Часто задаваемые вопросы при поступлении в колледж
Временная регистрация нужна сразу на весь период обучения или по периодам с продлением?
Какой проходной балл на ту или иную специальность/профессию?
Какой средний балл аттестата на ту или иную специальность?
Нужна ли специальная подготовка для поступления в колледж?
Я окончила художественную школу. Дает ли это мне какие-нибудь преимущества при поступлении? А в дальнейшем обучении?
Я учусь в другом колледже, но хотел бы перевестись к Вам – это возможно?
Какой творческий экзамен надо проходить при поступлении?
Колледж проводит вступительные испытания по образовательным программам СПО 42.02.01 Реклама 54.02.01 Дизайн (по отраслям) 55.02.02 Анимация (по видам)
Творческие испытания проводятся:
По специальности Дизайн (по отраслям) в форме творческого экзамена (рисунок): поступающие после 9 класса выполняют рисунок геометрических фигур, после 11 класса — натюрморт.
По специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии и профессии 54.01.20 Графический дизайнер поступающие представляют на собеседование портфолио собственных творческих работ (в количестве 5-12 работ на бумаге размером А4) посмотреть информацию об этом можно на нашем официальном сайте В РАЗДЕЛЕ «ПОСТУПАЮЩИМ» — «ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ 2020-2021 — « ПОСТУПЛЕНИЕ НА ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ »
Так, вузам разрешено устраивать единый конкурс на так называемые «укрупненные группы специальностей». Можно установить «ЕГЭ по выбору» на конкретное направление, а абитуриент решит, результаты какого экзамена представить. Отсутствует разделение олимпиад на разные уровни. Вузы будут самостоятельно принимать решение о том, какие соревнования смогут принести абитуриентам бонусы при поступлении.
Почему все так кардинально поменялось именно сейчас? И какие есть подводные камни?
По словам профессора Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, новые правила направлены, в целом, на поддержку автономии университетов.
Выбрать профессию по уму
Вообще, сегодня многие ведущие университеты дают своим студентам на первом и втором курсе взять отдельные дисциплины из других программ.
На равных
Еще одно знаковое нововведение: в правилах отсутствует разделение олимпиад на разные уровни. Решать, какие олимпиады из федерального или другого перечня смогут принести абитуриентам бонусы при поступлении, вуз будет сам.
Тем более, что в этом году из-за пандемии всех, кто прошел в заключительный этап Всероссийской олимпиады, признали призерами, и вузы обязаны были их зачислить. В итоге кому-то не хватило мест, поднялась волна недовольства.
От двух до десяти
С 2021 года вузы смогут сами устанавливать максимальное количество специальностей и направлений подготовки, по которым можно подать документы на поступление: не менее двух и не более десяти.
До этого действовало правило, которое любой абитуриент рассказал бы даже во сне: не более пяти вузов по три направления в каждом. Но десять? Не многовато ли? Ведь если кто-то решит использовать правило на полную катушку, то подаст на всякий случай и пятьдесят заявлений. И лишь одно из них в итоге сработает.
Приживутся ли новые правила в вузах?
Справятся ли приемные комиссии с валом заявлений, если абитуриент решит воспользоваться правом: подать документы на 10 направлений в каждом из пяти вузов?
Нужно ли менять правила каждый год?
«РГ» запускает в соцсетях опрос о плюсах и минусах новых правил.
Ждем ваших комментариев.
Правила ЕГЭ могут измениться
Рособрнадзор рассмотрит идею о том, чтобы ЕГЭ сдавали только те выпускники школ, которые будут поступать в вузы. Напомним, в этом году из-за пандемии коронавируса ЕГЭ для тех, кто после школы решил не получать высшее образование, отменили. Это позволило сократить количество школьников в пунктах проведения экзамена и не допустить распространения вируса. Но по итогам ЕГЭ-2020 в Рособрнадзор поступили предложения и дальше сохранить Единый только для тех, кто поступает в вузы. Сейчас Рособрнадзор завершил сбор и анализ предложений по совершенствованию Единого госэкзамена, которые поступили от участников экзаменов, их родителей и учителей.
Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета:
— Изменения, предложенные министерством, кажутся своевременными и для вузов, и для старшеклассников, у которых начался ключевой для подготовки к поступлению год. Значительно расширяются возможности абитуриентов: это и решение о проведении единого конкурса по нескольким направлениям внутри укрупнённой группы, и выбор вступительных испытаний поступающим. Новый порядок приёма позволяет ждать дополнительного притока в вузы из колледжей.
Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНОУ):
Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Баумана:
— Мы видим, что появляется современный комплекс мер: единый конкурс по нескольким родственным специальностям, дистанционная подача документов, вступительные испытания по нескольким предметам по выбору поступающих. Новые правила приема безусловно дают большую свободу для абитуриентов. Конечно, вузу предстоит перестроить приемную кампанию, адаптироваться. Единый конкурс на укрупненные смежные направления подготовки позволит ввести систему индивидуализации образовательных треков для студентов с 2-3 курсов. В Бауманском университете большой выбор направлений подготовки прикладных IT-специалистов. Если сегодня мы вынуждены изначально ставить условия, что абитуриент должен сдавать из ЕГЭ физику или информатику, то в соответствии с новым документом сможем дать возможность молодому человеку самому определить, с каким предметом он будет поступать в университет, а какой сможет глубже освоить уже в ходе обучения в вузе.
Ответы на основные часто задаваемые вопросы абитуриентов
В таблице приведены основные вопросы, которые задают абитуриенты при поступлении в магистратуру, и даны на них ответы.
№
Вопрос
Ответ
Каким образом осуществляется поселение в общежитие?
Информация об общежитии и правилах поселения доступна по ссылке.
Если я могу согласием на зачисление определять, на какую из программ меня зачислять, но зачем нужен приоритет?
Приоритет учитывается при формировании рейтинговых списков, в том числе тех абитуриентов, которые еще не принесли заявление на согласие.
Кто попадает в рейтинговый список абитуриентов?
Те, кто имеют баллы, полученные после вступительных испытаний
В колонках рейтингового списка указаны: порядковый номер, номер заявления, Ф.И.О., вид испытания, Дата, Балл, Средний балл приложения к диплому, Наличие оригинала диплома, Наличие согласия на зачисление. Не понятно, что означают колонки: Номер заявления, Дата? Также в таблице есть 4 последние колонки. Что они означают?
Колонка «Номер заявления» на самом деле показывает приоритет программы, которые указан абитуриентом в своем заявлении; колонка «Дата» означаете ту дату, когда был подписан протокол приема экзамена или иной форму вступительного испытания. Последние колонки показывают сведения о программах (если есть таковые), которые присутствуют в заявлении абитуриента под другими приоритетами.
Чем отличается список (1) «Рейтинговый список рекомендуемых к зачислению по программам магистратуры с учетом вступительных испытаний и сданных подлинников документов (бюджетные места)» от списка (2) «Рейтинговый список рекомендуемых к зачислению по программам магистратуры с учетом вступительных испытаний и сданных подлинников документов (бюджетные места)»?
Они отличаются критериями заливки и сортировки строк внутри каждой магистерской программы.
В первом списке строки отсортированы сначала по наличию в приемной комиссии оригинала И согласия на зачисление, а лишь затем идет сортировка по баллам и, затем, средней оценке в приложении к диплому. Зеленым выделены строки, соответствующие тем абитуриентам, которые проходят на программу, сдали заявление на согласие на зачисление и принесли оригиналы. Каждый абитуриент, строка которого залита зеленым, на текущий момент рекомендован к зачислению. Строки, соответствующие остальным абитуриентам, залиты белым цветом.
Во втором списке сортировка внутри программы является сквозной: сначала по баллам вступительных испытаний, затем по среднему баллу в приложении диплома. Зеленым залиты строки, также соответствующие абитуриентам, которые прошли по конкурсу на программу, подали заявление на согласие и принесли в приемную комиссию оригиналы дипломов. Желтым цветом залиты строки, соответствующие абитуриентам, которые прошли по конкурсу, но еще не принесли оригиналы, не подали заявление на согласие (или не выполнили одно из этих действий). Строки, соответствующие остальным абитуриентам, залиты белым цветом.
Оба списка разбиты по программам.
Я набрал(а) 100 баллов, но я не прохожу по конкурсу (в рейтинговом списке я «белый», хотя занес оригинал и подал заявление на согласие на эту программу). Почему?
Количество абитуриентов, которые набрали те же 100 баллов (но имеют более высокие, чем у вас, средние баллы в приложениях к своим дипломам) оказалось больше или равно величине квоты на программу (количеству бюджетных/контрактных мест). Увы… Если вы проходите по одной или нескольким другим программам, то вам следует переписать заявление на согласие.
Могу ли я поменять список программ (с приоритетами) в заявлении после того, как пройдет последний экзамен, т.е. 8 или 9 августа?
Вы можете поменять в заявлении список программ и приоритеты только по 5-е августа включительно. После 8 или 9 августа это сделать будет не возможным.
К кому можно обратиться за дополнительной информацией об общежитии?
Вопросам общежития, в том числе приоритетам и датам заселения посвящена страница https://abit.ifmo.ru/page/61/. Также на вопросы по этой тематике отвечает Председатель Совета по работе с иногородними учащимися — Ищенко Алексей Петрович (aishchenko@mail.ifmo.ru)
Я прошел на программы, которые указал в первом и втором приоритетах. Но я хочу, чтобы меня зачислили на программу ВТОРОГО приоритета. Как это можно сделать? Сколько у меня времени?
Чтобы Вас зачислили на программу второго приоритета, необходимо подать заявление на согласие, указав в нем именно ту программу, на которую Вы хотите быть зачисленным. При этом приоритеты не будут играть какой-либо роли. Вы можете подать заявление на согласие по 11 августа 2017 года включительно
«Вторую волну» не вернули, но есть другие изменения. Предполагается, что новая редакция будет действовать с 1 марта 2022 года до 1 сентября 2027-го.
В Порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом от 21.08.20 №1076), который действует всего год, внесены изменения. Источник — приказ Минобрнауки от 13.09.21 №753, он был зарегистрирован в Минюсте 14.09.21.
Это те новшества, о которых стало известно летом (мы упоминали о них, рассказывая о проблемах приёмной кампании — 2021), но кое в чём их изменили по сравнению с изначально предполагавшимся вариантом.
Сразу скажем главное: вторую волну приёма, отказ от которой в этом году и стал причиной проблем с поступлением у многих абитуриентов, не вернули. Остаётся одна волна, как было и в этот раз.
Что с альтернативой ЕГЭ?
Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».
Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.
Однако в Минобрнауки значение этого пункта объяснили для «Российской газеты» по-другому: если у поступающего есть результаты сразу нескольких ЕГЭ по одним и тем же предметам, но за разные годы (напомним, результаты действительны четыре года, поэтому можно сдавать его каждый год и иметь набор разных итогов), то, согласно этому пункту, не сам абитуриент выбирает, какой результат предъявить, а вуз автоматически учитывает для него наивысший по баллам результат.
В финальном варианте Порядка пункт 18 сформулирован так, что из него следует именно такое толкование:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».
Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена. Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В. Ломоносова).
А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете. К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами. Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки. Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.
Как принимать абитуриентов с профессиональным образованием
Для абитуриентов на базе профессионального образования вуз может проводить несколько различных по содержанию вариантов вступительного испытания.
При этом вступительные испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования (СПО) устанавливаются в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата или специалитета, на которые ведётся приём. Родственность образовательных программ определяет вуз. Что касается экзамена по русскому языку, то проводить ли его с учётом профиля СПО или без учёта, каждый университет решает самостоятельно.
Как и раньше, вуз может установить, что формой вступительного испытания на базе СПО является ЕГЭ, и не проводить свои вступительные экзамены.
Победителям олимпиад немного ограничили льготы
В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:
«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».
В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.
Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.
Многопрофильный конкурс и целевой приём
Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.
Напомним, многопрофильный конкурс проводится:
Как принимать граждан Республики Беларусь
Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.
Некоторые изменения в процедуре приёма
Кроме прочего, поправки затронули процедуру приёма. Их несколько, мы назовём самые важные.
Продлены сроки основного этапа зачисления — теперь он будет длиться с 3 по 9 августа.
Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой, причём вуз обязан предоставить абитуриентам возможность подавать документы всеми тремя способами (но конкретно через суперсервис — только в случае его использования).
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Изучая правила приема вузов, абитуриенты сталкиваются с понятием «приоритет при поступлении», которое используется в разных ситуациях. Первая из них – когда идет речь о преимущественном зачислении льготников, вторая – если говорится о выборе направления подготовки, которое надо обозначить, подавая заявление. В чем же состоит разница и что значит приоритет при поступлении в вузы – обо всем по порядку.
Кому предоставляются преимущества при зачислении
Законодательство устанавливает три категории абитуриентов, имеющих льготные основания для поступления в вузы:
Абитуриенты первых двух категорий получают приоритет при поступлении в вуз – их зачисляют в первую очередь, еще до начала основного конкурса.
В первую группу входят победители и призеры Всероса, они зачисляются БВИ. По решению вуза такая же возможность может быть предоставлена и победителям олимпиад I–III уровней из перечня Минобрнауки. Олимпиадники могут подавать заявления в несколько учебных заведений, но использовать свое право на поступление БВИ им разрешается только в одном вузе. Эта привилегия доступна для них в течение 4 лет после участия в олимпиаде, но вузы имеют право сокращать этот срок до года, поэтому надо внимательно читать правила приема каждого учебного заведения.
Рейтинговые учебные заведения проводят для школьников свои интеллектуальные конкурсы, не все они входят в перечень РСОШ, утвержденный Минобрнауки. Тем не менее вузы-организаторы предоставляют их победителям особые права при поступлении (обычно зачисление БВИ), но только на специальности, соответствующие предметному профилю олимпиады.
Поступление БВИ возможно также для членов сборных команд РФ, принимавших участие в международных интеллектуальных конкурсах, если выбранное направление соответствует профилю состязания. Без экзаменов студентами вузов становятся и те, кто относится к категории льготников, указанных в п. 33 приказа Минобрнауки № 1147.
Вторую группу составляют абитуриенты, имеющие право претендовать на поступление в вуз по особой квоте, – это те, кто перечислен в п. 34 приказа Минобрнауки № 1147.
Внутри этой категории проводится отдельный конкурс, по итогам которого абитуриентов, набравших проходной балл, зачисляют на бесплатные места.
Третья группа – это те, кто получает приоритет поступления в вуз, участвуя в общем конкурсе. В случае равенства баллов и равноценности других оснований в первую очередь зачислят абитуриентов, которые входят в перечень, зафиксированный в 7 и 9 пунктах 71 статьи закона об образовании и в 35 пункте приказа № 1147 Минобрнауки. Это внушительный список из 13 категорий льготников, к которым относятся:
Кто именно относится к каждой из категорий, подробно перечислено в приказе № 1147.
Приоритет при поступлении в военные вузы или на направления для подготовки госслужащих отдается выпускникам кадетских корпусов, Нахимовских и Суворовских училищ. Преимущества при зачислении в армейские академии и институты получают дети штатных или демобилизованных военных, прослуживших минимум 20 лет.
В целом у этой делящейся на три категории большой группы льготников есть приоритет перед остальными абитуриентами, но и обладающих особыми правами тоже зачисляют в определенной очередности с учетом «веса» их преимущества.
Приоритет при ранжировании списков
С 20 июня по 26 июля в вузах идет прием документов. 27 июля публикуется ранжированный список абитуриентов по убыванию общей суммы конкурсных баллов. 28 июля завершается срок подачи оригиналов, а на следующий день, 29 июля, подписываются и выкладываются на сайтах приказы о зачислении. На этом, условно говоря, нулевом этапе поступления приоритет отдается абитуриентам с преимущественными правами на зачисление:
Вне конкуренции – абитуриенты, получившие право поступать без вступительных экзаменов. Они становятся студентами раньше всех остальных кандидатов. Но и списки поступающих БВИ тоже ранжируют, делают это в следующем порядке:
Дальше начинается борьба за бюджетное место среди поступающих по особым и целевым квотам, среди них проводятся отдельные конкурсы. В пределах каждой категории будут зачислены абитуриенты с более высокими баллами, подавшие подлинники аттестатов и заявления о согласии.
На оставшиеся бесплатные места проводится основной конкурс. Списки поступающих на общих основаниях ранжируются по убыванию суммы конкурсных баллов. При банальном математическом равенстве итоговых показателей приоритетом при поступлении пользуются абитуриенты с более высокими оценками:
Если и эти критерии равноценны, в ранжировании учитывается преимущественное право зачисления (социальная льгота).
Из списка выбывают те абитуриенты, которые не подали или забрали оригиналы и заявления о согласии. Если останутся свободные места, то снова происходит ранжирование списка до полного набора.
Приоритет специальности
При поступлении в вузы абитуриенты сталкиваются еще с одним приоритетом – специальности/направления. Его надо указать в заявлении о приеме или отдельной анкете – где именно, зависит от правил приема каждого учебного заведения, и об этом обязательно информируют всех поступающих. При подведении итогов конкурса зачисление будет проходить в соответствии с обозначенным приоритетом.
Что же такое этот еще один приоритет при поступлении? К преимущественным правам на зачисление, установленным федеральными законами, он не имеет никакого отношения. Это личный рейтинг направлений/специальностей/профилей/программ, который абитуриент составляет для того, чтобы указать приемной комиссии, куда он хотел бы поступить больше всего, а какие варианты рассматривает как запасные.
Абитуриент по своему усмотрению расставляет приоритеты для направлений подготовки или специальностей по условиям поступления (по льготам или без них), формам обучения (дневная или заочная, контракт или бюджет):
Если поступающий в первую волну проходит на специальность/форму обучения, указанную как первый приоритет, он автоматически выбывает из конкурса по остальным своим предпочтениям. В ситуации, когда до 3 августа не удалось пройти на самую желаемую специальность, а на запасные – вторую и третью – абитуриент рекомендован к зачислению, он не обязан отказываться от дальнейшего участия в конкурсе по своему первому приоритету. Автоматически его не зачислят туда, куда он прошел: без письменного согласия это запрещено. Можно дождаться выхода списков тех, кто попадает на бюджетные места во второй волне, и, если в этот раз всё сложилось, нести в приемную комиссию оригинал аттестата и заявление на зачисление. Если нет, то довольствоваться вариантами, оставшимися по второму и третьему приоритету.
Итак, при поступлении в вузы есть два вида приоритета. Первый, объективный, – это законодательно установленное для определенных категорий абитуриентов право на преимущества при зачислении. Второй, субъективный, – это выбор направления подготовки, который в зависимости от своих предпочтений делает сам поступающий. И если объективный приоритет – фактор, зачастую никак не зависящий от самого абитуриента, то, правильно воспользовавшись возможностями расставлять субъективные приоритеты, можно выстроить победную стратегию поступления в вуз.