почему русский рок такой отвратительный

Русский рок. Почему так много вони?

Столько крика, столько вони…
Современная молодежь слушает зарубежную музыку, мечтает посетить концерты иностранных музыкантов, считает себя знатоками в жанрах и стилях и усиленно срет на русский рок, безбожно заявляя, что это убого и тупо. Виктор Цой у них грязный говнарь, не шарящий ни в чем, а Шевчук наркоман, пишущий бредовые тексты… Мда. Ладно еще, если бы про современных исполнителей говорили, так нет, кричат про олдскул, в котором не шарят.

Я скажу про русский рок в целом. Я на нем вырос, в моем доме с рождения играли электро-гитары с ударными, а в детском саду я цитировал Бутусова и Шевчука. И по сей день я слушаю ту же музыку, что и в два года, в одном плей-листе с современными треками. Я хоть и не жил в те годы, когда все зарождалось, но много общался с теми, кто жил тогда, много копался и разбирался.

Русский рок появился еще в совковое время, в молодежной среде. Жизнь была говном, молодежь хотела бунтовать, хотелось самовыражаться и быть услышанными. Все смотрели за забор, на запад, где мерещились свобода, зеленая трава и идеальный мир. Каждый подросток критиковал власть и зомби-общество, шел против течения. Шел неумело, грубо, как умел, подражаю Западу, точнее своему представлению о Западе. Ничего не напоминает?
Русский рок стал одним из инструментов такого протеста.

Важно понимать, что само понятие «Русский рок» немного неверно. Рок в России(да и везде) был выражением протеста. Громкие резкие звуки, режущие слух, так не нравились «тру-интеллигенции», воспитанной на классике и промывке мозгов. И везде эта музыка была одинакова(хорошо, похожа). Но тексты… тексты были нашими, только нашими. Русскими. Рок, как музыкальное направление отлично обошелся бы без нашего участия, но русский рок, это не музыкальное направление. Это явление, это сгусток русского языка и копированной западной музыки. В идеале надо писать — «русскийрок», слитно. Одно слово без другого невозможно.

В наших глазах крики: «Вперед!»
В наших глазах окрики: «Стой!»

Виктор Цой стал иконой того времени неспроста. Самоуверенная неславянская внешность, с гордо задранным подбородком, очень тяжелая(для той России) музыка, дерзкие тексты, содержащие в себе и лирику, и лозунги, и философию, и просто дух того времени, но без особого напряга для мозга. Пафосно, необычно, на злобу дня, с большим акцентом на музыку. Он нравился людям, потому что делал то, что они не умели, говорил то, о чем они боялись думать. Для одних он был хулиганом и бунтарем, для других богом, но о нем знали и говорили все. Кроме того, именно Кино прорвались за рубеж, именно Кино собирали огромные стадионы, именно Кино вошли в шоу-бизнес. Цой умел устраивать шоу, у него была харизма, он знал, как совместить свое творчество с модными течениями, будь он жив сегодня, был бы большим шоуменом или продюсером…
В качестве примера предлагаю послушать не особо баянную песню, но с очень мощным текстом, несложным и актуальным даже сегодня:

Если же трясет от записи, которой больше двадцати лет, просто нагуглите текст и оцените. Если хватит сил открыть форточку и из троллейбуса выглянуть…

Тексты. Это не песенные тексты в рифму, где слова идут как фон к бодрой музяке, это настоящие стихи, стихотворения. Их писал не кто-то, а русские люди, рожденные после золотого и серебряного веков поэзии. Русский язык, это не просто средство передачи информации, в умелых руках он превращается в кисть, которой рисуются настоящие произведения искусства.
Поэт в России больше, чем поэт. В России все поэты рок-артисты! ©
Если бы Пушкин родился сегодня, он бы был солистом в рок-группе. Писал более взрослые тексты, более жесткие. «Во глубине сибирских руд» вызывала бы дрожь, как тогда. «Орел» бы заставлял всплакнуть. А поэзия о любви вызывала бы улыбку или тоску. Он бы не попал в учебники, все учебники умерли на отметке СССР. Но все так же восхищались его поэзией и четкостью рифмы.
Одним из фанатов Пушкина был и есть Юрий Шевчук. В Пушкине он нашел родственную душу. Санкт-Петербург, осень и бунтарство…

Да, тексты Шевчука сложны. Очень необычные обороты, метафоры и замаскированный смысл многих отпугивают, что не портит этой поэзии. И этот сильнейший голос…
«Осенняя». Моя любимая песня у ДДТ. В ней переплелись великолепные строки, красивейшая музыка, куча эмоций и тот самый крик бунтаря! Нет, не бунтаря, человека. Человека, которого окружает грязь, ложь и несправедливость, но он верит. Верит в прекрасное.

почему русский рок такой отвратительный. Смотреть фото почему русский рок такой отвратительный. Смотреть картинку почему русский рок такой отвратительный. Картинка про почему русский рок такой отвратительный. Фото почему русский рок такой отвратительный

Красота не исчезает… лишь уходит иногда. ©

Сейчас не модно быть патриотом. Не модно уважать свое прошлое и гордиться своей принадлежностью к своей нации. Не модно быть честным и открытым. Свобода промыла мозги, сделав людей рабами моды.
Это нормально. Считается нормальным.
Только вот Русской Душе на это насрать. Она никуда не делась. Сидит в уютном теплом доме, пока за ее окном идет ливень из дерьма, и перечитывает классику. Иногда доставая из пыльного комода потрепанный зонт, чтобы выйти в непогоду и одарить нового героя своего времени Даром. Даром нести в люди творчество и делиться с народом правдой и красотой… И в русском роке живет та самая Русская Душа, о которой мы так старательно пытаемся забыть.
Так уж вышло, что дом ее стоит на территории прогнившей страны.

Я не призываю сравнивать русский рок с каким-то другим и решать, что лучше. Не пытаюсь очернить кого-то. Не призываю даже слушать русский рок. Я лишь прошу перестать посыпать его детским бунтарским высером. Русский рок уникален. Он прекрасен. И, если он не нравится вам, это не мешает ему быть прекрасным. Просто у вас другие представления о красоте.
И еще. Настоятельно рекомендую посмотреть два фильма: «Стиляги» и «Рок-волна». Очень честные и правдивые фильмы в тему…

Источник

«Я знаю с десяток песен, которые прикончили СССР» Как русский рок развалил Советский Союз

«Лента.ру» продолжает серию материалов, посвященных российскому шоу-бизнесу. О том, какое место занимает русский рок в отечественной культуре и как он повлиял на развал СССР, почему наши звезды не смогли закрепиться на Западе, кто и почему запрещает концерты молодых хип-хоперов в России, а также о талантливом извращенце Майкле Джексоне, Захаре Прилепине, вере в бога и будущем всего мира рассказывает генеральный продюсер радиостанций «Максимум», «Наше радио» и «Радио Ultra», музыкальный продюсер и ведущий телеканала «Дождь» Михаил Козырев. Первые две части этого интервью читайте ТУТ и ТУТ.

«Эти песни отрубили все капельницы»

«Лента.ру»: Чем, на твой взгляд, был русский рок, какого уровня было это явление? С чем его можно сравнить?

Михаил Козырев: Я не очень люблю словосочетание «русский рок». Понимаю, что музыку необходимо как-то квалифицировать по жанрам, и это удобное определение, но внутри русского рока немало музыкантов, которые на дух это словосочетание не переносят и не хотят, чтобы их относили к русскому року.

Но если забыть о недостатках терминологии, то, на мой взгляд, русский рок — это наша национальная музыка второй половины ХХ века. Она впитала в себя лучшие традиции мировой рок-музыки, уходящей корнями в блюз, в ритм-н-блюз, в буги-вуги, даже в кантри и госпел, выросла из лучших образцов авторской песни и даже народных частушек, но главное — скрестила музыку с национальной русской поэзией. С удивительно важным русским словом. В лучших своих достижениях российские рок-музыканты поднимаются до высот настоящей большой поэзии. И по тому, как их слово отзывалось в душах нескольких поколений, это, безусловно, сопоставимо со значением Маяковского и Есенина, с тем, как звучали строки, произнесенные в Политехническом институте Рождественским, Вознесенским, Евтушенко, Ахмадулиной.

В новой инкарнации русская поэзия обрела еще и музыкальную составляющую. Произошло это не вдруг, а потому, что были и Галич, и Высоцкий, и Окуджава, которые тоже повлияли на многих русских музыкантов. В лучшем своем воплощении русский рок — это мировая гитарная музыка, помноженная на силу и талант русской поэзии.

А к тому же рок нес еще и мощный протестный заряд, был наиболее понятным и эффективным способом самовыражения целого поколения.

Бывают времена, когда музыкальный жанр становится саундтреком исторических реалий. С русской рок-музыкой это происходило несколько раз. Сначала в восьмидесятые годы. Тремя эпицентрами были Ленинград, Москва и Екатеринбург. Назову Бориса Гребенщикова, Юру Шевчука, Кинчева, «Кино», «Телевизор», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Центр», «Звуки Му», «Альянс». Они раскачали страну и привели ее к глобальным социальным переменам. В результате одно государство рухнуло, а другое на этих руинах начало строиться. И я счастлив, что большой период моей жизни связан с этим саундтреком.

Во второй раз музыка вступила в резонанс с общественными событиями на рубеже 1990-2000-х годов. Это была уже новая волна музыки, и они к чертовой матери послали бы любого, кто назвал бы их «русским роком». Я имею в виду «Сплин», «Ночных снайперов», «Мумий Тролль», Би-2, Земфиру и большое количество групп, которые возникли во время моей работы на «Нашем радио». Я уверен, что эта музыка никуда не уйдет.

Сегодня в такой же мощный резонанс с происходящими вокруг процессами и с новым поколением вступила хип-хоп-культура.

Ты действительно считаешь, что рок-музыка сыграла столь значимую роль в развале советской системы?

Я только что вернулся из мини-тура по США. Читал лекции в американских университетах для англоязычных студентов, которые изучают политологию, связанную с Россией, русский язык и славянскую культуру. В Принстоне, Нью-Йоркском университете (NYU), Университете Пенсильвании (UPenn). Одна из лекций была о музыке протеста в российской истории. Я начинал эту лекцию с финального эпизода фильма «Асса», с разговора Цоя и Шумилова с женщиной, которая принимает их на работу. Потом они выходят в «Зеленый театр» — и там поднимаются тысячи зажигалок.

Я думаю, что есть десяток песен, которые прикончили Советский Союз. Без них СССР мог бы еще протянуть, но они реально раскачали лодку — и она утонула. Вся страна знала эти песни и с удовольствием их пела. Это были «Дальше действовать будем мы» Цоя, «Не спеши ты нас хоронить» «Чайфов», «Скованные одной цепью» «Наутилуса», «Поезд в огне» «Аквариума», «Красное на черном», «Мое поколение» и «Мы вместе» Кинчева, «Предчувствие гражданской войны» и «Революция» Шевчука… Вся страна их пела. Думаю, без них Советский Союз мог кряхтеть вперевалочку еще какое-то время. А эти песни отрубили все капельницы, на которых он еще держался.

И я пел их ночью с однополчанами в казарме, будучи рядовым советской армии в городе Шадринске Курганской области недалеко от Казахстана. Помню, как пели «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле…» — в каптерке под гитару на сваленных мешках с нательным бельем.

А я добавил бы в обязательный список «Мы ждем перемен» Цоя.

Да, конечно. Но парадокс в том, что изначально эта песня не несла такого мощного социального протеста. Она была написана на кухне по поводу того, что вот — сигареты в руках, чай на столе… Это была песня для узкого круга друзей и выражала ощущение собственного тупика и безысходности. И вдруг это точно попало. Так же как песня «Океана Эльзы» «Я не сдамся без боя», которая была написана о сложностях взаимоотношений с любимой девушкой и вдруг стала стадионным гимном Майдана.

Похожая история произошла, когда Гребенщиков спел старую песню Вертинского «Я не знаю, зачем и кому это нужно», а все тут же поняли, что это о войне в Афганистане.

Да, помню, как услышал ее в фильме «Рок» Алексея Учителя. Черно-белая съемка из-за кулис, профиль БГ, и я помню свое ощущение оцепенения. В тот момент я не знал оригинала Вертинского, но был абсолютно уверен, что это про Афган. Я до конца жизни буду благодарен этим артистам, этим музыкантам за то, что они изменили жизнь моей страны и мою собственную жизнь.

«Нас погубила жажда наживы»

Скажи, а почему из всего русского рока практически никто не известен на Западе?

Все попытки, увы, оказались неудачными. Первая сложность, как для любой неанглоязычной страны, — это языковой барьер. Наши артисты обычно поют на русском языке. Только Гребенщиков, заключив контракт с CBS и взяв в продюсеры Дейва Стюарта, а на бэк-вокал Анни Леннокс (Eurythmics), попытался выпустить Radio Silence на английском языке. У БГ, кстати, идеальный английский. Но, увы, мы изначально находимся в проигрыше, как, собственно, в проигрыше находятся итальянцы, французы, немцы и представители других замечательных музыкальных культур. Трудно назвать существенное количество французских или итальянских артистов, которые стали мировыми звездами за океаном. А Америка — центр музыкальной культуры. Я бы даже уточнил, англоязычный конгломерат.

Второй момент, который даже важнее: в 90-е годы нам нужно было выстроить нормальную музыкальную индустрию. Потому что уже тогда, а сегодня тем более, успех любого артиста в мире — это результат не только его таланта, но и успешной работы индустрии. Это означает, что на каждом этапе работают серьезные специалисты-профессионалы: над созданием мелодии, при записи в студии, на съемках клипа, над графиком гастролей, над концертным шоу, в маркетинге, в продвижении… Сейчас к этому добавилось едва ли не ключевое продвижение в социальных сетях. Нужно уметь правильно выстраивать взаимоотношения с концертными компаниями, площадками, радиостанциями, телевизионными каналами, стриминг-сервисами. Вот этого всего, к сожалению, у нас и не вышло.

Почему не вышло? Не было нужды, не хотели, не было талантливых людей?

Тут я мог бы задвинуть телегу о том, как нас погубила жажда наживы. Под этим я подразумеваю следующее. Всегда есть соблазн быстро и легко срубить денег. В 1990-е годы, когда рухнула страна и в этой нищете самые инициативные люди выдвинулись вперед и резко разбогатели, в шоу-бизнесе доминировала та же тенденция. Люди из шоу-бизнеса хотели быстро и легко заработать деньги. Легче всего это было сделать в поп-музыке, где был стремительный оборот денег. И для этого не нужны были большие вложения или капитальные планы на будущее.

Хорошо, а почему западные продюсеры не заинтересовались никем из российских звезд?

Попытки были. Несколько западных лейблов открыли в России свои филиалы. Небескорыстно, конечно, но они учили нас, как правильно строить музыкальную индустрию. Ярким тому примером является компания Universal, которую возглавлял в ту пору Дэвид Джанк. Он реально любил русскую культуру и очень хотел вывести русских артистов на западный рынок. Это ему удалось однажды с группой «Тату». До сих пор на Западе после Чайковского, Рахманинова и Прокофьева вспоминают следующее имя — «Тату». Я это проверял неоднократно. А вот у Дельфина, которого они очень хотели продвинуть на Запад, уже не получилось ничего. Нашли ему прекрасную партнершу-вокалистку, сделали видеоклип, альбом записали. И — ничего!

Дэвид Джанк обломался и уехал из России, потому что здесь в тот момент никому не нужна была долгосрочная интеграция в западный бизнес, никто не знал, как это делается, и знать не хотел. Все хотели только быстрых денег. В результате мы не сумели построить прочную основу для того, чтобы инкорпорировать нашу страну в европейский и американский шоу-бизнес. Был шанс, но просрали!

Была еще одна серьезная попытка, которую ты не упомянул, — «Парк Горького».

Да, одна из самых успешных и кратковременных попыток. Опять-таки — за счет чего это произошло? За счет того, что Стас Намин со своими западными партнерами постарался все сделать правильно. Стас — подвижник. Он узнает, что движет миром, и старается, чтобы наша страна не отставала от этого движения. Но группа сама себя разрушила, они распались и разрушили все изнутри.

Потому что оказались мудаками.

Хорошо, что это ты сказал, а не я. Это так.

«Чё это за херня творится, я вас спрашиваю?»

В последнее время властями было предпринято несколько довольно вялых попыток отменить какие-то концерты, запретить какие-то выступления. В основном это было связано с новой музыкальной волной — русским хип-хопом. Скажи, насколько они вообще могут быть опасны для системы?

Я думаю, что власть всегда боится непонятного. Они вообще не врубаются, что происходит в молодежной культуре, они не понимают, что происходит в интернете, и это их пугает. Есть ли какой-то принцип в этих случившихся в 2018 году странных отменах концертов? Нет, мне кажется, никакого. Правильно ли они выбирают объекты? Неправильно. Разбираются ли в том, какие артисты сильно воздействуют на аудиторию и могут быть опасны? Не разбираются. Мне кажется, что вся причина — в чудовищной вертикали власти, где, как в армии, приказы не обсуждаются. На любом уровне этой вертикали возможность думать и что-то решать сведена к минимуму.

И как это в результате происходит на практике? Кто принимает решения?

Я представляю это так: какого-нибудь высокопоставленного силовика могла разбудить дочь, ввалившаяся в дом в невменяемом состоянии часам к пяти утра и упавшая в кровать без чувств. Пока доченька спала, он взял ее телефон и прошерстил плейлист: что она там слушает и что это ее до такого состояния доводит? И вот он видит первые пять наименований — какие-нибудь Хаски, ICE3PEAK, GONE.Fludd, ЭлДжей, Noize MC… Вот такие странные, непонятные, незнакомые имена. Он перепишет их, придет утром на работу, соберет своих подчиненных и рявкнет: «Чё это за херня творится, я вас спрашиваю? Давайте, предпринимайте меры!» А дальше его соколы разбегутся предупреждать площадки, запрещать концерты, винтить и брать показания…

Другое дело, что музыка больше не имеет такого мощного объединяющего эффекта. И это печально. Во многом это объективная ситуация, поскольку существование единого сетевого пространства привело к тому, что больших звезд больше нет. Но так происходит теперь во всем мире. Я думаю, что масштабных революционных потрясений от музыки можно больше не ждать.

Нужно объяснить детям, что поющий дядя — педофил

Хочу тебя вот о чем спросить. Недавно на «Дожде» и у себя в Facebook ты очень активно и эмоционально обсуждал фильм «Leaving Neverland» о Майкле Джексоне, в котором приведены неоспоримые доказательства того, что артист был извращенцем и педофилом. Насколько, на твой взгляд, творчество должно отвечать за человека? К примеру, Кнут Гамсун был коллаборационистом и поддерживал фашистский режим. Он был наказан за это как человек, но должно ли это влиять на наше отношение к его книгам? Я читал твои посты по поводу Роджера Уотерса, выразившего поддержку Палестине. Мы с тобой говорили о Летове и обществе «Память». У СССР тоже была своя система ценностей, в которой Платонов, Гумилев, Мандельштам — целый пласт творчества — были запрещены, потому что это не соответствовало советской идеологии. Но системы ценностей меняются, так же как меняются и нормы морали, а произведения остаются. Лермонтов был неприятным человеком, но это же не мешает нам восхищаться его поэзией. Надо ли убирать из эфира Летова? И хорошо ли рассказывать детям: «Дети, вы слушаете Майкла Джексона, но на самом деле он был извращенцем, педофилом и обижал маленьких детей». Я знаю, что вопрос сложный и на него нет единого ответа, но хочу услышать твою позицию.

Я думаю, что надо вернуться к изначальному вопросу, насколько отношение к человеку, к личности, следует переносить на его творчество. Я думаю, каждый выбирает для себя сам. Это невозможно никоим образом предсказать и не нужно этим манипулировать. Я убежден, что гений и злодейство — вещи не только сочетаемые, но и часто встречающиеся. К сожалению, внутренние пороки, противоречия и соблазны, которые раздирают талантливых людей, во многом являются источником их творчества.

Источник

Русский рок: Пациент скорее жив?

Последние годы Советского Союза и последовавшие за ними 90-е в России стали временем расцвета того жанра, который получил название «русский рок». «Аквариум», «Чиж», «Чайф», «ДДТ», «Крематорий», «Пикник», «Алиса» из подпольных лидеров в тот период превратились во всеобщих кумиров, а пришедшие за ними группы занялись покорением ТВ и стадионов.

почему русский рок такой отвратительный. Смотреть фото почему русский рок такой отвратительный. Смотреть картинку почему русский рок такой отвратительный. Картинка про почему русский рок такой отвратительный. Фото почему русский рок такой отвратительный

«Сплин», «Земфира», «Би-2», «Король и шут», «Тараканы», «Наив», «Найк Борзов», «Кукрыниксы», «Ленинград», «Калинов мост», «Мельница», «Lumen» — далеко неполный список появившихся в те годы музыкальных коллективов. В чартах MTV, Муз-ТВ, VH1 и других каналов крутились десятки клипов, вечерами шли авторские программы с концертами того или иного перспективного музыканта, а модное в те годы «Наше радио» каждую пятницу радовало фанатов новыми именами в топе.

Но 90-е годы и начало нулевых отгремели, а последнее десятилетие так и не принесло значительного числа новых всенародно известных имен. MTV ушел из России, музыкальную нишу в телевизионном эфире целиком заполнила попса и музыкальные развлекательные шоу, а на радио, за исключением нескольких ночных программ, по-прежнему играют старые хиты. Чтобы выяснить, что с русским роком происходит сейчас, я решила спросить мнение как известных в этом бизнесе людей, так и начинающих музыкантов.

Музыкальный продюсер и рэпер, лидер группы Bad Balance Владислав Валов (Мастер Шеff), занимавшийся в свое время раскруткой таких групп как Михей, Децл, Елка, «Легальный Бизнес», «Белый Шоколад» и других, считает, что русский рок в последнее время попросту стал неинтересен.

«Рок-музыка в России сильно опопсела за последние 15 лет. Сегодня молодежь перестает верить в русский рок, ориентируется на Запад и скорее гонится за модными примочками, чем за корнями». «Рок, как бы сказать, на поводке у СМИ стал, — продолжает Валов. — Возьмем одно из самых известных рок-радио «Максимум» — они предпочитают ставить старые рок-хиты или новый поп-рок-хит-отстой. Об этом говорят не только слушатели со стажем, но и даже действующие ди-джеи радио. А почему? Новый редактор старой формации этой радиостанции не видит свежего рока в стране, не наблюдает волны. Все переросло в междусобойчик. Это серьезный показатель того, как развивается современный рок в России — он стал сильно причесанным», — говорит Владислав Валов.

Причину такого явления Мастер Шеff видит в отсутствии возможностей для раскрутки молодых музыкантов. Сейчас в России почти нет специализированных музыкальных каналов, и подобная музыка может распространяться только через интернет. «Раньше питерский рок-клуб имел голос на всю страну, слоганы из песен становились крылатыми», — приводит пример продюсер.

Валов пояснил, как в настоящее время происходит раскрутка музыкантов: «Современный продюсер должен чувствовать рынок и знать варианты раскрутки артиста. Артист со своим готовым профессиональным материалом и стилем, как правило, идет к техническому продюсеру, у которого есть рычаги раскрутки. Такой продюсер может работать на каком-либо канале и иметь возможность раскручивать артиста, а далее по бартеру договариваться с другими СМИ».

Но такой продюсер не имеет ничего общего с творческим музыкальным продюсером, являясь скорее его конкурентом. «Творческий же продюсер ищет таланты и создает стиль, музыкальный дизайн и все что с этим связано. Он растит новую звезду, руководствуясь своим опытом и талантом музыканта, а дальше все решает материал, время или деньги. В шоу-бизнесе давно идет война технических и творческих продюсеров, в свою очередь певцы-музыканты сами выбирают свой путь. Лично я склоняюсь создавать стиль и продукт, тесно общаясь в творческом плане с артистом», — говорит Валов.

В качестве удачного примера раскрутки такого проекта можно назвать рэпера Noize MC (Иван Алексеев), который частенько делает композиции в альтернативно-роковой манере. В свое время с ним заключила контракт известнейшая продюсерская компания Universal, которая занималась изданием дисков мировых звезд первой величины. Причиной разрыва контракта с Noize MC, по словам Мастера Шеff, стало как раз отсутствие ниши на российской шоу-сцене. «Два года позанималась им и расторгла контракт, так как узнала, что СМИ, поддерживающих такой стиль музыки, в России почти нет. Но артисту разрыв контракта пошел только на пользу, он удачно раскрутился в интернете и стал знаковой фигурой в современной альтернативной музыке», — поясняет Валов.

По его словам, сейчас музыкальная индустрия в России терпит сложные времена: артисты и лейблы несут убытки из-за пиратства, диски не продаются, а для единственного источника прибыли — концертов — музыканту необходима популярность. В итоге получается замкнутый круг, к которому не понятно с какой стороны подступиться. «Все исполнители и лейблы молятся на iTunes, но этот ресурс реально делает первые шаги в России. Поэтому техническому продюсеру за заведомо «пушистый» материал нужно платить или танцевать перед СМИ. Все остальное остается в интернете, и так появляются новые интернет-герои», — говорит продюсер.

Лидер молодой московской группы «Выдра» Константин Маркович (Даин) согласен с тем, что сейчас идти на телевидение начинающему музыканту смысла нет, и даже радио не всегда дает отдачу в плане возросшей популярности. «На программу Семена Чайки «Живые» (выходила на радио «Маяк» и «Наше радио» — ред.), которая один из наиболее ярких примеров, куда выпускают молодых музыкантов, ходило достаточное количество моих знакомых. И когда к каждому из них я подходил и интересовался: «Ну, как, проснулись знаменитыми?», мне отвечали: «Ты знаешь, здорово, очень интересно, два часа на всю страну, море комментов, восторгов, все дела. А непосредственно в группу (на страничку музыкантов в социальных сетях — ред.), ну плюс 10 человек, 20 человек». То есть это не дает цепного эффекта, к сожалению», — рассказывает он.

Константин Маркович тоже признает, что пиратство в России сводит на нет все попытки заработать на отечественной музыке, однако считает такое явление неизбежным, а попытки борьбы с нелегальным контентом бессмысленными для самих групп: «Не вижу в этом смысла ровно потому, что при подобном подходе заработает, как мне кажется, не музыканты, а сервис. Отчисления таковы, что из ста рублей автор получит то ли 50 рублей, то ли 30. То есть в принципе, если уж так хочется быть честным, то проще кинуть автору на Яндекс или какой-нибудь другой кошелек рублей 200».

В целом музыкант считает, что в настоящий момент интернет, помогая раскрутиться начинающим группам, одновременно и вредит им. «С одной стороны, это фактически бесплатная возможность донести свою музыку до слушателя. С другой, при таком количестве желающих донести свою музыку, редкий слушатель будет прилагать усилия, чтобы перекапывать все эти завалы информации, чтобы что-то новое для себя выискивать», — говорит Маркович.

Количество событий в мегаполисах настолько выросло, что публике становится сложно что-то выбрать. «В любом большом городе очень много всего происходит, и это большая беда. Потому что вот мы сейчас сидим, общаемся, а в радиусе 2-3 км от нас, скорее всего, происходит значительно больше десятка интересных событий, на которых бы хотелось побывать», — поясняет Константин. По его мнению, доступность и обилие информации сделало современных людей ленивыми, вспоминая, как в студенческие годы ради того, чтобы послушать интересного музыканта, он готов был ехать в любой сомнительный клуб на краю города.

Основной проблемой современного русского рока Константин Маркович считает отсутствие «вкусного текста». С самого начала своего появления русский рок, в отличие от западного, создавался, опираясь именно на текст, а не на музыкальную составляющую, и не в последнюю очередь именно за счет текста получил такую популярность в смутные перестроечные и 90-е годы. «У подавляющего большинства тех, кто играет схожую музыку, по крайней мере, моего возраста и старше, источники примерно одни и те же, — говорит Даин. — То есть все начинали с дяди Юры-музыканта, с Бориса Борисовича, Цоя — из наших. Конец 90-х-начало нулевых — это время, когда у нас все дико перлись по гранжу и начали появляться российские последователи. Кто-то не назовет это причастным к русскому року, но я бы назвал. Потому что мы, люди не сильно разбирающиеся в этих тонкостях, воспринимали это в целом. То есть я не вижу, почему группа «Кирпичи» не является представителями того самого русского рока, например. Получается, что форма по большому счету роли не играет, потому что-то, что по классике считается русским роком, это фактически стихи под музыку».

Даин считает, что эта разница в традициях для слушателя во многом решающая: «В какой-то момент жизни я пошел заниматься английским языком и внезапно начал понимать, о чем поют мои любимые коллективы — лучше бы я этого не делал! И у нас появляется то же самое — примерно та же беда. Я регулярно натыкаюсь на какие-то совсем молодые коллективы, у которых очень прикольная задорная музыка, но вот тексты — «палка-селедка»! Кому-то это понравится, то есть наверняка у подобной музыки есть свои любители, но, на мой взгляд, хороший вкусный текст быть должен, потому что без него все плохо». С другой стороны, более молодое поколение, люди, выросшие в обилии западной музыки, которая в 90-х также переживала взлет, привыкло совсем к другому: классика русского рока кажется им вторичной, поскольку — увы, первые русские рокеры действительно частенько страдали компиляцией чужих музыкальных тем.

Впрочем, бунтарская сторона рока, который в СССР выполнял роль одного из локомотивов всех несогласных, по-прежнему на коне среди молодежи. Примером может послужить, например, группа Louna с солисткой Лусине «Лу» Геворкян, которая возникла всего лишь в 2008 году, однако уже уверенно собирает многочисленные толпы поклонников на жесткие гитарные риффы и песни про свободу и войну против системы. Вот и Ляпис Трубецкой (пусть и белорус, но поющий на русском языке), который выступает с 1990-го года, с конца 2000-х бодрит своих фанатов такими весьма хулиганскими композициями, как «Манифест», «Капитал», «Болт» и другие.

Получается, что современному русскоязычному року не хватает двух вещей — актуального, интересного нынешней публике текста и раскрутки в СМИ. Успешность Noize MC и Louna подтверждает эту теорию, да и те из «старичков» русского рока, что регулярно радуют нас новыми альбомами и по-прежнему собирают стадионы, тоже сохраняют приверженность слову. Открывшиеся границы добавили конкуренции, позволив выбирать, как пел Егор Летов, с кем «всегда быть против» — с той же хрипящей по старинке «Гражданской обороной», Лусине, казахской «Адаптацией» или, к примеру, с Куртом Кобейном и Питом Доэрти.

Вдумчивая, «психологическая» музыка этого стиля особо и не рвется на ТВ, оккупировав клубы и социальные сети и заняв место в плеерах интеллигенции и меломанов. А вот «танцевальный» рок, который идет по стопам того же «Секрета», проигрывает Западу как по качеству, так и по эфирному времени, изредка совершая прорывы саунтреками к отечественным фильмам и сериалам. И в итоге, как когда-то в советскую эпоху, основным двигателем популяризации новой музыки в России остаются фестивали, где, приехавшие на выступления каких-то определенных исполнителей, люди могут заметить и другие группы.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *