почему в университете так сложно учиться
Почему 85% студентов в РФ не хотят и не готовы учиться и как можно исправить ситуацию
В среднем только у 15% студентов есть мотивация к учебе и необходимые для этого навыки, говорится в исследовании Уральского федерального университета (УрФУ), которое проводилось в течение семи лет. Сейчас ученые УрФУ пытаются исправить эту ситуацию: в вузе реализуют проект со сложным названием «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности». Проще говоря, речь идет о проблеме интеллектуальной беспомощности студентов, которую формирует система школьного образования.
Этот проект был поддержан грантом Российского фонда фундаментальных исследований. По сути, это первое междисциплинарное исследование по данной тематике в России: в его реализации участвуют десять специалистов в области социологии, психологии, педагогики и экономики — кандидаты и доктора наук, доценты и профессора Уральского федерального университета. В течение трех лет они проведут многочисленные опросы и фокус-группы с участием школьников, учащихся колледжей и студентов вузов, экспертные интервью с педагогами, психологами, экспертами в сфере социологии и экономики образования.
Беседа с руководителем исследовательской группы, доктором философских наук, заслуженным деятелем науки РФ, вице-президентом Российского общества социологов Гарольдом Зборовским оставляет ощущение ни больше ни меньше надвигающейся катастрофы.
«Образовательная неуспешность закладывается в начальных классах школы»
— Гарольд Ефимович, исследовательский проект «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности», который вы возглавили, первый подобный в нашей стране. Что сподвигло вашу группу к его осуществлению?
— Проблему переноса образовательной неуспешности в университеты мы ощущаем каждой клеточкой своей души. Мы считаем, что основная проблема любого российского вуза, в том числе элитарного, в том, что высокие баллы абитуриентов по ЕГЭ не отражают их реального уровня подготовки. На протяжении многих лет школа в последние два года обучения, в 10-11 классах, не занимается образованием, а любой ценой натаскивает учеников на сдачу ЕГЭ, потому что именно по этому показателю оценивают результаты ее работы. Преподаватель знает, что та или иная однотипная задача с высокой долей вероятности попадется на экзамене, и все обучение сводится к повторению отработки таких однотипных задач — и в точных, и в естественных, и в гуманитарных дисциплинах.
Получается, что с каждым годом у выпускников школ растут лишь баллы по ЕГЭ, но не качество их фактической подготовки. Ребята получают по 70-80 баллов, но приходят в вузы незнающими, неумеющими, не владеющими навыками и компетенциями, которые необходимы для нормальной учебы.
Не умеют писать, потому что в школе нет сочинений. Не умеют говорить, в лучшем случае их монолога хватает на 1-2 минуты, как у Эллочки-людоедки. Не умеют конспектировать, дискутировать.
Это данные не только наших исследований. Очень авторитетный, уважаемый ученый и педагог профессор Семен Давыдович Резник, много лет занимающийся изучением высшего образования, провел опрос в нескольких десятках крупнейших вузов страны — Москвы, Ростова, Воронежа, Пензы, Саранска, Саратова и целого ряда других городов — и показал, что подавляющее большинство студентов первого курса учиться в вузе не готовы.
Причем образовательная неуспешность закладывается еще в начальных классах. Дети приходят в школу с горящими глазами, искренне желают учиться. Но через год-два-три значительная часть их, если не подавляющее большинство, говорят: не хочу идти в школу, не хочу учиться.
Исчезает интерес, мотивация к учебе, и так начинается образовательная неуспешность. Она резко усиливается в средних классах, с 5-го по 9-й: многопредметная система, преподаватели разные, внимание к ученикам ослаблено. Вместо индивидуального подхода — начетничество и педагогический авторитаризм, когда учитель говорит нежелательному ученику: ОГЭ ты не сдашь, отправляйся в колледж.
И 40% учеников, если не больше, идут в колледж. А колледж — это тупиковый путь, только некоторые, окончив колледж, переходят в систему высшего образования.
— И много в вузах студентов, запрограммированных школой на образовательную неуспешность?
— Мы получаем не менее половины неуспешных студентов, которые не владеют навыками как самостоятельной образовательной деятельности, так и адаптации к коллективу, общения, взаимодействия.
В другом исследовании, которое мы проводили в течение семи лет, студенты оценивались по двум основным критериям: первый — мотивация на учебу, второй — готовность учиться, то есть владение необходимыми для этого компетенциями: умением работать с книгой, проникать в глубину материала, усваивать и осваивать его. С 2011 года это исследование охватило порядка 4 тысяч студентов, 200 академических групп.
Я просил коллег-преподавателей: оцените, сколько человек в ваших академических группах, где вы ведете занятия, во-первых, мотивированы на учебу, то есть хотят учиться, и, во-вторых, умеют и могут учиться. В 99,9% случаев преподаватели говорили: 1-2-3 студента из группы.
Мы высчитали, что в среднем от общего числа студентов мотивацией и готовностью к обучению, двумя основными факторами образовательной успешности, обладают только 15% студентов. Остальные делятся на три группы: могут, но не хотят — 30%, не могут и хотят — 40%, не могут и не хотят — 15%.
А знаете, что происходит в академической группе, когда в ней только 1-2 мотивированных студента? Они сталкиваются с мощным давлением. Они хотят и готовы учиться, а одногруппники им говорят: ты что выпендриваешься, тебе что, больше всех надо? Одни опускаются до уровня посредственностей, другие уходят из вуза, потому что не находят там того, к чему стремятся, — новых знаний и хорошей подготовки.
«Хорошо подготовленные студенты, как правило, уезжают за рубеж»
— Вузовская система способна влиять на положение в школах, выступать заказчиком более качественного школьного образования?
— В идеале должна, в реальности — не влияет. Одна из особенностей нашей страны заключается в том, что у нас глубокие институциональные разрывы между уровнями образования. Институт высшего образования оторван от института школы. Мы, находясь в зависимости от школы, совершенно не влияем на школьный образовательный процесс. Школа зависит только от своей системы показателей, а она зиждется на том, чтобы выпустить как можно больше ребят с высокими баллами по ЕГЭ, отчитаться, а что с ними будет дальше — трава не расти.
Самые лучшие уезжают в крутые вузы Москвы и Питера, а регионам достаются средненькие, посредственности, в лучшем случае — только часть хороших студентов. Но выхода нет, мы обязаны учить всех.
Поэтому первый год обучения многие вузы вынуждены тратить на повторение школьной программы по математике, физике, химии и так далее. И только после полного усвоения школьной программы можно двигаться вперед.
То есть один из четырех лет бакалавриата уходит на переход от неуспешности к успешности. Не жирно ли?
При этом позитивный результат не гарантирован. Большинство абитуриентов с привитой образовательной неуспешностью идут в вуз исключительно за дипломом, который, по их представлениям, откроет им какие-то карьерные перспективы. Но это иллюзия. Мы анализируем не только первые курсы, но и все последующие, и видим, что на финише обучения в вузе значительная часть выпускников не может преодолеть образовательную неуспешность. А образовательная неуспешность может привести к профессиональной и социальной неуспешности.
— И такой человек будет зависеть от государства, от власти.
— Конечно. Но и элитарных вузов, куда идут хорошо подготовленные студенты, в стране раз-два и обчелся: ВШЭ, МГУ, еще несколько. Однако в процессе обучения в бакалавриате такие студенты, как правило, уезжают на практику за рубеж и, оказавшись там, хорошо владея иностранным языком, а то и двумя, находят там работу. И либо сначала заканчивают бакалавриат в России и потом уезжают за границу, либо сразу остаются за рубежом.
— То есть даже ведущие российские вузы работают на перекачку ценных кадров за рубеж?
— Получается так. В той же «Вышке» самая главная проблема — найти хороших магистрантов и аспирантов, потому что свои выпускники-бакалавры, которые еще не уехали за рубеж, не в полной мере соответствуют высоким требованиям. Поэтому «Вышка» ищет магистрантов и аспирантов в других вузах. А власть повторяет: мы никого не держим, границы открыты, пусть уезжают, скатертью дорога. И кто остается?
— Гарольд Ефимович, раз вузы не могут повлиять на систему школьного образования, они вынуждены преодолевать неуспешность студентов своими силами. Как, с вашей точки зрения, делать это наиболее эффективно?
— Определенные идеи есть. Они связаны с мобилизацией социальных, экономических, психологических, педагогических ресурсов, созданием модели образовательного сопровождения, новых механизмов движения от образовательной неуспешности к успешности.
У нас в системе высшего образования — неадекватная государственная политика в отношении студентов, как и в школе — в отношении учеников. Эта политика нацелена на поддержку лучших — ребят, которые учатся на пятерки, участвуют в олимпиадах, побеждают, что-то изобретают. Все внимание им, потому что они защищают честь школы и университета, они наша гордость. А остальные? Кто будет отвечать за троечников, кто будет работать с ними? На остальных наплевать: как бросили в 5-м классе, так они и барахтаются, кто может — выберется сам.
Нужно выравнивать отношение к школьникам и студентам. Пятнадцать процентов активных студентов опеки над собой не требуют, их нужно только подбадривать, стимулировать. Со всеми остальными нужно работать один на один, преодолевая их образовательную неуспешность. Политика должна быть равнонаправленной на каждого, чтобы из вуза выходили образовательно и, стало быть, профессионально и социально успешные люди. А тех, кто совсем не хочет учиться, — отчислять.
Правда, в отчислениях не заинтересованы сами преподаватели. В вузах действует правило: отчислили 12 студентов — одну преподавательскую ставку долой.
Поэтому многие студенты не боятся санкций и не ходят на занятия, не выполняют задания, относятся к образованию с позиции академического мошенничества: списывают, грешат плагиатом. А педагоги ставят им нормальные оценки. Официально это называется «студентосбережением». Никто не против, студентов надо сберегать, но не такой ценой. Чтобы их сберегать, с ними надо работать.
Но такая задача не то чтобы не обсуждается, она даже не ставится. Вузовские преподавательские кадры сокращаются, повышается нагрузка. На одного преподавателя приходится 900-1000 часов в год активной работы, так называемой контактной нагрузки, когда встречаешься со студентами: лекции, семинары, консультации. Времени для дополнительной работы со слабым студентом очень мало. И модные сейчас рассуждения о том, что вузовский преподаватель должен из лектора становиться тьютором, наставником, сопровождающим, остаются словами.
— В этом году из-за пандемии коронавируса вузы переходили на дистанционное обучение. Считается, что это вынужденный, но прогрессивный шаг вперед. Ваше мнение?
— Я так совсем не считаю. Еще до пандемии в вузах шло это активное внедрение, я бы даже сказал — вторжение онлайн-образования. На онлайн были переведены до 30% курсов. А что такое онлайн? Это односторонний канал общения, когда в процессе лекций студенты не могут полноценно общаться с преподавателями.
Онлайн-образование выгодно государству, поскольку экономит деньги. Но оно не улучшает качество образования.
Это понимают многие студенты, о чем свидетельствуют результаты нашего опроса, проведенного в Свердловской области летом этого года, во время эпидемии коронавируса. Мы опросили 1042 человека, из них 62% ответили, что переход с традиционных форм образования на онлайн и дистант снизил качество образования, для 56% — ослабил мотивацию к обучению, 36,5% уверены, что онлайн-образование привело к ухудшению учебной успеваемости и умения самостоятельно учиться.
Пандемия значительно усложнила и так непростую ситуацию, ведь ребята, которые приходят к нам из школы, таковы, что с ними нужно заниматься индивидуально, встречаться лично. Только тогда, еще с трудом, они начинают включаться в университетское образование. Ведь сегодняшние дети, дети «цифровой эпохи», в основном потребляют «картинки» и не умеют читать и вникать в суть информации. Элементарная книжная культура уходит, вместе с ней утрачивается умение мыслить, и это страшно.
Каково учиться в университете
09 Oct 2020 в 10:36
09 Oct 2020 в 10:36 #1
Каково это учится в университете, дают ли там знания, или это тупое переписывание? Сложно ли там учиться тем, кому интересно учёба и как обстоят дела с распределением после вуза?
09 Oct 2020 в 10:47 #2
учится не сложно, сложно потом сдавать долги за неделю до конца сессии
09 Oct 2020 в 10:48 #3
09 Oct 2020 в 10:49 #4
учусь в меде, 80% преподам пофиг и научить тебя не пытаются, не напрягают абсолютно.
09 Oct 2020 в 10:50 #5
учусь в меде, 80% преподам пофиг и научить тебя не пытаются, не напрягают абсолютно.
09 Oct 2020 в 10:50 #6
медицинский, в украине
09 Oct 2020 в 10:51 #7
Можешь уже сам додумать насколько полезно там учиться.
09 Oct 2020 в 10:51 #8
медицинский, в украине
я спрашиваю конкретный университет
09 Oct 2020 в 10:52 #9
я спрашиваю конкретный университет
09 Oct 2020 в 10:52 #10
Учиться не сложно, но какие знания ты получишь только от тебя зависит. Никто не будет следить за твоей успеваемостью.
09 Oct 2020 в 10:53 #11
09 Oct 2020 в 10:57 #12
В голос с челиков, которым тяжело, что их не учат. Особенно про сверх разума из меда, который может просто ходить на дежурства в больницы, где все расскажут, покажут и дадут поделать ручками, но проще ныть, что не учат.
09 Oct 2020 в 10:58 #13
Поступи и узнаешь
09 Oct 2020 в 10:58 #14
Каково это учится в университете, дают ли там знания, или это тупое переписывание? Сложно ли там учиться тем, кому интересно учёба и как обстоят дела с распределением после вуза?
Учиться на дневном хреново, знаний полезных 3% максимум, в основном от универа тебе понадобятся навыки «крутиться, как белка в колесе», ухитряться и изворачиваться. Бросил дневное на втором, закончил заочно. Не жалею (кроме поступления на дневное офк)
Участник команды сайта
09 Oct 2020 в 11:05 #15
Каково это учится в университете, дают ли там знания, или это тупое переписывание? Сложно ли там учиться тем, кому интересно учёба и как обстоят дела с распределением после вуза?
Рассказываю про свой экспириенс, благо он необычный, ибо учился я заграницей.
короче, самое главное: не забивай болт на экзамены, в надежде, что сдашь их на последнем курсе, это лишние проблемы.
Тяжёлая правда о тяжести обучения
Как можно научиться тому, чему тебя никто не может научить?
Все успехи своей карьеры я отношу на счёт моей способности к неструктурированному обучению. Такого рода обучение требуется при погружении в область знаний, находящуюся на переднем крае исследований, при попытках разобраться в новой работе или создать что-то совершенно новое. Это полная противоположность тому, чему нас учат в школах, и что большинство людей зовёт «образованием».
Во время структурированного обучения (такого, как в школе) существуют упражнения, учителя, способные вами руководить, и проторённая дорожка из точки А в точку Я. Самое тяжёлое здесь – ежедневно заниматься работой.
Такой процесс должен быть знаком всем. Большая часть людей проводит первые два десятилетия их жизней, выполняя небольшие, дискретные задачи структурного обучения, соревнуясь со своими одноклассниками по легко определяемой шкале. Подобное структурное обучение вне классов или телевизионных викторин практически бесполезно.
В реальном мире нет никаких учебников или учебных планов. Нет возможности практиковаться. Нет источника постоянной обратной связи. Нет учителей – есть только вы, и те люди, которых вы можете убедить помогать вам.
Так как можно научиться тому, чему тебя никто не может научить? Как стать мировым экспертом в области, в которой разбирается очень мало людей?
Для неструктурированного обучения нужны блуждания. Необходимо самостоятельно тыкаться во все стороны, использовать метод проб и ошибок, изучать, спотыкаться и делать открытия. Гладуэлловские «10 000 часов осознанной практики» не работают, когда вы пытаетесь научиться тому, что никто не знает, как делать.
Но только такое обучение имеет значение для всего мира. Навал Равикант однажды сказал: «Мир вознаграждает вас за создание вещей, которые он не умеет сделать сам».
Если для изучения какой-то области существует структурированный подход, можете быть уверенным, что миру ваша гениальность не понадобится – он и сам вырастит достаточно экспертов. Но если он этого не может, то он щедро вознаградит тех, кто сумеет покорить эту область.
Большая часть людей плохо справляются с неструктурированным обучением. Но в этом деле можно стать лучше. Вот пять принципов, которые могут помочь большинству людей стать лучше в неструктурированном обучении.
1. Намеренно решитесь на то, чтобы выглядеть глупо.
Прекратите пытаться не выглядеть глупо.
Прекратите пытаться не выглядеть глупо.
Большая часть людей надеется на такой прогресс:
График того, как глупо вы выглядите, в зависимости от времени
Они начинают с того, что пытаются не выглядеть тупыми, притворяются, что всё понимают, и надеются, что их притворство сработает, пока они будут постепенно учиться. Но вот, в чём проблема: пытаясь притворяться поначалу, большая часть людей лишь обучается притворяться ещё лучше.
Прятать невежество – это инстинкт человека. Необходимо бороться с этим инстинктом. Ваша кривая должна выглядеть так:
Вы прямо сразу должны выглядеть глупо. Намеренно.
А что же насчёт американского фразеологизма fake it till you make it (имитируйте, пока не получится)? Я готов признать, что имитация необходима для того, чтобы войти в какую-то область. Но после этого необходимо отбросить имитацию и сфокусироваться на том, чтобы у вас получилось.
Честно оценивайте ограничения вашего знания. Задавайте простые, очевидные вопросы, снова и снова. Повторяйте вещи, суммируйте, пусть даже и неправильно. Объясняйте то, что вы выучили, другим людям, снова и снова, даже если вы ошибаетесь. Записывайте всё, что можно, даже когда кажется, что это не нужно. Выделяйте умных людей и бомбардируйте их вопросами после того, как все уже разошлись.
Именно так выглядит борьба за обучение. Все лучшие школяры обучаются именно так, и за это их уважают.
Если вы изучаете новую область или начинаете новую работу, и вас не волнует, что люди могут посчитать вас глупым, то вы недостаточно агрессивны в своём обучении.
2. Задавайте третий вопрос
Студент мог бы ответить: «это основное свойство субстанции, заставляющей человека заснуть». И большая часть людей сдалась бы на этом. Они не смогли бы понять размытый ответ, и решили бы, что просто не знают достаточно, чтобы оценить его. Но некоторые люди, решившие обучаться, задают третий вопрос: «Я не понял. Он содержит снотворный элемент, потому что заставляет людей заснуть? Это же тавтология?»
Естественно, в данном случае снотворный элемент – это шутка. Но можно представить себе и не такую очевидную ситуацию. Что, если бы речь шла о новом научном исследовании? Или о том, почему все гаджеты для компании импортируются из Китая? Или почему команда пытается спрятать данные по продажам от начальства? Задали бы вы третий вопрос – настояли бы вы на понимании?
Серьёзное социальное давление заставляет людей молчать. Оно работает следующим образом – если вы этого не понимаете, возможно, просто не заслуживаете.
И большая часть людей молчит.
С этим нужно бороться. Необходимо не молчать, бороться за знания, даже если вы будете выглядеть глупо или пренебрегать общественными нормами. Это тяжело! Но в течение жизни обучение покроет все социальные издержки. И чаще всего вы оказываетесь не единственным человеком, который чего-то не понимает, и другие люди получат пользу от вашей смелости.
Именно так я впервые научился играть в покер в 16 лет, и стал игроком мирового класса за пару лет. Когда я чего-то не понимал, я спорил, опровергал, просил людей объяснить мне так, чтобы мне стало понятно. Я отказывался не понимать. За много лет споров по поводу анализа карт и теории покера упорство позволило мне стать одним из лучших игроков в покер (и досаждать всем, кто пытался поговорить со мной о покере).
Уважайте людей, задерживающих класс, задающих третий вопрос. Для того, чтобы задать третий вопрос, требуется смелость. Для этого нужны права, в лучшем смысле этого слова. Помните, что обучение священно, и все заслуживают его. Включая и вас.
3. Погружайтесь
Многие люди хотят выучить французский. Мало кто дойдёт до такого состояния, чтобы начать с этим что-то делать. Они могут заплатить за онлайн-курс, нанять учителя, попробовать Duolingo, купить учебник, переключить меню телефона на Francais – выполнить все эти действия, которые нужно выполнять для обучения.
Однако есть более короткий путь, и большая часть людей о нём даже не задумывается: переехать во Францию.
Естественно, сняться с якоря и переехать в другую страну – это нелепый способ просто выучить язык. Но, надо признать, погрузившись во Францию, вы выучите французский гораздо лучше, чем по учебнику. Стоимость такого обучения высока, но погружение – это наилучший способ обучения, который можно купить за деньги.
Видите ли, миллионы лет эволюции сформировали ваш мозг так, чтобы он впитывал статистические закономерности из окружения – когда ему надо выжить, общаться и подниматься по социальной лестнице. Но мозгу нужны ставки, и ему нужно достаточно много сырого материала для извлечения закономерностей. Вам надо привести его к воде, а уж напьётся он сам.
Именно так я проник в мир блокчейна. Я погрузился в мир, который не понимал. Читал научные статьи, отчёты, записи в блогах, большая часть которых для меня была бессмысленной. Я слушал только подкасты о блокчейне, смотрел технические лекции, делал записи, запускал узлы, делал прототипы блокчейнов сам, разговаривал с таким количеством экспертов, с каким только мог (и все они знали гораздо больше, чем я).
Я окунулся в блокчейн до тех пор, пока мой мозг не стал разбираться в этом. И, что удивительно, почти никто из встреченных мною людей, изучающих блокчейн, так не поступает.
Поэтому я учился быстрее их. И вы тоже можете это делать.
4. Используйте ваши сильные стороны на полную катушку
Большая часть людей не используют свои сильные стороны. Они убеждают себя в том, что они должны стать экспертом в чём-то перед тем, как начать вести блог, организовывать события, делать видео для YouTube, или дружить с влиятельными людьми.
И это совершенно не так.
Используйте ваши сильные стороны на полную катушку. Люди часто отказывают себе в своих полезных качествах, будучи уверенными, что в новой области они не пригодятся. И они почти всегда неправы.
Делайте это сразу, делайте это неудачно. После того, как вам что-то не удастся, вы удивитесь, насколько всем на это наплевать. Если вы достигнете успеха, вы удивитесь, насколько это было легко, и насколько плохо это удаётся всем остальным.
У меня есть талант писать. Поэтому, когда я хочу узнать что-то новое, я начинаю писать об этом. И вот, что интересно: сначала мои записи бывают довольно плохими! Их никто не читает, всем плевать. Но со временем писательство заставляет меня глубже погружаться в область, наводить связи, проводить исследования, и, в итоге, больше узнавать.
Я знаю так много компетентных писателей, которые решили не писать о том, что им не очень хорошо известно. Когда я спрашиваю их, почему, они говорят: «Я буду писать об этом, когда у меня будет что сказать, чего пока ещё никто не сказал».
Всё, что я говорю, уже говорилось ранее. Но сегодня это говорю именно я, поэтому все, кто хочет слышать это сегодня, могут услышать это от меня.
5. Находите возможности обучать
Мало кто знает, что в любой классной комнате, больше всего о предмете узнаёт преподаватель. Самый быстрый способ обучиться любой области – преподавать в ней. Преподавание заставляет вас спонтанно вспоминать то, что вы узнали, организовывать и органично представлять концепции, придумывать аналогии и платформы, отвечать на произвольные вопросы по теме.
Но вы ведь и сам начинающий! Как же вам удастся стать преподавателем?
Просто. Найдите себе людей, знающих гораздо меньше, чем вы, и предложите им.
Если не получится, организуйте бесплатный класс, семинар, вебкаст. Даже если заявится только один человек, обучайте его. Отвечайте вопросы на форуме типа StackExchange или в публичном чате Slack. Пишите или записывайте обучающие материалы. Всегда есть человек, знающий меньше вас, которому ваша помощь окажется полезной.
Когда я обучался информатике в App Academy, я организовал небольшие группы, где преподавал продвинутые алгоритмы и структуры данных – обычно такие вещи преподают в университетах. Конечно, тогда я не обладал нужной квалификацией.
Так как же я их обучал? Просто. Я говорил им, что буду их обучать. Потом, уже подписавшись на это, я смотрел лекции об алгоритмах из Стэнфорда и Принстона снова и снова, пока не начинал понимать. Потом я программировал, писал тесты, планировал лекцию.
Лекции неплохо удавались, хотя моё дилетантство и проглядывало. В этом нет ничего плохого. Они всё равно были полезными для посетителей – но ещё полезнее они были для меня. Я бы никогда не достиг того, чего достиг, если бы преподавал только то, в чём сам стал мастером.
Учимся учиться
В итоге, обучение оказывается и наукой, и искусством. Это наука, когда область структурирована, и искусство, когда это не так.
Если вы пытаетесь учиться в структурированной области, то большая часть исследований этой проблемы просуммирована в легендарном открытом курсе «Учимся учиться» от Барбары Окли. По этому курсу есть неплохие конспекты. Это наука обучения, и процесс изучения чего-то хорошо известного сам хорошо известен.
Но искусство учиться — более тонкая штука. Это изучение неразведанных земель. Это то, как человечество узнаёт нечто в первый раз.
Лучшие из учащихся людей, те, кого я уважаю более всего, борются за своё обучение, совершая небольшие подвиги. Они исследуют новое, рискуют, выглядят глупо, настаивают на том, чтобы заглянуть под каждый камень. И хотя я обычно не дотягиваю до них, именно таким учащимся и я стремлюсь быть.