почему рэперы такие богатые
«Деньги, кэш, бабки»: почему рэперам так важно демонстрировать, что они богаты
Любопытный факт: шесть лет назад, вдохновившись цитатой из нового на тот момент альбома Джей-Зи Magna Carta… Holy Grail (The truth in my verses versus your metaphors about what your net worth is — в переводе «Истина в моих рифмах, а не в ваших фантазиях о том, сколько вы потратили», Esquire), журналистка Эллисон МакКэнн, специализирующаяся на инфографике для Bloomberg Businessweek, наглядно показала, как соотносятся между собой реальные накопления рэп-исполнителей с тем богатством, которое музыканты приписывают себе в песнях. Девушке в итоге досталось за неточность в определении тех самых накоплений: где-то за отправную точку бралась оценочная стоимость (то, что еще называют net worth), где-то — доход за конкретный год, причем в некоторых случаях даже не за последний. Может быть, из-за отсутствия унификации и неряшливого подхода к факт-чекингу материал в итоге и сняли с сайта — по крайней мере, сейчас его там уже не найти. Тем не менее МакКэнн едва ли сильно оплошала в самой сути своего небольшого исследования: редкий рэпер не пытается хвастнуть нажитым и приукрасить все в процессе — а то слушатели, чего доброго, еще решат, что он недостаточно богат, а значит, недостаточно крут и успешен.
Да-да, первое и, наверное, самое очевидное объяснение для царящего в хип-хопе культа денег — их непосредственная корреляция с успехом и, что даже важнее, властью. Не секрет, что большинство рэперов — выходцы из рабочего класса; а сам музыкальный жанр, родившийся (по крайней мере, в знакомом нам виде) в 1970-е годы в неблагополучном тогда Бронксе, — безусловное достояние темнокожего населения Штатов, которое долго находилось на социальных и финансовых задворках.
Отношение этой прослойки к деньгам как нельзя лучше описывает одна из самых тиражируемых (встречается в двух сотнях песен!) строчек в истории рэпа, принадлежащая Wu-Tang Clan: Cash rules everything around me (контекстный перевод: «Моим миром правят деньги». — Esquire).
Это не выражение обожания купюрам и не какая-то пафосная бравада — просто констатация факта: группа разъясняет, что без денег тебя в этой жизни не ждет ничего хорошего, за ними — сила. А раз так, лучше уж быть богатым, нежели бедным, верно? Приравненные к успеху и власти деньги, помимо прочего, хорошо вписываются в нарратив, который «продают» своим слушателям рэперы как новую американскую мечту (все еще очень привлекательный паттерн для аудитории). Поднимаясь с самых низов, зачастую имея ранние приводы в полицию, сложную семейную историю, неоконченное школьное образование и минимум реальных перспектив, хип-хоп-исполнители в итоге оказываются на самой верхушке «пищевой цепи», на что и должны указать мыслимые и немыслимые богатства. Rap critics that say he’s Money, Cash, Hoes. I’m from the hood, stupid! What type of facts are those? (контекстный перевод: «Критикующие рэп говорят про меня: «Он только про деньги, наличные, бабки». Я из гетто, придурки! Что еще вы хотите знать?» — Esquire), — иронизировал все тот же Джей-Зи в 99 Problems, недвусмысленно намекая, триумф какого «качества» ценится в гетто.
При этом рэп — гипермаскулинный по своему происхождению жанр, где женщин сперва не было в принципе; да и сегодня, в наш, казалось бы, активно противоборствующий гендерным стереотипам век, успешные рэп-исполнительницы скорее исключение, редкость. За последние годы до мировой славы доработались разве что Карди Би, Ники Минаж и Игги Азалия (и то, последнюю с завидной регулярностью обвиняют в том, что она «ненастоящая» рэперша и берет аудиторию не творчеством, а эффектной внешностью и ловким тверком). И даже им приходится принимать уже существующую систему ценностей, навязанную как раз мачизмом: «лэмбо» и «рари», работающие «декором» горячие красотки, хронометр по цене новенького авто на запястье — проще говоря, все то, что позволит выглядеть «победителем по жизни».
К слову, о «голде». Существует одна весьма любопытная теория, поясняющая, почему рэперы так прикипели к золотым цепям и дорогим мехам. Она касается криминальной подноготной хип-хопа, которую даже нет смысла отрицать: торговля наркотиками, разборки, убийства, иногда и проституция — всего этого в истории жанра хватало с лихвой, особенно во времена, когда рэп-культура была маргинальной. Заморозить счета (хотя таких у средней руки преступников чаще всего и не было; и банки, и сами преступники проявляли осторожность), забрать машину, конфисковать дом — на все это у полиции было и есть право. Даже большую сумму денег — и ту могут отнять. А вот голду и шубу, сколько бы они ни стоили, не тронут — при условии, конечно, что в момент ареста они на тебе. Отсюда и желание надеть на себя побольше всего ценного: так хотя бы останется при тебе в момент ареста. В конце концов, цепь можно будет заложить — и выручить деньги на залог. Не то чтобы все современные рэперы, носящие украшения, непременно нарываются на арест, но «клише» оказалось такой силы, что в итоге превратилось в традицию. А то и вовсе в напоминание, с чего все, собственно, начиналось, — такие вещи действительно полезно не забывать.
«Водопад денег не остановился»: как Тимати, Моргенштерн и другие рэперы зарабатывают без концертов
До кризиса доходы артистов от концертов, релизов альбомов, монетизации в Youtube и, конечно, от рекламы стремительно росли. Во время пандемии рэп-звездам стало гораздо сложнее вести свой бизнес — приходится придумывать новые способы заработка и удержания аудитории. Как они справляются с этими вызовами и удастся ли рэп-сцене сохранить свои лидирующие позиции в шоу-индустрии?
Тимати, рэпер, сооснователь лейбла Black Star
Мне стремно кричать о своем успехе. Но попасть в Forbes не хочет только человек, который много зарабатывает и не желает отсвечиваться. Какой музыкант не мечтает возглавить [список] Forbes? Я хочу этого меньше, чем хотел 1-2 года назад.
Моргенштерн, рэпер
В связи с кризисом ситуация сейчас действительно сложная. Денег нет, все очень плохо — у всех, кроме меня. Мой водопад денег не остановился. Реклама в stories в моем Instagram стоит в районе 500 000 рублей. Пост в виде фотографии — от 800 000. Пост с видео — от миллиона рублей. Я хочу на обложку Forbes чисто для галочки.
Эмин Агаларов, владелец лейбла «Жара», музыкант, первый вице-президент группы компаний Crocus Group
Доходы в кризис у всех артистов скатились на нет, поскольку гастролей сейчас быть не может. Артистов лейбла «Жара» мы отправили в студию записывать альбом. Наши топовые ребята, такие как HammAli&Navai, Bahh Tee, Джони за время пандемии смогут полноценно записать большие альбомы. Я сам записываю какие-то акустические версии, онлайн-концерты и эфиры у себя дома.
Павел Курьянов (Пашу), генеральный директор Black Star
Мы упали на 90% (финансовые показатели холдинга упали на 85-90%. — Forbes), поскольку большую долю нашего бизнеса занимает ретейл. У нас остался только доход от стриминга. На онлайн-концертах точно нельзя зарабатывать, потому что их даже два раза в месяц смотреть никто не будет. Скандал с дизлайками видео сказался на финансовых показателях нашей компании (за день до выборов в Мосгордуму, прошедших 8 сентября 2019 года, Тимати и Гуф выпустили клип на трек «Москва». В тексте композиции упоминался Сергей Собянин, из-за чего аудитория заподозрила рэперов в скрытой агитации. В течение двух суток ролик набрал свыше миллиона дислайков, что стало антирекордом для российского YouTube. В результате Тимати удалил видео. — Forbes). Наш бренд сильно зависит от маленьких и больших ошибок медийных личностей.
OG Buda, рэпер
Убытки в пандемию я понес, но не жалуюсь. Концерты мы не отменили, а перенесли. Один концерт в регионе мне приносит 250 000-300 000 рублей. В Москве же один концерт может принести 1,5-2 млн рублей. В общем объеме доходов 35% составляют заработки от концертной деятельности, 35% — дистрибуция, 30% — все остальное. Но один из самых прослушиваемых треков «Бандит» я записал на своей кухне.
SQWOZ BAB, рэпер
Если бы у меня одного отменились концерты, я бы очень обиделся. Но я не один. Первый альбом я записал дома, сидя за столом. Микрофон купил на Avito за 5000 рублей. Но сегодня творчество уже может меня содержать. Совсем недавно я вышел в плюс. Рэп — это дорого, но можно развиваться совершенно без денег, как я это делал раньше.
Big Russian Boss, рэпер
У меня достаточно источников дохода, чтобы не особо напрягаться в рэпе, я делаю это в свое удовольствие. Я думаю, в середине — конце этого года индустрия будет перенасыщена релизами и концертами. Это хорошо для потребителя, но не очень хорошо для артистов. Если новый альбом теряется в множестве релизов, у слушателя рассеивается внимание. Артисты будут вынуждены вкладываться в промокампании, чтобы донести свою музыку до слушателя.
Получи свое персональное предсказание!
Иногда истинное призвание приносит больше дохода, чем ожидалось! Занимаясь музыкой и радуя поклонников новыми треками, знаменитые рэперы не забывают о других сферах и сколачивают настоящее состояние. Мы решили поучиться у лучших и узнать, как им это удается.
10. ТИМАТИ
В этом году за пару недель до своего 37-летия Тимати решил покинуть Black Star и начать новую жизнь. Решение было принято им совместно с его партнером по бизнесу Пашу, с которым они работали больше 20-ти лет, перевернули музыкальный рынок и создали успешную империю. На открытие бургерной Тимати в Лос-Анджелесе был даже Джастин Бибер с женой Хайли.
Следующей неожиданностью стала новость о расставания рэпера с Анастасией Решетовой – девушка опубликовала пост на эту тему в своем Инстаграм. Недавно у молодых людей родился сын Ратмир, и они казались по-настоящему счастливой парой, но Анастасия четко дала понять, что больше они не муж и жена. Сразу после разрыва Тимати приобрел элитные апартаменты по соседству с Ольгой Бузовой – стоимость его покупки оценивается приблизительно в 120 миллионов рублей. В этом нет ничего странного, ведь после своего ухода из Black Star, знаменитый рэпер сохранил долю в проектах, которых совсем немало. Магазины одежды, салон красоты, тату-салон, картинг, автомойка, барбершоп и сеть ресторанов – из этого списка только одна бургерная приносила лейблу около 45 миллионов в месяц. Недавно совместно со своим братом Тимати открыл еще одно заведение, по словам звезды, ресторанного уровня. Думает рэпер и о творчестве, записывая совместный трек со скандальным Моргенштерном – за неделю их видео набрало более 20 миллионов просмотров. Бизнес-идеи у Тимати тоже есть, ведь с детства он стремился к большему.
9. НИКИ МИНАЖ
Беременное фото Ники Минаж взорвало интернет – многие фанаты певицы не поняли, почему она решила родить ребенка от парня, который отсидел в тюрьме за убийство и попытку изнасилования несовершеннолетней. Но и в личной жизни, и в творческой Ники давно не интересует чужое мнение. Певица убеждена, что преуспела в бизнесе, где доминируют мужчины, только потому что готова делать больше и идти напролом. В прошлом году одна из самых богатых рэперша вдруг объявила о завершении своей карьеры, но вскоре передумала и выпустила новый трек Yikes. На продаже музыкальных альбомов и туров по всему миру Ники заработала 100 миллионов долларов. Также у рэперши заключены контракты с крупными брендами, поэтому за съемки в бьюти-журналах Ники тоже получает внушительные гонорары.
8. КАРДИ БИ
7. ЭЛДЖЕЙ
Новый клип Элджея не сильно понравился фанатам – за первые пять дней всего два миллиона просмотров. Возможно, поклонники артиста не поняли его нового стиля и почему в своем видео он вдруг появился без линз и в стильном костюме. В треке Lamborghini рэпер поет, что тачек у него на каждый день, – это похоже на правду, ведь уже два года назад Элджей зарабатывал достаточно. Кроме концертов, он пополняет бюджет с помощью рекламы, озвучки мультфильмов, запуска собственной линии одежды. Приличный доход приносит рэперу и Youtube – только на одном клипе можно заработать около 7 миллионов рублей.
6. БАСТА
Музыка – не единственный источник дохода Басты. Он и продюсер, и актер, и режиссер, и, конечно, бизнесмен. По версии одного популярного журнала, в 2017 году Василий Вакуленко даже стал «Человеком года». Примерно 15 лет назад Баста основал творческое объединение «Газгольдер», в который входит не только музыкальный лейбл, но и клубы, рестораны, бары, магазины. Благодаря большому количеству источников дохода, прибыль компании за прошлый год составила около 300 миллионов рублей. Кроме того, сам Баста стал амбассадором солидного банка и рекламным лицом крупной компании по производству шампуней. Но и этого Василию показалось мало, поэтому в прошлом году он приобрел свой футбольный клуб. Странно, что до первой строчки в списке Forbes музыкант еще не дотягивает.
5. ДРЕЙК
Дрейк поставил себе цель заработать 25 миллионов долларов к 25-летию. У него это получилось, поэтому сейчас в свои 34 рэпер может позволить многое: раздавать деньги случайным прохожим или выйти в свет в образе за миллион долларов. Самым успешным для Дрейка стал 2016-й год. Но не из-за романа с Рианной, а потому что рэпер выпустил альбом Views, который стал самым быстропродаваемым за всю его карьеру и держался на первой строчке рейтинга Billboard одиннадцать недель подряд. Просмотры клипа на его песню Hotline Bling перевалили за миллиард, а концертный тур Дрейка с рэпером Future стал самым прибыльным за всю историю хип-хопа – артисты заработали 85 миллионов долларов. Но популярностью Дрейк обязан не только музыке, а также стриминговым платформам. Он стал самым прослушиваемым за последнее десятилетие артистом на Spotify – треки рэпера проигрывались более 28 миллиардов раз. Дрейк настолько богат, что в его доме в Торонто, стоимостью 100 миллионов долларов, есть матрас за 400 тысяч и, по слухам, в эту цену входят даже услуги по его регулярному переворачиванию. Только вот спит на нем Дрейк один – сердце рэпера до сих пор свободно.
4. ПИ ДИДДИ
Карьера Шона Комбса, больше известного как Пи Дидди, началась после того, как он покинул звукозаписывающую компанию, в которой стажировался, и организовал собственный лейбл. В 1993 году он выпускал альбомы, продюсировал молодых исполнителей и почти каждый год получал статуэтки «Грэмми». Фильм, над которым он работал, был даже удостоен «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм». Пи Дидди не только успешный рэпер, но и преуспевающий бизнесмен. Артиста прозвали «Гэтсби рэпа» за то, что любая его работа приносит доход.
Во всем певец руководствуется принципом: хочешь выиграть – играй по-крупному. Однажды Комбс придумал мультимедийный телепроект, чтобы вернуть музыкальному вещанию былую популярность. Никто не ожидал, что контент из тематических программ, чартов и клипов может заинтересовать избалованных меломанов. Но идею рэпера ждал успех, а его большая прибыль, почет и уважение. Кроме того, свой доход Комбс получает с продаж именной линии одежды и рекламных контрактов. Сегодня состояние Пи Дидди оценивается примерно в 885 миллионов долларов.
3. МОРГЕНШТЕРН
Поймав волну популярности и начав получать баснословные гонорары от рекламы, Моргенштерн решил срочно вкладываться в бизнес. Скандальный рэпер выпустил свою линию одежды, после чего записался и в рестораторы. Подрабатывать Алишер начал с 16 лет – он был курьером, мыл машины и даже пел в переходах родного города – Уфы. А после стал блогером и за первый год сразу заработал около 15 миллионов рублей. Прославившись в сети, молодой человек назвался Моргенштерном и отправился покорять шоу-бизнес. В первом своем концертном туре рэпер заработал 2,5 миллиона рублей. Но сегодня доходы музыканта значительно выросли. Иногда кажется, что он тратит деньги на все подряд, например, на дорогие ювелирные украшения: цепь с зайчиком Playboy на его шее оценивается в 3 миллиона рублей, а часы Rolex – примерно в 2 миллиона. Доход Моргенштерн получает и за прослушивание треков на различных музыкальных площадках, за рекламу в Youtube и Инстаграм. Не стоит забывать о его участии в корпоративах и концертах. Алишер утверждает, что ему часто достаются легкие деньги – только за интервью он может получить от 5 миллионов рублей и больше.
2. ДЖЕЙ ЗИ
Деловой хватке Джей Зи можно позавидовать – рэперу принадлежит музыкальный лейбл, спортивные бары по всей стране, ночные клубы, авторская линия сигар. Также музыкант инвестирует в производство элитного алкоголя и занимается спортивным менеджментом. Но в планах хип-хоп-магната еще и открытие сети ресторанов быстрого питания. Неплохо для парня, выросшего в бедном районе Бруклина. Джей Зи верит, что все в мире рождаются с талантом гениального уровня, нужно лишь приложить себя ко всему, в чем ты гениален. Рэпер удачно инвестирует в стартапы, зарабатывает на стриминге и вкладывает в искусство и недвижимость. Тратить деньги он тоже умеет – ему принадлежит один из островов Багамского архипелага, который стоит около 4-х миллионов долларов. И, конечно, Джей Зи балует свою супругу Бейонсе, удивляя ее то кольцом за 5 миллионов, то коллекцией винтажных сумок Birkin.
1.КАНЬЕ УЭСТ
Канье Уэст уверяет, что не дружит с цифрами, но точно скромничает. Не так давно он долго долго выяснял отношения с журналом Forbes, уверяя, что именно он самый богатый рэпер, после чего его состояние было пересчитано и слова певца подтверждены. Только вот Уэст утверждал, что у него 3 миллиарда долларов, в то время как издание насчитало 1,3 миллиарда, но, в любом случае, немало. Уэст – не только певец, но и модельер. Кроме продаж одежды, большую прибыль рэперу приносит коллекция обуви, которую он создал совместно с Nike в 2009 году, а позже передал Adidas. С успехами Канье в музыке и в моде все ясно, а вот его политическая карьера закончилась, не успев начаться. Рэпер всерьез думал баллотироваться в президенты США и даже провел несколько встреч с избирателями. Но что-то пошло не так, и Ким Кардашьян не удастся стать первой леди Америки.
На чем зарабатывают молодые рэперы? Галат, Redo и Букер рассказывают про работу юристом, дизайнером и учебу на философском факультете
В последние годы российская рэп-сцена переживает подъем — растет популярность баттлов, появляются новые звезды вроде Скриптонита и Pharaoh, очередную волну успеха переживает лейбл «Газгольдер». Однако нам все еще далеко до американской индустрии, сфокусированной на культе потребления и дорогих машинах, и рэп-артистов, которые по праву считаются одними из самых богатых людей в США. Но на тех же баттлах российские рэперы продолжают обвинять оппонентов в бедности, а в песнях часто фокусируют внимание на своем образе жизни, то говоря, что одеты «как бомжи», то повествуя о небывалом росте достатка и покупке брендовых вещей.
The Village поговорил с тремя молодыми артистами — Галатом, Букером Д. Фредом и Redo, которые лишь недавно отказались от скучных работ в пользу творческих заработков, и узнал, сколько можно заработать на баттлах и почему в рэп-индустрию не стоит приходить за деньгами.
Галат (Владимир)
Я занимаюсь музыкой профессионально где-то три или четыре года, а начинал с уличных баттлов, которые впоследствии достигли каких-то нереальных масштабов.
В них погрязла вся Россия, даже по телевизору об этом рассказывают. Ну а я из тех, кто просто собирался с пацанами на улице в Питере и продвигался по этой линии.
В ноябре выпущу первый полноценный альбом, а до этого в основном кидался непрофессиональными релизами и опять же баттлил.
Я отучился в колледже на юриста по специальности «Правоорганизация социального обеспечения». Потом поступил в университет на заочку, сейчас на последнем курсе. Скорее всего, буду получать диплом, хотя были, конечно, мысли бросить все и посвятить себя только музыке.
Первая моя работа случилась лет в 17 на должности офис-менеджера в юридической конторе. В основном сидел на звонках и помогал вести дела. С этой работой у меня не особо задалось, потому что они считали меня штатным юристом, хотя я только окончил колледж. Мне поручили проверять документы перед судом, ну и я, естественно, напортачил. В итоге контора попала на деньги, а меня выгнали. Самое смешное, что я им прямо говорил, что недостаточно квалифицирован. Короче, сами виноваты.
Потом работал во всяких call-центрах на холодных звонках, занимался распространением товаров. Договаривался по поводу доставки замороженных котлет в супермаркеты и все в таком духе. Был помощником печатника, а потом и печатником — наносил принты на футболки, но это продлилось не дольше месяца.
Больше всего денег мне приносит гострайтинг — расценки небольшие, но заказов действительно много
Ну и наконец, было место, где я задержался дольше всего: это компания, выдающая разрешения на строительство. Ее открыл товарищ, который позвал меня на должность менеджера по привлечению клиентов, и я неплохо поднялся: в месяц получалось больше 100 тысяч. Ушел оттуда, потому что лег в больницу и решил полностью посвятить себя музыке. Как раз появились клиенты на гострайтинг (написание текстов на заказ. — Прим. ред.), да и за баттлы стали платить. Конечно, деньги получают не все участники баттлов, но если артист известный, платят ему неплохо. Баттлил я по-разному — как платно, так и бесплатно. В любом случае это не заоблачные деньги и не основной источник дохода.
Больше всего денег мне приносит гострайтинг — расценки небольшие, но заказов действительно много. В основном пишут начинающие рэперы, а тексты заказывают как для песен, так и для баттлов. Еще я продаю свои треки на iTunes — это приносит кое-что, но меньше, чем тот же гострайтинг. Продажа мерча более выгодна. Мы стараемся делать футболки небольшими партиями, чтобы разлетались сразу.
После того как я стал зарабатывать только рэпом, с деньгами стало получше, но это нестабильный доход. Бывает совсем хорошо, а иногда приходится побомжевать недельку. Но в основном не жалуюсь.
Неплохие деньги приносят концерты. После выхода альбома у меня будет тур по всей России — наверное, достаточно прибыльный. Я никогда не хотел работать юристом, просто был вынужден. Творчеством зарабатывать гораздо приятнее.
Между американской и российской рэп-индустриями огромная разница в деньгах. Там можно заработать на всю жизнь одним треком или срубать деньги с просмотров на YouTube. У нас эти перечисления гораздо меньше. Гострайтинг, мерч, концерты — это то, на чем зарабатывают рэперы в России.
Мне не близок хайп вокруг денег в текстах. Нравится читать о том, что действительно трогает за душу, как бы сопливо это ни звучало. Но многие подхватывают американские традиции и читают о тех суммах, которые хотели бы заработать, несколько приукрашивая. В США это нормальная практика, никто не будет рассказывать, что бомжует и ест быстрорастворимую лапшу. Такого человека просто не поймут.
У меня было много предложений от лейблов, и все они заключались банально в необходимости делиться с ними деньгами. Все, что предлагают российские лейблы, можно спокойно сделать самому. У меня есть менеджер Влад, чуваку всего 19 лет, но он справляется в одиночку со всеми организационными вопросами. Если у менеджера есть мозги, никакой лейбл не нужен.
Букер (Федор)
Рэпом я начал заниматься лет в 16, а сначала просто писал стишки, как и многие подростки. Однажды я посмотрел, что делают в этом жанре люди вокруг меня, и подумал, что смогу надрать зад. Плюс была какая-то потребность в творчестве и самореализации и со временем она трансформировалась в карьеру рэп-артиста. Эта карьера и приносит мне деньги.
Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем. Когда я поступал, нам прочили горы рабочих мест, но, естественно, это оказалось неправдой.
С обычной работы я уволился месяца два назад и с тех пор занимаюсь только рэпом. У меня, как у любого молодого человека, столкнувшегося с необходимостью зарабатывать деньги после университета, было много разных работ. Был и официантом, и барменом, и администратором, и продавцом — такие достаточно доступные профессии. Но несмотря на то, что были и перспективы для развития, и приятные коллективы, я понял, что, если отдам себя музыке полностью, смогу зарабатывать больше.
Я пробовал выпускать треки еще до баттлов, но именно баттлы стали для меня мощным катализатором, потому что я участвовал почти во всех подобных проектах в России. Я видел 200 баттлов вживую и больше 300 — на видео. За участие в некоторых баттлах могут заплатить от 15 до 50 тысяч, но деньги предлагают не сразу, и случается это нерегулярно. Это нестабильный заработок, но такие гонорары могут сильно помочь в определенный момент.
В этом октябре у меня были два первых сольных концерта в Москве и Санкт-Петербурге. Они прошли неплохо, мы собрали около 100–120 человек в обоих городах. Для большинства российских рэперов именно концерты становятся главным источником дохода, потому что альбомы у нас не продаются нормально из-за проблем с авторским правом. А за эти два концерта удалось заработать чуть меньше 50 тысяч рублей. Но получать можно и гораздо больше. Концерты — это хлеб с маслом и икрой, если ты известный рэп-артист.
Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем
У меня никогда не получалось зарабатывать гострайтингом, и это печально. Это своя сфера с особыми законами, в которую надо было вливаться чуть раньше. Но я знаю, что многие ребята пишут тексты очень известным артистам. Для людей, которые не могут постоянно гастролировать, это основной источник дохода. В России особое отношение к гострайтингу: якобы это что-то недостойное. На Западе же с артистами работают огромные команды таких людей, и все об этом знают, но не заостряют внимания.
Есть огромная разница между американским и российским менталитетами в рэп-сфере. Такого рода творчеством у них занимаются реально среднестатистические парни из гетто и очень бедных семей, даже если вспомнить Desiigner с треком «Panda». У каждого такого парня есть идея фикс: заработать много денег и показать превосходство над окружением. Отсюда эти гриллзы, кучи золотых украшений и так далее. Да и сами модели заработков в русском и американском рэпе существенно отличаются. Потому что там есть лейблы, которые обеспечивают большими деньгами, а еще охотники за головами, которые выцепляют молодых талантливых ребят и помогают им развиваться.
У нас же 90 % рэперов — селф-мейд, они сами организовывают концерты, делают мерч и все в этом духе. Несмотря на то что русский рэп сделал большой шаг вперед за последние годы, я все равно чувствую себя частью кучки энтузиастов.
На Западе составляется огромное количество топов самых богатых рэперов, которые при этом пользуются уважением. А у нас кто? Тимати? Баста еще, может. Но Баста — это народный музыкант с имиджем сдержанного человека, которые не флексит на своих доходах. В последнее время он вообще производит впечатление примерного семьянина, дядечки на большом джипе, который решает бизнес-вопросы. Этот образ простого ростовского парня намного ближе русскому человеку.
Может быть я идеалист, но думаю, что за деньгами в рэп приходить не нужно: это же творчество. Если хочешь денег, пожалуйста — иди в бизнес. Тот же Тимати занимается не творчеством, а бизнесом, на мой взгляд. Открыв малый бизнес или торгуя наркотиками, можно заработать гораздо больше, чем рэпом.
Редо (Никита)
Я начал заниматься музыкой шесть лет назад, слушал Eminem и Tech N9ne. Потом мне рассказали про грайм, и я просто сошел с ума. Было ощущение, что это профессиональная лига рэпа, куда берут только лучших из лучших. На одной из вписок ребята заставили меня прочитать тексты, написанные в стол, и очень удивились тому, что я это до сих пор не записал. Так все и началось.
С учебой у меня не особо задалось: я учился на физхимика, но вылетел на третьем курсе. Голова была забита музыкой, так что я *** по учебе и толком не мог обращать внимания на другие вещи. Когда ты постоянно думаешь о рэпе, сложно одновременно раскладывать тройной интеграл. Плюс ко всему мой университет находился не в Москве, так что были проблемы с электричками, что тоже приводило к прогулам. Но я жалею только о том, что не отчислился после первого курса, — совершенно не вижу себя в этой сфере.
Зарабатывать на жизнь как-то надо было, поэтому крутился и работал барменом. Просто подумал, что люблю бухло и кофе. Кем я еще могу работать? Я очень хотел научиться делать разные коктейли — заморочиться, заработать денег и поставить дома мини-бар. Придут люди на вписку, а ты им не чай и кофе предлагаешь, а дайкири с лонг-айлендом. Но мне все время попадались стервозные бабы-администраторы, которые стояли над душой и мешали, так что я нигде не задерживался дольше двух месяцев. Однажды налил одному чуваку кофе, он меня поблагодарил.
А вечером открываю «ВКонтакте», а там чувак без аватарки спрашивает: «Че? Тебя рэп уже не кормит?» Ну и я понял, что дальше надо зарабатывать как-то более беспалевно.
Потом стал заниматься дизайном, но искать клиентов и делать портфолио оказалось сложно и долго. В основном делал логотипы, визитки, брошюрки, лендинги, немного занимался мерчендайзом. Периодически удавалось срывать крупные заказы, например дизайн для бейсбольного клуба МИФИ — логотип, форму и все остальное. Потом предложили сделать то же самое для МГУ, но что-то не сложилось. Это приносило деньги, но нужно было гробить много времени на поиск новых заказов. Тогда я решил заниматься дизайном только в музыкальном русле. В итоге что-то перепадало, но у нас очень бедная индустрия, и за обложку к треку платили каких-нибудь 300 рублей. Однако интерес к этой теме остался, так что обложки для своих релизов я делаю самостоятельно.
Еще я очень долго искал работу штатным дизайнером и в итоге нашел маленький офис, в котором всегда был один, что очень классно. А люди приходили обычно сделать какую-нибудь паршивую визитку или объявление. А вы знаете, какие традиции в русском дизайне. Приходили и просили на синем кондиционере написать что-то красными буквами. Но попадались люди, которые приходили за визитками, а потом что-то заказывали мне уже в частном порядке. Небольшие деньги, но хватало, чтобы попить кофе.
А сейчас кормит исключительно музыка, и так я живу последние полгода.