почему ветхий завет такой жестокий
О жестокости Ветхого Завета
протоиерей Андрей Ткачев
Ветхий Завет правдиво жесток; жесток, как сама жизнь. Человек, открывший Библию с мыслью о том, что это книга любви, может с содроганием закрыть ее, столкнувшись с некоторыми картинами Ветхого Завета. Бог казнит грешников, над согрешившими праведниками изощренно издеваются враги. Сами праведники, одержав победу, ведут себя так свирепо, что возникает соблазн усомниться в их праведности. Что всё это значит?
Во-первых, спросим себя: откуда это недоумение и нравственное отторжение от жестокости?
Оно от Благой Вести, просочившейся в наше сознание. Сегодняшний человек, даже если он не верует, мыслит евангельскими категориями. Нам жалко побежденных и проигравших; нам не верится, что честность и богатство совместимы; женщина в наших глазах имеет равное достоинство с мужчиной. Всё это и многое другое в нашем мировоззрении от Евангелия. Христос действительно изменил мир. Не прибегая к заговорам, мятежам, революциям, Христос овладел самой неприступной крепостью — человеческим сердцем. И покорившийся благодати человек стал мыслить небесными категориями. Вот почему нам диким кажется то, что древнему человеку казалось естественным. «Умыть руки в крови грешника» — это даже для Псалтири не является исключением. Ветхий человек, тот, который изнутри не перерожден и снаружи не взнуздан соответственным воспитанием, он и сегодня радостно пляшет над трупом убитого врага. Для него, как для Чингизхана, формула счастья совпадает со спинами убегающих врагов и заревом от их горящих жилищ. Мы от подобных зрелищ морщимся и отворачиваемся. Жаль только, очень многие доброту и сострадание называют признаками цивилизованности. Дескать, давайте вести себя, как «цивилизованные» люди. Но это не от цивилизации. Вернее, не от любой цивилизации, а от той, что выросла из Страстной Пятницы, когда миллионы людей в тысячах храмов смотрят на распятого Страдальца и слышат Его молитву: Отче, прости им, не ведают бо, что творят!
Чтобы каждая девушка и женщина, к примеру, была благодарна Христу и чтобы если не исчезли, то хоть поутихли разговоры о «закабаленной» христианством женщине, стоит лишний раз прочесть историю Лота. Точнее, то, как он спасся из Содома. За Лотом были посланы ангелы. Местные развратники захотели «познать» этих новичков, а Лот вступился за них. Спрятав незнакомцев у себя в доме, вот что Лот говорит содомлянам: Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего ( Быт. 19:8 ). Далее было бегство в Сигор, уничтожение города, превращение Лотовой жены в соляной столп. Но нам должны быть интересны и, одновременно, страшны слова Аврамова племянника. Дочери ему менее важны, чем гости. В этом эпизоде — весь древний человек. У него другая шкала ценностей, другие ориентиры, и я сомневаюсь, что нам эти ценности безоговорочно нравятся.
Бог, через Евангелие познанный нами как Любовь, не изменяется. Он не «стал» любовью в Новом Завете. Он был и есть Любовь всегда. Но это любовь зрячая, требовательная к человеку и не сентиментальная. Ради пользы любимого Любовь может наказывать. Толерантным и нетребовательным часто бывает безразличие. Этого о Господе по отношению к нам сказать нельзя.
Писание можно условно разделить на законодательные, учительные, исторические и пророческие книги. Какие из этих книг могут показаться особенно жестокими?
Книги законодательные и учительные не столько жестоки, сколько строги. Синайский закон провозглашает «не убий». Но он же перечисляет определенные случаи необходимого применения смертной казни. Так, например, возмездию через убийство должны быть подвержены богохульники, чародеи, мужеложники, скотоложники, люди, грешащие против родителей. Одни грехи представляют нравственную заразу для общества и должны караться смертью ради общего блага так, как прижигаются огнем опасные язвы. Другие грехи выводят человека за рамки человеческого достоинства, делают его хуже бессловесного скота. Опустившись ниже человеческого естества, такой человек не вправе требовать к себе гуманного (т.е. человеческого) отношения.
Нужно задуматься, чего здесь больше: жестокости или человеколюбия? Хирургия — довольно кровавая отрасль медицины, но посвящена спасению человека, а не издевательству над ним. Господь не любит страданий и не наслаждается зрелищем казней. Давая повеление жестоко карать неестественный блуд или волшебство, Он преследует высшие цели. Он воспитывает Свой народ так, как отец воспитывает своего сына. Его милость не простирается до безнаказанности, и именно так Соломон учит нас воспитывать своих сыновей. Можно не сомневаться: без суровых мер и длительной педагогики Израиль не был бы способен произвести на свет Чистейшую и Непорочную Деву.
Самыми изобилующими сценами насилия и жестокости являются книги исторические. Это — сама правда, рассмотренная в упор, и оттого беспощадная. Вообще-то человечеству, пережившему 20й век, не стоит слишком пафосно рассуждать о проблемах жестокости и милосердия. Минувшее столетие показало если не последнюю глубину человеческого растления, то все же беспримерное извращение ума и сердца. Механистически мыслящий, рациональный, эгоистичный человек поставил вопрос убийства на конвейер. Человек, для издевательства над человеком же, придумал теории и наплел кружева казуистики. А теперь, когда печи крематориев погасли, но еще не успели остыть, мы склонны делать вид, что «это не повторится», и предъявлять Богу упреки в жестокости.
Библия написана о нас. На примере одних людей она говорит обо всех людях, и к этому свидетельству нужно прислушаться. Люди, оказывается, способны есть во время голода собственных детей. Способны в погоне за властью идти на убийство отца и братьев. Достигнув власти, люди способны становиться ненасытными, подобно аду, и отбирать последний клочок поля, последнюю овечку у бедняка. Об этом говорят книги Царств и Паралипоменон, истории Авессалома, Иезавели и многих других. Точные копии подобных злодеяний хранятся в летописях любой древней цивилизации. Информационные сводки свежих газет тоже об этом. Всё это — симптоматика нашей общей болезни, спасти от которой людей пришел Христос. Всё, что нам надо, — это поменять угол зрения или точку обзора, с которой мы смотрим на Писание. На него нельзя смотреть снаружи или сверху вниз. При помощи Писания нужно смотреть себе внутрь. И тогда становится понятным: внутренний распад личности под действием греха высвобождает энергию, сопоставимую с неуправляемой ядерной реакцией. Из царя над миром человек превращается в отвратительную язву на теле мира, он саморазрушается и уничтожает всё вокруг себя. Библия лишь описывает процесс распада и его последствия, и упрекать ее за это неразумно.
Новый Завет отличается от Ветхого так, как залитый солнцем полдень отличается от ночи с ее бледным лунным светом. Но одна новозаветная книга всё же выглядит суровее многих ветхозаветных. Это — Апокалипсис Иоанна Богослова. Древние пророки, такие как Исайя, в грядущем видели мечи, перекованные на серпы; льва, покоящегося рядом с ягненком, и мир людей, полный Богопознания, как океан полон водою. «Отбеже болезнь, печаль и воздыхание» — эти пророческие слова мы произносим часто и связываем их с царством Христа. А вот апостол Любви, на контрасте со всем остальным, что написано его рукою, своим Откровением может внушить нам ужас. Судьбы мира, открытые ему и запечатленные в самой таинственной библейской книге, местами кошмарны. И всё потому, что Библия — книга правды, и писали Божии люди не то, что хотели, а то, что открывал Господь.
И Господь открыл, что развращение людей будет велико и невообразимо. Открыл, что из недр человечества, как самый горький плод общих грехов и беззаконий, родится антихрист — вместилище всякой скверны и человек греха. Это будет закономерный итог всечеловеческой греховной жизни. Как Богородица явилась лучшим цветком всечеловеческого древа, так антихрист станем плодом и итогом безбожной жизни многих, очень многих. Та часть человечества, которую он возглавит, потеряет не только вечную жизнь, но и право на нормальную жизнь земную. Земля откажется кормить такого человека. Небо не захочет смотреть на него. Конечные судьбы мира, решившегося жить без Бога, будут ужасны. И не Бог тому виной.
Беда в том, что человек, ставший на скользкие пути, как правило, уже с них не сходит. Оттого и Господь сказал о строителях Вавилонской башни: Не отстанут они от того, что начали делать (см. Быт. 11:6 ). Если кому-то хочется обвинить Создателя в жестокости, то вся жестокость Его в том, что Он вмешивается в историю и разрушает Вавилонские башни.
Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?
Итак:
1. Почему такая невероятная «жестокость» БОГА в ВЗ? В чём причина?
С одной стороны, ХРИСТОС учит всех быть в любви и милосердии подобными БОГУ: « А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5,44-45)
То есть, из НЗ следует, что БОГ есть Всеобъемлющая Любовь, Абсолютное Благо, а также то, что Любовь и Благодать ОН даёт всем и каждому в избытке, праведным и неправедным, что все помыслы и действия БОГА направлены на спасение каждого человека, кем бы и каким бы он ни был.
С другой стороны, тут же в ВЗ слова БОГА о ненависти к грешникам, о его гневе, о требовании жестоко истреблять богоотступников, язычников и даже целые народы? Кажется, это несовместимо! И действительно несовместимо. То есть, буквальное прочтение ВЗ искажает Образ БОГА? Да, именно так.
БОГУ в Библии приписываются отрицательные человеческие качества, мысли, чувства, слова, хотя к НЕМУ не применимы даже положительные человеческие качества, ибо БОГ по своей Абсолютной Благости и Любви неизмеримо выше самого лучшего и высокого, что может быть в человеке.
«По мнению Преподобного Исаака Сирина, не следует понимать буквально те библейские тексты, где речь идёт о ярости БОГА, о ЕГО гневе, ненависти или ревности. Всё это – «немощные» имена, не соответствующие Величию и Благости СОЗДАТЕЛЯ. Если в Писании встречаются подобные антропоморфические термины, то они употребляются в переносном смысле, ибо БОГ никогда ничего не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: всё это чуждо БОГУ». (Митрополит Иларион. Православие.)
Но почему же присутствует искажение Образа БОЖИЯ в Библии? Почему БОГ допустил это?
2. Не секрет, что Библию писали конкретные люди. Библия это – БОГОчеловеческий организм, Богодухновенное Писание о Мире, людях, их взаимоотношениях и общении с БОГОМ. Библия «продиктована» Святым Духом, но записана людьми.
1) Что в ней от людей? Не много, и нет ничего существенного и значительного, что искажало бы суть Слова БОЖИЯ. Тем ни менее, Иисус ХРИСТОС указывает, что Моисей написал «разводную» заповедь для иудеев, по их немощи. «Они (фарисеи) сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.• Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мк 10:4-9).
И БОГ попустил это, хотя мог запретить, как это случилось с Праведным Симеоном, который переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку.
Также известно из Писания, что люди не всегда правильно понимали и объясняли знаки и Слова БОЖИИ.
2) Кроме того древние люди жили всегда в страхе перед всемогущими и непонятными Высшими Силами. Среди язычников, впрочем, как и среди иудеев, всякое стихийное бедствие и несчастье естественно было приписывать гневу «богов» или Бога, и они старались задобрить их, и не делать того, что, по их мнению, вызвало гнев Высших Сил.
Моисей и пророки, писавшие ВЗ, понимали и ощущали БОГА, как сурового судью и мздовоздаятеля, и, невольно присваивали БОГУ, крайне жестокое (но справедливое) отношение к грешникам и идолопоклонникам. Тем самым воспитывали в сородичах Страх БОЖИЙ и влияли на нравственный образ ветхозаветного человека, что способствовало выживанию этой небольшой группы людей, поклонявшихся Истинному БОГУ.
3) В жестокие и грубые времена буквальное понимание суровых слов Библии останавливало «жестоковыйных» диких людей от преступлений и богоотступничества. Ибо в те времена, за полторы тысячи и сотни лет до Рождества ХРИСТОВА, уважение, поклонение и послушание могло быть основано только на страхе наказания, возмездия и смерти, а исполнение необходимых для выживания человечества Заповедей БОЖЬИХ держалось у большинства людей только на страхе БОЖЬЕМ. Впрочем, и в настоящее время есть много людей, которые только из страха наказания ведут себя добропорядочно. Возможно, поэтому было попущено БОГОМ писать о НЁМ как о грозном, нелицеприятном Судье, о Его возмездии и жестоком наказании нераскаянных грешников.
*Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.
Люди – носители и источники зла должны об этом помнить и сами бороться со своими грехами и страстями, со своим злом, не ожидая, когда будут уничтожены и извергнуты из жизни Законами Мироздания.
3. Есть и иное объяснение якобы «жестокости», а на самом деле, любви БОГА к нераскаянным грешникам и язычникам ВЗ, которые своей осатаневшей волей и плотью оскверняют грехами и калечат, рождённую для Царства Небесного, свою душу, данную им БОГОМ на «сохранение и возделывание» как Адаму – Рай.
Далее душа, пребывая в муках ада, по молитвам Церкви, Её Святых и по молитвам близких и родных может быть спасена, а тело человека БОГ воскрешает во Втором Пришествии, ибо для НЕГО нет мертвых, а все – живы. Таким образом, человек может быть спасён для Вечной Жизни.
В Ветхом Завете « …говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез. 33:11).
Использованы фрагменты из «Православие» Митрополита Илариона (Алфеева).
Жестокость в Ветхом Завете
Что есть жизнь человеческая?
Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни и сама Жизнь.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).
Почему убийство человека человеком является грехом?
Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח» «убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.
Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?
Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?
В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?
Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду — помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию — быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит — были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Мы смотрим на историю через призму христианства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмотрели на историю через призму тех религий, с которыми вели войны израильтяне, то не считали бы происходящее ненормальным для человека.
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).
Существовало ли в то время понятие личной ответственности?
Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Почему Бог не щадил и младенцев?
Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей. Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами.
Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?
По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.
Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?
Если бы не дало, то христианство не стало бы мировой религией, а осталось уделом одного народа. Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человечества к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, Церковь первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются “как же Господь это допустил!”. Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: “Как жестоко обошлись с бедными хананеями!”.
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.
Дикости и жестокости Ветхого Завета
Содержание
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.
О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».
Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя – и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?
В Ветхом Завете – в Пятикнижии и книге Иисуса Навина – можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?
Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» ( Втор 20:16–18 ).
Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.
Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа – это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета – это совсем не повод терять веру во Христа.
«Я не понимаю» – это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.
Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется – не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина – это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.
Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?
Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.
Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.
Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете – то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.
Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.
Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» ( 2Пар 28:3 ).
«Проводить [детей] через огонь» – означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» ( Иер 32:35 ).
Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Пс 105:37,38 ).
Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.
В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор 6:14 ).
Просто мы – в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина – можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).
Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки – Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?
Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали – Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос – и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.
Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.
Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.
Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах – при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».
Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» ( 4Цар 3:26,27 ).
Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.
Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.
В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ).
Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.