правила внутреннего контроля что это такое
Как разрабатывать правила внутреннего контроля с 2022 года
Для кого изменения
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее – Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Что делать с действующими («старыми») правилами
Правила внутреннего контроля, действующие до 13.01.2022, указанные лица должны привести в соответствие с Постановлением № 1188 в течение 1 месяца. То есть, до 13 февраля 2022 года.
Какие изменения учесть
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
На какие операции распространяются новые требования
Новые требования связаны с разработкой правил внутренного контроля для следующих операций с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют указанные лица:
Содержание правил внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля с 2022 года должны содержать 9 обязательных программ:
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.
Дата актуализации статьи — 04.10.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Что такое Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?
Правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ) – основной документ, определяющий порядок осуществления мероприятий в сфере ПОД/ФТ. Поэтому надзорные органы уделяют особое внимание проверке содержания ПВК по ПОД/ФТ.
Однако, помимо ПВК по ПОД/ФТ требуется наличие еще целого ряда документов.
С 23 июля 2018 года правильно использовать аббревиатуру ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Ознакомьтесь с обзором новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.2018.
Общие требования к форме, структуре и содержанию ПВК по ПОД/ФТ
Форма ПВК по ПОД/ФТ
ПВК по ПОД/ФТ являются документом, который оформлен на бумажном носителе.
Часто надзорные органы запрашивают ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде. Причем не скан-копии, а именно электронный файл в формате *.doc или *.docx.
Подобные требования, как правило, предъявляются сотрудниками Банка России и Прокуратуры РФ, хотя действующим законодательством не предусмотрена обязанность хранить электронный файл с текстом ПВК по ПОД/ФТ. Просто проверяющим удобнее проверять ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде, нежели листать бумажный вариант.
В случае выявления нарушений у Вас обязательно затребуют заверенную копию ПВК по ПОД/ФТ на бумажном носителе, чтобы приобщить ее к материалам административного дела.
Структура и содержание ПВК по ПОД/ФТ
ПВК по ПОД/ФТ состоят из разделов — программ реализации внутреннего контроля.
Что должны содержать программы, включаемые ПВК по ПОД/ФТ?
Каждая программа регламентирует исполнение конкретных обязанностей, например: по идентификации, выявлению операций, замораживанию (блокированию) и др.
Также в содержание ПВК по ПОД/ФТ могут включаться приложения — справочная и вспомогательная информация, формы анкет для идентификации, различных актов, журналов и иных документов, необходимых в повседневной деятельности.
С точки зрения удобства использования и обновления нецелесообразно сильно «раздувать» перечень приложений в ПВК по ПОД/ФТ.
В то же время есть формы, наличие которых в ПВК по ПОД/ФТ является строго обязательным. Например, форма внутреннего сообщения (сообщения об операции).
Структура ПВК по ПОД/ФТ определена нормативными актами и значительно различается для НФО и неНФО.
Требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ значительно подробнее, что на практике часто приводит к проявлениям субъективизма со стороны проверяющих.
Правила внутреннего контроля для НФО
Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для НФО определяет Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П).
Согласно пункту 1.7 Положения N 445-П:
ПВК по ПОД/ФТ включают в себя следующие программы:
В ПВК по ПОД/ФТ могут включаться иные программы, разработанные некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.
Также НФО следует регламентировать в ПВК по ПОД/ФТ порядок сохранения конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых НФО в целях ПОД/ФТ.
Правила внутреннего контроля для неНФО
Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для неНФО определяет Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667:
Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее — программа организации внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее — программа идентификации);
в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);
г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);
д) программа документального фиксирования информации;
е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом (далее — программа по приостановлению операций);
ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации);
к) программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (далее — программа изучения клиента);
л) программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
м) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
ПВК по ПОД/ФТ также должны предусматривать обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля, а также мер, принимаемых организацией и индивидуальным предпринимателем при реализации таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии опыта работы в сфере ПОД/ФТ практически невозможно самостоятельно разработать ПВК по ПОД/ФТ, соответствующие всем требованиям законодательства.
Воспользуйтесь нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ или выстраивании системы ПОД/ФТ «с нуля».
Правила внутреннего контроля: как разрабатывать и что про них надо знать с 2022 года
Для кого изменения
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее — Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Что делать с действующими («старыми») правилами
Правила внутреннего контроля, действующие до 13.01.2022, указанные лица должны привести в соответствие с Постановлением № 1188 в течение 1 месяца. То есть, до 13 февраля 2022 года.
Какие изменения учесть
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
На какие операции распространяются новые требования
Новые требования связаны с разработкой правил внутренного контроля для следующих операций с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют указанные лица:
А вот о том, как вашу компанию контролируют налоговики и о том, что делать, если они зовут вас на разговор по проблемным контрагентам, мы поговорим на бесплатном вебинаре уже завтра. Записывайтесь.
Содержание правил внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля с 2022 года должны содержать 9 обязательных программ:
Постановление № 1188 детально определяет содержание каждой программы.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Правила внутреннего контроля что это такое
Дата публикации: 28.10.2020
Должны ли правила внутреннего контроля включать должностные инструкции и положение о подразделении по ПОД/ФТ?
В соответствии с требованиями к правилам внутреннего контроля утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 [1] правила внутреннего контроля включают в себя программу организации внутреннего контроля, которая содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.
Таким образом, программа организации внутреннего контроля предполагает общее описание порядка функционирования в организации (индивидуального предпринимателя) механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ и не обязывает включать в правила внутреннего контроля должностные инструкции и положения о подразделении по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Вместе с тем, организация (индивидуальный предприниматель) вправе инициативно дополнить данную программу информацией, которая по мнению организации необходима для эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
[1] Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Должна ли головная организация разрабатывать правила внутреннего контроля (целевые ПВК), если организации, входящие в группу, не являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ?
Обязанность по разработке и реализации правил внутреннего контроля (в том числе целевых) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ возложена на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, являющиеся субъектами исполнения требований Федерального закона
№ 115-ФЗ (пункты 2 и 2.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Таким образом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля независимо от их участия в банковской группе или банковском холдинге.
Целевые правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга, являющейся субъектом исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ.
Остальные организации – участники банковской группы или банковского холдинга, являющиеся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, вправе принять решение о присоединении к целевым правилам внутреннего контроля.
Должны ли все организации включать в правила внутреннего контроля полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, и соответственно выявлять их, даже если они не выполняют ряд операций в рамках своего вида деятельности и, следовательно, никогда не смогут располагать информацией по определенному виду операций?
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны информировать Росфинмониторинг обо всех операциях, совершаемых их клиентами, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности.
В связи с чем в программе выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ следует приводить полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, либо ссылку на соответствующую статью Федерального закона № 115-ФЗ.
Вместе с тем, Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ [2] внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ, предполагающие, что с 10.01.2021 [3] организации будут информировать Росфинмониторинг только о тех операциях, подлежащих обязательному контролю, обязанность по представлению сведений о которых возложена на них обновленной статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
В этой связи, начиная с 10.01.2021 организации вправе отражать в ПВК только вышеуказанные операции.
[2] Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
[3] Дата вступления в силу Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?
В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).
При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.
В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?
Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.
Вправе ли аудируемое лицо предоставлять для проверки аудитору свои правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ в рамках ежегодной проверки финансовой отчётности организации? Считается ли в таком случае нарушенным требование законодательства о соблюдении конфиденциальности информации, о принимаемых мерах по ПОД/ФТ?
Аудиторы при осуществлении своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом № 115-ФЗ, и принимаемыми во их исполнение нормативными правовыми актами.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, аудируемое лицо не вправе предоставлять аудитору правила внутреннего контроля или иные документы, касающиеся принимаемых им мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Вправе ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать?
Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, при условии прохождения обучения в форме целевого инструктажа до возложения на себя таких обязанностей (установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492, приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203).
Возможно ли совмещение обязанностей специального должностного лица с исполнением иных должностных обязанностей в той же организации либо одновременным осуществлением обязанностей специального должностного лица в нескольких организациях?
При условии соответствия квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 сотрудник организации вправе совмещать обязанности должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, с исполнением иных должностных обязанностей, в том числе в иных организациях.
Кто из сотрудников организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?
Обучение в форме целевого инструктажа должны пройти в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203:
— лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица,
— руководитель организации (филиала),
— главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации), либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,
— руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) вправе в утвержденный перечень сотрудников, обязанных пройти обучение, по своему усмотрению включить иных сотрудников, которым в соответствии с осуществляемыми ими функциями требуются знания в сфере ПОД/ФТ (например, при осуществлении первичной идентификации, выявлении операций и т.д.) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и предупреждения нарушений в указанной сфере со стороны.
Необходимо ли прохождение повторного обучения в форме целевого инструктажа лицу, планирующему осуществлять функции специального должностного лица по совместительству в нескольких организациях либо при реорганизации юридического лица?
Повторное прохождение обучения в форме целевого инструктажа специальному должностному лицу, ранее прошедшему данный вид обучения, не требуется.
Лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления таких функций. По итогам обучения выдается именное свидетельство.
При работе по совместительству в нескольких организациях, а также при переходе в иную организацию (к иному индивидуальному предпринимателю), либо в случае реорганизации юридического лица данное свидетельство будет действительно во всех организациях.
Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?
Обучающие мероприятия в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе целевой инструктаж и повышение уровня знаний, проводятся для организаций и индивидуальных предпринимателей на базе Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (далее – АНО МУМЦФМ).
Перечень иных учебных центров, осуществляющих обучение сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом, размещен на сайте АНО МУМЦФМ в сети Интернет www.mumcfm.ru, раздел «Целевой инструктаж», подраздел «Региональные партнеры».
Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?
В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).
При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.
В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?
Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.
Являются ли клиентами (с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ) лица, обращающиеся в Лизинговую компанию за оперативным лизингом, и применяются ли к ним процедуры идентификации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и Приказом Росфинмониторинга № 366? Необходимо ли направлять в Росфинмониторинг ФЭС с кодом вида операции 5003 по таким сделкам?
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) клиент − физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе лизинговой компании).
Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д.
Таким образом, лизинговая компания обязана проводить идентификацию лиц, с которыми заключаются договоры оперативного лизинга и информировать Росфинмониторинг о передаче имущества по таким договорам в соответствии с абзацем 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (код вида операции 5003).
Рассматривается ли «Флит менеджмент» (управление автопарком) с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ? Нужно ли рассматривать таких лиц как клиентов и идентифицировать их в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ?
Исчерпывающий перечень субъектов, на которые распространяются требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), приведен в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
Организации, осуществляющие деятельность по управлению автопарком (Флит-менеджмент) в настоящее время к вышеуказанным субъектам не относятся.
При этом необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять одновременно несколько видов экономической деятельности, если иное не установлено законом.
Таким образом, в случае если вышеуказанная организация параллельно осуществляет вид деятельности, поименованный в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, она обязана принимать меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ [4] в отношении всех видов осуществляемой деятельности, в том числе проводить идентификацию всех своих клиентов.