принципы построения развивающей среды в группе детского сада включают такой принцип как принцип
Концепция предметно-развивающей среды ДОУ
МДОУ «Детский сад комбинированного вида№ 26 «Колосок» города Мичуринска
(на основе концепции С.Л.Новоселовой и В.А.Петровского)
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Предметно-пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Создание предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.
Основные принципы построения развивающей среды
Принцип дистанции позиции при взаимодействии
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
· Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться.
· Использование больших модульных наборов;
· Центры песка и воды;
· Использование стен, ширм
Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом,
настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой
возрастной группы – это зона стабильности:
· Использование сборно-разборной мебели;
· Использование игрушечной мебели;
· Использование емкостей для хранения игрушек;
· Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).
· Использование игрового спортивного оборудования;
· Использование игровых столов сложной конфигурации;
· Использование вертикальных разделителей;
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
· Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный), охватывающие все интересы ребенка;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов
Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру
Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени
Принцип этапности и учета возрастных особенностей
Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».
· Наличие предметов и материалов, известных детям;
· Наличие предметов и материалов, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого;
· Наличие незнакомых материалов и предметов.
Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава группы, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
· Психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличие лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
· Количественного соотношения мальчиков и девочек;
· Социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
· Окружающей социальной практики (город, село, поселок).
Оснащение дошкольного учреждения должно формироваться следующим образом:
· Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;
· Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
· Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
· Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную.
Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития личности и защиты интересов детей Министрество образования РФ совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
· Провоцировать ребенка на агрессивное действие;
· Вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игр (людям, животным);
· Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
· Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
· Остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
· Открытость (возможность придумывать новые задания);
· Полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжета игры);
· Разнообразие по уровням сложности;
· Возможность применения группой детей;
· Использование различных фактур;
Материальная база должна включать следующие разделы
1. Оборудование помещений для создания развивающей среды
2. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка
· Оборудование для развития общих движений;
· Игровые средства для развития моторики;
· Игровые средства для развития сенсорного восприятия;
· Игровые средства для развития мышления;
· Игровые средства для развития речи и языка;
· Игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
· Игровые средства для социально-эмоционального развития;
· Игровые средства и материалы для творческого развития;
· Игровые средства и оборудование для организации сюжетно-ролевой игры.
Предметная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.
Консультация для педагогов «Принципы конструирования развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовании»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Консультация для педагогов «Принципы конструирования развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовании»
Подготовил воспитатель Суслова Т. Ю.
Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского (см. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993). В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. Авторы концепции построения развивающей среды считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка.
По мнению авторов Концепции, предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
В концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
— принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
— принцип активности, самостоятельности, творчества;
— принцип стабильности — динамичности;
— принцип комплексирования и гибкого зонирования;
— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
— принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
— принцип открытости — закрытости;
— принцип учета половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Одно из условий среды, которое делает такое общение более, легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только взрослый без затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, нужна разновысокая мебель, высота которой может легко меняться.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения с каждым ребенком и с группой детей в целом. Сложность состоит в том, что у каждого человека свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой», дистанции, другие — на более «длинной». Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.
В связи с этим размер и планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощутить тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
2. Принцип активности.
В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый должны становиться творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела.
Среда в дошкольном учреждении должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Одна из стен может стать «стеной творчества». На ней дети могут рисовать различными материалами коллективные и индивидуальные рисунки.
В игровом пространстве должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала и до ее завершения в виде продукта). При этом в ходе общения педагог естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
Ребенок постоянно меняется, становится другим каждую минуту. Он начинает «перерастать» среду, в которой находится. Для того, чтобы среда оставалась приемлемой и удобной для ребенка, надо дать ему возможность самому менять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением. Это возможно при использовании легких перегородок, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; возможность изменения звуковой и световой среды; вариативное использование различных предметов.
Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.
В дошкольной организации должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные залы, творческие и конструкторские мастерские и пр. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, то есть в зависимости от цветового и звукового изменения, пространственного перестроения становиться «сказочными», «фантастическими» и т.д. Пространство должно позволять ребенку не только осваивать действительность, но и уходить от нее в фантазии, не только строить, но и разбирать построенное, различать прекрасное и безобразное.
Важную роль здесь играет планировка как здания, так и участка, а также архитектурные (застекленные веранды, балконы и т.д) и дизайнерские элементы (ширмы, экраны, встроенные шкафы, выдвижные и раздвижные шкафы и т.д.).
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную примыкает к предыдущему принципу стабильности-динамичности, но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.
Как было указано выше, жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, математическими играми, наблюдениями и т.д.
Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляет способ перестановки мебели, дающий возможность изменить пропорции и планировку помещений.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и, вместе с тем, окружающая обстановка должна, когда это необходимо, давать возможность отдохнуть, расслабиться. Это обеспечивается оптимальным по количеству и качеству набором стимулов. Нарушение оптимальности в ту или иную сторону может привести как к ограничению развития ребенка во всех сферах, так и к его дезориентации.
Говоря о зонах релаксации, необходимо помнить и о постоянном эмоциональном напряжении, которое испытывает педагог, и, которое неизбежно влияет на эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие. Поэтому не только для детей, но и для взрослых должны быть обустроены зоны, способствующие отдыху, уединению.
Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо организовать личное пространство: шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих самому ребенку, место за столом с личным ящиком, куда ребенок может положить принесенную из дома игрушку и т.д. Также необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других детей.
Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, где отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в работе.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Очень важно, чтобы в интерьере учреждения нашлось место простым, но талантливым этюдам, эстампам, абстрактным скульптурам, которые дадут ребенку представление об основах графического языка, о различных культурах: европейской, азиатской, африканской. Целесообразно показать детям разные стили одного и того же содержания сказки, эпизодов из жизни взрослых, детей: комичном, реалистичном и т.п.; специфику разных жанров художественных произведений.
Принцип открытости-закрытости развивающей среды представляет развивающую среду как незамкнутую систему, определяет ее не только как развивающую, но и как развивающуюся. Среда должна иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
Данный принцип может быть реализован в нескольких аспектах:
— открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновению лучших образцов общечеловеческой культуры — образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Последнее будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о «малой родине» и чувства любви к ней.
1) функциональная интеграция детского дошкольного учреждения с другими учреждениями социально-культурного и образовательного назначения (театральные коллективы, студии, осуществляющие свои выступления непосредственно в дошкольном учреждении), занятия кружков и секций, проводимые приглашенными педагогами; участие в соревнованиях, проводимых на территории других образовательных организаций;
2) активное участие семей воспитанников в образовательном процессе;
3) создание межгрупповых коммуникационно-рекреационных пространств (физкультурный, музыкальный залы, бассейн), посещаемых детьми всех групп дошкольного учреждения.
— открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я». В помещении детского сада развешиваются фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.
8. Принцип учета половых и возрастных различии детей.
Построение игровой среды с учетом возрастных возможностей и половых различий (предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).
Таким образом, предметно-развивающая среда ДОУ строится с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Соблюдение принципов и требований проектирования позволит создать предметно-развивающую среду, как систему условий для развития ребенка, открывающую возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Грамотно созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.
Построение развивающей среды в ДОУ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Построение развивающей среды в ДОУ
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:
Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
Радости существования (психологическое здоровье)
Формирование начал личности (базис личностной культуры)
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
принцип дистанции, позиции при взаимодействии
принцип активности, самостоятельности, творчества
принцип стабильности, динамичности
принцип комплексирования и гибкого зонирования
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
принцип открытости – закрытости
принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.
В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
Одна из стен – «стена творчества» — предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
Принцип стабильности динамичности развивающей среды
В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
Принцип открытости – закрытости
Может быть представлен в нескольких аспектах.
Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.
С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
3. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей
Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
Варианты построения развивающей среды
Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
использование помещений спальни и раздевалки.
Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
4. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
5. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
Достраивание определённых деталей интерьера детьми
Включение в интерьер крупных игрушек-символов
Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду
«Создание развивающей предметной среды в семье ».
Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Хотелось бы подробнее воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Да к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при
небольшом косвенном руководстве взрослых. Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, психофизических особенностей и возможностей.
Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.
Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует
Заботиться о разумном мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.
Прежде всего, важно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО».
Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое
Можно организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства.
«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ» послужит для того, чтобы заложить семена доброты.
Следует отметить, что сейчас добрые чувства дошкольника становятся все более дефицитными.
«Мешочек добрых дел»
Идея замечательного выдающегося педагога современности
Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или
вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки).
За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет.
Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может
Совершить множество: поделиться конфетой, бабушке,маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда
подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.
«ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»
Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать
элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для
детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла,
микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые
предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как
необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть
интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это
может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для
поддержания интереса побеседовать о находке.
« КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»
Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры.
Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны
волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво
отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить
внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание,
чтобы они были понятны ребенку.
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ»
Очень важно найти достойное место семейным фотографиям, пусть в
альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того, чтобы не зарастала тропа
к нашим предкам, элементарном, первоначальном варианте узнает истоки своей ленточки
жизни. Ведь главное для него в этом вопросе – как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к родословной.
«УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ»
родителям следует уделять внимание и на побор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского творчества. Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего? На что можно ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»