почему в австрии так много великих композиторов
Почему Вену считают городом пленительной музыки и великих композиторов?
Часть 1. Моцарт и Бетховен
Пожалуй, трудно в мире найти другой город, с которым была бы связана жизнь и судьба такого количества величайших композиторов XVIII-ХIX веков. Венцы даже шутят, что по количеству музыкальных классиков на душу населения их город уже давно надо вносить в «Книгу рекордов Гиннесса».
И на самом деле, в Вене и её пригородах значительное количество музеев, мемориальных комнат, памятников и мест, связанных с жизнью и творчеством величайших композиторов Европы. Здесь в разное время жили и создавали свои произведения Моцарт, Бетховен, Гайдн, Кальман, Брамс, отец и сын Штраусы, Шуберт — это фамилии только тех композиторов, которые известны даже людям весьма далеким от музыки. А ведь с Веной связана жизнь Брукнера, Глюка, Цицера, Сальери, Ланнера, Легара, Штольца и других, чьи имена со временем подзабылись, но их вклад в мировую культуру от этого меньше не стал. Центральное кладбище
Фото: Depositphotos
Находясь в Вене, можно как минимум день посвятить музыке и её создателям. Начать рекомендую с Центрального кладбища, на котором упокоилось большинство из великих композиторов и исполнителей города. Отправиться туда лучше утром, пока закрыты музеи, начинающие работать с 10 часов. Да и туристов в это время будет поменьше, днем же здесь иногда бывает настоящее столпотворение.
Доехать до кладбища можно на трамвае или автобусе. Если идти по центральной аллее в сторону возвышающегося над кладбищем храма, то уже через несколько минут слева от вас окажется мемориальный участок, на котором похоронены деятели искусства.
Одним из первых памятников, которые вы здесь увидите, будет изящная скульптурная композиция на могиле Вольфганга-Амадея Моцарта. Кстати, это символическая могила, так как останков композитора в ней нет, он был погребен на венском кладбище святого Марка, но подлинное место захоронения не сохранилось. Рядом находятся могилы Штраусов, Бетховена, Брамса, Шуберта Могилы Бетховена, Моцарта и Шуберта
Фото: Depositphotos
Если повезет, станете свидетелями импровизированного концерта. Сюда часто приходят музыканты, в том числе и мировые звезды, чтобы рядом с могилами своих кумиров исполнить их произведения.
С кладбища можно отправиться в один из музеев, уверяю, они все весьма интересны. Если в статье о достопримечательностях города я предлагал конкретные маршруты, то в данном случае от этого воздержусь. Музеи, мемориальные места и памятники композиторам разбросаны по всему городу, поэтому маршруты удобнее составлять самостоятельно, учитывая посещение и других объектов.
Обычно одним из первых туристы посещают музей, разместившийся в единственной из сохранившихся в Вене квартир Моцарта, что на Domgasse, 5. В доме, расположенном в престижном районе Вены, композитор прожил больше двух лет — с 1784 по 1787 годы. Кстати, квартира была весьма дорогой, 460 гульденов в год, но тогда композитор мог это себе позволить. Это время было для него периодом славы и творческого подъема.
В этом доме созданы многие известные произведения, включая оперу «Женитьба Фигаро». Сюда в гости к Моцарту приходил Гайдн. В музее много подлинных экспонатов, связанных с творчеством композитора. Несомненный интерес представляет обстановка, в которой жила семья Моцарта, инструменты, на которых он играл и сочинял свои произведения. Часть интерьера без изменений сохранилась с тех времен: печь в спальне, оконные рамы, лепнина.
Кроме мемориальной квартиры, в музее несколько больших экспозиций, разместившихся на трех этажах и в подвале, рассказывающих о венском периоде жизни композитора. При желании можно воспользоваться аудиогидом на русском языке. Собор Святого Стефана
Фото: Depositphotos
Недалеко от музея находится собор святого Стефана, связанный со значимыми событиями в жизни композитора. В 1782 году Моцарт здесь венчался с Констанцей Вебер, затем крестил двоих детей, в конце жизни получил должность капельмейстера собора, а после смерти здесь его отпели и из соборной часовни увезли на кладбище.
При желании можно пройти по нескольким адресам, связанным с жизнью Моцарта. Композитор неоднократно бывал и выступал во дворце Хофбург, впервые он был приглашен на аудиенцию к императрице Марии-Терезии в 1768 году, когда приехал в столицу Австрии с отцом из Зальцбурга, а ведь ему было всего лишь 12 лет. Хофбург
Фото: ru.wikipedia.org
Слева от парадных ворот в Хофбург со стороны площади Michaeler Platz можно увидеть мемориальную доску, посвященную находившемуся в этом месте до 1888 года городскому театру, на ней имеется надпись:
Здесь состоялись премьеры опер Моцарта «Похищение из Сераля», «Женитьба Фигаро» и «Так поступают все женщины».
В парке рядом с дворцом установлен памятник композитору, перед которым летом разбивают большой цветник с изображением скрипичного ключа.
В оранжерее загородного дворца Шёнбрунн в 1786 году происходил «музыкальный поединок» между Моцартом и Антонио Сальери в присутствии императора Иосифа II, присудившего победу Сальери. На Himmelpfortgasse, 6 раньше был концертный зал, в котором 4 марта 1791 года прошел последний концерт Моцарта. В доме на Rauhensteingrasse, 8 (теперь здесь универмаг «Steffl») композитор провел последние дни жизни, сочинил «Волшебную флейту», работал над «Реквиемом», видимо, предвидя скорую кончину. Дворец Шёнбрунн
Фото: ru.wikipedia.org
В 1787 году Моцарту представили юного Бетховена, которому маститый композитор дал несколько уроков. В 1792 году (менее года после смерти Моцарта) Людвиг ван Бетховен поселился в Вене, где за все время сменил более 60 адресов. На некоторых домах, включая здание театра рядом с центральным рынком и Венским сецессионом, где композитор жил в служебной квартире в 1803—1804 годах, теперь установлены мемориальные доски. На площади Бетховена установлен памятник композитору. Еще один памятник находится на окраине Вены в парке местечка Heiligen, где Бетховен неоднократно снимал квартиры.
Интерес для туристов представляют три музея, посвященных композитору.
Наиболее посещаем музей Бетховена на Mölker Bastei, 8, где он прожил 8 лет. Музей находится на верхнем этаже обыкновенного жилого дома. Здесь можно увидеть личные вещи композитора, партитуры его произведений, картины, включая портрет Бетховена, написанный Йозефом Мёлером. Интересен и внутренний дворик дома, практически не изменившийся с того времени.
Еще два музея находятся далеко от центра города, в местах, где во времена Бетховена царила сельская идиллия. Сейчас это городские кварталы, куда можно доехать на трамвае. Heiligen на Probusgasse, 6
Фото: ru.wikipedia.org
К счастью, столь пессимистический прогноз не оправдался. Подтверждение этого находится по соседству, в зданиях на Grinzigerstrasse, 64, где им в 1808 году была сочинена Пасторальная симфония, и на Pfarplatz, 2, где композитор жил в 1817 году (через 15 лет), написав несколько музыкальных произведений. Музей Бетховена на Döblinger Hauptstraße, 92
Фото: tripadvisor.ru
Если появится желание осмотреть небольшой музей Бетховена на Döblinger Hauptstraße, 92, придется заранее позвонить по телефону, так как посещение организуется только по предварительной заявке. В этом музее я не был, знаю только, что посвящен он короткому периоду жизни композитора, когда он в деревенской тиши работал летом 1803 года над Третьей (Героической) симфонией.
Музеев и мест, связанных с жизнью и творчеством известных композиторов, в Вене множество. Несомненный интерес для туристов представляют музеи Штрауса, Гайдна, Шуберта и других австрийских композиторов, о которых будет рассказано в следующей статье.
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
В контексте истории
Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.
Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.
Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.
С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.
Гайдн. Краткие биографические сведения
Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.
Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.
В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.
Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.
В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.
В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.
Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.
Звуки музыки
Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.
Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина.
Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.
Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.
Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.
Моцарт. Краткие биографические сведения
Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.
Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.
Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.
После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.
В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.
Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.
Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.
Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».
Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.
Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».
Бетховен. Краткие биографические сведения
Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.
Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.
Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.
Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.
В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.
Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.
Звуки музыки
Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.
Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.
Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.
Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.
Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.
По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (фрагмент).
Вопросы и задания:
Презентация
Почему именно Австрия? Классическая музыка — вот ответ
Почему же бытует мнение о том, что именно Австрия считается домом и колыбелью классической музыки? Не потому ли, что ей вдохновлялись Моцарт, Гайдн, Штраус, Шуберт и Брукнер?!
Или, может, все дело в том, что австрийские музыканты и по сей день хранят традиции классической музыки?
Венская культура барокко
Многие века Вена являлась сияющей столицей великой империи и домом династии Габсбургов. Множество аристократов при императорском дворе покровительствовали композиторам, музыкантам и художникам. Так что не приходится удивляться тому, что в Вену стремилось множество талантливых композиторов — они приезжали туда и через какое-то время создавали свои бессмертные шедевры. Глюк, Бетховен и Брамс приехали из других стран, а Моцарт, Гайдн, Брукнер и Малер были уроженцами Австрии.
Mozarthaus (дом Моцарта)
Отец начал учить Вольфганга Амадея Моцарта, когда тому исполнилось всего 4 года. Прошел всего год, Моцарту исполнилось 5 лет. и его ждал первый концертный тур по Европе.
Карьера Моцарта тесно связана с Веной. В возрасте 6 лет он дал концерт в Зеркальном зале дворца Шёнбрунн, где очаровал императрицу Марию Терезу и всех остальных членов императорской семьи своими талантом и живостью. Моцарт переехал в Вену в 1781 году, когда ему было 25. Поссорившись с архиепископом Зальцбургским, Моцарт решил поискать счастья в Вене, куда и переехал с семьей. Они остановились в просторном доме, который с тех пор известен как Mozarthaus, то есть «дом Моцарта». Музыкальный дар Моцарта ценили, он был счастлив в браке. Годы, проведенные в этом доме, стали самым продуктивным периодом его жизни. Там он писал концерты для фортепиано, камерную музыку и известнейшую оперу «Женитьба Фигаро». Сегодня дом Моцарта превратили в музей, посвященный жизни композитора.
Бетховен, ученик Моцарта
Бетховен переехал в Вену в 1787 году, там он учился и работал вместе с Моцартом и Гайдном. В 1795 году Бетховен впервые выступил на сцене венского Бургтеатра. Бетховен был тесно связан с аристократией и венским обществом и часто посвящал им свои произведения. Поддержка меценатов обеспечила Бетховену возможность жить жизнью свободного художника. В 1794 он впервые заметил, что стал хуже слышать. В 1802 состояние композитора было признано неизлечимым. Примерно в те годы он создал Третью и Пятую симфонии. Проблемы Бетховена со слухом резко ухудшались на протяжении почти 17 лет — с 1801 по 1818. В 1814 году он представил на суд публики свою первую и единственную оперу «Фиделио», в 1815 — сыграл последний концерт, а около 1818 года полностью оглох. В этот поздний период своей жизни, незадолго до наступления полной глухоты, он создал «Симфонию № 9 с хором».
Необыкновенный талант Бетховена и его величественные симфонии быстро стали известны. К 1808 году, когда композитор работал над своей «Пятой симфонией», его репутация была такова, что главы государств, находившихся в мире друг с другом, специально организовывали свои встречи так, чтобы не пропускать слишком часто выступления Бетховена.
Гайдн
В возрасте 8 лет Гайдн был послан в Вену, чтобы петь в хоре собора святого Стефана. До 1750 года он учился игре на скрипке и различных клавишных инструментах, а после стал писать музыку.
Шуберт
Шуберт родился в Вене, в предместье Лихтенталь, в квартале Химмельпфортгрунд, его родители были иммигрантами. Музыкальные таланты Шуберта были заметны с самого раннего детства. В 1821 году Шуберт был избран членом венского Общества друзей музыки, что принесло ему известность среди жителей Вены. Единственный в карьере Шуберта концерт, который он дал в марте 1828 года, был благосклонно встречен критиками. Восемь месяцев спустя Шуберт умер. Ему был всего 31 год. При жизни творчество композитора было известно относительно узкому кругу ценителей в Вене, однако после смерти Шуберта интерес к его работам существенно возрос, и сегодня он считается одним из величайших композиторов 19 века, а его музыка все так же популярна.
Иоганн Штраус (сын)
Иоганн Штраус (сын) родился 25 октября 1825 года, он был первым сыном Иоганна Штрауса. Штраус-старший, сам будучи известным музыкантом, был резко против выбора музыкальной карьеры своим сыном. Однако Штрауса-младшего куда больше школьных уроков интересовала игра на скрипке. В 1844 году он дал свой первый концерт в венском казино Доммайера. Шуберт-старший умер в 1849, когда за Шубертом-сыном уже закрепилась слава «короля вальса». Туры Шуберта по Европе и Америке собирали толпы фанатов и положили начало всемирному интересу к творчеству композитора.
Брамс
В 1862 и 1868 Иоганнес Брамс занимал должность капельмейстера в Певческой академии Вены. Именно Вена стала его вторым домом. С 1872 по 1875 Брамс был артистическим директором Общества любителей музыки в Вене.
Слушайте Венский филармонический оркестр
Слушайте выступления всемирно известного оркестра на канале Vienna Philharmonik от Calm Radio. Наслаждайтесь!
Читайте также
Звуки скрипок Кейп-Бретона
Почему классическая музыка в исполнении Венского филармонического оркестра — это нечто особенное
Диссонанс: музыкальный скандал эпохи Барокко
Недавнее
Почему Вену считают городом пленительной музыки и великих композиторов?
Часть 2. Штраус, Гайдн, Брамс, Шуберт.
Красавица Вена неотделима от прекрасной музыки Иоганна Штрауса-сына, который прожил в этом городе многие годы и написал лучшие свои произведения. О творчестве композитора и его жизни в столице Австрии рассказывает экспозиция в квартире-музее на Praterstrasse, 54.
На мой взгляд, это один из интереснейших музыкальных музеев Вены. Расположен он в престижном районе города, поэтому добраться до него несложно, можно просто пройтись пешком из центра.
В этом доме Штраус жил семь лет, здесь им были сочинены многие прекрасные произведения, например, знаменитый вальс «Голубой Дунай». В музее много раритетов, включая музыкальные инструменты, на которых играл Штраус, партитуры его произведений, мебель, картины. В экспозиции подробно рассказывается о личной жизни композитора, а она, стоит отметить, была весьма бурной.
В музее Иоганна Штрауса
Фото: ru.wikipedia.org
Нашим соотечественникам будет любопытно узнать, что Штраус неоднократно приезжал в Россию, где несколько сезонов выступал в Павловске, под Петербургом. С этим периодом его жизни связан любовный роман с Ольгой Смирницкой, девушкой из высшего петербургского общества. В память о той любви остался вальс «Проказница», посвященный русской красавице. Кстати, вальс «Ольга», тоже написанный в России, к Смирницкой отношения не имеет.
Штрауса не зря называли «королем вальсов». За свою жизнь он их сочинил около 170, да еще более 200 полек, кадрилей, мазурок, маршей, оперетт Мест, связанных с жизнью композитора, в Вене множество. Золотой памятник Штраусу
Фото: Depositphotos
В городском парке Иоганну Штраусу установлен золотой памятник. Очень интересный памятник установлен на его могиле на Центральном кладбище Вены, на нем скульптор умудрился разместить персонажей многих произведений великого композитора. Даже на фото видно, что над головой маэстро примостилась летучая мышь.
Неподалеку и могила Иоганна Штрауса-отца, памятник которому стоит перед Ратушей. Кстати, выразительный памятник Штраусу-отцу (вместе с Ланнером) установлен в курортном Бадене, столице Венского леса, в театре которого композитор часто выступал со своим оркестром.
В стороне от основных туристских маршрутов, в тихом районе Вены, куда можно доехать на метро, находится дом-музей Йозефа Гайдна, в котором мемориальная комната посвящена Брамсу. Когда-то здесь был пригород столицы, где композитора ничто не отвлекало от творчества. Гайдн любил это тихое место и считал его для себя счастливым. Музей Гайдна и мемориальная комната Брамса
Фото: venagid.ru
В 1809 году, когда в пригороде Вены шли бои с войсками Наполеона, а перед входом в дом композитора упало ядро, он заявил соседям: «Не страшитесь, где Гайдн, там не может произойти несчастья». Сейчас это ядро находится в экспозиции музея, как и подлинный солдатский барабан того периода.
Но не эти экспонаты, конечно, главные в музее. В этом доме прошли последние 12 лет жизни композитора. Здесь были сочинены «Сотворение мира» и «Времена года».
В музее можно увидеть обстановку квартиры композитора, фортепиано и клавикорды, на которых он играл. Недавно экспозиция пополнилась посмертной маской композитора. В 2009 году, когда отмечали 200 лет со дня смерти Гайдна, экспозиция музея была значительно расширена и обновлена. Могила Штрауса в Вене
Фото: Depositphotos
К сожалению, подлинных вещей композитора немного. Рекомендую обратить внимание на небольшой огрызок карандаша, которым он писал, и визитную карточку Гайдна с цитатой из его песни «Старик»: «Иссякли все мои силы; стар я и немощен». Партию таких карточек он заказал в период депрессии в 1803 году. Рядом с домом восстановлен сад во внутреннем дворике, где Гайдн любил отдыхать и встречаться с друзьями.
После смерти Гайдна первоначально похоронили в Вене, но затем перенесли захоронение в Айзенштадт. На месте бывшей могилы композитора теперь памятная плита с лаконичной надписью: «Я не умру совсем». Неподалеку от музея, перед церковью, прихожанином которой был Гайдн, ему установлен памятник.
Появление в музее Гайдна мемориальной комнаты композитора Брамса — не случайность. Иоганнес Брамс родился уже после смерти Гайдна, но всегда преклонялся перед его талантом и считал себя продолжателем традиций классической музыки.
В Вене Брамс неоднократно выступал, три сезона работал артистическим директором «Общества друзей музыки». В экспозиции рассказывается о последних годах жизни композитора, прошедших в Вене, где Брамс умер 3 апреля 1897 года. Похоронен композитор на Центральном городском кладбище. Памятник ему установлен в парке рядом с площадью Карлсплатц.
В Вене два музея посвящены творчеству Франца Шуберта. Один находится в доме по Nussdorfer Strasse, 54, где будущий композитор родился в 1797 году. В этом доме прошли первые годы его жизни. Семья жила скромно, занимая небольшую комнату и кухню. В экспозиции представлены документы, портреты композитора, его вещи, включая знаменитые очки с круглыми стеклами.
Могила Шуберта
Фото: ru.wikipedia.org
Это был удивительный человек, чей талант только начал по-настоящему раскрываться. Он считал, что его жизнь — это музыка. «Я пришел в этот мир не для чего иного, кроме как сочинять музыку!» — любил повторять Шуберт. К сожалению, судьбой ему был отпущен всего 31 год жизни. Но за это короткое время он успел сочинить более тысячи произведений — колоссальная работоспособность.
Второй музей Шуберта расположен недалеко от Центрального рынка на Kettenbrückengasse, 6, в доме, где он умер. Эта квартира из двух комнат и кабинета принадлежала брату композитора, в ней Франц Шуберт провел последние дни своей жизни. Экспозиция посвящена последним произведениям Шуберта, его болезни, смерти 19 ноября 1828 года и похоронам. Могила Франца Шуберта находится на Центральном городском кладбище, где его похоронили рядом с Бетховеном. Памятник Шуберту можно увидеть в Городском парке Вены.
Знакомство с музыкальной Веной можно продолжить в небольшом музее композитора Франца Легара, посетить постоянные мемориальные экспозиции, посвященные Имре Кальману и Карлу-Михаэлю Циреру в здании Национальной библиотеки. Посмотреть памятники Кристофу-Виллибальду Глюку, Карлу-Михаэлю Циреру, Йозефу Ланнеру, Роберту Штольцу. Посетить Музей звуков (дом музыки), где можно услышать раритетные записи произведений великих композиторов.
Закончить знакомство с музыкальной Веной лучше всего посещением Венской государственной оперы, но достать билеты в неё проблематично. Зато в Курсалон, появившийся в столице Австрии в 1867 году, вполне реально. В помпезном здании, построенном в стиле ренессанс и практически не изменившемся со времен Штраусов, каждый вечер звучит пленительная музыка знаменитых венских композиторов.
Музыка в Вене звучит не только в театрах и концертных залах, но и на улицах, в парках, ресторанчиках, добавляя этому городу неповторимый шарм и делая время, проведенное в нем, незабываемым.
Первая часть статьи, посвященной музыкальной Вене.