последних дн

МОРМОНЫ.
ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ИИСУСА ХРИСТА
ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И УЧЕНИЕ

Выдержка из книги
«Сравнительное христианское богословие»

Чаплинский В.
Ч 19 Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа послед-них дней. Происхождение и учение. – К., 2013. – 34 с.

В книге рассматривается особенности вероучения церкви святых Иисуса Христа (мормонов) как современ-ного религиозного движения. В работе проведен подроб-ный анализ доктрины мормонов и сравнительный анализ соответствия ее положений Священному Писанию. Рабо-та представляет интерес для ученых религиоведов, бого-словов, преподавателей и студентов.

кандидат філософських наук Сырцова Е. Н.

Введение……………………………………. 4
Гл. І Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа послед-них дней.
Возникновение……………………….…..6
Распространение…………………….…..8
Организация… …………………………..10
Гл ІІ Основы учения ………………. ………12
Гл ІІІ Теология мормонов…………….……..17
Гл ІV Основные практики………..…………..25
Заключение………………………………….26

Мы живем во времена подделок. Подделки в поли-тике. Литературе, культе, религии. Все ясное, изначально настоящее, изменяется и заменяется на суррогаты. При-чем, беда в том, что люди научились так искусно подде-лывать, что неподготовленный человек отличить поддел-ку от истины зачастую не может.
Разве не хотят политики, деловой мир и, возможно, какие-либо религиозные деятели использовать в своих интересах людей, которых слушают и которым верят миллионы? Как и всегда в борьбе сил Света и Тьмы, До-бра и Зла участвуют люди. В это опасное время всеобщей духовной деградации – особенно важно направлять людей на путь, указанный Христом. Подделки часто вы-глядят так, что их не отличить от истинных вещей. Много людей обратились к нехристианским доктринам в по-исках духовного удовлетворения. Это не удивительно, если вспомнить, насколько ослабела духовная жизнеспо-собность христианских общин в наше время. Истинная взаимосвязь верующих подменяется внешней религиоз-ностью. Поэтому вместо того, чтобы привлекать духовно нуждающихся, некоторые христианские церкви и объединения только отталкивают их от верного решения. В результате они пополняют ряды псевдо христианских религий.
Чуждые, непонятные нам религиозные культы, о которых еще недавно мы не знали, теперь распространя-ются и набирают силу. Восточный мистицизм и западные оккультные верования привлекают все больше при-верженцев, особенно среди подростков и молодых лю-дей. Бурный рост нехристианских религий, культов и сект имеет свои причины. Одна из них – крах материали-стической системы ценностей. Материализм не может удовлетворить духовные нужды. Люди ищут применения своим личных и индивидуальных способностей. Они ищут полноты духовной жизни. В чувственных, мисти-ческих переживаниях люди пытаются найти смысл су-ществования. Все это и вызвало появление многих со-временных религий и сект.
Другой причиной увлечения новыми культами яв-ляется одиночество. Ощущение неполноценности и от-чуждения. В соблюдении предписаний новых вероучений и их обрядов, люди стремятся найти любовь, общение и дружбу, которых им так не хватает. Некоторых привлекает призрачная надежда обрести духовного руко-водителя, авторитетного наставника. Кое-кто соблазня-ется обещаниями таинственной власти над обстоятельст-вами жизни и личной судьбой. Любители экзотических, неожиданных идей, экстравагантного образа жизни тоже нередко вступают в различные секты и религиозные группы.
С апостольских времен и до наших дней единая Церковь Христова несла свет истины Слова Божьего во тьме культовых и других нехристианских учений. В этой духовной борьбе Церковь уповала на Господа и Его обе-тование: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо-леют ее». Ложные учения появляются как вне Церкви, так и внутри ее. Отвергая богодухновенность Библии и уникальность личности Христа, Сына Божия и Спасителя мира, их приверженцы стараются увлечь за собой неут-вержденных в Слове Божьем христиан и неверующих, препятствуя познания Христа. Неудивительно, что в их сети попадают добрые и искренние люди. Культы, уче-ния и религии на первый взгляд, достаточно разнообраз-ны. Немало религиозных групп претендует на христиан-ство. Есть последователи восточных религий и язычества. Есть движения, представляющие собой синтез хри-стианства и восточных религий. Есть и такие, которые полностью отвергают все доброе и моральные устои и призывают к служению сатане.

Мормоны.
Церковь святых Иисуса Христа последних дней

Писания
Мормоны принимают Библию лишь постольку, по-скольку правилен ее перевод, и считают, что она была безнадежно извращена за многие века. Помимо Книги Мормона почитаются «Доктрины и заветы» (более 100 откровений и учений) и «Ценная жемчужина» (Книги Моисея и Авраама). Ученые подсчитали, что Книга Мормона переписывалась почти 3000 раз! Многие изме-нения находятся в прямом противоречии с ранними из-даниями. Не существует исторических или археологиче-ских свидетельств, подтверждающих истинность Книги Мормона. Моральные устои и заверения Джозефа Смита о истинности учения не внушают доверия.
Четвертый параграф Символа веры мормонов гласит: «Мы верим в Библию, как в Слово Божие, только если она верно переведена» («Драгоценная жемчужина», с. 60). Недоверие к Библии привело к увеличению доверия к другим священным книгам. Джозеф Смит пытался ис-править ошибки Библии, переводя ее с помощью «дара и могущества Бога». Утверждение мормонов, что подлин-ный текст Библии изменен до неузнаваемости – полно-стью неверен. Смит начал свою работу над Библией вес-ной 1831 года. 2 июля 1833 года в «Истории церкви» за-писано: «В этот день мы завершали перевод писаний». В Библии, изданной мормонами, имеются следующие сти-хи с пометкой «JST» (перевод Джозефа Смита), что оз-начало внесение пророком изменений: Откр. 1:1, 20; 2:1, 22, 26, 27; 3:1, 2; 4:4, 5, 6; 5: 6; 6:1, 14; 9:14; 12:1; 13:1; 19:15, 18, 21; 20:6. Джон Д. Наттинг сравнил еврейскую и греческую рукописи с версией Смита. Он обнаружил, что изменения, внесенные Смитом в Библию,не опираются ни на рукописи Ветхого, ни на рукописи Нового Заветов. Смит не знал языков, на которых была написана Библия,и не обладал достаточной квалификацией для ее перевода.

Книга Мормона
Когда было второе видение в 1823 году к Джозефу Смиту,явился Морони. Ангел объявил Смиту Божий призыв – бать Его вестником. Для исполнения этого по-ручения через четыре года Смит должен был найти кни-гу, состоящую из золотых плит, на которых записана ис-тория прежних обитателей американского континента. Для перевода этой книги на понятный Смиту английский язык Бог приготовил два камня – урим и туммим, которые использовались еще древними пророками. По словам Смита, он рас копал золотые плиты на горе Куммора 2 сентября 1827 года. Ангел Морони повелел ему хранить плиты и вернуть их после того, как Смит сделает перевод текста с «реформированного египетского» языка на английский. Через два года перевод был готов. В 1830 году книга, названная «Книгой Мормона», вышла в свет.
Вопрос об исторической достоверности «Книги Мор-мона» не подтверждается археологическими исследова-ниями. Многие считают, что «Книга Мормона» фактиче-ски является плагиатом, воспроизведением романа Со-ломона Сполдинга «Найденная рукопись», а вовсе не божественным откровением, как утверждают мормоны. Однако для мормонов авторитет этих «откровений» (не только «Книги Мормона», выше авторитете Библии. Уо-лес Бенет писал «Мы признаем ограниченность Библии, хотя и отдаем ей должное. Мы не считаем абсолютно достоверным ни одно из содержащихся в ней утвержде-ний, поскольку считаем, что Бог в последствии вновь да-ровал проповедникам право говорить от Его имени. По-этому мы, естественно, не можем согласиться, что кано-низация нынешнего текста Библии навсегда поставила точку в Божественном откровении». Итак, мормоны не считают Библию истинным Словом Божиим. «Книга Мормона» является основой учения мормонов. В тех местах, где имеются противоречия между Библией и книгой Мормона, высказывания последней считаются истинными. Эта книга состоит из 15 маленьких книжечек (всего 500 страниц). В них рассказывается история древ-него заселения Америки.
Во времена строительства Вавилонской башни колено Яредитов попало в Америку, разделилось и прекратило свое существование в результате внутренней вражды и борьбы. В 600 году до рождения Христа при пророке Ле-хе (такого пророка в истории Израиля вообще не было!) в Америку приехали представители из колена Манассина. Их потомки разделились на две группы: нефиты и ламаниты. Нефитам Христос явился после воскресения и дал директивные указания для основания Церкви. В следствие вины людей эта церковь исчезла, распалась. 400 лет после рождения Христа бушевали последние сражения между нефитами и ламанитами вблизи холма Кумора. Там пророк Мормон и его сын спрятали выше-названные пластинки с записанными на них событиями (420-421 г.г.).
Известный американский исследователь культов В. Мартин писал: «Почти 4 тысячи изменений, внесенных в «Книгу Мормона», говорит о том, что ни в каком смысле она не может быть принята за Слово Божие. В Библии сказано: «Слово Господне пребывает в век»(1 Петр. 1:25); и наш Спаситель провозгласил: «Освяти их истин-ною Твоею: Слово Твое есть истина». (Иоан. 17:17). Правдивость Библии неоспорима. В Книге же Мормона слишком многие места явно лживы, чтобы считать это случайностью. При внимательном изучении Книги Мор-мона выясняется, что она содержит по меньшей мере 25000 слов из Библии короля Якова. А заимствование фраз, иногда довольно длинных, мормоны не могут объ-яснить. Кроме того, многие исследователи считают, что в «Книге Мормона» имеют место плагиат, противоречия. Известно много случаев, когда честные мормоны после серьезного исследования этого фальсифицированного труда, отказались от мормонизма, потому что пришли к убеждению в недостоверности «Книги мормона».

«Учение и Заветы»
«Учение и Заветы» –это запись 140 откровений со времен Джозефа Смита. Эта книга содержит присущие мормонам доктрины, браки на небесах, крещение мерт-вых, многобожие, возможность превращения человека в бога, наличие у Отца тела из костей и плоти и «Слово Мудрости», включающее полный отказ от мяса летом, табака (исключая окуривание больного скота), горячих напитков и алкоголя (кроме протирания кожи). Семь разделов «Учения и Заветов» содержат явно неверные пророчества.

«Драгоценная жемчужина»
Эта книга писаний мормонов, обычно рассматривается вместе с «Учением и Заветами». Она состоит из 5 раз-делов: «Книга Моисея», «Книга Авраама», «Джозеф Смит – Матфей», «Джозеф Смит – Истрия» являются выдержками из перевода Библии, сделанного Джозефом Смитом в 1834 году. «Джозеф Смит – История» включает воспоминания 1839 года о первом видении и явления Морони. «Символ веры» содержит 13 пунктов, качаю-щихся веры. «Книга Авраама» является как бы переводом египетского папируса, пересказывающего 1-ю главу Книги Бытия, как повествование о творении «богов», а не Бога. «Книга Авраама» вызвала противоречивые отклики с самого первого опубликования ее Смитом в 1835 году. Смит стал переводить иероглифы на папирусах и «к нашей огромной радости обнаружил, что один из свитков содержит писания Авраама, другой – Иосифа из Египта» («История церкви» 2:236). Перевод одного из папирусов в результате был признан мормонами частью Писаний, «Книгой Авраама».
В 1967 году папирусы, послужившие источником «Книги Авраама», были вновь обнаружены Метрополи-тен Мьюзеум, Нью-Йорк. Это позволило египтологам по-новому взглянуть на работу Джозефа Смита. Но к недо-умению мормонов, египтологи не подтвердили ни одного слова из перевода Смита. Хуже того, папирусы не имели ни какого отношения к Аврааму, а содержали лишь пра-вила, по которым проходили обычные египетские похо-роны. Это доказывает лживую природу переводов Джо-зефа Смита. Его работа является обманом, и под маской Писания она скрывает фальшивую доктрину. Боги, упо-мянутые в 4 и 5 главах «Книги Авраама», так же фаль-шивы, как египетские боги в папирусе.

Эсхатология мормонов
Мормоны верят во второе пришествие Христа бук-вально. Они учат, что по Его возвращении евреи собе-рутся в Палестине, мормоны же чудным образом собе-рутся в Миссури, и гнев Господень обрушится на всю землю, кроме Старого и Нового Иерусалима (см. «Уче-ние и Заветы» 29: 9-11). У мормонов есть сходство с культом англо-израилизма, поскольку они верят в возро-ждение десяти павших колен. Различие лишь в том, что в англо-израилизме этими десятью коленами считаются англичане. Мормоны же полагают, будто эти колена на-ходятся где-то в районе полюса и будут взяты оттуда и перенесены в Сион (Миссури), разделив там со «святы-ми» все накопленные богатства. «Человечество растра-тило миллионы долларов и сотни жизней в поисках жиз-ни на северном полюсе, но ему еще предстоит найти ее – теплую, плодородную страну, где живут десять колен Израилевых, страну, поделенную рекой, с одной стороны которой живет половина колена Манассии, наиболее многочисленного из колен. Так сказал Пророк» (Иосиф Смит).
Основные практики
Президент мормонской церкви считается «живым пророком», продолжающим получать новые откровения от Бога. Он представляет власть Бога в Церкви. Также существует прекрасно организованная иерархия священ-ников, епископов, апостолов, старейшин и д.р., имеющих различные степени контроля над жизнью людей. Доступ мормонов к истинным доктринам крайне ограничен. Зачастую им говорят, во что нужно верить. Жизнь мормонов, моральные устои и этика находятся под жест-ким контролем. Их высокие моральные и семейные цен-ности привлекают внимание многих людей. Особенно тех, кто обманут теми церквями, которые допускают па-дение нравов и не уделяют достаточного внимания слу-жению семьям. Помимо этого мормоны практикуют крещение за мертвых.
Исторически полигамия считается допустимой и вся-чески поощряется, особенно среди руководителей церк-ви. Мужчина мормон, посредством особых тайных обря-дов может сочетаться «небесным браком» с несколькими «женами в будущей жизни». Обряд «небесного брака» считается необходимым для женщины, так как только она, по мнению мормонов, может достичь высшей славы. Наличие потомства в земной и будущей жизни очень важно для мормонов (что противоречит учению Христа – см. Мф. 22.30). У мормонов три степени славы:
— подземная слава;
— земная слава;
— небесная слава.
Мормоны очень преданны и ревностны в своем слу-жении. Для удержания мормонов в культе используется внушение принципов учения, жесткая дисциплина, запу-гивание и угрозы. Высокие моральные стандарты мор-монов затмевают и скрывают истинную доктрину культа. Иосиф Смит в свое время был масоном и заимствовал масонские ритуалы, которые совершаются в мормонских храмах по сей день. Эти ритуалы включают сцены сотво-рения мира, секретные пароли и рукопожатия, а также принятие новых тайных имен. Каждый член мормонской церкви по заповеди Иосифа Смита обязан постоянно но-сить нижнюю одежду обрядового значения для того, чтобы предохранять себя от злых духов.
В учении и практике мормонизма имеются несколько характерных культовых признаков – это откровения Смита, его диктаторский статус при жизни и беспреко-словный авторитет после смерти. Авторитет его книг, политеизм, обожествление человека, предсуществование души, важность обрядов, секретные ритуалы, оккультизм, фантазии о будущей жизни и учение о спасении делами.
Заключение
(или критическое суждение об учении мормонов во свете Библии)

Бог возлюбил мир. Он возлюбил и мормонов. Наше благовестие относится к ним. Кроме разумного подхода и бесед нужна молитвенная подготовка и искренняя лю-бовь к ним, как к душам, блуждающим во тьме.
Беседы с мормонами полезны по следующим темам:
1. Археологические данные и их связь с учением мормо-низма;
2. Неубедительность «откровений» Иосифа Смита. К учению Священного Писания мормоны добавили много собственных доктрин, утверждая, что и после канониза-ции текста Библии,
3. Жизнь «пророка» Смита и его полигамия не соответ-ствует ни первым книгам Бытие, ни учению Христа о брачной жизни;
4. Противоречие между мормонским и библейским уче-ниями о Боге;
5. Многочисленные поправки в «Книге Мормона» со времени ее первого издания и достоверность древнейших рукописей Библии.
О чем следует помнить при встрече с мормоном:
1. Мормоны преподносят свое учение туманно, чтобы прикрыть вопиющие нелепости основных его положений;
2. Церковь мормонов процветает благодаря выгодам, ко-торые приносит участие в делах мормонской общины. Членам общины обеспечено социальное страхование, их секта всегда заботится о нуждах своих членов. Мормоны придают большое значение укреплению семейных связей и особенно внимательно относятся к молодым членам секты (им предоставляются спортивно-туристи¬ческие лагеря, танцевальные клубы и пр.). В результате они добились очень низкого уровня преступности среди молодежи, принадлежавшей к их секте. Церковь призы-вает рядовых, членов общины активно участвовать в проповеди и распространении мормонизма и представ-ляет им для этого все необходимое.
3. Так как учение мормонов, в сущности, не имеет ничего общего с Библией. Мормон может спасти свою душу и отказаться от извращенного представления о христи-анстве, внимательно изучая Писание. Нужно призывать мормонов сравнить их вероисповедание с тем, чему дей-ствительно учит Библия.
4. Система мормонов предполагает «выслугу спасения» с помощью дел человеческих. Это не дает уверенности в спасении. Новый Завет подчеркивает уверенность в спа-сении, кто уверовал в Иисуса Христа, Который принес Себя в жертву во искупление всех грехов человеческих – прошлых и будущих (Иоан. 20:31).
Своей вежливостью, интеллигентностью, грамотно-стью, опрятным видом мормоны стараются войти в до-верие и вовлечь в свою секту несведущих, доверчивых и не подозревающих об опасности людей. Необходимо предостерегать людей от установлении любых контактов с мормонами. Основной целью является не атака абсурд-ных лжеучений и практик, но предоставление с любовью истины Библии, Евангелия и реального Иисуса Христа. Здравое учение и провозглашение истинного Евангелия должно предшествовать указанию ошибок (см. Тит. 1:9). Многие Христиане не могут отличить ложное учение от истинного. Они не достаточно понимают христианские доктрины. Библия должна быть авторитетом у этих лю-дей.
В заключение рассмотрим причины распространения культов. Давид Хесселгрейв, профессор Евангельской Богословской Школы Св. Троицы в Чикаго, говорит в книге «Динамические религиозные движения», что куль-ты происходят и функционируют при содействии опре-деленных причин. Он говорит о семи аспектах жизни разных культов, которые излагает в следующем порядке:
1. Во-первых, что касается веры или доктринального исповедания. В этом аспекте важны факторы, как:
а) уникальность учения. Пусть даже оно будет заимство-вано из разных источников, но лишь бы было по своему составу новым. Уникальным;
б) практические ожидания. В это понятие включаются та-кие конкретные обещания, как успех, мир, обещание надежды на будущее счастье, превосходство, забота друг о друге и т.п.;
в) всеобъемлющее мировоззрение. Лидеры культов не оставляют второстепенные вопросы непродуманными или без ответа. Они обычно дают своим членам ответы на все вопросы, по крайней мере, на те, которые обычно задают люди. Рядовые члены культов не должны сами ломать голову над трудными вопросами;
г) особая апокалипсическая система. Люди всегда инте-ресуются будущими событиями и концом мира. Как бы культы ни отличались друг от друга в толковании исто-рии и будущего, они всегда имеют свою собственную схему будущего и знают место своих членов в ней.
2. Во-вторых, что касается организационного уклада группы. В этом аспекте играют роль такие факторы, как:
а) структура организации. Обычная организация культов является иерархической, более подходящей к военной, привилегированной. Власть лидеров и их помощников в ней играет очень важную роль. Часто именно они явля-ются буквально диктаторами. Неповиновение приводит к строгим мерам взыскания;
б) доминирующие вожди. Возглавляют культы обычно люди, которые имеют необычные способности вести за собой людей. Как они это делают, является особым во-просом;
в) личное участие рядовых членов. В растущих движени-ях и культах наблюдается тот факт, что лидеры создают условия для участия в движении каждого члена культа, то ли путем убеждения, страха или в результате органи-зованного порядка;
3. В-третьих, что касается богослужения и обрядов. В этом аспекте деятельности культа играют роль такие факторы, как:
а) вступительные обряды. В то время, как в евангельских церквях главное внимание уделяется вопросу обращения и возрождения, то в культах обряд приема играет более важную роль;
б) участие всех в богослужебных обрядах. Члены куль-тов, обыкновенно, не являются пассивными наблюдате-лями того, что происходит во время службы, но активно участвуют в ней. Они исполняют свою роль и предпи-санные обряды, что дает им чувство собственной значи-мости и эмоциональное удовлетворение;
в) внимание к чувствам людей. Многие культы исполь-зуют психологические нужды людей, обещая им физиче-ские исцеления, близость общения с единоверцами и опеку со стороны вождей.
4. В-четвертых, – богослужебные места. В этом аспекте преобладает следующий фактор:
а) храмы и священные места. Не все культы их имеют, но в практике многих из них центры их организаций, храмы, залы и другие особые места имеют значение, как важные священные места веры. Психологический фактор этого нельзя недооценивать.
5. В-пятых, что касается происхождения культов и их книг. В этом аспекте отметим такие факторы, как:
а) абсолютный авторитет «откровений» и «открытий» якобы данных основателям культов. Лидеры культов и их последователи выдают свои «откровения», «явления», «открытия» и т.п. за божественные и беспрекословные. Для них они являются абсолютной истиной;
б) непогрешимость книг, написанных основателями культов. Может быть текст этих книг был подвержен до-бавлениям, исправлениям и сокращениям. Литературные труды лидеров занимают положение авторитетных свя-щенных книг в жизни и практике культа.
6. В-шестых, – психологическое состояние членов куль-та. В этом аспекте играют роль такие факторы:
а) сознание своего положения, принадлежность культу и уверенности в себе. Человек, присоединившийся к како-му-то культу, получает в награду сознание, что он при-надлежит к особому, избранному классу людей. Он чув-ствует себя под покровом особого благоволения и защи-ты. Он чувствует также, что имеет привилегию участво-вать в самом важном деле на земле;
б) благоволение и экстаз. Данные переживания, если не во всех культах, то во многих, имеют место в практике богослужений и собраний. Когда это происходит в об-щении с другими, люди чувствуют, что они нашли для себя истину и удовлетворение;
в) подвижничество. Члены культа бывают очень ревно-стны в распространении своего учения. Они могут жерт-вовать временем, средствами и даже жизнью ради успеха своего культа.
7. В-седьмых, что касается методов приобщения новых последователей. В этом аспекте можно рассмотреть сле-дующие факторы:
а) понимание цели и разработка программ работы. Так как члены культа считают, что истина на их стороне, а все остальные заблуждаются, то они не теряют из вида цели своего существования. Они разрабатывают программы для обращения людей в свою веру. Они очень часто ревностные миссионеры;
б) личная работа с новыми людьми. Некоторые культы имеют хорошие курсы для новых членов. Проводятся личные беседы с людьми, которые не принадлежат к данному движению;
в) использование средств массовой информации. Многие активные культы используют различные эффективные ме-тоды для достижения своих целей. Они употребляют не только газеты и журналы, но так же радио и телевидение;
г) создание учебных институтов. С целью расширения работы и привлечения молодежи, некоторые движения основывают школы, колледжи и даже университеты. Они делают это в странах, где они прочно обосновались или проводят миссионерскую работу.

Мормоны. Церковь святых Иисуса Христа последних дней.
Происхождение и учение.
(Выдержка из книги «Сравнительное христианское богословие»

Пописано к печати 1.09.2013. Формат 60х84
Бумага офс. 80 г/м;
Гарнитура Times. Тираж 50 экз.
Цена договорная

Источник

Лжеучение мормонов

Содержание

Введение

Обычно при упоминании о мормонах люди представляют себе мощный и красиво поющий хор, или молоденького и опрятного миссионера на велосипеде, или человека безупречной репутации, преуспевающего и трудолюбивого, некурящего и непьющего, верного супруга и образцового отца. Не отрицая этих внешних привлекательных сторон мормонов, надо сказать, что их религия представляет собой опаснейшую ересь, борющуюся с христианством.

Мормонство возникло в первой половине 19-го столетия в США и вскоре раздробилось на множество групп. Однако в настоящее время оно сосредоточилось в двух ветвях: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (с центром в Солт-Лейк-Сити, в штате Юта) и «Реорганизованная церковь святых последних дней» (с центром в Индепенденс штата Миссури).

Мормонство стало одной из ведущих религиозных организаций в США, имеет около 6 миллионов приверженцев и миллиарды долларов ежегодного оборота. Требование, чтобы каждый мормон жертвовал десятую часть своих доходов, обеспечивает финансовое благосостояние их организации. Мормоны ведут организованную наступательную проповедническую деятельность по всему миру, имея в разных странах около 30 тысяч миссионеров. И это не удивительно, потому что у них каждый юноша и девушка, достигнув определенного возраста, обязаны два года своей жизни посвятить миссионерской работе.

Мормоны большое внимание уделяют сохранению тела в здравом и цветущем состоянии. Их религия предписывает воздерживаться от курения и спиртных напитков, от чая и кофе – и вообще от всего того, что не полезно здоровью. Большое внимание уделяется браку и деторождению, потому что в произведении новых «божеств» они видят цель своего существования.

Хотя мормоны считают себя христианами, часто с восторгом говорят о Христе и широко пользуются христианской терминологией, их учение настолько далеко отошло от апостольской веры, что его надо считать новой религией. По сути – это полуязыческое учение в тоге христианства. Мормоны признают Библию, но главным источником своей веры считают «Книгу Мормона», написанную Д. Смитом в 30-х годах 19-го столетия.

В этой брошюре мы познакомим читателя с историческими корнями мормонства, с личностью основателя Джозефа Смита и с несуразностями в его «Книге Мормона», а также вскроем антихристианские стороны мормонского учения.

История мормонства

О возникновении своей религии мормоны рассказывают, что Джозеф Смит (Joseph Smith) долго вопрошал Бога, к какой религии ему присоединиться. И вот в 1823 г. по указанию «небесного посланника» он нашел около холма в штате Нью-Йорк золотые пластины, содержавшие светскую и духовную историю древних цивилизаций Американского континента. Четыре года спустя он объявил, что получил разрешение перевести найденные им золотые пластины с «новоегипетского» на английский язык, пользуясь помощью данных ему чудесных инструментов «Урима и Туммима». Смит назвал свой перевод именем одного из действующих лиц книги и выпустил в свет под названием «Книга Мормона», откуда и получила название их религия.

У Джозефа Смита появились приверженцы, в их числе и его друг Оливер Кудери. Смит и Кудери заявили, что к ним явился Иоанн Креститель, который приказал им крестить друг друга. Немного позже друзья посвятили себя в священство, считая, что этим они «восстановили» на земле церковь. Членов своей церкви они стали называть «святыми последних дней.»

С группой новопосвященных Смит переселился из штата Нью-Йорк в штат Огайо и разослал по разным штатам миссионеров новой веры. Затем вся «церковь» переместилась в штат Миссури, далее – в штат Иллинойс. Местечко Коммерс они перестроили и превратили в цветущий город Нову (Nauvoo) с оригинальным по архитектуре храмом. Местное население, в основном состоявшее из протестантов-традиционалистов, возненавидело «святых» и вступило с ними в борьбу. В этой борьбе погиб основатель секты Джозеф Смит и его брат Хайрум. На место «пророка» заступил Брайям Йонг (Brigham Young) и увел секту через скалистые горы к Соленому озеру, где мормоны основали штат Юта со столицей Солт-Лейк-Сити. Этот город и стал центром мормонства.

Такова вкратце история возникновения мормонства. Теперь познакомим читателя с рядом фактов, которые замалчиваются мормонами, но которые проливают свет на личность основателя и на истоки придуманного им учения.

Около 1812 г. американский писатель, бывший баптистский проповедник Соломон Сполдинг (Solomon Spaulding) написал фантастический роман «Найденная рукопись». Роман повествует о путешествии утерянного израильского племени, попавшего якобы в Америку и поселившегося здесь. Со временем это племя пришло в упадок, а потом возродилось в виде нынешних индейцев американского континента. Хотя Сполдинг свой роман не издал, однако его родственники и друзья читали его. Один из списков романа попал в руки баптистского проповедника Сиднея Ригдона, а от него – Джозефу Смиту, жившему в штате Огайо. Д. Смит в 1830 г. опубликовал этот роман в переработанном виде под названием «Книга Мормона» и выдал его за священное писание древних американцев. Друзья С. Сполдинга, знакомые с подлинником, обвинили Смита в плагиате. Тогда сторонники Смита выкрали оригинал рукописи и уничтожили его.

Пользуясь этим украденным романом, как «священным писанием», Смит начал пополнять его новыми «откровениями» от духов, которых именовал «небесными посланниками». Считая, что первоначальная Церковь давно исчезла и не существует, Смит объявил себя пророком восстановленной им церкви, из своих сторонников он создал иерархию, «апостолов», а свою «Книгу Мормона» объявил божественным откровением.

Личность Д. Смита

Своего основателя Джозефа Смита мормоны почитают за пророка и святого-мученика. Однако детальное и объективное ознакомление с его жизнью, характером и поступками вскрывает многое такое, что мормонам не хотелось бы знать.

В 1830 г. Смит опубликовал свой первый перевод под заглавием «Книги Мормона» и провозгласил себя «пророком последних дней». Вокруг него начали собираться последователи. После книги, как это описывают мормоны, ангелы многократно являлись Смиту. Так, например, только за период между 1831 и 1844 годами ангелы приходили к нему 135 раз, чтобы передать послание от «Бога», потом от «Иисуса Христа», от апостолов Петра и Иакова, от Иоанна Крестителя и других. Причем сам Д. Смит сознается, что видений было так много, что он с трудом мог разбирать, какие видения были «от Бога», а какие по наущению злых сил. Эти видения и «откровения» составили вторую книгу мормонов «Доктрины и заветы» (Doctrine and Covenants), содержащую основы мормонской религии.

Учитывая, что Д. Смит добрую часть своей жизни посвятил копанию и поиску спрятанных кладов, нетрудно сообразить, что выдуманные им «золотые пластины» имели целью как бы вознаградить его и оправдать его бесплодные труды прошлого.

Такой была жизнь основателя мормонства, усеянная авантюрными поисками кладов, оккультными видениями, плагиатом, самохвальством и лжесвидетельством, многоженством и допущением разбоя и буйства. Надо заметить, что среди множества сохранившихся документов относительно личности и поступков Д. Смита, подписанных людьми, лично его знавшими, нет ни одного похвального или одобрительного – напротив, все разоблачительные. Учитывая все это, можно лишь вспомнить слова Спасителя по поводу таких лже-пророков: «По плодам их узнаете их» ( Мф. 7:16 ). Преемникам Д. Смита пришлось много потрудиться, чтобы «подчистить» его биографию и создать ему ореол праведности.

Оценка «Книги Мормона»

Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделение и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ( Рим. 16:17 ).

Мы уже писали о том, что в основу исторической части «Книги Мормона» лег фантастический роман Соломона Сполдинга, рукопись которого была уничтожена сторонниками Смита.

Профессор колумбийского университета Чарльз Антон (Charles Anthon) сообщает следующую подробность в связи с «золотыми пластинами». В 1834 году друг Д. Смита, Мартин Харис, показал ему (профессору Антону) исписанный лист бумаги, якобы переписанный с одной из золотых пластин с «реформированными египетскими иероглифами» и просил его расшифровать его. Профессор, рассмотрев этот лист, подумал, что над ним смеются, потому что он содержал винегрет разных букв – греческого, еврейского, арабского, латинского и других алфавитов – бестолково позаимствованных из каких-то энциклопедий и словарей. Профессор объявил Харису, что это жалкий подлог и потребовал показать ему оригинал. Харис отказался это сделать. Однако позже Д. Смит ссылался на профессора Антона, будто тот одобрил его перевод [5, стр. 181].

По стилю «Книга Мормона» весьма близка Библии в английском переводе короля Якова (начало 17 века); имеются прямые заимствования оттуда. В ней излагается фантастическая история пророка Лейи, жившего во времена царя Седекии ( 2Пар. 36:10 ): якобы тот, следуя Божиему гласу, вывел группу евреев из Иерусалима, доплыл до Центральной или Южной Америки и основал там грандиозную цивилизацию. Господь избрал Нефи, младшего сына Лейи, в вожди народу. Нефи требовал соблюдать Моисеев закон и предсказывал явление Христа. Но старший сын Лейи, Ламан, отказался подчиниться брату; произошел раскол. Вслед за Нефи явились другие праведные вожди, поучения и пророчества которых записывались на металлических таблицах, принесенных некогда из Иерусалима, вдобавок к закону Моисея и другим древним писаниям. Христос после Своего Вознесения будто бы явился в Новом Свете: «Здесь Он также поставил Себе учеников и дал им власть творить Свое дело». Явление Христа положило начало двухсотлетнему миру между племенами Нефи и Лемана, но затем вражда разгорелась с новой силой. Последнего пророка линии Нефи звали Мормон; видя неминуемую гибель своего народа, он собрал все древние записи и перенес самое главное на золотые пластины. Мормон был убит в бою; из всего народа остался в живых только его сын Морони. Он добавил завершающие строки и закопал скрижали, «дабы сохранить их до последних дней, когда Господу будет угодно открыть их».

В то время как правильность перевода Библии подтверждается целой армией языковедов и библеистов, правильность «Книга Мормона», которую Д. Смит выдал за богооткровенную, невозможно установить – не существуют ни оригинальных золотых пластин, ни следов существования когда-либо «реформированного египетского языка». Зато возникает вопрос: если «Книга Мормона» имеет двухтысячную давность, то как могли попасть в нее богословские, социальные и политические темы, характерные именно для американского общества начала 19-го века? Кроме того, в «Книге Мормона» 27 тысяч слов и дословных вставок из английского перевода Библии короля Джеймса. При этом она содержит даже некоторые неточности этого перевода. Опять же как могли попасть в нее столь многочисленные вставки из сравнительно недавнего английского перевода?

Но главнейшая проблема для мормонов, которую они стараются обойти, это археология и генетика. Все упомянутые в «Книге Мормона» города, лица, животные, ткани, металлы, войны, цари, места – не находят археологического подтверждения. Современная наука не имеет никаких сведений о якобы имевшей место миграции древних евреев в Америку или о том, что местное население было знакомо с христианством и Библией до времен прибытия сюда Христофора Колумба. Кроме того, американские индейцы принадлежат к монголоидной расе и ничего общего не имеют с семитской расой, к которой принадлежат евреи. Поначалу «Книга Мормона» страдала рядом очевидных несуразностей и противоречий, которые были «подчищены» в ее последующих переизданиях.

Словом, не существует ни городов, ни людей, ни народов, упомянутых в «Книге Мормона», нет ни золотых пластин, ни следов оригинального языка «Книги Мормона»; совершенно не существует ни археологических, ни биологических данных, хоть намеком подтверждающих правдивость событий, описанных в этой книге. Зато установлен факт оккультного метода «перевода» и того, что многое в ней, как и в других писаниях мормонского «пророка», было продиктовано «духами». Еще апостол Иоанн Богослов предостерегал верующих против всяких духов: «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( Ин. 4:1 ). Чтобы установить личность духа, надо вопросить его признает ли Он, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий и Творец мира, равный Богу Отцу, ставший человеком, чтобы спасти мир от власти дьявола. Падшие духи никогда не смогут признать этого. И действительно, духи, являвшиеся Д. Смиту внушили ему, что Иисус Христос один из божеств, т.е. творение, а не Творец. Кроме того, дух от Господа никогда не стал бы предлагать существующую Христову Церковь заменить новой, мормонской – ту Церковь, о которой Сам Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» и которая является «столпом и утверждением истины» ( Мф. 16:18 ; 1Тим. 3:15 ).

Итак, «Книга Мормона» – это жалкая пародия Писания, и мормоны глубоко ошибаются, принимая ее за боговдохновенную и приравнивая ее авторитету Библии.

Лжеучение мормонов

В своих книгах Джозеф Смит и его преемники пользуются христианскими понятиями и библейской терминологией, но вкладывают в них другой смысл, создавая этим новое, нехристианское учение. К сожалению, многие малосведущие и доверчивые люди не догадываются, что термины «Сын Божий», «спасение», «искупление», «освящение», «Троица» и другие имеют у мормонов совсем другое, нехристианское содержание, и потому попадаются в сети мормонства. Вот некоторые из их самых явных искажений христианства.

О Боге

В пункте первом «символа веры» мормонов читаем: «Мы верим в Вечного Бога Отца, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа», – как будто звучит правильно. Однако при более внимательном изучении источников их учения оказывается, что слово «Бог-Отец» они воспринимают буквально, биологически. Так, например, их «бог-вседержитель» якобы имел жену (!), от которой родились «дети». Имя «жены» нигде не упоминается, ибо это тайна; дети же – Иисус Христос, Люцифер(!) и мы с вами. «Отец», как считают мормоны, живет в центре мира на светиле Колоб, имеет физическое тело и человекообразен. «Дети» сначала имели лишь невидимые, духовные тела (видимые физические тела они получили позже). Все это у мормонов называется «нашей предземной жизнью». Оказывается, что вместо единого Господа, Творца неба и земли, существует неопределенное количество всяких богов и богинь. Правда, некоторые мормоны будут настаивать, что они признают только одного Бога, но это не то, что утверждали создатели мормонского учения.

Нечего говорить, что мормонское учение о развивающихся и совершенствующихся богах, приобретших тела, совершенно чуждо христианству, оскорбительно здравому смыслу и богохульно. Христианство всегда строго различало вечную, бесконечную, всесовершенную и недоступную пониманию природу Бога от созданной и ограниченной природы других существу – ангелов, людей, животных и т.д. Нельзя путать Творца с тварями!

Христос

Мормоны утверждают, что они верят в истинного, библейского Иисуса Христа. Одна из их брошюр гласит: «Христос является нашим искупителем и нашим Спасителем. Без Него не было бы ни спасения, ни искупления». Подобные утверждения приводят в замешательство простодушных верующих, которые думают, что мормоны проповедуют христианское учение. На самом же деле их учение о Христе навеяно оккультными учениями о потусторонних существах.

Для христиан Иисус Христос – Второе Лицо Пресвятой Троицы, истинный Бог, совечный и единосущный Богу Отцу, рожденный, несотворенный, безмерно выше всех остальных творений. Для мормонов Иисус Христос не уникален: Он- лишь один из множества божеств (причем не очень значимый), своими личными заслугами достигший божественной праведности. Согласно одному из идеологов мормонства: «Христос – спасенная тварь» [11, 13]. Христос якобы родной брат Люцифера (Сатаны). Этот последний оказался непослушным сыном того же «Елохима», который родил также Иисуса. Иисус является лишь первым среди бесчисленного множества других духов. Он рожден якобы через физическое совокупление «Отца» (Адама-Елохима) с Марией [15,16]. В других версиях мормонского учения Христос именуется сотворенным во времени. При этом еретическое понимание библейских событий доходит до абсурдных утверждений, что дева Мария, кроме физической близости с «Елогимом», жила и со своим мужем Иосифом и не была девой. Некоторые мормоны даже дерзают именовать Христа своим «старшим братом».

Пытаясь оправдать многоженство, мормоны учат, что Иисус Христос был женат в Кане Галилейской и имел множество других жен, среди них Марфу и Марию (сестер Лазаря), от которых родились дети. Конечно, ничего такого не найти в Священном Писании. Все это богохульное учение придумано «пророками» мормонства. Если собрать воедино все то, что мормонские «богословы» говорят о Христе, то они унижают Его хуже ариан, осужденных Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году.

Однако, миссионерствуя среди христиан, они поначалу избегают открыть эти специфические пункты своего учения и говорят о Христе с напускным восторгом и благоговением. Возможно также, что многие мормоны даже плохо знают подробности своего учения и просто повторяют общепринятые христианские истины, от которых отступили основатели их религии. Действительно даже мормонские «епископы» не проходят формального богословского образования и поставляются на эту должность в силу своих коммерческих и организаторских способностей.

Духи и люди, первородный грех и спасение

Мормоны верят в предсуществование человеческих душ. Они учат, что до своего физического рождения в этом мире, души людей существовали в духовном мире. И вот «Отец-Елогим», сам имея физическое тело, задумал для своих детей-духов «чудесный план», чтобы и они стали богами, так как все отцы желают, чтобы дети были похожи на них. Для этого «Отец» решает осчастливить людей физическими телами (т.е. материализировать духов) и поручает это дело « богу-Иисусу». Но Люцифер (Сатана), который оказался плохим братом Иисуса, из зависти стал мешать ему сделать духов богами.

Мормоны признают необходимость крещения, но действительным считают только свое мормонское. Однако именно их крещение является недействительным и безблагодатным, потому что они отрицают Пресвятую Троицу, в честь Которой должно совершаться крещение. Кроме того, в своем учении о крещении мормоны допускают чудовищный обряд крещения за мертвых – то есть живой мормон может несколько раз креститься в честь своих умерших предков. Мормоны оправдывают это тем, что будто в течение всего периода от апостолов до Д. Смита мир лежал во тьме и никому не было возможности спастись. Поэтому, чтобы спасти умерших, мормоны крестят задним числом. Именно по этой причине у мормонов столь развит интерес к генеалогии: они пытаются «спасти» по возможности всех своих предков. Для этой цели они построили в Солт-Лейк-Сити пятиэтажное здание Библиотеки с семейной историей своих предков, а кроме того свыше 1200 отделений библиотеки в сорока четырех странах мира.

Цель своей жизни мормоны видят в том, чтобы стать богами. Брайам Йонг так писал в своем «Дневнике поучений»: «Боги существуют, и каждому надлежит готовиться, чтобы стать одним из них». Подобную мысль высказывает президент церкви мормонов Лоренцо Сноу: «Некогда Бог был во всем подобен человеку; и в будущем человек может во всем стать подобен Богу».

Учение мормонов в предсуществование человеческих душ и об их бесконечном развитии и превращении в богов, наделенных физическими телами, – совершенно чуждо христианскому учению.

Отношение к Писанию

Для нас, христиан, Священное Писание – это Божие откровение. Оно имеет законченный вид в том смысле, что никакие новые откровения и «видения» не смеют быть добавлены к нему. Для мормонов же наша Библия – не вполне законченный и убедительный источник веры. Они допускают чтение Евангелия для ознакомления с жизнью и учением Иисуса Христа. Однако для более глубокого познания веры они отдают преимущество своим «священным писаниям: «Книге Мормона», «Драгоценной жемчужине», «Доктринам и заветам» и другим. Кроме того они продолжают пополнять свое учение все новыми «откровениями». Б. Йонг, например, утверждал, что он получал так много откровений, что «мог пророчествовать наперегонки с гончей собакой».

Проблема многоженства

С самого начала своего возникновения секта мормонов внесла большой соблазн в общество тем, что открыто поощряла многоженство. По сообщению Смита, все тот же «дух», который вручил ему золотые пластины, повелел ему иметь несколько жен. При этом Смит пояснил, что не обзаведись он «множественной супругой», ему угрожала бы потеря апостольского звания и вечная гибель. Стараясь не ослушаться «духа», Смит приобрел более двух десятков жен. «Святые» последователи Смита старались не отставать от своего «пророка» и брали в жены не только незамужних девушек и вдов, а покушались также и на честь замужних женщин. Несколько возмущенных мужей издали листовку, обличавшую Смита и распутство «святых». Так, например, Брайам Йонг имел около 30-ти жен.

С самого начала возникновения мормонства волнения на почве их многоженства не прекращались, пока в 1870 г. правительство США всерьез не занялось этой проблемой. Преемник Йонга, «пророк» Джон Тейлор, упорно настаивал на праве мормонов иметь по несколько жен и вступил в открытый конфликт с властями. Тогда конгресс США значительно ужесточил меры, и преемник Телора, Вильфред Вульф, наконец, отказался от многоженства. Но не все мормоны подчинились его решению, и произошел раскол. Наиболее упорные многоженцы, которых можно назвать «старомормонами», эмигрировали в Мексику. Остальные же мормоны, которых можно назвать «новомормонами», подчинились властям. Последующие правители мормонства тщательно подчистили историю своей секты, выбелили темные в ней места и объявили былую приверженность к полигамии ошибкой.

Отказавшись от многоженства, современные мормоны весь пафос перенесли на брак и деторождение, что прямо вытекает из их учения о материализации духов. По их мнению, духи, которых очень много, – это «дети бога», еще не осчастливленные физическим телами. Те же из духов, которые наконец получили физические тела на земле, обязаны плодить как можно больше новых тел для оставшихся духов. Поэтому мормоны стараются народить побольше детей. Они боятся, что если человек умрет бездетным, то после смерти он будет лишь «ангелом», не имеющим воскресшего тела, и в полном смысле слова станет лишь прислужником при богах. Таким образом, мормоны верят, что только посредством брака и деторождения открывается доступ к высшей ступени славы.

Кроме учения о многоженстве, мормонам пришлось подвергнуть ревизии и свое расовое учение. По началу они утверждали, что негры – это потомки Каина, недостойные равенства с белыми и священного сана. Но по мере роста движения за гражданские права негров такая позиция превратилась в тяжелую обузу, и в 1978 г. президент мормонской религии Спенсер Кимбалл объявил, что на основании бывшего ему откровения можно негров посвящать в священники наравне с белыми.

Мормонская «церковь»

Следуя примеру своих основателей, мормоны верующих христиан называют «детьми диавола», а нашу веру – «языческим нечестием». Вообще очень характерно для мормонов крайнее озлобленное отношение против традиционного христианства. Только себя они считают истинно верующими, спасенными и святыми.

Мормонство управляется советом из трех «первосвященников» (First Presidency), которому помогает совет двенадцати «апостолов» и совет «семидесяти». Вспомогательные и второстепенные должности распределяются между «патриархом» и «епископами». Вся структура мормонской организации зиждется на идее «священства». Каждый мормон мужского пола старше 12 лет причисляется к «Ааронову священству», от которого со временем его могут возвести к «Мелхиседекову священству». Конечно, эти именования не имеют ничего общего с их библейским значением. Богослужения в ветхозаветном Иерусалимском храме совершали потомки Аарона из колена Левия. С разрушением Иерусалима в 70 году нашей эры и рассеянием евреев по всему миру священническая преемственность по чину Аарона прервалась и не может быть восстановлена, так как Бог отменил это священство вместе с его жертвоприношениями и обрядами. Священником «по чину Мелхиседека» может именоваться только Господь Иисус Христос как вечный Царь мира, принесший Себя в жертву для искупления людей. Поэтому никто из смертных не смеет именоваться этим званием. Об отмене Ааронова священства и о вечном священстве Христовом по чину Мелхиседека подробно пишет апостол Павел в своем послании к Евреям, 6:17–10:23. Для совершения Причащения и других таинств в Церкви апостолы рукополагали епископов, которые в свою очередь рукополагали себе в качестве помощников пресвитеров (священников) и дьяконов (см. послания к Титу и Тимофею). Эта благодать священства с апостольских времен передается в Церкви непрерывной цепью от епископа к епископу и называется апостольской преемственностью. В тех религиозных группах, где апостольская преемственность по какой-либо причине прерывается, прекращается и благодать священства. Так как мормоны не имеют апостольской преемственности, то нет у них и благодати священства. Их «первосвященники», «патриархи» и «священники», как и их «апостолы» и «пророки» – все это пустые именования.

Почитая Д. Смита восстановителем церкви, мормоны приравнивают его авторитету Иисуса Христа. В своем храме в Солт-Лейк-Сити, например, на самом видном месте рядом с изображением Иисуса Христа висит изображение Д. Смита. Конечно, это непростительная дерзость! Ведь Иисус Христос – истинный Сын Божий, Творец мира и Спаситель человечества, а Д. Смит – лжец, мечтательный искатель кладов, оккультист, обманщик и развратник. На фоне Спасителя он выглядит более смешным и жалким, чем макака на фоне великого полководца или гениального ученого.

Заключение

Итак, учение мормонов – оккультного происхождения и противоречит главнейшим догматам христианства. Тем не менее мормонские миссионеры выдают свое учение за христианское и ведут наступательную проповедь, ходя по домам от двери к двери и переманивая простодушных в сети своего культа. Свою проповедь они концентрируют на социальном, «семейном» облике мормонства, предлагая психологическую стабильность и житейское благополучие.

Их секта построена на жесткой иерархии и руководима «пророком» и «апостолами». Жестокий авторитаризм и подавление личности и инакомыслия, круги многочисленных посвящений, психологическая обработка. Рядовые мормоны не подозревают о существовании и по сей день «ангелов смерти», исполняющих смертные приговоры над людьми, неугодными их секте. Новообращенному вменяется в обязанность находиться в постоянном контакте с миссионерами, ходить на их собрания и «богослужения». Понося Православную Церковь, ее учение, храмы и богослужения, святых отцов и священство, мормоны пытаются оправдать собственную бездуховность.

Пользуясь наивностью людей, выросших в условиях воинствующего безбожия, мормоны стали засылать своих миссионеров в страны Восточной Европы и в Россию, и недавно устроили в Москве центр своей пропаганды. Они собираются построить свой храм в Польше. Перевели уже на русский язык «Книгу Мормона» и другую мормонскую литературу.

Чтобы защитить себя и свою семью от натиска мормонства и других сектантов, православному человеку нужно хорошо изучить свою Православную веру, Священное Писание, а также почувствовать ту великую духовную силу, которая приходит от церковных таинств, Святого Причащения и от богослужений Православной Церкви.

Приложение. Величие Бога и ничтожество богов

Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф. 23:13 ).

Не так давно актриса Ширли Маклейн (Shirley МacLaine) вызвала восторг у многих американских телезрителей, когда, стоя с распростертыми руками на берегу Тихого океана, запела: «Я – Бог, я – Бог, я – Бог!» Это передавалось в телевизионной серии «Out on the Limb» в 1987. Верующим людям можно было бы игнорировать это глупое выступление взбалмошной актрисы, если бы не то, что оно было запланированным актом популяризации движения Новый век. Это модное сейчас учение проповедует, что все есть Бог и Бог есть все, т.е. что Бог и природа – это одно. Следовательно, каждый человек есть Бог. Из этого делается вывод, что задачей человеческой жизни является выявить свою латентную божественность, сознать себя «богом». «Когда ты наконец поймешь свою божественную природу, – говорят «апостолы» нового учения, – тебя охватит замечательное ощущение, что ты выше пространства и времени, выше всего материального».

Нечего и говорить, как безумны подобные притязания с христианской точки зрения. Признавая высокое назначение человека, христианство учит отчетливо различать между бесконечным, всемогущим Творцом и всем остальным. «Бог живет в неприступном свете, который никто из людей не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ). В сущности, Бог – это все, а мы – ничто. Поскольку человек смиренно склоняется перед своим Создателем и покоряется Его воле, он способен с Божией помощью расти и совершенствоваться – в пределах своего естества.

Мы же верим, что истинный Бог не только главный среди якобы подобных Ему, но что Он единственный Бог, Которому нет подобного. Только один Бог – всемогущий и вечный Творец; все остальные творения – все равно, что малые числа по сравнению с бесконечным.

Трагичным для современного общества является то, что при всем своем научном и технологическом прогрессе, в духовном плане человечество дичает и все больше поддается духу гордыни, при котором безумные идеи о раскрытии своего божества встречают все большее сочувствие. Согласно ап. Павлу, отличительным свойством последнего врага христианства, Антихриста, будет его непомерная гордыня. Это будет «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ). Его безумное притязание на божество не потому ли будет одобрительно встречено современным ему обществом, что оно само будет насквозь отравлено идеей обожествления человека?

Следует обратить внимание на то, что все учения, возвеличивающие человека за счет умаления Творца, родственны между собой в том, что они оккультного происхождения. В отдельных пунктах они, конечно, расходятся. Например, древний языческий политеизм с его магией и мистериями, а также современное мормонство, продиктованное «духами» – вводят множество богов.

Теософские учения, как индуизм, буддизм и современное движение Новый век – проповедуют пантеизм. Отрицая личного Бога-Творца, они учат, что природа и есть Бог. Конечно, пантеистический бог – это вовсе не Бог, а естество, которому приписываются некоторые божеские свойства – вечность, вездесущие, разумность и своеобразная справедливость. Строго говоря, пантеизм – это облагороженный атеизм.

К третьей группе учений принадлежат древние пифагорцы, гностики, неоплатоники и ряд последующих философских школ, как например, Якомба Беме, Шопенгауэра, Сведенборга, Парацельса, Шелинга и других. Известно, что гностические секты были особенно активными в первые три века христианства и представляли собой большую помеху для Церкви. Учения этой группы вводят между Богом-Абсолютом и дольним миром разные посредствующие (промежуточные) существа. У одних это Демиург, у других – Логос или София, у третьих – «мировая душа», «женственное начало» и так далее. Эти учения крайне запутаны и противоречивы в деталях, но общен им принцип эманации, или истечения. Низшие божества, «эоны», истекают из высших, наподобие ступенчатых водопадов, начиная с трансцендентного Абсолюта, Высшего Начала или Первоисточника и кончая физическим миром. У некоторых гностиков число посредников между Великим Непознаваемым и материальным миром достигало тридцати двух, у других же ограничивалось одним или двумя.

Опять же бог-Абсолют этих учений – не истинный Бог, потому что, испуская из себя низшие существа, он изменяется, и сам подчинен закону необходимости. Кроме того, наделяя своих эонов божескими свойствами, как например творчеством и властью управления миром, гностики ограничивают своего Абсолюта. Таким образом у них различие между Творцом и тварью стирается.

Между прочим, соблазн перебросить мост между Творцом и тварью несколько задел и русское богословие благодаря философу Владимиру Соловьеву. Целый ряд религиозных мыслителей, увлеченных его идеями, как например, прот. Павел Флоренский, прот. Сергий Булгаков, проф. Николай Бердяев и некоторые богословы Парижского Богословского Института развивали его идеи о Софии, мировой душе и «женственном начале в Боге» в гностическом духе. (Смотри на эту тему обстоятельную статью протопресвитера Михаила Помазанского: «Чтения о богочеловечестве», Православный путь за 1956 год).

О «Смысле любви» В. Соловьева профессор прот. Георгий Флоровский комментировал: «Это какой-то жуткий оккультный проект воссоединения человечества с Богом через разнополую любовь» («Пути Русского Богословия»).

Отмежевываясь от всех попыток перебросить мост между бесконечным и конечным, Православная Церковь не признает ни никаких самостоятельных божеств, ни эманаций из Первоисточника, ни посредников между Богом и тварью.

Она учит, что первоначально ничего не существовало – ни духовного, ни материального мира, не существовало ни времени, ни пространства, но существовал лишь Единый неизменяемый и всесовершенный Бог – Отец, Сын и Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная.

Когда Богу стало угодно, Он создал сначала великий духовный мир, который населил разумными духами, именуемых ангелами; потом – наш видимый, материальный мир. Причем для создания того и другого Он не пользовался никаким веществом, которого не было, но все создал из ничего – одним действием Своей всемогущей воли. Ничто не принуждало Его творить: Он создал тогда и так, как было угодно Его воле. Итак, Бог – это единственный источник бытия всего видимого и невидимого. Ангелы и человеческие души не вечны, а бессмертны, и то не по своему естеству, а по воле Божией. Только Бог вечен и бессмертен по существу.

Между Божией бесконечной и всесовершенной сущностью и всем остальным существует качественная бездна, которая не допускает никакого посредника. Между Богом и миром не может быть ничего среднего, как нет ничего среднего между логической единицей и логическим нулем.

Но будучи бесконечным и всесовершенным, Бог не далек от мира, как некоторые думают, будто Он обитает где-то далеко за пределами пространства. Напротив, Он все обнимает и все проникает Собой, Он всюду одновременно присутствует, но при этом Он как чистейший Дух ни с чем не смешивается, и к Нему ничто не дотрагивается.

О Боге надо говорить всегда с большим благоговением и сдержанностью, потому что Он в Своем существе непостижим. Только слабыми намеками мы можем пытаться описать Того, Кого мы называем этим таинственным именем. «Желая богословствовать, – наставляет преподобный Максим Исповедник, – не покушайся постичь Бога в Его существе, потому что это непостижимо не только человеческому, но и никакому другому разуму. Размышляй же по возможности об Его свойствах: вечности, беспредельности, непостижимости, благости, премудрости и всемогущей силе, направляющей все и всех праведно судящей. Ведь среди людей уже тот великий богослов, кто хотя бы немного познает эти свойства Божии».

Иногда человек, забывая величие Бога, начинает сравнивать себя с подобными себе людьми или с неразумными тварями, и тогда он начинает мнить о своем величии. В таком случае полезно ему посмотреть на звездное небо и мысленно увидеть себя из глубины пространства. Где-то в безбрежном море космоса затеряна малюсенькая световая точка – галактика, именуемая Млечным путем. На краю этой галактики среди биллионов других звезд прячется наша солнечная система, которую не разглядишь с помощью даже самого мощного телескопа. А еще глубже где-то в системе солнца захоронена наша микроскопическая планета Земля. И вот на ее поверхности суетятся какие-то вирусы, однодневные твари – мы с вами! Если так ничтожны мы в сравнении с вселенной, то что такое мы в сравнении с Тем, Кто Создал ее одним Своим словом?

И не знаешь, чему больше удивляться: величию ли Божию или тому, что при всей Своей беспредельности Он помнит и заботится о каждом из нас! Он не только видит каждого из нас, но знает в совершенстве и все, что в нас – наши сокровенные мысли, чувства и намерения; и все это Он знает лучше нас самих. «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» ( Евр. 4:13 ). Ведая наши нужды и немощи, Он печется о нас, как самая заботливая и любящая мать, и при этом управляет всей необъятной вселенной – всем видимым и невидимым, Он направляет ко благу и жизнь каждого сотворенного Им существа. Если бы мы все следовали воле Божией, то у нас на земле был бы рай и блаженство.

Но вместо этого мы видим совсем другое. В чем причина бедствий человечества? Согласно Библии – в горделивом желании наших прародителей стать богами. Это древний змий-дьявол, сам спадший с Неба за свою гордость, внушил им, что вкушая запрещенный плод, они не умрут, «но будут как боги» ( Быт. 3:5 ). Но почему наши прародители поверили такому дерзкому предложению? Очевидно, потому, что оно звучало правдоподобным. Ложь действенна больше всего, если примешать к ней крупицу истины.

Первозданный человек сознавал, что он наделен чем-то великим, что возвышает его над прочими неразумными тварями. Это нечто великое была печать образа и подобия Божия, которую Творец наложил на его бессмертную душу. Эта-то печать богоподобия открывала человеку путь к познанию тайн бытия и творчеству, она влекла его к идеальному и бесконечному, делала его способным бескорыстно любить, она влекла его к общению с Богом, сделала его царем над природой. По плану Божию человек, работая над собой и развивая свои духовные способности, должен был совершенствоваться. Бог поставил перед человеком высокую цель уподобления Его совершенствам, к которой он должен был восходить под Его руководством и с Его помощью.

Ложь дьявола состояла в том, что человек простым желанием, одним смелым скачком, помимо и даже вопреки Богу, якобы мог достичь состояния божества; мог без всякого волевого усилия и работы над собой достичь всех знаний и совершенства. Вместо же этого обманутый человек своим дерзким salto mortale не только не достиг того состояния, которое обещал ему искуситель, но низвергся в ужасную бездну греха и таким образом потерял даже то, чем раньше обладал. Из владыки над природой он стал жалкой игрушкой собственных страстей. Свое поврежденное грехом состояние Адам и Ева передали своим потомкам. Апостол Павел так изображает нравственное убожество грешного человечества: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7:19–24 ).

Богу следовало было уничтожить человека за его дерзость или просто отвернуться от него и предоставить его произволу слепых и разрушительных сил природы. Но Бог так же велик в Своей милости, как в Своем Творческом всемогуществе! Вместо того, чтобы отвергнуть человека, Он Сам в Лице Своего Единородного Сына с престола Своей неприступной славы сошел в нашу долину скорбей и мрака.

Придя к нам, Он не только научил нас правильно верить и праведно жить, но воспринял нашу человеческую природу. Через это дивное и непостижимое соединение Своей Божеской природы с нашим человечеством, Бог влил в наше дряхлое естество свежие нравственные силы, благодаря которым восхождение к Богу стало для нас реальной возможностью. Без чуда воплощения Евангельское учение осталось бы недосягаемым идеалом.

Действительно, и в ветхозаветное время люди имели много здравых понятий о добре и зле, многие имели очень возвышенные представления о Боге, но были бессильны нравственно совершенствоваться. Всем необходима была Божественная помощь, и Господь Иисус Христос эту помощь нам принес. Ту непроходимую пропасть между Богом и тварью, которую никто не мог перейти, перешел Господь Иисус Христос Своим вочеловечением. Он стал как бы мостом между трансцендентным и конечным, между Творцом и тварью! Он воспринял нас в общение с Собой. Не своими усилиями, а именно благодаря Христу мы «соделались причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1:4 ).

Таким образом обожествление человека, с одной стороны, это неосуществимая мечта и ужасный соблазн, когда человек сам пытается достичь его. Всякая попытка самочинно перескочить бездну между землей и Небом неизбежно низвергает на дно ада, куда ниспал гордый ангел-Денница. Если же человек покаянно и смиренно обращается ко Христу, тогда, держась за Его руку, он может начать духовно восходить к Богу.

Соединение со Христом, приобщение к Его Божественной природе – это не отвлеченная теория, а реальность, которая осуществляется в таинстве Причащения. Трагично, что инославный мир, который так много говорит о духовном возрождении, не понимает цели воплощения Христова. Ведь для того и воплотился Христос, чтобы нас соединить с Собой. Действительно, научить нас или дать нам добрый пример мог или ангел, или кто-нибудь из пророков. Христос воплотился именно потому, что только через соединение с Ним возможно истинное возрождение и приближение к Богу: «Никто не придет к Отцу, как только через Меня» ( Иоан. 14:6 ).

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление, начатое в этой жизни, завершится физическим восстановлением человека в день всеобщего воскресения мертвых. Тогда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мат. 13:43). Апостол Иоанн Богослов писал об этом несколько загадочно: «Теперь мы дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему [Христу], потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Иоан. 3:2 ).

Итак, мы еще не способны полностью постичь всю высоту призвания, к которому влечет нас милостивый Творец. Важно помнить, однако, что совершенствование возможно только под руководством и с помощью Господа Иисуса Христа. Только Он может обновить наше поврежденное состояние, только Он может влить в нас необходимые духовные силы, только Он, соединяя нас с Собой, обожествляет. Без Него же – мы ничто, прах и пепел, как и прочие неразумные твари. Стать же богом без Бога – это безумная мечта и дьявольская ложь!

Поэтому, сознавая свою греховность, покаянно обратимся к нашему духовному Врачу, Господу Иисусу Христу. Будем смиренно и послушно идти указанным Им путем, помня, что «всякий, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23:13 ).

Библиография

1. Боа Кеннет, Cults, World Religion and You, Виттон 1977

2. Jerald and Sandra Tanner, The Changing World of Mormonism, Moody Press 1981

3. Алгермиссен Конрад, Chiristian sects.

4. Walter Martin, The Maze of Mormonism, Santa Ana, CA 1978

5. The Kingom of the Cults, Bethany House Publishers, Minnesota 1985.

6. George A. Mather, Dictionary of Cults, Sects, Religions and the Occult, Zander Publishing House, Michigan 1993.

7. John Ankerberg and John Weldon, The Mormon Church, Harvest House Publishers, Oregon 1991.

(and Tanner, The Changing World of Mormonism, Chicago, IL, Moody Press, 1981.

8. The Saints Herald, май 1988 стр. 310.

9. Joseph Fielding Smith, comp. Teachengs of the Prophet, p. 370.

10. Joseph Fielding Smith, «Doctrines of Salvation» compiled by Bruse R. McConkie, Bookcraft, Salt Lake City, Utah, 1954.

11. The Gospel through the Ages, Salt Lake City 1958.

12. Bruce R. McConkie, Mormon Doctrine, стр. 317.

13. Journal of Discourses, vol. 13, p. 308; Pratt, The Seer, Nov. 1853 vol. 1 no. 11 p. 172.

14. Bruce R. McConkie, Doctrinal New Testament Commentary, Salt Lake City 1977.

15. Doctrine of Covenants 93:21–23.

16. James Talmadge, A Study of Articles of Faith, 1974 p 471.

Масонские Ритуалы И Мормонские «Таинства»: Случайное Сходство Или Плагиат?

Александр Дворкин, д-р философии, канд. богословия

Одна из наиболее известных и заметных черт «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) – их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы.

Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.

«Счастливчики», удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды «наделения», «заместительного крещения для мертвых» и «запечатления». Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд «второго помазания». Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.

Содержательная сторона мормонских обрядов и ее гностико-языческое наполнение анализировались (в том числе и нами) неоднократно. Сейчас мы хотели бы обратить внимание на происхождение внешней обрядовой стороны мормонских ритуалов или, как они называют их, «священнодействий», «таинств» и на контекст, в котором они возникли.

Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали «Общество вольных каменщиков» (франкмасонов).

Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве «истинного и восстановленного» храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму и тексты масонских ритуалов.

В убранстве мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, угольник, «всевидящее око» оккультизма (человеческий глаз в треугольнике) и перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), использующаяся также и в сатанизме.

Многочисленные авторы – как масоны, так и немасоны утверждают и доказывают, что многие мормонские ритуалы, жесты и одеяния разрабатывались Смитом с постоянной оглядкой на ритуал и символику «вольных каменщиков» – вплоть до прямого заимствования телодвижений, поз и т. п. Констатация такого частичного плагиата привела, среди прочего, к тому, что «Великая ложа» штата Юта уже более столетия настаивает на недопустимости одновременного членства в «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» и в местных ложах. Об этом недвусмысленно говорят и «Уставы» ложи 1958 г. 19

Как утверждает в своей книге «Мормонство и масонство» 20 один из наиболее авторитетных мормонских исследователей – Е. Сесиль МакГевин, краткий шестинедельный промежуток между вступлением «Пророка» в ложу в Наву и посвящения им своего окружения в новый ритуал доказывает, что Смит не успел бы разработать собственных обрядов, и, следовательно, они были готовы у него еще до вступления в ложу. К тому же, утверждает МакГевин, в противном случае «вольные каменщики» из числа мормонов сразу заметили бы плагиат.

Однако высосанные МакГевином из пальца попытки оправданий не выдерживают никакой критики. Во-первых, Джозеф Смит еще до начала своей активной деятельности в ложе был хорошо знаком с теорией и практикой масонства: один из его лучших друзей – Хибер Кимбал – был масоном с 1823 г., а родной брат Джозефа Хайрем – с 1827 г. К тому же, в 20-е годы в местности, где располагался городок Пальмира (родина Смита), возникло сильное антимасонское движение, а местная пресса поддерживала его и зачастую публиковала открытые исповеди бывших членов лож, которые при всем честном народе рассказывали об обрядах «вольных каменщиков». А во-вторых, нельзя допустить, что мормоны, получившие новое посвящение от Смита, могли позволить себе какие-нибудь критические замечания по адресу «Пророка» и его ритуала: ведь Смит, опираясь на «Божественное откровение», утверждал, что восстанавливает подлинное масонство, и совершенно по-новому перетолковывал масонские элементы в контексте собственного вероучения.

Чтобы окончательно опровергнуть доводы МакГевина, процитируем другого мормонского историка – доктора Рида С. Дархема Младшего 21 :

«Начнем с того, что масонство в Церкви началось еще до того, как Джозеф Смит стал масоном. Наву не было его колыбелью. Все началось в доме Джозефа, когда его старший брат. Хайрем был посвящен в первые три степени масонства в ложе № 112 «Гора Мария» в Пальмире, Нью-Йорк. В то же самое время Джозефу явились Бог и ангелы, и он был посвящен в тайны священных золотых таблиц.

К концу 1832 г. Джозеф Смит принял в Церковь новых братьев. Естественно, они принесли с собой свои связи и знакомства. Такие люди, как В. В. Фелпс, Бригам Янг, Хибер С. Кимбалл и Невил К. Уитни, уже были глубоко вовлечены в масонство.

По совету Джона С. Беннетта, Джорджа В. Харриса, Джона Паркера, Люциуса Сковила, также, как и других мормонских масонов, проживающих в Наву, и, несомненно, по одобрению церковной иерархии, была основана масонская ложа в Наву.

Джозеф и Сидней были официально посвящены в масонство в местечке Сайт в тот же самый день, когда Великий магистр Иллинойса Абрахам Джонас официально основал ложу в Наву. Это было 15 марта 1842 г. На следующий день и Сидней, и Джозеф были повышены до степени магистров.

Через несколько лет было основано пять мормонских лож плюс готовилось открытие еще нескольких. Был построен масонский храм, и общее число мормономасонов превысило 1366 человек.

Масонские влияния на Джозефа в истории ранней Церкви весьма значительны. Однако те же самые масонские влияния играют еще более важную роль в дальнейшем распространении Церкви, начавшемся после принятия Пророка в ложу.

Более того, я считаю, что трудно найти какую-либо важную характерную черту Церкви, сложившуюся после 15 марта 1842 г., которая так или иначе не несла бы на себе следы масонского влияния. Я не сомневаюсь, что мормонская церемония, в дальнейшем получившая название «наделение», в которую Джозеф Смит вначале посвятил лишь масонских мормонов (это было немногим более месяца спустя после того, как он сам сделался масоном), была непосредственно вдохновлена масонством.

Рассмотрим лишь некоторые, произвольно взятые масонские символы, присутствующие в мормонских храмовых обрядах. По словам самих мормонов, смысловое содержание их ритуала, осталось неизменным, хотя отдельные части его и подверглись со времен Смита модернизации.

2. «Хватка первой степени» (ученической) у масонов и «первого отличительного знака Ааронова священства» у мормонов:

У мормонов: «Правые руки соединить и сустав большого пальца [одной руки] прижать к первому перстному сочленению другой».

3. Диалог, сопровождающий выполнение «хватки».

Смотритель: Имеете ли вы нечто сообщить?

Кандидат: Я имею нечто сообщить (выполняет хватку первой степени).

Смотритель: Что это?

Кандидат: Хватка, или знак принятого ученика свободных каменщиков.

Смотритель: Чего недостает этой хватке?

Смотритель: Произнеси мне это слово ясно и внятно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *