почему в индии так грязно и не убирают мусор
Почему Индия утопает в мусоре? Попытался понять причины
Отмечу сразу, что сами индийцы при этом довольно чистоплотны. Они моются каждый день, стирают одежду и ухаживают за собой на столько, на сколько есть возможности.
Даже в трущобах Дхарави все люди выглядят очень даже цивильно и опрятно.
1. Кастовая система
В Индии существует система каст. Высшие касты не занимаются уборкой мусора, этим должны заниматься неприкасаемые.
Высшие касты считают, что если они не будут мусорить, то у низших каст не будет больше работы. Вот ведь какие заботливые! Не раз, кстати, замечал, как с виду приличные люди (в поездах и автобусах), поев и попив, кидали пустые стаканчики и тарелки прямо в проход.
Правительство пытается ввести что-то вроде субботников, чтобы каждый житель страны вышел и убрал хотя бы небольшой кусочек земли от мусора. Для страны это настоящая революция, но пока такая кампания не обрела популярность в обществе.
2. Пагубные примеры
Даже если отойти от системы каст, вокруг достаточно пагубных примеров. В обществе выкинуть мусор на улице считается вполне такой нормой, дети просто повторяют за своими родителями это и позитивного примера взять неоткуда.
Все уже давно привыкли, что вокруг валяются бутылки, пластиковые пакеты и прочие отходы.
Все познается в сравнении, например, мы, живя в России, тоже привыкли к определенному уровню грязи на улицах нашей страны, поэтому европейцы, приезжая к нам, часто удивляются, почему так грязно, мы вот также удивляется, приезжая в Индию, потому что там грязнее, чем у нас.
3. Появление неэкологичность мусора
Кидать мусор в Индии было принято всегда, но это не создавало катастрофы, потому что до появления пластика весь мусор был экологичен. Что не убирали неприкасаемые, съедали коровы, гуляющие по улицам, а остальное разлагалось естественным путем.
4. Перенаселение Индии
5. Нет системы по сбору мусора и его переработке
Даже собрать мусор в Индии становится настоящей проблемой. В городах (даже в центральной части) просто нет такого количества урн и мусорок.
Вот вы попили водички, ходите с этой пустой бутылкой час-два-три, а по пути ни одной мусорки! Зато на улицах навалено огромное количество куч мусора. И вот вам это надоедает, и эта бутылка также направляется в эту кучу. Хуже же уже не будет! Авось, неприкасаемые уберут.
Что мешает Индии убрать грязь с улиц
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Несмотря на пропагандистские кампании правительства, Индия остается одной из самых замусоренных стран мира, потому что кастовая система внушает большинству индийцев глубокое презрение к любым формам уборки
На окраине Нью-Дели. Фото: Reuters / Altaf Qadri
«Сваччх Бхарат!» – «Чистая Индия!» Сегодня это самый популярный лозунг среди индийских политиков и чиновников. Газеты полны фотографий министров, мэров, начальников, которые азартно метут улицы по всей стране. Старт кампании дал новый премьер Нарендра Моди, триумфально выигравший выборы весной этого года и пообещавший изменить Индию к лучшему. Похоже, премьер предпочел обратить внимание на внешний вид: в начале октября Моди лично подмел улицу в Нью-Дели под объективами фоторепортеров и объявил о начале «генеральной чистки».
Цель кампании – сделать Индию «чистой страной» к 2 октября 2019 года, когда индийцы будут отмечать 150-летие отца нации Махатмы Ганди. По предложению Моди, каждый участник уборки должен пригласить девять человек, которые будут убирать улицы и, в свою очередь, пригласят по девять человек. Сам Моди тоже пригласил девять известных людей, в их числе актер Салман Хан, один из богатейших людей страны Анил Амбани, болливудская дива Приянка Чопра и даже известный йог Баба Рамдев. Все они, в том числе богатейший магнат, уже отметились на улицах с метлами. Амбани тут же пригласил подметать своих очень известных друзей, среди них актер Амитабх Баччан и индийская женщина-боксер, чемпионка мира Мэри Ком.
Новая метла
Уж кому-кому, а Индии уборка точно не помешает. Каждый, кто бывал в этой стране, наверняка обращал внимание на кучи мусора, постоянно попадающиеся на глаза. Захламленные улицы, особенно в бедных кварталах, – обычная часть индийского городского пейзажа. «Индия быстро развивается, но мы еще отстаем от мира в гигиене и чистоте улиц. Но мы можем догнать Европу по чистоте», – как-то убеждал меня местный журналист.
Однако драматизм движения «Чистая Индия» мало понятен иностранцам, которые видят в нем лишь массовую кампанию, организованную премьером-популистом. Интрига еще и в том, что в кастовой стране уборка мусора считается «нечистой» работой, которую не должны делать представители высоких каст (а к ним в большинстве относится политическая и экономическая элита), мусорщик – это кастовая профессия, причем выполняют такую работу самые низкие касты, неприкасаемые.
Конечно, Конституция Индии, принятая еще в 1950 году, отменила кастовые различия. Индия меняется, и многие устаревшие традиции постепенно отмирают, особенно в бурно растущих городах. Но в обществе касты все же остались: достаточно почитать любое брачное объявление, где сообщается прежде всего каста юноши или девушки, а уже потом все остальное. «Сын вора будет вором, сын прокурора – прокурором!» – эта фраза из знаменитого «Бродяги» с Раджем Капуром в главной роли появилась не просто так: место человека определяется его рождением, профессией его семьи. Кстати, в древности индийское общество не знало каст и делилось на четыре варны: брахманы (в нее входили жрецы, ученые), кшатрии (воины, князья), вайшьи (простые люди: земледельцы, скотоводы, торговцы и т.п.) и шудры (слуги, зависимые люди). Еще были те, кто в эту систему не попал, вот они, как считается, и стали потом неприкасаемыми. Постепенно каждая варна расслоилась на множество каст. Счет им сегодня идет на тысячи, число только низших превышает тысячу. При этом высококастовому не годится не только выполнять работу низкокастовых, но и есть с ними за одним столом.
Для иллюстрации расскажу одну историю, как простой обед, произошедший еще в Средние века в Дели, расколол местную касту каястхов (писцов) аж на четыре. А дело было так: каястхов, живших при дворе могольского императора (или делийского султана, точно уже не помнят), как-то пригласили на торжественный обед сородичи из провинции (совместная кастовая трапеза – важный ритуал). Но часть придворных писцов отказалась сесть за один стол с «непридворными»: мол, мы императорские указы пишем, а потому мы теперь брахманского уровня и вы нам не чета. Сородичи обиделись – до сего дня делийские каястхи не отказывались есть с неделийскими! И пожаловались в императорскую канцелярию, а тамошние визири, даром что мусульмане, в кастовых вопросах разбирались прекрасно и были вовсе не заинтересованы в каких-то проблемах. И постановили: делийские каястхи должны в наказание за попытку смуты поесть с родами каястхов из провинции за одним столом (хорошенькое наказание – поесть прекрасного белого риса, который готовят для таких трапез!). Тут началось: какие-то из делийских семей тут же чем-то якобы заболели, другие бежали из города, а один род срочно за деньги выдал новорожденного ребенка из своей семьи за женщину из обедневшего брахманского рода – мол, мы теперь брахманы.
Пускай живешь ты дворником
Пожалуй, если кто и отнесся скептически к призыву подмести Индию, так это индийские уборщики. «Это те же самые люди, у домов которых мы каждый день убираем мусор! Это часть нашей жизни, и мы не понимаем, почему уборку мусора представляют каким-то грандиозным мероприятием», – цитируют местные СМИ слова делийских мусорщиков.
Только в двенадцатимиллионном Дели живет несколько сот тысяч мусорщиков, уборщиков, прачек (здесь это тяжелая мужская работа), тряпичников, представителей других низких каст. Эти люди собирают отходы, сортируют их руками, отбирают макулатуру, тряпки, металл, пластик и сдают затем в переработку. Этим и подрабатывают.
Вырваться из круга кастовой предопределенности очень непросто. Ведь все верят, что каста дается не просто так, а по законам кармы. Это воздаяние за поступки – рождение человека определяется его деяниями в предыдущей жизни. Отсюда и отношение к низкокастовым и неприкасаемым у традиционных индийцев: мол, он был грешником в прошлой жизни, потому и родился в семье мусорщиков, и поделом. А будет хорошо грязь собирать, родится потом в более высоком статусе. «Пускай живешь ты дворником, родишься вновь прорабом».
Чистка сточных городских канав, например, – это не просто грязная, но и опасная работа, едва ли не каждый день приходят сообщения о гибели мусорщиков и чистильщиков, задохнувшихся или захлебнувшихся в сточных канавах, которые по старинке очищаются вручную. По некоторым оценкам, ежегодно в стране из-за тяжелых условий работы и антисанитарии гибнут или умирают более 22 тысяч мусорщиков и уборщиков.
Метельщики, мусорщики, как и другие низкокастовые, поначалу надеялись, что кампания по очистке Индии заставит власти вновь вернуться к проблеме неприкасаемости. А общество, увидев чиновников, политиков и болливудских звезд с метлами и тряпками, поймет, что уборка улиц – это не кастовое проклятие, а тяжелая работа. И члены низких каст крайне разочарованы тем, что, несмотря на всю шумиху вокруг кампании по очистке от мусора, никто не говорит о проблемах тех, кто этот мусор убирает постоянно. «Сначала нужно очиститься от предрассудков, а потом очищать улицы», – считают местные правозащитники.
Трудно поверить, что кампания как-то повлияет на отношение к низким кастам – она не для этого затеяна. Также трудно предсказывать, удастся ли изменить представление об Индии как грязной стране. Журналистам уже удалось подловить одного делийского чиновника, для которого специально убрали улицу, а потом рассыпали немного сухих листьев – чтобы не особенно запачкался, пока будет демонстративно подметать.
Слишком глубоко сидит в индийцах кастовое презрение к уборке, даже в образованных и с левыми убеждениями. В 1970-е годы в Московский университет приезжал известный индийский, как тогда говорили, «прогрессивный политический деятель». Когда индиец собрался уезжать, его спросили, что ему понравилось и не понравилось в МГУ. Тот ответил, что все очень понравилось, только вот он сам лично один раз видел, как студенты, преподаватели и даже профессора вышли на улицу и стали убирать мусор! Для высококастового индийского гостя это стало шоком. Ему объяснили, что эта традиция называется субботником и что, мол, надо же после зимы улицы убрать. «Я знаю историю России! У вас же были после войны немецкие военнопленные, – ответил прогрессивный индийский политик. – Надо было сделать из них касту уборщиков улиц!»
«Страна контрастов»: городская грязь самого чистоплотного народа в мире
О мусорных горах, зловонных сточных канавах и чистоте тела и дома индийцев
Постоянный автор «Реального времени» Наталия Федорова продолжает рассказывать о своем опыте знакомства с культурой и обычаями Индии. Сегодняшняя ее колонка — о первом, что бросается в глаза рафинированному западному туристу, который приезжает в эту страну. О мусоре и грязи.
О горах мусора и сточных канавах
В крупных городах Индии стараются избавиться от мусора западным способом, то есть свозят кучи неразлагающегося пластика на окраины. Но даже в городах чем дальше от центра, тем больше вы увидите много мусора, валяющегося прямо на улицах. Мусорки здесь встретишь крайне редко. Индийцы могут бросить кожуру от банана, обертку и пакеты прямо на газон. Причем за это их не оштрафуют, как в европейском городе. Здесь эта проблема решается с помощью специальных людей, уборщиков, которые ходят по улицам и собирают разбросанный мусор в большие мешки. Это же становится способом заработка для бедняков и детей: они собирают пластиковые бутылки на улицах и на ж/д станциях и сдают за копейки на переработку.
Но городские окраины, поселки и деревни, такие же густонаселенные, как многие западные города, буквально утопают в мусоре. Банки, бутылки, пластиковые пакеты образуют кучи, в которых роются обезьяны, бездомные коровы, собаки и свиньи. О том, к каким последствиям для здоровья бедных животных это приводит, читайте в одной из моих предыдущих зарисовок.
Проблема бытовых отходов, одна из основных для нашей планеты сегодня, в западных городах спрятана от глаз большинства людей. Но Индия пока не научилась скрывать тот тупик, в который зашла цивилизация, не справляющаяся с обилием мусора. Хотя, справедливости ради надо сказать, что индийцы делают первые шаги: они все чаще используют бумажную посуду вместо пластиковой, сумки из нетканого материала вместо пластиковых пакетов.
Индия пока не научилась скрывать тот тупик, в который зашла цивилизация, не справляющаяся с обилием мусора
По краям узких улиц в каменных углублениях протекают сточные канавы. Они источают незабываемый аромат, особенно в жару. Это не только помои, но и испражнения — система канализации во многих индийских городах оставляет желать лучшего.
Здесь трудно забыть о том, что человеческое тело само по себе весьма, скажем так, физиологично. Сразу вспоминается история, рассказанная мне в одной индийской семье. Она называется «Жидкая красота». К молодой очень красивой девушке посватался богатый торговец. Она не хотела выходить за него замуж, но ухажер, сраженный ее красотой, был крайне настойчив. И тогда она попросила его прийти за ответом через неделю. Все это время она пила слабительное и все, что выходило из нее, сливала в бочки во дворе дома. Когда через неделю жених вернулся, он не смог узнать в исхудавшей и изможденной девушке свою невесту. «Где та красавица, которую я полюбил?» — спросил он. «Вот вся та красота, которой ты увлекся», — ответила девушка и отвела его к стоящим во дворе бочкам.
Трудности в адаптации
Позднее мне рассказали, почему индийцы никак не могут постичь ценность мусорных баков и бросают пластиковый и иной сор где попало. Причина в том, что еще совсем недавно Индия была преимущественно аграрной страной, состоящей из большого количества деревень и сел, жизнь в которых протекала вдали от городов и без связи с ними. Сельские жители использовали для своих повседневных нужд латунную и медную посуду, которая передавалась по наследству и не требовала замены, а для принятия пищи — никакого фарфора или пластика, только одноразовая посуда из глины и банановых листов. До сих пор эта традиция сохраняется во многих местах. Практически в любом небольшом городке вы можете купить сладкий ласси в глиняном стаканчике, который долго сохраняет прохладу напитка. В любом придорожном кафе вы сможете получить свой «тали» (стандартный индийский обед, состоящий из горки вареного риса и множества маленьких тарелочек с тушеными овощами, соусами и сладкими закусками) на большой широкой тарелке из банановых листьев. Можно воспользоваться ложкой, а можно, как это и делают большинство индийцев, есть руками, экономя еще и на приборах. При этом банановые листья, когда на них кладут горячую пищу, выделяют полезные для человеческого организма вещества. Понятно, что такие тарелки можно выбросить, где угодно, они быстро разлагаются и не вредят окружающей среде.
С такой же легкостью многие неграмотные наивные индийцы до сих пор относятся к пластиковой посуде, пришедшей не так давно в их страну, не понимая, что она будет разлагаться тысячелетиями и загрязнять их воду и почву.
Сельские жители использовали для своих повседневных нужд латунную и медную посуду, которая передавалась по наследству и не требовала замены
Похожая причина и у существования «ароматных» сточных канав. Прежде живущие в сельской местности индийцы не располагали свои туалеты на территории деревни. Согласно ведическим традициям, это оскверняет территорию, и она становится непригодной для поклонения Богу. Жители уходили справлять нужду в поле, подальше от деревни. По мере усиления западного влияния такое поведение стало считаться нецивилизованным, и все чаще индийцы для своего удобства размещают туалеты в деревне. Эти уборные представляют собой огороженное углубление в земле. Ну а сточные канавы — это следствие не очень близкого и долгого знакомства индийцев с системой канализации.
В грязный дом Бог не придет
Но не стоит сразу же упрекать индийцев в нечистоплотности. Я сейчас скажу прямо противоположную вещь: в основе своей индийская культура самая чистоплотная в мире, и историки-индологи подтвердят мои слова. Проблема в том, что до наших дней она сохранилась лишь в образованных семьях и отдельных деревнях, где люди еще чтут свои традиции. Строгие правила чистоты даются в священных писаниях и передаются из поколения в поколение. Нам, выросшим в России, может быть непонятно обилие разных ограничений, но цель их в следующем: поддерживая физическую чистоту тела, дома и так далее, человек получает возможность очиститься и ментально, духовно. Индусы говорят, что в грязный дом Господь никогда не придет, тогда как в чистом доме он всегда присутствует. То же самое относится и к телу.
Итак, поделюсь некоторыми из правил чистоты, которым следуют индийцы. Традиционно они совершают полное омовение тела несколько раз в течение дня: утром сразу после пробуждения, днем и вечером, а также после опорожнения кишечника. Независимо от того, зима на улице или лето. В деревнях для этого существуют колодцы, как для общего пользования, так и для частного — во дворах домов. Принимают омовение, поливая себя из ведра, в одежде, которую после этого сразу снимают, прополаскивают и переодеваются в чистую и сухую.
Пол в доме моют каждый день: утром и также перед приготовлением и после принятия пищи. Существует целый свод предписаний, как соблюдать чистоту во время приготовления пищи. Я видела своими глазами, как всем этим предписаниям следуют в индийских семьях, и научилась этому сама. Дело в том, что религиозные индийцы никогда не будут есть пищу, которая прежде не была предложена Господу. Алтарь — важная составляющая каждого дома. И для того, чтобы предложить пищу на алтаре, она должна быть чистой. Поэтому кухня в доме — это священное место. Она отделена от столовой, во время готовки никто не пробует пищу, посуда должна быть очень чистой, а о том, чтобы в дом заходили животные, не может быть и речи.
Существует целый свод предписаний, как соблюдать чистоту во время приготовления пищи
Одежду они каждый день надевают чистую, потому что вчерашняя считается оскверненной. Это же относится к полотенцам: здесь вытираются с помощью гамчи, тонкой хлопчатобумажной ткани, которая прополаскивается после каждого омовения и быстро высыхает на солнце.
Другой интересный момент: пить воду нужно, не касаясь губами стакана, но запрокинув голову и направив струю в рот. Через некоторое время проживания в Индии я научилась делать то, что здесь способны сделать даже дети, не проливая на себя всю воду. Должна заметить, что это не только защищает от заразных болезней, но и смотрится аристократично. Что касается воды, то ни в какой другой стране мира вы не увидите расположенные почти на каждом шагу краны с водой. Да-да, прямо посреди улицы в городе можно увидеть примыкающую к стене раковину и кран с водой, питьевой или просто для мытья рук, а иногда и кран пониже — для мытья ног. Это явление связано не только с необходимостью часто мыть руки в тропических странах, где распространяются самые разные болезни, но и с другим правилом чистоты в Индии: после любого принятия пищи нужно прополоскать рот, иначе человек считается оскверненным и не может заходить в храм и прикасаться к чистым предметам. Впрочем, пользу полоскания рта после еды подтвердит любой стоматолог.
Этим и другим правилам чистоты особенно следуют в образованной части общества — среди брахманов. Образованность в индийской культуре не считалась прерогативой лишь городских учебных заведений, образованным считается тот человек, кто сведущ в священных писаниях, знает санскрит и ведет чистую и простую, не усложненную излишними удобствами жизнь. Таких людей в Индии почитают и даже считают святыми, к ним приходят за советами и благословениями.
Тем, кто хочет узнать больше о бытовой стороне жизни индийцев, рекомендую прочитать увлекательную книгу Бхакти Викаши Свами «Взгляд на традиционную Индию», состоящую из интервью англичанина с людьми, которые выросли в традиционных индийских семьях. Она написана научно-популярным языком в 1990-е годы. Когда я ее прочитала, мне многое стало понятно в менталитете индийцев и их культуре. Например, я узнала такие подробности о жизни в бенгальских деревнях: «Пить воду, держа стакан в левой руке, считается неподобающим, поскольку левой рукой принято делать что-то неблагоприятное или нечистое (например, подмываться), правая же рука служит для всего чистого и благоприятного. Поэтому давать или брать левой рукой считается оскорблением».
Религиозные люди, верящие в духовную реальность больше, чем в свою преходящую жизнь, не гонятся за успехом, деньгами и развлечениями. Фото Индрадьюмны Свами
Причины деградации
Что же произошло? Почему эта мудрая культура так деградировала в наши дни? Все из той же книги, а позднее и от самих индийцев, я узнала, что все началось в XX веке, когда страна взяла курс на индустриализацию. Эта идея присутствовала и во времена британского колонизаторства, но позднее, добившись независимости, Индия не желала быть в числе отстающих стран мира и очень скоро возвела огромное количество заводов и фабрик по стране.
Преимущественно сельская спокойная и размеренная жизнь индийцев мешала экономическому прогрессу. Приверженность традициям не позволяла внедрять новые способы обработки почвы, сбора урожаев. Религиозные люди, верящие в духовную реальность больше, чем в свою преходящую жизнь, не гонятся за успехом, деньгами и развлечениями. Поэтому в них нужно было разжечь страсть наживы, с чем успешно справились радио и телевидение.
Брахманическая культура, которая была оплотом древней культуры, при этом сильно пострадала. Дети брахманов не продолжают дело своих отцов и дедов, уезжают учиться в городские колледжи, а затем в США и Арабские Эмираты, становятся хорошими специалистами в сфере IT благодаря своему природному уму. Как и по всему миру, Индии еще предстоит осмыслить, что потеряла ее культура и экология благодаря технологическому прогрессу.
Почему в Индии так грязно: мусор, грязь, вонь и животные…
И ндия — великая, древняя страна, которая просто переполнена потрясающими достопримечательностями и местами, важными для всего мирового культурного наследия, к сожалению, впечатляет своих гостей не только чем-то достойным восхищения. Любой путешественник, впервые попавший в крупный город Индии, например в Дели, невольно задаётся вопросом почему в Индии столько много грязи и мусора. Иногда даже кажется, что Индия самая грязная страна в мире.
Мусор, мусорные вёдра и странные привычки
Проблема начинается с того, что в Индии трудно найти что-то вроде мусорного ведра или урны. В дальнейшем эта проблема только усугубляется. Но, даже в том случае, если бы эти вёдра были повсюду, индийцы, скорее всего, не использовали бы их по назначению.
Получается так, что если у индийца в руках мусор, он просто бросает его себе под ноги. Поэтому, когда вы едете на автобусе или поезде, или просто идёте по улице, то вашему взору предстают горки, кучки и отдельные ковровые вкрапления мусора в виде бумажек, фантиков, обёрток, бутылок, пластика, очисток от фруктов и ещё много чего непонятного.
Не стоит думать, что в Индии не работают коммунальные службы и мусор совсем не убирается. После очередной плановой уборки улица может практически «сверкать» чистотой. Многое зависит от конкретного города и ответственности соответствующих служб муниципалитета. Однако проблема в том, что новые свалки появляются с завидной регулярностью.
Фото: плановая уборка — прицеп трактора уже полон
Странные привычки, такие как бросать мусор себе под ноги, организовывать свалки вдоль или посредине дорог, выбрасывать что попало в реки и ручьи, ни как не объясняется критической населённостью отдельных городов.
Почему женщины в Индии купаются в одежде а не в купальнике бикини
Что можно купить на ГОА в Индии на сто долларов
Возьмите для сравнения Токио или Лондон. Там также многолюдно, но люди не садятся где попало на дороге перед зрителями по большой нужде, а по горам мусора не бродят флегматичные коровы и бойкие козочки.
Горный ручей в МакЛеод Гандж, известном туристическом центре Северной Индии, там где резиденция Далаи-Ламы
Логическим продолжением отдельных странных привычек индусов выступает деятельность многочисленных животных, разыскивающих пропитание. Днём, а ещё больше после наступления темноты, груды мусора на улицах привлекают к себе животных. При чём самых разнообразных животных, начиная от привычных собак, продолжая коровами, свиньями, ослами, козами и заканчивая обезьянами, бурундуками и крысами.
Если услышите, что кто-то говорит о том, что Индия — это «святая земля», то знайте, этот человек абсолютно прав. Ведь это настоящее чудо, что в стране до сих пор не произошло гигантской по своим масштабам эпидемии. Это возможно только при непосредственном и личном вмешательстве одного из могучих индуистских богов.
Кал и моча на улицах Индии
Для тех, кто ещё не осознал до конца: Индия грязная страна и вы вряд ли встречали такую вторую. Мусор и грязь можно найти везде: на улице, в автобусе, в общественном туалете, в кафе и номере отеля. И всё же самая большая проблема Индии – это «мусор» в головах индийцев.
Прошу прощения за вульгарное слово, но многие индусы оставляют за собой дерьмо, куда бы они ни пошли. Конечно, только малая их часть, но в стране с населением в полтора миллиарда человек этого достаточно. По данным, представленным в отчете ВОЗ 2014 года, около 50% жителей Индии удовлетворяли свои физиологические потребности на открытом воздухе.
Обычное дело, живые Каганеры (Caganer) – забавный каталонский сувенир в виде фигурки мальчика
Что это означает на практике? Три простых и коротких примера для наглядности…
1. Маленькая девочка на торговой улице
Ясным солнечным днём вы идёте по торговой улице в большом городе. На часах почти полдень. Вдруг вы видите, как маленькая девочка присела прямо перед вами. А что же она делает? А она просто покакала. Просто на виду у всех прохожих.
2. «Футбольное поле» в пригороде Дели
Предположим вы решили добраться до водопада Багсу в Дхарамсале в штате Химачал Прадеш в Индии. Покидая Дели, в пригороде вы возможно увидите травянистое поле размером примерно с футбольное. Там, сидя на корточках, десятки людей удовлетворяют свои физиологические потребности. Со стороны это выглядит как будто они пришли на пикник.
3. Остановки на железнодорожных станциях
Третий и последний пример. Вы успешно купили билеты на железнодорожном вокзале в Дели и отправились в запланированную поездку. А вы знали о том, что в индийских поездах пассажиры заботятся об отправлении естественных надобностей тогда, когда поезд останавливается на очередной станции. Вот почему на пути следования поезда у станций вы можете увидеть небольшие курганчики. Теперь вы знаете, что это такое.
Что имеем в результате всего этого безобразия? На вокзалах, на улицах, в городах и пригородах, утром, вечером и в полдень в воздухе витает ужасный запах.
О проблеме «мусора» в головах
Возвращаясь к существующей проблеме в головах местных жителей. Ещё в 2015 году в рамках программы борьбы за чистоту, объявленной в премьер-министром Индии Нарендрой Моди, было построено полмиллиона домашних туалетов. Не смотря на это, многие жители по-прежнему предпочитали справлять свои нужды на улице.
Дошло до того, что специальные санитарные инспекторы стали проводить проверку использования домашних туалетов по назначению. Данные вносились в единую информационную базу контроля. Эта проверка показала, что туалеты зачастую используются как вспомогательные бытовые помещения — кладовки. Дело в том, что многие индийцы по прежнему считают нахождение туалета в доме абсолютно негигиеничным. Более 40% жителей северной Индии, у которых дома есть туалет, признают, что, по крайней мере, один из членов их семьи справляет нужду на улице.
Грязь в общественных местах
Здесь имеется в виду сочетание пыли и ещё чего-то не особо страшного, этакая «домашняя» грязь. Часто индийцы проводят некачественную уборку, если не сказать больше.
В поездах и автобусах на окнах, стенах и сиденьях часто можно узреть прилипшую грязь, а также солидный слой пыли. В дешёвых отелях и гостевых домах дело с уборкой и гигиеной обстоит не лучше. Грибок и плесень нашли в Индии свой рай, «расцветая» в сезон муссонов.
В таких местах лучше ничего не заказывать. Да дёшево, да может и ничего, но….
Несколько слов про заведения общественного питания. Настоятельно рекомендуется питаться в заведениях закрытого типа. В таком случае гораздо больше вероятности, что посуда чистая, а её мойка производится с использованием проточной воды из водопровода. Прогуливаясь по улочкам вы можете случайно узреть картину процесса мойки посуды в дешевых уличных кафешках.
Нехитрая технология мытья посуды внешне делает её чистой
Скажите честно, если бы вы узнали, что посуду моют таким вот «гигиеничным» способом, вы бы стали заказывать еду в этом заведении? Правильно — нет. Поэтому вдогонку ещё один совет по питанию. Старайтесь не есть продукты из мяса, а обходиться вегетарианской кухней. Если вы не живёте в одном из приличных отелей на Гоа и не планируете посетить Блошиный рынок в Анджуне, а выбираете, чем перекусить где-нибудь в Дели, то ограничитесь лапшой или рисом с овощами, местной лепёшкой роти или чапати и бутылочкой воды без газа…
Тропический климат, гарь и смог
Всё вышеперечисленное не было бы таким неприятным, если бы не климат, преобладающий в Индии — тропический и муссонный на большей части всей территории страны. Особенно остро связь этих явлений выражена во время сезона муссонов.
Ворона летит через смог недалеко Президентского дворца в Нью-Дели (ноябрь 2019 года)
Выйдя из аэропорта с кондиционером в Дели, вы можете почувствовать себя так, словно попали в сауну. Температура около 40 градусов и очень, очень высокая влажность воздуха делают вас влажными, на всё время. В аэропорту как обычно попахивает горелым мусором. Скорее всего, приносит ветром из близлежащих трущоб. Ну и непосредственно в Дели присутствует смог который ощущается физически, дышать по-настоящему тяжеловато.
Одним словом, в Индии просто плохо пахнет. Конечно, не всегда и везде, но через месяц путешествия по городам этой страны вы скорее всего будете помнить только неприятные запахи. Мусор, органические отходы, моча, кал лежат на улицах, и при такой высокой влажности и высокой температуре воздуха всё это просто гниёт. Запах и вонь просто неизбежны.
Ещё немного дёгтя
Не хотелось бы усугублять общую картину, но нельзя не вспомнить о стирке белья и одежды. Здесь не имеется ввиду бельё, которые стирают приличные отели в автоматических механизированных прачечных. Здесь имеется ввиду общераспространённый в Индии способ стирки белья в «ближайшем водоёме», в независимости от чистоты этого водоёма.
Давайте возьмем например общеизвестную реку Ганг и менее известную реку Джамна, которая является притоком первой. Кстати, суд штата Уттаракханд вынес решение о признании этих рек живыми существами.
Красавица Джамна, берёт свои истоки с чистейшего ледника Ямунотри на южном склоне Гималаев, полностью покрыта пеной от стоков и стирки многотысячной армии прачек
Это очередная попытка уменьшить процесс загрязнения рек, ведь по статистике около 3 млн. человек ежегодно гибнут от инфекционных заболеваний после купаний в Ганге. И хотя это только несколько десятых процента от того количества людей, которые принимают такие процедуры, но цифра просто умопомрачительная.
Одним словом и священный Ганг и Джамна — сплошная антисанитария, место скопления опасных для человека бактерий. И обе эти реки активно используются кастой прачек из неприкасаемых, которые не одно столетие ведут свой «бизнес» неизменным способом. Но ведь в реки не только сбрасываются отходы, стоки и просто грязь. Вспомните как и где хоронят почивших индусов?
Священная река Ганг фото — последнее пристанище усопших индусов
Касаясь великих рек индусов нельзя не вспомнить о местности прилегающей к городу Варанаси. Сам легендарный город расположился в штате Уттар-Прадеш в северной части Индии.
Для всех индусов это священное место, которое помогает завершить им жизненный цикл и отправится в рай, естественно посредством кремации. Однако для некоторых граждан река Ганг в районе Варанаси — это единственный источник существования и дохода.
Множество индийцев долго и старательно процеживают мутноватую водичку местами переходящую в откровенно густую жижу. Они целыми днями проводят за таким не совсем приятным занятием в надежде отыскать золотые украшения: колечко, перстень, кулон или браслет.
Дело в том, что у богатых индусов не принято снимать все украшения с тела усопшего. Таким образом у «чёрных искателей» появляется единственная возможность хоть как-то заработать себе на пропитание.
Вместо послесловия…
Правда о том, что в Индии многие жители ведут себя так, как будто живут в свинарнике, ничего кроме сожаления не вызывает. Повсеместное использования пластика в различных его формах и целях катастрофически усугубляет ситуацию.
Представьте, что будет при таком же положении дел через 15-20 лет? К сожалению, пластиковый мусор имеет свойство не исчезать, если его не перерабатывать, а по старинке относить в лес или выкидывать на обочину. Через 20 лет даже самый ярый поклонник Индии не выберет Дхарамсалу или Дарджилинг в качестве места для райского отдыха. Никто не захочет проводить свой отдых на экзотической свалке.
И, конечно, для наглядности всех слов предлагается посмотреть короткое 4-ёх минутное видео, с небольшой частью всех этих довольно приличных безобразий.
Также специально для фанатов Индии: не стоит воспринимать этот пост как оскорбление или какую-то искусственную накрутку. Индия огромная, интересная и во многом привлекательная страна, но у каждой страны есть свои тёмные стороны и это одна из них…