при разбивке пикетажа имеют место резаные пикеты что это такое
Способ задания резаных пикетов
Задача состоит в том, чтобы на трассе «Tr1» зафиксировать положение ПК1 и ПК3 таким образом, чтобы расстояние между этими пикетами оставалось – 200 м, а расстояние между пикетами ПК1 и ПК2 составляло бы 110 м (соответственно, расстояние между пикетами ПК2 и ПК3 – 90 м).
Нам этого сделать не удалось, ни при каких условиях.
Протокол в командной строке:
**** Запрос начала резаного пикета ****
**** Запрос конца резаного пикета ****
Не удается изменить начальный номер пикета (с 3 на 2).
Ответ. Не очень понятно, почему вы создали второй резаный пикет на номере 3, когда нужно задать длину пикета 2. Для решения Вашей задачи нужно просто последовательно создать два резаных пикета: первый длиной 110 м, второй длиной 90 м. Ответы на запросы команды должны быть, соответственно, такими:
**** Запрос начала резаного пикета ****
**** Запрос конца резаного пикета ****
Здесь, поскольку программа автоматически установит конечный номер резаного пикета в 3, нужно поменять его на 2. Далее создаем второй резаный пикет:
**** Запрос начала резаного пикета ****
**** Запрос конца резаного пикета ****
Выход в такой ситуации: пересоздать второй пикет заново или установить длину конца первого резаного в 220 м.
Пикетаж
Разбивка пикетажа — одна из трудоемких работ при съемке существующего пути.
Пикетаж при съемке полосы отвода, натурной проверке плана и профиля, при съемке пути для составления проектов капитального и среднего ремонтов ведется, как правило, по оси пути.
Для разбивки пикетажа пользуются стальной 20-м лентой или мерным прибором (тросом) Лукерьина.
При работе с тросом Лукерьина, особенно в кривых частях пути, шпильки на оси пути должны быть установлены не только по концам его, но и в точках 3, 4, 5, 6 через 20 м (рис. 18, ниже).
Положение точек 5, 4, 5, 6 легко определить по имеющимся на тросе метровым делениям.
Работа по разбивке пикетажа производится, как правило, двумя мерными приборами. Первый промер, выполняемый пикетажистом, является основным, второй, ведущийся вслед за первым, — контрольным.
Пикетажный журнал
Работой второго мерного прибора руководит, как правило, инженер, которому подчинены оба звена. Пикетажист сверяет результаты промеров на каждом пикете и производит запись результатов промера в пикетажном журнале. На рис. 19 приведен образец ведения пикетажного журнала:
Разность между результатами первого и второго промеров считается допустимой, если она равна или меньше 1 : 2000 измеренной длины.
Пикетажные измерения
При получении невязки больше допустимой пикетажист повторяет измерение и результат этого измерения принимает за окончательный, если вновь полученная невязка допустима.
Закрепление точек пикетажа при разбивке последнего по оси пути производится путем нанесения вертикальной черты на левой или правой рельсовой нити с внутренней стороны рельса.
На однопутном участке за основную рельсовую нить принимают обычно левую по ходу километров. На двухпутном участке, если пикетаж ведется по левому пути, основной нитью считается правая, а если по правому пути — левая.
Сначала черта наносится мелом (после первого промера), затем после второго промера, убедившись в том, что нет грубых ошибок, закрепляют черту масляной краской белого цвета.
В местах нанесения точек пикетажа масляной краской рельс должен быть очищен от грязи и ржавчины скребком или металлической щеткой.
Рядом с вертикальной чертой масляной краской наносится также номер пикета (ПК) или расстояние от пикета до данной плюсовой точки.
Начало разбивки пикетажа
Разбивку пикетажа целесообразно начинать всегда от оси какого-нибудь постоянного сооружения и заканчивать у знаков границ ПЧ (дистанций пути), ПД (околотков) или ПДБ (рабочих отделений), сосредоточивая «резаные» пикеты по возможности возле этих границ.
В тех случаях, когда разбивка пикетажа начинается от километрового столба, необходимо убедиться, что данный километровый столб расположен правильно относительно ближайших постоянных знаков пути (осей пассажирских зданий, искусственных сооружений и т.д.), затем вести пикетаж.
Ось сооружения и ось пути
Вынос оси постоянного сооружения на ось пути производится с точностью до 1—2 см. Такой точности нетрудно добиться с помощью теодолита. Установив теодолит в точке В на оси пути, а в точке М шпильку (рис. 20, ниже), отбивают прямой угол MBD, фиксируя положение точки D установкой шпильки.
Если измерить отрезок DK и отложить его от точки В по направлению оси пути, то и будет получена точка O пересечения оси пути с осью сооружения.
При расположении сооружения на кривой вынос его оси на ось пути производится также с помощью теодолита, но установка последнего производится не на оси пути, а в одной из точек створа на оси сооружения, предварительно разбитого по тальвегу лога.
Точку установки теодолита в этом случае выбирают так, чтобы с нее удобно было сделать вынос направления створа на ось пути.
В момент разбивки пикетажа по оси пути пикетажист устанавливает места плюсовых точек и систематически следит за совпадением точек нового пикетажа с точками существующего.
При расхождении в пикетаже более 2 м назначают «резаный» пикет у километрового знака. Длины «резаных» пикетов, а также положение осей существующих сооружений по пикетажу определяются и записываются в пикетажную книжку с точностью до 0,01 м.
Что такое резаный пикет?
Резаный пикет – это такой пикет, длина до которого от предыдущего не равна (больше или меньше) интервала пикетажа или если нарушена последовательность номеров (даже если интервал 100). (Т. о. … Пикет – это интервал между двумя соседними пикетами.
Как правильно считать пикеты?
Пикеты нумеруются, начиная от километрового знака, арабскими цифрами последовательно, начиная с 1, увеличивающимися в направлении следующего километрового знака, таким образом пикеты имеют цифровые обозначения от 1 до 9, а в некоторых случаях от 0 до 10, соответственно, километр может разбиваться и на различное число …
Что такое пикет в геодезии?
Применяется в геодезических изысканиях при нивелировании местности. … Пикет — точка разметки расстояния, в геодезии на линейных объектах (автодорога, железная дорога, трасса газопровода, нефтепровода, ЛЭП и т.
Сколько пикетов в одном километре?
Учитывая традиционный шаг пикетов в 100 м, один километр пути вмещает, как правило, 10 пикетов.
Как расставить пикеты?
Пикетные участки именуются по младшему и старшему пикетам, его ограничивающим (например, «пикет 11-12»). Определить расстояние от начала трассы до точки — пикетаж — можно, сложив расстояние до младшего пикета, и увеличенный в 100 раз номер пикета.
Как закрепляется Пикетаж на трассе?
Разбивка пикетажа и измерение длин линий.
Конец каждого отрезка — пикет; его закрепляют, забивая вровень с землёй кол. Впереди него по ходу трассы на расстоянии 20-25 см забивают второй, возвышающийся над поверхностью земли кол — сторожок (рис. 15.1, б).
Какое расстояние между Пикетными столбиками?
Пикетные столбики разбивают 1 км дороги на 10 равных участков по 100 метров каждый. Для их изготовления используется бетон, дерево и тесаный камень. Они имеют порядковую нумерацию от «1» до «9».
Что такое ПК в геодезии?
Пикетом (ПК) называется расстояниена местности, равное 100 м по горизонтальному проложению. Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков.
Чем пикет отличается от митинга?
Отличие политического пикетирования от митинга в соответствии с действующим российским законодательством – отсутствие сцены и средств звукоусиления.
Что такое пикет на зимнике?
Вообще, подобные точки на трассе, где можно перекусить и заночевать, на северах называют «пикеты» — термин из жизни геодезистов и первопроходцев. То есть это совсем не гостиница… С гостиницами в тех местах все плохо, потому что спроса нет, туристы не катаются, а все дальнобойщики спят в кабинах своих фур.
В чем заключается разбивка Пикетажа?
Разбивка пикетажа является подготовкой трассы для нивелирования и заключается в закреплении 100-метровых горизонтальных интервалов (пикетов), углов поворота трассы, характерных точек ситуации и рельефа на ее линии и в расчете пикетажных обозначений.
Как устанавливается Пикетный столбик?
Пикетный столбик — это указатель железнодорожный, который устанавливается через каждые 100 м на границе пикетов между километровыми знаками-указателями. По бокам столбика имеется углубление для защиты надписей от дождя и снега.
Как обозначаются пикеты на плане?
5.1.4 Пикеты на плане линейного сооружения показывают по ГОСТ 21.204, обозначают порядковыми номерами и проставляют слева направо независимо от ориентации изображения плана на листе.
Какие работы выполняют при разбивке Пикетажа на трассе?
В задачу пикетажиста входит:
Как разбивают при Трассировании поперечники?
Поперечники на кривых строят перпендикулярно к трассе в данной точке. Поперечники разбивают на пикетах и на плюсовых точках. Длины поперечников должны быть несколько больше размеров проектируемых сооружений. Практически поперечники разбивают на 10—30 м в каждую сторону от трассы.
Что такое плюсовые точки?
точка трассы, расположенная между пикетами, и соответствующая расположению характерных форм рельефа местности или контрольным точкам трассы.
Пикетаж. Описание явления сбивки
Почему требуется максимально не изменять? Есть бумажные документы (паспорта сооружений), пикеты обозначены на чертежах, на пикеты завязаны данные и т.п.
Есть два практически равноправных способа описания пикетажа (каждый, однако, со своими соглашениями, ограничениями и возможностями):
• принятый в отечественной практике способ маркирования «особых интервалов» (далее способ «резаных пикетов») и
• принятый за рубежом способ маркирования «особых точек» (далее способ скачков).
Система работает с трассой (упорядоченная совокупность определенных геометрических элементов). У трассы есть:
• начальное значение пикета, обычно нуль (вообще-то, можно было бы ввести понятие точки привязки пикетажа, то есть указание произвольной точки на трассе и ее пикетажного значения, от которой пикетаж разбивается в двух направлениях. Это хорошо соответствует практике, однако создает массу проблем при редактировании трассы, если точка жестко не привязана к началу или концу.)
• шаг, интервал пикетажа. Если специально не указано, расстояние между пикетами с двумя последовательными целыми числами – 100 м (например, 22 и 23) или 1 км, или сколько угодно – интервал пикетажа. Резаный пикет – это такой пикет, длина до которого от предыдущего не равна (больше или меньше) интервала пикетажа или если нарушена последовательность номеров (даже если интервал 100). (Т.о. пикетаж тесно связан с интервалом пикетажа: при изменении последнего все пикеты становятся резаными.) На трассе выделяются точки (пикеты), имеющие номера. Эти номера уникальны и возрастают, их тип – целое число, возможно, и отрицательное. (Вообще, следует понимать, что уникальность ID – единственное объективное требование для пикетажа, упорядоченность же – искусственное требование, введенное в целях упрощения алгоритмов, времени конвертации и в силу достаточности для практического применения.)
По причине изменения трассы – врезки более коротких или более длинных (очень редко) участков и желания не изменять уже имеющиеся пикеты возникает явление «сбивки» пикетажа – резанности. Пикет – это интервал между двумя соседними пикетами. В обычном варианте от 0 до 1 – это интервал 1 пикета. Соответственно, и резаный пикет имеет номер его конца. В случае врезки более коротких участков длина может быть меньше интервала пикетажа (обычно, ста метров). А при врезке более длинных участков длина может быть больше интервала. (Обычно происходит переразбивка пикетажа на врезаемом участке. Тогда б о льшая длина получается между двумя СОСЕДНИМИ в ряду номерами. Но могут быть и другие варианты.)
Пикет является резаным в трех случаях: если номера отличаются больше чем на 1 (даже если длина = шагу), если длина меньше шага, если длина двух между двумя соседними номерами больше шага.
Т.е. мы имеем дело с трассой, уложенной на ось Х, – направленной линией, расположенной в конкретном месте оси в МСК, сжатой в одних местах, вплоть до ликвидации промежуточных точек, и растянутой в других.
Это ПСК трассы. В МСК ее начало, как отмечалось, может быть не в 0, а направление – быть одним из двух (возрастать или убывать).
Имеется таблица резаных (в общем случае) пикетов трассы.
Таблица состоит из четырех столбцов:
— номер пикета в начале резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета,
— номер пикета в конце резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета.
Таблица подчиняется определенным ограничениям – при вводе.
Можно сказать, что это «интервальный» способ описания явления сбивки, «резанности» (для АД «рубленности»).
Примечание. Эту таблицу можно представить и в альтернативном варианте:
— номер пикета в начале или конце резаного пикета (интервала),
— длина от начала до этого пикета,
— признак 1-0: следующая часть трассы входит в резаный пикет.
Данная информация необходима и достаточна для нахождения так называемого внешнего представления (или по другому – пикетажного положения – ПП ) любой точки на трассе. При этом неоднозначности = неопределенности исключены (в отличие от способа скачков – см. ниже). В связи с однозначностью функций можно говорить о дополнительной ПСК для трассы – пикетажной.
Так, например, если на трассе нет сбивки (резаных пикетов), то все номера возрастают, и для любой точки ПП может быть представлено с «плюсом», например, 22+55, что соответствует длине от начала 2250 м. Минуса быть не может: всегда идет прибавка в направлении возрастания пикетажа, это просто разделитель.
Уже первый резаный пикет вносит в алгоритм значительные изменения. Например, номер начальной точки резаного пикета 22. ПП точек внутри интервала: 22+55, 22+99, 22+140, 22+450.
Номер конечной точки резаного пикета, например, 35.
После него ПП 35+30, 35+99.9
• длина от начала до каждой точки, естественно, однозначна. Длина – абсолютная величина, начиная с 0 от начала трассы и по возрастанию.
• ПП (внешнее представление) = пикет. Есть каноническое ПП: берется ближайший предыдущий пикет и от него плюс.
Все хорошо и справа от 0, и слева от 0, и даже при переходе через 0 – но если он есть.
В случае, если 0 нет вообще (пропал внутри резаного):
как вариант по умолчанию вводится искусственный пикет с номером 0 на минимальном положительном пикете (вырожденный резаный пикет с длиной 0 – аналог скачка, излома трассы).
Итак, имеются две функции (и еще одна дополнительная).
Первая функция по длине (координата X в криволинейной ПСК) находит ПП.
Вторая функция по числу с плюсами находит длину или делает вывод, что данному ПП не соответствует ни одна точка на трассе с данной таблицей резаных пикетов.
Внутри алгоритма удобно оперировать координатой X в МСК – так называемый внутренний пикет.
Например, 22+101, если на трассе номера 22, 23 и 22-23, – не резаный пикет.
Т.е. существует проблема форматирования ввода для «длинных» резаных пикетов (длина которых превышает стандартную длину интервала), и то только для тех ПП, значения плюса в которых превышают стандартную длину интервала, то есть редко.
Для этих случаев можно предусмотреть специальный лидирующий символ, например, «P», можно сделать его и настраиваемым, ведь есть же специальный символ для ввода относительных координат. Система будет знать, что следующее за этим символом число должно быть целым, и трактовать его следует как номер пикета (километра), далее можно либо дополнительно запросить размер «плюса», либо плюс так же можно отделять разделителем.
Третья функция – калькулятор – автоматическое преобразование
к нормальному виду – ПП.
Например, нормальное представление (направление пикетажа по возрастанию, резаные пикеты отсутствуют) 5+60, ему соответствуют, и в него при вводе должны быть преобразованы пары 4+160, 6-40, 1+460, пр. Естественно, при наличии резанных пикетов все их нужно учесть в пределах расчетного промежутка.
Этот калькулятор без резанных пикетов особого смысла не имеет, а при их наличии может быть довольно удобно.
Пример. Есть трасса с двумя резаными пикетами:
1,100-2,900 и 5,1200-6,1800.
(Для ясности пусть пикет начала=0, а трасса достаточно длинная. Резаные пикеты здесь заданы корректно.)
Нормализованным называется пикетажное положение с наименьшим возможным значением плюса или наименьшим по модулю значением минуса. Это и есть ПП.
К 1+700 должны быть преобразованы, например, введенные значения пар 1+700, 0+800, 4-300, 7-1100.
Пара 5+200 соответствует длине 1400.
6+100 соответствует длине 1900, и если оно будет введено, то должно быть преобразовано к нормализованному значению 7+00.
К 7+00 должны быть преобразованы также введенные значения 0+1900, 8-100, 4+800.
Можно рассмотреть еще задачи.
Например, подписать пикетаж через 100 м по всей трассе. Т.е. создать полную базу пикетажа.
Пользователю дается возможность вводить резаные пикеты.
Для большей наглядности строки пикетажа нужно выделять, например, бледно-зеленым цветом.
Если не врезать более длинных участков, дублирования номеров не будет.
Но если таковое сделать, возникнет дублирование.
Для первого пикета длина которого не совпадает, указывается
ПП точек при таком варианте всегда ДО 100 м (по определению).
В принципе такой вариант описания сбивок позволяет по длине однозначно определить ПП,
но по ПП при возникновении дубляжа (когда были врезки более длинного участка) пикеты выводятся для уточнения (выбора) с длиной. Т.е. автоматическая функция невозможна – неоднозначность.
Естественно, здесь также возможны ПП, которые не существуют.
Врезать в трассу кусок меньшей длины (или, очень редко, большей). При этом должен быть переразбит пикетаж в зависимости от способа описания сбивки (в варианте резаных пикетов – с учетом условия уникальности номеров, в варианте скачков с учетом стометровости интервала). Т.е. если при разбивке пикетажа возникают номера, которые уже есть дальше по трассе, то где-то ранее (обычно, на «твердых» точках делается резаный пикет.)
Т.е. любое редактирование, вызывающее изменение длины участка трассы автоматически приводит к неадекватности информации о резаных пикетах, как в пределах участка редактирования, так и оставшихся до конца трассы (они вообще могут улететь за пределы трассы). Хорошо то, что адекватность восстанавливается для всех последующих пикетов путем редактирования (только ручного) одного, ближайшего за участком редактирования резаного пикета и естественно всех в пределах участка редактирования. Land эту особенность игнорирует. А нужно хотя бы предупреждать пользователя выводом сообщения.
Корректность задания резанных пикетов необходимо контролировать на этапе ввода. При ручном вводе резаных пикетов перед начальным пикетом может возникать дополнительный (неявный) резаный пикет с длиной меньше интервала. Система должна вводить его автоматически, маркировать как неявный и информировать пользователя.
Т.е. трасса существует вместе с описанием ее пикетажной СК и вместе с программным комплексом поддержки.
Утверждение: возможна высшая степень свободы: одновременная поддержка (путем переключения) обоих способов описания. Они взаимно однозначны.
Если у Вас есть свои предложения по данному вопросу – с удовольствием их рассмотрим.
Страница 10: ВСН 208-89. Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог (29740)
3.132. При производстве инженерно-геодезических изысканий на существующих железных дорогах пикетаж разбивают по оси главного пути на всем протяжении, включая разъезды и станции.
Пикетаж должен быть привязан к оси пассажирского здания. При отсутствии на эксплуатационном профиле дороги пикетажного значения оси пассажирского здания его устанавливают по пикетажным значениям ближайших искусственных сооружений или километровых столбов.
3.134. Разбивку пикетажа следует выполнять стальной мерной 20-метровой лентой, 30 или 50-метровыми рулетками. Отклонение ленты (рулетки) от оси пути не должно превышать 10 см.
Контрольный промер длин линий (при отсутствии магистрального хода) следует производить между осями искусственных сооружений, при этом расхождение между двумя измерениями не должно превышать 1/2000.
Поправки в длины линий за температуру и компарирование должны вводиться в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87.
3.135. Пикетаж нумеруют в соответствии с пикетажом эксплуатационного продольного профиля. Соответствие вновь разбиваемого пикетажа с существующим сверяют по пикетажным значениям осей искусственных сооружений на эксплуатационном профиле.
Расхождения, образующиеся при разбивке нового пикетажа, могут устраняться введением неправильного (резаного) пикета, который должен размещаться на прямых участках перед искусственными сооружениями и раздельными пунктами, но не ближе 500 м от входной стрелки.
3.136. При разбивке пикетажа в пикетажной книжке фиксируют основные путевые знаки и сооружения, расположенные в пределах земляного полотна, а также элементы ситуации, расположенные в пределах полосы съемки, предусмотренной программой изысканий.
В пикетажной книжке должны быть показаны:
оси искусственных сооружений, а также передние и задние грани кордонных камней с указанием типа сооружений и их отверстий (по непосредственным измерениям);
пересечения дорог с описанием их назначения, характеристики и технического состояния переездов;
пересечения выявленных подземных коммуникаций;
километровые столбы, указатели переломов профиля с подписями на них, указатели начала и конца кривых и основные путевые знаки;
изолирующие стыки и границы укладки шпал различного типа, границы плетей бесстыкового пути;
геодезические пункты и реперы с их описанием и указанием пикета и плюса, расстояния от оси пути, организации, которая их установила, и даты установки (если они известны);
светофоры, семафоры, предупредительные диски, видимые противодеформационные сооружения и др.;
оси пассажирских зданий, остановочных пунктов и всех линейно-путевых зданий;
ширина, начало и конец низких и высоких платформ, их материал и состояние;
положение начала остряков стрелочных переводов на главных и станционных путях, марки крестовины, типы и сторонность стрелочных переводов;
положение столбов контактной сети и мачт станционного освещения;
положение всех сооружений и элементов ситуации в заданной полосе.
3.137. Если второй путь проектируют на раздельном земляном полотне, пикетаж следует вести раздельно по существующему пути и по трассе обхода с последующей увязкой.
3.138. На кривых пикетаж является продолжением пикетажа на прямых, но фиксируется метками на шейке рельса через 20 или 10 м в зависимости от радиуса кривой. Эти метки должны начинаться не менее чем за 50м до видимого начала и после конца кривой.
3.139. Пикетаж следует закреплять белой масляной краской на внутренней стороне левого по ходу километража рельса. Закреплению подлежат все пикеты и плюсы на осях искусственных сооружений и других характерных местах.
На криволинейных участках пути с поворотом вправо подписи на внутренний рельс не переносят, но при нивелировании рейка должна ставиться на внутренний рельс.
3.140. При использовании электрооптических и электронных тахеометров или светодальномеров разбивка пикетажа может быть заменена координированием точек на оси пути методом полярных координат с точек магистрального (базисного) хода.
3.141. Стоянки прибора при прокладке светодальномерного хода должны выбираться с учетом удобства и безопасности измерений и закрепления точки. При этом должна быть обеспечена прямая видимость смежных точек светодальномерного хода и оси пути.
Стоянки прибора должны быть привязаны к оси пути и элементам ситуации.
3.142. При аэрофототопографической съемке перегона те точки светодальномерного хода, которые надежно опознаются на аэрофотоснимках, следует использовать как точки планово-высотного обоснования аэрофотосъемки.
3.143. Точки светодальномерного хода, которые располагаются вдоль земляного полотна, закрепляются так же, как точки съемочного обоснования (см. п. 3.18).
Точки хода, располагаемые на постоянных сооружениях, должны закрепляться крестообразными насечками, кернением или масляной краской так, чтобы обеспечить их длительную сохранность.
3.144. Светодальномерный ход следует прокладывать по трехштативной системе с измерениями расстояний, горизонтальных и вертикальных углов в соответствии с требованиями пп. 3.12, 3.13, 3.25.
3.145. Процесс разбивки пикетажа сводится к определению координат характерных точек по оси пути (головке рельса), на которых устанавливается светоотражатель, закрепленный на раздвижной вехе с уровнем или на специальном приспособлении (при определении координат точек на оси пути).
Координаты точек по оси пути (головке рельса) определяют методом полярных координат с точек светодальномерного хода. При визировании на каждую точку расстояние и горизонтальный угол допускается измерять при одном положении вертикального круга. Вертикальный угол должен измеряться в соответствии с требованиями п. 3.27.
Высоты прибора над точкой и отражателей на вехе следует измерять рулеткой или специальным приспособлением с ошибкой не более 5 мм.
3.146. Пикетажист ведет пикетажную книжку так же как и при разбивке пикетажа мерной лентой (см. п. 3.136), только вместо пикетажного значения каждой точки, на которой установлен светоотражатель, в поле записывается ее номер. Пикетажное значение точек вычисляют суммированием расстояний между точками, определенных по их координатам, после камеральной обработки полевых измерений и вычисления координат точек на ЭВМ или программируемом микрокалькуляторе.
3.147. Съемка железнодорожных кривых выполняется с целью определения элементов кривой и ее состояния.
Для проектирования второго пути и реконструкции существующей железной дороги съемку кривых выполняют:
измерением углов поворота стягивающих хорд и стрел изгиба (способ И.В. Гоникберга);
измерением углов поворота стягивающих хорд на аэрофотоснимках с помощью насадки ПСКА;
определением координат точек кривой.
Способ И.В. Гоникберга и его модификации следует использовать при наземной съемке кривых при небольшой интенсивности движения поездов.
Насадку ПСКА можно применять при аэрофототопографической съемке перегонов и станций.
Способ, основанный на определении координат точек кривой, следует использовать при наземной съемке с применением электрооптических и электронных тахеометров или светодальномеров и при аэрофототопографической съемке (в этом случае в программе изысканий должна быть указана погрешность определения координат точек).
3.148. Съемка кривых способом И.В. Гоникберга должна выполняться следующим образом.
При разбивке пикетажа по оси кривой, по всей длине кривой, за условное начало которой принимается точка на прямой, лежащая за 50-60 м от видимого начала кривой, на внутренней стороне шейки наружного рельса кривой через 20 м наносят штрихи (“двадцатки”). В условиях стесненного плана и при наличии прямых вставок менее 150 м должна производиться непрерывная разметка “двадцаток” в пределах всего снимаемого участка.
При радиусах кривой менее 600 м “двадцатки” следует намечать, ведя измерения строго по оси пути.
Для кривых радиусом 300 м и менее и при необходимости более детальной съемки кривой разметка должна делаться через 10 м.
Величины стрел определяют по горизонтально уложенной рейке, начало делений которой совпадает с осью рельса, отсчеты по рейке берутся по вертикальному штриху сетки нитей теодолита.
Центрирование теодолита и наведение на визирную цель, установленную в конце хорды, по оси рельса следует выполнять, используя специальные приспособления.
Если имеется прямая видимость с начальной на конечную точку, теодолитный ход следует замыкать, измеряя примычные углы. При отсутствии прямой видимости на конечную точку теодолитный ход следует замыкать, выбирая промежуточные точки.
Рис. 2. Схема съемки кривых методом И.В. Гоникберга:
3.149. На линиях с интенсивным движением поездов для повышения безопасности топографических работ железнодорожные кривые следует снимать с теодолитного (марочного) хода, проложенного вдоль земляного полотна.
Стоянки теодолита закрепляют, как правило, со стороны наружного рельса по нормали к кривой на расстоянии от него не менее 2 м так, чтобы линия визирования не пересекала наружный рельс.
Разбивка кривой на “двадцатки” производится так же, как и в случае съемки по головке рельса. Если пикетаж и разбивка кривой на “двадцатки” производится по марочному ходу, необходимо учитывать домер, который следует вычислять по углу поворота сторон хода и радиусу, указанному в эксплуатационном продольном профиле.
3.150. Съемка кривых существующего железнодорожного пути с помощью электрооптических и электронных тахеометров или светодальномеров сводится к последовательному определению координат равномерно расположенных точек по оси пути или по одному из рельсов.
Для фиксирования оси пути следует применять специальную штангу с отражателем. Если же определяются координаты головки рельса, используют раздвижную веху с укрепленным на ней отражателем.
Кривую на равные отрезки (длиной 10-20 м) можно не разбивать, а использовать стыки рельсов или определять расстояния “на глаз”.
Координаты точек кривой определяют методом полярных координат с точек светодальномерного хода или произвольного базиса. Съемку небольших отдельных кривых можно выполнять с одной точки, не прокладывая светодальномерного хода.
Положение точек магистрального хода или произвольного базиса выбирают в стороне от кривой так, чтобы расстояние до точек на оси пути не превышало 300 м.
Рис. 3. Схема съемки кривой с базиса:
3.151. Если съемку кривой производят с одной точки, то при вычислениях ей приписывают условные координаты, а за начальное принимают произвольное направление, считая его дирекционный угол равным 0°.
При съемке кривой с произвольного базиса (рис. 3) измеряют длину базиса и с обоих концов базиса выполняют съемку точек кривых. Точке А приписывают произвольные значения координат, а дирекционный угол базиса принимают равным 0°.
Зная длину базиса АВ, измеренную светодальномером, вычисляют координаты точки В и дальнейшие вычисления координат точек кривой выполняются известным способом.
Если пикетаж железнодорожного пути определяют координированием точек его оси с точек светодальномерного хода, то отдельные точки или базисы, необходимые для съемки кривой, включают в общий светодальномерный ход и расчет координат точек кривой выполняют в системе этого хода.
3.152. Для определения угла поворота кривой во всех случаях первые (1, 2) и две последние (п-1; п) точки должны лежать на прямых, примыкающих к кривой. Угол поворота кривой получают как разность дирекционных углов линий 1-2 и (п-1)-п.
3.153. Пикетажные значения точек кривой следует определять последовательным суммированием расстояний между смежными точками, вычисленных по их координатам на ЭВМ или программируемом микрокалькуляторе.
Искусственные сооружения и водоотводы
3.154. При специальной съемке искусственных сооружений должны быть установлены:
пикетажное значение пересечения оси сооружения с осью пути, по которому разбит пикетаж;
отверстие и материал сооружения;
отметки основных элементов сооружения;
техническое состояние сооружения.
3.155. При съемке моста должны быть определены отметки:
головки рельса по краям и в середине пролета;
верха кордонных камней;
подферменной площадки на береговых устоях и на каждой промежуточной опоре;
меженного и наивысшего наблюденного горизонта воды по данным службы пути.
При съемке водопропускных труб должны быть определены отметки:
головки рельса по оси трубы;
верха оголовков и низа лотка с обеих сторон.
При съемке пешеходных мостов и путепроводов необходимо определить:
угол, под которым они пересекают оси железнодорожного пути;