приап кто это такой
Приап
Содержание
Происхождение
Распространение
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Приап» в других словарях:
Приап — (Priapus, Πρίαπος). Сын Диониса и Афродиты, божество плодородия и покровитель стад овец и коз, пчеловодства, виноделия и садоводства. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)… … Энциклопедия мифологии
ПРИАП — (греч.). В мифологии бог виноградников, садов, древесных плодов, плодородия и любострастия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРИАП греч. Priapos. В мифологии: бог виноградников, садов и полей,… … Словарь иностранных слов русского языка
приап — Фаллос Словарь русских синонимов. приап сущ., кол во синонимов: 4 • бог (375) • сад (30) … Словарь синонимов
ПРИАП — (лат. Priapus) в римской мифологии божество плодородия. Первоначально малоазийский бог, покровитель г. Лампсак, культ которого получил широкое распространение в греко римском мире после походов Александра Македонского. В Риме почитался как добрый … Большой Энциклопедический словарь
ПРИАП — (лат. Priapus), в римской мифологии божество плодородия. Первоначально малоазийский бог, покровитель города Лампсак, культ которого получил широкое распространение в греко римском мире после походов Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР… … Энциклопедический словарь
приап — а, м. priape < Priape Бог садов, а затем мужской силы и физической любви. Мужской член в состоянии эрекции. Но, развернув его <Ювенала> суровые творенья Не смог я одолеть пугливого смущенья. Стихи бесстыдные приапами торчат. В них… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Приап — (греч. Priapos) в греческой мифологии бог садов, полей и стад. Культ П. был заимствован из Малой Азии, но, распространившись по всей Элладе и Италии, приобрел новые черты бога чувственных наслаждений. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный… … Античный мир. Словарь-справочник.
ПРИАП — Бог плодородия, почитался в Греции и Александрии в 3 в. до н. э., а позже – в Италии. К Приапу принято было относиться с показным неуважением, и его обычно изображали в виде огородного чучела с раскрашенными красной краской головой и фаллосом.… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
ПРИАП — Бог плодородия, почитался в Греции и Александрии в 3 в. до н. э., а позже – в Италии. К Приапу принято было относиться с показным неуважением, и его обычно изображали в виде огородного чучела с раскрашенными красной краской головой и фаллосом.… … Список древнегреческих имен
приап — (иноск.) сладострастие (намек на Приапа, мифологического бога садов и полей, затем покровителя чувственных наслаждений) Ср. Здоровье, легкий друг Приапа, И сон, и сладостный покой, Как прежде, посетили снова Мой угол тесный и простой. А.С. Пушкин … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Приап кто это такой
Мифы Греции и Рима
Каким был мир в самом начале? Кто и как его сотворил и на каких принципах он организован? Кто и зачем упорядочивал хаос и делал Вселенную гармоничной? Древние греки, как и многие другие пароды, стремились увидеть закономерности в природе и объяснить явления этого мира — цепочку событий от «рождения Вселенной до наших дней» они представляли так. Непредсказуемые капризы природы стали актами волеизъявления высших существ. Так были придуманы боги, с их родственными связями и характерами.
В начале был только Хаос, огромное мрачное пространство, — первая стихия и древнейший, изначальный бог. Следом появились другие: Гея (Земля), Тартар (глубочайшая бездна, ниже царства мертвых) и Эрот (сила влечения). Они составили четыре первоначала Вселенной. Гея порождает Уран — небо, увенчанное звездами, «которого она делает равным себе по величине, с тем чтобы он накрыл ее всю». Гея сливается со своим сыном Ураном и дает жизнь титанам и титанидам. Их двенадцать, шесть братьев и шесть сестер: Океан, Кой, Крий, Гиперион, Напет, Крон и Тефия, Рея, Мнемосина, Феба, Тейя, Фемида. Потом Уран и Гея порождают циклопов: Бронта, Стеропа, Арга, они «похожи на других богов, за исключением того, что у них только один глаз посреди лба»; и, наконец, на свет появляются три ужасных сторуких и пятидесятиголовых гекатонхейра: Котт, Бриарей и Гиес. Уран не любит своих детей, сразу после рождения он заточает их в недра богини земли. Страдая от тяжкого бремени, Гея подговаривает младшего сына Крона восстать и свергнуть отца.
Она изготавливает острый серп.
Когда Уран засыпает, Крон оскопляет его и выбрасывает фаллос в море, где кровь, смешавшись с соленой водой, образует белую пену, из которой появляется богиня любви и красоты Афродита. От капель крови Урана, упавших на землю, рождаются грозные эринии и гиганты. Уран становится бессильным, Крон освобождает своих братьев и сестер — титанов и титанид, но оставляет под землей циклопов и гекатонхейров. Титаны заключают браки друг с другом и порождают богов третьего поколения. Новый владыка мира Крон женится на своей сестре Рее, и у них рождаются три дочери — Гестия, Деметра и Гера, и три сына — Аид, Посейдон и Зевс. Океан и Тефия дают жизнь 3000 сыновей (речных потоков) и 3000 океанид; Кой и Феба-Латоне (Лето) и Астерии; Крий и Эврибия — божеству звездного неба Астрею, Палланту и повелителю сил разрушения Персу; Гиперион и Тейя — богу солнца Гелиосу, богине луны Селене и богине зари Эос; Иапет и океанида Климена — Прометею, Эпиметею, Менетию и Атланту. История повторяется. Крои, опасаясь быть свергнутым собственными детьми, проглатывает новорожден пых. Рея страдает, видя гибель малышей. Гея советует дочери спасти Зевса и учит, как это сделать. Когда рождается младенец, она протягивает супругу запеленутый камень, и тот, не колеблясь, проглатывает его, думая, что это его сын. Зевс растет и набирается сил. Освободив братьев и сестер, он начинает войну против титанов, которая продлится десять лет.
На реверсе афинских монет была отчеканена сова — символ богини Афины, покровительницы города. На реверсе современных греческих монет достоинством в 1 евро присутствует тот же символ.
Зевс освобождает из недр земли циклопов и гекатонхейров. Начинается ужасная битва богов и титанов. Зевс мечет громы и молнии. Земля горит и содрогается, леса вспыхивают, воздух раскаляется, пламя доходит до эфира, даже Хаос объят жаром. Боги во главе с громовержцем побеждают титанов, низвергают их в Тартар и заковывают в цепи. Зевс занимает трон отца и разделяет мир со своими братьями: за собой он оставляет небо, Аиду достается подземное царство, а Посейдону — морское. Олимп становится пристанищем для всех богов.
Едва олимпийским богам удается справиться с предшественниками, начинается новая битва, на этот раз против гигантов. Рожденные из крови оскопленного Урана, косматые исполины, ниже пояса напоминавшие драконов, появляются из-под земли. Чтобы добраться до Олимпа, они нагромождают окрестные горы друг на друга. Но с помощью Геракла боги одерживают победу.
Олимп — это горный массив на границе Фессалии и Македонии, возвышающийся почти на 3000 м над уровнем моря. С его склонов, поросших лесами, стекают многочисленные потоки, проделывающие борозды, похожие на складки одежды. «Здесь никогда не бывает ни ветра, ни снега; его окружает самый чистый воздух и обволакивает белый свет, и боги вкушают на нем счастье, которое длится так же долго, как их вечные дни» (Гомер).
Священная гора — это, прежде всего, обитель двенадцати богов: Зевса, Посейдона, Аполлона, Гермеса, Гефеста и Ареса, а также Геры, Деметры, Гестии, Афины, Артемиды и Афродиты. Боги живут там, как люди: едят и пьют, ссорятся и мирятся, любят и ненавидят, плетут интриги и раскрывают заговоры. Некоторые важные боги (например, Аид и Дионис) по каким-то причинам не входят в число олимпийских божеств.
Сам Зевс, его братья и сестры, а также бессмертные сыновья и дочери поддерживают установленный миропорядок и законы, по которым меняется природа и живут люди.
Мифологическая история знает множество подвигов и героев, что их совершали. Тесей, Ахилл, Одиссей, Геракл и прочие, вплоть до Энея, связавшего греческую мифологию с римской и ставшего легендарным прародителем римлян.
Родословная олимпийских богов
Олимпийские боги пришли на смену титанам во главе с Кроном. Но мир начался отнюдь не с них: раньше других возник Хаос — изначальное состояние мира. Из него появились Гея, Тартар и Эрот. Из Хаоса же возникла Никта (Ночь), которая породила светлого Эфира (Воздух) и Гемеру (День), Танатоса (Смерть), Керу (Насильственную смерть), Гипноса (Сон), Гераса (Старость), Эриду (Раздор), Немезиду (Месть), Апату (Обман), перевозчика душ Харона, гесперид и богинь судьбы мойр. Гея-Земля и ее сын Уран-Небо сочетались браком; у них появились дети — шесть титанов и шесть титанид, три циклопа и три гекатонхейра. Циклопы (Круглоглазые) имели по одному глазу во лбу, а гекатонхейры (Сторукие) — по сотне рук и пятьдесят голов. Уран, запрятавший своих детей глубоко в недра их матери, жестоко поплатился за это. Их младший сын Крон, по рассказу Гесиода, отсек у отца детородный член и бросил в море. Крон стал царем над богами второго поколения — титанами. Его женой стала Рея, рожденная, как и он сам, Ураном и Геей. У них родились дети — боги Зевс, Посейдон и Аид и богини Гера, Деметра и Гестия. Всех их Крон проглотил, кроме младшего Зевса. Когда тот подрос, он заручился поддержкой великанов-гекатонхейров и вместе с братьями и сестрами сразился с титанами и одолел их. Так Зевс стал править миром.
Зевс, верховный бог, владыка неба и громовержец, Гера , сестра и жена Зевса, Посейдон, бог морей, Деметра, богиня земледелия и плодородия, Аполлон, бог наук и искусств, Артемида, богиня охоты, Арес, бог кровавой войны, Афродита, богиня любви и красоты, Гермес, бог торговли и вестник богов, Афина, богиня мудрости и справедливой войны, Гефест , бог-кузнец и властелин огня, Гестия, богиня домашнего очага, Дионис, бог вина и виноделия, Аид, бог подземного мира, Геба, богиня юности.
Приап
Смотреть что такое «Приап» в других словарях:
Приап — (Priapus, Πρίαπος). Сын Диониса и Афродиты, божество плодородия и покровитель стад овец и коз, пчеловодства, виноделия и садоводства. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)… … Энциклопедия мифологии
ПРИАП — (греч.). В мифологии бог виноградников, садов, древесных плодов, плодородия и любострастия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРИАП греч. Priapos. В мифологии: бог виноградников, садов и полей,… … Словарь иностранных слов русского языка
приап — Фаллос Словарь русских синонимов. приап сущ., кол во синонимов: 4 • бог (375) • сад (30) … Словарь синонимов
ПРИАП — (лат. Priapus) в римской мифологии божество плодородия. Первоначально малоазийский бог, покровитель г. Лампсак, культ которого получил широкое распространение в греко римском мире после походов Александра Македонского. В Риме почитался как добрый … Большой Энциклопедический словарь
ПРИАП — (лат. Priapus), в римской мифологии божество плодородия. Первоначально малоазийский бог, покровитель города Лампсак, культ которого получил широкое распространение в греко римском мире после походов Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР… … Энциклопедический словарь
приап — а, м. priape < Priape Бог садов, а затем мужской силы и физической любви. Мужской член в состоянии эрекции. Но, развернув его <Ювенала> суровые творенья Не смог я одолеть пугливого смущенья. Стихи бесстыдные приапами торчат. В них… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Приап — Фреска в Доме Веттиев (Помпеи), изображающая Приапа Приап (др. греч … Википедия
Приап — (греч. Priapos) в греческой мифологии бог садов, полей и стад. Культ П. был заимствован из Малой Азии, но, распространившись по всей Элладе и Италии, приобрел новые черты бога чувственных наслаждений. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный… … Античный мир. Словарь-справочник.
ПРИАП — Бог плодородия, почитался в Греции и Александрии в 3 в. до н. э., а позже – в Италии. К Приапу принято было относиться с показным неуважением, и его обычно изображали в виде огородного чучела с раскрашенными красной краской головой и фаллосом.… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
ПРИАП — Бог плодородия, почитался в Греции и Александрии в 3 в. до н. э., а позже – в Италии. К Приапу принято было относиться с показным неуважением, и его обычно изображали в виде огородного чучела с раскрашенными красной краской головой и фаллосом.… … Список древнегреческих имен
приап — (иноск.) сладострастие (намек на Приапа, мифологического бога садов и полей, затем покровителя чувственных наслаждений) Ср. Здоровье, легкий друг Приапа, И сон, и сладостный покой, Как прежде, посетили снова Мой угол тесный и простой. А.С. Пушкин … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Приап
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
Сын Диониса и Афродиты. Фригийский бог плодородия. Как сын Диониса, символизирует мужскую потенцию. Наряду с этим — символ единства жизни и смерти. Характерная черта огромные гениталии.
малоазиатский бог плодовитости, прославившийся непристойностью своих изображений
В Малой Азии в бесчисленном количестве устанавливали и поклонялись его стеллам в виде фаллоса. Достаточно поздно стал почитаться в Греции (позднее в Италии) как бог плодородия животных и растений, защитник садов, виноградников, пчел и овец.
Вечно ревнивая Гера, дабы выразить своё неодобрение неразборчивостью его матери, прикоснулась своей рукой к животу беременной Афродиты, и та родила ребенка с огромными гениталиями.
Когда Приап вырос, он вызвал на соревнование осла (символом эротической потенции). Когда выяснилось, фаллос Приапа короче ослиного, тот в гневе осла. Дионис, сделал животное бессмертным, превратив в созвездие.
Приап, надеясь похитить нимфу Лотиду (Овидий Фасты 1:415-440), по другой версии, Весту (6:319-348), подкрался к ней, спящей во время пира богов. Но осел Силена «вовсе некстати своим голосом грубым взревел» и нимфа вскочила. В ренессансной живописи Приап фигурирует в облике человека обнаженного, либо (чаще) одетого. Складки его одежд драпируют эрегированный фаллос под ними (Дж. Беллини, «Пир богов», Национальная галерея, Вашингтон). Рядом кричащий осел.
В античности его образ принимал форму гермы, то есть головы и торса бога с фаллосом, установленных на верхушке прямоугольной колонны. В живописи пост-Ренессанса он изображается подобным же образом, но обычно без полового органа. Герму, увенчанную гирляндой из цветов, можно видеть доминирующей в сценах бурного веселья сатиров и менад — членов свиты Бахуса.
(. ) Н. Непег: De Priapo, GieBen 1932
(. ) M. Colilon: La p6esie priapique, Paris 1932
(. ) J.J. Dulaure: Les cultus priapiques, Paris 1953
(. ) Th. Vanggaard: Phallos — Symbol und Kull in Europa, MUnchen 1971
В римскую эпоху культ П. достигает наивысшего расцвета. П. был включён в круг римских божеств плодородия (Помоны, Сильвана и др.). Добрый сельский божок (Ovid. Tristia I 10, 26), страж садов (Diod. IV 6, 4), следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли (ср. Термин), покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводник, кутила и педераст, он — «учитель Вакха», помощник Геракла, олицетворение «порождающего логоса» стоиков, создатель моря и суши, тождественный Эроту, Пану и Доброму демону (Cornut. 27) и Всебог (Pantheos; CIL III 1139). П. — «священен», он — «отец», «царь», «благодетель и защитник», удостоившийся неумирающего жанра как настенной (надпись из Тиволи, CIL XIV 3565), так и книжной (Катулл, Гораций, Вергилий, Марциал) поэзии — т. н. приапей. Изображения П. (в основном относящиеся к эпохе империи) находились в лесах, садах, виноградниках, на дорогах, пасеках, пристанях и в публичных домах по всей Греции, Италии, Германии, Галлии, в Далмации, Фракии, Африке и Испании. Атрибуты П.: рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и музыкальные инструменты (главным образом двойная флейта). Кроме цветочных венков и гирлянд, овощей, фруктов, меда, бобов и вина, П. приносили в жертву кровь бычков, козлов, ягнят, поросят, голубей и рыб, окропляя ею изображения П. (пурпурный или густо-шафранный хитон подарила младенцу П. мать, чтобы сгладить уродство сына, Кассиодор, Varia VI 21, 2). Каждая кухня считалась святилищем П. (Verg. Ecl. VII 33 в.). Праздники в честь П. в марте и июне сопровождались сексуальным неистовством и весельем; как простонародный культовый персонаж П. участвовал в праздниках Деметры, Диониса и Доброй богини (Bona Dea).
Наиболее распространённый иконо- графический тип П. — старичок с фаллообразной головой (один из эпитетов П. — triphallus, третий фаллос — голова П.), одной рукой поддерживающий полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — фаллос (бесчисленные терракотовые статуэтки, мраморные рельефы, геммы, фрески; также амулеты). Кроме изображений П. на могильных камнях, большой интерес представляют распространённые от Галлии до Фригии фаллические амулеты и статуэтки, на которых умершие предстают в облике П. В Риме П. отождествлялся с божеством Мутуном Титином.
Лит.: Herter H., De Priapo, GieЯen, 1932; Coulon M., La poйsie priapique dans l’antiquitй et au moyen вge, P., 1932.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Приап, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 6358 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 337 Словарь)]
Приап кто это такой
В римскую эпоху культ Приапа достигает наивысшего расцвета. Приап был включён в круг римских божеств плодородия (Помоны, Сильвана и др.). Добрый сельский божок (Ovid. Tristia I 10, 26), страж садов (Diod. IV 6, 4), следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли (ср. Термин), покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводник, кутила и педераст, он — «учитель Вакха», помощник Геракла, олицетворение «порождающего логоса» стоиков, создатель моря и суши, тождественный Эроту, Пану и Доброму демону (Cornut. 27) и Всебог (Pantheos; CIL III 1139). П. — «священен», он — «отец», «царь», «благодетель и защитник», удостоившийся неумирающего жанра как настенной (надпись из Тиволи, CIL XIV 3565), так и книжной (Катулл, Гораций, Вергилий, Марциал) поэзии — т.н. приапей. Изображения Приапа (в основном относящиеся к эпохе империи) находились в лесах, садах, виноградниках, на дорогах, пасеках, пристанях и в публичных домах по всей Греции, Италии, Германии, Галлии, в Далмации, Фракии, Африке и Испании. Атрибуты Приапа: рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и музыкальные инструменты (главным образом двойная флейта). Кроме цветочных венков и гирлянд, овощей, фруктов, меда, бобов и вина, Приапу приносили в жертву кровь бычков, козлов, ягнят, поросят, голубей и рыб, окропляя ею изображения Приапа (пурпурный или густо-шафранный хитон подарила младенцу Приапу мать, чтобы сгладить уродство сына, Кассиодор, Varia VI 21, 2). Каждая кухня считалась святилищем Приапа (Verg. Ecl. VII 33 в.). Праздники в честь Приапа в марте и июне сопровождались сексуальным неистовством и весельем; как простонародный культовый персонаж Приап участвовал в праздниках Деметры, Диониса и Доброй богини (Bona Dea).
Наиболее распространённый иконографический тип Приапа — старичок с фаллообразной головой (один из эпитетов Приапа — triphallus, третий фаллос — голова Приапа), одной рукой поддерживающий полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — фаллос (бесчисленные терракотовые статуэтки, мраморные рельефы, геммы, фрески; также амулеты). Кроме изображений Приапа на могильных камнях, большой интерес представляют распространённые от Галлии до Фригии фаллические амулеты и статуэтки, на которых умершие предстают в облике Приапа. В Риме Приап отождествлялся с божеством Мутуном Титином.
Лит.: Herter H., De Priapo, Gießen, 1932; Coulon M., La poésie priapique dans l’antiquité et au moyen âge. P., 1932.