практико ориентированный проект что такое
Практико-ориентированные проекты
Проектная деятельность, как часть учебного процесса
Метод проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией.
Проектная деятельность развивает творческое мышление, делает учебный процесс личностно значимым для обучающихся, помогает раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности студентов.
Разумеется, не во всякой профессиональной деятельности есть простор для креатива, однако умение мыслить творчески поможет студенту при возникновении непредвиденных, спорных и конфликтных ситуаций.
Для студента проект – это возможность:
• научиться проводить анализ;
• познакомиться с другой формой ответа;
• научиться применять полученные знания, умения и навык;
• создать продукт (материальный, вербальный);
• продемонстрировать достигнутый результат;
• проявить инициативу и самостоятельность.
Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и компетенций.
Для педагогов проект – это дидактическое средство решения педагогических и образовательных задач (компетентностных задач):
• развитие аналитических способностей;
• усиление побуждения к инновациям;
• личностное развитие, проявление инициативы и креативности;
• содействие открытому обсуждению и обмену опытом;
• развитие способности демонстрировать результативность своих планов и решений.
Проектная работа является фактором общения и пространством для самореализации, применения и проверки накопленного опыта. Проектная деятельность выводит студентов на подлинное сотрудничество и создаёт условия для внутренней активности личности.
Работа над проектом зависит от выбранного вида проектной деятельности. Проекты бывают творческими, исследовательскими и практико-ориентированными.
Творческие проекты
Проекты этого типа направлены на получение творческого продукта: газеты, сочинения, видеоролика, мероприятия и так далее.
Поэтому такие проекты не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности студентов и преподавателей.
Работа над творческим проектом только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом.
При этом требует продуманности формы и структуры конечного результата:
ключевые показатели эффективности;
Исследовательские проекты
Исследовательские проекты направлены на получение научного знания, характеризующегося новизной и теоретической или практической значимостью.
Проекты этого типа напоминают по структуре дипломную или курсовую работу, так как требуют обозначения актуальности избранной темы и формулировки проблемы.
После того, как актуальность и проблема обозначены, определяются объект и предмет исследования, ставится цель и определяются связанные с нею задачи.
Исходя из этого, выдвигается гипотеза решения проблемы и описываются теоретические и эмпирические методы исследования.
Практико-ориентированные проекты
Цель прикладных проектов заключается в получении результата, ориентированного на социальные интересы самих участников проектной работы.
Например, на основе результатов исследований разрабатываются следующие документы:
• программа действий по решению выявленных проблем;
• проект технического решения – дизайн витрины аптеки.
В отличие от творческих, прикладные проекты требуют тщательно продуманной структуры.
Для этого необходимо:
• определить поэтапные действия с указанием промежуточного и конечного результатов;
• определить функции каждого участника;
• скоординировать и скорректировать их деятельность;
• оценить возможные способы внедрения результатов проекта;
• учесть возможные риски и прочее.
Процесс оценивания индивидуального проекта непрерывен и проходит через все этапы проектной деятельности. Оценивание в проектной деятельности играет ведущую роль, поскольку в стратегии и инструментах оценивания закладываются цели проектной деятельности:
• Оценивание в технологии проектной деятельности не сводится к оценке предметных знаний обучающихся или полученных ими продуктов проектной деятельности.
• Оно разворачивается как сквозной процесс, позволяющий проследить за личностным ростом обучающихся, их активностью, познавательной деятельностью, ходом работы над проектом.
Кто должен оценивать?
• Через создание проверочных листов,
• через вопросы, позволяющие проследить и оценить этапы проектной деятельности;
• через постановку целей предстоящей деятельности;
• через определение трудностей и путей их преодоления.
• Через защиту проекта (критерии оценки качества продуктов проектной деятельности предварительно разрабатываются )
• Через шкалу мнений
• Оценочных листов наблюдений
По каким критериям оценивать?
• При разработке критериев преподаватель соотносит каждую цель с одним из инструментов оценивания.
• Язык описания критериев должен быть понятен студенту, поэтому необходимо избегать сложных для понимания терминов, ограничить количество критериев и расположить их в определенном порядке.
• Чтобы убедиться в достаточности критериев соотнесите их с поставленными целями, выполните работу от имени студента и оцените ее в соответствии с разработанными критериями.
• Критерии оценивания должны быть известны обучающимся до выполнения проекта.
Чаще всего в проектной деятельности используются для предъявления критериев таблицы оценивания (проверочные листы), которые содержат показатели, (левая колонка) и их индикаторы (колонки справа), описывающие уровень достижения.
По какой шкале оценивать?
o Бальное оценивание
o Рейтинговое оценивание
o Система зачет/незачет
o Вербальное поощрение.
Где накапливать и фиксировать материал?
Как оценить проектную деятельность?
ü Расширения и углубления предметных знаний;
ü Знания о структуре и проектной исследовательской деятельности;
ü Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;
ü Выполнять эксперимент;
ü Умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента.
Таким образом, в проектной деятельности должна быть большая доля самостоятельности студентов.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
С целью формирования и развития ключевых компетенций выпускника, нами, под руководством преподавателей специальных дисциплин, выполняются практико-ориентированные проекты.
Темы таких проектов относятся к практическим вопросам, актуальным для дальнейшей профессиональной деятельности и вместе с тем, требующим привлечения знаний студентов из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Данные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на профессиональные интересы самих участников. Например, во время обучения, нами были реализованы проекты следующей тематики: «Производство мясных паштетов», «Производство мясных рубленых полуфабрикатов», «Производство мясных полуфабрикатов в тесте», и другие.
При подготовке проекта определяются его основные цели и задачи, этапы реализации и виды осуществляемой студентами деятельности, результат и критерии его оценки. Особое внимание уделяется организации координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организации систематической внешней оценки проекта.
Одним из основных этапов проектной деятельности является планирование проектного задания. На этом этапе осуществляется разработка модели проекта, выбирается рациональная технология, проводится ее экономическая оценка. Итогом данного этапа является подробная технологическая карта проекта. В ней отражаются все необходимые ресурсы (временные, финансовые, трудовые, информационные, материальные), способы выполнения отдельных операций, план-график выполнения отдельных работ по изготовлению продуктов.
На следующем этапе, в ходе выполнения задуманного, возможны следующие виды деятельности: обеспечение наличия всех необходимых ресурсов, пробная выработка продукта, обсуждение возникших трудностей и способов их преодоления, анализ качества изготовленного продукта, определение его недостатков и путей их устранения, оформление сопроводительной документации и отчета о проекте.
Таким образом, практико-ориентированный проект включает активную деятельность студентов, начиная с выбора и обоснования ассортимента продукции, до отработки технологии с обязательной публичной презентацией полученного результата. Результатом является:
— продукция, подготовленная для дегустации;
— сопроводительные материалы в виде мини-исследования, альбома, презентации, видеофильма;
— средства для презентации продукции, реклама.
Итогом проекта является его презентация и защита. Защита происходит в виде выставки проектов с дегустацией выработанной продукции и рассказом о самом изделии и ходе работы над ним. Внешняя оценка проектов осуществляется сотрудниками производственного предприятия.
Результатом реализации практико-ориентированных проектов, помимо профессиональных компетенций, также являются способности студентов:
определять и развивать свои познавательные и профессиональные интересы,
выбирать для себя практический вид деятельности согласно распределенным обязанностям и интересам,
исследовать условия практической деятельности во время работы над проектом,
принимать ответственность и решать возникающие проблемы,
оценивать результаты и устанавливать общественную и профессиональную ценность своей проектной деятельности.
При анализе результатов проекта рекомендуется попытаться ответить на следующие вопросы: актуальна ли тема вашего проекта, для кого он предназначен, было ли проведено предварительное маркетинговое исследование и что оно выявило, какова идея проекта, разнообразны ли были предлагаемые идеи, правильно ли были сформулированы задачи проекта, удалось ли их реализовать, какими критериями руководствовались при оценке проекта, обоснованными ли они были, насколько хорошо спланировали и использовали предоставленное время, достаточно ли было знаний и умений, на каких этапах проекта возникали затруднения, в чем они заключались, как можно улучшить проект, то могло бы быть по-другому.
Пример практико- ориентированного проекта
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«В подарок природе – реальные дела»
Автор: Виноградова Юлия,
обучающаяся МОУ СОШ №10, 16 лет.
Руководитель: Околодкова Людмила
Августовна, учитель биологии МОУ СОШ №10,
педагог дополнительного образования
ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».
город Ярославль, 2014 г.
В жизни любого человека окружающая его среда имеет огромное значение. От состояния биосферы зависит самое главное богатство человека – его здоровье, эмоциональное и душевное состояние.
Кр асота восторгает и исцеляет человека. Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветочке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев…
А какой красоте может идти речь, если берега рек завалены горами мусора, а когда- то взятые в дом животные выброшены на улицу.
Появление человека как “ Homo sapiens ” (человека разумного) качественным образом изменило биосферу, к сожалению, не в лучшую сторону. Биосфера сама по себе в целом пассивно реагирует на вмешательство человека, а живое вещество активно приспосабливается к новым условиям существования и присутствию в природе человека. Многие виды животных меняют формы своего существования, адаптируются к жизни по соседству с человеком. Но многим живым организмам необходима постоянная, реальная помощь человека.
Не все творения человека находятся в гармонии с окружающей средой. И если живые организмы, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах, созданных людьми: зданиях, сооружениях, дорогах, свалках мусора. Поэтому каждый человек должен бережно относиться к природе, защищать и оберегать, содержать в чистоте среду своего обитания.
Школьники не в состоянии решить общегосударственные проблемы загрязнения окружающей среды и сокращения биологического разнообразия видов. Но мы можем сделать чище свои реки и пруды, помочь нашим братьям меньшим. Принять посильное участие в разных мероприятиях, организуемых не только нами самостоятельно, но и различными учреждениями дополнительного образования на уровне города и области, а также общественными организациями в рамках общероссийских программ с международным участием.
Принять участие в очистке берегов Волги в районе «Павловской рощи» от бытового мусора в рамках городской акции «Чистые берега».
Принять участие в городской акции «Поможем бездомным животным», которая, ежегодно проводится в рамках осенней, весенней недели добра.
Принять участие в городской акции «Покормите птиц зимой», «Пернатая радуга» (изготовление искусственных гнездовий и кормушек, изготовление плакатов по проблемам защиты птиц).
Этапы проекта с детьми:
1. Мотивационный этап (сроки: март 2014 года). Цель этапа: мотивация школьников среднего звена на участие в проекте по сохранению чистоты окружающей среды и защите животных.
2. Подготовительный этап (сроки: март – апрель 2014 года). Цель этапа: погружение школьников среднего звена в проект и разработка плана действий.
Основополагающий вопрос: Зачем нужно заботиться об окружающей среде и о животных?
Проблемный вопрос: Могут ли учащиеся школы оказывать серьезную помощь в вопросах защиты окружающей среды и защиты животных?
Фамилия, имя обучающегося
Что такое окружающая среда и ее значение для жизни человека?
Среда место нашего обитания.
Какую помощь окружающей среде и животным могут оказывать школьники?
Изучение отношения учащихся МОУ СОШ № 10 к вопросу охраны природы.
Учащиеся 8- 11 классов.
Участие в акции «Чистые берега» по уборке бытового мусора на береге реки Волга.
Бездомным животным можно облегчить жизнь?
Животным нужна наша помощь.
Учащиеся 1- 11 классов.
Изготовление поделок. Организация ярмарки по продаже овощей и фруктов, выращенных учащимися. Участие в благотворительной акции «Помоги бездомным животным».
Ждут ли нашей помощи птицы?
Учащиеся 8- 10 классов.
Изготовление искусственных гнезд и кормушек. Подкормка птиц зимой. Участие в городских акциях: «Покормите птиц зимой» и «Пернатая радуга».
3.Этап реализации проекта (сроки: апрель 2014 – апрель 2015 года). Цель этапа: реализация разработанного плана действий.
4. Презентация проекта (защита проекта) (сроки: апрель 2015 года). Цель этапа: подготовка презентации и защита проекта.
5. Рефлексивно-оценочный этап (сроки: апрель 2015 года). Цель этапа: внутренняя и внешняя оценка эффективности реализации проекта.
В рамках подготовительного этапа проекта учащиеся 10 класса провели анкетирование, по результатам которого определились 3 основные направления природоохранной деятельности: помощь животным и птицам, охрана берегов реки Волги.
Проект был успешно защищен на выступлении перед учащимися, учителями и родителями учащихся МОУ СОШ № 10. В процессе реализации проекта дети приобрели ценные общечеловеческие качества такие как: милосердие, сострадание и забота о близких, отработали навыки проектирования, активно участвуя во всех его этапах, овладели правилами создания презентаций по темам мини-проектов.
Всего в проекте, на различных этапах его реализации, приняли участие 256 ребят, многие из них участвовали всей семьей. Проект «В подарок природе – реальные дела» получил одобрение у детей, учителей, администрации МОУ СШ №10, родителей. Эффективность данного проекта несомненна, т.к. позволила обратить внимание, задуматься над такой важной для всех проблемой загрязнения водоемов и сокращения численности животных. Работа по приобщению детей к защите окружающей среды и оказания помощи животным должна быть систематической, поэтому планируется проведение подобных проектов в следующем учебном году.
Мини – проект 1. Участие в акции «Чистые берега» вдоль берега в районе парка «Павловская роща».
В рамках общероссийской программы с международным участием «Зеленые школы» по вопросам охраны водных объектов была объявлена акция «Чистые берега» в ходе, которой школьники различных школ приняли участие в уборке берегов реки Волга.
Наша школа расположена в Дзержинском районе города Ярославля и берег Волги в районе парка «Павловская роща» для многих ребят и членов их семей является одним из любимых мест отдыха. Но в результате пребывания отдыхающих на природе, берега реки просто завалены мусором и требуют постоянной уборки. Учащиеся нашей школы в количестве 22 человек вышли на уборку берегов любимой реки. Организаторы акции перед началом мероприятия все участникам выдали футболки с логотипом, мусорные мешки и перчатки. В течение 5 часов ребята убирали различный мусор, сортируя его по мешкам (отдельно отбирали пластик, стекло и бумагу). Наиболее активные участники акции зарабатывали баллы, которые по завершению мероприятия можно было обменять на различные призы.
В ходе проведения акции звучала музыка, проходили различные конкурсы, что не могло оставить без внимания отдыхающих, многие из них получив от организаторов акции перчатки и футболки, также принимали активное участие в уборке территории.
Общими силами учащихся, преподавателей, прохожих и организаторов мероприятия по берегам реки Волги было собрано более 50 мешков различного мусора, который затем был отправлен на различные предприятия для переработки.
Участники акции с чувством выполненного долга!
Мини – проект 2. Участие в акции «Помоги бездомным животным»
В школе был объявлен призыв на изготовление поделок среди учащихся 1- 11 классов для помощи бездомным животным, живущим на территории приютов «Ковчег» и «Вита». Силами ребят и их родителей было создано большое количество достойных работ таких как: плюшевые медвежата (20 штук); прихватки (40 штук); фенечки (50 штук); декоративные сумочки и коробочки под украшения (15 штук) и многое другое.
Особенно активное участие приняли учащиеся 4-х, 5-х, 8-х и 10 классов.
Все изготовленные поделки были проданы в детском парке отдыха при проведении городской благотворительной акции: « Помоги бездомным животным». Сумма, вырученная от продажи сувениров, была передана организаторам акции.
Силами учащихся 7 « а» класса была организованна благотворительная овощная ярмарка, на которой ребята продавали сельскохозяйственную продукцию со своих дачных участков по символическим ценам посетителям парка. Весь принесенный урожай был продан, а вырученные средства переданы в приют. Всего учащимися МОУ СОШ № 10 в приюты для бездомных животных было передано три тысячи восемьсот девяносто четыре рубля.
В рамках акции учащимися школы были собраны корма для животных приюта, а также разнообразные крупы, ошейники, поводки и лекарственные препараты.
Все собранные товары были привезены в парк и торжественно переданы для благотворительных целей вместе с товарами, принесенными учащимися других школ.
Шаги, направленные на реализацию данного проекта касались вопросов изготовления гнездовий и кормушек для птиц, ежедневной подкормки птиц в зимний и весенний периоды года.
Изготовленный учеником 10 класса Мальцевым Семеном, скворечник был передан в парке « Юбилейный» работникам станции юных натуралистов для дальнейшего использования.
Ребята изготовили кормушки, разместили их на территории школы и ежедневно подкармливали птиц.
Ученицами 9 «А» класса Фатеевой Юлией и Тимофеевой Екатериной был создан плакат, отражающий реальные проблемы перелетных птиц: гибель на линиях электропередач, гибель в результате разлива нефти и ухудшения условий среды.