почему во время великой отечественной войны было написано так много замечательных стихотворений
«Сражающееся слово» (поэзия ВОВ)
«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества
и желание способствовать им во всех отношениях»
«Война закончилась. Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор кружит,
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить. »
Предлагаем вашему вниманию произведения авторов, пришедших в литературу с фронтов войны.
Неизгладимый след оставила война в их творчестве, многие начали писать во время войны как военные корреспонденты (К. Симонов, А. Твардовский, В. Багрицкий, М. Дудин, Е. Долматовский).
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто».
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною
С проклятою ордой!»
На слова этой песни–гимна, песни–призыва, песни–приказа, написанной Василием Лебедевым–Кумачом 24 июня 1941 года и исполненной Краснознаменным ансамблем под руководством Александрова уже спустя три дня, откликнулись тысячи людей.
Многие строки, написанные во время войны становились песнями. Алексей Сурков, которому Симонов посвятил проникновенное «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», вовсе не хотел публиковать строки, ставшие потом знаменитой «Землянкой». Они были адресованы жене поэта, которая находилась в эвакуации. История создания этих строк широко известна – в 1941 году Сурков попал в окружение под Истрой, а когда смог выбраться из своей землянки, вся шинель оказалась посечена осколками…
Но эти же лирические и очень сокровенные строки рождали одновременно и огромную ненависть к врагу. Композитор Василий Соловьев–Седой однажды заметил: «Оказалось, что душевность и даже иногда грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими…»
«Не прогнав орды кровавой,
Не поправ врага со славой,
Не вернемся мы домой».
Это написал известный татарский поэт Муса Джалиль, погибший в застенках Моабитской тюрьмы в 38 лет. И в застенках он писал стихи, которые, написанные на клочках бумаги, передал после войны в Советский Союз его товарищ, участник Сопротивления бельгиец Андре Тиммерманс. Из них, названных «Моабитской тетрадью», узнали о его судьбе. Константин Симонов многое сделал для того, чтобы снять наветы с имени Джалиля и опубликовать русский перевод его стихов. Уже в 50-х годах Мусе Джалилю присвоили звание Героя Советского Союза и, за цикл стихов «Моабитская тетрадь», присудили Ленинскую премию
Анна Ахматова «Мужество»:
«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!»
Опубликованное в марте 1942 года в «Правде» это стихотворение прозвучало как страстная клятва верности своей стране, Родине, Отчизне…
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Составление и предисловие: Красников Геннадий Николаевич.
У прочно стоящего на фундаментальных патриотических позициях Г. Красникова находится в антологии место и для духоподъемных речей, как «Слово митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе в Москве», произнесенное через полтора месяца после начала войны, 10 августа 1941 г. :
Сам составитель высказывается так: «Поэтической антологии «Ты припомни, Россия. » можно было по справедливости дать подзаголовок: «Последний поклон». Поскольку книга задумана как некое слово благодарности и признательности великому поколению наших отцов и дедов. живым и мертвым, тем, кто ценою беспримерного мужества, невероятных страданий и величайшей жертвенности в мае 1945 г. принес на русскую землю и на землю Европы мир, Победу над самым страшным за всю историю человечества физическим и метафизическим злом, грозившим гибелью всему живому на свете».
В книгу вошли стихи военной темы, написанные за последние два десятилетия. Перед нами уже, строго говоря, не «военная поэзия», а поэзия о войне, хотя многие авторы книги были свидетелями и даже прямыми участниками событий 1941-1945 годов. Лучшие стихи этой темы, созданные в 1970-1980-х годах, так или иначе расширяли и углубляли поэтическое видение войны. Ясно, что стихотворения, вошедшие в книгу, очень неравноценны. Наряду с крупнейшими современными поэтами в книге представлены и авторы, не обретшие (по крайней мере к настоящему времени) творческой зрелости, и те, чьи стихи ценны не столько чисто литературными достоинствами, сколько глубоко и честно пережитым опытом войны. Но, как представляется, искреннее стремление, направленность к достойному освоению темы войны присутствуют в книге, взятой в целом. И потому, книга найдет внимательных и благодарных читателей.
В окоп донес июньский день
Умытых листьев шорох,
И пахнет юная сирень
Хоть вдоль садов проходит фронт,
Но все цветет в сирени:
Село, и нежный горизонт,
Ты далеко. Тебя здесь нет.
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья, –
Им тут светлее станет.
Любовь моя – сирень твоя
Свет Победы : стихи / сост. В. К. Карпеко. – М. :
Воениздат, 1985. – 486 с.
Выпуск сборника приурочен к 40-летию победы советского народа над фашистской Германией. В нем представлены лучшие стихи поэтов-фронтовиков, а также поэтов послевоенного поколения, посвященные Великой Отечественной войне, мужеству, героизму, воинской славе и великой победе.
МОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали… Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя —
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
Семен Гудзенко родился 5 марта 1922 года в Киеве, в 1939 году поступил в МИФЛИ и переехал в Москву.
В 1941 году добровольцем ушёл на фронт. В 1942 году был тяжело ранен. После ранения был корреспондентом во фронтовой газете «Суворовский натиск»… За боевые заслуги награжден орденом Красной звезды и медалями.
Первую книгу стихов выпустил в 1944 году. После окончания Великой Отечественной войны работал корреспондентом в военной газете.
Настоящее имя Гудзенко — Сарио, итальянское имя ему дала мать. Когда его в 1943 году дружно опубликовали «Знамя» и «Смена», поэт писал матери: «…не пугайся, если встретишь стихи за подписью „Семён Гудзенко“, — это я, так как Сарио не очень звучит в связи с Гудзенко. Надеюсь, ты не очень обидишься…»
Двухтомник избранных произведений известной советской поэтессы Юлии Друниной объединяет лучшие стихотворения и прозу, созданные почти за пятьдесят лет ее литературной работы. В первый том вошли стихотворения и поэмы 1942-1978 годов.
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила.
И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила.
В семнадцать совсем уже были мы взрослые —
Ведь нам подрастать на войне довелось.
А нынче сменили нас девочки рослые
Со взбитыми космами ярких волос.
Красивые, черти! Мы были другими —
Военной голодной поры малыши.
Но парни, которые с нами дружили,
Считали, как видно, что мы хороши.
Любимые нас целовали в траншее,
Любимые нам перед боем клялись.
Чумазые, тощие, мы хорошели
И верили: это на целую жизнь.
Эх, только бы выжить. Вернулись немногие.
И можно ли ставить любимым в вину,
Что нравятся девочки им длинноногие,
Которые только рождались в войну?
И правда, как могут не нравиться весны,
Цветение, первый полет каблучков,
И даже сожженные краскою космы,
Когда их хозяйкам семнадцать годков.
А годы, как листья осенние, кружатся.
И кажется часто, ровесницы, мне —
В борьбе за любовь пригодится нам мужество
Не меньше, чем на войне.
Поэтическое наследие выдающегося советского писателя К.М. Симонова представлено в настоящем издании лучшими и наиболее характерными произведениями. Включены стихи 30-х годов, широко представлены стихотворения военной поры, ряд произведений Послевоенного периода: цикл «Друзья и враги», вьетнамские стихи 1970 г. Завершается книга пятью поэмами Симонова.
Симонов Константин Михайлович
С началом Великой Отечественной войны был призван в действующую армию на Западный фронт: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя».
В 1942 году Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году – звание подполковника, а после войны – полковника.
Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». Симонов стал одним из лучших военных журналистов, пройдя всю войну от Черного до Баренцева моря. Он побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой и закончил войну в Берлине; был свидетелем последних боев за Берлин, а затем присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии.
Известность поэту принесло стихотворение «Жди меня», опубликованное в газете «Правда» в январе 1942 года. В годы войны его лирика («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Убей его! » («Если дорог тебе твой дом») и др.) приобрела большую популярность.
Во второй том вошли произведения, созданные ею в блокадном Ленинграде и в трудные послевоенные годы, ставшие испытанием для ее поэтического дара и гражданского мужества.
Имя Ольги Берггольц знает каждый житель нашей огромной страны, особенно петербуржцы. Ведь она не просто русский поэт, она является живым символом блокады Ленинграда.
которой в школу бегала давно.
Я шла сквозь юность, сквозь ее тревогу,
сквозь счастие свое перед войной.
только возникавший город,
где здания прекрасны и грубы.
Я шла сквозь жизнь, сводя до боли пальцы.
Твердил мне путь, давнишний и прямой:
— Иди. Не береги себя. Не сжалься,
не плачь, не умиляйся над собой.
3 июня 1942
Окуджава, Б. Ш. Посвящается вам : стихи / Б. Ш. Окуджава. – М. : Советский писатель, 1988. – 143 с.
Поэт, прозаик, один из основателей жанра авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Москву.
В начале Великой Отечественной войны Булат трудился токарем на оборонном заводе, а весной 1942 года после достижения 18-летия Булат был призван в армию и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года был направлен на Северо-Кавказский фронт, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса.
Булат Окуджава позже писал: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт.
Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесете их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он – ко мне, я – к нему. Мне как-то смешно себя вспоминать и видеть себя – в обмотках, с кривыми ногами, с тонкой шеей, с большой пилоткой на голове, мечтавшего всю войну иметь сапоги и так и не получившего их.
Когда первый день я попал на передовую, и я, и несколько моих товарищей – такие же, как я, семнадцатилетние – очень бодро и счастливо выглядели. На груди у нас висели автоматы, и мы шли вперёд, в расположение нашей батареи, и уже представляли каждый в своём воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться. И в этот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать.
Ну, мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра. Все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Встали и тоже пошли. Это было наше первое боевое крещение.
Война – вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю. Я ненавижу войну. Потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего весёлого в войне нет».
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите. И всё-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идёте войной наугад.
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.
Сурков, А. Именем жизни: Стихотворения / А. Сурков. – М. : Сов. Россия, 1986. – 240 с. – (Подвиг).
В книгу известного советского поэта А. Суркова (1899—1983) вошли стихи, написанные в разные годы, среди них такие широко известные, как «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь. »), «Песня смелых», «Конармейская». В годы Великой Отечественной войны поэзия Алексея Суркова обрела широчайшую популярность, и его по праву называли «солдатским поэтом».
Сурков Алексей Александрович (1899-1983)
В 1941–1945 г.г. Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и специальным корреспондентом газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии.
Утро победы
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые —
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Книга Михаила Луконина состоит главным образом из стихотворений, написанных в период с 1939 по 1945 год, рожденных или непосредственно в боях, или под впечатлением только что пережитого, а также стихотворений более позднего времени, в которых поэт вновь обращается мыслью к военным годам, размышляет о товарищах, о подвиге своего поколения. В книгу включены записки Михаила Луконина «о жизни в поэзии и о поэзии в жизни», которые познакомят читателя с биографией поэта, с тем, как возникал замысел и создавались известные его стихотворения.
Михаил Кузьмич Луконин родился в 1918 году в городе Астрахани. Детство провел в Сталинграде. Писать стихи и печататься начал рано, еще в школе — в пионерских и комсомольских газетах. После школы поступил в Сталинградский педагогический институт, затем перевелся в Литературный институт имени Горького. В декабре 1939 года ушел добровольцем на финский фронт. «Пять стихотворений, — пишет Луконин, — «Мама», «Наблюдатель», «Ночью лыжи шипят», «По дороге на войну», «Письмо» — напечатал по возвращении в журнале «Знамя» (№ 10, 1940), их я и стал считать первыми в своей жизни». С первых дней Великой Отечественной войны — в действующей армии. В 1941 году был ранен. Затем до конца войны служил в газете танковой армии — «На штурм». Награжден медалью «За боевые заслуги».
почему во время великой отечественной войны было написано так много замечательных стихотворений
Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри».
Главный герой — пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.
Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.
При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.
Почему во время великой отечественной войны было написано так много замечательных стихотворений?
Почему во время великой отечественной войны было написано так много замечательных стихотворений.
Пока пушки говорили, поэты пытались писать стихи, помогающие громить врага.
Эти стихи стали откликом не только на текущие события, но и добрыми рифмованными строчками об оставленных домах и семьях.
Достаточно вспомнить стихотворение Константина Симонова » Жди меня «.
Которое нашло отклик в душах бойцов.
Написать рассказ о дедушке ветерана великой отечественной войны?
Написать рассказ о дедушке ветерана великой отечественной войны.
. Действие в произведении Уроки французкого происходит : а) перед Великой Отечественной войной ; б) во время Великой Отечественной войны ; в) после Великой Отечественной войны?
. Действие в произведении Уроки французкого происходит : а) перед Великой Отечественной войной ; б) во время Великой Отечественной войны ; в) после Великой Отечественной войны.
Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времен Великой Отечественной войны?
Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времен Великой Отечественной войны.
Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?
Нужно написать письмо ветерану Великой отечественной войны?
Нужно написать письмо ветерану Великой отечественной войны.
Надо написать сочинение Зачем нам помнить о Великой Отечественной войне?
Надо написать сочинение Зачем нам помнить о Великой Отечественной войне.
Сочинить стихотворение о великой отечественной войне?
Сочинить стихотворение о великой отечественной войне.
О чём заставляют задуматься стихотворения о Великой Отечественной Войне?
О чём заставляют задуматься стихотворения о Великой Отечественной Войне?
Помогите сочинить стихотворение о великой отечественной войне?
Помогите сочинить стихотворение о великой отечественной войне.
Сочини стихотворение об Великой Отечественной Войне?
Сочини стихотворение об Великой Отечественной Войне.
Сколько было дано салютов победы за время великой отечественной войны?
Сколько было дано салютов победы за время великой отечественной войны.
Проблема отцов и детей, выбор между семьей и любовью.
Онтайно, внутри восхищается своей Родиной, она его манит за собой, он нуждается вродных ему с детства краях, онжелаетвернутся.
Осевшие иполуразрушенные сараи, куда немцы свозили сено исолому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырех москалей иодного украинца, поэтому мальчишки боятся здесь играть. Небоится только Димка : онпрячет всарае две обоймы патронов, шомпол отвинто..
Потому, что интересные.
Красный, синий, зеленый.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Не по зубам мне эти орешки. На ретивую лошадь не кнут, а вожжи. Не собрав клёпок, не собьешь и бочки. Капля по капле и камень долбит. Портной без порток, сапожник без сапог. Мастер один, а подносчиков десят..